УДК: 378.147.88 ББК: 74.5
Исакова Т.Б.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ьакоуа T.B.
EDUCATIONAL TECHNOLOGY ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE COMPETENCE
APPROACH IN EDUCATION
Ключевые слова: педагогическая технология, самостоятельная работа студента, компетентностный подход, модернизация образования.
Keywords: educational technology, independent work of student competence approach, the modernization of education.
Аннотация: в данной статье автор уточняет сущность понятия «технология организации самостоятельной работы студента», выявляет компоненты, необходимые для проектирования технологии самостоятельной работы в условиях реализации компетентностного подхода.
Abstract: in this article, the author clarifies the essence of the concept "technology of organization of independent work of the student, identifies the components necessary for designing technology independent work under the implementation of the competence-based approach.
Термин «технология» произошел от греческого techne — искусство, мастерство, умения и logos — наука. В толковом словаре этот термин определяется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерство, искусство1.
В отечественной дидактической литературе в 60-е гг. XX в. появилось понятие «педагогическая технология», получившее распространение в связи с развитием программированного обучения.
Первоначально данное понятие трактовалось как обучение с использованием технических средств. В 70-е гг. содержание данного понятия расширилось и к нему стали относить фактически все основные проблемы дидактики, направленные на
совершенствование учебного процесса2. Под
Ожегов, С.И., Шведова, НЮ. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выфажений / Российская академия наук. - М.: ООО «А ТЕМП», 2013. - С. 740.
2 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство
педагогическими технологиями стали понимать «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выгавить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемы« методов»3.
С целью уточнения сущности технологии организации самостоятельной работы студентов, проанализируем некоторые определения понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально-воспроизводимых педагогических результатов (здесь и далее курсив наш Т.И.) (П. Митчел)4
ИКАР, 2009.
3 Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО. А.К. Колеченко. 2002.
4 Цит. по: Шамова, Т.И. Управление
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)1.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, приемов, методов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)2.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков) .
Педагогическая технология - это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
(М.В. Кларин)4;
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов)5;
Педагогическая технология - это алгоритмизированная последовательность педагогических процедур, гарантированно обеспечивающая достижение дидактической цели (М.Ю. Олешков)6.
Ограничимся приведенными выше определениями и выделим из них признаки педагогической технологии. Такими признаками являются: процессуальный характер двустороннего взаимодействия педагога и учащегося, целенаправленность, системность, воспроизводимость. Наличие отдельных элементов (методы, приемы, средства, условия) и взаимосвязей между этими элементами позволяет нам сделать
образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред Т.И. Шамовой. - М.: Владос, 2002. - С. 189.
1 Там же.
2 Там же.
3 Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006.
4 Там же.
5 Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.
6Там же.
вывод о системности педагогической технологии. Выделенные признаки педагогических технологий, а также признаки
у
самостоятельной работы студента позволяют нам уточнить сущность понятия «технология организации самостоятельной работы студента».
Технология организации
самостоятельной работы студента - это система (процессуальная) специально организованной учебно-творческой деятельности преподавателя и студента направленная на самообразование, самоорганизацию и самоконтроль,
гарантированно обеспечивающая достижение дидактической цели, при обеспечении комфортных условий участникам
педагогического процесса.
Педагогическая технология - это понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. Если дидактическая задача выражает цели обучения и воспитания, то педагогическая технология - пути и средства их достижения. При этом в структуре дидактической задачи определённые личностные качества учащихся, подлежащие преобразованию, выступают как цели обучения и воспитания в конкретных условиях (содержание образования).
Содержательное описание элементов педагогической системы даёт представление и о педагогической технологии. Состоит педагогическая технология из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться
(организационные формы обучения) и средств осуществления этой деятельности. С дидактической точки зрения проектирование педагогических технологий - это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по её отдельным элементам. В основе таких
"описаний лежат теоретические представления
8
о педагогических явлениях .
При проектировании технологии
См. Кустов, Ю.А., Исакова, Т.Б. Самостоятельная работа как средство формирования социально-профессиональной компетентности личности // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / Вып. 7. - Екатеринбург: 2012. С. 351 - 361.
8 Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.Г. Панова. - М: Большая Российская Энциклопедия, 1993.
