Научная статья на тему 'Методы подготовки воспитанниц кадетских школ к самостоятельному музицированию на фортепиано и синтезаторе'

Методы подготовки воспитанниц кадетских школ к самостоятельному музицированию на фортепиано и синтезаторе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ПОЛИИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИЦ / МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ НА ФОРТЕПИАНО И СИНТЕЗАТОРЕ / PLAYING A MUSICAL INSTRUMENT YOURSELF / TRAINING STUDENTS PLAY SEVERAL MUSICAL INSTRUMENTS / METHODS OF SELF-STUDY / THE SPECIFICITY OF LEARNING TO PLAY THE PIANO AND SYNTHESIZER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпина М. Ю.

В данной статье впервые рассмотрена проблема подготовки воспитанниц кадетских школ к самостоятельному музицированию в процессе обучения на двух музыкальных инструментах фортепиано и синтезаторе. Музицирование на каждом из них имеет свои особенности и способствует эффективному музыкальному развитию девочек-подростков. Статья раскрывает пути подготовки воспитанниц кадетских школ к самостоятельному исполнению музыки одновременно на двух инструментах. Выявлена и обоснована необходимость использования специальных методов способствующих формированию у девочек соответствующих умений и мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING PUPILS CADET SCHOOL TO PLAY THE PIANO AND KEABOARD SYNTHESIZER

In this work for the first time the problem of teaching students of cadet schools playing two musical instruments piano and synthesizer. Playing music on each of them has its own characteristics and to facilitate efficient development of music girls. The article reveals the way of training for students of cadet schools in playing music independently for the two instruments. Identified and justified the need to use special methods of contributing to the formation of the girls respective skills and motivation.

Текст научной работы на тему «Методы подготовки воспитанниц кадетских школ к самостоятельному музицированию на фортепиано и синтезаторе»

ческом влиянии (например, этносы, нации, народности); больших социальных групп: классов, слоев (например, интеллигенции, бизнес элиты); профессиональных групп (например, чиновничество, профсоюзы); демографических групп (например, молодежь); малых социальных групп (например, клан, семья).

Третий вид - это индивидуальная форма влияния. Перечень индивидуальных субъектов влияния неисчислим. Это влияние первосвященника (например, Сергия Радонежского), исторического героя (например, Жанны д'Арк), философа (например, Аристотеля), ученого (например, А. Сахарова), писателя (например, Л. Толстого), артиста (например, В. Высоцкого), военачальника (например, Г. Жукова), политика (например, А. Лебедя) и т.д.

В соответствии со средствами можно выделить аргументированное влияние - влияние, оказываемое посредством убеждения. Например, влияние воспитателя, философа, священнослужителя. Силовое влияние - влияние государственных силовых структур. Примеры силового влияния явили миру террористические организации (политические убийства), сюда же относится воздействие мафии посредством шантажа. Коррумпированное влияние - очень часто помимо мафии его осуществляют деловые круги посредством подкупа, оказания услуг, договорен-

Библиографический список

1. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка. - М., 2003.

2. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М., 2011.

3. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. - М., 2006.

4. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М., 2009.

5. Чалдини, Р Психология влияния. - СПб., 1999.

6. Asch, S.E. Studies in the principles of judgments and attitudes: II. Determination of judgments by group and by ego standards / Soc. Psychol.

- 1940. - № 12.

7. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М., 2007.

8. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб., 2004.

Bibliography

1. Dmitriev, D.V. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. - M., 2003.

2. Psikhologiya obtheniya. Ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.A. Bodaleva. - M., 2011.

3. Golovin, S.Yu. Slovarj prakticheskogo psikhologa. - M., 2006.

4. Ancupov, A.Ya. Slovarj konfliktologa / A.Ya. Ancupov, A.I. Shipilov. - M., 2009.

5. Chaldini, R. Psikhologiya vliyaniya. - SPb., 1999.

6. Asch, S.E. Studies in the principles of judgments and attitudes: II. Determination of judgments by group and by ego standards / Soc. Psychol.

