Научная статья на тему 'Анализ финансового результата деятельности ОАО «Партнер-Проект»'

Анализ финансового результата деятельности ОАО «Партнер-Проект» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полисюк Г.Б., Коноваленко И.Е.

В условиях современного развития России, для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия, возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения о финансовых результатах. Их анализ помогает в принятии управленческих решений как стратегического так и тактического характера. Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования. Методика анализа включает три взаимосвязанных блока: анализ финансовых результатов деятельности предприятия; анализ финансового состояния предприятия; анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансового результата деятельности ОАО «Партнер-Проект»»



АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПАРТНЕР-ПРОЕКТ»

Т.Е. ПОЛИСЮК,

доктор экономических наук, профессор

И.Е. КОНОВАЛЕНКО

Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения о финансовых результатах. Их анализ помогает в принятии управленческих решений как стратегического, так и тактического характера.

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.

Методика анализа включает три взаимосвязанных блока:

I. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

II. Анализ финансового состояния предприятия.

III. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Приступая к анализу финансовых результатов,

необходимо выявить, в соответствии ли с установленным порядком рассчитаны экономические показатели: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; чистая прибыль (убыток) отчетного периода и все исходные составляющие для формирования прибыли, такие как выручка (нетто) от продаж товаров, продукции (работ, услуг); себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг); расходы по продажам и управленческие расходы, прочие доходы и расходы; подтвердить достоверность данных формы № 5 «Приложение к бухгал-

терскому балансу» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:

— анализ состава и динамики прибыли;

— анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности;

— анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

— анализ распределения и использования прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы. В ходе анализа прибыли выявляются факторы, вызывающие уменьшение финансовых результатов, т. е. снижение прибыли. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности.

Факторный анализ прибыли организации проводят исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.

Проанализируем динамику показателей прибыли на примере ОАО «Партнер-Проект» (табл. 1). Основным видом деятельности общества является проектирование, монтаж и пусконаладочные работы по оборудованию пожарной, охранной и

Таблица 1

Динамика показателей прибыли (убытка) до налогообложения организации ОАО «Партнер-Проект»

№ Показатель Предыдущий период Отчетный период Темп

и/и Сумма, тыс.руб. Структура, % Сумма, тыс.руб. Структура, % роста, %

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1 Выручка от продажи товаров, работ услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 23 158 — 30 545 — 132,0

2 Себестоимость проданных товаров продукции, работ, услуг 11 540 — 14 800 — 128,2

3 Валовая прибыль (стр. 1 — стр. 2) 11 618 — 15 745 — 132,5

4 Коммерческие расходы 4 110 — 5 250 — 154,9

5 Управленческие расходы 1 052 — 1 646 — 123,9

6 Прибыль (убыток) от продаж (стр. 3 — (стр. 4 + стр. 5)) 6 456 107,9 8 849 97,4 137,1

Прочие доходы и расходы

7 Проценты к получению — — — — —

8 Проценты к уплате 48 -0,8 73 -0,9 152,1

9 Доходы от участия в других организациях — — — — —

10 Прочие операционные доходы — — 53 — —

11 Прочие операционные расходы 350 — 465 — 132,9

12 Прибыль от операционныхдоходов (стр. 10 — стр. 11) -350 -5,84 -412 -5 117,7

13 Внереализационные доходы 123 — 105 — 85,4

14 Внереализационные расходы 197 — 261 — 132,5

15 Внереализационная прибыль (стр. 13 — стр. 14) -74 - 1,24 - 156 2,6 210,8

16 Прибыльубытокдо налогообложения (стр. 6 + стр. 7 — стр. 8 + стр. 12 + стр. 15) 5 984 100 8 208 100 137,2

охранно-пожарной сигнализации, торговля электронным оборудованием и электронной техникой. Предприятие ОАО «Партнер-Проект» является подрядной организацией, которая на основании договора подряда полностью отвечает перед заказчиком за осуществление комплекса строительно-монтажных работ и их надлежащее качество, своевременное устранение дефектов и недоделок, сдачу и ввод в действие (совместно с заказчиком) в установленные сроки законченных объектов.

