Научная статья на тему 'Методы проблемного обучения в практике организации самостоятельной работы студентов-журналистов'

Методы проблемного обучения в практике организации самостоятельной работы студентов-журналистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исакова Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются методы активизации самостоятельной работы студентовжурналистов, в частности методы проблемного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы проблемного обучения в практике организации самостоятельной работы студентов-журналистов»

М. : ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - 24 с.

14. Можаева, Г. В. Как подготовить мульти-медиакурс? [Текст] / Г. В. Можаева, И. В. Туба-лова : метод. пособие для преподавателей. Второе издание. - Томск : ООО «Графика», 2006. -41 с.

15. Николаенко, Н. Н. Психология творчества [Текст] / Н. Н. Николенко. - СПб. : Речь, 2007. - 230 с.

16. Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учеб. пособие / отв. редактор М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002 [Электронный ресурс]. - http://www.kro-Юулпйо/НЬ 8ес^8о/71 rost1.html.

17. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин.

- М. : Издательский центр «Академия», 2002.

- 224 с.

18. Черепова, Т. Н. Курс «история зарубежной журналистики» в условиях реформы высшего образования в РФ [Текст] / Т. Н. Черепова // Профессия - журналист: вызовы XXI века : сб. материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». - М.: Факультет журналистики МГУ, 2007. - С. 246-247.

Татьяна Борисовна Исакова

Волжский университет имени В. Н. Татищева

МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯВПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ

В статье рассматриваются методы активизации самостоятельной работы студентов-журналистов, в частности методы проблемного обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа, проблемное обучение.

Модернизация системы образования, принятие Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения оказали существенное влияние на изменение роли самостоятельной работы в организации учебного процесса. Наметилась тенденция увеличения доли самостоятельной внеаудиторной работы в учебных планах. Перед вузами встала задача повысить эффективность самостоятельной работы в достижении качественно новых целей образования по формированию профессиональной компетенции студентов.

Как показывает практика, простое уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не ведет к достижению данной цели. То учебное время, которое тратится сегодня студентами на самостоятельную работу, не дает желаемых результатов, так как:

- содержание самостоятельной работы, реализуемое разными преподавателями в рамках читаемых ими курсов, не связано напрямую с новыми целями - формирования заданных компетенций;

- недостаточная целенаправленность, про-блемность, слабая контролируемость самостоятельной работы со стороны преподавателей вузов;

- недостаточная дифференцированность и вариативность, отсутствие учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студента;

- значительный объем заданий не выполняется студентами вообще, выполняется формально или просто списывается с различных доступных им источников, что свидетельствует о том, что самостоятельная работа не побуждает студента к активной творческой учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности.

Активизировать самостоятельную работу студентов - значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий студентов и преподавателей на отношение к ней как к ведущему средству формирования профессиональной компетенции [5].

Проблема активизации самостоятельной работы студентов является актуальной и для си-

стемы медиаобразования. Подготовка бакалавров по направлению «Журналистика» к авторской, редакторской, проектно-аналитической, организационно-управленческой, социально-организаторской, производственно-технологической деятельности предполагает формирование таких свойств личности как: способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмыслению своего социального и профессионального опыта [7]. Средством формирования данных свойств личности (общекультурных компетенций) является правильно организованная самостоятельная работа.

В октябре 2011 года в г. Оренбурге прошла первая международная научно-практическая конференция «Методика преподавания журналистских дисциплин». В большинстве докладов, так или иначе, затрагивались вопросы методики организации самостоятельной работы студентов.

Интересен опыт Владимирского государственного университета по обучению студентов моделированию мини-структур, которые бы успешно работали в условиях пространства СМИ. Преподаватель предлагает студентам разработать бизнес-план для собственной телекомпании, подготовив расширенные материалы по 20 блокам. Путеводителем служит таблица, по которой предлагается планомерно двигаться в создании портфолио [2. С. 24].

В процессе подготовки журналистов широко используются такая форма организации самостоятельной работы как написание рефератов. Работа над рефератом предполагает проведения элементарного научного исследования. Реферат должен включать не только анализ литературы, но и практическую часть - самостоятельное исследование студентом газетных публикаций, телепрограмм или иных материалов, связанных с темой, собственные интервью с экспертами [1. С. 19].

В Новосибирском государственном педагогическом университете в ходе самостоятельной работы в ходе самостоятельной работы студенты не только отвечают на проблемные вопросы преподавателя, подбирают аргументы в защиту определенной точки зрения, но и разрабатывают фрагменты лекционного материала и представляют его аудитории [3. С. 31].

В Челябинском государственном университете накоплен опыт по использованию метода проектов в процессе подготовки журналистов [6. С. 74].

Анализ педагогического опыта по организации самостоятельной работы студентов показал, что в основе его лежит проблемное обучение.

Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Усваивая новое, он (студент) переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета [4].

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении студентами в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип про-блемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления. Проблемное обучение способствует формированию у студентов необходимой системы общекультурных и профессиональных компетенций и достижению высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию, исследовательской активности, самостоятельности.

Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.

При проблемном обучении преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент ставится в

позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении преподаватель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.

Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия. Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента:

о необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

о неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

о возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у студентов и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем

имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

Проблемные ситуации возникают перед студентом тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

Правила создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо следующее:

Перед студентом должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

■ задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

■ неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

■ выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Предлагаемое студенту проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать преподаватель путем указания студенту на причины невыполнения им по-

ставленного учебного задания или невозможности объяснить им те или иные факты.

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).

Список литературы

1. Вальковский, М. А. Научно-исследовательская работа студентов специализации «Международная журналистика»: от реферата к газетной публикации [Текст] / М. А. Вальковский // Методика преподавания журналистских дисциплин : международная научно-практическая конференция. Оренбург, 3-5 окт. 2011 г.: программа и тезисы докладов. - Оренбург, 2011. - 96 с.

2. Говердовская-Привезенцева, С. А. Освоение курса «Телевизионный бизнес»: диалог со студентами [Текст] / С. А. Говердовская-При-везенцева // Методика преподавания журналистских дисциплин : международная научно-практическая конференция. Оренбург, 3-5 окт. 2011 г. : программа и тезисы докладов. - Оренбург, 2011.-96 с.

3. Евдокимова, Е. В. Организация самостоятельной работы студентов журналистов при изучении дисциплины «История Сибирской печати» [Текст] / Е. В. Евдокимова // Методика преподавания журналистских дисциплин : международная научно-практическая конференция. Оренбург, 3-5 окт. 2011 г. : программа и тезисы докладов. - Оренбург, 2011. - 96 с.

4. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Яро-шевский.. -Ростов-н/Д. : Феникс, 1988.

5. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения [Текст] / Т. П. Афанасьева, Е. В. Караваева и др. - М. : Изд-во МГУ, 2007.

6. Симакова, С. И. Метод проектов как один из способов активизации познавательной деятельности студентов-журналистов в системе непрофильных дисциплин [Текст] / С. И. Симакова // Методика преподавания журналистских дисциплин : международная научно-практическая конференция. Оренбург, 3-5 окт. 2011 г. : программа и тезисы докладов. - Оренбург, 2011.-96 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.