- 1940. - № 12.

7. Kondratjev, M.Yu. Azbuka socialjnogo psikhologa-praktika / M.Yu. Kondratjev, V.A. Iljin. - M., 2007.

8. Sidorenko, E.V. Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu. - SPb., 2004.

Статья поступила в редакцию 16.11.13

УДК 37.012.85

Lyapina M.Y. METHODS OF TEACHING PUPILS CADET SCHOOL TO PLAY THE PIANO AND KEABOARD SYNTHESIZER. In this work for the first time the problem of teaching students of cadet schools playing two musical instruments - piano and synthesizer. Playing music on each of them has its own characteristics and to facilitate efficient development of music girls. The article reveals the way of training for students of cadet schools in playing music independently for the two instruments. Identified and justified the need to use special methods of contributing to the formation of the girls respective skills and motivation.

Key words: playing a musical instrument yourself, training students play several musical instruments, methods of self-study, the specificity of learning to play the piano and synthesizer.

М.Ю. Ляпина, аспирант каф. истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ ВПО

«Московского городского педагогического университета», г. Москва, E-mail: [email protected]

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИЦ КАДЕТСКИХ ШКОЛ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ НА ФОРТЕПИАНО И СИНТЕЗАТОРЕ

В данной статье впервые рассмотрена проблема подготовки воспитанниц кадетских школ к самостоятельному музицированию в процессе обучения на двух музыкальных инструментах - фортепиано и синтезаторе. Музицирование на каждом из них имеет свои особенности и способствует эффективному музыкальному развитию девочек-подростков. Статья раскрывает пути подготовки воспитанниц кадетских школ к самостоятельному исполнению музыки одновременно на двух инструментах. Выявлена и обоснована необходимость использования специальных методов способствующих формированию у девочек соответствующих умений и мотивации.

Ключевые слова: самостоятельное музицирование, полиинструментальная подготовка воспитанниц, методы самостоятельной работы, специфика обучения на фортепиано и синтезаторе.

ности о будущем чиновника или политика. Сексуальное влияние - влияние жен, фаворитов, любовниц.

Цивилизованное влияние социально-культурной среды - это влияние, прежде всего, словом, причем влияние открытое и открыто адресованное к интеллектуальным возможностям человека. Оно способствует развитию и сохранению: 1) дела; 2) деловых отношений; 3) личностной целостности субъектов. Цивилизованное психологическое влияние свободно от силовых и обманных приемов. В своем крайнем варианте цивилизованное влияние - это влияние посредством текста - книжного, компьютерного или какого-то иного - оно лишено тех эмоциональных всплесков и волнений, лишено страха, но параллельно с этим -и счастья непредсказуемого, трепещущего эмоциями человеческого общения.

Изучая влияние социально-культурной среды на личность необходимо, с одной стороны, четко представлять себе, какой вид влияния и в каких сферах жизнедеятельности личности является превалирующим, а с другой - владеть всем комплексом технологий, позволяющих изучать разновидовое влияние и на отдельных членов сообщества, и на него в целом, предварительно оценив последствия подобного воздействия в каждом конкретном случае психологической коррекции и поддержки.

Музыкальное образование девочек-подростков - воспитанниц кадетской школы-интерната - важная составляющая часть их подготовки к эффективному осуществлению своих будущих профессиональных и личностных функций, в том числе, функций молодой современной женщины и матери. В этой связи методы работы педагога женской кадетской школы-интерната исключительно многообразны и обусловлены целым рядом факторов: от целевых установок и ориентиров в занятиях (подготовка к зачету, концерту, дальнейшей самостоятельной работе и т.д.), условий проведения занятий и пр. до психологических особенностей обучения в специализированном учебном заведении, учета индивидуально-личностных качеств преподавателя и ученика и т.д.

