[Текст] / Л. П. Громова // Профессия - журналист : вызовы XXI века : сб. материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». - М. : Факультет журналистики МГУ, 2007. - С. 86-87.
7. Гуревич, С. М. Исторический опыт российской журналистики и его применение в подготовке журналистов [Текст] / С. М. Гуревич // Профессия - журналист : вызовы XXI века : сб. материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». - М. : Факультет журналистики МГУ, 2007. - С. 11-12.
8. Демкин, В. П. Принципы и технологии создания электронных учебников [Текст] / В. П. Демкин, В. М. Вымятнин. - Томск, 2002. -50 с.
9. Жилякова, Н. В. История отечественной печати конца XIX - начала XX веков [Текст] /
Н. В. Жилякова. - Томск : УПК «Журналистика», 2009. - 250 с.
10.История русской журналистики XVIII-
XIX веков [Текст] / под ред. проф. Л. П. Громовой. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. - 672 с.
11. История сибирской печати XVIII - нач.
XX вв. [Текст] : в 5 т. - Иркутск : Издательство РИО ИГУ, 2003.
12.Клименко, Е. Л. Некоторые формы контроля знаний учащихся в современных информационных условиях [Текст] / Е. Л. Клименко // Современное культурное мышление и про-
блемы образования. - Тюмень : Изд-во Тюменского ун-та, 2006. - С. 195-199.
13.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. -М. : ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - 24 с.
14.Можаева, Г. В. Как подготовить мультимедиакурс? [Текст] / Г. В. Можаева, И. В. Туба-лова : метод. пособие для преподавателей. Второе издание. - Томск : ООО «Графика», 2006. -41 с.
15.Николаенко, Н. Н. Психология творчества [Текст] / Н. Н. Николенко. - СПб. : Речь, 2007. - 230 с.
16.Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учеб. пособие / отв. редактор М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002 [Электронный ресурс]. -http://www.krotov.info/ НЬ_8ес^8о/71_го8и.Ьт1.
17.Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин.
- М. : Издательский центр «Академия», 2002.
- 224 с.
18.Черепова, Т. Н. Курс «история зарубежной журналистики» в условиях реформы высшего образования в РФ [Текст] / Т. Н. Черепова // Профессия - журналист: вызовы XXI века : сб. материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». - М. : Факультет журналистики МГУ, 2007. - С. 246-247.
Татьяна Борисовна Исакова
ВолжскийуниверситетимениВ.Н. Татищева(г. Тольятти)
ПРИМЕНЕНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В МЕДИА ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается условия активизации самостоятельной работы студентов, подчеркивается необходимость улучшения ее планирования и контроля. Основное внимание уделено технологии проектирования программы самостоятельной работы на основе деятельностно-компетентностного подхода.
Ключевые слова: учебная программа, деятельностно-компетентностный подход, логическая структура содержания дисциплины.
В современном образовательном процессе ностную парадигму образования возникла про-особую актуальность приобретает организация блема активизации самостоятельной работы. самостоятельной работы студентов. В резуль- «Активизировать самостоятельную рабо-тате перехода на деятельностно-компетент- ту студентов - значит значительно повысить
ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий студентов и преподавателей на отношение к ней как к ведущему средству формирования профессиональных компетенций» [7. С. 92].
Активизация самостоятельной работы возможна при реализации следующих условий [7]:
Во-первых, увеличение количества часов на самостоятельную работу и включение в учебный план отдельных курсов и их разделов для самостоятельного изучения.
Во-вторых, включение самостоятельной работы в структуру предметно-деятельностных модулей в качестве их элемента. Самостоятельная работа должна быть направлена на формирование заданных в образовательной программе общих и специальных компетенций.
В-третьих, осуществление перехода к контролируемой самостоятельной работе. Для улучшения контролируемости самостоятельной работы рекомендуется улучшить качество ее планирования, то есть определение ее целей, содержания, сроков проведения, форм организации должно найти свое отражение в программах учебных дисциплин, в программах предметно-деятельностных модулей и в общей образовательной программе.
Учебная программа — нормативный документ, определяющий требования к знаниям, умениям и навыками компетенциям в области конкретной учебной дисциплины, а также содержание, последовательность изучения учебного материала и количество часов, отведенное на отдельные темы.
В настоящее время общепризнан вывод, что в программе учебной дисциплины должны отражаться не только содержание, но и общие подходы к его реализации в процессе обучения.
В. П. Беспалько, рассматривая учебную программу как эскизную модель определенной педагогической системы, считает, что в ней должны быть отражены такие элементы системы, как цели, реализуемые изучением данного предмета, раскрыто содержание, которое направлено на выполнение целей, указаны дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения.
