УДК: 378.147.88 ББК:74.5
Исакова Т.Б.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Isakova T.B.
THE DESIGN TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION
Ключевые слова: педагогическая технология, самостоятельная работа студента, проектное обучение, проблемное обучение, метод конкретных ситуаций, метод портфолио.
Keywords: pedagogical technology, independent study students, project-based learning, problem-based learning, a method of specific situations portfolio method.
Аннотация: в данной статье автор рассматривает суть проектного обучения, проблемного обучения, метода конкретных ситуаций, метода, как компонентов технологии самостоятельной работы студентов, а также возможности данных технологий в модернизации самостоятельной работы студентов.
Abstract: in this article the author considers the essence of project-based learning, problem-based learning, a method of concrete situations, of the method as a component technology of independent work of students, as well as the possibilities of these technologies in modernizing the independent work of students.
Технология организации
самостоятельной работы студента - это система (процессуальная) специально организованной учебно-творческой
деятельности преподавателя и студента направленная на самообразование, самоорганизацию и самоконтроль, гарантированно обеспечивающая
достижение дидактической цели, при обеспечении комфортных условий участникам педагогического процесса1.
Состоит педагогическая технология из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения) и средств осуществления этой деятельности. С дидактической точки
1 Исакова, Т.Б. Педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Гуманитарные науки и образование. № 4(17) 2014. -С. 116.
зрения проектирование педагогических технологий — это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по её отдельным элементам. В основе таких описаний лежат теоретические представления о
педагогических явлениях2.
При проектировании технологии организации самостоятельной работы студентов мы исходили из своеобразия современной парадигмы образования. Знания остаются важнейшим компонентом компетентностного подхода, но акценты переносятся на ценностно-ориентационный и прагматический компоненты,
подчеркивает Л.А. Беляева . «Сегодня необходим не просто человек знающий
2 Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В.Г. Панова. 1993.
3 Беляева, Л.А. Методологический статус компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст]: сб. науч. тр. / от вред Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 7. -Екатеринбург, 2012.
(познавательный компонент), но человек понимающий, способный к
самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования
(аксиологический компонент), а также человек компетентный, умеющий применять свои знания и ценности для решения личностных, социальных и профессиональных задач (прагматический компонент)»1. «Поэтому парадигмой современного образования должно стать образование для личностного развития на основе самомотивации и
самопроектирования с опорой на ценности и смыслы, приобретающие личностную значимость»2. Центральное место в системе образования должно отводиться
самостоятельной работе.
От описания дидактической цели образования перейдем к описанию педагогической технологии, т.е. к описанию путей и средств достижения данной цели.
Нами были отобраны следующие компоненты технологии организации самостоятельной работы: методы
проектного обучения, методы проблемного обучения, метод конкретных ситуаций, метод портфолио. Рассмотрим суть данных компонентов и их возможности в модернизации самостоятельной работы студентов.
Цель технологии проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают у себя исследовательские умения и системное мышление.
Особенность технологии проектного обучения состоит в том, что образовательный процесс выстраиваеттся не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает мотивацию в учении. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучаемого на свой уровень развития.
1 Там же, С. 116.
2 Там же, С. 116.
Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Технология проектного обучения включает в себя следующие этапы: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. По продолжительности проекты могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Критерием оценки качества является достижение и цели проекта и достижения намеченных целей обучения. Условиями применения данной технологии являются - мотивация педагога к использованию данной технологии, мотивация студентов к участию в проекте, высокий уровень сформированности исследовательских умений, наличие четких критериев оценки и отслеживания результатов работы над проектом. Учебным планом направления подготовки 42.03.02 «Журналистика» в Волжском университете имени В.Н. Татищева предусмотрено выполнение пяти курсовых проектов: по современному русскому языку, по теории журналистики, по истории журналистики, по основа журналистской деятельности и жанрам журналистики. Как правило, курсовой проект носит
междисциплинарный характер. Например, работая над проектом «Реализация просветительской функции в фильме -очерке» студентка актуализировала свои знания о функциях журналистики, о художественно-публицистических жанрах, о методике и мастерстве работы тележурналиста, закрепила умения работы над сценарным планом, навыки работы в кадре и т.п. Выполненные в процессе обучения курсовые проекты ложатся в основу выпускной квалификационной работы.
Также в учебном процессе можно использовать краткосрочные мини-проекты. Например: разработка программы социологического исследования аудитории студенческого СМИ, или разработка макета учебной газеты и т.п.
Большой потенциал в повышении эффективности самостоятельной работы студентов заложен в проблемном обучении.
Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении студентами в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Как справедливо отмечают педагоги, проблемное обучение способствует формированию у студентов необходимой системы общекультурных и
профессиональных компетенций и достижению высокого уровня развития способности к самообучению,
самообразованию, исследовательской
активности, самостоятельности.
Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование
дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении преподаватель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, вскрывает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы. Разновидностью проблемного обучения является методика «зеркало инновационных преобразований в практике», которая позволяет эффективно планировать свою деятельность, разбирать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу к каждому из них1.
Проблемное обучение в меньшей мере
чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным.
Следующим компонентом технологии самостоятельной работы является метод конкретных ситуаций (технология case study)2, который развивает способность к анализу в короткие сроки неупорядоченной информации и умение формулировать задачу самостоятельно. Сталкиваясь с конкретной задачей, специалист, прежде всего, должен определить, есть ли в ней проблема и в чем, собственно, она состоит, определить свою позицию, выяснить, что следует решать и есть ли в этом необходимость.
При использовании метода конкретных ситуаций студенту
предлагается сборник с развернутыми описаниями ситуаций. Описание одной ситуации занимает до 40 страниц машинописного текста и представлено таким образом, что обучаемому необходимо самому определить, что дано и что требуется найти. Студент выделяет симптомы проблемы, важную информацию и решает, что нужно уточнить дополнительно. В описаниях ситуаций может использоваться форма диалога — так оживляется подача ряда важных проблем, которые в другой форме выглядели бы менее интересно. Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в конкретной обстановке. На этом ее свойстве и базируется дискуссия с учащимися, в которой сравниваются найденные ими различные варианты решения. Обсуждение различных вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт студентов: каждый из них может ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить
См. Исакова Т.Б. Модернизация самостоятельной работы студентов журналистов [Текст] // Вопросы теории и практики журналистики. - № 4 (8) 2014. - С. 125-130.
См. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст]. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. - 1988. - С.466 - 469.
множество их оценок, дополнений и изменений. Это, конечно, не равноценно многократному самостоятельному
принятию решений в реальной обстановке, но в какой-то мере способствует приобретению жизненного опыта. Анализ ситуации и процесс выработки самостоятельного решения имеют гораздо большее значение, чем само решение.
Мы считаем целесообразным использование метода конкретных ситуаций при формировании компетенций так или иначе связанных с этикой поведения журналиста. Важно, чтобы студент научился взвешивать каждый факт, выявлять обстоятельства ограничивающие решение, определять положительные и отрицательные последствия решений, обосновывать оптимальный вариант в ситуации морального выбора.
Работу с конкретными ситуациями мы начинаем с простых ситуаций, как правило, вымышленных, в которых проблема «лежит на поверхности». Постепенно переходим к сложным реальным ситуациям из журналистской практики. Например, при изучении дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ» предлагаем студентам проанализировать следующую ситуацию:
Журналист Саймон Грейс подготовил материал «Остров Невезения тонет в крови» для публикации в газете «Хроники Спайдервик»:
Война на Острове Невезения не прекращается. Более того, разгорается с новой силой. Представители враждующих сторон то и дело совершают ужасные злодеяния, при этом перекладывая всю ответственность за происходящее на противоборствующую сторону.
В понедельник 19 февраля повстанцы захватили автомобиль с полицейскими, разорвали их на куски и съели. Представители правительственных сил тоже совершают военные преступления. Так, в понедельник 26 февраля правительственные войска разбомбили палаточный госпиталь мятежников, ясно обозначенный Красным Крестом. В столице продолжаются так называемые зачистки. Всех, кто подозревается в связях
с повстанцами, полиция хватает и помещает в концентрационные лагеря. По городу ходят ужасные слухи о том, что пленных жестоко пытают. Пока точных данных, подтверждающих это, нет, однако от властей столь нецивилизованной, погрязшей в насилии страны, как Остров Невезения, можно ожидать чего угодно.
Обе воюющие стороны совершили незаконные нападения на редакции СМИ, которые, как всем известно, являются гражданскими объектами и не могут подвергаться нападениям. Повстанцы забросали бутылками с зажигательной смесью радиостанцию «Голос Баунти», правительственные войска в ответ разбомбили редакцию оппозиционной газеты «Кокосовый рай».
Звериная жестокость враждующих сторон в этой несчастной, отсталой, забытой богом стране перешла все мыслимые границы. Настало время международному сообществу в лице ООН вмешаться в ситуацию и положить конец насилию, уносящему каждый день жизни десятков и сотен людей, среди которых женщины и дети. Очевидно, для начала следует отменить кровавые понедельники, добиться от воюющих сторон строгого соблюдения норм международного гуманитарного права, прежде всего -Женевских конвенций и обоих дополнительных протоколов к ним от 1977 года.
