УДК 338.58
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАТРАТ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНИРОВАНИИ
© 2012 О.В. Киселева Ульяновский государственный университет Поступила в редакцию 17.10.2012
Рассмотрены методы оценок будущих затрат в инвестиционном планировании: инженерный (технический) метод, а также метод определения максимального и минимального значений (high-low method). Предложен вариант расчета потребности в дополнительных средствах финансирования, необходимых в связи с развитием и ростом объема продаж.
Ключевые слова: инвестиции, затраты, методы прогнозирования затрат, оборотный капитал, финансирование.
С рыночной средой неразрывно связано негативное изменение внешней среды, что часто проявляется в виде ухудшения финансовой устойчивости предприятия, снижения его конкурентоспособности. Стремясь укрепить свои позиции на рынках, предприятия постоянно инвестируют средства в различные проекты.
Основным критерием оценки интенсивности изменения масштабов деятельности служит показатель объема продаж продукции (товаров, работ, услуг). Рост объема продаж, связанный с расширением действующего производства, свидетельствует об активной инвестиционной политике конкурентоспособного и финансово устойчивого предприятия. Однозначно, расширение производства связано с ростом потребности в оборотных средствах и с ростом затрат.
В целях оценки эффективности инвестиционных мероприятий необходимо сопоставлять рост объема продаж с ростом затрат. В связи с этим прогнозирование затрат и потребности в оборотном капитале является чрезвычайно важным элементом инвестиционного планирования.
В силу специфических особенностей предсказания будущего уровня затрат ответственным исполнителем по данному направлению прогнозирования назначается одна из экономических служб предприятия: бухгалтерия, планово-экономический или финансовый отдел. Производственные менеджеры обеспечивают необходимую информацию для оценки предстоящих затрат на электроэнергию, обслуживание техники, ее ремонт, сырье и материалы. Специалисты в области нормирования труда представляют информацию об уровне затрат за один час работы персонала и трудоемкости изготовления отдельных видов продукции. Снабженцы вносят коррективы в цены на различные виды ресурсов, используемые в процессе производства и сбыта продукции.
Киселева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления. E-mail: [email protected]
Наиболее часто в качестве объектов прогнозирования выступают постоянные, переменные и полные операционные издержки. Для того чтобы предсказать величину затрат в предстоящих периодах и найти оптимальное соотношение между упомянутыми показателями, в финансовом анализе получили широкое распространение инженерный и исторический методы оценки будущих затрат, метод определения максимального и минимального значений (high-low method), приемы линейного и сложного регрессионного анализа.
Инженерный (технический) метод используется для предсказания будущих затрат на производство новой продукции путем установления норм расхода материальных, трудовых и накладных расходов. В случае, когда невозможно собрать информацию о величине отдельных статей калькуляции изготовления конкретного продукта (в связи с отсутствием какого- либо опыта в прошлом), данный метод представляет едва ли не единственную возможность обоснованно оценить объем производственных издержек на будущее.
Исторический метод основывается на обобщении оперативной и прошлой информации о затратах с подразделением их по отношению к объему выпуска продукции на условно-постоянные (а) и переменные (b). После определения количественных значений искомых показателей составляется уравнение полных производственных затрат, с использованием которого можно определить величину результативного показателя для любого объема выпуска продукции.
Уравнение производственных затрат представлено следующим выражением:
Y = a + b * X; где У - полные производственные затраты (зависимая переменная);
Х - объем выпуска продукции (независимая переменная).
При наличии опыта изготовления данного вида продукции и налаженной работы в облас-
ти учета производственных издержек (использование современных методов учета затрат и проведение текущего контроля за их образованием) эффективным приемом обоснования величины постоянных и переменных затрат, составляющих себестоимость в зависимости от запланированного выпуска продукции, является анализ безубыточности производства.
Для нахождения показателей а и Ь в уравнении полных производственных затрат используется метод определения максимального и минимального значений уровня деятельности предприятия. В качестве обобщающего показателя чаще выступает объем производства, выраженный в натуральном измерении (¿. Для каждого уровня деятельности определяется относящаяся к нему величина издержек Ъ. Причем, чем больше будет изучено зависимостей "объем продукции - издержки" (по соответствующим периодам в рамках исследуемого промежутка времени), тем точнее будут искомые показатели.
Например, бухгалтерия представила следующую информацию о выпуске продукции и полных производственных затратах по ее изготовлению за каждый месяц прошлого полугодия (табл. 1)
Из представленных данных очевидно, что наибольший объем продаж приходится на апрель, а наименьший - на февраль.
