Научная статья на тему 'Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании'

Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ / МЕТОД ПОРТФОЛИО / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INDEPENDENT STUDY STUDENTS / PROJECT-BASED LEARNING / PROBLEM-BASED LEARNING / A METHOD OF SPECIFIC SITUATIONS PORTFOLIO METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исакова Татьяна Борисовна

В данной статье автор рассматривает суть проектного обучения, проблемного обучения, метода конкретных ситуаций, метода, как компонентов технологии самостоятельной работы студентов, а также возможности данных технологий в модернизации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исакова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION

In this article the author considers the essence of project-based learning, problem-based learning, a method of concrete situations, of the method as a component technology of independent work of students, as well as the possibilities of these technologies in modernizing the independent work of students.

Текст научной работы на тему «Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании»

УДК: 378.147.88 ББК:74.5

Исакова Т.Б.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Isakova T.B.

THE DESIGN TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION

Ключевые слова: педагогическая технология, самостоятельная работа студента, проектное обучение, проблемное обучение, метод конкретных ситуаций, метод портфолио.

Keywords: pedagogical technology, independent study students, project-based learning, problem-based learning, a method of specific situations portfolio method.

Аннотация: в данной статье автор рассматривает суть проектного обучения, проблемного обучения, метода конкретных ситуаций, метода, как компонентов технологии самостоятельной работы студентов, а также возможности данных технологий в модернизации самостоятельной работы студентов.

Abstract: in this article the author considers the essence of project-based learning, problem-based learning, a method of concrete situations, of the method as a component technology of independent work of students, as well as the possibilities of these technologies in modernizing the independent work of students.

Технология организации

самостоятельной работы студента - это система (процессуальная) специально организованной учебно-творческой

деятельности преподавателя и студента направленная на самообразование, самоорганизацию и самоконтроль, гарантированно обеспечивающая

достижение дидактической цели, при обеспечении комфортных условий участникам педагогического процесса1.

Состоит педагогическая технология из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения) и средств осуществления этой деятельности. С дидактической точки

1 Исакова, Т.Б. Педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Гуманитарные науки и образование. № 4(17) 2014. -С. 116.

зрения проектирование педагогических технологий — это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по её отдельным элементам. В основе таких описаний лежат теоретические представления о

педагогических явлениях2.

При проектировании технологии организации самостоятельной работы студентов мы исходили из своеобразия современной парадигмы образования. Знания остаются важнейшим компонентом компетентностного подхода, но акценты переносятся на ценностно-ориентационный и прагматический компоненты,

подчеркивает Л.А. Беляева . «Сегодня необходим не просто человек знающий

2 Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В.Г. Панова. 1993.

3 Беляева, Л.А. Методологический статус компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст]: сб. науч. тр. / от вред Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 7. -Екатеринбург, 2012.

(познавательный компонент), но человек понимающий, способный к

самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования

(аксиологический компонент), а также человек компетентный, умеющий применять свои знания и ценности для решения личностных, социальных и профессиональных задач (прагматический компонент)»1. «Поэтому парадигмой современного образования должно стать образование для личностного развития на основе самомотивации и

самопроектирования с опорой на ценности и смыслы, приобретающие личностную значимость»2. Центральное место в системе образования должно отводиться

самостоятельной работе.

От описания дидактической цели образования перейдем к описанию педагогической технологии, т.е. к описанию путей и средств достижения данной цели.

Нами были отобраны следующие компоненты технологии организации самостоятельной работы: методы

проектного обучения, методы проблемного обучения, метод конкретных ситуаций, метод портфолио. Рассмотрим суть данных компонентов и их возможности в модернизации самостоятельной работы студентов.

Цель технологии проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают у себя исследовательские умения и системное мышление.

Особенность технологии проектного обучения состоит в том, что образовательный процесс выстраиваеттся не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает мотивацию в учении. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучаемого на свой уровень развития.

1 Там же, С. 116.

2 Там же, С. 116.

Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Технология проектного обучения включает в себя следующие этапы: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. По продолжительности проекты могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Критерием оценки качества является достижение и цели проекта и достижения намеченных целей обучения. Условиями применения данной технологии являются - мотивация педагога к использованию данной технологии, мотивация студентов к участию в проекте, высокий уровень сформированности исследовательских умений, наличие четких критериев оценки и отслеживания результатов работы над проектом. Учебным планом направления подготовки 42.03.02 «Журналистика» в Волжском университете имени В.Н. Татищева предусмотрено выполнение пяти курсовых проектов: по современному русскому языку, по теории журналистики, по истории журналистики, по основа журналистской деятельности и жанрам журналистики. Как правило, курсовой проект носит

междисциплинарный характер. Например, работая над проектом «Реализация просветительской функции в фильме -очерке» студентка актуализировала свои знания о функциях журналистики, о художественно-публицистических жанрах, о методике и мастерстве работы тележурналиста, закрепила умения работы над сценарным планом, навыки работы в кадре и т.п. Выполненные в процессе обучения курсовые проекты ложатся в основу выпускной квалификационной работы.

Также в учебном процессе можно использовать краткосрочные мини-проекты. Например: разработка программы социологического исследования аудитории студенческого СМИ, или разработка макета учебной газеты и т.п.

Большой потенциал в повышении эффективности самостоятельной работы студентов заложен в проблемном обучении.

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении студентами в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Как справедливо отмечают педагоги, проблемное обучение способствует формированию у студентов необходимой системы общекультурных и

профессиональных компетенций и достижению высокого уровня развития способности к самообучению,

самообразованию, исследовательской

активности, самостоятельности.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование

дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении преподаватель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, вскрывает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы. Разновидностью проблемного обучения является методика «зеркало инновационных преобразований в практике», которая позволяет эффективно планировать свою деятельность, разбирать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу к каждому из них1.

Проблемное обучение в меньшей мере

чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным.

Следующим компонентом технологии самостоятельной работы является метод конкретных ситуаций (технология case study)2, который развивает способность к анализу в короткие сроки неупорядоченной информации и умение формулировать задачу самостоятельно. Сталкиваясь с конкретной задачей, специалист, прежде всего, должен определить, есть ли в ней проблема и в чем, собственно, она состоит, определить свою позицию, выяснить, что следует решать и есть ли в этом необходимость.

При использовании метода конкретных ситуаций студенту

предлагается сборник с развернутыми описаниями ситуаций. Описание одной ситуации занимает до 40 страниц машинописного текста и представлено таким образом, что обучаемому необходимо самому определить, что дано и что требуется найти. Студент выделяет симптомы проблемы, важную информацию и решает, что нужно уточнить дополнительно. В описаниях ситуаций может использоваться форма диалога — так оживляется подача ряда важных проблем, которые в другой форме выглядели бы менее интересно. Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в конкретной обстановке. На этом ее свойстве и базируется дискуссия с учащимися, в которой сравниваются найденные ими различные варианты решения. Обсуждение различных вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт студентов: каждый из них может ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить

См. Исакова Т.Б. Модернизация самостоятельной работы студентов журналистов [Текст] // Вопросы теории и практики журналистики. - № 4 (8) 2014. - С. 125-130.

См. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст]. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. - 1988. - С.466 - 469.

множество их оценок, дополнений и изменений. Это, конечно, не равноценно многократному самостоятельному

принятию решений в реальной обстановке, но в какой-то мере способствует приобретению жизненного опыта. Анализ ситуации и процесс выработки самостоятельного решения имеют гораздо большее значение, чем само решение.

Мы считаем целесообразным использование метода конкретных ситуаций при формировании компетенций так или иначе связанных с этикой поведения журналиста. Важно, чтобы студент научился взвешивать каждый факт, выявлять обстоятельства ограничивающие решение, определять положительные и отрицательные последствия решений, обосновывать оптимальный вариант в ситуации морального выбора.

