Научная статья на тему 'Оптимизация процесса самостоятельного музицирования подростков'

Оптимизация процесса самостоятельного музицирования подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ФОРТЕПИАНО И СИНТЕЗАТОРА / ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ / OPTIMIZATION OF THE LEARNING PROCESS / INDEPENDENT MUSIC-MAKING / COMPREHENSIVE MASTERING OF PIANO AND SYNTHESIZER PLAYING / TRAINING ADOLESCENTS FOR INDEPENDENT MUSIC-MAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпина Мария Юрьевна

В статье впервые рассмотрена проблема оптимизации обучения самостоятельному музицированию подростков посредством освоения одновременно двух музыкальных инструментов фортепиано и синтезатора. Автор доказывает, что музицирование на каждом из них и обоих вместе имеет свои особенности и способствует эффективному музыкальному развитию обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF TEENAGERS’ INDEPENDENT MUSIC MAKING

For the first time the article discusses the issue of optimization of teenagers’ independent music making by mastering simultaneously playing two musical instruments piano and synthesizer. The author argues that playing either of them separately and both has its own peculiarities and contributes to the effective musical development of students.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса самостоятельного музицирования подростков»

УДК 37.01:78

Ляпина Мария Юрьевна

аспирант кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства Московского городского педагогического университета, заместитель директора Детской школы искусств, г. Железнодорожный Московской обл.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация:

В статье впервые рассмотрена проблема оптимизации обучения самостоятельному музицированию подростков посредством освоения одновременно двух музыкальных инструментов - фортепиано и синтезатора. Автор доказывает, что музицирование на каждом из них и обоих вместе имеет свои особенности и способствует эффективному музыкальному развитию обучающихся.

Ключевые слова:

оптимизация процесса обучения, самостоятельное музицирование, комплексное освоение фортепиано и синтезатора, подготовка подростков к самостоятельному музицированию.

Lyapina Maria Yuryevna

PhD student, Musical Education, Music Studies and Instrument Performance Department, Moscow City Teachers' Training University Vice-Principal, Children's School of Art, city of Zheleznodorozhny

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF TEENAGERS' INDEPENDENT MUSIC MAKING

Summary:

For the first time the article discusses the issue of optimization of teenagers' independent music making by mastering simultaneously playing two musical instruments - piano and synthesizer. The author argues that playing either of them separately and both has its own peculiarities and contributes to the effective musical development of students.

Keywords:

optimization of the learning process, independent music-making, comprehensive mastering of piano and synthesizer playing, training adolescents for independent music-making.

Прежде чем говорить о самом процессе самостоятельного музицирования, необходимо конкретизировать понятие «оптимизация процесса обучения». Теория оптимизации обучения разработана Ю.К. Бабанским, который предположил эффективное функционирование педагогического процесса и достижение его цели с точки зрения сознательного и научно обоснованного выбора наилучшего для конкретной ситуации варианта урока, не допускающего его схематизации, трафаретности, стандартизации. Теория оптимизации предусматривает также осознанный выбор педагогом конкретных методов и форм работы с учетом особенностей учащихся. Оптимизация урока предполагает также выявление резервов повышения эффективности обучения во всех сферах и звеньях современной образовательной системы, включая систему дополнительного музыкального образования, проблемам которой посвящена настоящая статья.

Оптимизация процесса обучения предполагает научную организацию труда педагогов и одновременно - научную организацию учебной деятельности школьников. Причем в этом случае научная организация труда, в том числе учебного, направляется не просто на повышение его эффективности, а на достижение именно оптимальных, то есть наилучших для данных условий результатов [1, с. 56].

Также следует обратиться к педагогическим исследованиям отечественных ученых, которые внесли существенный вклад в проблему оптимизации обучения. Так, И.Т. Огородников рассматривает один из важнейших аспектов оптимизации процесса обучения - выявление оптимальных сочетаний различных методов обучения [2]. Т.А. Ильина под оптимизацией понимает степень соответствия организационной стороны системы тем целям, для достижения которых она создана. При этом подчеркивается, что оптимальность, достигнутая для одних условий, может не иметь места при других условиях [3, вып. I, с. 16-17]. Общим, следовательно, является соотнесение этого понятия с управлением процессом обучения и выбором его оптимального варианта.

Отсюда вытекает и наиболее общее определение оптимизации процесса обучения как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения, а также особенностей данной системы, ее внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса с точки зрения заданных критериев [4, с. 57].

Современные научные ресурсы дают возможность представить, как идет поиск условий оптимизации в современном музыкальном образовании. Проводятся конференции, где эта про-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

блема обсуждается, защищаются диссертации (А.С. Базиков) [5]. Проблема оптимизации рассматривается также применительно к обучению на различных музыкальных инструментах (М.В. Попова) [6], а вот проблемы оптимизации самостоятельного музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе в области музыкального искусства до сих пор никем не разрабатывались ни на методолого-теоретическом, ни на прикладном, методическом уровнях.

Все это актуально и действенно для решения проблемы оптимизации процесса самостоятельного музицирования подростков. Поясним. В традиционной системе музыкального образования учащихся, как правило, применяются строгие нормативные «ходы», рассчитанные на равные способности детей. Но в процессе музыкального развития детей важнейшей задачей является учет разной степени одаренности учащихся [7; 8].

В ходе наблюдений за процессом обучения подростков игре на фортепиано подтвердилось предположение о том, что занятия в большинстве случаев проводятся однопланово, содержательно безынтересно и методически трафаретно. Поэтому, чтобы оптимизировать процесс обучения на фортепиано и дать возможность подросткам успешно самостоятельно музицировать в дальнейшем, то есть без помощи педагога, необходимо наряду с музицированием на фортепиано прибегнуть к параллельному освоению игры на синтезаторе.

