Научная статья на тему 'Метод проектов - актуальная форма организации обучения высшей школы'

Метод проектов - актуальная форма организации обучения высшей школы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
369
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / развивающее обучение / личностно-ориентированный подход / новые технологии обучения / высшая школа / метод проектов / проектная деятельность

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

Статья посвящена использованию метода проектов в учебном процессе высшей школы. Автор на личном опыте показывает роль и значение проектной методики при изучении студентами-гуманитариями негуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов - актуальная форма организации обучения высшей школы»

Для того же, чтобы оценить реализуемость проекта, необходимо создать некие общие основания его структуры, т. е. любой проект должен отвечать на следующие вопросы: 1. На базе чего (Ради чего)? 2. Для чего (Почему)? 3. Для кого? 4. От имени кого? 5. Кто (Какими силами)? 6. Чем (Какими средствами)?

Со временем в образовательном учреждении накопится много различных проектов и тогда они станут своеобразной “методической” базой для развертывания все более сложных, комплексных проектов для детей и для семей. А для педагогов и родителей-посредников эти проекты будут ориентирами на основные направления их деятельности по культивированию, поддержанию и развитию традиций. Некоторым детям и их семьям, особенно «отстраненным» и «далеким», педагоги могут поручать развертывание проектов на заданную тему, имея в виду целенаправленное формирование у конкретного ребенка конкретных качеств.

Дети могут разворачивать такие проекты и в семье, вместе с мамами и папами. Такие проекты, ставшие историей в какой-то момент, можно рекомендовать и другим родителям как типовые образцы с учетом необходимости формирования определенных качеств у детей, а иногда, исподволь, оказывая и положительное влияние на семью, в целом, в интересах ребенка.

Список литературы

1. Войниленко, Н. В. Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы в условиях специального коррекционного образовательного учреждения ^ого вида» [Текст] / Н. В. Войниленко,

О. Н. Грязных, А. И. Карепанова, Н. Л. Леонтьева // Челябинский гуманитарий. - 2010. -№ 1 (10). - С. 87-92.

2. Гегер, Т. А. Система классных часов - способ формирования социальных компетенций [Текст] / Т. А. Гегер // Челябинский гуманитарий. - 2010. - № 1 (10). - С. 92-97.

3. Молчанов, С. Г. Инструментальное обеспечение формирования-оценивания социальных компетенций [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2010. - № 1 (10). - С. 108-112.

УДК 371.314.6

Светлана Ивановна Симакова

Челябинский государственный университет

МЕТОД ПРОЕКТОВ - АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена использованию метода проектов в учебном процессе высшей школы. Автор на личном опыте показывает роль и значение проектной методики при изучении студентами-гуманитариями негуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: педагогика, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, новые технологии обучения, высшая школа, метод проектов, проектная деятельность.

С сентября 2011 года высшая школа переходит на обучение студентов по стандартам третьего поколения. Вокруг этого события ведется много разговоров. В связи с принципиальным отличием вводимых стандартов от действующих сегодня возникает необходимость в переосмыслении как содержания образования, так и методики преподавания. На © Симакова С. И., 2011.

наш взгляд, одним из актуальных приемов организации обучения в современных условиях является метод проектов.

Считается, что метод проектов зародился в первой четверти XX века в США и использовался для организации учебного процесса школьников. Предполагалось, что проектная деятельность обеспечит большую самостоятельность обучающихся в учебном процессе. Авторы метода проектов исходили из того, что, работая над схемами, чертежами, производя соответствующие расчеты, учащиеся будут осваивать большие объемы знаний из разных наук школьного цикла одновременно. Естественно, осуществлялась их интеграция и систематизация. В зарубежной школе метод проектов получил активное и весьма успешное развитие. Особый путь продвижения имеет эта методика в России. Практически одновременно с разработками американских педагогов указанный метод привлек внимание педагогов России. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого уже в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Свое развитие учебный проект как педагогический феномен впервые получил в России в 20-х годах прошлого века в сфере учебно-ремесленной подготовки. Основанный на концепции «учения через деятельность» метод проектов успешно использовался для быстрого освоения (в основной своей массе неграмотными выходцами из деревень) рабочих профессий. Метод проектов широко использовался в России и в 30-е годы. Но с теоретической точки зрения он не был исследован в достаточной мере. Отсюда неоднозначное понимание педагогами сущности проектов, их типологии, организационных форм работы. Свойственная тому времени категоричность формулировок выразилась в формуле «Метод проектов как единственное средство преобразования школы учебы в школу жизни». Эта гиперболизация привела к тому, что метод проектов едва ли не в большей степени, чем другие методы, будучи задуман как развивающий, на деле реально для отечественной педагогики таким не стал, по крайней мере, в государственном масштабе. В результате идея проектной методики не получила своего развития, сам метод подвергся резкой критике за то, что не обеспечивал системности образования, и в 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был отвергнут как чуждый советскому образованию. На этом исследования прекратились, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в педагогической практике.