В ходе работы с данной ситуацией обсуждаем, как может (и может ли) данный материал повлиять на развитие ситуации на Острове Невезения. Выявляем, есть ли в материале нарушение журналистских профессиональных этических норм? Какие это нарушения? Хорошо ли автор знаком с нормами международного гуманитарного права? Можно ли опубликовать материал в таком виде или что-то нужно исправить?
Другая ситуация: заказчик
ориентирует репортера на поиск самых жестоких и «устрашающих» фактов, просит леденящих подробностей, того, что может испугать аудиторию, поскольку сигналы опасности в первую очередь
привлекают внимание1.
Данная технология может
реализовываться в разных формах: индивидуально, в малых группах, устно, письменно, но всегда завершается коллективным обсуждением в группе. Метод конкретных ситуаций инициирует самостоятельное изучение ситуации студентами, формирование их собственного видения проблем и их решений, выработку умения дискутировать и обсуждать проблему с коллегами.
Последним элементом, отобранным нами для проектирования технологии самостоятельной работы является метод портфолио. Портфолио - это форма и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности
обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности студента и дальнейшей коррекции процесса обучения2.
В педагогической литературе мы находим и другие определения «портфолио»:
- коллекция работ студента, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях студента по сравнению с его предыдущими результатами;
- выставка учебных достижений студента по данному предмету (предметам) за данный период;
- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента;
- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представленных на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
См. Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. - М: Пульс, 2001. - С. 20.
2 Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Изд-во «Альянс» Дельта, 2003. - 284 с.
Метод портфолио позволяет отслеживать достижение тех целей, которые ставит перед собой обучающийся. По материалам портфолио можно судить о том, как студент для себя понимает необходимость обучения, определяет наиболее значимые проблемы обучения и пути, помогающие их преодолевать, а также зафиксировать изменения в себе на этом пути. Портфолио - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда студента, рефлексия его собственной деятельности. Многие авторы сводят конечную цель компоновки учебного портфолио к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
Как правило, портфолио включает три обязательных раздела: введение, в котором описываются цели и краткое содержание портфолио; содержание портфолио, включающее разнообразные рубрики; самоанализ и взгляд в будущее.
Цель портфолио: создание условий для самостоятельной работы студента над содержанием своего профессионального становления, отслеживания результатов обучения в вузе, рефлексии собственной учебной и исследовательской работы. Материалы портфолио предназначены для последующего их анализа, всесторонней качественной и количественной оценки уровня компетентности студента и дальнейшей корректировки процесса обучения. Для того, чтобы работа над портфолио не превратилась в формальность, необходимо уже в начале обучения студента в вузе создать необходимую мотивацию. Приступая к работе над портфолио, студент должен четко представлять, для чего ему лично необходимо портфолио. Где и когда оно может ему пригодится.
Одно из занятий дисциплины «Введение в профессию» мы посвящаем «запуску» портфолио. Занятие проходит в форме дискуссии. Предлагаем всем студентам рассказать, как они представляют себе свою будущую трудовую деятельность. Обобщаем ответы студентов и фиксируем внимание на том, что каждый хочет иметь достойную работу в престижной
организации. Далее предлагаем студентам ответить на вопрос о том, что нужно сделать для того, чтобы достичь своей цели? Что или кто может помешать достижению цели? В ходе беседы подводим студентов к выводу о том, что «...сегодня необходим не просто человек знающий (познавательный компонент), но человек понимающий, способный к
самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования
(аксиологический компонент), а также человек компетентный, умеющий применять свои знания и ценности для решения личностных, социальных и профессиональных задач (прагматический компонент)»1.
Далее предлагаем студентам представить, что за период обучения в вузе они достигли обозначенной цели и стали компетентными в сфере своей будущей профессиональной деятельности.
Предлагаем ответить на вопросы: «Как работодатель о вас узнает? Какими средствами вы сможете донести информацию о себе до работодателя?». Обобщаем ответы студентов и говорим о том, что одним из средств позволяющим показать все, на что студент способен является портфолио.
Кроме создания мотивации, необходимо ознакомить студентов с технологией ведения портфолио и выделить в учебном процессе время для работы над ним.
Портфолио создается как рубрикатор. Перечень рубрик зависит от вида портфолио. Выделяют следующие виды портфолио:
Тематический портфолио: цель -анализ и глубокая разработка отдельных аспектов темы, включает в себя результаты работы студента по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными способами;
Практико-ориентированный: цель -разносторонний анализ самостоятельной практической деятельности, включает в себя результаты работы студента по конкретному блоку самостоятельной
1 Беляева Л.А., Указ. соч., С. 116.
