УДК: 378.147.88
ББК: 74.5
Исакова Т.Б., Галагузова М.А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Isakovа T.B., GaMguzova M.A.
CRITERIA FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN CONDITIONS OF REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION
Ключевые слова: критерии оценки эффективности самостоятельной работы, самостоятельная работа студента, проектное обучение, проблемное обучение, метод конкретных ситуаций, метод портфолио.
Keywords: evaluation criteria of efficiency of independent work, independent work of student, project-based learning, problem-based learning, a method of concrete situations, portfolio method.
Аннотация: в данной статье авторы выявляют критерии, необходимые для оценки самостоятельной работы студентов. Данные критерии позволят оценить эффективность организации самостоятельной работы студентов, организованной с применением технологий проектного обучения, проблемного обучения, метода конкретных ситуаций, метода портфолио.
Abstract: in this article, the authors identify criteria for evaluation of independent work of students. These criteria will assess the effectiveness of the organization of independent work of students, organized with technology project-based learning, problem-based learning, a method of concrete situations, portfolio method.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования на внеаудиторную самостоятельную работу отводится не менее 50% от общего количества времени, отведенного на освоение основной образовательной программы. Большое количество часов, отводимых на самостоятельную работу, еще не является гарантией качества. Отсюда вытекает проблема оценки эффективности организации самостоятельной работы студентов, разработки критериев данной оценки.
В толковом словаре русского языка даются следующие определения: «Критерий - мерило оценки»1. «Оценка - мнение о ценности, уровне или значении чего-либо»2. «Эффективный - действенный»3. Таким образом, критерии оценки эффективности самостоятельной работы - это измерение уровня ее действенности.
В дидактике оценка - это процесс соотнесения хода и результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества продвижения учащегося в учении, а также определения и принятия задач для дальнейшего продвижения4. Система оценивания является важнейшим элементом
1 Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «А ТЕМП», 2013. - С. 285.
2 Там же - С. 451.
3 Там же - С. 849.
4 Новейший психолого-педагогический сло-
варь / сост. Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - С. 553.
образовательного процесса. Как справедливо отмечает И.В. Клещева, умелое применение разных видов оценивания для сбора данных о процессе и результатах работы студентов, в том числе самостоятельной работы, о формировании их интеллектуальных, организационных, коммуникативных умений являются основным ключом для объективного оценивания достижений учащихся и создания в дальнейшем оптимальных условий для их эффективного развития. Информация о достижениях студентов не только поможет дифференцировать обучение, чтобы учесть потребности и возможности всех обучающихся, но и поможет им контролировать собственное образование и формировать максимум компетенций в образовательной среде сейчас и в дальнейшей жизни5.
Таким образом, оценка и оценивание имеет своей целью не только контроль различных образовательных категорий, но и выполняет ряд других функций, а именно:
- информационная функция служит студентам для получения сведений о качестве своей работы, преподавателю - о динамике образовательных результатов обучающихся, родителям и сообществу - о степени достижений или трудностях обучения.
- диагностическая функция служит для
5 Клещева И.В. Оценка эффективности научно-исследовательской деятельности студентов. -СПб: НИУ ИТМО, 2014. - 91 с.
определения актуального уровня сформированное™ общекультурных и профессиональных компетенций.
- ориентирующая функция позволяет наметить пути улучшения результатов обучения и образования.
- стимулирующая функция позволяет мотивировать обучающихся на достижение лучших результатов1.
Реализация данных функций будет возможна при условии соблюдения основных принципов оценивания:
- значимость. Акцент на оценивании наиболее значительных результатов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
- адекватность - соответствие оценки компетенций целям и результатам обучения.
- объективность, справедливость и доброжелательность - осуществление тщательного подбора конкретных критериев оценки. Оценка не должна быть инструментом (или результатом) давления. Создание ситуаций партнерских отношений между преподавателями и студентами, стимулирующих к росту достижений. Направленность на развитие и поддержку студентов.
- интегрированность - оценивание осуществляется как составная часть процесса обучения.
- открытость - критерии и стратегии оценивания сообщаются студентам заранее. По возможности обучающиеся участвуют в разработке критериев оценки.
- доступность - формы оценивания, его цели и сам процесс должны быть просты и ясны всем участникам образовательного процесса.