Переменные затраты на единицу продукции находятся из отношения прироста затрат к приросту в объеме продукции по экстремальным данным за исследуемый период времени.
В нашем случае переменные затраты за единицу продукции составят 0,125 тыс. руб.
37тыс.руб. - 27тыс.руб. -—--— = 0,125тыс. руб.
260шт. - 180шт.
Отсюда, если полные переменные издержки за апрель составят 32,5 тыс. руб. (0,125 тыс. руб. • 260 шт.), то условно-постоянные расходы - 4,5 тыс. руб. (37 тыс. руб. - 32,5 тыс. руб.).
В табл. 2 представлен расчет переменных и условно-постоянных затрат по периодам.
Полученные в табл. 2 результаты позволяют составить уравнение полных производственных затрат:
Y = 4,46 + 0,125* X ,
где У - полные производственные затраты (зависимая переменная);
Х - объем выпуска продукции (независимая переменная).
Предположим, что прогнозное значение объема выпуска продукции в июле месяце составит 260 шт., используя уравнение производственных затрат получим их значение в июле: 4,46 + 0,125 * 260 = 36,96 тыс. руб.
Трудно переоценить значение оборотного капитала в деятельности предприятия. Однако, как показывает практика, в перспективном анализе именно этот важный элемент денежного потока опускается.
В процессе хозяйственной деятельности величина оборотного капитала изменяется под воздействием ряда причин, например, под влиянием изменения масштабов деятельности, инфляции и т.д. В связи с этим в процессе оценки соответствующих денежных потоков особое внимание необходимо уделять прогнозированию величины производственных запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и краткосрочной кредиторской задолженности, т.е. оборотного капитала.
Широко распространенным на практике методом оценки будущих денежных потоков чистого оборотного капитала является метод доли от объема продаж.
Однако не все компании, даже при повышении спроса на изготовляемую ими продукцию, могут позволить себе увеличить производственно-технический потенциал. Основной проблемой остается дефицит собственных средств финансирования, обеспечивающих реализацию данного рода инвестиционных решений. В связи с этим представляется небесполезным рассмотреть методику оценки объема дополнительных средств финансирования, потребность в которых возникает при расширении масштабов производства и сбыта продукции (AF).
Результаты анализа в одинаковой мере представляют интерес, как для потенциальных инвесторов предприятия, так и для его учетных работников, в чьи обязанности входит осуществление
Таблица 1. Выпуск продукции и полные производственные затраты
Месяц Объем выпуска продукции (шт.) Полные производственные затраты (тыс .руб.)
1 2 3
Январь 200 30
Февраль 180 27
Март 210 31
Апрель 260 37
Май 240 33
Июнь 250 35
Таблица 2. Расчет переменных и условно-постоянных затрат
Период Объем выпуска продукции (шт.) Полные производственные затраты (тыс.руб.) Переменные затраты (тыс.руб.) Условно-постоянные затраты (тыс.руб.)
1 2 3 4 5
Январь 2oo 30 200 * 0,125 = 25 30 -25 =5
Февраль 18o 27 180 * 0,125 = 22,5 27 - 22,5 = 4,5
Март 2io 31 210 * 0,125 = 26,25 31 - 26,25 = 4,75
Апрель 26o 37 260 * 0,125 = 32,5 37 - 32,5 = 4,5
Май 24o 33 240 * 0,125 = 30 33 -30 = 3
Июнь 25o 35 250 * 0,125 = 30 35 -30 = 5
Средние условно-постоянные затраты за период (5 + 4,5 + 4,75 + 3 + 5) / 6 = 4,46 тыс.руб.
инвестиционного и финансового планирования.
Одним из наиболее распространенных аналитических подходов в оценке показателя дополнительных средств финансирования (ЛГ) является расчет прироста чистых активов компании, изменение которых допускается пропорционально прогнозируемому росту объема продаж.
Согласно этому требованию предлагается несколько отступить от установленного порядка расчета чистых активов предприятия. В целях предпринятого анализа чистые активы предприятия рекомендуется определять путем вычитания из суммы активов, зависящих от изменения в масштабах производства и сбыта продукции, суммы краткосрочных пассивов, исключая при этом краткосрочные заемные средства. В качестве информационной базы анализа используются данные бухгалтерской и статистической отчетности коммерческой организации.
В табл. 3 представлены соответствующие статьи бухгалтерского баланса предприятия, а также данные прочих форм годовой бухгалтерской отчетности, которые могут быть использованы в качестве исходных данных проводимого исследования.
