Научная статья на тему 'Методы повышения эффективности предпринимательства в аграрной сфере'

Методы повышения эффективности предпринимательства в аграрной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АГРОБИЗНЕС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КРЕДИТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азарян Г. А.

Агробизнес нуждается во всестороннем регулировании со стороны государства. Одним из важнейших экономических рычагов централизованного регулирующего воздействия государства на сельскохозяйственное производство в условиях рынка является рационально организованная система налоговых платежей Важным рычагом обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса выступает кредитная система, оказывающая существенное влияние на укрепление финансового состояния предприятий аграрной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы повышения эффективности предпринимательства в аграрной сфере»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

ВВП. Однако социальные бюджеты в промышленно развитых странах составляют, как правило, 25-30% ВВП. Таким образом, Россия тратит на социальные цели на 5-8 процентных пунктов ВВП меньше, чем развитые страны. Это во многом объясняет хроническую ситуацию недофинансирования социальной сферы. [1]

При этом имеются реальные ресурсы - средства резервного фонда, которые примерно составляют 10% ВВП. На наш взгляд, в условиях недофинансирования социальной сферы и ее критического состояния, особенно в сельской местности, дальнейшее пополнение резервного фонда нецелесообразно. Гораздо актуальнее направить инвестиции в социальную инфраструктуру. Кроме того, в консолидированном бюджете страны необходимо отдельным пунктом выделить статью расходов на сельскую социальную инфраструктуру.

Схема концептуальной модели инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры села приведена на рис. 2.

Таким образом, концептуальная модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры сельской местности строится на принципах всестороннего анализа инфраструктурной обеспеченности села, сосредоточения усилий на приоритетных и перспективных направлениях, совершенствования управления территориальным развитием с привлечением районных и поселковых администраций, а также населения.

Вышеприведенная модель может быть использована при формировании стратегии развития на муниципальном или региональном уровне. Такой подход позволит направлять финансовые потоки на решение наиболее неотложных задач формирования нормальных условий жизнедеятельности сельского населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Материалы Аналитического вестника Совета Федераций // http://www.iip.ru

2. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года //http:www.donland.ru

3. Татаренко В. «Стоматолог едет в глубинку» //Сельская жизнь, 2007. № 9, С. 2.

4. Экспериментальный рейс уникальной амбулатории. Пресс-служба министерства здравоохранения Ростовской области // http:www.donland.ru

Коды классификатора JEL: О 24, О 28

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

АЗАРЯН Г.А.

Азарян Г.А. Ставропольский государственный аграрный университет, аспирант кафедры экономики и предпринимательства, 355017, г. Ставрополь, Зоотехнический пер., 12.

Агробизнес нуждается во всестороннем регулировании со стороны государства. Одним из важнейших экономических рычагов централизованного регулирующего воздействия государства на сельскохозяйственное производство в условиях рынка является рационально организованная система налоговых платежей Важным рычагом обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса выступает кредитная система, оказывающая существенное влияние на укрепление финансового состояния предприятий аграрной сферы.

Ключевые слова: агробизнес; налогообложение; кредиты; федеральный бюджет

Важнейшие признаки предпринимательской деятельности - ее инициативный и самостоятельный характер. Предприниматель самостоятельно, в зависимости от выявленного спроса на производимую им продукцию и конъюнктуры рынка, прогнозирует деятельность, распоряжается полученной продукцией и прибылью. Законодательство запрещает необоснованное вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя.

Однако самостоятельность предпринимателя не беспредельна, она регулируется и координируется органами государственного управления в пределах полномочий, предусмотренных законодательством. Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует о том, что агробизнес нуждается во всестороннем регулировании со стороны государства. Это не позволяет допустить стихийности в развитии рынка сельскохозяйственной продукции: регулируются посевные площади, объемы производства, цены, экспортно-импортные поставки и т. д. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» признает необходимость экономического воздействия государства на производство, переработку

и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК. Задачи такого воздействия — стабилизация и последующее развитие агропромышленного производства, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, обеспечение продовольственной безопасности страны, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства, улучшение продовольственного обеспечения населения.