Влияние на прибыль до налогообложения структурных сдвигов определяется по формуле: АПН = ППн -100%

или

АПИ =£ Y00(п™ -100)'%'

где — Чп. доля /-го вида прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения, %\п — число видов прибыли, ед.

Пя = 137,2- 100 = 37,2%; 107 9

АПН =-(137,1 -100) = 40%;

Н 100

АПН проц. уплач. = 00(152,1 -100) = -0,4%; АПН опер. расх = 5-04 (117,7 -100) = -1;

1 24

АПН внер. расх = (210,8 -100) = -1,4.

Итого: 37,2 %, таким образом, расчет верен.

Из данных табл. 1 следует, что прибыль организации до налогообложения за отчетный период выросла, и увеличение прибыли достигнуто в основном за счет роста выручки и прибыли от продаж.

Результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия — это его финансовое состояние. Оно выражается в способности к осуществлению его дальнейшей деятельности и зависит от обеспеченности предприятия собственным капиталом.

Цель анализа финансового состояния организации — своевременно выявлять и устранять причины нежелательных отклонений в финансовом состоянии организации, определять резервы улучшения финансового состояния организации и ее платежеспособности. Анализ финансового состояния так же позволяет оценить финансовое положение предприятия лицам, заинтересованным в результатах его функционирования (инвесторам, кредиторам, банкам, поставщикам, акционерам и ДР-)-

Основными элементами анализа финансового состояния организации являются:

1) состав и структура активов (имущества, материальных и нематериальных ценностей, являющихся ресурсами производственно-хозяйственной деятельности организации), их состояние и динамика;

2) состав и структура пассивов (собственного и заемного капитала), их состояние и динамика;

3) абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости организации и оценка изменений ее уровня;

4) платежеспособность организации и ликвидность активов баланса.

Имущественное положение предприятия оценивается исходя из наличия и размещения его экономических ресурсов (активов) и источников их формирования (пассивов). Сопоставление стоимости активов, которыми располагает предприятие, с величиной пассивов позволяет оценить финансовое состояние предприятия. Эта оценка осуществляется по данным бухгалтерского баланса.

Каквидно из данных табл. 2, наибольший удельный вес в имуществе предприятия занимают внеоборотные активы в 2006г. — 52,75 %, а в 2007 — 53,6 %.

Из анализа источников финансирования имущества предприятия, данные которого представлены в табл. 3, видно, что наибольший удельный вес из всех источников финансирования занимают собственные средства предприятия в 2006 г. — 72,7, %,ав 2007г. — 79%.

Анализ финансовой устойчивости предприятия можно проводить с помощью системы как абсолютных, так и относительных показателей.

Возможно выделение четырех типов финансовой устойчивости:

5 (х) = {1; 1; 1} — абсолютная финансовая устойчивость;

5 (х) = {0; 1; 1} — нормальная финансовая устойчивость;

5 (х) = {0; 0; 1} — неустойчивое финансовое состояние;

£ (х) = {0; 0; 0} — кризисное финансовое (на грани банкротства).

Финансовое состояние ОАО «Партнер-Проект» на конец анализируемого периода имеет нормальную финансовую устойчивость с недостатком собственных оборотных средств — 17 тыс. руб., а на начало периода — является неустойчивым, так как в ходе анализа установлен недостаток собственных оборотных средств 420тыс. руб., собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов 389тыс. руб. и излишек общей величины основных источников формирования запасов 985тыс. руб., запасы обеспечены только за счет краткосрочных займов и кредитов.