Работу с конкретными ситуациями мы начинаем с простых ситуаций, как правило, вымышленных, в которых проблема «лежит на поверхности». Постепенно переходим к сложным реальным ситуациям из журналистской практики. Например, при изучении дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ» предлагаем студентам проанализировать следующую ситуацию:

Журналист Саймон Грейс подготовил материал «Остров Невезения тонет в крови» для публикации в газете «Хроники Спайдервик»:

Война на Острове Невезения не прекращается. Более того, разгорается с новой силой. Представители враждующих сторон то и дело совершают ужасные злодеяния, при этом перекладывая всю ответственность за происходящее на противоборствующую сторону.

В понедельник 19 февраля повстанцы захватили автомобиль с полицейскими, разорвали их на куски и съели. Представители правительственных сил тоже совершают военные преступления. Так, в понедельник 26 февраля правительственные войска разбомбили палаточный госпиталь мятежников, ясно обозначенный Красным Крестом. В столице продолжаются так называемые зачистки. Всех, кто подозревается в связях

с повстанцами, полиция хватает и помещает в концентрационные лагеря. По городу ходят ужасные слухи о том, что пленных жестоко пытают. Пока точных данных, подтверждающих это, нет, однако от властей столь нецивилизованной, погрязшей в насилии страны, как Остров Невезения, можно ожидать чего угодно.

Обе воюющие стороны совершили незаконные нападения на редакции СМИ, которые, как всем известно, являются гражданскими объектами и не могут подвергаться нападениям. Повстанцы забросали бутылками с зажигательной смесью радиостанцию «Голос Баунти», правительственные войска в ответ разбомбили редакцию оппозиционной газеты «Кокосовый рай».

Звериная жестокость враждующих сторон в этой несчастной, отсталой, забытой богом стране перешла все мыслимые границы. Настало время международному сообществу в лице ООН вмешаться в ситуацию и положить конец насилию, уносящему каждый день жизни десятков и сотен людей, среди которых женщины и дети. Очевидно, для начала следует отменить кровавые понедельники, добиться от воюющих сторон строгого соблюдения норм международного гуманитарного права, прежде всего -Женевских конвенций и обоих дополнительных протоколов к ним от 1977 года.

В ходе работы с данной ситуацией обсуждаем, как может (и может ли) данный материал повлиять на развитие ситуации на Острове Невезения. Выявляем, есть ли в материале нарушение журналистских профессиональных этических норм? Какие это нарушения? Хорошо ли автор знаком с нормами международного гуманитарного права? Можно ли опубликовать материал в таком виде или что-то нужно исправить?

Другая ситуация: заказчик

ориентирует репортера на поиск самых жестоких и «устрашающих» фактов, просит леденящих подробностей, того, что может испугать аудиторию, поскольку сигналы опасности в первую очередь

привлекают внимание1.

Данная технология может

реализовываться в разных формах: индивидуально, в малых группах, устно, письменно, но всегда завершается коллективным обсуждением в группе. Метод конкретных ситуаций инициирует самостоятельное изучение ситуации студентами, формирование их собственного видения проблем и их решений, выработку умения дискутировать и обсуждать проблему с коллегами.

Последним элементом, отобранным нами для проектирования технологии самостоятельной работы является метод портфолио. Портфолио - это форма и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности

обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности студента и дальнейшей коррекции процесса обучения2.

В педагогической литературе мы находим и другие определения «портфолио»:

- коллекция работ студента, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях студента по сравнению с его предыдущими результатами;

- выставка учебных достижений студента по данному предмету (предметам) за данный период;

- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента;

- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представленных на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

См. Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. - М: Пульс, 2001. - С. 20.

2 Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Изд-во «Альянс» Дельта, 2003. - 284 с.

