Научная статья на тему 'Новые методики в преподавании истории журналистики Статья вторая'

Новые методики в преподавании истории журналистики Статья вторая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилякова Наталия Вениаминовна

Статья продолжает тему осмысления опыта преподавания истории журналистики и введения новых методик в учебный Анализируются итоги опроса студентов, способы организации самостоятельной работы, материалы программы повышения квалификации по исследуемой проблематике. На основе проведенного исследования делаются выводы о необходимости введения новых методик в образовательный процесс и о важности преподавательской саморефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые методики в преподавании истории журналистики Статья вторая»

6 Федоров А. В. Поиски новых ориентиров в медиаобразовании // Журналистика и медиа-рынок. 2006. №З.С. 95-109.

7 Медиаобразование в школе : сборник программ преподавания дисциплин / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. М., 2010. С. 9.

8 Гаймакова, Б. Мастерство эфирного выступления / Б. Гаймакова, С. Макарова, В. Новикова, М. Оссовская. М., 2004. С. 22.

9 Лозовский Б. Н. Журналистика : краткий словарь. Екатеринбург, 2004. С. 71.

10 Прозоров В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов, 2004. С. 72.

11 Короченский А. П. «Пятая власть?» Меди-акритика в теории и практике журналистики. Ростов, 200З. С. З2.

12 Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М., 2011. С. 70.

13 Страшнов С. Об использовании элементов медиакритики в системе массового медиаобра-зования. Воронеж, 2009. С. 4.

14 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. М., 1953. Т. 2. С. 16-48.

15 Писарев Д. И. Сочинения : в 4 т. М., 1955. Т. 1. С. 97-159.

16 Гоголь Н. В. Собр. соч. : в 14 т. М., 1952. Т. 8. С. 156-176.

17 См.: Аграновский В. А. Вторая древнейшая :

Беседы о журналистике. М., 1999.

18 Засурский Я. Н. Журналистское образование в МГУ // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 2; Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2006; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001; Свитич Л. Г. Профессия - журналист. М., 2003; Федоров А. В. Медиаобразование в России : Краткая история развития / А. В. Федоров, И. В. Челышев. Таганрог, 2002.

19 Петровская И. Медиакритика: «хорошие» и «плохие» мальчики. Почему телевизионщики пытаются расширить границы допустимого. URL: http://interliberaly.narod.ru.

20 Баканов Р. Факторы, влияющие на деятельность медийного критика // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Казань, 2009. С. 297.

21 Новикова М. С. Гуманитарный арсенал профессиональных критиков: о необходимости специализации в области качественных параметров СМИ // http://gf.nsu.ru/humanity2000/ novikova-ms .shtml.

22 См.: Хомелев Г. В. Понятие критики и ее формы : опыт философского исследования теории и методологии. Л., 1991. С. 151.

23 Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000. С. 156.

Наталия Вениаминовна Жиляковаа

Томский государственный университет

НОВЫЕ МЕТОДИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИЖУРНАЛИСТИКИ

Статья вторая

Статья продолжает тему осмысления опыта преподавания истории журналистики и введения новых методик в учебный Анализируются итоги опроса студентов, способы организации самостоятельной работы, материалы программы повышения квалификации по исследуемой проблематике. На основе проведенного исследования делаются выводы о необходимости введения новых методик в образовательный процесс и о важности преподавательской саморефлексии.

Ключевые слова: высшая школа, образовательный процесс, методика преподавания, история журналистики.

В современной высшей школе, в рамках Болонского процесса переходящей к модели многоуровневого образования, исследователи выделяют такие тенденции, как «самоценность идеи обучения в течение всей жизни, когда от студентов (и не только) требуется постоянное

совершенствование собственных знаний; в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса, в связи с сокращением аудиторной нагрузки и возрастанием доли самостоятельной работы; центр тяжести в обу-

чении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании» [2. С. 188].

Соответственно самостоятельная работа студентов становится важнейшим средством повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов, в ней проявляются мотивация студента, его целеустремленность, индивидуальные стили учебной деятельности, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание и другие личностные качества. Естественно, что понятие самостоятельной работы в современной методике образования в вузе обязательно соотносится с организующей ролью преподавателя. Можно сделать вывод, что «задача преподавателя заключается не только в том, чтобы дать студентам необходимый объем знаний, но и в том, чтобы привить умения и навыки при выборе из огромной массы информации того ценного, что требуется им для будущей специальности, формировать у них постоянную потребность к самообразованию, то есть стремление приобретать знания самостоятельно» [2. С. 188].

