Научная статья на тему '«Портфолио» как комплексная технология организации самостоятельной работы студентов'

«Портфолио» как комплексная технология организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8766
651
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОРТФОЛИО / РЕФЛЕКСИЯ / INDEPENDENT WORK / EDUCATIONAL INDEPENDENCE / PORTFOLIO / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретивых М. В.

В статье раскрывается актуальность и сущность понятия самостоятельной работы студента, а также рассматриваются виды, процесс создания и функции портфолио как комплексной технологии организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ретивых М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTFOLIO" AS COMPLEX TECHNOLOGY OF THE ORGANIZATION INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article reveals the urgency and essence of the concept of independent student work, and discusses the types, functions and the process of creating a portfolio as the complex technology of organization of independent student work.

Текст научной работы на тему ««Портфолио» как комплексная технология организации самостоятельной работы студентов»

УДК378

«ПОРТФОЛИО» КАК КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

М. В. Ретивых

В статье раскрывается актуальность и сущность понятия самостоятельной работы студента, а также рассматриваются виды, процесс создания и функции портфолио как комплексной технологии организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная самостоятельность, портфолио, рефлексия.

Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности студентов как субъектов образовательного процесса в вузе. Поэтому организация этой работы выступает одной из актуальных проблем современного вузовского образования. Самостоятельная работа обеспечивает развитие навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности, создает методические основы для самостоятельного решения профессиональных задач, формирования учебно-профессиональной самостоятельности.

Назрела необходимость в усилении самостоятельной деятельности студентов, в пересмотре подходов к ее организации и реализации в учебном процессе вуза, который должен строиться так, чтобы развивать умения учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации, способов адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Эти тенденции нашли свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), в которых по направлениям подготовки в бакалавриате, специалитете и магистратуре для организации самостоятельной работы обучающихся выделяется от 50% до 70% времени, предусмотренного для выполнения основной образовательной программы. По заочной форме обучения на самостоятельную работу выделяется около 90% учебного времени.

Усиление роли самостоятельной работы студентов, предусмотренное ФГОС, означает принципиальный пересмотр акцентов учебного процесса, который должен строится так, чтобы студенты учились самостоятельно добывать знания и могли эффективно применять эти знания в стандартных и нестандартных ситуациях, были способны постоянно совершенствовать свой образовательный и профессиональный уровень. Для этого необходима модернизация учебно-методической документации, разработка новых дидактических подходов к самостоятельному освоению учебного материала и пересмотр фонда заданий для самостоятельной работы.

Увеличение количества часов на самостоятельную работу студентов - это мировая тенденция. В зарубежных вузах на самостоятельную работу студентов выделяется значительно больше времени, чем на аудиторную.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов требуется уточнение ее концептуальных оснований.

Имеются разные подходы к трактовке понятия «самостоятельная работа студентов». По мнению ряда ученых, это понятие определяется как планируемая научная и учебная работа, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим и научным руководством [3, с. 103-109], как любая организованная преподавателями активная работа студентов [5, с 141].

С точки зрения других ученых, самостоятельная работа - это активная творческая работа студента, в основе которой лежат его умение самостоятельно мыслить, самостоятельно видеть проблемы, ставить новые задачи и находить подходы к их решению [2, с. 114-115].

Как видим, в одних определениях ведущая роль в организации самостоятельной работы отводится преподавателю, в других, напротив - самому студенту.

Мы полагаем, что эти подходы не противоречат друг другу, а отражают особенности организации самостоятельной работы студентов на различных этапах обучения в вузе. Мы разделяем точку зрения о том, что неправомерно полностью исключать преподавателя из процесса осуществления самостоятельной работы студента. И на старших курсах преподаватель продолжает, пусть и в минимальной степени, управлять учебной деятельностью студентов, в том числе и самостоятельной работой [1, с. 159-163].

Исходя из этого, самостоятельную работу студентов следует рассматривать как форму их учебной деятельности, планируемой и выполняемой по заданию и при методическом руководстве

и контроле со стороны преподавателя. Безусловно, степень этого руководства и контроля в зависимости от курса обучения будет изменяться. Кроме того, степень влияния преподавателя на организацию самостоятельной работы студентов зависит от уровня сформированности у них учебной самостоятельности, под которой понимается качество личности, выражающееся в умении управлять своей учебной деятельностью: четко определять цель и задачи обучения, разрабатывать и реализовывать программу действий по их реализации, оценивать результаты этих действий.

Очевидно, что сформировать учебную самостоятельную деятельность студентов можно в том случае, если обучающихся ставить в ситуации, в которых им приходится действовать самостоятельно, без помощи преподавателя. Именно такие условия и призвана создавать самостоятельная работа.