Метод портфолио позволяет отслеживать достижение тех целей, которые ставит перед собой обучающийся. По материалам портфолио можно судить о том, как студент для себя понимает необходимость обучения, определяет наиболее значимые проблемы обучения и пути, помогающие их преодолевать, а также зафиксировать изменения в себе на этом пути. Портфолио - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда студента, рефлексия его собственной деятельности. Многие авторы сводят конечную цель компоновки учебного портфолио к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

Как правило, портфолио включает три обязательных раздела: введение, в котором описываются цели и краткое содержание портфолио; содержание портфолио, включающее разнообразные рубрики; самоанализ и взгляд в будущее.

Цель портфолио: создание условий для самостоятельной работы студента над содержанием своего профессионального становления, отслеживания результатов обучения в вузе, рефлексии собственной учебной и исследовательской работы. Материалы портфолио предназначены для последующего их анализа, всесторонней качественной и количественной оценки уровня компетентности студента и дальнейшей корректировки процесса обучения. Для того, чтобы работа над портфолио не превратилась в формальность, необходимо уже в начале обучения студента в вузе создать необходимую мотивацию. Приступая к работе над портфолио, студент должен четко представлять, для чего ему лично необходимо портфолио. Где и когда оно может ему пригодится.

Одно из занятий дисциплины «Введение в профессию» мы посвящаем «запуску» портфолио. Занятие проходит в форме дискуссии. Предлагаем всем студентам рассказать, как они представляют себе свою будущую трудовую деятельность. Обобщаем ответы студентов и фиксируем внимание на том, что каждый хочет иметь достойную работу в престижной

организации. Далее предлагаем студентам ответить на вопрос о том, что нужно сделать для того, чтобы достичь своей цели? Что или кто может помешать достижению цели? В ходе беседы подводим студентов к выводу о том, что «...сегодня необходим не просто человек знающий (познавательный компонент), но человек понимающий, способный к

самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования

(аксиологический компонент), а также человек компетентный, умеющий применять свои знания и ценности для решения личностных, социальных и профессиональных задач (прагматический компонент)»1.

Далее предлагаем студентам представить, что за период обучения в вузе они достигли обозначенной цели и стали компетентными в сфере своей будущей профессиональной деятельности.

Предлагаем ответить на вопросы: «Как работодатель о вас узнает? Какими средствами вы сможете донести информацию о себе до работодателя?». Обобщаем ответы студентов и говорим о том, что одним из средств позволяющим показать все, на что студент способен является портфолио.

Кроме создания мотивации, необходимо ознакомить студентов с технологией ведения портфолио и выделить в учебном процессе время для работы над ним.

Портфолио создается как рубрикатор. Перечень рубрик зависит от вида портфолио. Выделяют следующие виды портфолио:

Тематический портфолио: цель -анализ и глубокая разработка отдельных аспектов темы, включает в себя результаты работы студента по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными способами;

Практико-ориентированный: цель -разносторонний анализ самостоятельной практической деятельности, включает в себя результаты работы студента по конкретному блоку самостоятельной

1 Беляева Л.А., Указ. соч., С. 116.

практической деятельности, оформленные всеми возможными способами;

Проблемно-ориентированный: отражает цели, процесс и результат решения какой либо конкретной проблемы;

Рефлексивный портфолио: основан на анализе и оценке студентом целей, хода и результатов своей учебной деятельности, особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.

Нами использовался комплексный вариант портфолио. Сбор материала для портфолио велся на протяжении всего периода обучения студента в вузе. Окончательный вариант портфолио оформлялся в период преддипломной практики и включал следующие элементы: титульный лист, оглавление портфолио с перечислением его основных элементов, введение, рубрики портфолио, заключение. Во введении описывались цели, задачи, краткое содержание портфолио. Основными рубриками портфолио были: «Моя практика», «Мои публикации», «Моя научная деятельность», «Мои достижения», «Мои журналистские навыки и умения». Многие студенты включили в портфолио рубрику «Мои увлечения и интересы». Наполнение рубрик определялось студентами самостоятельно. В заключении студенты проводили самоанализ и намечали планы на будущее.