Разработки исследователей в области организации самостоятельной работы студентов свидетельствуют о том, что технологическая сторона этой деятельности включает в себя целеполагание (определение целей самостоятельной работы студентов), определение контента (содержание самостоятельной работы студентов), конструирование задание и контроль качества проделанной студентами работы. Обобщая результаты размышлений относительно организации самостоятельной работы студентов, исследователи приходят к выводу, что для эффективной деятельности в этом направлении необходимо:

«- определение уровня готовности студента к эффективной самостоятельной работе, оптимизация процесса социальной, психологической и профессиональной адаптации студентов к условиям образовательного учреждения;

- разработка нормативной документации, определяющей организацию самостоятельной работы в конкретном вузе;

- подготовка и тщательный отбор специальной учебно-методической литературы, методических материалов, предназначенных именно для организации самостоятельной работы студентов по отдельным учебным дисциплинам, создание обучающих программ, электронных презентаций, обзорных видеолекций для внеа-

удиторной самостоятельной работы студентов;

- вовлечение студентов в проводимую кафедрами научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую работу;

- проведение постоянного мониторинга качества самостоятельной работы студентов» [2. С. 180-190].

Объяснительно-иллюстративный метод, который традиционно применяется в высшей школе и является вполне приемлемым для ведения курсов по истории журналистики, тем не менее не предполагает активного включения студентов в процесс освоения материала. Однако у преподавателей есть возможность актуализировать знания студентов по историческим курсам и задействовать в процессе преподавания методы исследовательский. Он отличается тем, что «после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования» [16].

Речь идет прежде всего о такой форме, как творческие работы студентов по изучаемому курсу. Преподаватель может дать конкретное задание, а может поощрить студенческую инициативу в деле разработке собственной формы творческой работы. Это может быть журнал, газета, дизайнерский проект, дискуссия и любой другой вариант, на выбор студенческой аудитории.

При этом необходимо добавить, что в настоящее время утратила свое значение практика работ реферативного характера, довольно распространенная в то время, когда не было доступного Интернета. Теперь в виртуальном пространстве располагаются целые базы данных и «банки рефератов» (а также курсовых, дипломных работа и даже диссертаций), в том числе и по истории журналистики. Как правило, преподаватель знаком с основными работами из этих баз данных и легко может вычислить тех, кто пользуется чужими трудами - достаточно одного-двух вопросов по содержанию предоставленного реферата. Но гораздо интереснее и по процессу работу, и по итоговому результату работы творческого, а не реферативного характера. Они могут быть

использованы в качестве формы отчетности по курсу истории журналистики, если отличаются высоким качеством исполнения, использованием разнообразных теоретических работ, обращением к первоисточникам.

Интересные наблюдения над изменением статуса реферата приводятся в одной из публикаций тюменского преподавателя Е. Л. Клименко: «до наступления в нашей стране компьютерной эры излюбленным, а следовательно и весьма распространенным средством контроля знаний учащихся (школьников, студентов) был реферат, выполняемый обычно дома, самостоятельно, то есть вне аудиторных занятий ил школьных уроков. С его помощью можно было проверить степень усвоения базового материала по одной какой-либо обширной теме или блоку тем. Правильно оформленный, хорошо сделанный полноценный реферат давал также повод педагогу оценить знания ученика или студента по той или иной пройденной учебной дисциплине и выставить итоговую оценку в школьный журнал / зачетку.

Доверие к подобной форме контроля со стороны педагога было до последнего времени оправданным, поскольку, - хотя и с некоторой долей риска, - все же можно было гарантировать качественную самостоятельную работу студента. Предполагалось, что он, выбрав (получив) тему, пойдет в библиотеку, начинает необходимое количество учебных книг и научных исследований, сам или после консультации с педагогом составит план будущей работы и дальше уже сообразно движению собственных мыслей. От руки напишет искомый реферат.

Подобный вид работы устраивал всех еще и потому, что реферирование по своей сути - более сложный вид самостоятельной работы по сравнению, скажем, с простым конспектированием и способен привить навыки серьезной научной работы, а также пробудить творческий интерес к любой науке» [12. С. 196-197]. Однако преподаватель отметил, что с середины 1990-х годов, «когда выход к интернет-ресурсам стал доступен многим, эта, столь отлаженная и надежная система контроля начала давать сбой, а сегодня терпит полный крах. В самом деле, преподавателям понадобилось 6-8 лет для того, чтобы убедиться в бесполезности надежд на самостоятельность выполнения домашних письменных работ, поскольку студенты знают, где взять "готовую" форму для реферата на любую тему; "пошарившись" в Интернете, они могут скачать необходимый

объем информации для выполнения любого письменного задания» [12. С. 197].