Федеральным законом РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» установлено, что сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые поставляют сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд, могут предоставляться льготы по налогообложению, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, ассигнования из федерального бюджета, необходимые для обеспечения прироста объемов производства и поставок.

Совершенствование налогообложения в сельском хозяйстве. Одним из важнейших экономических рычагов централизованного регулирующего воздействия государства на сельскохозяйственное производство в условиях рынка является рационально организованная система налоговых платежей предприятий в бюджет по ставкам, обеспечивающим экономически обоснованные размеры изъятия средств в федеральные и региональные фонды и сохранение высокой материальной заинтересованности производителей в развитии и повышении эффективности производства.

В настоящее время сельскохозяйственные предприятия в нашей стране облагаются налогами и отчислениями в фонды, что порой затрудняет их финансовую деятельность, ухудшает платежеспособность, отрицательно сказываясь на эффективности предпринимательства.

Главной задачей при организации налогообложения субъектов предпринимательства - формирование «щадящего» налогового режима с возможностью его дифференциации в соответствии с финансовым состоянием производителя.

В связи с важнейшим значением цен как инструмента формирования рынка государство оказывает влияние на их образование и применение, используя различные методы воздействия. Оно определяет порядок установления и применения цен и контролирует его соблюдение. В предусмотренных законом случаях государственные органы прямо воздействуют на цены путем установления предельного их размера, либо предельного уровня рентабельности, утверждения фиксированных цен.

Отказ государства от регулирования цен усиливает монополию посредников и перекупщиков, что вызывает бесконтрольный рост цен на продовольствие.

В зависимости от порядка установления и степени вмешательства государства в формирование цен в предпринимательской деятельности используют рыночные (договорные), регулируемые и фиксированные цены [3].

Рыночной (договорной) ценой признается цена товара, которая складывается на рынке без прямого государственного воздействия под влиянием спроса и предложения. Это свободная цена, которую предприниматели устанавливают по согласованию с потребителями при заключении договоров.

Согласование цены стороны могут оформить протоколом, который признается неотъемлемой частью договора. В долгосрочном договоре в условиях инфляции возможно определение порядка применения согласованной цены. Действующим законодательством России в настоящее время предусмотрено применение в отношениях между предпринимателями в основном рыночных (договорных) цен.

Регулируемая цена определяется при прямом государственном воздействии на нее путем установления верхнего предела цены, предельного уровня рентабельности либо нормативов определения цен предпринимателями. Конкретный уровень такой цены также определяется договором, однако воля сторон в этом случае ограничена.

Фиксированная цена - твердо установленная, которая не может быть изменена в договорах. Примером могут служить тарифы на электрическую и тепловую энергию, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».

Федеральным законом РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» установлено, что основа экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия — рыночные (договорные) цены. Вместе с тем государство устанавливает на эти виды продукции гарантированные (защитные) цены с регулярной их индексацией на инфляцию, которые должны применяться в случаях, если средние рыночные цены окажутся ниже гарантированных или при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству.

Важным рычагом обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса выступает кредитная система, оказывающая существенное влияние на укрепление финансового состояния предприятий аграрной сферы. Как показали проведенные исследования, механизм кредитования должен быть целенаправленным и предусматривать проведение мероприятий по рациональному использованию природных и экономических ресурсов и охране окружающей среды.

Сложившуюся организационную систему банков следует дополнить структурами, работающими по принципу обществ взаимного кредитования и кооперативных банков, учредителями которых выступили бы хозяйства и жители сельской местности. Такие структуры, по нашему мнению, в отличие от коммерческих банков, не должны ставить целью своей деятельности увеличение прибыли любой ценой. Это позволит удешевить кредит, предотвратить утечку денежных ресурсов в несельскохозяйственные сферы [2].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том В № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том В № 3 Часть 2

Расширение кредитной базы в аграрном секторе следует осуществлять за счет разработки механизмов ипотечного долгосрочного кредита под залог недвижимости, трансформации части традиционных ссуд на сезонные затраты под залог продукции, что позволит повысить надежность кредитного обеспечения и снизит банковские риски. Основным достоинством ипотечной системы кредитования станет то, что она будет гарантировать несомненность юридически значимых действий в отношении недвижимости. Ценность недвижимости как объекта залога объясняется ее высокой и обычно стабильной ценой с тенденцией к повышению. Обоснованность таких предложений подтверждает и анализ опыта развитых стран в вопросе функционирования ипотечных банков. К примеру, в странах Западной Европы, США и Канаде давно сформировалась развитая и законодательно отрегулированная система ипотеки, в основу которой положены четкие методы регистрации недвижимости, действует строгое юридическое оформление возникновения и прекращения залогового права на недвижимое имущество.