В краткосрочной перспективе финансовое состояние предприятия оценивается показателями ликвидности и платежеспособности. Они характеризуют, может ли предприятие в полном

Таблица 2

Анализ имущества ОАО «Партнер-Проект»

№ Размещение имущества На начало года На конец года Изменение

и/и тыс.руб. уд. вес тыс.руб. уд. вес ± в%

1 Внеоборотные активы, всего 3576 52,75 4500 53,6 +924 +0,85

2 Запасы 1535 22,64 1871 22,3 +336 -0,34

3 Расчеты и дебиторская задолженность* 719 10,6 930 11,1 +211 +0,5

4 Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 950 14,01 1092 13 +142 + 1,01

5 Оборотные активы, всего 3204 47,25 3893 46,4 +689 +0,85

6 Всего имущества 6780 100 8393 100 + 1362 X

*Расчеты и дебиторская задолженность = Дебиторская задолженность + НДС по приобретенным ценностям + Прочие оборотные активы.

Таблица 3

Анализ источников финансирования ОАО «Партнер-Проект»

Номер строки Размещение имущества На начало года На конец года Изменение

тыс.руб. уд. вес тыс.руб. уд. вес ± в%

1 Источники собственных и приравненных к ним средств* 4931 72,7 6632 19 +1701 + 6,3

2 Заемные средства" 1849 27,3 1761 21 -88 -6,3

3 Всего источников 6780 100 8393 100 + 1568 X

* Источники собственных и приравненных к ним средств = Итог разд. III «Капитал и резервы» + Итог разд. IV «Долгосрочные обязательства» + «Доходы будущих периодов» + «Резервы предстоящих расходов».

** Заемные средства = Итог разд. V «Краткосрочные обязательства» «Доходы будущих периодов» «Резервы предстоящих расходов».

лКали^ 21 (126) - 2008

Таблица 4

Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости ОАО «Партнер-Проект»

№ и/и Показатель Предыдущий период Текущий период Изменение (+/-)

1 Собственный капитал, тыс. руб. стр. 490 4900 6604 + 1704

2 Иммобилизованныеактивы,тыс. руб., стр. 190 3576 4500 + 924

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Наличие собственных оборотных средств,тыс. руб., Сс (п. 1 — П.2) 1324 2104 + 780

4 Долгосрочные обязательства,тыс. руб., стр. 590 31 28 -3

5 Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов,тыс. руб., Скф (п. З + п.4) 1355 2132 + 777

6 Краткосрочные займы и кредиты, тыс. руб., стр. 610 1374 1251 - 123

7 Общая величина основных источников формирования запасов, тыс. руб. Сои (п. 5 + п.б) 2729 3383 + 654

8 Общая величина запасов, тыс. руб., Б 1744 2121 + 377

9 Излишек (+) или недостаток (-) собственных источников формирования запасов,тыс. руб., ДСС -420 -17 +403

10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заем-ныхисточников формирования запасов и затрат,тыс. руб., ДСКФ -389 11 + 400

11 Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат,тыс. руб., ДСои 985 1262 + 277

12 Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации, 8 {0,0,1} {0,1,1} X

объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Ликвидность бухгалтерского баланса выражается в степени покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается путем установления

соотношений между обязательствами организации и его активами.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1>П1;А2>П2;АЗ>ПЗ;А4<П4. На начало периода: 950 тыс. руб. > 475 тыс. руб. — соответствует;

Таблица 5

Ранжирование активов по степени убывания ликвидности и пассивов по степени возрастания срочности их погашения

Условное обозначение Ранжирование активов и пассивов баланса (алгоритм расчета) Абсолютная величина, тыс. руб. Изменение (+, -), тыс. руб.

