Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ УСТАНОВОК ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА'

ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ УСТАНОВОК ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные / терроризм / террористические преступления / установка / экстремистская установка / convicts / terrorism / terrorist crimes / installation / extremist installation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басина Татьяна Анатольевна

Целью статьи является представление результатов эмпирического исследования характерных особенностей экстремистских установок осужденных за преступления террористического характера. Автором проанализированы понятия терроризма и экстремистских установок. Особенности экстремистских установок осужденных за террористические преступления изучены в сравнении с экстремистскими установками осужденных за иные преступления против личности. В исследовании принимали участие 40 осужденных, разделенных на две экспериментальные группы. В результате было установлено, что осужденные за террористические преступления отличаются высоким уровнем конвенциального принуждения и конформизма, средним уровнем нигилизма и оценки силы. Кроме того было установлено, что данной категории осужденных присущ средний уровень агрессивности. В соответствие с полученными результатами были перечислены основные направления коррекционной работы. Полученные результаты могут быть использованы психологами учреждений исполнения наказания в практической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to present the results of an empirical study of the characteristic features of extremist attitudes of those convicted of terrorist crimes. The author analyzes the concepts of terrorism and extremist attitudes. The peculiarities of extremist attitudes of those convicted of terrorist crimes have been studied in comparison with extremist attitudes of those convicted of other crimes against the person. The study involved 40 convicts divided into two experimental groups. As a result, it was found that those convicted of terrorist crimes have a high level of conventional coercion and conformity, an average level of nihilism and an assessment of force. In addition, it was found that this category of convicts has an average level of aggressiveness. In accordance with the results obtained, the main directions of correctional work were listed. The results obtained can be used by psychologists of NAC execution institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ УСТАНОВОК ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

10. Лепшокова, Е.А. Сопоставительные методологии обучения иностранным языкам / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2022. - С. 166-170

11. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2017. - С. 135-139

12. Лепшокова, Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 72-75

13. Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики: учеб. пособие / Ю.С. Степанов. - Москва: Школа «Языки русской культуры», 2001. - С. 43-47

14. Тоторкулова, К.А. Компьютеры в образовании / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск: 2019. - С. 231-234

15. Тоторкулова, К.А. Приоритеты современного образования / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2022. - С. 217-220

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук Басина Татьяна Анатольевна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ УСТАНОВОК ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация. Целью статьи является представление результатов эмпирического исследования характерных особенностей экстремистских установок осужденных за преступления террористического характера. Автором проанализированы понятия терроризма и экстремистских установок. Особенности экстремистских установок осужденных за террористические преступления изучены в сравнении с экстремистскими установками осужденных за иные преступления против личности. В исследовании принимали участие 40 осужденных, разделенных на две экспериментальные группы. В результате было установлено, что осужденные за террористические преступления отличаются высоким уровнем конвенциального принуждения и конформизма, средним уровнем нигилизма и оценки силы. Кроме того было установлено, что данной категории осужденных присущ средний уровень агрессивности. В соответствие с полученными результатами были перечислены основные направления коррекционной работы. Полученные результаты могут быть использованы психологами учреждений исполнения наказания в практической работе.

Ключевые слова: осужденные, терроризм, террористические преступления, установка, экстремистская установка.

Annotation. The purpose of the article is to present the results of an empirical study of the characteristic features of extremist attitudes of those convicted of terrorist crimes. The author analyzes the concepts of terrorism and extremist attitudes. The peculiarities of extremist attitudes of those convicted of terrorist crimes have been studied in comparison with extremist attitudes of those convicted of other crimes against the person. The study involved 40 convicts divided into two experimental groups. As a result, it was found that those convicted of terrorist crimes have a high level of conventional coercion and conformity, an average level of nihilism and an assessment of force. In addition, it was found that this category of convicts has an average level of aggressiveness. In accordance with the results obtained, the main directions of correctional work were listed. The results obtained can be used by psychologists of NAC execution institutions.

Key words: convicts, terrorism, terrorist crimes, installation, extremist installation.