практической деятельности, оформленные всеми возможными способами;
Проблемно-ориентированный: отражает цели, процесс и результат решения какой либо конкретной проблемы;
Рефлексивный портфолио: основан на анализе и оценке студентом целей, хода и результатов своей учебной деятельности, особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.
Нами использовался комплексный вариант портфолио. Сбор материала для портфолио велся на протяжении всего периода обучения студента в вузе. Окончательный вариант портфолио оформлялся в период преддипломной практики и включал следующие элементы: титульный лист, оглавление портфолио с перечислением его основных элементов, введение, рубрики портфолио, заключение. Во введении описывались цели, задачи, краткое содержание портфолио. Основными рубриками портфолио были: «Моя практика», «Мои публикации», «Моя научная деятельность», «Мои достижения», «Мои журналистские навыки и умения». Многие студенты включили в портфолио рубрику «Мои увлечения и интересы». Наполнение рубрик определялось студентами самостоятельно. В заключении студенты проводили самоанализ и намечали планы на будущее.
Мы обращали внимание студентов на то, что каждый элемент портфолио обязательно должен датироваться. Это придает портфолио упорядоченность и позволяет отслеживать динамику формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
В рубрике «Моя практика» студенты в хронологической последовательности
представили отчеты по учебно-ознакомитель-ной, производственной и преддипломной практике. Данный раздел мы отнесли к тематическому, рефлексивному и практико-
ориентированному видам портфолио. В отчетах проводился анализ системы СМИ региона, функций СМИ, основных видов деятельности журналиста. Практико-ориенти-рованный и рефлексивный
компоненты были представлены анализом результатов собственной практической деятельности.
Рубрика «Мои публикации» носит практико-ориентированный характер и может быть представлен в разных вариантах. Первый вариант представления публикаций - хронологический. Позволяет проанализировать динамику формирования журналистских навыков, становления профессионального мастерства. Второй вариант - по жанрам. Позволяет выявить особенности индивидуального стиля авторской деятельности, предпочитаемые жанры. Также публикации могут быть представлены по типам СМИ, например публикации в печатных СМИ, работы на радио, телевидении в интернет - СМИ, либо публикации в корпоративных СМИ, городских, региональных, всероссийских. Независимо от варианта представления публикаций в портфолио, важным элементом данного раздела должен быть критический самоанализ собственных публикаций, т.е. и в данном разделе присутствует рефлексия. Материалы данного раздела могут быть положены в основу творческой выпускной
квалификационной работы.
В рубрике «Моя научная деятельность» студенты представляют аннотации выполненных ими курсовых работ, доклады на студенческих научных конференциях, публикации в студенческих научных сборниках. Этот раздел относится к проблемно-ориентированному виду портфолио. Самоанализ содержания данного раздела позволяет студенту определиться со сферой своих научных интересов, а также с выбором темы исследовательской выпускной
квалификационной работы, и, в дальнейшем, с выбором магистерской программы подготовки.
В рубрике «Мои достижения» студенты представляют копии грамот, дипломов, благодарственных писем, отзывы преподавателей, администрации факультета о данном студенте, отзывы руководителей баз практик, отзывы общественных организаций и т.п. Проводится количественный и качественный анализ достижений студента.
В рубрике «Мои журналистские навыки и умения» представлены листы самооценки, которые заполняются студентами в начале обучения и в конце каждого семестра. Образец листа представлен нами в таблице 1.
Таблица 1 - Лист самооценки журналистских навыков и умений
Дата
№ Умения и навыки Владею / не владею Комментарий
1 Я могу найти интересный для целевой аудитории информационный повод и оценить его потенциал (важность для целевой аудитории, эксклюзивность, доступность экспертов, трудоемкость при создании материалов)
2 Я понимаю и могу проработать всю цепочку создания журналистского текста: информационный повод - событие - тема -сюжетная линия - планирование - согласование
3 Я умею работать с источниками информации
4 Я знаю, как изучать, анализировать и оценивать информацию
5 Я понимаю, как и где искать дополнительные источники информации для проверки полученных данных
6 Я могу грамотно обрабатывать материал, обеспечивать правильность приводимых цитат,
имен, фактов
7 Я могу формулировать заголовок для материала, соблюдать требования грамматики и стилистики русского языка.
