УДК 82.085
А.А.ЕВТЮГИНА, д-р филол. наук, профессор, [email protected]
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
A.A.EVTYUGINA, Dr. in philol., professor, [email protected] Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РИТОРИКЕ
В статье обсуждаются мировоззренческая функция риторики и проблемы достижения эффективности риторического знания в техническом вузе. Предлагается преподавание культуры речи и риторики с использованием современных интерактивных методов. Рассматривается риторический тренинг на тему «публичное выступление».
Ключевые слова: культура речи, риторика, эффективная речь, интерактивные методы, тезис, аргумент, аргументация, нормы коммуникации, риторический тренинг.
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN RHETORIC
The article discusses the rhetoric function that is able to shape a personality and an outlook, and outlines the problem of achievement of effectiveness of rhetoric knowledge that is topical for a technical university. The author suggests using new interactive methods for teaching such courses as Standards of Speech and Rhetoric. One of rhetoric trainings devoted to «Public Speech» is described in detail.
Key words. Standards of Speech, Rhetoric, effective speech, interactive methods, thesis, argument, argumentation, communication norms, rhetoric training.
На протяжении многих тысячелетий культура имеет коммуникативное значение, она обеспечивает общение поколений и этнических систем. Культура есть форма общения между людьми [3]. Речь служит средством, проводником культуры, и сама, являясь прагматикой языка, входит в состав культуры в качестве компонента. Культура речи является важнейшей научной дисциплиной, интегрирующей нормативность речи и ее целесообразность.
Методическая задача культуры речи заключается в изучении объективных языковых норм, отображающих традиции, закрепленные литературой и тенденцией развития языка, обновляющих норму.
Риторика же традиционно занимается моделированием речевой коммуникации, типологией стилей общения, разновидностей речи, речевых жанров, т.е. анализом речевого взаимодействия. Следует сразу
сказать, что здесь и далее слово «риторика» употребляется в том институциональном смысле, какой утвердился в современной практике преподавания риторики в вузе. Но многообразие речи невозможно познать и оценить, используя инструмент какой-либо одной сверхнауки. Именно поэтому, опираясь на нормативность культуры речи, риторика изучает речь, рассматривая ее с позиции «говорящего/слушающего» [1, с.90] человека. Важно подчеркнуть, что и субъект, и адресат речи здесь определяются исходя из принципа «воли к власти» [2]. Именно данный аспект рассмотрения речевой коммуникации позволяет сосредоточить внимание на мировоззренческом значении общения, а также риторики как учебной дисциплины. Таким образом, в качестве предмета риторики избирается эффективная воздействующая на мировоззрение речь, ориентированная на изменение структуры личности и
говорящего, и слушающего. Кроме того, предполагается, что риторика как предмет изучения в техническом вузе должна влиять на формирование мировоззрения, во-первых, самого субъекта учебно-воспитательного процесса и, во-вторых, - косвенно - объекта приложения приобретенных этим субъектом компетенций и компетентностей. Из сказанного следует, что мировоззренческая функция риторики нами рассматривается как ведущая. Подобный подход осуществляется во всех разделах курса, но особенно в разделах, посвященных риторике диалога и аргументации.
Объектом изучения риторики является реальная речевая практика, которая рассматривается как конструктивное речевое взаимодействие. Результатом полученных данных является формулирование правил (постулатов), принципов общения и, конечно, выработка практических рекомендаций.
Риторика всегда имела статус науки, которая занимается не только анализом общения, но и учит тому, как следует правильно общаться. Теоретические положения риторики всегда направлены на практическое применение, решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека. Обязательным условием востребованности риторического знания является его прагматический характер. Известно, что всякая модель идеализирует объект. В идеализации скрыта опасность уничтожения какой-либо релевантной, существенной связи между моделью и объектом. Применительно к риторике опасность идеализации особенно актуальна, ибо риторика на основе идеализации дает практические советы. Предписания риторики, с одной стороны, должны быть конкретными, для того чтобы быть эффективными, с другой стороны, они должны быть достаточно универсальными. Например, в теме, посвященной искусству спора, в литературе описываются его разновидности, даются общие рекомендации, перечисляются приемы и уловки, применяемые в разных видах спора, т.е. постулируется существование спора как универсального жанра речи. В реальной действительности виды спора существенно различаются между собой, так
что все черты сходства между ними становятся нерелевантными. Помимо константных «субъект», «адресат», «сообщение», «код», возникает необходимость ввести в анализ дополнительные переменные «экономический интерес», «социальный статус». Однако и в таком случае рекомендации риторики будут приблизительными, ибо ничего не известно о личностных особенностях коммуникантов, о том, как они сами воспринимают коммуникативное событие, участниками которого являются.
