Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ'

МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / информационные технологии / компьютеризация / исследовательская работа / наука / mathematics / information technology / computerization / research work / science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльканова Айшат Амыровна, Эльканова Аминат Сайдахматовна, Бостанова Мариям Магометовна

Тема данной статьи связана с методами интенсивного введения и применения информационных технологий на занятиях по математике. Эта тема актуальна. Идет компьютеризация преподавания математики. Совершается регулярная слаженность работы педагога и обучающихся. Основным направлением совершенствования образования становится информатизация, то есть, развитие информационной грамотности, информационной культуры. Практическая значимость: внедрение в учебные технологии элементов информационных технологий, научной работы обучающихся дает возможность педагогу обучать, помогать учиться, корректировать его исследовательскую работу. Целью данной работы является раскрытие надобности применения информационных технологий при обучении математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльканова Айшат Амыровна, Эльканова Аминат Сайдахматовна, Бостанова Мариям Магометовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The topic of this article is related to methods of intensive introduction and use of information technologies in mathematics classes. This topic is relevant. Computerization of mathematics teaching is underway. There is regular coordination between the work of the teacher and students. The main direction of improving education is informatization, that is, the development of information literacy and information culture. Practical significance: the introduction of elements of information technology and scientific work of students into educational technologies allows the teacher to teach, help to learn, and correct his research work. The purpose of this work is to reveal the need for using information technology in teaching mathematics.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Эльканова Айшат Амыровна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Эльканова Аминат Сайдахматовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Бостанова Мариям Магометовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Тема данной статьи связана с методами интенсивного введения и применения информационных технологий на занятиях по математике. Эта тема актуальна. Идет компьютеризация преподавания математики. Совершается регулярная слаженность работы педагога и обучающихся. Основным направлением совершенствования образования становится информатизация, то есть, развитие информационной грамотности, информационной культуры. Практическая значимость: внедрение в учебные технологии элементов информационных технологий, научной работы обучающихся дает возможность педагогу обучать, помогать учиться, корректировать его исследовательскую работу. Целью данной работы является раскрытие надобности применения информационных технологий при обучении математике.

Ключевые слова: математика, информационные технологии, компьютеризация, исследовательская работа, наука.

Annotation. The topic of this article is related to methods of intensive introduction and use of information technologies in mathematics classes. This topic is relevant. Computerization of mathematics teaching is underway. There is regular coordination between the work of the teacher and students. The main direction of improving education is informatization, that is, the development of information literacy and information culture. Practical significance: the introduction of elements of information technology and scientific work of students into educational technologies allows the teacher to teach, help to learn, and correct his research work. The purpose of this work is to reveal the need for using information technology in teaching mathematics.

Key words: mathematics, information technology, computerization, research work, science.

Введение. Информационная технология - это совокупность методов и программно-технических возможностей, соединенных в технологическую линию, содействующую собиранию, обрабатыванию, сохранению, расширению и воспроизведению данных уменьшения трудоемкости процессов использования информационного резерва и повышения их верности и быстроты. Это совокупность родственных научных дисциплин, исследующих:

- методы действенного объединения деятельности работников, занимающихся возделыванием и сохранением итогов;

- цифровую технику и согласованность с работниками и оснащением, их использование, а также относящиеся ко всему этому общественные и цивилизованные вопросы [1].

Известно, что одной из основных задач образования является поиск новых подходов с использованием современных образовательных технологий [2, С. 52].

Задачи в статье как методы решения проблем на занятиях математики:

- рассмотрение литературы по проблемам использования информационных технологий на занятиях по математике;

- исследование начала работы обучающихся на занятиях математики;

- исследование трудов некоторых ученых.

Изложение основного содержания статьи. В ходе информатизации нашего социума, в ходе вступления во всеобщее содружество повышается надобность в повышении грамотности и развитии детей, могущих существовать в социуме, имеющих способность контактировать в настоящем мире, владеющих полным знанием окружающего мира [3].

Появляется вопрос коммуникативного приспособления личности в окружающем мире. Будущий мир невозможно представить без информатизации всех областей деятельности личности. Количество новостей, с которыми регулярно встречается личность, становится все более обширным. Быстро прибывающее количество информации является причиной того, что постоянно ужесточаются требования к получению научных знаний в учебном заведении [4].

Нынешнему обучающемуся надо:

- уметь приспосабливаться ко всевозможным житейским обстоятельствам;

- независимо овладевать системой нужных знаний по математике для выполнения практических задач;

- обладать навыками изменения стереотипов мышления;

- раскручивать дар к приспособлению в модифицирующемся информационном окружении;

- быть податливым, подвижным, показывающим прозорливость, терпимым, созидательно активным, конкурентоспособным [5].

Формирование цифровых технологий, помогает в составлении программных возможностей, выполняющих замыслы, связанные с выходом к обучающим данным, контролем точности принятых итогов [6, С. 149].

Правильное применение методов и потенциалов нынешних цифровых технологий содействует:

1) оживлению работы, росту успеваемости обучающихся;

2) выполнению целей обучения посредством нынешних электронных обучающих разработок, составленных для применения на занятиях по математике;

3) формированию навыков самообразования и самоконтроля;

4) росту энергичности и предприимчивости;

5) овладению навыками применения возможностей компьютера [7].