Слабое развитие ипотечного кредитования в России, тормозящее развитие кредитных отношений в настоящее время, обусловлено целым рядом причин. Одной из основных является неподготовленное использование земли в гражданском обороте и отсутствие должной системы регистрации участков. Особым препятствием для широкого развития ипотечной практики в Российской Федерации является слабая законодательная база по вопросам гарантии неприкосновенности любого вида собственности и отсутствие частной собственности на землю в широком понимании этой экономико-правовой категории развитого рынка [1]. Если обратиться к зарубежному опыту, то основу регистрационной системы, например, в Германии, составляет земельная книга, роль и порядок ведения которой регулируются германским гражданским уложением и специальным актом «Правила ведения земельной книги». В соответствии с законодательством регистрация земельных участков при установлении ипотеки сопровождается четким и понятным юридическим оформлением возникновения и прекращения залогового права на недвижимое имущество в виде закладной.

В западных странах традиционно широко практикуется кредитование под залог сельскохозяйственных земель - фермерских и других. Оно осуществляется через систему специальных ипотек и банков, часто называемых «земельными», «сельскохозяйственными», «аграрными» и т. д., через систему долгосрочного ипотечного кредитования. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости - земли и строений. К этому типу банков относятся и земельные банки, осуществляющие кредитные отношения с сельскохозяйственными товаропроизводителями путем выдачи ссуд в основном под залог земли.

Анализ и оценка опыта развития института ипотечного кредитования, а также современной практики широкого использования ипотеки в сельском хозяйстве развитых стран со всей очевидностью ставит вопрос о возможности использования этого механизма рыночных отношений в условиях России. В этой связи особую важность приобретает вопрос формирования кредитных ресурсов ипотечных банков. Последними, как правило, являются собственные накопления и ипотечные облигации. Ипотечные банки обычно производят и банковские операции, что позволяет им увеличивать свои доходы и поддерживать связи с широким денежным рынком. На практике используются ресурсы таких банков для предоставления ипотечного кредита, под которым понимаются долгосрочные ссуды, выдаваемые под залог недвижимости и, прежде всего земли. Залог недвижимого имущества с целью получения ссуды часто также называют ипотекой. Этот кредит позволяет предпринимателям увеличивать размер производительного использования капитала, а землевладельцам - финансировать приобретение дополнительных участков земли.

Необходимо отметить, что особенностями ипотечного кредита являются его долгосрочность и оставление заложенного имущества в руках должника, который продолжает его использовать. При этом допускается повторный залог с получением дополнительного кредита, если ценность имущества не исчерпана предыдущими закладными и должник имеет экономическую возможность уплачивать проценты и погашать сумму долга.

В современных условиях хозяйствования в России потребность в ипотеке становится все более насущной. Это особенно актуально для отраслей, в которых ощущается острый недостаток денежных средств из-за резкого сокращения финансирования из госбюджета. К ним, прежде всего, следует отнести сельское хозяйство, которому необходимы рыночные источники финансирования и собственная развитая финансовая инфраструктура. Нынешняя ситуация в стране позволяет считать реальной возможность активизации процессов объединения и взаимопроникновения производственного и финансового капиталов. Актуальной также становится задача объединения аграрных предприятий для обеспечения их финансовой устойчивости, создание гибких хозяйственных образований, способных обеспечить быстрый перелив капиталов и ускорить адаптацию к постоянно меняющимся запросам рынка [5].

Мощным финансовым партнером предприятий АПК, способным привлечь финансирование, для этого сектора экономики должен стать отраслевой кооперативный банк. В качестве его учредителей могут выступать сельскохозяйственные предприятия района, а также промышленные и торговые предприятия АПК, наиболее часто выступающие в роли контрагентов сельскохозяйственных предприятий. Такой финансовый союз может быть выгоден обеим сторонам: банк в результате его осуществления приобретает надежных клиентов и способность маневрировать ресурсами; предприятиям открывается возможность получения дополнительной прибыли и, как следствие, улучшения их финансового положения, увеличения скорости и повышения качества проведения взаиморасчетов и другие конкурентные преимущества. Успех деятельности банка во многом определяется рациональностью формирования его пассивов, источников вложения средств, основными компонентами которого выступают собственные, привлеченные и заемные средства [4].

Таким образом, кредитная система оказывает существенное влияние на укрепление финансового состояния предприятий аграрной сферы. Однако в нынешнем ее состоянии она не носит целевого характера и не предусматривает проведение мероприятий по рациональному использованию природных и экономических ресурсов, охране окружающей среды. В сложившейся ситуации чрезвычайно важно создать предпосылки для слияния производственного и финансового капиталов, дополнить существующую организационную систему банков структурами, работающими по принципу обществ взаимного кредитования и кооперативных банков, учредителями которых выступали бы хозяйства и жители сельской местности, перейти к кредитованию сельских товаропроизводителей преимущественно под залог земли и будущего урожая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добрынин В.А. Государственное регулирование агропромышленного производства: Учеб. пособие / В.А. Добрынин. МСХА, 2000.

2. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальное решение / П. Друкер. М.: Фаир-пресс, 2003.

3. Кузьмичев А.Д. Отечественное предпринимательство / А. Д. Кузьмичев, И. Н. Шанкин, М.: Прогресс-академия, 1995.

4. Райзберг Б.А. Основы бизнеса: Учеб. пособие Б. А. Райзберг. М.: Изд-во «Ось-89» 2000. 256 с.

5. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия; учебник для вузов / Ф. И. Шамхалов. М.: ОАО "НПО "Издательство "Экономика", 2000.

Коды классификатора JEL: М 31, L 22

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА СЕТЕВЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ТОРГОВЫХ УСЛУГ

ГАРБУЗ А.Г.

Гарбуз А.Г. РГУПС,

аспирант, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Полка народного ополчения, 2

В статье обосновывается, что главным конкурентным преимуществом торговых сетей являются низкие трансакционные издержки. Сетевая модель развития современного торгового бизнеса на основе моделирования стратегии сбалансированной системы показателей (стратегических карт) способствовала росту конкурентных преимуществ сетевых компаний розничной торговли и трансформации национальных рынков большинства стран мира. Стратегическая карта торговой компании формируется на основе моделирования стратегии развития с учетом финансовой и клиентской составляющих.

Ключевые слова: торговые сети, стратегический маркетинг, сбалансированная система показателей, розничная торговля, конкурентные преимущества, стратегическая карта.

Сегодня торговые российские компании пока не в состоянии конкурировать с транснациональными сетевыми операторами и предлагать технологии обслуживания клиентов за пределами сферы коммуникации, так как они не имеют развитой сетевой структуры. С точки зрения синергетики базовым принципом (аттрактором) [3] сетевой торговли в условиях глобальной экономики является эффективность производства, которая отбраковывает одних участников рынка и дает преимущества другим, организуя потоки высвобождающихся ресурсов от первых ко вторым, одновременно отсекая первых от потребительских благ, на которые они уже не имеют экономического основания претендовать.

Для обозначения сетевых объединений в экономической литературе используются понятия «интегрированная корпоративная структура», «связанно-диверсифицированная система», «интегрированная бизнес-группа», которые все чаще заменяются понятием «сетевое предприятие». Большинство исследователей, как отмечает Г.В. Козлов, «под сетевым предприятием понимают совокупность предприятий и организаций, сохраняющих статус отдельных хозяйствующих субъектов, но объединенных целями, функциями, обязательствами, при наличии единого координационного центра» [4].

Спрос как фактор, непосредственно стимулирующий производственную активность предпринимателя, превращается в производный момент, в определяющей степени зависящий от эффективной маркетинговой стратегии не только производителя, но и маркетинговой технологии продаж, основанной на сегментации рынка, формировании потребностей покупателя, продвижении продуктов и услуг. Фактически предложение формирует спрос.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том В № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.