В настоящее время интерес к проектному методу организации учебного процесса в России вновь актуализировался. Во многом этот феномен объясняется стремлением современной школы к развитию личности и интеллекта школьника в такой степени, чтобы выпускник был способен не только самостоятельно находить и усваивать ранее сгенерированную и обработанную информацию, но и сам генерировать новые идеи. Эти положения с успехом можно проецировать и на современную высшую школу. «Переход на новую парадигму высшего образования потребует кардинальной модернизации традиционной педагогической системы высшей школы, предусматривающей внедрение новых технологий обучения, проведение организационной и учебно-методической перестройки учебного процесса. Сами педагогические технологии, обеспечивающие реализацию новых подходов к целям образования, хорошо известны в теории, а вот практических методик их освоения, причем адекватных современному состоянию высшей школы, которые позволяют, не совершая революций, эволюционно перейти к новой педагогической системе, сохранив несомненные достижения и традиции российской высшей школы, явно недостаточно» [1. С. 29].

Вот уже более 20-ти лет метод проектов снова рекомендован к использованию в педагогической практике, но споры о нём не утихают. На наш взгляд, применение в практической педагогической деятельности данного метода способствует формированию и поддержке положительной мотивации обучаемого к познавательной деятельности. А именно этот фактор, по мнению В. А. Девисилова, является «одним из основополагаю-

щих компонентов повышения эффективности учебного процесса» [1. С. 30]. Ученый отмечает, что «большинство первокурсников имеют ярко выраженную мотивацию. Очень важно не только стимулировать эту мотивацию в учебном процессе, но и не свести ее лишь к стремлению получить диплом. Студент должен понимать, для чего ему нужны те или иные знания и навыки, как его личные достижения отразятся на последующей жизни, профессиональной деятельности, трудоустройстве, карьере» [1. С. 30]. Вслед за В. А. Девисиловым мы придерживаемся мнения, что «метод проектов - одна из современных инновационных педагогических технологий мотивации студента и личностно ориентированного образования. Это совокупность приемов, действий студента в определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для него и оформленной в виде продукта - исследовательской, проектной, творческой разработки. Развивая на своих занятиях проектную деятельность, мы придерживаемся мнения, высказанного еще М. Монтенем: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью».

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных областей. «Преподавателю при этом отводится роль разработчика задания (формирования замысла проекта), координатора, эксперта, консультанта» [1. С. 32].

Теоретические основы внедрения этого метода в России уже в современных условиях были разработаны профессором Е. С. Полат [2, 3]. Сегодня метод обсуждается на различных уровнях, о чём свидетельствует ряд докладов на научных, методических конференциях не только педагогической направленности, огромный список публикаций по теме в различных источниках. Однако большинство исследований по методу проектов ориентируются до сих пор на школьное образование. И хотя концептуальная основа метода едина, в высшей школе она имеет свои особенности реализации.

Метод проектов - это не лекарство от всех и всего. Преподавателю необходимо четко представлять насколько уместно применение этой формы работы в той или иной учебной ситуации. Е. С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов [4]: 1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; 3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на учебном занятии или во внеурочное время; 4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей); 5) использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов, анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», «творческих отчетов», защиты проекта и т. п.)

Перечисленные требования позволяют сформулировать этапы разработки структуры проекта и его проведения: 1) представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; 2) выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез; 3) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов; 4) работа в группах над поиском результатов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 5) защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; 6) выявление новых проблем.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Мы придерживаемся подхода, предложенного Е. С. Полат [3, 4]. В своих работах Евгения Семеновна предлагает следующие типологические признаки проектов:

1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. п.;

2) предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, региональный, международный;

5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

Не останавливаясь подробно на классификации каждого вида проектов, прокомментируем наиболее удачно используемые в нашей практической деятельности при изучении курса «математика, информатика, современные компьютерные технологии» студентами-журналистами. Сказать о том, что наличие такой дисциплины, как математика вызывает недоумение у студентов-гуманитариев, - это ничего не сказать. Негативное отношение к математике у таких студентов сформировано задолго до поступления в вуз. И задача, стоящая перед педагогом высшей школы, - за очень короткое время (а на изучение курса математики на факультете журналистики Челябинского госуниверситета отводится всего лишь 17 (!) лекционных часов) освоить программу курса - кажется просто невыполнимой. И здесь на помощь приходит метод проектов.

В первую очередь, перед студентами ставится задача аргументировать и пояснить роль математики для журналиста. Поиск ответа на вопрос «зачем студенты факультета журналистики изучают математику» позволяет некоторым образом изменить отношение к дисциплине, которую придется изучать, появляется мотивация к ее изучению.