Мы обращали внимание студентов на то, что каждый элемент портфолио обязательно должен датироваться. Это придает портфолио упорядоченность и позволяет отслеживать динамику формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

В рубрике «Моя практика» студенты в хронологической последовательности

представили отчеты по учебно-ознакомитель-ной, производственной и преддипломной практике. Данный раздел мы отнесли к тематическому, рефлексивному и практико-

ориентированному видам портфолио. В отчетах проводился анализ системы СМИ региона, функций СМИ, основных видов деятельности журналиста. Практико-ориенти-рованный и рефлексивный

компоненты были представлены анализом результатов собственной практической деятельности.

Рубрика «Мои публикации» носит практико-ориентированный характер и может быть представлен в разных вариантах. Первый вариант представления публикаций - хронологический. Позволяет проанализировать динамику формирования журналистских навыков, становления профессионального мастерства. Второй вариант - по жанрам. Позволяет выявить особенности индивидуального стиля авторской деятельности, предпочитаемые жанры. Также публикации могут быть представлены по типам СМИ, например публикации в печатных СМИ, работы на радио, телевидении в интернет - СМИ, либо публикации в корпоративных СМИ, городских, региональных, всероссийских. Независимо от варианта представления публикаций в портфолио, важным элементом данного раздела должен быть критический самоанализ собственных публикаций, т.е. и в данном разделе присутствует рефлексия. Материалы данного раздела могут быть положены в основу творческой выпускной

квалификационной работы.

В рубрике «Моя научная деятельность» студенты представляют аннотации выполненных ими курсовых работ, доклады на студенческих научных конференциях, публикации в студенческих научных сборниках. Этот раздел относится к проблемно-ориентированному виду портфолио. Самоанализ содержания данного раздела позволяет студенту определиться со сферой своих научных интересов, а также с выбором темы исследовательской выпускной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

квалификационной работы, и, в дальнейшем, с выбором магистерской программы подготовки.

В рубрике «Мои достижения» студенты представляют копии грамот, дипломов, благодарственных писем, отзывы преподавателей, администрации факультета о данном студенте, отзывы руководителей баз практик, отзывы общественных организаций и т.п. Проводится количественный и качественный анализ достижений студента.

В рубрике «Мои журналистские навыки и умения» представлены листы самооценки, которые заполняются студентами в начале обучения и в конце каждого семестра. Образец листа представлен нами в таблице 1.

Таблица 1 - Лист самооценки журналистских навыков и умений

Дата

№ Умения и навыки Владею / не владею Комментарий

1 Я могу найти интересный для целевой аудитории информационный повод и оценить его потенциал (важность для целевой аудитории, эксклюзивность, доступность экспертов, трудоемкость при создании материалов)

2 Я понимаю и могу проработать всю цепочку создания журналистского текста: информационный повод - событие - тема -сюжетная линия - планирование - согласование

3 Я умею работать с источниками информации

4 Я знаю, как изучать, анализировать и оценивать информацию

5 Я понимаю, как и где искать дополнительные источники информации для проверки полученных данных

6 Я могу грамотно обрабатывать материал, обеспечивать правильность приводимых цитат,

имен, фактов

7 Я могу формулировать заголовок для материала, соблюдать требования грамматики и стилистики русского языка.

Перечень умений и навыков (в таблице приведен не полный список) разрабатывался нами с учетом требований ФГОС 3+ высшего образования для направления подготовки 42.03.02 «Журналистика» и требований

профессиональных стандартов по журналистике. В графе «владею / не владею» студент отмечает умения и навыки, которыми он овладел за семестр (учебный год), и выделяет те умения и навыки, которыми необходимо овладеть. В графе «комментарии» студент отмечает уровень владения навыком (умением), приводит доказательства того, что он действительно овладел данным умением или навыком, намечает план своей дальнейшей работы («что я буду делать, чтобы овладеть данным умением?»). Комментарий пишется в свободной форме и может содержать

Таблица 2 - Критерии оценки портфолио

размышления, впечатления, ощущения. Данный раздел мы отнесли к практико-ориентированному и рефлексивному видам портфолио.