И все-таки принципиальным остается вопрос о способности риторического анализа вывести знание, которым не обладает субъект. При сопоставлении тех коммуникативных компетенций, которые формируются исключительно в опыте общения, т.е. без вмешательства теории, с теми, которые формируются в ходе теоретического и аналитического поиска, скорее всего, можно обнаружить, что доля последних невелика. Именно поэтому не вызывает сомнения тот факт, что сегодня необходимо использовать современные инновационные технологии, позволяющие погружаться в конкретную речевую ситуацию и с учетом индивидуальных особенностей давать конкретные рекомендации, учитывая знания о другом человеке («социальный статус», «социальная роль» и др.).
Современный этап развития методики преподавания «Культуры речи», «Риторики» в техническом вузе характеризуют новые подходы к определению целей и методов обучения. И если в изучении риторики предполагается использовать современные инновационные технологии, интерактивные методы: личностные и профессиональные тренинги, деловые игры, case-stady, дебаты, проекты, то моделирование конкретных проблемных ситуаций позволяет находить оптимальные пути решения прагматических задач риторическими способами. Действенность риторических знаний и способностей может быть распространена на профессионально значимые и неформальные ситуации общения.
В качестве примера приведем метод риторического тренинга, используемый нами
на занятии при подготовке публичной речи. Данное занятие направлено на формирование коммуникативной компетенции студентов, следовательно, форма тренинга является здесь наиболее удобной.
В процессе тренинга студентами не только лучше воспринимается новый материал, но и формируются модели эффективного решения поставленных практических задач. Тренинг «устное публичное выступление» направлен на повышение уровня речевой деятельности студентов, овладение нормами коммуникативной культуры, формирование навыков подготовки эффективных публичных выступлений (техника и приемы эффективного устного публичного выступления), формирование умения отбора и осмысления новой информации, обучение рефлексии и саморефлексии (студенты учатся анализировать свои и чужие выступления).
Тренинг состоит из трех этапов, первый и второй этап являются подготовительными к третьему, на котором тренинговая форма реализуется во всей полноте. На первом этапе студентам предлагается выбрать тему из предложенного списка либо сформулировать ее самостоятельно, после чего студент приступает к сбору информации, которая затем располагается в виде тезиса и ряда доказывающих его аргументов. На этом этапе создается предварительная модель текста будущего выступления.
Второй этап включает в себя отбор (слабые, сильные) и расположение (восходящее, нисходящее, одностороннее, двустороннее) аргументов, являющихся основой будущего выступления. Здесь важно продумать все три составляющих риторического аргумента: схему, топ, редукцию. Студенты готовят развернутый план-схему, где прописывают тезис, аргументы и иллюстрации. Затем план-схема обсуждается, анализируется, оценивается в «творческой группе». В итоге студенты учатся принципам отбора и расположения материала.
Последний, третий этап тренинга представляет собой форму поведенческого тренинга, направленного на тренировку опре-
деленных видов и форм поведения, умений и навыков и нацелен на развитие умений, повышающих адаптацию к определенного типа ситуациям. На этом этапе студентами проигрывается тема перед аудиторией (на выступление дается три минуты), после чего аудитория оценивает выступление по схеме «оценка устного публичного выступления». Этот этап направлен на развитие саморефлексии, выработке восприимчивости к мнениям других участников коммуникации, а также на формирование определенной речевой стратегии устного публичного выступления. Студенты приходят к осознанию того, что успех выступления зависит от ряда факторов (сбора и структурирования информации, ее грамотного расположения, умения оратора установить контакт с аудиторией и т.д.). На этом этапе, как уже было сказано, максимально применяется тренин-говая форма, так как здесь на практике отрабатывается умение работы с аудиторией. Студенты осознают, что убеждающая сила речи (реализация «воли к власти») зависит не только от правильно организованной системы удачно выбранных аргументов, но и от того, в какой форме и как эта речь преподнесена слушателю.
В результате тренинга студенты знакомятся с принципами отбора информации, приобретают навыки устного публичного выступления перед аудиторией, учатся принципам эффективной коммуникации, т.е. способам установления контакта с аудиторией (невербальные компоненты коммуникации: поза, мимика, жесты), преодолению страха перед аудиторией, познают структуру коммуникации (начало и конец устного публичного выступления), формированию имиджа оратора, а также саморефлексии и анализу. Таким образом, имея представление о том, какие существуют аргументы, как надлежит ими пользоваться, студенты будут адекватно воспринимать чужую речь, рационально и критически оценивать предлагаемые их вниманию доводы. Кроме того, обладая определенными риторическими знаниями и опытом, студенты быстрее смогут ориентироваться
в реальной речевой ситуации, поскольку риторика не только фиксирует нормы общения, но и способствует учреждению и распространению их. Создавая модели, задавая конвенции, риторика в то же время конструирует реальность общения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
REFERENCES
1. Vinokur T.G. Speaker and listener. Variants of verbal behavior. Moscow, 1993.
2. Zaretsky E.N. Rhetoric: Theory and practice of speech communication. Moscow, 1998.
3. Lotman Y.M. Conversations about Russian culture. Saint Petersburg, 1994.