В проведении индивидуального музыкального занятия должны сочетаться логические и эмоциональные факторы. Передача учащимся системы знаний, умений и навыков, основанных как на постижении закономерностей музыкального искусства, так и на использовании средств и приемов, разработанных передовой методикой фортепианного обучения и методикой игре на синтезаторе, должна органично сочетаться с отражением художественно-образной сущности и эмоционального характера искусства. Несомненно, воспитание будущего музыканта-любителя выдвигает задачи, требующие от педагога постоянной интеллектуальной активности, умения «анализировать, синтезировать, обобщать и глубоко мыслить [1, с. 66]. Добавим, что эти же качества педагог должен развивать и в своих воспитанницах.

Среди методов, направленных на приобщение учащихся к самостоятельному полиинструментальному музицированию, можно выделить связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также созданием на занятиях обстановки, предрасполагающей к творчеству. Это: эскизное исполнение; разработка адаптированного (как правило, более простого и технически доступного) исполнительского варианта; перенос адаптированного исполнительского варианта с одного инструмента на другой; доведение адаптированного варианта до высокого качественного уровня исполнения на одном из инструментов; самоэкспертиза и самооценка собственного исполнения; закрепление достигнутого исполнительского уровня (в процессе повторного исполнения, последующего самостоятельного музицирования («для себя»), исполнения для слушателей и для педагога. В итоге кристаллизуется важный обобщающий метод - полиин-струмантального освоения музыкального репертуара.

Рассмотрим подробнее каждый из названных методов.

Эскизное исполнение произведения является как бы промежуточным между чтением с листа и тщательной художественной отделкой произведения. В этом случае овладение материалом не доводится до окончательной завершенности и приостанавливается раньше. Музыкант охватывает образный замысел произведения в целом, получает художественно-достоверное представление о нем и, как исполнитель, оказывается в состоянии воплотить в дальнейшем этот замысел на инструменте.

Эскизное изучение музыкального материала использовали знаменитые педагоги прошлого (П.А. Пабст, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Коган, А. Корто, М.Э. Фейгин), применяется он и в современной музыкальной педагогике. «...После того как учащийся извлек нужные для него умения и знания (заранее «запланированные» педагогом)... разобрался в тексте, правильно и со смыслом играет нотный материал, работа над произведением прекращается» [2, с. 147] — писал Л.А. Баренбойм.

Эскизное исполнение ведет к значительному увеличению количества прорабатываемого музыкального материала, разнообразного по составу, ускоряет темпы его прохождения, активизирует протекание всего учебно-воспитательного процесса. Это, в свою очередь, ведет к обогащению учащихся новыми знаниями, избавляет от однообразного повторения пройденного и в этом плане способствует приобщению девочек к дальнейшему самостоятельному музицированию.

В основе формирования способности к музицированию на фортепиано и клавишном синтезаторе лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая исполнительская практика и изучение теории музыки, что требует определенной интеллектуализации занятий, использования возможно более разнообразной и емкой теоретической информации. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Г. Нейгауз, становится эффективным методом преподавания и фортепиано, и синтезатора. В нашем случае, это - по-лиинструментальный метод. Заметим, что «...учитель должен

довести до ученика не только... «содержание» произведения, ...заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры., гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком.» [3, с. 188-189].

Опираясь на практический опыт работы, можно отметить, что работа в классе фортепиано сводится к отработке определенных исполнительских навыков, в соответствии с задачами подготовки разучиваемых произведений к предстоящим публичным выступлениям и отчетностям. При такой педагогической установке учащиеся развиваются достаточно односторонне, не получая необходимой музыкально-теоретической и художественной информации. Применение синтезатора на индивидуальных занятиях обогащает инструментальные возможности учащихся, дает перспективу для самостоятельного исполнения полюбившихся произведений «для себя» - собственного удовольствия, а также для друзей, родителей и т.д.