Введение. В современных условиях жизни в связи с ростом общей напряженности в мире наблюдается всплеск насилия, что выражается в росте общего числа совершенных преступлений и преступлений террористического характера в частности. Террористические преступления являются формой выражения протеста против существующего положения дел. Число факторов, обусловливающих совершение преступлений террористического характера, обширно. С одной стороны, это связано с отсутствием единообразного подхода к пониманию сущности понятия терроризм и террористическое преступление, а с другой стороны, разнообразием форм терроризма, что затрудняет изучение его причин. Экстремистские установки в этой связи могут быть рассмотрены как один из факторов и проявлений террористической направленности личности.

В психологической науке, как и в других гуманитарных областях знаний, накоплено значительное количество научных работ, посвященных определению и описанию терорризма как социально-психологического феномена. Среди отдельных психологических исследований, отражающих проблематику терроризма, стоит выделить работы А.Л. Вострокнутова [3], Д.В. Ольшанского [10], Л.Г. Почебута [11], В.А. Соснина [15; 16] и др.

В Большом энциклопедическом словаре понятия «террор» и «терроризм» рассматриваются как «насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения» [2, С. 1564]. Кроме того, по мнению В.П. Емельянова, данные действия, как правило, носят публичный характер и выражаются в воздействии на одних лиц для устрашения других, то есть преследуют косвенную цель [7]. В настоящее время к преступлениям террористического характера относятся деяния, предусмотренные ст.ст. 205-206,208, 211, 277-279,280,282.1, 282.2, 360 УК РФ [3].

Психологические особенности лиц, осужденных за преступления террористического характера, описываются в работах П.Н. Казберова [5; 6], А.В. Новикова [9], Н.Г. Соболева [13] и др. В данных работах отмечается, что к главным психологическим особенностям данной категории осужденных относятся проблемы с личностной идентичностью (представлением своего «Я»), наличие тенденции к агрессивному поведению и эмоциональная незрелость [8].

Установка в психологии означает неосознаваемую готовность человека действовать определенным образом в сходной ситуации [1]. Экстремистские установки трактуются в исследованиях как «направленность на насильственные, жестокие действия по отношению к «врагам», рассматриваемым как главная причина всех бедствий» [12]. Установки экстремистских проявлений в поведении связаны со стойким убеждением, что только насильственными жестокими мерами и действиями

возможно кардинальное исправление нестерпимой ситуации, критического положения, что сочетается с ослаблением или игнорированием всяких нормативных запретов, начиная от юридических и заканчивая нравственными [4].

Анализ существующих на данный момент научных исследований по проблеме предикторов экстремистской активности и установок показывает, что в их основе могут лежать две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести случайное или преднамеренное общение с вербовщиком, чтение запрещённой экстремисткой литературы, вызванное интересом к ней и др. К внутренним факторам относятся определенные личностные особенности, такие как яркая приверженность какой-либо идеологии, ориентация на насилие, повышенная тревожность и повышенная агрессивность, особенности ксенофобичной личности, нарцистический и параноидный тип личности [14].

Таким образом, экстремистские установки формируются под влиянием ситуации и личностных особенностей человека и приводят к склонности враждебно воспринимать действительность, особенно при попадании в критические и чрезвычайные условия и ситуации. В связи с этим, представляется актуальным изучение экстремистских установок осужденных за преступления террористического характера и выявление их особенностей для дальнейшей коррекции.

Изложение основного материала статьи. Для достижения поставленной цели было проведено исследование на базе исправительной колонии № 5 УФСИН России по Вологодской области среди осужденных, отбывающих пожизненное наказание. В исследовании приняли участие 40 осужденных мужского пола. 13 из них отбывали срок за преступления террористического и экстремистского характера (экспериментальная группа 1), и 27 - отбывают уголовное наказание за иные преступления против личности (экспериментальная группа 2). Возраст испытуемых находится в пределе от 38-57 лет. В исследовании использовалась методика «Шкала враждебности» У. Кука и Д. Мендлей и методика «Шкала склонности к экстремизму» Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова.