Продолжая размышлять об изменении статуса реферата в современном студенчестве, исследователь констатирует: «большой опыт работы в вузе дает весьма неприглядную картину: две трети письменных работ (а порой и все сто процентов рефератов), особенно у студентов заочной формы обучения - это готовые "зарисовки", взятые из интернета. <...> самое обидное, что студенты, переведя интернет-информацию на бумагу, не только ею не владеют (что выясняется, обыкновенно при защитах рефератов), но порой не дают себе труда исправить порой вопиющие ошибки, опечатки, стилистические ляпсусы, огрехи фактического свойства. Получается, что студенты с некоторых пор с большой охотой соглашаются именно на реферат, поскольку выполнить такое учебное задание можно безо всяких усилий. Получается, что преподаватель завален работой по исправлению ошибок компьютерных рефератов. Разумеется, польза от такого реферирования равна нулю. Нужно отдать должное профессиональному чутью преподавателей высшей школы - они распознали этот блеф, и многие стали предупреждать студентов о недопустимости откровенной халтуры в учебе» [12. С. 198-199].

Таким образом, исследователь подчеркивает, что «реферат как надежное средство контроля за усвоением знаний утратил свое значение, поэтому педагог, не отказываясь полностью от этого раздела, может рекомендовать реферативный материал лишь в качестве вспомогательного, дополнительного для подготовки ответа на конкретный вопрос письменного или устного задания» [12. С. 198-199].

Для того, чтобы оценить собственный вклад студента в разрабатываемую тему, творческая работа должна состоять как минимум из двух частей: реферативного и аналитического характера. По сути, это требование приближает ее к исследовательской работе, получается своеобразная «мини-курсовая» по теме истории журналистики.

Реферативная часть, как правило, должна быть составлена как минимум из трех источников. Могут быть задействованы и ресурсы Интернета, если материалы действительно прочитаны, а не механически скопированы студентом. Источники фиксируются в списке использованной литературы, и нередко один взгляд на этот список уже дает представление

о том, что за работа представлена студентом: серьезное исследование или «отписка».

Аналитическая, или исследовательская часть должна быть посвящена анализу текста, или анализу издания - здесь студент свободен в выборе. Суть требования преподавателя состоит в том, что студент должен самостоятельно найти издание, потрогать его, полистать, ознакомиться с его содержанием и структурой, сопоставить уже известные теоретические сведения с реально существующим изданием. Тексты должны быть прочитаны и осмыслены, и анализ их должен быть не переписан из учебника (или скачан с Интернета), а представлять собой итог мыслительной деятельности студента.

Известно, что студенты довольно охотно берутся за выполнение творческих работ. В итоге, с одной стороны, далеко не все эти работы действительно можно назвать «творческими». С другой же - отдельные студенты или инициативные студенческие группы в действительности делают совершенно выдающиеся вещи, характеризующиеся глубиной и точностью понимания отдельных исторических моментов.

При подготовке к сдаче курсов по истории журналистики (и к другим предметам) студенты-журналисты охотно обращаются к Интернет-ресурсам, однако не всегда эти обращения оказываются продуктивными. Из опыта преподавателей других дисциплин известно, что студенты не анализируют изучаемые источники; на вопрос «какими ресурсами вы пользовались при подготовке» они чаще всего отвечают: «Набрал в Яндексе, перешел по ссылке и скачал». В итоге они могут изучать устаревшие законодательные документы, скачивать ответы на вопросы других курсов (со схожими названиями), и так далее. Поскольку в разных вузах конкретные рабочие программы имеют свои отличия, то «механическое» использование готовых учебных пособий не всегда оказывается тем, что нужно для сдачи курса.

Готовясь к выполнению творческой работы, студенты обращаются, как правило, к источникам трех типов: к традиционным носителям информации (книги, сборники статей и т. д.), интернет-ресурсам (иллюстрации, тексты) и собственно оригинальным источникам - дореволюционным газетам и журналам. Если использование первых и третьих информационных источников рекомендуется и поощряется, то интернет по-прежнему остается в числе ресурсов, нежелательных для использования.

Справедливости ради стоит сказать, что ответственные студенты подходят к интернет-ресурсам с критической точки зрения, они проверяют информацию, обращают внимание на то, где именно она размещена, сравнивают разные источники. В этом случае Интернет значительно расширяет информационные поле молодого исследователя, предоставляет альтернативные точки зрения на проблему, оригинальные трактовки, и в итоге студент может сформировать собственную позицию, опираясь на различные мнения и факты. Но поскольку процент ответственных студентов в общей массе невелик, то в итоге преподаватели чаще сталкиваются с ситуациями, описанными в начале этой темы.

Студенты факультета журналистики Томского государственного университета готовили творческие работы по курсам истории журналистики в форме:

- лекций-презентаций,

- журнала,

- творческой работы по итогам работы на выставке в Научной библиотеке ТомГУ ««Годы перелома: русская периодика рубежа XIX - начала XX веков» (3-20 декабря 2008 г.),

- подбора текстов для хрестоматий по курсам истории русской журналистики конца XIX - начала XX века и отечественной журналистики XX века.