Главным принципом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой. Аранжировка произведений для синтезатора представляет собой сложную творческую деятельность, алгоритм которой состоит из четырех основных действий: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата [4]. Каждое из этих действий опирается на ряд операций, поэтому приобщение учащихся к искусству аранжировки и дальнейшему самостоятельному музицированию возможно лишь в опоре на ряд специальных методов, описанных ниже.

Метод разработки адаптированного исполнительского варианта. Обычно адаптированный исполнительский вариант создается для синтезатора, поскольку технические возможности инструмента могут в известной мере компенсировать инструментальную неумелость ученика. Пользуясь этим методом, ученик должен не только грамотно и художественно убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их чередования. Поэтому важным методом обучения самостоятельному музицированию является разъяснение ученику последовательности - алгоритма действий, в основе чего лежит поисковое движение как бы «сужающимися концентрическими кругами» от самых общих параметров будущего адаптированного варианта исполнения ко все более частным и конкретным. Например, при составлении проекта аранжировки для синтезатора ученик должен последовательно определить жанрово-стилистическую направленность произведения, линию его драматургического развития, выстроить форму, произвести гармонизацию, наметить общие очертания и особенности фактуры.

Метод переноса адаптированного исполнительского варианта с одного инструмента на другой. Суть его сводится к возможности исполнять одно произведение на двух инструментах. Причем, сначала, как правило, учащиеся осваивают более легкий и комфортный вариант исполнения на синтезаторе, а затем пробуют исполнить знакомый текст (в точности или с изменениями) на фортепиано. Такой «перенос» с инструмента на инструмент требует определенных навыков психологической и деятельностно-инструментальной перестройки и готовности к варьированию приемов звукоизвлечения, фактуры, аккомпанемента и пр. с учетом выразительных и технических возможностей обоих инструментов. В итоге учащиеся естественным образом вовлекаются в музыкально-творческую деятельность, ее осмысление и достижение положительного практического результата. При этом результат должен доставлять учащимся радость от реализации собственных разнообразных возможностей и удовольствие от того, что это у них получается самостоятельно и качественно. Подчеркнем, что в процессе подобной работы особое внимание следует обратить на создание аранжировок для синтезатора, поскольку самостоятельное обращение к нему должно стать привычным и доставляющим удовольствие, демонстрирующим умелость ученика, то есть его «полиинструментализм».

Метод доведения адаптированного варианта до высокого качественного уровня исполнения на одном из инструментов. Этот метод способствует совершенствованию работы ученика в процессе музицирования на всех ее этапах - от анализа текста оригинала до внесения корректив в готовый исполнитель-

ский «продукт». Заметим, что на практике обычно легче и удобнее переложить фортепианное произведения для более легкого и комфортного исполнения на синтезаторе. В этом смысле синтезатор выполняет важную адаптационную функцию. Однако только этого недостаточно. Практика показывает, что исполнение произведения, выученного на фортепиано, на синтезаторе значительно расширяет исполнительский кругозор учащихся и дает возможность им почувствовать свои дополнительные «ролевые» возможности, реализующиеся в двух относительно самостоятельных интерпретациях на двух различных инструментах. В данном случае и проявляется, пусть ограниченный в масштабах, но полиинструментализм учащихся, а это способствует повышению их самооценки, мотивации к обучению и, конечно, закреплению достигнутого успеха в процессе самостоятельного музицирования.

Метод самоэкспертизы и самооценки призван культивировать у ученика чувство самостоятельного творческого поиска, направленного на совершенствование конечного «продукта» - исполнительской версии произведения, звучащего на одном из инструментов. Речь идет, прежде всего, о противоречии между воображаемым, идеальном образом интерпретации и ее конкретным воплощением в собственном исполнении. От того, насколько объективно оценит ученик полученный результат, не боясь критического его осмысления, будет зависеть перспектива самостоятельного музицирования: объективная оценка собственного исполнения может способствовать постепенному повышению его качества в процессе повторного и всех последующих исполнений. Помимо этого, следует учитывать обязательную позитивную мотивацию, необходимую для творческого саморазвития ученика. Чем спокойнее и толерантнее будет его критический взгляд на собственные исполнительские достиже-

Библиографический список

ния, тем плодотворнее будет последующее общение с музыкой, инструментом и, возможно, слушателями, способными разделить успех вместе с исполнителем.