Содержание обучения в целом как информационная модель может быть представлено различными способами. Как правило, это текстовая модель. Другим способом представления учебной информации является те-
заурус — комплекс терминов и понятий, связанных с профессиональной деятельностью. Следующим способом построения содержания является граф. Вопросами использования в педагогике теории графов для определения оптимальной структуры учебного материала, планирования учебного процесса и представления информации посвящены работы В. П. Беспалько, И. Б. Моргунова, Л. П. Савельевой, Т. Н. Глотовой.
Граф - это схема или логическая структура содержания обучения, показывающая иерархию всех компонентов последнего, позволяющая строго контролировать необходимость и место каждого факта, понятия, закона, принципа в общей логической структуре курса.
Проведенный анализ показывает, что в целом технология проектирования содержания обучения на уровне учебной дисциплины теоретически достаточно разработана.
Однако активизация самостоятельной работы в процесс деятельностно-компетентност-ного обучения накладывает свой отпечаток на отбор и структурирование содержания специальной дисциплины.
Отбор содержания проводился нами согласно следующим принципам:
Целостность. Содержание дисциплины состоит из различных разделов и тем, которые соединены между собой определенной логической связью. Содержание дисциплины должно быть единой системой, а не механическим набором научной информации.
Научность. Происходящее развитие науки и практики, совершенствование нормативноправовой базы требует постоянной корректировки содержания обучения.
Инвариантность. Содержание должно полностью соответствовать назначению изучаемой дисциплины в системе профессиональной подготовки, должно быть направлено на формирование компетенций и иметь проблемный характер.
Относительная полнота. Целесообразно осуществлять отбор содержания изучаемой дисциплины с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.
Вариативность. При отборе содержания необходимо варьировать темы, а именно - отбирать только те, которые дают знания и умения, и компетенции необходимые для будущей профессиональной деятельности, более полно учитывать индивидуальные возможности, потребности и интересы студентов. При этом
следует учитывать все вышеперечисленные критерии.
Сложность и многоплановость учебной дисциплины требует строгого структурирования материала.
Эффективность процесса обучения зависит от степени упорядочения материала, от рационального деления материала на смысловые фрагменты и ступенчатого овладения ими при постоянном обращении к какому-то целому. От того, овладел ли студент, продвигаясь вперед, предыдущим материалом, необходимым для понимания следующего и овладения новыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями [1; 2; 6].
При проектировании содержания дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ» нами был использован предложенный В. П. Беспалько структурный анализ целей и построение соответствующих этому анализу логических структур содержания обучения [2; 3; 4].
В результате проведенных исследований в этом направлении, на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601 «Журналистика», и в связи с отсутствием централизованного методического обеспечения самостоятельной работы студентов нами разработана программа по самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов по дисциплине «Международное гуманитарное право и СМИ». Она включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание дисциплины, содержание самостоятельной работы.
В пояснительной записке отражается место дисциплины в системе подготовки специалистов, цели и задачи ее изучения, связь данной дисциплины с другими науками.
Часть «Содержание дисциплины» представлена нами в виде схемы (рис. 1), логических структур отдельных разделов настоящей дисциплины (рис. 2, рис. 3, рис. 4) и логических структур отдельных тем.
Структурирование содержания дисциплины основано на формировании и систематизации учебного материала. При этом содержание обучения рассматривается как единая целостность, направленная на достижение интеграционных дидактических целей, имеющая определенную структуру и состоящая из обособленных учебных элементов.
Под учебным элементом мы понимаем объекты, явления и методы деятельности, ото-
бранные из науки и внесенные для изучения в программу учебной дисциплины [2].
Логическая структура дисциплины (см. рис. 1) представляет собой графическую классификационную схему двух порядков, состоящую из узлов и соединительных линий. В узлах логической структуры находятся учебные элементы, а соединительные линии показывают иерархические связи учебных элементов. Исходный учебный элемент «Международное гуманитарное право и СМИ», расположенный на вершине графической схемы, в процессе логического анализа дифференцируется на производные учебные элементы, в которых отражаются, диктуемые целями обучения, свойства исходного учебного элемента. Производные учебные элементы, выделенные по одному и тому же классификационному основанию, образуют порядки. Такими основаниями выделения производных учебных элементов являются «разделы» и «темы».