В рубрику «Мои увлечения и интересы» студенты включают продукты своей творческой деятельности (стихи, рассказы, переводы, фотоработы и т.п.). Данный раздел позволяет студенту раскрыть свою индивидуальность, личностные особенности, творческий потенциал.

Презентация портфолио является частью итоговой государственной аттестации выпускников, поэтому важно определить критерии его оценки. Считаем целесообразным ознакомить студентов с данными критериями на этапе запуска портфолио, т.е. в начале обучения (таблица 2).

Оценка Критерии оценки

Отлично Наличие трех обязательных разделов: оглавления; введения (пояснительной записки) с описанием цели, предназначения, краткого содержания портфолио; рефлексия и взгляд в будущее. Портфолио включает как обязательные, так и дополнительные (самостоятельно предложенные) рубрики. Портфолио позволяет оценить прирост знаний (познавательный компонент), способности к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования (аксиологический компонент), а также умения применять свои знания и ценности для решения личностных, социальных и профессиональных задач (прагматический компонент). Содержание портфолио свидетельствует о том, студент приложил максимум усилий в овладении профессией, в развитии мышления, творческих способностей. Студент продемонстрировал умения решать теоретические и практические задачи, социальную зрелость, активность, высокий уровень рефлексии, творческое отношение к делу. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность, креативность

Хорошо Наличие трех обязательных разделов: оглавления; введения (пояснительной записки) с описанием цели, предназначения, краткого содержания портфолио; рефлексия и взгляд в будущее. Портфолио включает обязательные рубрики.

Портфолио демонстрирует, что у студента накоплены хорошие знания, умения, навыки, солидный опыт работы, но слабо развита рефлексия, самоанализ. В отличии от предыдущего уровня, в портфолио может быть недостаточно выражена оригинальность и творческий подход к оформлению, а также полезность некоторых рубрик

Удовлетворительно Наличие трех обязательных разделов: оглавления; введения (пояснительной записки) с описанием цели, предназначения, краткого содержания портфолио; рефлексия и взгляд в будущее. В портфолио представлены только обязательные рубрики, по которым можно судить о том, что студент освоил необходимый минимум компетенций, умений и навыков. Отсутствуют компоненты, демонстрирующие уровень развития творческого мышления. Студент формально подошел ведению портфолио

Неудовлетворительн о Неинформационное портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях студента, об уровне овладения профессиональными компетенциями, умениями и навыками, о прогрессе в учебной деятельности. Небрежное оформление

Подход к оцениванию портфолио по предлагаемым критериям может быть различным. Можно оценивать отдельные разделы и рубрики портфолио, а общая оценка выводится как среднее арифметическое. Можно оценивать портфолио в целом по результатам работы на каждом курсе, общая оценка выводится как среднее арифметическое за весь период обучения. Можно оценить не только портфолио, но и качество его презентации.

Применение технологии организации самостоятельной работы студентов является важным условием формирования самостоятельности - основы

компетентности будущего специалиста.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (18) 2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беляева, Л.А. Методологический статус компетентностного подхода [Текст] // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 7. - Екатеринбург, 2012. - 456 с.

2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст]. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. - 560 с.

3. Дьяконов, Б.П. Новые функции самостоятельной работы студентов в асинхронном дистанционном обучении [Текст] / Б.П. Дьяконов, Т.Б. Исакова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Гуманитарные науки и образование. -2013. - № 1(12). -С. 73-79.

4. Загашев, И.О., Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс Дельта, 2003. - 284 с.

5. Исакова, Т.Б. Модернизация самостоятельной работы студентов журналистов [Текст] / Т.Б. Исакова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 4 (8). -С. 125-130.

6. Кустов, Ю.А. Самостоятельная работа как средство формирования социально-профессиональной компетентности личности [Текст] /Ю.А. Кустов, Т.Б. Исакова // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 7. - Екатеринбург, 2012. - 456 с.

7. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. - Мн.: Современная школа, 2010.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.