Метод закрепления достигнутого исполнительского уровня. Он реализуется в нескольких направлениях: в процессе повторного исполнения; в процессе последующего самостоятельного музицирования («для себя»); в процессе исполнения для слушателей и педагога.

Ничто не доставляет учащимся такой радости, как достижение собственного высокого исполнительского уровня, а также удовольствие от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Музицирование на фортепиано и синтезаторе решает задачу подготовки воспитанниц к активной самостоятельной музыкальной деятельности в самых различных её формах, в том числе концертной. Ничто не сравнится с чувством творческой радости и удовлетворения от удачного выступления, которое является стимулом для их дальнейших интенсивных занятий музыкой. Музицирование «для других» помогает более точно выявить музыкальные способности, стимулирует мотивацию и динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение и артистизм. Поэтому данный метод продуктивен, поскольку учащимся нравится музицировать, ощущая явное улучшение достигнутого исполнительского уровня, играя не только «для себя», но и «для других», чтобы их оценили.

Практика свидетельствует, что каждый из вышеперечисленных методов имеет свое особое значение и не может заменен каким-либо другим, поскольку обеспечивает педагогу возможность гармоничного, комплексного воздействия на учащегося.

1. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории / ред.-сост. В.Г.

Цыпин, С.И. Тихонов, Е.Л. Сафонова. - М., 1992-1999. - Вып. 1-4.

2. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1969; М., 1974.

3. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 2000.

4. Школяр, Л.В. Программы дополнительного художественного образования детей. - М., 2006.

Bibliography

1. Besedih o pedagogike i ispolniteljstve. K obobtheniyu tvorcheskogo opihta professorov Moskovskoyj konservatorii / red.-sost. V.G. Cihpin, S.I. Tikhonov, E.L. Safonova. - M., 1992-1999. - Vihp. 1-4.

2. Barenboyjm, L.A. Muzihkaljnaya pedagogika i ispolniteljstvo. - L., 1969; M., 1974.

3. Neyjgauz, G.G. Ob iskusstve fortepiannoyj igrih. - M., 2000.

4. Shkolyar, L.V. Programmih dopolniteljnogo khudozhestvennogo obrazovaniya deteyj. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 14.11.13

УДК 19.00.07

Mazelis M DEVELOPMENT THE FUTURE DOCTORS REPRESENTATIONS ABOUT THE RELATIONSHIP OF PERSONALITY IN THE COMMUNICATIONS «DOCTOR-PATIENT». We consider the development of future doctors representations about the relationship of the person in the system of communication «doctor-patient» in the context of educational psychology. Development of representations about the relationship of personality were identified on the basis of experimental psycho-semantics. Analysis of development of representations about the relationship of the person in the system of communication was conducted using the training courses.

Key words: relationship of personality, communication, future doctors, psychosemantics, training program of study.

В.В. Мазелис, психолог Медицинского центра, соискатель, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИИ «ВРАЧ-БОЛЬНОЙ»

Рассматривается развитие у будущих врачей представлений об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной» в контексте педагогической психологии. Развитие представлений об отношениях личности было выявлено на основе принципов экспериментальной психосемантики. Анализ развития представлений об отношениях личности в системе коммуникации был проведен с использованием тренинговой программы обучения.

Ключевые слова: отношения личности, коммуникация, будущие врачи, психосемантика, тренинговая программа обучения.

Изучение коммуникации в аспекте педагогической психоло- ствлению профессионального обучения в вузе, выполняемой гии позволяет предъявлять определенные требования к осуще- субъектами коммуникаций - будущими врачами. Отношения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.