Международное гуманитарное право и СМИ
Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
Международное гуманитарное право в период войн и вооруженных конфликтов
Освещение вооруженных конфликтов и вопросов гуманитарного характера в СМИ
Рис. 1. Логическая структура дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях
I
Происхождение и развитие международного гуманитарного права
Межгосударственное сотрудничество в области прав человека
Рис. 2. Логическая структура 1 раздела дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Международное гуманитарное право в период войн и вооруженных конфликтов
Понятие, источники и предмет регулирования правоотношений в ходе вооруженных конфликтов Международное гуманитарное право и защита жертв вооруженных конфликтов Ответственность в международном гуманитарном праве
Рис. 3. Логическая структура 2 раздела дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Освещение в СМИ вооруженных конфликтов и вопросов гуманитарного характера
Роль и ответ-
ственность Средства
СМИ при осве- Журналист и методы
щении между- в зоне во- ведения
народных и оруженного информа-
внутренних конфликта ционных
вооруженных войн
конфликтов
Рис. 4. Логическая структура 3 раздела дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Каждое основание образует некоторую градацию производных учебных элементов на данном порядке логической структуры. Так основание «разделы» состоит из трех учебных элементов, а основание «темы» - из девяти. Производные учебные элементы основания «разделы» в логических структурах разделов (рис. 2, рис. 3, рис. 4) выступают как исходные. В логических структурах разделов основаниями для выделения производных учебных элементов являются «темы».
В логических структурах следующего уровня исходным учебным элементом является «тема», а производными —«дидактические единицы», прописанные в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.
При таком структурировании учебного материала достигается достаточно полное раскрытие содержания данной дисциплины.
Часть «Содержание самостоятельной работы» включает в себя следующие компоненты: тема, вид занятия, форма самостоятельной ра-
боты, содержание самостоятельной работы, форма контроля. Примерное оформление этой части программы представлено в таблице.
На самостоятельное изучение выносятся темы, включенные в учебную программу, но не рассматриваемые на теоретических и практических занятиях, и темы, на изучение которых отведено недостаточное количество аудиторных часов.
Вид занятий самостоятельной внеаудиторной деятельности студента может быть теоретическим (работа с учебником, первоисточниками, нормативными документами, дополнительной литературой), практическим (подготовка журналистских материалов в различных жанрах по проблемам международного гуманитарного права) и комбинированным (беседа по теме, решение задач, анализ ситуаций и т. д.).
Содержание самостоятельной работы студентов включает разнообразные формы деятельности: работа с литературой, оформление рефератов, презентаций, составление кроссвордов, заполнение карт ориентировочной основы деятельности, изучение различных видов документации, решение и составление учебных задач, обсуждение конкретных ситуаций. Целесообразно использовать задания для самостоятельной работы, строящиеся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирования общих и предметных компетенций.
Разнообразны и формы контроля самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов. Так, учебный материал, предусмотренный рабочей программой для усвоения студентами в процессе самостоятельной деятельности, выносится на итоговый контроль (зачет). Наряду с учебным материалом, который отрабатывается при проведении занятий; контроль качества самостоятельного изучения материала проводится во время консультаций, индивидуального собеседования преподавателя со студентом, при проверке рефератов, презентаций, кроссвордов, контрольных работ и т. д.
Выстраивание программы самостоятельной работы должно осуществляться по принципу возрастания объема и сложности и творческого характера заданий.
Таблица 1
Содержание самостоятельной работы
№ п/п Тема Вид занятия Форма самостоятельной работы Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1 Происхождение и развитие международного гуманитарного права (далее МГП) теорети- ческое Работа с литературой и нормативно-правовыми источниками 1. Составить библиографию по данной теме. 2. Написать аннотации на литературу по данной теме. Проверка библиографии и аннотации
2 Применение МГП. Международный трибунал. Международные гуманитарные организации. МГП о деятельности журналистов в зоне вооруженных конфликтов теорети- ческое Работа с литературой и нормативно-правовыми источниками Подготовка презентаций Подготовка рефератов Защита презентаций и рефератов
3 Освещение в СМИ вооруженных конфликтов и вопросов гуманитарного характера практи- ческое Работа с нормативноправовыми документами и материалами СМИ. Сделать подборку материалов СМИ по теме, анализ материалов Коллективное обсуждение
4 Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта комбини- рованное Анализ ситуаций,работа с нормативно-правовыми документами и кодексом профессиональной этики Анализ конкретных ситуаций собеседова- ние
5 Телевидение и вооруженный конфликт комбини- рованное Анализ видеоматериалов Анализ конкретных ситуаций, составление задач Коллективное обсуждение ситуаций
6 Журналистика и вооруженный конфликт: основные проблемы на рубеже ХХ-ХХ1 веков. комбини- рованное Работа с литературой и нормативно-правовыми источниками Написать эссе на данную тему Взаимопроверка эссе
Список литературы
1. Беспалько, В. П. О критериях качества подготовки специалиста [Текст] / В. П. Беспалько // Вест. Высш. шк. - 1988. - № 1 - С. 3-8.
2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
3. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В. П. Беспалько. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.
4. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
подготовки специалиста [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М. : Высш. школа, 1989.
- 180 с.
5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 239 с.
6. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения [Текст] / Т. П. Афанасьева, Е. В. Караваева, А. Ш. Канукоева и др. - М. : Изд-во МГУ, 2007. - 96 с.