на начало года на конец года

АКТИВЫ

А1 Наиболее ликвидные активы: • денежные средства (стр. 260); • краткосрочные финансовые вложения (стр. 250) 950 1092 + 142

А2 Быстро реализуемые активы: • дебиторская задолженность до 12 месяцев (стр. 240); • прочие оборотные активы (стр. 270) 510 680 + 170

АЗ Медленно реализуемые активы: • запасы с учетом НДС (стр. 210 + стр. 220) 1912 2387 + 475

А4 Трудно реализуемые активы: • внеоборотныеактивы(стр.190) 3408 4234 + 826

ПАССИВЫ

П1 Наиболее срочные обязательства: • кредиторская задолженность (стр. 620) 475 510 + 35

П2 Другие краткосрочные обязательства: • краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства (стр. 610 + стр. 630 + стр. 660) 1374 1251 - 123

ПЗ Долгосрочные обязательства (стр. 590) 31 28 -3

П4 Собственный капитал: • собственный капитал с учетом убытков, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов (стр. 490 + стр. 640 + стр. 650) 4900 6604 1704

510тыс. руб. > 1374тыс. руб. — не соответствует;

1912тыс. руб. > 31 тыс. руб. — соответствует;

3408тыс. руб. < 4900тыс. руб. — соответствует.

На конец периода: 1092 тыс. руб. >510тыс.руб. — соответствует;

680тыс. руб. > 1251 тыс. руб. — не соответствует;

2387тыс. руб. > 28 тыс. руб. — соответствует;

4234тыс. руб. < 6604тыс. руб. — соответствует.

Как на начало, так и на конец периода баланс не является ликвидным, не выполняется второе условие.

Платежеспособность — это наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

Основными признаками платежеспособности являются:

а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;

б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Для анализа платежеспособности используют три относительных показателя, расчеты которых приведены в табл. 6.

Исходя из них можно сделать следующие выводы:

- коэффициент текущей ликвидности на конец

2007 г. превышает рекомендованные границы

(от 1 до 2, ^тл= 2,2), что говорит о нерацио-

нальном вложении организацией своих средств и неэффективном их использовании;

- рост показателя критической ликвидности (с 0,789 до 1), означает увеличение свободных денежных средств и дебиторской задолженности (на 21,37 %) и уменьшении краткосрочных обязательств (на 4,76 %) по сравнению с предыдущим периодом. То есть предприятие может выплатить все денежные средства кредиторам при условии своевременных расчетов с дебиторами;

- увеличение значения коэффициента абсолютной ликвидности (с 0,51 до 0,62) говорит о том, что предприятие может покрыть больше своих обязательств.

Эффективность работы предприятия определяется через коэффициенты рентабельности. Они представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:

— показатели, рассчитанные на основе прибыли;

Таблица 6

Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки ликвидности и платежеспособности организации

Показатель Экономическое содержание Формула расчета по данным бухгалтерского баланса (форма № 1) Значение показателя

на начало периода на конец периода

Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) Характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами Кт. л. = Од/ КО = = (стр. 290 - стр. 244 - стр. 252) / (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660) 1,73 2,2

Коэффициент критической ликвидности Характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременных расчетов с дебиторами Кк. л. = (ДЗ +ДС + КФВ + ПОЛ) /ко = (стр. 240 + стр. 250+ стр. 260 + стр. 270) / (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660) 0,789 1

Коэффициент абсолютной ликвидности Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями Каб. л. = (ДС + КФВ) /КО = (стр. 260 + стр. 250) / (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660) 0,51 0,62

Условные обозначения: КО — краткосрочные обязательства; ОА — оборотные активы; ПОА — прогнозируемые оборотные активы; ДС — денежные средства; ДЗ — дебиторская задолженность; КФВ — краткосрочные финансовые вложения

— показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

— показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров. С помощью этих показателей можно определить влияние факторов изменения цены товаров и их себестоимости на изменение рентабельности товаров.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы организации, инвестированный капитал, акционерный капитал. Например, отношение чистой прибыли (дохода) ко всем производственным активам, отношение чистой прибыли к инвестированному или акционерному капиталу.

Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого потока денежных средств. Например, отношение чистого потока

Таблица 7

Показатели рентабельности, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности

Наименование показателя Расчетная формула Экономическое содержание

1. Показатели рентабельности деятельности

Рентабельность основной деятельности Стр. 050 / Стр. (020 + 030 + 040) (ф. № 2) Характеризует сумму прибыли от продаж, приходящейся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. Чем выше значение числителя и ниже знаменателя, тем рентабельнее деятельность организации. Организация должна придерживаться финансовой стратегии минимизации затрат на производство и сбыт продукции (товаров, работ, услуг)

Рентабельность продаж Стр. 050 Отражает соотношение прибыли от продаж и выручки, полученной организацией в отчетном году. Определяет сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на один рубль выручки. Оптимальным является пропорциональный рост показателей в числителе и знаменателе

Стр. 010 (ф. № 2)

2. Показатели рентабельности активов

Рентабельность внеоборотного капитала Стр.190 (ф. № 2) Стр.190 (ф.№ 1) Отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные активы. При расчете и анализе этого показателя следует оценить реальную стоимость внеоборотных активов, имеющихся на балансе организации (так как их оценка может быть занижена), и долю активной части основных средств, участвующих в производственном процессе и приносящих прибыль

Рентабельность оборотного капитала Стр. 190 (ф. № 2) Стр. 290 (ф. № 1) Отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный в оборотные активы

Рентабельность совокупных активов Стр. 190 (ф. № 2) Стр. 300 (ф. № 1) Характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации. Отражает величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные и оборотные активы

Рентабельность собственного капитала Стр. 190 (ф.№2)/Стр. (490 + 640 + 650) (ф. № 1) Характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала. Низкое значение коэффициента может свидетельствовать о наличии избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что с точки зрения акционеров подтвердит неудовлетворительность использования капитала или недостаточность привлечения заемного капитала. С другой стороны, высокое значение показателя может стать причиной нехватки капитала, которое является следствием избыточного привлечения заемных средств

Рентабельность заемного капитала Стр. 190 (ф. № 2) / Стр. (590 + 610) (ф. № 1) Характеризует эффективность использования организацией ее заемного

Рентабельность Инвестированного капитала Стр. 190 (ф. №2) / Стр. (490 + 640 + 650 + 590 + 610) (ф. № 1) Характеризует эффективность использования организацией капитала, находящегося в ее распоряжении

денежных средств к объему продаж, к совокупному капиталу, собственному капиталу и т. д. Эти показатели дают представление о возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами.

Увеличение рентабельности активов организации (Ла) на 12 % свидетельствует о растущем спросе на услуги.

Эффективность внеоборотного капитала повысилась на 4,8%, что отражает увеличение масштаба бизнеса организации.

Рентабельность оборотного капитала (^ок) отражает эффективность использования оборотного капитала организации.

Так, увеличение значения показателя с 1,42 до 1,61 показывает повышение эффективности использования оборотного капитала и уменьшение вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, понижение степени коммерческого риска.

Рентабельность продаж (^ПР) определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки. В рассматриваемом случае отмечается рост показателя на 3,9 %, что, несомненно, является положительным результатом.

Литература

Коэффициент рентабельности основной деятельности (Лод) определяет, сколько чистой прибыли получено на один рубль затрат на производство, и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к затратам на производство товаров.

В данном случае наблюдается рост показателя на 64 % за период.

Рентабельность перманентного капитала (^пк) отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок (как собственного, так и заемного). В отличие от рассмотренных коэффициентов, которые характеризовали различные аспекты рентабельности за отчетный период, данный коэффициент Лпк отражает эффективность использования как собственного, так и заемного капитала в долгосрочной перспективе. Незначительное увеличение данного показателя (на 1,5%) говорит о целенаправленной политике предприятия на повышение эффективности использования капитала.

Анализ хозяйственной деятельности позволяет выявить соответствие внутренних резервов и возможностей организации обеспечению конкурентных преимуществ и удовлетворению будущих потребностей рынка. Особенностью современного анализа является соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам организации.

1. Лысенко Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. — М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Сосненко Л. С., Черненко А. Ф. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. — М.: КНОРУС, 2007.

3. Чернышева Ю. Г., Чернышев Э. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: 100 экзаменационных вопросов. — М.: ИКЦ «МарТ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.