Перечень умений и навыков (в таблице приведен не полный список) разрабатывался нами с учетом требований ФГОС 3+ высшего образования для направления подготовки 42.03.02 «Журналистика» и требований
профессиональных стандартов по журналистике. В графе «владею / не владею» студент отмечает умения и навыки, которыми он овладел за семестр (учебный год), и выделяет те умения и навыки, которыми необходимо овладеть. В графе «комментарии» студент отмечает уровень владения навыком (умением), приводит доказательства того, что он действительно овладел данным умением или навыком, намечает план своей дальнейшей работы («что я буду делать, чтобы овладеть данным умением?»). Комментарий пишется в свободной форме и может содержать
Таблица 2 - Критерии оценки портфолио
размышления, впечатления, ощущения. Данный раздел мы отнесли к практико-ориентированному и рефлексивному видам портфолио.
В рубрику «Мои увлечения и интересы» студенты включают продукты своей творческой деятельности (стихи, рассказы, переводы, фотоработы и т.п.). Данный раздел позволяет студенту раскрыть свою индивидуальность, личностные особенности, творческий потенциал.
Презентация портфолио является частью итоговой государственной аттестации выпускников, поэтому важно определить критерии его оценки. Считаем целесообразным ознакомить студентов с данными критериями на этапе запуска портфолио, т.е. в начале обучения (таблица 2).
Оценка Критерии оценки
Отлично Наличие трех обязательных разделов: оглавления; введения (пояснительной записки) с описанием цели, предназначения, краткого содержания портфолио; рефлексия и взгляд в будущее. Портфолио включает как обязательные, так и дополнительные (самостоятельно предложенные) рубрики. Портфолио позволяет оценить прирост знаний (познавательный компонент), способности к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования (аксиологический компонент), а также умения применять свои знания и ценности для решения личностных, социальных и профессиональных задач (прагматический компонент). Содержание портфолио свидетельствует о том, студент приложил максимум усилий в овладении профессией, в развитии мышления, творческих способностей. Студент продемонстрировал умения решать теоретические и практические задачи, социальную зрелость, активность, высокий уровень рефлексии, творческое отношение к делу. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность, креативность
Хорошо Наличие трех обязательных разделов: оглавления; введения (пояснительной записки) с описанием цели, предназначения, краткого содержания портфолио; рефлексия и взгляд в будущее. Портфолио включает обязательные рубрики.
Портфолио демонстрирует, что у студента накоплены хорошие знания, умения, навыки, солидный опыт работы, но слабо развита рефлексия, самоанализ. В отличии от предыдущего уровня, в портфолио может быть недостаточно выражена оригинальность и творческий подход к оформлению, а также полезность некоторых рубрик
Удовлетворительно Наличие трех обязательных разделов: оглавления; введения (пояснительной записки) с описанием цели, предназначения, краткого содержания портфолио; рефлексия и взгляд в будущее. В портфолио представлены только обязательные рубрики, по которым можно судить о том, что студент освоил необходимый минимум компетенций, умений и навыков. Отсутствуют компоненты, демонстрирующие уровень развития творческого мышления. Студент формально подошел ведению портфолио
Неудовлетворительн о Неинформационное портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях студента, об уровне овладения профессиональными компетенциями, умениями и навыками, о прогрессе в учебной деятельности. Небрежное оформление
Подход к оцениванию портфолио по предлагаемым критериям может быть различным. Можно оценивать отдельные разделы и рубрики портфолио, а общая оценка выводится как среднее арифметическое. Можно оценивать портфолио в целом по результатам работы на каждом курсе, общая оценка выводится как среднее арифметическое за весь период обучения. Можно оценить не только портфолио, но и качество его презентации.
Применение технологии организации самостоятельной работы студентов является важным условием формирования самостоятельности - основы
компетентности будущего специалиста.
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (18) 2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляева, Л.А. Методологический статус компетентностного подхода [Текст] // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 7. - Екатеринбург, 2012. - 456 с.
2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст]. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. - 560 с.
3. Дьяконов, Б.П. Новые функции самостоятельной работы студентов в асинхронном дистанционном обучении [Текст] / Б.П. Дьяконов, Т.Б. Исакова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Гуманитарные науки и образование. -2013. - № 1(12). -С. 73-79.
4. Загашев, И.О., Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс Дельта, 2003. - 284 с.
5. Исакова, Т.Б. Модернизация самостоятельной работы студентов журналистов [Текст] / Т.Б. Исакова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 4 (8). -С. 125-130.
6. Кустов, Ю.А. Самостоятельная работа как средство формирования социально-профессиональной компетентности личности [Текст] /Ю.А. Кустов, Т.Б. Исакова // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 7. - Екатеринбург, 2012. - 456 с.
7. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. - Мн.: Современная школа, 2010.
8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998.