В ходе работы над поставленной задачей мы используем задания, связанные с исследовательской деятельностью, а результатом становятся различные формы ее выражения, чаще - научная статья. Приведем пример.

Юлия Ткаченко, 1 курс, 2008 год.

Математика: зачем?

- У нас на факультете журналистики будет математика? Для чего?

Некоторые студенты даже не задумываются над этим вопросом: раз есть в расписании

- значит, надо. Кто-то удивленно пожимает плечами. А кто-то громко выражает свое недовольство: мол, в школе намучился уже с этими цифрами, формулами и графиками.

Попробуем все же разобраться: где пригодятся знания, полученные на занятиях по математике. Ведь если есть мотивация, если понятна цель, то и процесс идет быстрее и качественнее.

Сначала посмотрим, о чем же пойдет речь на лекциях: множества, теория отношений, теория графов, элементы математической логики, комбинаторика, основы теории вероятностей, основы математической статистики, основы математического анализа, аналитическая геометрия, матрицы и определители.

Да, понятны далеко не все термины. О некоторых темах у студентов пока весьма и весьма общее представление. Но на то и есть в учебном плане математика - чтобы углубить и расширить наши знания по вышеперечисленным вопросам.

Теперь заглянем в государственный образовательный стандарт.

Культурология, иностранный язык, отечественная история, правоведение... Тут, пожалуй, применения своим математическим способностям не найдешь. А вот изучая со-

циологию (а также политологию), есть смысл вспомнить основы математической статистики - науки о математических методах анализа данных, полученных при проведении массовых наблюдений (измерений, опытов). Эти же вопросы, но на более глубоком уровне будут рассматриваться на социологии журналистики: количественные и качественные методы аудиторных исследований, анализ данных, их комментирование, итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных). Еще в социологии можно найти применение теории графов: модели коллективов и групп основываются на представлении людей или их групп в виде вершин, а отношений между ними (например, отношений знакомства, доверия, симпатии и т. д.) - в виде ребер или дуг. В рамках подобного описания решаются задачи исследования структуры социальных групп, их сравнения, определения агрегированных показателей, отражающих степень напряженности, согласованности взаимодействия и др. Языком графов удобно пользоваться для описания многих физических, технических, экономических, биологических, социальных и других систем.

Основы математического анализа пригодятся в экономике. Первое, что ассоциируется с этой наукой, - спрос и предложение. Количественную зависимость этих экономических величин, как и многих других, легко отразить на графике. Графики помогают представить себе наиболее полно экономические модели. Они объясняют связи между двумя экономическими величинами, в какой мере изменяется одна величина относительно другой. Для построения графика используются числовые данные. Кроме того, еще со школы известно, что экономика - наука об использовании ограниченных ресурсов в условиях безграничных потребностей. Здесь поможет комбинаторика, ответив на вопрос «сколько есть вариантов использования ресурсов?», и теория вероятностей, служащая основой для анализа тех явлений окружающего мира, которым свойственна «изменчивость» и проявление которых не определяется однозначно условиями проводимых наблюдений. С этих же позиций можно рассматривать тему «Принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы», близкую экономике, но изучаемую в курсе экологии.

Пригодится математика и при изучении экономики и менеджмента СМИ. Теория графов, теория отношений, комбинаторика - для работы с бюджетом редакции (как правильно распределить имеющиеся деньги?), для умелой кадровой политики редакции, правильного управления структурами (сколько необходимо человек и какова должна быть оптимальная структура взаимоотношений внутри коллектива?), для прибыли редакции (сколько способов ее использования? Какой наиболее рациональный?), ее ценовой политики. Кроме того, теорией графов можно будет воспользоваться и для составления моделей организационных структур, в которых вершинами будут являться элементы организационной системы, а ребрами или дугами - связи (информационные, управляющие, технологические и др.) между ними. А вот при изучении рынка периодических изданий помогут основы математической статистики.

На лекциях по дисциплине концепции современного естествознания также придется вспомнить курс математики. Порядок и беспорядок в природе: хаос, структурные уровни организации материи; концепции описания природы; пространство, время, принципы относительности - темы, в которых пригодятся знания, полученные на первом курсе при изучении математики. Так, первоначальное представление о пространстве дает нам геометрия, с помощью уравнений можно описать движение различных объектов. Здесь же найдет свое применение и теория отношений.

Экосистемы, изучаемые экологией, - пример математических множеств, равно как и общество, общественные группы, гражданское общество и государство, о которых пойдет речь в философии. А человека в системе социальных связей можно рассматривать с позиций теории отношений. Вообще любые системы, иерархии, связи можно предста-

вить как отношения, т. е. математические структуры, которые формально определяют свойства различных объектов и их взаимосвязи.