Опыт составления презентаций был оценен студентами как положительный, но результат не всегда оказывался высокого качества. Главной ошибкой при работе также был приоритет тексту перед иллюстрациями. Другим недостатком стало использование слишком ярких шаблонов. Однако некоторые презентации действительно очень удачны, и некоторыми принципами оформления их можно воспользовать-сяив составлении собственных презентаций.

Подготовка презентаций потребовала от студентов достаточно основательного знания предмета, и поэтому качественная презентация могла быть зачтена в качестве творческой работы (при соблюдении определенных условий к посещаемости, сдаче контрольных работ и других форм отчетности).

Журнал «Новое слово» был подготовлен в качестве творческой работы инициативной группой студентов факультета журналистики ТомГУ. Эта группа готовила подобный журнал для сдачи экзамена по русской литературе, поэтому основные принципы и концепция журнала были уже выработаны и успешно применены в настоящей работе. Основная цель ее была

- «осовременить» исторический материал, подать его в современных жанрах интервью, информационной заметки, журналистского расследования и т. д. Эта работа оказалась, по отзывам участников проекта, очень трудоемкой, и рекомендовать такого рода задания в качестве обязательных, наверное, не стоит. Но труд участников проекта был оценен на «отлично».

Взаимовыгодным и для преподавателя, и для студентов оказался опыт поиска и подготовки текстов для различных хрестоматий по дисциплинам, связанным с историей отечественной журналистики. Студентам было дано задание прочитать определенное количество текстов автора и выбрать из них те, которые наиболее -с их точки зрения - отражают изучаемую проблематику, акцентируют поставленные в теоретическом курсе проблемы. Круг источников не ограничивался, и студенты первым делом попытались воспользоваться ресурсами интернета, однако достаточно быстро убедились в том, что далеко не все тексты выставлены во «всемирной паутине». Например, такие тексты, как фельетоны А. В. Амфитеатрова «Сказка о здравомысленном медведе и его недоумениях», «Сказка о блохе», «В Темнороссии», оказалось возможным отыскать только в сборнике 1905-го года [1]; студенты также отсканировали из журнала «Новый Сатирикон» (№ 26, июль 1917 года) фельетоны Тэффи «Новые партии», «Десять миллионеров» и т. д.

Работа по отбору текстов, по их вычитке стимулировала студентов к углубленному овладению материалом, повысила их интерес к публицистике прошлых веков. Определенную роль сыграла и «соревновательность» - кто быстрее найдет тексты, кто тщательнее их отберет.

Итогом работы стали две хрестоматии: по курсу истории отечественной журналистики конца XIX - начала XX века (около 600 страниц) и по курсу истории современной отечественной журналистики XX века (900 страниц). Работа преподавателя заключалась в организации процесса поиска и отбора текстов, обсуждении выбранных источников, подготовке хрестоматий к печати или размещению в электронном виде на сайте. Участие в подготовке хрестоматии учитывалась при итоговой аттестации по курсу.

С другой стороны, преподаватели положительно оценили этот опыт совместной работы со студентами в плане интенсификации и повышении оперативности при подобного рода деятельности.

Существование в университете библиотеки, в которой имеются оригиналы дореволюционных изданий - это большая удача для преподавателя истории журналистики, ведь в этом случае теоретические знания могут быть подкреплены эмпирическими. Особенно эффективной работа становится в том случае, если библиотека идет навстречу педагогу, организует выставки изданий XVII, XIX, начала XX веков. В Научной библиотеке Томского государственного университета подобное взаимодействие происходит регулярно, и по итогам одной из выставок, организованной в 2008-м году, студенты подготовили творческие работы, о которых хотелось бы рассказать особо.

Выставка в библиотеке носила название «Годы перелома: русская периодика рубежа XIX - начала XX веков»; материалы для выставки подготовила студентка 5-го курса кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культуры Е. Лукьянова. Здесь в открытом доступе были представлены издания «Серебряного века» - журналы русских модернистов «Мир искусства», «Аполлон», «Весы», символистские сборники, а также периодика рубежа веков -русская «фабрика новостей», газета «Русское слово»; суворинское «Новое время»; легальная газета большевиков «Правда»; центральный орган черносотенцев газета «Русское знамя»; кадетская «Речь» и многие другие газеты и журналы. В экспозицию входили также книги с фотографиями этого периода, учебная и научная литература. Кроме того, отдельная витрина была посвящена сатирическим изданиям периода первой русской революции 1905-07 годов.

По материалам выставки студенты должны были подготовить творческую работу, проанализировав прессу столетней давности с точки зрения современного журналиста - практика и исследователя. Всего было подготовлено 25 работ; часть носила реферативный характер, но несколько могли быть рассмотрены даже как курсовые исследовательские проекты. А две работы - посвященные журналам начала XX века «Мир искусства» и «Сатирикон» - оказались отличными дизайнерскими проектами. Здесь и реферативная, и исследовательская часть, и оформление показывают глубину погружения в изучаемый материал.

Поскольку в учебном плане, кроме федерального компонента, предусмотрен также региональный компонент, преподаватели российских вузов используют эту возможность

для знакомства своих студентов с историей развития журналистики в отдельных регионах России. Однако необходимо заметить, что далеко не в каждой библиотеке в фондах хранятся оригиналы дореволюционных периодических изданий, выходивших на территории того региона, на котором расположено высшее учебное заведение. В этом отношении большое значение приобретает координация и взаимодействие преподавателей истории региональной журналистики разных вузов, а также крупных библиотек, которые хранят в своих фондах подшивки дореволюционных региональных изданий. Речь прежде всего идет об оцифровке редких изданий. Такую работу уже начали библиотеки Томского, Новосибирского, Иркутского университетов, но пока она недостаточно скоординирована, не существует общей концепции этой работы. Так, например, в Научной библиотеке Томского государственного университета оцифрованные издания («Томские губернские ведомости», «Сибирская газета», «Сибирская жизнь», «Восточное обозрение» и другие дореволюционные газеты) доступны только из сети университета и Научной библиотеки, что означает невозможность дистанционной работы с ними иногородних преподавателей. Несмотря на всю ценность этой работы, которая позволяет повысить сохранность редких книжных и периодических изданий, дает возможность работы с ними широкому кругу читателей, тем не менее этот ресурс остается недоступным для преподавателей и студентов других вузов.

В этом отношении большую роль приобретают личные контакты преподавателей, которые могут обмениваться имеющимися материалами, помогать друг другу в создании и сопровождении курсов по региональной журналистике. И на этом этапе возможно привлечение студентов к творческой и научно-исследовательской работе, развивающей такие их компетенции, как системное мышление, видение развития процессов, аналитические способности, работы в команде, инновационность, организаторские способности и др.

Трудность при освоении курсов по истории региональной журналистики связана с ее недостаточно широким введением в научный оборот, немногочисленностью теоретических работ, диссертационных исследований. Буквально можно пересчитать «по пальцам» известных исследователей, например, сибирской журналистики, дореволюционных и со-

временных: это В. Крутовский, А. В. Адрианов, Л. С. Любимов, Л. Л. Ермолинский, Ю. Л. Мандрика, О. А. Петрова и некоторые другие исследователи. Пока создана только одна хрестоматия текстов дореволюционной периодики - пятитомная «История сибирской печати XVIII - нач. XX вв.» [11], составителем которой выступил Л. С. Любимов. Этот огромный труд, итогом которого стала публикация 120 текстов ведущих сибирских публицистов, является единственной и в силу этого, конечно, далеко не полной коллекцией материалов сибирской периодики.

Можно выделить по крайней мере два направления в исследовании региональной журналистики, участие в которых может стать прекрасной научной и профессиональной школой для студентов. Первое направление - это сбор текстов и составление хрестоматий дореволюционной региональной периодики. Работа по этому направлению предполагает углубленное изучение изданий, исследование текстов оригиналов, отсутствующих в Интернете и на других легкодоступных ресурсах. Уже такого рода деятельность повышает ответственность студента, воспитывает самостоятельность мышления, развивает аналитические способности.

Второе направление - создание иллюстрированных пособий, главная цель которых - познакомить читателей с внешним видом, особенностями иллюстрирования, верстки, графического оформления дореволюционных региональных изданий. Студенты могут быть привлечены к разработке концепции такого рода изданий, фотосъемке, обработке фотографий и разработке макета, а также к составлению кратких аннотаций изданий, описанию особенностей представленных моделей органов региональной периодики. Эта работа сочетает в себе развитие творческих и организационных навыков, и помогает создать базу для дальнейших исследований по истории региональной журналистики.

Современные преподаватели все чаще используют тесты промежуточные и итоговые формы контроля знаний студентов. Несомненными достоинствами тестов является определенная легкость в их использовании, возможность охвата многих областей знания, то есть проверки не одной-двух тем, а по меньшей мере 10-15; проверять тесты несложно, и по итогам тестирования уровень знаний студентов становится вполне очевидным и легко поддается сравнительному анализу.

С содержательной точки зрения тесты выявляют знание дат, названий, имен, незаменимы при оценке базовых знаний, которые должны закладываться при изучении курса. Однако когда дело доходит до оценки понимания студентом определенных взаимосвязей, логики развития того или иного явления, - здесь тестовая форма является недостаточной, либо необходимо разрабатывать тесты, исходя из других параметров, и здесь работа должна вестись уже на совершенно другом уровне.

Таким образом, можно рекомендовать использовать тестирующие системы в качестве промежуточных форм контроля знаний, но для итогового контроля разрабатывать специальные задания или оценивать их по результатам традиционной сдачи экзамена в устной форме.

Преподаватели современной высшей школы все чаще задумываются над вопросами: как разнообразить учебный процесс, как сделать свой курс более привлекательным и интересным для студентов, как привлечь их к активной работе, пробудить в них потребность к творчеству, и тем самым углубить и разнообразить их знания. Новые технологии приходят на помощь преподавателям в этом отношении. Но, конечно, главным, как обычно, остается «человеческий фактор»: желание преподавателя самосовершенствоваться, приобретать новые знания и компетенции.

Преподаватели истории журналистики Санкт-Петербурга, к примеру, считают, что «для совершенствования методики проведения семинарских (практических) занятий полезно, наряду с традиционными, использовать и такие, как дискуссия по актуальным проблемам современной журналистики, построенная на историческом материале. Она может стать одной из наиболее эффективных и интересных для студентов форм восприятия и усвоения исторического знания» [6. С. 87].

Возможны и другие варианты: совместная разработка со студентами учебных пособий, создание тестирующих систем; можно привлекать студентов к чтению лекций (такой опыт был, и в целом студентам он понравился - и с точки зрения новых ощущений, и как возможность самостоятельной работы с историческим материалом).

Разработка новых методик, новых технологий и инновационных подходов поможет преподавателю сделать свой предмет интересным студенту и дать ему прочные, глубокие знания, обогащенные самостоятельной работой над историческим материалом.

Материал, представленный в настоящей статье, был апробирован во время проведения дистанционной программы повышения квалификации «Инновационные методы в преподавании журналистских дисциплин» (Томский государственный университет, октябрь 2009 года). Отзывы преподавателей свидетельствуют о том, что многие из них используют инновационные методы в собственной педагогической практике, либо задумывается о том, как их внедрить.

А. А. Скутина, ассистент кафедры журналистики и речевой коммуникации, преподаватель «Истории зарубежной журналистики» (Магнитогорский государственный университет), приводит в итоговой работе следующие соображения: «Я уже давно задумываюсь о том, чтобы разнообразить занятия со студентами. Однако в этом вопросе, я считаю, очень важно не переусердствовать, иначе лекция рискует превратиться в балаган или бездумный показ картинок. Если преподаватель не обладает определенной харизмой и не пользуется уважением в студенческом коллективе, то презентации, как мне кажется, не спасут дело. В этом плане многое зависит от педагогического мастерства отдельного преподавателя.

Мой личный путь к мультимедийным новшествам представляется мне достаточно тернистым, и дело не только в ограниченном числе технически оснащенных аудиторий. Меня пугает сильная привязанность преподавателя к технике. Ведь ему одновременно нужно выполнять две задачи: 1) держать нить повествования и 2) вовремя переключать картинки. В противном случае лекция попросту развалится. Внимание студентов, как известно, весьма быстро рассеивается, и сосредоточить его бывает очень непросто. А такая «свистопляска» с переключением внимания с одного предмета на другой может сослужить плохую службу. Поэтому преподаватель, пользуясь презентацией, должен очень ответственно подходить к выбору информации, размещенной на слайдах. Этот момент с «нитью повествования», пожалуй, и является той лакмусовой бумажкой, выявляющей педагогическое мастерство отдельно взятого преподавателя».

Делясь своим опытом преподавания журналистских дисциплин, А. А. Скутина замечает: «Со своей стороны могу сказать, что за два года преподавания дисциплины «История зарубежной журналистики» я убедилась в неэффективности методов «слепого» ознакомления студентов с зарубежными изданиями.

Можно до седьмого поту перечислять годы существования того или иного издания, детально описывать его внешний вид и приводить перечень журналистов, работавших в нем. Однако эта непростая, а временами попросту нудная работа не приближает студентов ни на йоту к истинным знаниям. Поэтому с прошлого года я внедрила в наши практические занятия ознакомление с источниками, то есть текстами журналистов разных эпох. В этом мне очень помог сайт экстремальной журналистики, на котором размещена «Антология» Г. В. Пруцкова.

Поскольку журналистика зарождалась еще в античности, мои студенты начинают изучение дисциплины с прочтения текстов Горгия, Лисия, Эратосфена... и т. д. до нашего времени. Естественно, данное ознакомление предваряется лекцией по той или иной эпохе, а также особенностям творчества отдельно взятого журналиста. Этот метод я считаю наиболее эффективным, поскольку на основе прочитанного студенты могут составить свое мнение о той или иной исторической личности, даже не прибегая к учебникам. К тому же, как нам известно, многие учебники по журналистике были составлены еще в советскую эпоху, из-за чего попахивают определенной идеологией и не всегда несут объективную информацию. Так, в одних источниках Ж.-П. Марат представлен как герой и защитник народа, в других - как террорист и душевнобольной человек. Благодаря ознакомлению с авторским текстом студент может сам составить свое мнение и отвергнуть или подтвердить общепринятую точку зрения».