Современный преподаватель должен иметь фундаментальные информационные знания. Основой профессиональной грамотности является умение применять последние технологии, обладающие большим мотивационным смыслом; разрешать появляющиеся задачи во всевозможных областях деятельности [8, С. 121].

На занятиях математики применяются два метода применения цифровых технологий: иллюстрации и кассеты. Они дают возможность наглядно и ясно растолковать обучающимся содержание темы.

Презентация содействует цифровому снабжению деятельности преподавателя с обучающимися. Она содержит слайды [9].

Использование электронных презентаций улучшает качество занятия. Методы применения презентации на занятии связаны с контентом занятия, с поставленной целью. При прохождении новой темы применение презентации дает возможность наглядно показывать учебный материал. При выполнении устных упражнений презентация позволяет оперативно показывать выполненные задания [10].

Учебная презентация может быть конспектом урока. При данном методе она составляется из главных компонентов обычного занятия: называется тема, цель, работа на занятии, основные правила, задание на дом. Для занятий по математике большое значение имеет использование чертежей.

На занятиях применяются всевозможные приложения:

- презентации и показ видеоряда;

- иллюстративные данные, контроль и самоконтроль знаний;

- составлении плана нескольких занятий по теме;

- составлении приложений к занятиям, которые содействуют математической теории связи обучающегося с компьютером [11].

Будущий мир невозможно представить без информатизации всех областей деятельности личности. Количество новостей, с которыми регулярно встречается личность, становится все более обширным. Быстро прибывающее количество информации является причиной того, что постоянно ужесточаются требования к получению научных знаний в учебном заведении

Выводы. В научной статье была реализована определенная методическая задача. В ней представлены потенциалы применения способов цифровых технологий в работе преподавателя математики [12].

Для достижения намеченной цели были проанализированы цифровые технологии, их значение в работе преподавателя и обучающихся. Были рассмотрены труды, где разбирались способы употребления цифровых технологий на занятиях математики [13].

Были проведены:

- синтез научно-практических материалов по проблемам употребления цифровых технологий в преподавании математики;

- исследование основных принципов направления работы обучающихся на занятиях математики с употреблением цифровых технологий;

- рассмотрение трудов некоторых ученых по применению цифровых технологий при преподавании математики [14, С. 232].

Применяя методы цифровых технологий можно прийти к таким выводам:

1. Какой бы трудной и неинтересной ни была тема занятия, она будет увлекательна обучающемуся, если обучающие задания показаны ярко, со звуком и многими другими интересными эффектами.

2. Иллюстрации по теме занятия во время толкования свежего материала дает возможность преподавателю не писать на доске. В итоге он имеет больше времени на повторение.

Современный преподаватель должен иметь фундаментальные информационные знания. Основой профессиональной грамотности является умение применять последние технологии, обладающие большим мотивационным смыслом; разрешать появляющиеся задачи во всевозможных областях деятельности. Применение информационных технологий на занятии по математике может изменить процесс преподавания. Он может стать более результативным, действенным и интересным для обучающихся. Подобные занятия превращаются в креативное исследование [15].

Употребление последних технологий в обычном образовании дает возможность разнообразить процесс преподавания математики с учетом персональных черт обучающихся, содействует креативно работающему педагогу умножить число методов подачи учебного задания, дает возможность выполнять гибкое руководство обучающей работой. Оно является общественно важным и злободневным.

Использование электронных презентаций улучшает качество занятия. Методы применения презентации на занятии связаны с контентом занятия, с поставленной целью. При прохождении новой темы применение презентации дает возможность наглядно показывать учебный материал. При выполнении устных упражнений презентация позволяет оперативно показывать выполненные задания.

Из сказанного мы пришли к выводам: в современное обучение математике вводятся свежие способы. Они воскрешают достижения экспериментальной дидактики двадцатого века. Они основаны на принципе инициативности обучающегося. К существенным методам относится введение цифровых технологий и применение их на занятиях математики.

Рекомендации. Современный преподаватель должен иметь фундаментальные информационные знания. Основой профессиональной грамотности является умение применять последние технологии, обладающие большим мотивационным смыслом; разрешать появляющиеся задачи во всевозможных областях деятельности Важно тщательно подумать о том, какие формы технологии будут наиболее подходящими для целей обучения, и проверить доказательства использования конкретных типов технологий в отношении конкретных областей обучения: хотя исследовательская база показывает, что использование технологий может улучшить преподавание вычислительной математики в определенных обстоятельствах.

Литература:

1. Абайханова, Д.С. Проблема мотивации студентов в обучении английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова - Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 24. - С. 4-5

2. Биджиева, З.С-М. Поэма H.A. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в школьном прочтении / З.С-М. Биджиева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: 2023. - 78(2). - С. 52-55

3. Боташева, Ф.Б. Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассника / Ф.Б. Боташева, Е.А. Лепшокова // Наука, образование и инновации. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. -2017.-С. 32-35

4. Каракотова, С.А. Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании и образовании младших школьников / С.А. Каракотова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Майкоп, Адыгейский государственный университет, 2003.

