3. Sidorin, A. «Delovaja pressa» : chto jeto takoe? [Jelektronnyj resurs] / A. Sidorin. - URL : http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/delov-pressa/l-sidorin.html
4. Sociologija : jenciklopedija [Jelektronnyj resurs] / sost. A. A. Gricanov, V. L. Abushenko,
G. M. Evel'kin i dr. - URL : http://voluntary.ru/ dictionary/568/word
5. Rassel, Dzh. T. Reklamnye procedury Kleppnera [Jelektronnyj resurs] / T. Dzh. Rassel. - URL : http://pidruchniki.ws/1248020735705/ marketing/korporativnyybrending
УДК 316.77(091)
Светлана Ивановна Симакова
Челябинский государственный университет
ЖУРНАЛИСТИКАДАННЫХКАКСОВРЕМЕННОЕНАПРАВЛЕНИЕЖУРНАЛИСТИКИ
Рассматривается новое направление журналистики - журналистика данных. Уделяется внимание как непосредственно определению понятия, так и истории развития данного журналистского жанра. Автор убедительно показывает, что журналистика данных - результат развития 1Т-технологий.
Ключевые слова: журналистика, данные, базы данных, жанр журналистики, журналистика данных.
Всё больше числовой информации появляется вокруг нас. Возраст, номер телефона, количество гигабайт свободной памяти на флеш-накопителе или планшетном компьютере, пароль от аккаунта в социальной сети или кредитной карты - вот немногий перечень тех, на данный момент, жизненно необходимых цифр, которые помогают нам питаться, общаться, жить и радоваться жизни. Журналистика, как один из институтов социальной сферы общества, не может обойти стороной числовую составляющую жизни. Необходимо анализировать, сравнивать, перерабытывать огромное количество различных чисел каждый день. Для этого появилось новое направление в журналистике под названием журналистика данных (Data driven journalism или Data-journalism). Сегодня на смену живому общению с целью получения информации приходят статистические таблицы и базы данных. Уже достаточно спорным выглядит, ещё недавно бытовавшее, утверждение о том, что «журналиста ноги кормят». Несмотря на кажущуюся скучность и однообразность, электронные таблицы могут содержать ту информацию, которую не сообщит журналисту ни один источник. А потому одним из серьёзных требований к подготовке современного журналиста является формирование навыка работы с электронными таблицами и базами данных. Необходимо не про-
сто уметь их создавать и читать. Важно уметь анализировать имеющуюся информацию и на основе анализа делать обобщающие выводы. Этот вид деятельности журналиста становится всё более распространённым. А поэтому появляется новый тип не только журналистики, но и журналистов. Зарождающееся в настоящий момент сообщество людей, которые называют себя журналистами данных, в значительной степени отличается от более зрелого сообщества экспертов в области компьютерной журналистики. На наш взгляд, это новое сообщество обладает более инновационными способами предоставления данных, создания сюжетов и представления итоговых репортажей, сочетающих в себе глубоко аналитический и критический подходы сообщества компьютерной и визуальной журналистики. Этим определяется актуальность нашей работы. Цель нашей статьи - определить, что подразумевает под собой понятие 'журналистика данных', рассмотреть её содержание и перспективы развития.
Актуальный сегодня термин 'Data-journalism (Data driven journalism)' или, как переводят этот термин на русский язык, 'журналистка данных' (дата-журналистика) - данность западной журналистики [4]. На постсоветское пространство 'журналистика данных' только начинает входить [3]. Журналистика данных подразумевает рассказ историй с по-
мощью цифр, баз данных, с обязательной, понятной, креативной визуализацией [6].
Что такое журналистика данных?
Казалось бы, куда проще дать определение этому термину - само словосочетание говорит за себя - журналистика и данные. Но тогда требуют дополнительного пояснения уже эти два слова. Чаще всего под данными мы привыкли понимать любой набор цифр, чаще представленный в виде таблицы. И, вероятно, ещё лет двадцать назад это соответствовало бы действительности. Но сейчас мы живем в цифровом мире, мире, в котором практически все можно описать при помощи цифр - и в котором практически все и описывается при помощи цифр. А можно ли здесь рассматривать традиционный подход к определению непосредственно понятия журналистики? Безусловно, нет. А тогда закономерен вопрос: что отличает журналистику данных от остальной журналистики? Пол Брэдшоу в Data Journalsm Handbook в разделе «Что такое журналистика данных» отвечает на этот вопрос так: «...perhaps it is the new possibilities that open up when you combine the traditional 'nose for news' and ability to tell a compelling story, with the sheer scale and range of digital information now available». В переводе это звучит так: возможно, это новые возможности того, что открывается при использовании традиционного «нюха на новости», и способности рассказать захватывающую историю с настоящим масштабом и разнообразием цифровой информации (данных), доступной сейчас [8; 9]. Итак, по мнению Пола Брэдшоу, журналистика данных - это история и данные. Таким образом, принцип журналистики данных - материал строится не вокруг новостного повода или явления, а вокруг статистики, цифр, сводок, отчетов и иной справочной информации.
