УДК 82.085
Л.Н. КОЛЕСНИКОВА
Орловский государственный университет
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИТОРИКИ В ВУЗЕ
Предлагаются методы преподавания риторики с точки зрения антропологического подхода, «Каков человек - такова и его речь». Рассматриваются способы и приемы обучения различным риторическим навыкам и умениям: анализ и оценка публичных выступлений, риторические игры, упражнения и задания.
The article deals with the ways of teaching the anthropological aspect of rhetoric: "A person is judged by his speech". The article describes methods and means to develop various rhetoric skills as well as gives an analysis and estimation of public reports. A number of rhetorical games, exercises and tasks are also presented in the paper.
Современное образование и обучение должно происходить в контексте современной жизни. Все зависит от системы ценностей. Сегодня в образовании главное внимание, наконец-то, уделено Человеку, а не просто специалисту. Человек является субъектом диалога культур, продуктом определенной культуры, а также речевой деятельности, на основе которой происходит формирование умений и навыков, необходимых для создания собственной речи.
«Человек во всем!» - таков принцип гуманизации знаний. Забота о достоинстве человека реализуется в педагогической риторике прежде всего с точки зрения антропологического подхода: «Речь - это человек в целом: каков человек - такова и его речь» (Цицерон). Образование - сфера Слова: образование и воспитание происходит через общение. Поэтому современный преподаватель не может не быть ритором. Он должен осуществлять диалогические, субъект-субъектные отношения, быть для студентов лидером, другом и помощником.
Мы должны научиться «светиться друг другу», быть обаятельными, открытыми для общения. Поиски совершенства духа должны идти через совершенство тела. Ритора-студента можно научить владеть своим телом, голосом, жестами, мимикой, выработать осанку, походку на занятиях по риторике, обучая невербальным способам общения и используя структуру античного
риторического канона (издавна установлена связь развития логики мышления и дара слова). Необходимо на каждом занятии побуждать студентов выступать перед аудиторией с подготовленным сообщением по определенной теме, причем каждое публичное выступление анализируется и оценивается аудиторией по следующим параметрам: внешний вид, владение собой и аудиторией, голос, память, впечатление от выступления. Аудитория отмечает все недостатки и достоинства речи выступающего и приходит к определенным выводам и рекомендациям.
Желательно использовать также различные упражнения, деловые игры на выработку внимания: («Я весь - внимание!») и уверенности, например, студентам предлагается найти в себе «изюминку», то, что они делают лучше всех, и тогда их самооценка резко возрастает.
Игра - это репетиция жизни. Проигрывая различные речевые ситуации, студенты приобретают умения и навыки ведения диалогов, деловых бесед, переговоров. В процессе обучения студенты должны усвоить, что «основа основ» общения -доброжелательное внимание, которое необходимо развивать и совершенствовать для того, чтобы уметь жить. Надо помнить о том, что студенты в вузах - это общество в миниатюре, и как они научились общаться в вузе, так будут общаться в дальнейшем.
_ 141
Санкт-Петербург. 2005
В своей практике мы используем различные деловые игры, в том числе игры-упражнения по развитию дружелюбного приветствия-общения, например: обычный ритуал «8-ми поглаживаний» (по Э.Берну) можно превратить в полезную и интересную встречу. Для этого студентам предлагаются задания: 1. Спросите себя, что для вашего собеседника особенно важно в данный момент, что его сейчас волнует. У вас появится несколько вариантов ответов: друг поступает в институт или возвращается из армии, подруга выходит замуж и др. Поговорите с ним (с ней) об этом, не о своих проблемах, какими бы важными они не казались, а о его (ее). 2. Будьте наблюдательны, выразите свое доброжелательное отношение к знакомо-
му(ой), сделайте комплимент. 3. Расставайтесь с собеседником с чувством сделанного ему подарка. Пусть формальное приветствие перерастет в дружелюбное общение.
Итак, мы предлагаем проигрывать различные диалоги, творчески используя устойчивые формулы речевого этикета и невербальный язык в различных жизненных ситуациях.
Человека можно познать только в процессе общения. Поэтому главный принцип ритора-педагога - «не навреди!», научи студентов слушать, мыслить, говорить, служа для них риторическим идеалом, примером для подражания, стимулируя к публичному выступлению и гармоничному общению.
142 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1