- систематичность - процедуры оценивания осуществляются последовательно, с определенной периодичностью2.
От описания функций и принципов оценивания перейдем к описанию критериев оценки основных технологий организации самостоятельной работы студентов .
В данной статье рассмотрим следующие технологии организации самостоятельной работы: методы проектного обучения, методы проблемного обучения, метод конкретных ситуаций, метод портфолио. Опишем суть данных технологий и выявим критерии их эффективности.
1 Там же - С. 42.
2 Там же - С. 43.
3 См. Исакова Т.Б. Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). - С. 97-105.
Цель технологии проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты самостоятельно и с удовольствием приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в проектных группах, развивают у себя исследовательские умения и системное мышление.
Технология проектного обучения включает в себя следующие этапы: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Критериям оценки качества самостоятельной работы над проектом являются:
- умение обосновать актуальность исследовательской проблемы;
- умение ставить цели, задачи проекта, корректно формулировать понятийный аппарат исследования;
- умение планировать собственную работу, согласовывать свои планы с другими членами рабочей группы, разрабатывать программу исследования;
- владение общетеоретическими и эмпирическими методами исследовательской деятельности;
- умение оформлять результаты проектной деятельности, выступать с докладами, презентациями;
- достижение цели проекта и достижения намеченных целей обучения.
Уровни оценки проектов по данным критериям представлены в таблице 1.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении студентами в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Проблемное обучение способствует формированию у студентов необходимой системы общекультурных и профессиональных компетенций и достижению высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию, исследовательской активности, самостоятельности.
Таблица 1 - Критерии оценки проектов
Оценка Критерии оценки
Отлично Проект актуален, выполнен самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной. В проекте отражено владение автором (авторами) базовой терминологией наук, знание которой предполагается как условие полноценной разработки методологической основы собственного исследования. Автор владеет методами комплексного исследования одной из актуальных проблем, умеет использовать результаты исследования для обобщающих выводов и оценок. Дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению. Показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативно-правовых документах по проблеме. Теоретические положения сопряжены с социальной практикой. Даны представляющие интерес рекомендации по решению проблемы. Широко представлена библиография по теме проекта. По стилю и форме проект соответствует всем предъявленным требованиям. Автор владеет культурой публичного выступления, аргументированно отстаивает свою позицию
Хорошо Проект актуален. Выполнен самостоятельно. Автор владеет базовой терминологией науки, знание которой является условием полноценной разработки методологической основы собственного исследования. Основные положения проекта выполнены на достаточном теоретическом и методологическом уровне. Теоретические положения связаны с социальной практикой. Представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию. Практические рекомендации обоснованы. Составлена оптимальная библиография по теме проекта. По стилю и форме проект не в полной мере соответствует всем предъявляемым требованиям. Автор публично защищает свой проект, отвечает на критические замечания и вопросы
Удовлетворительно Проблема в основном раскрыта, но исследование ее не отличается новизной, теоретической глубиной, аргументированностью. Нарушена логика изложения, задачи раскрыты не полностью. В проекте не в полной мере использованы необходимые для достижения цели научная литература, нормативные документы, материалы исследований. Теоретические положения слабо увязаны с социальной практикой. Рекомендации носят формальный характер. По стилю и форме проект не соответствует всем предъявляемым требованиям. При публичной защите проекта автор отвечает на вопросы и критические замечания не в полном объеме
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивация достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.
Критериями оценки самостоятельной работы с применением методов проблемного обучения являются:
- умение адекватно оценить ситуацию;
- умение выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной);
- умение спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению
этих трудностей (противоречий).
Эти способности являются базовыми для современного специалиста.
Разновидностью проблемного обучения является метод конкретных ситуаций (технология case study)1, который развивает способность к анализу в короткие сроки неупорядоченной информации и умение формулировать задачу самостоятельно. Сталкиваясь с конкретной задачей, специалист, прежде всего, должен определить, есть ли в ней проблема и в чем, собственно, она состоит, определить свою позицию, выяснить, что следует решать и есть ли в этом необходимость.
При использовании метода конкретных ситуаций студенту предлагается сборник с развернутыми описаниями ситуаций. Описание одной ситуации занимает до 40 страниц машинописного текста и представлено таким обра-
1 См. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст]. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. - С. 466 - 469.
зом, что обучаемому необходимо самому определить, что дано и что требуется найти. Критериями оценки в данном случае являются:
- умения анализировать ситуацию, определять главное, второстепенное и не относящуюся к решаемой проблеме информацию;
- умения выделить симптомы проблемы;
- умения выявлять недостающую информацию, определять, что нужно уточнить дополнительно;
- умения находить несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в конкретной обстановке.
- умения вести дискуссию, в которой сравниваются найденные различные варианты решения.
Уровни оценки самостоятельной работы с применение методов проблемного обучения и метода конкретных ситуаций представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Уровни самостоятельной работы студентов
Уровень самостоятельной работы Показатели уровней
Репродуктивный Студент способен воспринимать, осознавать информацию, анализировать. Знает основные понятия, законы, правила, необходимые для решения поставленной задачи. Умеет решать поставленную задачу по образцу, по определенному алгоритму
Частично-поисковый Студент способен воспринимать, осознавать информацию, анализировать, обобщать. Знает основные понятия, законы, правила, необходимые для решения поставленной задачи. Умеет решать, а также конструировать задания. Производит контроль и самоконтроль
Поисковый Умеет активно включаться в разработку нового материала. Умеет самостоятельно прорабатывать дополнительную информацию к ключевым положениям, умеет производить самоконтроль и корректирующие действия, умеет самостоятельно решать поставленную задачу
Творческий Умеет творчески применять знания в решении поставленных проблем через актуализацию познания. Самостоятельно ставит проблему и умеет ее разрабатывать. Владеет методами научного познания в процессе применения их в решении поставленной задачи. Осуществляет самоконтроль и корректировку действий
Последним элементом системы оценивания самостоятельной работы является метод портфолио. Портфолио - это форма и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности студента и дальнейшей коррекции процесса обучения1.
В педагогической литературе мы находим и другие определения «портфолио»:
- коллекция работ студента, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях студента по сравнению с его предыдущими результатами;
- выставка учебных достижений студента по данному предмету (предметам) за данный период;
- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки
1 Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Изд-во «Альянс» Дельта, 2003. - 284 с.
учебных результатов студента;
- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представленных на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Метод портфолио позволяет отслеживать достижение тех целей, которые ставит перед собой обучающийся. По материалам портфолио можно судить о том, как студент для себя понимает необходимость обучения, определяет наиболее значимые проблемы обучения и пути, помогающие их преодолевать, а также зафиксировать изменения в себе на этом пути. Портфо-лио - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда студента, рефлексия его собственной деятельности. Многие авторы сводят конечную цель компоновки учебного портфолио к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
Как правило, портфолио включает три обязательных раздела: введение, в котором описываются цели и краткое содержание портфолио; содержание портфолио, включающее разнообразные рубрики; самоанализ и взгляд в будущее.
Цель портфолио: создание условий для
самостоятельной работы студента над содержанием своего профессионального становления, отслеживания результатов обучения в вузе, рефлексии собственной учебной и исследовательской работы. Материалы портфолио предназначены для последующего их анализа, всесторонней качественной и количественной оценки уровня компетентности студента и дальнейшей корректировки процесса обучения.
Нами использовался комплексный вариант портфолио. Сбор материала для портфолио велся на протяжении всего периода обучения студента в вузе. Окончательный вариант порт-фолио оформлялся в период преддипломной практики и включал следующие элементы: титульный лист, оглавление портфолио с перечислением его основных элементов, введение, рубрики портфолио, заключение. Во введении описывались цели, задачи, краткое содержание портфолио. Основными рубриками портфолио были: «Моя практика», «Мои публикации», «Моя научная деятельность», «Мои достижения», «Мои журналистские навыки и умения». Многие студенты включили в портфолио рубрику «Мои увлечения и интересы». Наполнение рубрик определялось студентами самостоятельно. В заключении студенты проводили самоанализ и намечали планы на будущее.
Мы обращали внимание студентов на то, что каждый элемент портфолио обязательно должен датироваться. Это придает портфолио упорядоченность и позволяет отслеживать динамику формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
В рубрике «Моя практика» студенты в хронологической последовательности представили отчеты по учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практике. Данный раздел мы отнесли к тематическому, рефлексивному и практико-ориенти-рованному видам портфолио. В отчетах проводился анализ системы СМИ региона, функций СМИ, основных видов деятельности журналиста. Практико-ориентированный и рефлексивный компоненты были представлены анализом результатов собственной практической деятельности.
Рубрика «Мои публикации» носит прак-
тико-ориентированный характер и может быть представлен в разных вариантах. Первый вариант представления публикаций -хронологический. Позволяет проанализировать динамику формирования журналистских навыков, становления профессионального мастерства. Второй вариант - по жанрам. Позволяет выявить особенности индивидуального стиля авторской деятельности, предпочитаемые жанры. Также публикации могут быть представлены по типам СМИ, например публикации в печатных СМИ, работы на радио, телевидении в интернет - СМИ, либо публикации в корпоративных СМИ, городских, региональных, всероссийских. Независимо от варианта представления публикаций в порт-фолио, важным элементом данного раздела должен быть критический самоанализ собственных публикаций, т.е. и в данном разделе присутствует рефлексия. Материалы данного раздела могут быть положены в основу творческой выпускной квалификационной работы.
В рубрике «Моя научная деятельность» студенты представляют аннотации выполненных ими курсовых работ, доклады на студенческих научных конференциях, публикации в студенческих научных сборниках. Этот раздел относится к проблемно-ориентированному виду портфолио. Самоанализ содержания данного раздела позволяет студенту определиться со сферой своих научных интересов, а также с выбором темы исследовательской выпускной квалификационной работы, и, в дальнейшем, с выбором магистерской программы подготовки.
В рубрике «Мои достижения» студенты представляют копии грамот, дипломов, благодарственных писем, отзывы преподавателей, администрации факультета о данном студенте, отзывы руководителей баз практик, отзывы общественных организаций и т.п. Проводится количественный и качественный анализ достижений студента.
В рубрике «Мои журналистские навыки и умения» представлены листы самооценки, которые заполняются студентами в начале обучения и в конце каждого семестра. Образец листа представлен нами в таблице 3.
Таблица 3 - Лист самооценки журналистских навыков и умений Дата_
№
Умения и навыки
Владею / не владею
Комментарий
Я могу найти интересный для целевой аудитории информационный повод и оценить его потенциал (важность для целевой аудитории, эксклюзивность, доступность экспертов, трудоемкость при создании материалов)
2 Я понимаю и могу проработать всю цепочку создания журналистского текста: информационный повод - событие - тема - сюжетная линия - планирование - согласование
3 Я умею работать с источниками информации
4 Я знаю, как изучать, анализировать и оценивать информацию
5 Я понимаю, как и где искать дополнительные источники информации для проверки полученных данных
6 Я могу грамотно обрабатывать материал, обеспечивать правильность приводимых цитат, имен, фактов
7 Я могу формулировать заголовок для материала, соблюдать требования грамматики и стилистики русского языка.
Перечень умений и навыков (в таблице приведен не полный список) разрабатывался нами с учетом требований ФГОС 3+ высшего образования для направления подготовки 42.03.02 «Журналистика» и требований профессиональных стандартов по журналистике. В графе «владею / не владею» студент отмечает умения и навыки, которыми он овладел за семестр (учебный год), и выделяет те умения и навыки, которыми необходимо овладеть. В графе «комментарии» студент отмечает уровень владения навыком (умением), приводит доказательства того, что он действительно овладел данным умением или навыком, намечает план своей дальнейшей работы («что я буду делать, чтобы овладеть данным умением?»). Комментарий пишется в свободной форме и может содержать размышления,
впечатления, ощущения. Данный раздел мы отнесли к практико-ориентированному и рефлексивному видам портфолио.
В рубрику «Мои увлечения и интересы» студенты включают продукты своей творческой деятельности (стихи, рассказы, переводы, фотоработы и т.п.). Данный раздел позволяет студенту раскрыть свою индивидуальность, личностные особенности, творческий потенциал.
Презентация портфолио является частью итоговой государственной аттестации выпускников, поэтому важно определить критерии его оценки. Считаем целесообразным ознакомить студентов с данными критериями на этапе запуска портфолио, т.е. в начале обучения (таблица 4).
Таблица 4 - Критерии оценки портфолио
Оценка
Критерии оценки
Отлично
Наличие трех обязательных разделов: оглавления; введения (пояснительной записки) с описанием цели, предназначения, краткого содержания портфолио; рефлексия и взгляд в будущее.
Портфолио включает как обязательные, так и дополнительные (самостоятельно предложенные) рубрики.
Портфолио позволяет оценить прирост знаний (познавательный компонент), способности к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования (аксиологический компонент), а также умения применять свои знания и ценности для решения личностных, социальных и профессиональных задач (прагматический компонент).
Содержание портфолио свидетельствует о том, студент приложил максимум усилий в овладении профессией, в развитии мышления, творческих способностей.
Студент продемонстрировал умения решать теоретические и практические задачи, социальную зрелость, активность, высокий уровень рефлексии, творческое отношение к делу.
В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность, креативность
Хорошо Наличие трех обязательных разделов: оглавления; введения (пояснительной записки) с описанием цели, предназначения, краткого содержания портфолио; рефлексия и взгляд в будущее. Портфолио включает обязательные рубрики. Портфолио демонстрирует, что у студента накоплены хорошие знания, умения, навыки, солидный опыт работы, но слабо развита рефлексия, самоанализ. В отличии от предыдущего уровня, в портфолио может быть недостаточно выражена оригинальность и творческий подход к оформлению, а также полезность некоторых рубрик
Удовлетворительно Наличие трех обязательных разделов: оглавления; введения (пояснительной записки) с описанием цели, предназначения, краткого содержания портфолио; рефлексия и взгляд в будущее. В портфолио представлены только обязательные рубрики, по которым можно судить о том, что студент освоил необходимый минимум компетенций, умений и навыков. Отсутствуют компоненты, демонстрирующие уровень развития творческого мышления. Студент формально подошел ведению портфолио
Неудовлетворительно Неинформационное портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях студента, об уровне овладения профессиональными компетенциями, умениями и навыками, о прогрессе в учебной деятельности. Небрежное оформление
Подход к оцениванию портфолио по предлагаемым критериям может быть различным. Можно оценивать отдельные разделы и рубрики портфолио, а общая оценка выводится как среднее арифметическое. Можно оценивать портфолио в целом по результатам работы на каждом курсе, общая оценка выводится как среднее арифметическое за весь период обучения. Можно оценить не только
портфолио, но и качество его презентации.
Оценочный компонент играет важную роль в самоконтроле обучающихся и рефлексии усвоенных знаний и сформированных компетенций по дисциплинам. Его проведение связано с выполнением основных педагогических функций - диагностической, обучающей, организующей, воспитывающей и развивающей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Галагузова, М.А. Модернизация системы профессиональной подготовки социальных педагогов [Текст] /М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная монография / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 8. - Екатеринбург, 2015. - С. 343-351.
2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст]. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. - 560 с.
3. Дьяконов, Б.П. Новые функции самостоятельной работы студентов в асинхронном дистанционном обучении [Текст] / Б.П. Дьякнов, Т.Б. Исакова // Вестник Волжского университета имени В Н. Татищева. - 2013. -№1(12). - С. 73-79.
4. Загашев, И.О., Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс - Дельта, 2003. - 284 с.
5. Исакова, Т.Б. Модернизация самостоятельной работы студентов журналистов [Текст] / Т.Б. Исакова //Вопросы теории и практики журналистики. - 2014.- № 4 (8). - С. 125-130.
6. Исакова, Т.Б. Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Т.Б. Исакова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). - С. 97105.
7. Клещева, И.В. Оценка эффективности научно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / И.В. Клещева. - СПб.: НИУ ИТМО, 2014. - 91 с.
8. Клещева, И.В. Организация опытно-экспериментальной работы школы по формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / И.В. Клещева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). - С.114-122.
9. Кустов, Ю.А. Самостоятельная работа как средство формирования социально-профессиональной компетентности личности [Текст] / Ю.А. Кустов, Т.Б. Исакова // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 7. -
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (19) 2015
Екатеринбург, 2012. - 456 с.
10. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. - Мн.: Современная школа, 2010.
11. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. / - М.: Народное образование, 1998.
12. Федосеева, О.Ю. Анализ эффективности самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - Тольятти: ВУиТ, 2015. - №2(24). - 117-126 с.