педагогические науки
Никонова Наталия Петровна, Мухутдинов Рафис Хабреевич ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОМ КОМПЕТЕНЦИИ ...
УДК 373.24:811.111
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0025
ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
© 2019
Никонова Наталия Петровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Тюменский индустриальный университет, филиал в г.Сургуте (628400, Россия, Сургут, улица Энтузиастов, 38, e-mail: [email protected]) Мухутдинов Рафис Хабреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки Казанский Федеральный Университет (423602, Россия, Елабуга, улица Казанская, 89, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена обзорному анализу ситуационного подхода в педагогике, реализация его в процессе формирования риторической компетенции у студентов высших учебных заведений. Конкретизируется понятие «риторическая компетенция», ее основные компоненты. Приведен алгоритм применения ситуационного подхода в процессе формирования риторической компетенции у студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: риторическая компетенция, коммуникативная компетенция, ситуация, ситуативный подход.
FORMATION OF RHETORIC STUDENTS' COMPETENCE: METHODOLOGICAL APPROACH
© 2019
Nikonova Natalia Petrovna, Associate Professor of the Department of Natural Sciences and Humanities, PhD in Law, Associate Professor Tyumen Industrial University, the branch in Surgut (628400, Russia, Surgut, Enthusiastov Str, 38, e-mail: [email protected]) Mukhutdinov Rafis Habreevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of General Engineering Training Kazan Federal University (423602, Russia, Elabuga, Kazanskaya Street, 89, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the review analysis of the situational approach in pedagogy, its implementation in the process of forming rhetorical competence among students of higher educational institutions. The concept of "rhetorical competence" and its main components were concretized. There is an algorithm of application of the situational approach in the process of forming of rhetorical competence among students of higher educational institutions. Keywords: rhetorical competence, communicative competence, situation, situational approach.
Постановка вопроса. Одной из составляющих профессионального высшего образования является - коммуникативное образование, т.е. овладения обучающимися профессионально-коммуникативными знаниями и умениями с целью развития коммуникативной личности, обеспечения высокого уровня социокультурной компетентности, продуктивной коммуникации и способности к диалогу культур [5], т.е. специалист в любой области знания должен уметь грамотно и понятно донести и преподнести информацию, владеть навыками эффективной коммуникации, уметь вести переговоры, убедительно сформулировать свою точку зрения, защитить проект и т.д.
Анализ основных концепций данного вопроса. Сфор-мированность умений публичного выступления является результатом эффективного коммуникативного образования и как следствие сформированности их риторической компетенции. Проблемой формирования и развития умений публичной речи, будущих специалистов занимаются многие исследователи: Ивановская И.И, Кулакова А.Б, Будко О. Ф, Горобец Л. Н. и др. [6; 9; 1; 2].
Стратегической задачей современной высшей школы является формирование языковой личности, владеющей несколькими компетенциями. Учитывая общественные и образовательные запросы особое значение приобретает коммуникативная компетентность, что на высшем уровне развития проявляется как риторическая. Актуальность проблемы развития риторической компетентности не только оказывается в социальном контексте ежедневной речевой практикой, но и осознается представителями государственных органов образования, - это обуславливает необходимость введение риторики в программу ВУЗа. Поэтому сейчас возникает немало вопросов относительно того, как обеспечить эффективную риторическую подготовку учащихся в системе высшего образования.
В рамках теории и практики высшего образования риторическая компетенция рассматривается как «го-
товность и способность субъекта речевой деятельности мобилизовать все компоненты личностного опыта (умения, навыки, знания, универсальные средства и способы деятельности) индивида, изучающего иностранный язык, освоившего необходимый пласт теоретических знаний и реализующего их в реальной действительности. Все это позволяет ему эффективно взаимодействовать и воздействовать на других субъектов в процессе иноязычного общения» [6]. Изучение иностранного языка способствует развитию речевых навыков, лучшей социализации и адаптации к новым социальным и ментальным условиям. Что в свою очередь благоприятно сказывается на психологическом климате того или иного коллектива. Правильное изложение своих мыслей позволяет чётко сформулировать цели общения, коммуникация становится более рациональной и содержательной. Определение смысловых приоритетов усиливает значение общения, что становится возможным во многом благодаря развитым риторическим способностям личности.