Большинство педагогов дополнительного образования по классу фортепиано считают целью разучить определенное количество произведений (часто - явно недостаточного их количества с точки зрения общемузыкального, пианистического и творческого развития учеников) и показать эти произведения на концертах, не задумываясь о дальнейшем музыкальном развитии и самостоятельной музыкальной деятельности своих учеников. В процессе занятий на фортепиано педагоги нечасто уделяют внимание различным видам работы над произведениями, таким как: чтение с листа, эскизное разучивание, самостоятельная работа над произведением и т. д. Именно параллельное освоение игры на фортепиано и синтезаторе даст возможность сэкономить большее количество времени и распределить его между различным видами работы. Это и служит важнейшим показателем эффективности обучения и свидетельствует о его оптимизации.

Заметим также, что в системе дополнительного образования наблюдается доминирование специфических методов обучения, применяемых на практике в классе специального фортепиано и пригодных только для детских музыкальных школ и школ искусств. Налицо отсутствие специальных методов и методических приемов, направленных на формирование навыков самостоятельного музицирования учащихся. Зачастую обучение игре на фортепиано в условиях дополнительного образования в школе (школах-интернатах, кружках) напоминает урок по специальному фортепиано, где педагог с учениками проводит работу над произведениями, занимаясь выработкой специальных пианистических навыков, оттачивая техническое мастерство с целью более совершенного овладения музыкальным материалом. Это далеко не всегда может заинтересовать ребенка, а тем более подростка, в силу возраста осознающего свои возможности и стремящегося к их эффективной реализации в музыкальной деятельности. Однако средств такой реализации у подростков, как правило, недостаточно, в результате до достижения видимых позитивных результатов проходит большое количество времени, расходуется избыточное количество сил педагога, а внимание и интерес учащихся к занятиям постепенно угасают.

В этой связи представляется, что стимулированию музыкальной деятельности учащихся будет способствовать синтез общедидактических, профессиональных и специальных методов, разработанных автором данной статьи: подготовка адаптированного (как правило, более простого и технически доступного) исполнительского варианта на основе минимизации трудностей; перенос адаптированного исполнительского варианта с одного инструмента на другой; доведение адаптированного варианта до высокого качественного уровня исполнения на одном из инструментов; самоэкспертиза и самооценка собственного исполнения; закрепление достигнутого исполнительского уровня (в процессе повторного исполнения, последующего самостоятельно-го музицирования «для себя», для педагога или слушателей).

Следует также подчеркнуть, что данный механизм такого «полиинструментального» обучения проходит не только качественно, но и быстро. И в этом смысле только от педагога зависит возможность сделать уроки такими, чтобы каждый учащийся (независимо от его индивидуальных способностей) почувствовал и испытал на себе величайшее воздействие музыки, а также реализовал собственные творческие возможности, которые ярче всего проявляются в приобретении навыков самостоятельного музицирования. При этом деятельность учащихся заключается в творческом самовыражении личности в процессе исполнительской деятельности на двух инструментах.

В нашем случае речь идет о параллельном использовании двух родственных инструментов - синтезатора и фортепиано. Несмотря на существенные различия, в основе обучения на

обоих инструментах лежат их взаимостимулирующая роль и желание учащихся наряду с традиционным фортепиано освоить современный электронный музыкальный инструмент, дающий дополнительные возможности и современные средства для творческого самовыражения учащихся.

Широкий фронт музыкально-творческой деятельности, в том числе самостоятельной, позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления подростка и более полному развитию его способностей. А простота и доступность данной деятельности с учетом возможностей электронного инструмента позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее подростков, вовлечь, а затем и оптимизировать процесс самостоятельного музицирования и одновременно - повысить мотивацию к обучению на фортепиано.

Мы понимаем самостоятельное музицирование подростков на фортепиано и синтезаторе как мотивированную практическую музыкально-исполнительскую деятельность, обусловленную потребностью творческого самовыражения и самореализации личности в доступной форме. Это обеспечивается возможностью исполнения одних и тех же и различных произведений на обоих инструментах. При этом исполнение на синтезаторе представляет собой вариант интерпретации (творческого прочтения) фортепианного произведения в переложении для электронного инструмента. Творческое прочтение выражается в наделении фортепианного или какого-либо другого произведения новыми смысловыми нюансами в связи с жанровой, стилевой, ритмической, мелодической, тембровой и другими модификациями, а также в определенном облегчении (техническом и психологическом) его исполнения за счет возможностей электронного инструмента. Это способствует оптимизации обучения в классе фортепиано, масштабной реализации творческого потенциала подростков в осмысленной и доступной самостоятельной музыкальной деятельности, которая сопряжена с положительными эмоциями, осознанием своих творческих, в том числе исполнительских возможностей, занятием более значимого места в референтной группе сверстников (что для подростка имеет особую важность), завоеванием у них авторитета и осознанием собственных перспектив музыкального и личностного развития.

Ссылки:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., 1977.

2. Огородников И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М., 1969.

3. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. I, II, III. М., 1972.

4. Бабанский Ю.К. Указ. соч.

5. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России (Основные противоречия и пути их преодоления) : дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2002.

6. Попова М.В. Оптимизация процесса обучения на струнно-смычковых музыкальных инструментах: на материале учебной работы в классе альта : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.

7. Бодина Е.А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского. М., 2013.

8. Как учат музыке за рубежом. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.