Подводя итог нашим рассуждениям об определении журналистики данных, отмечаем, что существует несколько определений этого понятия. Однако все они сводятся к тому, что журналистика данных - это совмещение журналистом роли переводчика с экономического/ государственного/ цифрового языка в язык, понятный всем, и, одновременно, роли аналитика представляющего материалы в предельно наглядной форме. Это могут быть списки, графики, интерактивные карты, специальные веб-компоненты, которые позволяют отображать данные разными специальными способами и так далее. Во всех случаях текст здесь является
вспомогательным, а не основным инструментом.
Прошлое журналистики данных, или откуда она пришла?
Как мы уже отмечали, журналистика данных как самостоятельный жанр журналистики только начинает входить на постсоветское пространство. Вместе с тем, утверждать, что «журналистика данных» - абсолютно новое явление в российских СМИ было бы ложным. Дата-журналистика, по сути, явление старое, но с появлением новых технологий, новых медиа, разноформатных, интерактивных способов визуализации данных, оно вызвало новый всплеск интереса. В статье «Журналистика баз данных: модный тренд или будущее журналистики?» автор описывает прошлое журналистики данных следующим образом: «Считается, что журналистика баз данных (Databasejournalism) появилась в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия и поначалу называлась CAR (computer-assisted reporting). Уже тогда журналистам приходилось писать статьи, используя первые, далеко не персональные, компьютеры, позволявшие обрабатывать архивы статистических и иных данных. Среди примеров использования технологий CAR обычно вспоминают 1952 год, когда американская телекомпания CBS использовала ЭВМ UNIVAC I для обработки результатов президентских выборов. В 1967 году в Детройте журналисты с помощью таких же огромных вычислительных машин обрабатывали статистические данные о выпускниках колледжей и пришли к выводу, что вероятность участия в уличных протестах не зависит от уровня образования протестующих. По мере того, как компьютер превращался в повседневный инструмент журналиста, термин забыли. Ведь никому не приходило в голову выделять "телефонную журналистику", если автору статьи приходилось уточнять информацию по телефону. Вместе с проникновением компьютера само понятие данных утратило былой налёт эксклюзивности и вошло в обиход повседневной жизни редакций. В практику работы большинства ньюзрумов позже пришла рутинная обработка больших массивов данных государственной отчётности и биржевых сводок. Отчеты полиции, вместе с демографическими и социологическими данными университетов, позволяли репортерам находить темы для резонансных статей» [3]. Итак, развитие Интернета, способствующее выкладыванию в сеть больших объемов статистических и иных
цифровых данных, послужило стимулом к появлению журналистики данных и оформлению в самостоятельный жанр.
Настоящее журналистики данных, или почему не журналистика баз данных?
Зародившись как «журналистика баз данных» и совершенствуясь в условиях развития цифровых технологий и Интернета, это понятие подверглось существенной корректировке. Поэтому сегодня термины 'журналистика данных' и 'журналистика баз данных' - два самостоятельных понятия. В статье «Журналистика баз данных» [3] это различие описывается следующим образом: «Первая [журналистика данных. - С. С.] использует самую разнообразную открытую информацию, находящуюся в открытом доступе. Обрабатывая ее соответствующим образом, используя популярные приложения, как в онлайне, так и установленные на локальном компьютере, журналист анализирует данные и представляет их в удобном и наглядном виде. В то же время журналистике баз данных отводится роль исследовательской и почти разведывательной работы, когда после обработки больших массивов структурированной информации делаются выводы, серьёзно влияющие на понимание широкой аудиторией экономических и социальных процессов и явлений». Таким образом, на наш взгляд, журналистика баз данных является первым шагом в работе журналиста данных. Это обусловлено тем, что data-журналисты работают не с потоками информации, текстовым контентом, новостями. Их основной источник информации - это базы данных, которые накоплены в различных государственных информационных системах. Например, государственные контракты, бюджет, статистика, индикаторы. Цифры являются главным «действующим лицом» в журналистике данных. Именно они рассказывают историю. В статье Т. Ларот приводится такой пример: «.освещая разрушительный ураган "Сэнди", обрушившийся на восточное побережье США в октябре 2012 года, газета The New York Times сделала карту [http://www. nytimes.com/interactive/2012/10/26/us/hurricane-sandy-map.html?_r=0. - С. С.], на которой отметила точками этапы продвижения стихии и ее превращения из тропического шторма в неистовую бурю. Получился интерактивный инструмент, в котором текст практически отсутствовал. Зато его можно было встроить во все статьи, связанные с Сэнди - для справки» [5]. Это и есть Data-journalism.