В педагогических исследованиях «риторическая компетенция - это совокупность знаний об общении как общечеловеческом феномене, специфике его реализации в сфере повышенной речевой активности конкретной профессиональной или социальной группы и риторических умений, то есть способах действий, которые субъект может применять в стандартных и нестандартных речевых ситуациях» [12]. В связи с этим, преподавателям вузов необходимо найти наиболее эффективные методы и приемы педагогического процесса с целью формирования риторической компетенции. В риторических способностях человека присутствует логическая составляющая мышления и поведения человека. Однако, при этом надо учитывать, что основы целеполагания деятельности находятся в сфере нравственности и обусловлены высокими духовными устремлениями человека. Для определения нравственных приоритетом необходимо ответить на один вопрос - какие умения включает в себя риториче-
Nikonova Natalia Petrovna, Mukhutdinov Rafis Habreevich pedagogical
FORMATION OF RHETORIC STUDENTS' COMPETENCE ... sciences
ская компетенция и какие её главные задачи в современном мире?
В данном вопросе мы соглашаемся с Отводенко Н.В., и считаем, что риторическая компетенция состоит из:
1) совокупности умений, которые формируются в процессе всего периода обучения;
2) умения выступить с публичной речью на заданную тему;
3) умения регулировать своё эмоциональное состояние во время публичного выступления;
4) умения оценивать аудиторию, взаимодействовать с ней, моделировать речь в зависимости от реакции аудитории;
5) владения функциональными стилями, умение их применять в зависимости от речевой ситуации;
6) умения на основе ассоциативных связей творчески интерпретировать исходные тексты;
7) умение строить функциональный диалог (вести деловую беседу, переговоры, общаться по телефону);
8) умения вести дискуссию, применять аргументацию;
9) умения быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
10) умения правильно спланировать свою роль, правильно выбрать содержание акта общения;
11) умения находить адекватные средства для передачи этого содержания;
12) умение обеспечивать обратную связь [11].
Изложение основного материала. Для выполнения
научного исследования любого педагогического явления необходимо применение совокупности методологических подходов. Научная методология в широком смысле - это общественная идеология, зависимая от мнения власти и формируемая властью. Учёные не могут получать иные результаты своей научной деятельности, кроме тех, которые обозначены целями и задачами общественного развития. Научная методология позволяет оправдывать изобретения и деятельность учёных. При выборе методологических подходов, составляющих основу нашего исследования, мы учитывали требования, выделенные Н.В. Ипполитовой:
1) адекватность избираемых методологических подходов, их соответствие целям и задачам исследования;
2) использование не одного, а несколько подходов, соответствующих одному или нескольким уровням методологии для получения объективной и целостной картины исследуемого явления;
3) отсутствие в совокупности избранных методологических подходов взаимоисключающих подходов;
4) подборка дополняющих друг друга методологических подходов, применяемых в исследовании, что позволяет изучить конкретный объект всесторонне и во всех его взаимосвязях [8].
Риторика может способствовать усилению методологической значимости посредством более чёткого формулирования конкретных целей исследования. Риторическая способность позволяет чётко определять цели своей деятельности благодаря умению донести до окружающих правильно свои мысли и желания. Определённость в мыслях делает взаимодействие с другими людьми и коммуникацию более прозрачными. Это говорит о том, что большее количество факторов бывают учтёнными при определении целей и средств коммуникации.
Исходя из перечисленных требований и специфики вопроса риторической подготовленности специалиста, для эффективного осуществления деятельности которого, необходимы профессионально-коммуникативные знания и умения и личностные качества, нами был выбран ситуационный подход. Ситуационный подход дает возможность исследовать процесс формирования риторической компетенции у студентов как совокупность взаимосвязанных компонентов. Разработка основополагающих положений данного подхода была осущест-104
влена в исследованиях Гришина Н.В., Солодухо Н.М., Миронов В.В., Конев К.А., Шакирова Г.Р. и др. [3; 13; 10].
В рамках данного подхода понятие ситуации является базовым понятием и рассматривается как начальный конструктивный шаг разработки системы, находящейся во взаимодействии с внешней средой. Разработчики должны приспосабливаться к данной среде на основе своих знаний и опыта, исходя из понимания целей и условий функционирования системы [7]. Основными характеристиками ситуационного подхода являются:
1) ситуация является основополагающим и определяющим компонентом данного подхода, который позволяет правильно определить, необходимые и эффективные формы и методы формирования риторической компетенции обучающихся;
2) ситуация может восприниматься на различных уровнях: эмоциональный, вербальный, научный уровни;
3) ситуационные факторы, позволяющие спрогнозировать формирование риторической компетенции.
Процесс формирования риторически компетентных педагогов в высшей школе по разработанной нами системы включает несколько связанных этапов, среди них - подготовительный, коммуникативный и контрольно-рефлексивных. на подготовительном этапе студенты осознают специфику дисциплины, овладевают теоретический материал, предусмотренный программой дисциплины, знакомятся с различными образцами риторических текстов, осуществляют риторический анализ текстов, расширяют собственную лингвокогнитивную картину мира, анализируют видеофрагменты поведения учителя и учащихся на уроке; на коммуникативном этапе - выполняют коммуникативно-ситуативные задачи, используя различные стратегии устной речи и письма в речевых ситуациях, связанных с профессионально-педагогической сферой, реализуют собственные коммуникативные цели в практике учебной работы, участвуют в ролевых играх, коммуникативных тренингах, выступают с докладами, презентациями, ведут диалоги, дискутируют. Понятно, что все студенты разные, поэтому результаты формирования будущих учителей-словесников как компетентных риторов не одинаковы.
Важным в риторическом образовании является контрольно-рефлексивных этап - послекоммуникативный (итоговый), что обеспечивает контроль и оценку уровня сформированности риторической компетентности, самоконтроль и редактирование учебного поведения в системе риторической подготовки; предусматривает самоанализ студентом приобретенного уровня собственного педагогического красноречия.
Заметим, что контроль и рефлексия проводятся не только на итоговом этапе, а сопровождают каждый этап для постоянного совершенствования системы работы в процессе риторического образования в ВУЗе. Текущие, тематические и итоговые контрольные оценки показывают динамику учебных результатов, фиксируются в журнале и риторической папке студента (это папка является пропуском к сдаче зачета по курсу).
Контроль и оценка учебных достижений студентов осуществляются по определенным критериям: наличие потребности изучать законы риторики, заниматься риторической деятельностью; потребность в саморазвитии риторических способностей; правильность, полнота, точность знаний риторической теории; духовно-ценностные ориентации; умение разрабатывать риторическую модель текста, практическое владение разными жанрами педагогической речи, умение выполнять риторический анализ текста, делать самостоятельные выводы, выражать свое отношение, умение находить оригинальные пути решения проблемных коммуникативных задач, умение убедительно воздействовать на слушателей, целесообразно сочетая культурно-выразительные и невербальные средства общения, умение определять коммуникативные цели и эффективно использовать раз-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Никонова Наталия Петровна, Мухутдинов Рафис Хабреевич ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ...
личные стратегии и тактики в ситуациях общения; осоз- 18. Солодухо Н. М. Методология ситуационного подхода в науч-нание ответственности за результаты собственной про- ном познании //фундаментальные исследованш.- ш5.- № 8. фессионально-риторической деятельности.