5. Койчуева, Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, P.C. Акбашева., А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Научно-теоретический журнал. - СПб: НГУ имени П.Ф. Лесгафта, 2021. - № 12. - С. 500-503

6. Лепшокова, Е.А. Использование сети интернет в формировании учебно-познавательной потребности у школьников / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова //Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: 2017. - № 56-7. -С. 149-156

7. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова. С.Я. Карасова - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 198-200

8. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

9. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136

10. Лепшокова, Е.А. Сопоставительные методологии обучения иностранным языкам / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2022. - С. 166-170

11. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2017. - С. 135-139

12. Лепшокова, Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 72-75

13. Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики: учеб. пособие / Ю.С. Степанов. - Москва: Школа «Языки русской культуры», 2001. - С. 43-47

14. Тоторкулова, К.А. Компьютеры в образовании / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск: 2019. - С. 231-234

15. Тоторкулова, К.А. Приоритеты современного образования / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2022. - С. 217-220

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук Басина Татьяна Анатольевна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ УСТАНОВОК ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация. Целью статьи является представление результатов эмпирического исследования характерных особенностей экстремистских установок осужденных за преступления террористического характера. Автором проанализированы понятия терроризма и экстремистских установок. Особенности экстремистских установок осужденных за террористические преступления изучены в сравнении с экстремистскими установками осужденных за иные преступления против личности. В исследовании принимали участие 40 осужденных, разделенных на две экспериментальные группы. В результате было установлено, что осужденные за террористические преступления отличаются высоким уровнем конвенциального принуждения и конформизма, средним уровнем нигилизма и оценки силы. Кроме того было установлено, что данной категории осужденных присущ средний уровень агрессивности. В соответствие с полученными результатами были перечислены основные направления коррекционной работы. Полученные результаты могут быть использованы психологами учреждений исполнения наказания в практической работе.

Ключевые слова: осужденные, терроризм, террористические преступления, установка, экстремистская установка.

Annotation. The purpose of the article is to present the results of an empirical study of the characteristic features of extremist attitudes of those convicted of terrorist crimes. The author analyzes the concepts of terrorism and extremist attitudes. The peculiarities of extremist attitudes of those convicted of terrorist crimes have been studied in comparison with extremist attitudes of those convicted of other crimes against the person. The study involved 40 convicts divided into two experimental groups. As a result, it was found that those convicted of terrorist crimes have a high level of conventional coercion and conformity, an average level of nihilism and an assessment of force. In addition, it was found that this category of convicts has an average level of aggressiveness. In accordance with the results obtained, the main directions of correctional work were listed. The results obtained can be used by psychologists of NAC execution institutions.

Key words: convicts, terrorism, terrorist crimes, installation, extremist installation.

Введение. В современных условиях жизни в связи с ростом общей напряженности в мире наблюдается всплеск насилия, что выражается в росте общего числа совершенных преступлений и преступлений террористического характера в частности. Террористические преступления являются формой выражения протеста против существующего положения дел. Число факторов, обусловливающих совершение преступлений террористического характера, обширно. С одной стороны, это связано с отсутствием единообразного подхода к пониманию сущности понятия терроризм и террористическое преступление, а с другой стороны, разнообразием форм терроризма, что затрудняет изучение его причин. Экстремистские установки в этой связи могут быть рассмотрены как один из факторов и проявлений террористической направленности личности.

В психологической науке, как и в других гуманитарных областях знаний, накоплено значительное количество научных работ, посвященных определению и описанию терорризма как социально-психологического феномена. Среди отдельных психологических исследований, отражающих проблематику терроризма, стоит выделить работы А.Л. Вострокнутова [3], Д.В. Ольшанского [10], Л.Г. Почебута [11], В.А. Соснина [15; 16] и др.

В Большом энциклопедическом словаре понятия «террор» и «терроризм» рассматриваются как «насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения» [2, С. 1564]. Кроме того, по мнению В.П. Емельянова, данные действия, как правило, носят публичный характер и выражаются в воздействии на одних лиц для устрашения других, то есть преследуют косвенную цель [7]. В настоящее время к преступлениям террористического характера относятся деяния, предусмотренные ст.ст. 205-206,208, 211, 277-279,280,282.1, 282.2, 360 УК РФ [3].

Психологические особенности лиц, осужденных за преступления террористического характера, описываются в работах П.Н. Казберова [5; 6], А.В. Новикова [9], Н.Г. Соболева [13] и др. В данных работах отмечается, что к главным психологическим особенностям данной категории осужденных относятся проблемы с личностной идентичностью (представлением своего «Я»), наличие тенденции к агрессивному поведению и эмоциональная незрелость [8].

Установка в психологии означает неосознаваемую готовность человека действовать определенным образом в сходной ситуации [1]. Экстремистские установки трактуются в исследованиях как «направленность на насильственные, жестокие действия по отношению к «врагам», рассматриваемым как главная причина всех бедствий» [12]. Установки экстремистских проявлений в поведении связаны со стойким убеждением, что только насильственными жестокими мерами и действиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.