Элементы математической логики станут базой для изучения логики уже во втором семестре. <...>

Пожалуй, это все основные дисциплины, где возможно применение знаний, полученных на математике. Если разобраться, их не так уж и мало: экономика, экономика и менеджмент СМИ, логика, концепции современного естествознания, социология, социология журналистики, экология, философия, политология. К этому списку еще можно добавить информатику и технику и технологию СМИ. Всего получается 11 дисциплин. Если считать, что за все пять лет обучения студент факультета журналистики изучает 48 учебных предметов, то на 23 % занятий он не обойдется без знаний, полученных на математике.

Вывод: учите математику - пригодится!

Отметим, что поиск ответа на вопрос «зачем студенту журфака изучать математику» происходит индивидуально, так как здесь очень важно именно личное восприятие. Студенту важно разобраться в себе, в своем отношении к дисциплине. От ответа на поставленный вопрос зависит успешность конкретного студента в освоении курса.

Что же касается продолжительности выполнения проекта, то это проект средней продолжительности, так как важно, чтобы студент уже вначале изучения дисциплины был мотивирован на ее изучение. Поэтому выполнение задания происходит в течение первого месяца обучения.

Другим видом проекта, имеющего долгосрочный характер, является такая форма работы, как написание исследовательской работы по какому-то отдельному вопросу. В течение сентября студенту предоставляется возможность согласовать тему исследования с преподавателем, защита результатов проходит в декабре, т. е. в конце семестра (в конце изучения курса). Написание исследовательской работы напрямую связано с умением писать реферат. Однако в отличие от реферативной исследовательская работа предполагает, что больший акцент делается на практической (исследовательской части). При этом исследование строится на анализе непосредственно средств массовой информации. Стоит отметить, что если при написании реферата мы преследуем такую цель, как углубленное изучение избранной темы, подразумевающей какой-то отдельно взятый теоретический вопрос курса, то при выполнении исследовательской работы на первое место выходит взаимосвязь изучаемой дисциплины и профессиональной ориентации. Для сравнения приведем некоторые темы рефератов и исследовательских работ.

Темы рефератов (математика): «Перельман и Пуанкаре - встреча через столетие», «Значимость пропорций», «Значение математики в народной росписи», «Математика и доколумбовы цивилизации», «Магические числа», «Размытые грани точной математики», «Поэты о математиках» и т. д.

Темы исследовательских работ (математика): «Использование цифры как факта в журналистике (на примере журнала “Русский репортер”)», «Математика в литературе», «Телевизионные рейтинги и способы их подсчета», «Математика и кино», «Цифры в журналистике», «Значение чисел в профессии журналиста», «Как развитие математики в XX веке освещалось в печатных СМИ» и т. д.

Выполняемые студентами исследовательские работы полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к научному исследованию (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования).

Так, например, выглядит структура работы «Цифры в журналистике» Виктория Седина, 1 курс, 2010 год:

Введение.

1. Цифры в гуманитарных науках

2. Статистика и цифры в СМИ

2.1. Что такое статистический анализ?

2.2. Методика статистического анализа

3. Цифровое радио и телевидение

1.1 Радио

1.2 Телевидение

4. Цифры в спортивной журналистике Заключение

Список использованной литературы

А это пример структуры уже другой работы - «Значение чисел в профессии журналиста».

Юлия Юмагуена, 1 курс, 2010 год:

Введение

Цифры. История возникновения Необходимость цифр в жизни человека Необходимость цифр журналисту Применение цифр в журналистике Почему иногда точные цифры ничего не уточняют?

Заключение

Список использованной литературы

Особо хочется остановиться на исследовании, выполненном Андреем Ивановым (1 курс, 2010 год) по теме «Использование цифры как факта в журналистике (на примере журнала “Русский репортер”)».

Структура работы представлена следующим образом:

Введение

Факт как основа журналистского текста Использование цифр в журналистских текстах Использование цифр для обозначения количества Использование цифр для обозначения порядка Использование цифр в информационных жанрах Заключение

Список использованной литературы

Уже при первом чтении оглавления работы становится ясно, что речь идет об исследовании именно в области журналистики.

Во введении автор поясняет актуальность темы исследования: «Информатизация общества с каждым годом набирает обороты. Теперь уже сложно представить человека, который бы не был в курсе событий города, региона, страны или мира в целом. Одной из потребностей человека становится потребность в информации. Однако в основе любой информации лежит факт, который всегда требует определенного доказательства, проверки. Требуют ли такого доказательства цифры и числовые значения на журнальной полосе? Считаются ли они фактом? И для чего в принципе используются журналистами? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить в данной работе. Сочетание буква-цифра

- как пушкинское «лед и пламень». В тексте они контрастируют, позволяют расставить акценты, а в смысловом аспекте дополняют друг друга. Когда в журналистику входит математика, первая из них становится все больше похожа на кулинарию: правильно рассчитанная или прочувствованная доля цифр в тексте позволяет добиться лучшего пони-

мания и усваивания информации. В эпоху глобализации исследований в области, которая являет собой пересечение двух полярных наук - математики и филологии, - крайне мало, что очень удивительно. На газетных и журнальных полосах, в радио- и телесюжетах все чаще мелькают цифры. А если цифры мелькают, значит это кому-нибудь нужно <...> В данной работе описано разделение всех цифровых обозначений, использующихся в журналистских материалах, на две категории: количество и порядок. В каждой из них мы выделили по несколько подкатегорий в зависимости от того, что именно обозначает число. Данное деление является самым простым - за основу мы взяли классификацию числительных (ведь любое цифровое значение - это числительное), однако именно такая система является одной из самых убедительных»; формулирует цель и задачи исследования: «Изучить понятие факта в журналистике. Проанализировать цифровые обозначения в публикациях (на примере журнала “Русский репортер”). Выделить категории числовых обозначений в журналистских материалах. Проанализировать роль цифр, записанных в числовой форме. Проанализировать жанры, в которых чаще всего используются цифровые обозначения. Выявить причины данной особенности жанров».

Обращаясь к понятию факта как основы журналистского текста, автор исследования отмечает, что «назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств. В данной работе мы подробно разберем статистические данные или числовые обозначения, использование которых относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы. Так, отвечая на шесть главных вопросов в своем материале (что? кто? где? когда? как? почему?), журналисту, используя лишь буквенные обозначения, сложнее всего будет ответить на вопрос «когда?». В данном случае автор прибегает к числовым обозначениям (записанным буквами или цифрами).

Вполне обоснованным является появление следующего параграфа «Использование цифр в журналистских текстах», в которой автор работы уже на конкретных примерах рассматривает использование цифрового контента. Приведем данный параграф в полном объеме в авторском варианте: «Цифра - неотъемлемый элемент современного публицистического текста. Она гораздо красноречивее фактов говорит о событиях повседневной жизни. Мастерски владея лишь десятью цифрами, можно выразить безграничное множество чисел. Без использования цифр сегодня немыслимы публикации на темы экономики, статистики, финансовой политики, а также спортивная журналистика в целом. “50 тысяч за Катерину Петровну ” [Русский репортер, № 9 (137) 11-18 марта 2010]. Иногда в публикациях можно встретить словесную форму числительных. К этому способу записи стоит относиться так же осторожно, как и к цифровому. Следует учитывать некоторые факторы: 1) В цифровой форме число заметнее. В своей книге “Психология усвоения знаний в школе” (Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959) Д. Н. Богоявленский замечает, что “дети не замечают в условии задачи арифметическое данное, если оно обозначено словесно, а не в виде цифры”. Аналогичная ситуация происходит и со взрослым сознанием. Человек, привыкший видеть в тексте числительные, записанные цифрами, труднее воспринимает их словесный вариант. 2) В цифровой форме многозначные числа воспринимаются читателем быстрее. В данном случае числа не столько мысленно прочитываются, сколько схватываются взглядом. Этот факт ускоряет и значительно упрощает восприятие текста. 3) Цифровая форма однозначных чисел в косвенном падеже усложняет чтение. Числа прочитываются в именительном падеже, однако потребность согласовать с падежом вынуждает читателя вернуться к числительному и прочитать его правильно. В данном случае предпочтительнее использовать именно словесную форму. Включенная в словесный

текст, цифра всегда акцентирует на себе внимание. Очень часто журналисты используют цифры в заголовочных комплексах: в заголовках и подзаголовках, в лидах и анонсах. Цифра привлекают внимание читателя, “бросается в глаза” еще до прочтения фразы. “Оптический эффект” значительно расширяет область применения цифр в газетах, журналах, телесюжетах. Наличие цифр в публикациях абсолютно не обязательно. Однако иногда без них обойтись никак нельзя. Так цифровая информация придает материалу объективность, наглядность и точность. С помощью цифр журналист решает важнейшие задачи: 1) Дать точное представление о масштабном событии; 2) Определить тенденцию развития. Проанализировав контент журнала “Русский Репортер” за 2009-2010 год, мы выделили две основные категории числовых обозначений: количество и порядок».

Далее в своей работе Андрей останавливается на использование цифр для обозначения количества: «Почти 63,75 % цифровых обозначений на журнальных полосах отвечают на вопрос “сколько?” и представляют собой не что иное, как количественные числительные. В категории “количество” мы выделяем несколько подкатегорий. В первую очередь это числительные, обозначающие возраст и временные промежутки (“.. .Ольга, 23 года, эколог...” [Русский репортер, № 43 (177) 4 - 11 ноября 2010], “.Филипп Краузон за 14 часов проплыл 34 км.” [Русский репортер, № 37 (165) 23 - 30 сентября 2010]). Количество цифр данного типа в публикациях “Русского Репортера” значительно превышает количество других типов. Данный факт лишний раз подчеркивает, что для журналистики важно четкое обозначение не только места, но и времени. Без необходимой точности материалы приобретают неясность, и теряется основной смысл журналистики. Следующая подкатегория - количество денег (“.скидка за старую машину - 50 тысяч рублей.” [Русский репортер, № 43 (177) 4 - 11 ноябрь 2010]). Данный тип обозначений в журнале “Русский Репортер” составляет более 37 % от всех числовых значений категории “количество”. Еще две подкатегории - это проценты (“.Российские препараты в стоимостном выражении занимают только 20 % рынка.” [Русский репортер, № 29 (157) 29 июля - 5 августа 2010]) и количество меры (“.Два других рекорда Стаханова - 179 тонн и 321 тонна угля за смену - побить пока не удалось.” [Русский репортер, № 32 (160) 19 - 26 август 2010])».

Следующий параграф посвящен использованию цифр для обозначения порядка: «Вторая категория, которую мы выделили в ходе анализа, - “порядок”. Порядковые числительные встречаются гораздо реже в публикациях. Всего лишь около 37 % от числа всех цифровых обозначений относятся к данному типу. Все цифровые обозначения категории “порядок” отвечают на вопрос “какой?” и несут в себе информацию о порядке предмета при счете. Чаще всего на печатных полосах можно встретить числа данной категории, обозначающие дату (“.Утром 30 октября на въезде в Тулу автомобиль, в котором находился Шаманов, протаранил МАЗ.” [Русский репортер, № 43 (177) 4 - 11 ноябрь 2010]). Иногда указывается лишь год без обозначения числа и месяца. (“.В 1987 году Киршнер стал мэром города Рио-Гальегос.” [Русский репортер, № 43 (177) 4 - 11 ноябрь 2010]). Так как хронотоп имеет большую важность в журналистике, то обозначение времени в публикациях является первоочередной задачей (особенно в информационных жанрах): конкретизация факта придает ему еще большую убедительность в глазах и разумах аудитории. Обычно данная деталь указывается в первом (реже - втором) абзаце материала».

Уже в этом параграфе автор подводит нас к мысли, что использование цифровых обозначений зависит от жанра публикации. На чем более подробно останавливается в следующем параграфе «Использование цифр в информационных жанрах».

В предложенном исследовании отмечается, что «для информационной публицистики характерен интерес к единичному факту, конкретному событию. Ее метод - по преимуществу, констатация свершившегося. С традиционной точки зрения, информация призвана отвечать на вопросы: что? где? когда? Именно поэтому информационные жанры изобилуют цифрами. Чаще всего журналисты используют числовые значения в репорта-

жах и заметках. Репортаж. “Русский репортёр” - еженедельный журнал медиа-холдинга “Эксперт”. От всех других журналов его отличают не только красочные и уникальные фотографии, но и высококачественные материалы, часть из которых - репортажи. Репортаж - это жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. Основа любого репортажа - метод наблюдения. Фактически репортаж - это поэтапное фиксирование автором своих наблюдений. Здесь важно место, важно время, ведь каждую секунду происходят какие-либо события. Задача журналиста - сделать так, чтобы читатель своими глазами увидел происходящее, лишь прочитав материал. “Волгоград, 10 августа, вечер.” - в своем репортаже Андрей Молодых начинает повествование именно с указания места и времени. Для автора важны данные уточнения: читатель должен понимать, что события происходят несколько месяцев назад. Далее в материале журналист использует поминутное описание событий: “.стражи порядка готовятся к некой акции протеста фанатов музыканта, которая должна состояться в 21.00. дожидаемся 21.10 - никого, кроме нескольких нарядов милиции, нет. Обстановка трагикомичная, как и вся история с арестом репера Ивана Алексеева. Ванины 10 суток заканчиваются в 23.30.” Создавая хронологическую последовательность, автор пользуется цифрами, записанными в виде числа. Так читатель легче сможет сориентироваться, не будет тратить время на склонение числительных - данная форма обозначения вполне обоснованна. Около 20 % всех цифровых обозначений в публикациях “Русского Репортера” используется именно в репортажах. Заметка. Заметка - это простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. Наиболее часто для написания заметки журналисты используют прямой информационный лид. “В возрасте 92 лет на своей даче в Подмосковье скончался Петр Демчев.” [Русский репортер, № 32 (160) 19 - 26 август 2010], “Актер и режиссер Федор Бондарчук приобрел 15 % акций столичного банка “АБ Финанс”, сумма покупки составила 150 млн. рублей.” [Русский репортер, № 37 (165) 23 - 30 сентябрь 2010]. Публикации в рубриках “Вехи” и “Мир в заголовках” журнала имеют самое большое количество цифр. Так, в заметках рубрики “Вехи” содержится почти 35 % всех числовых обозначений “Русского репортера”. Так как цифра - емкая форма факта, ее также часто используют в статистических данных и инфографике».

Подводя итог работы автор отмечает: «Итак, в ходе работы мы выяснили, что собой представляет факт в журналистике и насколько важную роль он играет в материале. Нам удалось выяснить, что использование цифр на печатных полосах обусловлено многими факторами. Журналист, включая в свой текст числовые обозначения, должен внимательно относиться к каждому из них. В ходе подробного анализа публикаций журнала “Русский репортер” мы разделили все использованные цифровые значения на два типа в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают. Сколько? - категория “количество”. Какой? - категория “порядок”. Кроме того, мы выделили самые распространенные подкатегории: возраст и временные промежутки, количество денег, проценты и количество меры. Система, созданная нами, основана на знаниях о числительных. Были более подробно изучены информационные жанры, так как именно они главным образом должны содержать данные о времени и месте того или иного события. Мы выяснили, что репортаж и заметка - жанры, в которых больше всего используются цифры. Отсюда следует, что цифры в журналистике явление не только неслучайное, но и крайне важное. Сочетая в верном количестве цифры и буквы, журналист может добиться более высокого уровня усваивания информации аудиторией».

Далее, в соответствии со структурой работы, автор приводит список использованной литературы:

1. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959.

2. Ворошилов В. В Журналистика. М. : КНОРУС, 2010. С. 173-177.

3. Накорякова К. М. Цифра в публицистическом тексте // Журнал ГРАМОТЫ.РУ. URL:http://gramota.m/ЫЫю/magazmes/gramota/28_39.

4. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб. : Питер, 2009.

5. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Правила датировки фактов // Справочник издателя и автора. М. : ОЛМА-Пресс, 2003.

6. Тертычный А. А. Цифра - материя тонкая // Журналист. 2006. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Хюллен П., Карг Т. Пособие для радиожурналистов. URL: http://www.dw-world.de/ popups/popup_pdf/0„5654384,00.pdf.

Бесспорно, что проделанная работа при выполнении подобных заданий служит формированию кругозора не только по изучаемой дисциплине, но и носит ярко выраженный межпредметный характер, ориентирует на развитие профессиональных качеств будущих специалистов.

Помимо проектов исследовательского характера, наиболее часто в нашей педагогической практике применяются творческие проекты. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, видеофильм, сочинение, драматизация, ролевая игра и т. д.). При этом оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т. д.

В качестве примера приведем проект, выполненный Ириной Мельниковой, 1 курс, 2008 год.

Выше мы уже говорили о том, что перед началом изучения курса математики перед студентом факультета журналистики ставится вопрос «зачем студенту журфака изучать математику?» Как один из вариантов поиска ответа на него была предложена реализация исследовательского проекта в виде научной статьи, выполненной Ю. Ткаченко. А вот И. Мельникова предлагает другой пример интерпретации ответа на поставленный вопрос. Ее ответ

- это выполненный творческий проект, результат которого представлен в виде сказки.

Роль математики в журналистике.

- Эй, эй! Ну, чего вы опять расшумелись? - возмущенно воскликнул с третьей полки учебник по «Стилистике русского языка». - Меня, между прочим, наша студентка завтра в университет берет! Я не могу подвести Её своим внешним видом: не выспаться, а потому выглядеть помятым! Не позволю!

- Ой, ой! Друзья, будем же благоразумны! Нам ещё пять лет переплёт к переплёту в одном шкафу пылиться! - взывало к разуму пособие по «Основам литературы».

- Не переплёт к переплёту, а бок о бок! - не выдержал лексического самоуправства фразеологический словарь.

- Ах, оставьте эту болтовню! Разве не видите, что ваши призывы и уговоры на этих двоих не действуют! - взял слово справочник, - нужно переходить к решительным действиям!

И перешли. на другую полку, с безопасного расстояния которой можно наблюдать за баталиями, разворачивающимися. А, собственно, где и с кем, а главное - почему?

Причиной волнений на книжной полке стал спор между учебником по математике и “Заметками для журналиста”. Спорили о вечном. Кто главнее?! Математика, она же “царица наук”, кричала о своей значимости как в жизни журналиста, так и в жизни любого другого профессионала. Пускай и не в этой! “Заметки” же настаивали на том, что журналистика - более широкое понятие, охватывающее все стороны общественной жизни, а потому возвышается над “всякими монаршими”! Это её, родимую, привечают в каждом

доме в лице газет, журналов, телевидения, а с недавнего времени - Интернета! И, что касается “Журналистики”, то она уж как-нибудь обойдется без уравнений, формул и гипотез. И, показав “Математике” бумажный язык, сбежала на полку выше. “Царица наук”, не выдержав такого оскорбления и прихватив пару карандашей, ринулась на свою обидчицу. Непонятно, чем кончилось бы дело, не вмешайся в спор “Философия”.