Наибольшее распространение и развитие журналистика данных получила в Европе и США. Наиболее успешными в этом журналистском жанре являются такие американские газеты, как The New York Times, Chicago Tribune, Los Angeles Times. Они не просто анализируют данные, но и на их основе формируют спецпроекты. В качестве примера обратимся к визуализации данных переписи населения. Так, у NY Times есть специальный сервис (http:// projects.nytimes.com/census/2010/map), позволяющий с помощью клика мыши на любой район определенного города, получить информацию по этническому составу, рождаемости и смертности в разные года.
Мы согласны с мнением Таисии Ларот, что в России пока нет СМИ, которое бы могло заявить журналистику данных в качестве одного из своих основных жанров, однако примеры такой журналистской работы уже нередки на страницах печатных изданий и в Интернете. Сами же журналисты не привыкли относить подобные материалы к какому-либо конкретному жанру, хотя работа с массивами данных становится очень распространённой. В качестве примера мы можем привести журнал «Русский репортер», где информация в изобилии представлена графиками и таблицами.
Будущее журналистики данных или журналистика данных - это будущее журналистики.
Виталий Лейбин [главный редактор журнала «Русский репортер». - С. С.] считает, что в России вообще растет интерес к фактуре, к реальности, а не к «большим идеям», вынутым из головы, как шар. «Проблема современного мира - это не недостаток данных, а их избыток. Умение их анализировать является одним из самых востребованных», - подчеркивает глав-ред «Русского репортера». По его мнению, новый жанр открывает и новые возможности для изданий: «Иногда можно не бегать по полям, а просто внимательно анализировать, скажем, сайты госзакупок и прочие данные. Аудитории нужен журналист (или аналитик, или ученый), чтобы увидеть хоть что-то значимое посреди нарастающего шума информации».
Развитие журналистики данных невозможно без открытой информации на государственном уровне. Как мы уже отмечали, основным источником информации для data-журналистов служат базы данных, которые накоплены в различных государственных информационных системах. В России же подобная информация до недавнего времени была закрытой. И толь-
ко с возникновением тенденции к открытости данных Data driven journalism получила возможность своего существования и развития. Но только этого недостаточно. Следующим шагом со стороны государства, по мнению Ивана Бегтина, должно стать представление данных не просто в открытом доступе, но и в удобном для обработки виде. «Когда какой-то бюджет доступен просто на бумажке - это одна история, а когда хотя бы в Excel-файле, и его можно загрузить, проанализировать, построить самостоятельный график - совсем другая. В данном случае речь идет о совершенно другом качестве работы с информацией. Это все имеет ценность, как для национальной экономики знаний, так и для жесткого общественного контроля», - рассказывает Бегтин. Что же касается медиасферы, то здесь можно выделить свою проблему: нехватка квалифицированных кадров. В России нет курсов по журналистике данных, журналистов не учат работать с большими массивами информации, и они не обладают необходимым набором технических навыков. А между тем, журналист, работающий с данными, должен сочетать в себе и «физика», и «лирика». Сейчас курсы по журналистике данных преподают лишь в нескольких зарубежных университетах. Этого же мнения придерживается Виталий Лейбин. Он отмечает, что в России нет журналистов, которые работают только с данными. По его мнению, хорошего аналитика нужно учить «журнализму», а журналисту неплохо бы владеть какими-либо методами анализа. «Журналиста можно учить разным методам, которые уже есть в науке и исследовательской практике, замечать сенсационные факты там, где остальные видят просто информационный шум», - объясняет Лейбин.
В то же время Иван Бегтин считает, что для формирования журналистики данных как жанра в России давно все готово. Есть данные, есть разработчики, которые умеют их визуализировать, и единственное, чего не хватает, - это системного подхода изданий. Возможно, кризис в отрасли, а также нарастающая конкуренция со стороны интернет-компаний, социальных сетей и развлекательных брендов, заставит издателей обратить внимание на этот новый перспективный жанр журналистики.
Список литературы
1. Бегтин, И. Готовы ли мы к журналисти-
ке данных? [Электронный ресурс] / И. Бегтин. - URL : http://polit.ru/article/2013/04/29/data_ journalism/.
2. Горяйнова, А. В. Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов [Текст] / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак : проблемное поле меди-аобразования : науч. журн. - Челябинск, 2010. -№2(6).-С. 68-73.
3. Журналистика баз данных : модный тренд или будущее профессии? [Электронный ресурс]. - URL : http://newmedia.in.ua/business/ zhurnalistika-baz-dannyx-modnyj-trend-ili-budushhee-professii.html.
4. Журналистка данных : как Guardian превратила информационное сырье в золотую жилу [Электронный ресурс]. - URL : http:// mediapedia.ru/2010/08/11/zhurnalistka-dannyx-kak-guardian-prevratila-informacionnoe-syre-v-zolotuyu-zhilu/.