Искомый объем дополнительного финансирования ЛГ, необходимого для обеспечения предполагаемого роста продаж, находится как разница между изменением величины чистых активов, от которых напрямую зависит процесс производства и продажи продукции, и объемом средств, обеспечиваемых из собственных внутренних источников (упрощенно из фонда накопления). Изменение в величине чистых активов (Л ЧА), происходящее вследствие роста (снижения) объема продаж, определяется по следующей формуле:
аЧА = A
*(Qi-Qo) _ KO *(Qi - Qo)
Qo
Qo
где А - величина активов в отчетном периоде, которые прямо влияют на процесс производства и сбыта продукции;
КО - величина краткосрочных обязательств в отчетном периоде, находящихся в прямой зависимости от масштабов производственной и сбытовой деятельности компании;
О0 и 01 - фактический и прогнозируемый объемы продаж.
Таким образом, требуемый объем внешнего финансирования ЛГ исчисляется по формуле:
^ = лэ * (— - —) - фн=ло * (а - —) - (чп - фп)
а а а а ,
где ЛО - абсолютное отклонение прогнозируемого объема реализации продукции от фактического его значения (О0 - 0);
ЧП - прогнозируемая величина чистой прибыли, оставшейся в распоряжении собственником компании;
ФП1 - отвлечение чистой прибыли в фонды потребления и социальной сферы, а также на выплату дивидендов по акциям компании в следующем периоде;
ФН - объем финансирования из собственных внутренних источников компании.
Если темп прироста выручки от реализации продукции обозначить через g ^ = ЛО/ О0), то прогнозируемый объем продаж в следующем периоде можно выразить как (1 + g)* О0- На основании исходных данных прогнозируемая в следующем периоде величина чистой прибыли ЧП может быть найдена из следующего уравнении:
(
ЧПХ =
а
*.
П
Qo
Л
(1 - tax) - Int
v ^о j
где По - величина прибыли перед налогообложением и выплатой процентов по кредитам в отчетном периоде;
*
Таблица 3. Исходные данные для оценки дополнительных средств финансирования,
необходимых в связи с ростом продаж
Показатели Отчетные данные
Сумма, тыс.руб. В % к выручке (нетто) от продажи продукции
1 2 3
Имущество компании, зависящее от изменения в масштабах производства и продажи продукции
1. Здания и сооружения производственного назначения 6620 149,77
2. Активная часть основных фондов 4600 104,07
3. Итого внеоборотных активов (стр. 1 + стр.2) 11220 253,85
4. Запасы 1920 43,44
5. Дебиторская задолженность 150 3,39
6. Денежные средства 10 0,23
7. Итого оборотных активов (стр.4 + стр.5 + стр.6) 2080 47,06
8. Всего активов (стр.3 + стр.7) 13300 300,9
Краткосрочные обязательства, зависящие от объема производства и продажи продукции (исключая краткосрочные заемные средства)
9. Кредиторская задолженность 1510 34,16
10. Резервы предстоящих расходов и платежей 20 0,45
11. Итого краткосрочных обязательств (стр.9 + стр. 10) 1530 34,62
Факторы, влияющие на величину чистой прибыли коммерческой организации
12. Выручка (нетто) от продажи продукции 4420 100,0
13. Себестоимость проданной продукции (работ, услуг) 3670 83,03
14. Коммерческие расходы 30 0,68
15. Управленческие расходы 90 2,04
16. Полная себестоимость проданной продукции (стр.13 + стр.14 + стр. 15) 3790 85,75
17. Прибыль (убыток) от продажи (стр.12-стр.16) 630 14,25
18. Ставка налога на прибыль, коэф. 0,20 X
19. Прибыль после налогообложения (стр.17 *(1 -стр.18)) 504 11,4
20. Оплата процентов по кредитам и займам 37 0,84
21. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении собственников компании (стр.19 - стр.20) 467 10,56
22. Доля прибыли, идущей на выплату дивидендов, на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы и материальному поощрению работников, коэф. 0,25 X
23. Отвлечение чистой прибыли в фонды потребления и социальной сферы, а также на выплату дивидендов по акциям компании (стр.21*стр.22) 116,75 2,64
tax - ставки налога па прибыль, коэф.; Int - оплата процентов по кредитам и займам, выплачиваемых за счет прибыли после налогообложения.
В нашем примере прогнозируемая величина прибыли будет равна:
ЧП = ( (1+g) * 4420 тыс.руб. * 0,1425) * *(1-0,20) - 37 тыс.руб. = 503,88 тыс.руб. *g + +466,88 тыс.руб.
В связи с тем, что при расчете планируемых объемов финансирования, обеспечиваемых за счет внутренних источников, используются такие переменные величины, как доля прибыли, идущая на выплату процентов по кредитам и займам, дивидендов по акциям компании, на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы и материальному стимулированию персонала, в ходе анализа необходимо увязывать
эти показатели с возможными изменениями в области накопления, дивидендной и кредитной политики. В нашем случае величина процентов по кредитам и займам, а также доля средств, отвлекаемых из чистой прибыли в фонды потребления, социальной сферы и на выплату дивидендов, остаются неизменными в следующем (прогнозируемом) периоде. На основании вышеизложенного объем финансирования за счет внутренних источников определяется из уравнения:
ФН1 = чп1 - фп1 = чп1 - 0,25 * Р1 = = 377,91тыс.руб .* g + 350,16тыс.руб.
Таким образом, показатель АГ может быть представлен следующим уравнением с одной переменной g:
Таблица 4. Определение потребности в дополнительных средствах финансирования в связи с возможным изменением объема производства
Темп прироста (снижения) продажи продукции, % Прогнозируемый объем продаж ( (1+гр.1)/100* 4420 тыс.руб.), Потребность в дополнительном финансировании (11392,11 тыс.руб. * гр.1/100 -
тыс.руб. 350,16 тыс .руб.)
1 2 3
20,0 5304,0 1928,262
15,0 5083,0 1358,657
10,0 4862,0 789,051
5,0 4641,0 219,4455
2,5 4530,5 -65,3573
0 4420,0 -350,16
-5,0 4199,0 -919,766
-10,0 3978,0 -1489,37
AF = 4420тыс.руб. * g * (3,0091 - 0,3462) - (377,91тыс.руб * g + 350,16тыс.руб) = 11392,11тыс.руб * g - 350,16тыс.руб.
Данное уравнение составлено, исходя из объема выручки (нетто) от продажи продукции 4420 тыс.руб.
Оценка потребности в дополнительных средствах финансирования в зависимости от запланированного прироста (снижения) объема реализации продукции в предстоящем периоде может быть выполнена в аналитической табл. 4.
При различных темпах прироста (снижения) продажи продукции возможны три ситуации относительно потребности фирмы в дополнительных средствах финансирования. При запланированном темпе прироста продукции в 10% и ниже (вплоть до сокращения объема производства и сбыта продукции) компания станет аккумулировать не использованные в процессе деятельности средства (гр.3). В этом случае актуальным будет вопрос о поиске направлений альтернативного вложения капитала. Ситуация с отсутствием потребности в дополнительных денежных вливаниях, при условии полного использования собственных финансовых ресурсов, проявляется при g = 2,5 % . И наконец, подъем уровня продаж более чем на 2,5% приведет к дефициту имеющихся в распоряжении компании средств финансирования (например, при g = 15%, показатель ^составит 1358,657 тыс. руб.).
Принимая за основу предложенную модель зависимости роста объемов производства и дополнительного финансирования можно сделать ряд определенных заключений:
- величина чистых активов прямо влияет на формирование потребности в дополнительных
средствах финансирования; чем больше величина чистых активов, тем меньше заемных средств потребуется для дальнейшего расширения своей деятельности;
- резкий скачок в увеличении объемов производства и сбыта продукции может сформировать значительную потребность в дополнительных средствах из внешних источников финансирования (за счет эмиссии акций и облигаций, кредитов банка и прочих займов);
- за счет реализации комплекса мероприятий по увеличению оборачиваемости оборотных активов, снижению оборачиваемости краткосрочных пассивов, повышению рентабельности реализуемой продукции, увеличению доли средств, отвлекаемой из чистой прибыли в фонд накопления может быть достигнуто значительное сокращение потребности в дополнительных средствах из внешних источников, необходимых для финансирования запланированного расширения масштабов деятельности коммерческой организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ендовицкий Е.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика [под ред. проф. Гиляровской Л.Т]. М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Киселева О.В., Макеева Ф.С. К вопросу о прогнозировании затрат и оборотного капитала // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2008. № 6(68). С.270-273.
3. Кислов Д.В. Составление финансовых планов: методы и ошибки. М.: Вершина, 2006.
METHODS OF FORECASTING THE COST OF THE INVESTMENT PLANNING
© 2012 O.V. Kiseleva Ulyanovsk State University
Methods of forecasting the cost of the investment planning are considered: engineering method and high-low method. The variant of calculation of requirement for the additional means of financing necessary in connection with growth of a sales volume is offered.
Key words: investment, costs, methods of forecasting the cost, the working capital, financing.
Olga Kiseleva, Candidate of Economics, Associate Professor at the Economic Analysis and the Government Department. E-mail: kiseleva [email protected]