Методика Кука - Мендлей определяет основные параметры агрессивного поведения и позволяет определить склонность к враждебности, агрессии и цинизму как основы для формирования деструктивной направленности личности, которая может способствовать формированию экстремистских установок. Представим результаты методики в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки уровня враждебности по методике Кука-Мендлей в экспериментальных группах

Агрессия Враждебность Цинизм

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

ЭГ1 23 77 0 31 62 8 15 69 15

ЭГ2 52 33 15 33 46 26 26 52 22

Критерий Фишера (р=0,005) 5,4* 5,01* 1,15 2,09 3,58* 2,26 1,98 1,75

Таблица 1 показывает, что большинство осужденных за террористические преступления имеют средний уровень изучаемых параметров. Низкий уровень изучаемых параметров практически не представлен. Высокие показатели преобладают по шкале враждебность - 31%. Для трети осужденных данной экспериментальной группы характерна настроенность против людей, желание им зла, негативное отношение к людям.

Отметим, что параметр - цинизм, подразумевающий пренебрежение к общегосударственной идеологии, нормам морали у данной категории в среднем уровне имеет достаточно высокую распространенность. Возможно, это связано со спецификой пожизненного заключения, длительным проживанием в условиях ограничения свободы. Длительное нахождение в данных условиях ставит человека перед необходимостью жизненного переосмысления, что приводит к изменениям в ценностно-смысловой сфере и требует постановки новых жизненных целей.

Большинство осужденных за иные преступления против личности имеют высокий уровень агрессии и средний уровень остальных параметров. Низкий уровень всех свойств представлен незначительно, но больше, чем в ЭГ1.

В сравнении с группой осужденных за террористические преступления у осужденных за иные преступления против личности можно отметить высокий уровень по шкале агрессии (52%). Возможно, преобладание в ЭГ2 лиц с высоким уровнем агрессии связано в с их личностными особенностями, приведшими их к совершению преступлений против личности, и обострением деструктивных качеств в условиях изоляции - проявлением склонности к насилию, положительным отношением к агрессии как средству взаимодействия.

Стоит отметить, что распределение осужденных по уровням сформированности цинизма не отличается в обеих изучаемых группах. Большая часть осужденных за иные преступления против личности (52%) также имеют средний уровень цинизма.

Для определения статистически значимых различий в показателях враждебности осужденных за преступления террористического харатера и иные преступления против личности применялся расчет статистического критерия - угловое преобразование Фишера. Результаты представлены также в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, получены значимые различия в показателях агрессивности и враждебности между группами испытуемых с высоким и средним уровнями агрессии и низким уровнем враждебности. При этом у осужденных за преступления террористического характера чаще встречается средний уровень агрессивности, тогда как для осужденных за иные преступления против личности более характерен высокий уровень агрессии. Присутствие показателя враждебности в ЭГ2 на низком уровне, в отличие от ЭГ1, возможно связано с характером преступлений, которые совершает данная группа осужденных. Статистически значимых различий по параметру цинизма не выявлено.

Представим результаты изучения экстремистских установок осужденных по методике Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения склонности к насильственному экстремизму осужденных в группах

Диспозиции насильственного экстремизма ЭГ1 ЭГ2 Критерий U Манна-Уитни

Культ силы 15 20 4,21 р<0,01

Допустимость агрессии 17 16 -

Интолерантность 19 18 -

Конвенциальное принуждение 27 20 2,68 р<0,01

Социальный пессимизм 15 17 -

Мистичность 19 18 -

Деструктивность и цинизм 18 16 -

Протестная активность 21 19 -

Нигилизм 18 14 3,06 р<0,01

Антиинтрацепция 18 20 -

Конформизм 23 18 3,97 р<0,01

Как видно из таблицы 2, для осужденных за преступления террористического характера характерны высокие значения выраженности установок «конвенциальное принуждение», «протестная активность», «конформизм». Это указывает на то, что данная категория осужденных допускает насильственное избавление от «ненужных» людей - людей, не разделяющих их ценности и законы. Они ищут новых острых ощущений, и как следствие, могут легко поддаваться влиянию экстремистских идей. Высокие значения по шкале конформизм также указывают на способность данной категории осужденных поддаваться влиянию значимых лиц и совершать противоправные поступки совместно, «за компанию».