5. Ларот, Т. Журналистика данных : как заставить цифры говорить [Текст] / Т. Ларот // Журналист. -2013.-№ 3.-С. 39.
6. Организация работы редакции, занимающейся data-журналистикой [Электронный ресурс]. - URL : http://www.redactor.in.ua/ design/4216.html.
7. Памятка по журналистике данных [Электронный ресурс]. - URL : http://ivan.beg-tin.name/2011/05/22/datajournalism/.
8. Что такое журналистика данных? [Электронный ресурс]. - URL : http://ria.ru/ files/book/_site/введение_0.html.
9. What Is Data Journalism? [Электронный ресурс]. - URL : http://datajournalismhandbook. org/1.0/en/introduction_0.html.
Bibliography
1. Begtin, I. Gotovy li my k zhurnalistike dannyh? [Jelektronnyj resurs] / I. Begtin. - URL : http://polit.ru/article/2013/04/29/data_journal-ism/.
2. Gorjajnova, A. V. Infografika - sovremen-nyj podhod k vizualizacii zhurnalistskih materi-alov [Tekst] / A. V. Gorjajnova, S. I. Simakova // Znak : problemnoe pole mediaobrazovanija : nauch. zhurn. - Cheljabinsk, 2010. - № 2 (6). - S. 68-73.
3. Zhurnalistika baz dannyh : modnyj trend ili budushhee professii? [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://newmedia.in.ua/business/zhurnalistika-baz-dannyx-modnyj-trend-ili-budushhee-profes-sii.html.
4. Zhurnalistka dannyh : как Guardian pre-vratila informacionnoe syr'e v zolotuju zhilu [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://mediapedia. ru/2010/08/ll/zhurnalistka-dannyx-kak-guardian-prevratila-informacionnoe-syre-v-zolotuyu-zhilu/.
5. Larot, T. Zhurnalistika dannyh : kak zasta-vit' cifry govorit' [Tekst] / T. Larot // Zhurnalist. -2013.-№3.-S. 39.
6. Organizacija raboty redakcii, zanimajush-hejsja data-zhurnalistikoj [Jelektronnyj resurs]. -URL : http://www.redactor.in.ua/design/4216. html.
7. Pamjatka po zhurnalistike dannyh [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://ivan.begtin. name/2011/05/22/datajournalism/.
8. Chto takoe zhurnalistika dannyh? [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://ria.ru/files/ book/_site/vvedenie_0.html.
9. What Is Data Journalism? [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://datajournalismhandbook. org/1.0/en/introduction_0.html.
УДК 316.77(091)
Виктория Эдуардовна Шевченко
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко
ВИЗУАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГОЖУРНАЛА
В статье рассматривается сущность идентификационных характеристик журналов, их визуальная составляющая. Также продемонстрирована специфика использования элементов, которые в совокупности составляют неповторимый стиль журналов различных типов, тенденции развития. Детально рассматривается роль логотипа и значение цвета для разных типологических групп журналов.
Ключевые слова: журнал, дизайн, логотип, визуальные характеристики, цвет, тематика.
Ежедневно появляются новые журналы, и разработка оригинального неповторимого стиля - залог будущего успеха. Создание фирменного стиля, постоянных компонентов, имиджа журнала - сложный процесс, в котором профессиональные качества дизайнера должны четко подчиняться содержательной концепции издания. Некоторые издания заимствуют элементы стиля известных брендов, что на первых этапах может привлечь случайное внимание читателей. Так, в логотипе, композиции страниц применяются шрифты и символика, которые отличаются от известных международных изданий лишь в деталях.
В научной и практической литературе обсуждаются различные аспекты существования периодических изданий: разработка фирменного стиля (Г. Прилепская, В. Тулупов), композиция страницы (С. Болховитинова, С. Галкин), тематические рубрики (Б. Мисожников, С. Сметанина), общая типология (А. Акопов, В. Бакшин) и другие. Разработка и соблюдение раз принятой графической концепции печатно-
го издания, и журналов в частности, - актуальная проблема.
Целью статьи является определение функций визуальных характеристик и компонентов фирменного стиля журнала, которые регламентируют соблюдение унифицированности стиля издания и характеризуют его тип.
Визуальные характеристики - основа фирменного стиля, совокупность графических, цветовых, композиционных приемов, которые обеспечивают единство всех составных частей издания, рекламных мероприятий, они способствуют идентификации, запоминанию, лучшему восприятию аудиторией [2]. Визуальные составляющие определяют содержание фирменного стиля (системы тотальной коммуникации), являются его составной частью, которая определяется внутренним содержанием. В узком понимании визуальные характеристики - совокупность логотипа, цветовой гаммы и принципов графического оформления. В более широком смысле функции визуальных характеристик журнала можно свести к таким: