Киселева О.В., Макеева Ф.С. К вопросу о ПРОГНОЗИРОВАНИИ ЗАТРАТ и ОБОРОТНОГО капитала
Динамичное развитие рыночной экономики часто проявляется в виде негативного изменения финансовой устойчивости предприятия, что чревато ситуацией банкротства. В связи с этим в целях стабилизации и укрепления финансового состояния предприятия важным является прогнозирование денежных потоков (доходов и расходов) предприятия.
Финансовая устойчивость предприятия обеспечивается достаточным по размеру оборотным капиталом, а также эффективным его размещением. Однако, как показывает практика, в перспективном анализе именно этому важному элементу формирования денежного потока уделяется недостаточно внимания.
В процессе хозяйственной деятельности величина оборотного капитала изменяется под воздействием ряда причин, например, под влиянием изменения масштабов деятельности, инфляции и т. д. В процессе оценки соответствующих денежных потоков особое внимание необходимо уделять прогнозированию величины производственных запасов, дебиторской задолженности, денежных средств т. е. составным элементам оборотного капитала.
Широко распространенным на практике методом оценки будущих денежных потоков в части оборотного капитала является метод доли от объема продаж.
Основным критерием оценки интенсивности изменения масштабов деятельности служит показатель объема продаж продукции (товаров, услуг).
Рост объема продаж, связанный с расширением действующего производства, свидетельствует об активной инвестиционной политике конкурентоспособного и финансово устойчивого предприятия. Однако не все компании, даже при повышении спроса на изготовляемую ими продукцию, могут позволить себе увеличить производственно-технический потенциал. Основной проблемой остается дефицит средств финансирования, обеспечивающих реализацию данного рода инвестиционных решений. В связи с этим нам представляется небесполезным рассмотреть методику оценки объема дополнительных средств финансирования, потребность в которых возникает при расширении масштабов производства и сбыта продукции (ЕВ).
Результаты анализа в одинаковой мере представляют интерес, как для потенциальных инвесторов предприятия, так и для его финансовых служб, в чьи обязанности входит осуществление финансового планирования.
Одним из наиболее распространенных аналитических подходов в оценке показателя дополнительных средств финансирования ЕЕ является расчет прироста чистых активов компании, изменение которых допускается пропорционально прогнозируемому росту объема продаж.
Согласно этому требованию предлагается несколько отступить от установленного порядка расчета чистых активов предприятия. В целях предпринятого анализа чистые активы предприятия рекомендуется определять путем вычитания из суммы активов, зависящих от изменения в масштабах производства и сбыта продукции, суммы краткосрочных пассивов, исключая при этом краткосрочные заемные средства. В качестве информационной базы анализа используются данные бухгалтерской и статистической отчетности коммерческой организации.
В табл. 1 представлены соответствующие статьи бухгалтерского баланса предприятия, а также данные других форм годовой бухгалтерской отчетности, которые могут быть использованы в качестве исходных данных проводимого исследования.
Искомый объем дополнительного финансирования ЕЕ, необходимого для обеспечения предполагаемого роста продаж, находится как разница между изменением величины чистых активов, от которых напрямую зависит процесс производства и сбыта продукции, и объемом средств, обеспечиваемых из собственных внутренних источников (упрощенно из фонда накопления). Изменение в величине чистых активов (ДЧА), происходящее вследствие роста (снижения) объема продаж, определяется по следующей формуле:
А
КП
АЧА = — *(#! -N0— -N),
N
где А - величина активов в отчетном периоде, которые прямо влияют на процесс производства и сбыта продукции; КП - величина краткосрочных
4-
Финансы, налоги и бухгалтерский учет
Таблица 1
Исходные данные для оценки дополнительных средств финансирования, необходимых в связи с ростом продаж
Показатели Отчетные данные
Сумма, тыс.руб. В % к выручке (нетто) от реализации продукции
1 2 3
Имущество компании, зависящее от изменения в масштабах производства и сбыта продукции
1. Здания и сооружения производственного назначения 6620 149,77
2. Активная часть основных фондов 4600 104,07
3. Итого внеоборотных активов (стр. 1 + стр.2) 11220 253,85
4. Запасы 1920 43,44
5. Дебиторская задолженность 150 3,39
6. Денежные средства 10 0,23
7. Итого оборотных активов (стр.4 + стр.5 + стр.6) 2080 47,06
8. Всего активов (стр.3 + стр.7) 13300 300,9
Краткосрочные обязательства, зависящие от объема производства и сбыта продукции (исключая краткосрочные заемные средства)
9. Кредиторская задолженность 1510 34,16
10. Резервы предстоящих расходов и платежей 20 0,45
11. Итого краткосрочных обязательств (стр.9 + стр. 10) 1530 34,62
Факторы, влияющие на величину чистой прибыли коммерческой организации
12. Выручка (нетто) от реализации продукции 4420 100,0
13. Себестоимость реализации продукции (работ, услуг) 3670 83,03
14. Коммерческие расходы 30 0,68
15. Управленческие расходы 90 2,04
16. Полная себестоимость реализации продукции (стр.13 + стр.14 + стр. 16) 3790 85,75
17. Прибыль (убыток) от реализации (стр.12-стр.16) 630 14,25
18. Ставка налога на прибыль, коэф. 0,24 X
19. Прибыль после налогообложения (стр.17 -[1 -стр.18]) 478,8 10,83
20. Оплата процентов по кредитам и займам 37 0,84
21. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении собственников компании (стр.19 - стр.20) 441,8 10,0
22. Доля прибыли, идущей на выплату дивидендов, на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы и материальному поощрению работников, коэф. 0,25 X
23. Отвлечение чистой прибыли в фонды потребления и социальной сферы, а также на выплату дивидендов по акциям компании (стр.21-стр.22) 110,45 2,5
обязательств в отчетном периоде, находящихся в прямой зависимости от масштабов производственной и сбытовой деятельности компании; N0 и N1 - фактический и прогнозируемый объемы продаж.