У осужденных за иные преступления против личности сформирована тенденция к высоким показателям по диспозициям «конвенциальное принуждение», «культ силы», «протестная активность» и «антиинтрацепция». Это говорит о тенденции в данной группе к нарушению общепринятых норм и ценностей путем признания своих взглядов достаточно жестким образом. Данной категории осужденных свойственно положительное отношение к использованию насилия как средству разрешения всех проблем, непринятие проявлений истинных чувств, где возможна угроза своему Я, ориентации на физическую реальность и простые действия. Тенденция протестной активности указывает на то, что осужденные склонны к проявлению определенных девиаций, стремятся к поиску новых ощущений путем проявления неадаптивной активности.

Для установления статистически значимых различий между группами использовался расчет статистического критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 2. Полученные данные свидетельствуют о том, что имеются значимые различия между группами осужденных в выраженности таких установок, как «культ силы», «конвенциональное принуждение», «нигилизм» и «конформизм». При этом для осужденных за террористические преступления характерно наличие высокого уровня конвенциального принуждения, протестной активности и конформизма и средний уровень приверженности культу силы.

Полученные данные позволяют характеризовать осужденных за террористические преступления как склонных к выискиванию людей, которые не уважают общих ценностей, для осуществления справедливого в их точки зрения наказания, ищущих новых острых впечатлений, неспособных при этом противостоять требованиям референтной группы. Их отличает низкий уровень произвольной регуляции деятельности, готовность идти за группой и действовать «за компанию», непластичность поведения и неумение сказать «нет», даже если ситуация является противоправной. При этом стремление к использованию насилия выражено на среднем уровне, что свидетельствует о достаточно широком репертуаре поведенческих реакций в ситуациях разрешения противоречий.

Осужденных за иные преступления против личности характеризуют преобладание культа силы и стремление к ориентации на использование насилия в качестве ведущей стратегии разрешения противоречий, более спокойное отношение к инакомыслию, ниже среднего показатели нигилизма и средний уровень зависимости от других. Полученные данные согласуются с результатами, полученными по методике Кука-Медлей, относительно более высокого уровня агрессивности у данной категории осужденных. Отрицание общепринятых норм и следование давлению группы у них развито слабее, чем в группе осужденных за преступления террористического характера.

Возможно, полученные результаты связаны с тем, что осужденные за террористические преступления, представляют группу лиц с определенными особенностями личности - внушаемость, отсутствие стремления к укреплению позиции Я, неумение определять границы общепринятых норм и правил. А для тех, кто отбывает наказания за иные преступления против личности, важно проявление агрессии как способа разрешения трудностей, проблем, придание большого значения физической силе.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что осужденные за преступления террористического характера отличаются следующими особенностями экстремистских установок: высокий уровень конвенциального принуждения и конформизма, средний уровень нигилизма и оценки силы. Кроме того, данной группе осужденных присущ средний уровень агрессивности. Полученные данные позволяют наметить следующие направления психокоррекционной работы с данной категорией осужденных: снижение конформности, ригидности мышления; развитие пластичности и гибкости поведения; развитие толерантности: снижение тенденции к осуждению других людей, иных взглядов и мировоззрения; коррекция ценностных ориентаций. Кроме того, у осужденных за иные преступления против личности следует проводить работу по снижению уровня агрессивности и враждебности. Поскольку данная тенденция обнаруживается и у осужденных за террористические преступления на среднем уровне, то работа по снижению уровня агрессии должна осуществляться со всеми осужденными.

Литература:

1. Аверин, В.А. Психология личности: Учеб. пособие / В.А. Аверин. - Санкт-Петербург: Михайлов, 2001. - 189 с.

2. Большой российский энциклопедический словарь. - Москва: Большая Рос. энцикл., 2003. - 1887 с.