Основные результаты статьи. Опираясь на теорети- статья постутлж в реткщю 21.07.2019 ческие положения, мы выделили алгоритм применения Статья принята к пуоткации 27.°8.2°19 ситуационного подхода в процессе формирования риторической компетенции у студентов: выбор эффективных форм, методов и средств формирования управления коммуникативных умений, подбор и последовательное применение наиболее эффективных комбинаций методов с конкретными ситуациями с целью достижения результатов; анализ ситуаций с позиции преподавателя, прогнозирование положительного и отрицательного результата обучения; анализ причин неэффективности реализации выбранного метода, приема, средства и т.д.; описание ситуации, умение правильно определить какие факторы являются наиболее важными; разработка комплекса действий, направленных на формирование риторической компетенции студентов с учетом вариативной составляющей той или иной ситуации.
Таким образом, реализация данного подхода позволяет преподавателю изменять методы обучения в зависимости от коммуникативных задач, ситуации, в которых находятся студенты. Применение ситуационного подхода позволяет, с одной стороны, изменить или скорректировать тактику работы преподавателя, с другой — сформировать риторические и коммуникативные умения и навыки у обучающихся, которые позволят им выстраивать траекторию публичного выступления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Будко О. Ф. Речевая компетенция преподавателя вуза в риторическом пространстве //Актуальные проблемы химико-технологического образования. - 2010. - С. 164-166.
2. Горобец Л. Н. Риторическая компетенция учителя: проблемы исследования и практика формирования //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2008. - №. 62.
3. Гришина Н. В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения //Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2012. - Т. 5. - №. 24. - С. 2-2.
4. Гришина Н. В. Ситуационный подход к анализу и разрешению конфликтов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 3. С. 15-21.
5. Ибатова, А.З. Готовность к профессионально-ориентированному общению как характеристика коммуникативной культуры личности в структуре профессиональной подготовки студентов / А.З. Ибатова //Перспективы науки. - 2014. - №12(63). - С. 43-45.
6. Ивановская И. И. Риторическая компетенция при обучении английскому языку на языковых факультетах: новое или хорошо забытое старое? //Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. -2017. - №. 1. - С. 28-31.
7. Ильясов Б. Г., Миронов В. В., Юсупова Н. И. Модели критических ситуаций при управлении техническими объектами: Препринт. Уфа: УНЦ РАН, 1996.
8. Ипполитова, Н.В. Сущность и функции методологического подхода в педагогическом исследовании [Текст] / Н.В. Ипполитова // Преподаватель: XXI век. - 2011. - № 3.- С. 57-60.
9. Кулакова А. Б. Научные семинары-дискуссии как активная форма овладения риторической компетенцией //Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества. - 2016. - С. 818-821.
10. Миронов В. В., Конев К. А., Шакирова Г. Р. Ситуационный подход к управлению: истоки и перспективы //Автоматизация и управление в технических системах. - 2013. - №. 4.2. - С. 111-118.
11. Отводенко Н. В. Научное обеспечение развития риторической компетенции студентов вузов //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - №. 9.
12. Симакова Е. С. Риторическая компетентность специалиста в системе профессиональной подготовки [Элек тронный ресурс] // Режим доступа: http://www. vshu. ru/files/letters237/simakova. doc.
13. Солодухо Н. М. Методология ситуационного подхода в научном познании //Фундаментальные исследования. - 2005. - №. 8.
14. Ипполитова, Н.В. Сущность и функции методологического подхода в педагогическом исследовании [Текст] / Н.В. Ипполитова // Преподаватель: XXI век. - 2011. - № 3.- С. 57-60.
15. Кулакова А. Б. Научные семинары-дискуссии как активная форма овладения риторической компетенцией //Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества. - 2016. - С. 818-821.
16. Миронов В. В., Конев К. А., Шакирова Г. Р. Ситуационный подход к управлению: истоки и перспективы //Автоматизация и управление в технических системах. - 2013. - №. 4.2. - С. 111-118.
17. Симакова Е. С. Риторическая компетентность специалиста в системе профессиональной подготовки [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://www. vshu. ru/files/letters237/simakova. doc._