Таким образом, требуемый объем внешнего финансирования ББ исчисляется по формуле:
EF = ДN *
А КП
V N0
N
- ФН =
о;
ДN *
А КП
N0 N
-(Р - ФП),
о
где ДN - абсолютное отклонение прогнозируемого объема реализации продукции от фактического его значения за отчетный период (N0 - N1); Р1 - прогнозируемая величина чистой прибыли, оставшейся в распоряжении собственникам компании; ФП1 - отвлечение чистой прибыли в фонды потребления и социальной сферы, а также на выплату дивидендов по акциям компании в сле-
дующем периоде; ФН - объем финансирования из собственных внутренних источников компании.
Если темп прироста выручки от реализации продукции обозначить через g = АЫ / N0), то прогнозируемый объем продаж в следующем периоде можно выразить как (1 + g)* N0. На основании исходных данных прогнозируемая в следующем периоде величина чистой прибыли Р1 может быть найдена из следующего уравнении:
Pi =
N1
1 N
*(1 - tax)-Int,
о J
где Р0 - величина прибыли перед налогообложением и выплатой процентов по кредитам в отчетном периоде; tax - ставки налога па прибыль, коэф.; Int - оплата процентов но кредитам и займам, выплачиваемых за счет посленалоговой прибыли.
В нашем примере прогнозируемая величина прибыли будет равна:
Р1 = ( (1+g) * 4420 тыс.руб. * 0,1425) * * (1-0,24))*0,65 - 37 тыс.руб. = 409,4 тыс.руб.* *g + 372,4 тыс.руб.
В связи с тем, что при расчете планируемых объемов финансирования, обеспечиваемых за счет внутренних источников, используются такие переменные величины, как доля прибыли, идущая на выплату процентов по кредитам и займам, дивидендов по акциям компании, на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы и материальному стимулированию персонала, в ходе анализа необходимо увязывать эти показатели с возможными изменениями и области накопления, дивидендной и кредитной политики. В нашем случае величина процентов по кредитам и займам, а также доля средств, отвлекаемых из чистой прибыли в фонды потребления, социальной сферы и на выплату дивидендов, остаются неизменными в
следующем (прогнозируемом) периоде. На основании вышеизложенного объем финансирования за счет внутренних источников определяется из уравнения:
Р1 - ФП1 = Р1 - 0,25 *Р1 = = 307,05 тыс. руб. * § + 279,3 тыс. руб.
Таким образом, показатель ББ может быть представлен следующим уравнением с одной переменной g:
ЕБ = 4420 тыс. руб. * (3,0091 - 0,3462) -- (307,05 тыс. руб. * § + 279,3 тыс. руб.) = = 11462,968 тыс. руб. * § - 279,3 тыс. руб.
Данное уравнение составлено, исходя из объема выручки (нетто) от реализации продукции 4420 тыс. руб.
Оценка потребности в дополнительных средствах финансирования в зависимости от запланированного прироста (снижения) объема реализации продукции в предстоящем периоде может быть выполнена в аналитической табл. 2.
При различных темпах прироста (снижения) реализации продукции возможны три ситуации относительно потребности фирмы в дополнительных средствах финансирования. При запланированном темпе прироста продукции в 10% и ниже (вплоть до сокращения объема производства и сбыта продукции) компания станет аккумулировать не использованные в процессе деятельности средства (гр. 3). В этом случае актуальным будет вопрос о поиске направлений альтернативного вложения капитала. Ситуация с отсутствием потребности в дополнительных денежных вливаниях, при условии полного использования собственных финансовых ресурсов, проявляется при g = 2,5 %. И наконец, подъем уровня продаж более чем на 2,5% приведет к дефициту имеющихся в распоряжении компании средств финансирования
Таблица 2
Определение потребности в дополнительных средствах финансирования
Темп прироста (снижения) реализации продукции, % Прогнозируемый объем продаж ((1+гр.1)/100* 4420 тыс.руб.), тыс. руб- Потребность в дополнительном финансировании (11462,968 тыс.руб. * гр. 1/100 - 279,3 тыс.руб.)
1 2 3
10,0 4862,0 866,99
5,0 4641,0 293,85
2,5 4530,5 7,27
0 4420,0 -279,3
-5,0 4199,0 -852,45
-10,0 3978,0 -1425,6