Таблица 1 - Классификация педагогических технологий
Основание классификации Класс (тип) педагогических технологий
Уровень применения Общепедагогические
Частнометодические (предметные)
Локальные (модульные)
Философская основа Материалистические идеалистические
Диалектические метафизические
Научные религиозные
Гуманистические антигуманные
Антропософские теософские
Прагматические экзистенциалистские
Свободного воспитания принуждения
Ведущий фактор психического развития Биогенные
Социогенные
Психогенные
Идеалистические
Научная концепция освоения опыта Ассоциотивно-рефлекторные
Бихевиористские
Гештальттехнологии
Интериоризаторские
Развивающие
Нейролингвистического программирования
Уровень применения Общепедагогические
Частнометодические (предметные)
организации самостоятельной работы студентов мы исходили из своеобразия современной парадигмы образования. Л.А. Беляева подчеркивает, что знания остаются важнейшим компонентом компетентностного подхода, но акценты переносятся на ценностно-ориентационный компонент,
связанный с самостоятельностью в выборе ценностей, лежащих в основе самореализации личности, и прагматический компонент, нацеленный на развитие способностей действовать и достигать поставленных целей1. «Сегодня необходим не просто человек знающий (познавательный компонент), но человек понимающий, способный к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования
(аксиологический компонент), а также человек компетентный, умеющий применять свои знания и ценности для решения личностных,
Беляева, Л.А. Методологический статус компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / от в ред Е.В. Ткаченко,
М.А. Галагузова. - Вып. 7. - Екатеринбург, 2012.
социальных и профессиональных задач (прагматический компонент)»2.
«Поэтому парадигмой современного образования должно стать образование для личностного развития на основе самомотивации и самопроектирования с опорой на ценности и смыслы, приобретающие личностную значимость»3. Центральное место в системе образования должно отводиться самостоятельной работе.
От описания дидактической цели образования перейдем к проектированию педагогической технологии, т.е. к описанию путей и средств достижения данной цели. Проанализируем существующие
педагогические технологии и выявим элементы, которые могут быть использованы в проектировании технологии организации самостоятельной работы.
К настоящему времени сложилось значительное количество педагогических технологий, которые доказали свою
2 Там же. - С. 116.
3 Там же. - С. 116.
эффективность на практике. При этом многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют много сходства и, следовательно, могут быть
классифицированы. По сущностным и инструментально-значимым свойствам Г.К. Селевко1 выделил классы педагогических технологий (таблица 1).
1 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (17) 2014
Продолжение таблицы 1
Основание Класс (тип) педагогических технологий
классификации
Философская Материалистические идеалистические
основа Диалектические метафизические
Научные религиозные
Гуманистические антигуманные
Антропософские теософские
Прагматические экзистенциалистские
Свободного воспитания принуждения
Ведущий фактор Биогенные
психического Социогенные
развития Психогенные
Идеалистические
Научная Ассоциативно-рефлекторные
концепция Бихевиористские
освоения опыта Гештальттехнологии
Интериоризаторские
Развивающие
Нейролингвистического программирования
Ориентация на Информационные (формирования знаний умений, навыжов по предметам - ЗУН)
личностные Операционные (формирование способов умственных действий - СУД)
структуры Эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственный отношений - СЭН)
Саморазвития (формирования самоуправляющих механизмов личности - СУМ)
Эвристические (развитие творческих способностей - ТС)
Прикладные (формирования действенно - практической сферы - СДП)
Тип Классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое,
организации и рассеянное, ручное)
управления познавательной Обучение с помощью аудиовизуальных и технических средств (управление - разомкнутое, рассеянное, автоматизированное)
деятельностью Система «консультант» (управление - разомкнутое, направленное, ручное)
Обучение с помощью учебной книги (управление - разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа
Система «малых групп» (управление циклическое, рассеянное, ручное) - групповые и дифференцированные способы обучения
Компьютерное обучение (управление циклическое, рассеянное, автоматизированное)
Система «репетитор» (управление циклическое, направленное, ручное) -индивидуальное обучение
Программное обучение (управление циклическое, направленное, автоматизированное) - обучение по заранее разработанной программе
Позиция Авторитарные
обучающегося в Дидактико-центрические
образовательном Личностно-ориентированные
процессе
Способ, метод, Догматические
средство обучения Репродуктивные
Объяснительно-репродуктивные
Программированного обучения
Проблемного обучения
Развивающего обучения
Продолжение таблицы 1
Основание классификации Класс (тип) педагогических технологий
Саморазвивающего обучения
Диалогические
Коммуникативные
Игровые
Творческие и др.
Категория обучающихся Массовая (традиционная) школьная технология - рассчитана на усредненного ученика
Технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования)
Компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания)
Виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифо-, олигофренопедагогика)
Технологии работы с девиантными («трудными» и одаренными) детьми в рамках массовой школы
В практике обычно встречаются различные комбинации этих моноклассов педагогических технологий. Так, по ведущему фактору психического развития педагогическая технология всегда комплексна. По типу организации и управления познавательной деятельности самой распространенной является традиционная классно-урочная система Я.А. Коменского включающая в себя комбинацию лекционной подачи материала, самостоятельной работы с книгой, использования ТСО, групповых и индивидуальных способов обучения. Современные педагогические технологии, в основном, направлены на совершенствование существующей
традиционной классно-урочной системы. Выделяют следующие группы
современных педагогических технологий1 (таблица 2).
При отборе элементов технологии организации самостоятельной работы студентов мы исходили из того, что целью профессионального образования является формирование человека знающего, понимающего, способного к
самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования, а также
1 Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. -Мн.: Современная школа, 2010. - С. 786.
человека компетентного, умеющего применять свои знания и ценности для решения личностных, социальных и профессиональных задач, а средством гарантирующим достижение этой цели является специально организованная учебно-творческая деятельность
преподавателя и студента направленная на самообразование, самоорганизацию и самоконтроль, при обеспечении
комфортных условий участникам педагогического процесса.
Нами были отобраны следующие технологии: проектного обучения, проблемного обучения, метод конкретных ситуаций, метод портфолио. Рассмотрим суть данных технологий и их возможности в модернизации самостоятельной работы студентов.
Цель технологии проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты самостоятельно и с удовольствием приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в проектных группах, развивают у себя исследовательские умения и системное мышление.
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (17) 2014 Таблица 2 - Классификация современных педагогических технологий
Основа педагогической технологии
Наименование технологий
педагогических
Авторы
Гуманизация демократизация педагогических отношений
и
Педагогика сотрудничества, личностная технология
гуманно-
Ш.А. Амонашвили
Система преподавания литературы как предмета формирования человека_
Е.Н. Ильин
Активизация интенсификация деятельности учащихся
и
Игровые технологии
РФ. Жуков Ю.Н. Емельянов
Проблемное обучение
А. Осборн Л.М. Фридман
Обучение на основе опорных сигналов
В.Ф. Шаталов
Коммуникативное обучение
Е.И. Пассов
Эффективность организации и управления процессом обучения
Программированное обучение
Дифференцированное обучение
A.С. Границкая
B.Д. Шариков
Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении_
С.Н. Лысенкова
Групповые и коллективные способы обучения_
И.Д. Первин В.К. Дьяченко
Компьютерные технологии
(информационные)
Методическое усовершенствование дидактическое реконструирование учебного материала
и
Укрупнение (УДЕ)
дидактических
единиц
П.М. Эрдниев
«Диалог культур»
В.С. Библер СЮ. Курганов
«Экология и диалектика»
Л.В. Тарасов
Технологии реализации теории поэтапного формирования умственных действий
Н.Ф. Талызина Б.М. Волович
Принцип
природосообразности и методы народной
педагогики
Обучение по Л.Н. Толстому
Воспитание грамотности
А. Кушнир
Комплексные политехнологии
«Школа самоопределения»
А.Н. Тубельский
«Русская школа»
И.Ф. Гончаров
«Школа для всех»
Е.А. Ямбург
«Школа - парк»
М. Балабан
Особенность технологии проектного обучения состоит в том, что образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает мотивацию в учении. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучаемого на свой уровень развития. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет
универсального их использования в разных ситуациях. Технология проектного обучения включает в себя следующие этапы: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. По продолжительности проекты могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Критерием оценки качества является достижение и цели проекта и достижения намеченных целей
обучения. Условиями применения данной технологии являются - мотивация педагога к использованию данной технологии, мотивация студентов к участию в проекте, высокий уровень сформированности исследовательских умений, наличие четких критериев оценки и отслеживания результатов работы над проектом.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении студентами в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления. Проблемное обучение способствует формированию у студентов необходимой системы общекультурных и профессиональных компетенций и достижению высокого уровня развития способности к самообучению,
самообразованию, исследовательской
активности, самостоятельности.