По итогам работы по повышению квалификации О. Б. Арчакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики (Амурский государственный университет) делает следующий вывод: «В своей практике я не использовала лекции-презентации. Изученный материал по данному вопросу, опыт ведущих специалистов, позволяет утверждать, во-первых, что использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность лекции, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Во-вторых, преподаватель, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества знаний студентов. Написание презентации к лекции всегда большая,

кропотливая и полезная работа. Полезная, так как приводит в порядок мысли, классифицирует материал, позволяет вскрыть "узкие" места. Презентация - квинтэссенция всего перечисленного, поскольку весь отобранный и подготовленный автором материал наглядно отображается на экране в концентрированном, сжатом виде, и все огрехи здесь становятся достаточно рельефны. Попробую подготовить лекцию-презентацию по курсу "История отечественной журналистики нач. XX в."». Тема: Особенности становления православной региональной прессы в Амурской области (на примере газеты «Благовещенские епархиальные ведомости»).

О. Б. Арчакова дает следующую информацию, основываясь на собственном педагогическом опыте: «В своей учебной работе я использую следующие формы активного обучения студентов: проблемные лекции (от проблемной ситуации к постановке задач и поиску решений - по дисциплине "Научная организация труда журналиста"), лекция - пресс-конференция по дисциплине «Научная организация труда журналиста». Проблемные семинары (в диалогической форме, с совместным решением проблемных ситуаций и задач - по всем дисциплинам). На занятиях по курсу "История отечественной журналистики начала XX в." использую формы деловой игры, например, студентам дается задание создать проект того или иного журнала (газеты) в соответствии со следующими типологическими признаками: владелец издания, издатель, редактор, читательская аудитория, тираж, периодичность, объем, цена номера или подписки. Представить структурно-содержательную модель журнала (газеты): разделы, название, жанр, примерное содержание материалов и их авторство. Показать схематично оформление номера, характер и место рекламы. В статье "От редакции" сформулировать цели и задачи журнала. Условия: предварительно группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек и разрабатывает типологические концепции: 1) толстого ежемесячного журнала, тонкого еженедельника и журнала, посвященного литературе и искусству (журнала-манифеста). Обязательным условием является знакомство с журналами начала XX века ("Вестник Европы", "Русская мысль", "Русское богатство", "Нива", "Весы"); 2) качественной, информационной, массовой, бульварной газеты. Обязательным условием является знакомство с газетами Амурской области нач. XX в. в Благовещенском областном архиве. Цель подобного

знакомства - ощутить атмосферу времени, выявить типологическую формулу издания».

Интересной формой активизации студентов является введение в курс лекций видеоматериала. Своим опытом в этом отношении делится О. Б. Арчакова (Амурский госуниверситет): «На занятиях по курсу "История отечественной журналистики XVIII, XIX, начала XX вв." я использую проект Л. Парфенова "Российская империя", состоящий из 8 частей. Это очень хороший проект, помогающий обогатить лекционный материал и заинтересовать студентов данным предметом. После изучения определенной темы происходит просмотр части программы. Перед просмотром фильма преподавателем ставится несколько контрольных вопросов, на которые необходимо ответить либо в устном, либо в письменном виде. Вопросы касаются как теоретического содержания, так и практического. Например, какие журналистские методы, приемы помогли Л. Парфенову раскрыть определенную тему. На занятиях по курсу "Журналистика русского зарубежья (1920-1940 гг.)" показываю фильм Н. Михалкова "Русские без России" с последующим обсуждением его. Данные фильмы позволяют, во-первых, лучше разобраться в сложных процессах истории нашего государства, во-вторых, они способствуют активизации работы студентов над изучаемым материалом. Ко всем преподаваемым дисциплинам в помощь студенту мною разработаны учебные пособия, которые включают конспекты лекций, комментарии, хрестоматии, входящий, текущий и итоговый контроли, темы контрольных, курсовых работ» [3; 4; 5].

Представленные методы и формы работы со студентами не исчерпывают всего многообразия вариантов вовлечения их в процесс изучения дисциплин по истории журналистики: региональной, российской дореволюционной и современной, зарубежной. Преподаватели свободны в своем педагогическом творчестве, в поиске инноваций, которые могут сделать учебный процесс более глубоким, более эффективным. Необходимо только стремление к новому, желание заинтересовать студентов, сделать их равноправными партнерами в учебном и исследовательском процессе.

Список литературы

1. Амфитеатров, А. В. Легенды публициста [Текст] / А. В. Амфитеатров. - СПб., 1905. -231 с.