- Спор - не лучшее средство доказать свою значимость. Спор - удел глупцов. Мы же с вами, одобренные Министерством образования, должны искать другие пути решения конфликтов.

- Можно ложиться на переплёт! Дальше не будет ничего интересного. - зевнули «Основы литературы».

- Не на переплёт, а на боковую! - плеснул возмущением словарь фразеологизмов.

- Давайте по порядку, - продолжала “Философия”. - Вы, “Математика”, считаете себя вышестоящей над другими дисциплинами, а вы, “Журналистика”, отказываетесь воспринимать математику в качестве предмета вашего изучения. На самом же деле журналистика не может существовать без математики. И, наоборот, некоторые аспекты математики требуют внимания со стороны Средств Массовой Информации. Одним словом, вам друг без друга никуда, ни в дружбу, ни в службу.

- Теорема.! - задумчиво сказала «Математика».

- Чертовщина! - Продолжила логическую цепочку “Журналистика” и добавила по системе Станиславского, - не верю! Не верю, что мне не жить без “самодержавной выскочки”!

- Где доказательства? - вторил ей учебник “Математики”, обращаясь к “Философии”.

- Ну, что же, вам нужны доказательства? Я их предоставлю. С помощью математики журналистика способна анализировать социально-значимые проблемы и процессы. Умея анализировать, Средства Массовой Информации без особого труда составят целостную картину мира. Математика со всеми проекциями, графиками, исследованиями функций вырабатывает навык “общения” с компьютером, компьютерной графикой. А владение ПК, в свою очередь, помогает лучше понять и освоить современные научные познания окружающей действительности. Журналисту необходимо владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации. Это значительно облегчает задачи его профессиональной деятельности. Журналистика, которая сотрудничает с математикой, способна в условиях развития науки и постоянно обновляющейся социальной сферы в переработке, к постоянному анализу своих возможностей. Математика приучает журналистику не только к получению неиссякаемого потока новых знаний, их систематизации, используя самые современные информационные образовательные технологии, но и к их анализу. А такие функции математики, как соотношение истины и заблуждения, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности? А такие вещи, как индукция и дедукция? Как без них в журналистском расследовании?! Захотите вы, “Журналистика”, сделать заметку об искусственном интеллекте, а не получится, пока вы не признаете важность “Математики”! Как вы можете говорить о пространстве и времени, не желая заглянуть в учебник-недруг?! Как вы можете говорить о беспорядках или, наоборот, порядке, об иерархии, о различных взаимосвязях, об алгоритмах? А это всё -нелюбимая вами и упорно не замечаемая МАТЕМАТИКА ! Она планирует, строит, связывает элементы, объединяет в единое целое, или, наоборот, отделяет, разграничивает, находит понятия, приходит к выводам, упорядочивает знания, составляет структуру, каркасы, на которые опирается вся познавательная деятельность человека. Математика формулирует, анализирует, воспроизводит, соотносит и, наконец, просто рассуждает! Теперь вы понимаете, “Журналистика” и “Математика”, что вы связаны гораздо большим, чем вражда и непонимание. Вы взаимосвязаны. Поэтому, друзья, давайте оставим эти ни к чему не приводящие споры.

.Фразеологический словарь во сне исправлял пособие по “Основам литературы”. “Стилистика русского языка” деликатно посапывала. Старого года издания “Философия”, уставшая от длинных речей, уснула беспокойным старческим сном. И только “Заметки по журналистике” долго ворочались и, шепнув: “А ты, оказывается, и не такая бесполезная.” - уснули с улыбкой на обложке.

Бесспорно, сам процесс выполнения подобной работы провоцирует студента на более осмысленное восприятие предложенного курса.

Примером реализации проекта творческой направленности, непосредственно связанным с последующей профессиональной подготовкой, служит предоставление отчета по проекту в виде какого-либо продукта деятельности СМИ (газета, журнал, видео- или радиопередача). Предлагаем вниманию несколько таких проектов.

Рассматривая проекты, применяемые в нашей практике, мы пытались классифицировать их по некоторым наиболее ярко выраженным основаниям. На самом деле это деление можно провести лишь с определенной долей условности. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, где присутствуют признаки, например, исследовательских и творческих проектов, практикоориентированных и исследовательских одновременно. Предложенные нами примеры - яркое подтверждение этому. Каждый вид проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Осмысление и применение метода проектов в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая способствует реализации компетентностного подхода в обучении выпускника высшей школы, формированию его профессионального мировоззрения.

Список литературы

1. Девисилов, В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / В. А. Девясилов. - http://www.hetoday.org/arxiv/VOS/2_2009/29_34.pdf.

2. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М., 2007.

3. Полат, Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат. - http://schools. keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm.

4. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3. - http://schools.keldysh.ru/ labmro/lib/polat3.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.