Исследователи отмечают, что мотивация самостоятельной работы студентов во многом зависит от преподавателя, а именно:

- от его профессиональной компетентности;

- от умения формировать у студентов позитивное отношение к самостоятельной работе;

- от умения преподавателя управлять процессом формирования у студентов профессиональных компетенций;

- от умения работать со студентами индивидуально или в творческом сотрудничестве;

- от владения компьютерными технологиями, позволяющими реализовать свободное творчество со студентами [6, с. 339-341].

Эффективной комплексной технологией организации самостоятельной работы студентов является технология «портфолио».

В педагогической теории и практике накоплен достаточно большой арсенал педагогических технологий, которые можно отнести к компетентностно-ориентированным. Одной из таких технологий является технология «Портфолио», которая активно применяется в системе профессионального образования.

Под термином портфолио понимается способ фиксирования-накопления и оценки индивидуальных достижений.

Слово «портфолио» возникло в эпоху Возрождения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. В наше время портфолио называется альбом с фотографиями, которые призваны показать мастерство фотохудожника или фотомодели.

Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач - все, что свидетельствует об уровне образования и духовной эволюции учащегося.

Сторонники идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ обучающихся. Это -новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания, новую культуру учения. Так понятая идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика.

Различные авторы характеризуют портфолио студента как:

-коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

-выставку учебных достижений студента за определенный период обучения;

-форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента;

-антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку - то есть формирующую у студентов способность рефлексии.

Рефлексия - один из инновационных путей раскрытия и выявления духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в самоанализе, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в своих силах и возможностях.

Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в умении обучающегося адекватно оценивать собственные учебные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно самосовершенствования.

Цель создания портфолио может сводиться к демонстрации достижений студента по результатам обучения, при этом акцент делается не на том, чего студент не знает и не умеет, а на том, что он знает и умеет.

Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются для каждого конкретного случая.

Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.

Существуют различные виды портфолио (рис. 1).

Рис. 1. Виды портфолио студента

Кратко охарактеризуем содержание каждого из этих видов портфолио.

«Портфолио-документация» содержит набор документов, характеризующий индивидуальные образовательные достижения студента. Сюда могут включаться ксерокопии зачетной книжки, свидетельств, удостоверений о присвоении разрядов (категорий, квалификаций), грамот, благодарственных писем и т.п. Портфолио создается в течение всего периода обучения в вузе.

«Портфолио-коллектор» включает материалы, авторство которых не принадлежит студенту. Это могут быть предложенные педагогом памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей периодических изданий, иллюстрации. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д. - одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности самого студента.

Иными словами, «коллектор» - это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в другой портфолио.

«Портфолио процесса» демонстрирует процесс и уровень самостоятельного использования студентом полученных знаний и умений при выполнении учебных, исследовательских, творческих, информационных, социальных проектов. Портфолио должен отражать все стадии проектной деятельности: погружение в проект (проблематизация), разработка проекта (планирование и организация деятельности), технологическая стадия (осуществление деятельности), заключительная стадия (презентация и оценка результатов). Этот вид портфолио включает в себя дневники, различные формы отчетности, самооценки и самоанализа.

«Показательное портфолио» используется для суммирования мастерства студентов, полученного по определенным направлениям. Он включает в себя лучшие работы студентов, отобранные самими учащимися или педагогами. Сюда могут быть включены разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографиии, электронные презентации и т.п. Показательный портфолио может быть индивидуальным и групповым. Идею группового показательного портфолио можно использовать при проведении конкурса «Лучшая студенческая группа».

«Оценочное портфолио» собирается для контроля накопления знаний и умений студента и состоит из контрольных материалов различных видов: контрольные работы, тесты, схемы, кроссворды и т.д.

«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, родителями, возможно однокурсниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей деятельности и ее результатов.

«Портфолио достижений» располагает материалами, которые, по мнению студента, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Этот вид портфолио может содержать лучшие проекты, благодарственные письма, грамоты, отзывы, фотографии, информацию об участии в различных смотрах,

конкурсах и т.д.

«Online-портфолио» может принимать различные формы. Например, портфолио может быть создано студентом посредством загрузки ряда документов в специально отведённую для этого часть общего сайта курса, предполагающую работу студента по заранее составленному плану.

Таким образом, портфолио - это коллекция различных материалов, характеризующих учебную деятельность студентов за семестр, учебный год, за весь период обучения в вузе.

В портфолио могут входить разные виды информации:

S одноплановые (контрольные работы, тесты и т.д.);

S разноплановые (домашние работы и тесты, сочинения, лабораторные работы, видео- или аудиозаписи, проекты и т.д.).