2. Анкудович, В. Г. Болонский процесс: к вопросу о качестве самостоятельной работы студентов [Текст] / В. Г. Анкудович // Современное культурное мышление и проблемы образования. - Тюмень : Изд-во Тюменского унта, 2006. - С. 186-190.

3. Арчакова, О. Б. Журналистика русского зарубежья (1920-1940 гг.) [Текст] : учеб. пособие / О. Б. Арчакова. - Благовещенск : Изд-во Амурского ун-та, 2008. - 152 с.

4. Арчакова, О. Б. История отечественной журналистики (XVIII-XIX вв.) [Текст] : учеб.-метод. комплект / О. Б. Арчакова. - Благовещенск : Изд-во Амурского ун-та, [б. г.]. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Арчакова, О. Б. История отечественной журналистики начала XX века [Текст] / О. Б. Арчакова. - Благовещенск : Изд-во Амурского ун-та, 2008. - 95 с.

6. Громова, Л. П. Об актуальности исторических знаний в профессиональной подготовке [Текст] / Л. П. Громова // Профессия - журналист : вызовы XXI века : сб. материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». - М. : Факультет журналистики МГУ, 2007. - С. 86-87.

7. Гуревич, С. М. Исторический опыт российской журналистики и его применение в подготовке журналистов [Текст] / С. М. Гуревич // Профессия - журналист : вызовы XXI века : сб. материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». - М. : Факультет журналистики МГУ, 2007. - С. 11-12.

8. Демкин, В. П. Принципы и технологии создания электронных учебников [Текст] / В. П. Демкин, В. М. Вымятнин. - Томск, 2002. - 50 с.

9. Жилякова, Н. В. История отечественной печати конца XIX - начала XX веков [Текст] / Н. В. Жилякова. - Томск : УПК «Журналистика», 2009. - 250 с.

10. История русской журналистики XVIII-

XIX веков [Текст] / под ред. проф. Л. П. Громовой. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. - 672 с.

11. История сибирской печати XVIII - нач.

XX вв. [Текст] : в 5 т. - Иркутск : Издательство РИО ИГУ, 2003.

12. Клименко, Е. Л. Некоторые формы контроля знаний учащихся в современных информационных условиях [Текст] / Е. Л. Клименко // Современное культурное мышление и проблемы образования. - Тюмень : Изд-во Тюменского ун-та, 2006. - С. 195-199.

13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. -

М. : ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - 24 с.

14. Можаева, Г. В. Как подготовить мульти-медиакурс? [Текст] / Г. В. Можаева, И. В. Туба-лова : метод. пособие для преподавателей. Второе издание. - Томск : ООО «Графика», 2006. -41 с.

15. Николаенко, Н. Н. Психология творчества [Текст] / Н. Н. Николенко. - СПб. : Речь, 2007. - 230 с.

16. Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учеб. пособие / отв. редактор М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002 [Электронный ресурс]. - http://www.kro-Шулпйэ/НЬ 8ес^8о/71 rost1.html.

17. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин.

- М. : Издательский центр «Академия», 2002.

- 224 с.

18. Черепова, Т. Н. Курс «история зарубежной журналистики» в условиях реформы высшего образования в РФ [Текст] / Т. Н. Черепова // Профессия - журналист: вызовы XXI века : сб. материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». - М.: Факультет журналистики МГУ, 2007. - С. 246-247.

Татьяна Борисовна Исакова

Волжский университет имени В. Н. Татищева

МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯВПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ

В статье рассматриваются методы активизации самостоятельной работы студентов-журналистов, в частности методы проблемного обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа, проблемное обучение.

Модернизация системы образования, принятие Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения оказали существенное влияние на изменение роли самостоятельной работы в организации учебного процесса. Наметилась тенденция увеличения доли самостоятельной внеаудиторной работы в учебных планах. Перед вузами встала задача повысить эффективность самостоятельной работы в достижении качественно новых целей образования по формированию профессиональной компетенции студентов.

Как показывает практика, простое уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не ведет к достижению данной цели. То учебное время, которое тратится сегодня студентами на самостоятельную работу, не дает желаемых результатов, так как:

- содержание самостоятельной работы, реализуемое разными преподавателями в рамках читаемых ими курсов, не связано напрямую с новыми целями - формирования заданных компетенций;

- недостаточная целенаправленность, про-блемность, слабая контролируемость самостоятельной работы со стороны преподавателей вузов;

- недостаточная дифференцированность и вариативность, отсутствие учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студента;

- значительный объем заданий не выполняется студентами вообще, выполняется формально или просто списывается с различных доступных им источников, что свидетельствует о том, что самостоятельная работа не побуждает студента к активной творческой учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности.

Активизировать самостоятельную работу студентов - значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий студентов и преподавателей на отношение к ней как к ведущему средству формирования профессиональной компетенции [5].

Проблема активизации самостоятельной работы студентов является актуальной и для си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.