При проблемном обучении преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации -акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении преподаватель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные
задания проблемного обучения:
рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение,
сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные
способности обучающихся.
Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих
противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть
рефлексивными_способностями.
Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.
Метод конкретных ситуаций (технология case study) развивает способность к анализу в короткие сроки большого объема неупорядоченной информации и умение формулировать задачу самостоятельно. Сталкиваясь с
конкретной задачей, специалист, прежде всего, должен определить, есть ли в ней проблема и в чем, собственно, она состоит, определить свою позицию, выяснить, что следует решать и есть ли в этом необходимость.
При использовании метода конкретных ситуаций студенту
предлагается сборник с развернутыми описаниями ситуаций, описание каждой ситуации составляет от 2 до 40 страниц машинописного текста. Студент выделяет симптомы проблемы, важную информацию и решает, что нужно уточнить дополнительно. В описаниях ситуаций широко используется форма диалога — так оживляется подача ряда важных проблем, которые в другой форме выглядели бы менее интересно. Описание ситуаций представлено таким образом, что обучаемому необходимо самому
определить, что дано и что требуется найти. Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в конкретной обстановке. На этом ее свойстве и базируется заключительная дискуссия с учащимися, в которой сравниваются найденные ими различные варианты решения. Обсуждение различных вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт обучаемых: каждый из них может ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений и изменений. Это, конечно, не равноценно многократному самостоятельному
принятию решений в реальной обстановке, но в какой-то мере способствует приобретению жизненного опыта. Метод конкретных ситуаций заключается в инициировании самостоятельного изучения ситуации студентами, формировании их собственного видения проблем и их решений, выработке умения дискутировать и обсуждать проблему с коллегами. Данная технология может реализовываться в разных формах: индивидуально, в малых группах, устно, письменно, но всегда завершается коллективным обсуждением в группе.
Портфолио - это форма и процесс
организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности студента и дальнейшей коррекции процесса обучения1.
В педагогической литературе мы находим и другие определения «портфолио»:
- коллекция работ студента, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях студента по сравнению с его предыдущими результатами;
- выставка учебных достижений студента по данному предмету (предметам) за данный период;
- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента;
- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представленных на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Метод портфолио позволяет отслеживать достижение тех целей, которые ставит перед собой обучающийся. По материалам портфолио можно судить о том, как студент для себя понимает необходимость обучения, определяет наиболее значимые проблемы обучения и пути, помогающие их преодолевать, а также зафиксировать изменения в себе на этом пути. Портфолио - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда студента, рефлексия его собственной деятельности. Многие авторы сводят конечную цель компоновки учебного портфолио к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
Как правило, портфолио включает три
1 Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс Дельта, 2003. - 284 с.
обязательных раздела: введение, в котором описываются цели и краткое содержание портфолио; содержание портфолио, включающее разнообразные разделы; самоанализ и взгляд в будущее.
Следующий шаг проектирования педагогической технологии организации самостоятельной работы студентов — это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по её отдельным элементам. Иными словами нам необходимо разработать методику организации самостоятельной работы студентов, сочетающую в себе технологии проектов, проблемного обучения, конкретных ситуаций и портфолио. Описанию разработанной нами методики будет посвящена наша следующая статья.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляева, Л.А. Методологический статус компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв ред Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 7. - Екатеринбург, 2012.
2. Дьяконов, Б.П., Исакова, Т.Б. Новые функции самостоятельной работы студентов в асинхронном дистанционном обучении // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1(12). - С. 73-79.
3. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития. -СПб.: Альянс Дельта, 2003. - 284 с.
4. Кустов, Ю.А., Исакова, Т.Б. Самостоятельная работа как средство формирования социально-профессиональной компетентности личности // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / Вып. 7. - Екатеринбург, 2012.
5. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. - Мн.: Современная школа, 2010.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
7. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред Т.И. Шамовой. - М.: Владос, 2002.