3. Вострокнутов, А.Л. Исследование понятия и характеристик преступлений террористического характера в законодательстве российской Федерации / А.Л. Вострокнутов, В.В. Зыков // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-ponyatiya-i-harakteristik-prestupleniy-terroristicheskogo-haraktera-v-zakonodatelstve-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 22.09.2023)

4. Злоказов, K.B. Развитие экстремистских установок у подростков изменением их представлений о социальном пространстве / К.В. Злоказов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2020. - № 3. -С. 821-828

5. Казберов, П.Н. Общая характеристика лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности / П.Н. Казберов, Б.Г. Бовин. - Психология и право. - 2019. - Том 9. -№ 1. - С. 36-53

6. Казберов, П.Н. Социально-психологический портрет лиц, осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность / П.Н. Казберов, A.B. Новиков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2019. -№3.-С. 19-21

7. Кудрявцева, И.С. Психологические особенности преступлений террористического характера / И.С. Кудрявцева // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-prestupleniy-terroristicheskogo-haraktera (дата обращения: 14.09.2023)

8. Мишин, A.A. Особенности личности осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности / A.A. Мишин // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление.-2019. -№3(7). -С. 51.

9. Новиков, A.B. Психологические особенности осужденных за экстремистскую деятельность как объект пенитенциарного исследования / A.B. Новиков, Л. А. Нилова, С. В. Кулакова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 6, № 4А. - С. 107-117

10. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - Санкт - Петербург: Питер, 2002. - 286 с.

11. Почебут, Л.Г. Психология терроризма / Л.Г. Почебут // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. - 2005. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologiya-terrorizma (дата обращения: 22.09.2023)

12. Ситяева, С.М. Экстремистские установки молодежи в зависимости от сиблинговой позиции / С.М. Ситяева, С.В. Яремчук // Вестник НГПУ. - 2017. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ekstremistskie-ustanovki-molodezhi-v-zavisimosti-ot-siblingovoy-pozitsii (дата обращения: 22.09.2023)

13. Соболев, Н.Г. Особенности потребностно-побудительной сферы личности осужденных за терроризм / Н.Г. Соболев // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы Международной научно-практической межведомственной конференции, Самара, 16-17 июня 2016 года / Под общей редакцией A.A. Вотинова. - Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. -С. 590-592

14. Соснин, В.А. Психологи о терроризме / В.А. Соснин // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 4,- С. 37-48

15. Соснин, В.А. Психология суицидального терроризма в XXI веке: исторические аналогии и геополитические тенденции в XXI веке / В.А. Соснин. - Москва: Форум, 2023. - 256 с.

16. Соснин, В.А. Последствия террористических актов: проблема оценки и психологического реагирования (зарубежный опыт) /В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 1. - С. 100-112

Психология

УДК 159.9.07

доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Быкова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Истомина Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РАЗВИТИИ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения проблемы ранней подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии педагога. В связи с чем требуется выявление факторов и условий развития педагогических способностей и одарённости. Наиболее полно в этом процессе может быть использован потенциал взаимодействия педагога и старшеклассника, в рамках которого возможна реализация стратегии раннего выявления и поддержания педагогической одарённости и формирования готовности обучающихся старших классов к выбору педагогической профессии. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы ранней педагогической одарённости, выделена её структура. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке 105 педагогов общеобразовательных организаций. Описаны результаты исследования представлений педагогов о ранней педагогической одарённости обучающихся старших классов, её структурных компонентах, возможностей раннего выявления и развития на этапе школьного обучения. Статья может быть полезна педагогическим работникам с целью повышения компетентности в вопросах ранней педагогической одаренности обучающихся.

Ключевые слова: ранняя педагогическая одарённость, профессионализация, выбор профессии педагога, представления педагогов, старшеклассники.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to study the problem of early preparation of students for a conscious choice of a teacher's profession. In this connection, it is necessary to identify the factors and conditions for the development of pedagogical abilities and giftedness. The potential of interaction between a teacher and a high school student can be used most fully in this process, within the framework of which it is possible to implement a strategy for early identification and maintenance of pedagogical giftedness and formation of readiness of high school students to choose a teaching profession. The article examines the theoretical aspects of the problem of early pedagogical giftedness, highlights its structure. The results of a ascertaining experiment conducted on a sample of 105 teachers of general education organizations are presented. The results of the study of teachers' ideas about the early pedagogical giftedness of high school students, its structural components, the possibilities of early detection and development at the stage of school education are described.

Key words: early pedagogical giftedness, professionalization, choice of a teacher's profession, teachers' ideas, high school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.