Каждый из этих видов портфолио имеет определенные преимущества и ограничения, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и ограничения различных видов портфолио студентов

Виды портфолио Преимущества Ограничения

Портфолио-документация Итоговая балльная оценка делает портфолио этого вида действенным механизмом определения объективного образовательного рейтинга студентов Дает представление только о результатах, но не характеризует процесс индивидуального развития студента, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.д.

Портфолио-коллектор Материалы этого вида портфолио характеризуют методические и научно-исследовательские умения студентов Не содержит в себе сведений о реализации студентом накопленных материалов в своей учебной и научно-исследовательской деятельности

Портфолио процесса Отражает все фазы и этапы процесса обучения, способствует развитию навыков профессиональной рефлексии Сложность в выработке объективных критериев оценивания представленных материалов

Показательное портфолио Демонстрирует лучшие работы студента, характеризующие их творческие способности и возможности Отсутствие возможности проследить динамику процесса развития учебной деятельности студента

Оценочное портфолио Позволяет оценить отношение студента к учебной деятельности и качественные характеристики этой деятельности Сложность учета и обработки собранной информации

Портфолио отзывов Позволяет получить внешние отзывы независимых экспертов о характере и успешности учебно-профессиональной деятельности студента Необходимость уточнения объективности внешних отзывов об учебно-профессиональной деятельности студента

Портфолио достижений Отражает наиболее значимые достижения студента в различных видах деятельности, характеризует разнообразие и широту его интересов Сложность учета и классификации достижений студентов в различных видах деятельности

Online-портфолио Позволяет широко проанализировать учебные достижения студентов Трудности, связанные с созданием электронного сайта и собственной ^еЬ-странички студента

Учеными обоснованы этапы создания «портфолио» [4, с 169-175]. Процесс создания портфолио включает в себя три этапа (рис. 2).

Э 1. Подготовительный этап

Т i

А 2. «Запуск» процесса создания портфолио

П 1

Ы 3. Создание, оформление и защита портфолио

Рис. 2. Процесс создания портфолио студента

На первом (подготовительном) этапе решаются следующие задачи:

- обсуждение со студентами сущности портфолио как новой формы учебной работы: цель, задачи, виды, структура, содержание, процесс создания портфолио;

- определение видов портфолио и сроков их создания;

- выдача студентам определенных заданий по подготовке портфолио.

Конкретная структура портфолио зависит от его вида. Преподаватель должен определить вместе с каждым студентом возможные обязательные и дополнительные разделы, рубрики и

содержание компонентов портфолио.

Нужно также ознакомить студентов с перечнем тех материалов, которые могут войти в структуру портфолио. К ним относятся следующие материалы:

• Органайзер (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы), который систематизирует как теоретический (сравнительный анализ концепций и подходов к изучаемой проблеме, «дерево понятий» по теме и т.д.), так и практический (результаты исследований, примеры решений профессиональной задачи и т.д.) материал.

• Листы наблюдений за какими-либо процессами, которые произошли за время работы.

• Рефлексивные журналы (описание процесса решения учебных задач, краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ, рефлексия общих закономерностей своего обучения).

• Дневники обучения в ходе изучения учебных дисциплин и курсов.

• Результаты групповой работы в ходе семинаров (планы, доклады, слайды, схемы).

• Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудио фрагменты.

• Схемы индивидуальных и групповых проектов, курсовых проектов, письменных работ.

• Описание лабораторных экспериментов и самооценка их результатов.

• Анкеты (об отношении к какой-либо теме и пр.) и результаты анкетирования.

• Творческие тематические задания.

• Публикации (статьи, тезисы).

• Вопросы, возникающие у студента в процессе учебной работы.

• Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов.

• Видеофрагменты.

• Компьютерные программы.

• Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.

На втором этапе осуществляется «запуск» процесса создания портфолио:

— студенты представляют проекты будущих портфолио (вид, рубрики, содержание портфолио);

— эти проекты коллективно обсуждаются, утверждаются, устанавливаются этапы и сроки их создании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На третьем этапе студенты проводят работу по сбору, обработке материалов и оформлению портфолио. Затем проводится защита портфолио.

На этом этапе студентам предстоит выполнить следующие виды работ:

— сделать вырезки из газет и журналов по теме;

— произвести выборку из статей интернет-сайтов, научных журналов;

— прочитать монографию, сделать ее конспект, тезисы;

— составить словарь научных понятий (пользуясь справочной литературой); прочитать рекомендуемую литературу к курсу и составить опорный конспект;

— подобрать иллюстративный материал (графики, диаграммы) коротко описать их;

— представить статистический материал исследований, его анализ;

— составить вопросы и провести интервью со специалистом, представить его текст;

— составить анкеты, провести опрос, составить и обработать результаты, представить в графической форме;

— выписать отрывки из художественной литературы, обосновать выбор;

— запись и конспектирование теле- и радиопередачи или других аудио- и видеоматериалов, составление аннотации к ним и др.;

— распределить материалы по соответствующим рубрикам и разделам;

— оформить портфолио и подготовить его электронную презентацию.

Традиционно портфолио оформляется в виде пластиковой папки с прозрачными файлами, в каждый из которых вкладывается информация из отдельного информационного источника. В ходе создания портфолио студенты должны пользоваться разнообразными источниками.

Оформленные портфолио студенты представляют к защите.

При оценивании следует учитывать, что есть «традиционные» требования к портфолио и специфические, отражающие характер подачи материала. В качестве общих критериев выступают следующие:

• Раскрытие содержания курса.

• Разнообразие методологических, праксиологических, теоретических конструкций в качестве основы решения учебно-познавательных задач.

• Глубина анализа материала при решении профессиональных задач.

• Уровень систематизации и интеграции изучаемого явления в единую профессиональную схему.

• Наличие в работе собственных идей и перспектив развития конкретной профессиональной задачи в других профессиональных областях.

• Обоснованность выбранной концепции и собственной точки зрения в выполненной работе.

• Собственная позиция при решении профессиональных задач.

• Доказательность утверждений.

• Оценка эффективности выполнения работы.

Специфическими критериями оценивания являются:

— качество презентации (степень обоснованности материала, доказательности выводов и заключений, способ подачи материала (язык, стиль и др.), соответствие правилам оформления работы);

— использование исследовательских методов работы;

— наличие обязательных рубрик.

Портфолио оценивается целиком, хотя каждая из частей может иметь свой аттестационный рейтинг, который характеризует общий вес рубрики по сравнению с остальными.

Для количественной оценки используются разнообразные варианты, например пятибалльная или десятибалльная шкалы.

Средствами оценивания могут являться специально разработанные таблицы.

Таким образом, формирование портфолио поможет студенту осознать свои сильные и слабые стороны, а также выбрать приоритетные направления своей образовательной траектории.

Портфолио выполняют в образовательном процессе различные функции (рис. 3).

Рис. 3. Функции портфолио студента в образовательном процессе

Эти функции способствуют решению определенных задач:

1) диагностическая функция позволяет показать те аспекты развития студента, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении;

2) функция целеполагания развивает у студента умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою учебную деятельность;

3) мотивационная функция способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету за счет включения разнообразных учебных заданий (творческих, инновационных, проблемных и т.п.);

4) информационная функция помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации, создать целостное представление о приобретаемой профессии;

5) функция оценивания дает возможность получения обратной связи и оценки не только результатов, но и процесса их достижения;

6) контролирующая функция позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом.

В ходе создания и применения портфолио формируется не только профессиональная, но и методическая компетентность. Портфолио способствует организации студентом собственной учебной деятельности, определению трудностей в усвоении учебного материала по изучаемому предмету, развитию навыков самообучения, оценке перспективы профессионального роста, определению динамики учебно-познавательной деятельности.

Портфолио можно использовать на разных этапах обучения в вузе.

На начальных этапах обучения (1-2-й курсы) в высшей школе, когда происходит становление понятийного аппарата и овладение фундаментальными основами профессионального знания, при создании портфолио акценты расставляются на работе со справочной литературой, монографиями, создании рубрик, направленных на проработку различных научных концепций и их терминологического поля.

На старших курсах (3-5-й курсы) создание портфолио имеет больше практическую направленность. Здесь основное содержание представляет работа с эмпирическими данными, со способами и технологиями решения проблем.

Качество выполнения и результаты защиты портфолио учитывается при проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов.

The article reveals the urgency and essence of the concept of independent student work, and discusses the types, functions and the process of creating a portfolio as the complex technology of organization of independent student work.

The key words: independent work, educational independence, portfolio, reflection.

Список литературы

1. Иванова М.А. Самостоятельная работа студентов: всегда ли она действительно самостоятельна // Высшее образование в России, 2010. №6. С. 159-163.

2. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, 2000. №1. С. 114-115.

3. Сенашко В.С., Жалнина Н.В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России, 2006. №7. С. 103-109.

4. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. М.:КНОРУС, 2011. С 155-177.

5. Стрекалова И.В. Об организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам // Вестник Брянского государственного университета. Брянск: РИО ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского».

6. Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели // Высшее образование в России, 2011. № 6. С. 339-341.

Об авторе

Ретивых М. В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.