Научная статья на тему 'Методы педагогической диагностики в ситуации неопределенности'

Методы педагогической диагностики в ситуации неопределенности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ХОЛИСТИЧЕСКИЙ АНТРОПОДИНАМИЗМ / КРИТЕРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьева Зоя Ивановна

Автор статьи рассматривает спектральный анализ как метод познания педагогических явлений в ситуации неопределенности. В статье раскрывается сущность метода педагогического спектрального анализа, как нового метода познания современных педагогических явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы педагогической диагностики в ситуации неопределенности»

Психолого-педагогические науки

77

сетевым педагогом соответствующей технологии психолого-педагогической диагностики, как одного из средств совершен-

ствования и проектирования виртуаль ной коммуникационной среды универси тета.

Литература

1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, № 1. 2. Брыксина О. Ф., Овчинникова О. А. Среда MicrosoftPowerPoint как инструментальное средство педагога. Самара: СИПКРО, 2004. 3. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М., 2001. 4. Щедровицкий П. Г. Ситуация в области образования // Русский журнал, ноябрь 2000.

References

1. Babayev Yu. D., Voiskunski A. E. Psychological consequences of Informatization // Psychological journal, 1998, # 1. 2. Bryksina O. F., Ovchinnikov O. A. Environment Microsoft PowerPoint as a tool of the teacher. Samara: sipkro, 2004. 3. Equal J. Pedagogical testing: Problems, confusion, prospects. M., 2001. 4. Shchedrovitsky P. G. The Situation in education // Russian journal, November

2000.

Literatura

1. Babaeva Ju. D., Vojskunskij A. E. Psihologicheskie posledstvija informatizacii // Psihologicheskij zhurnal, 1998, № 1. 2. Bryksina O. F., Ovchinnikova O. A. Sreda MicrosoftPowerPoint kak instru-

mental'noe sredstvo pedagoga. Samara: SIPKRO, 2004. 3. Raven Dzh. Pedagogicheskoe testiro-

vanie: Problemy, zabluzhdenija, perspektivy. M., 2001. 4. Shhedrovickij P. G. Situacija v oblasti

obrazovanija // Russkij zhurnal, nojabr' 2000.

Статья поступила в редакцию 20.01.2014 г.

УДК 37

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS IN SITUATIONS OF UNCERTAINTY

© 2014 Лаврентьева З. И. Новосибирский государственный педагогический университет

© 2014 Lavrentyeva Z. I. Novosibirsk State Pedagogical University

Резюме. Автор статьи рассматривает спектральный анализ как метод познания педагогических явлений в ситуации неопределенности. В статье раскрывается сущность метода педагогического спектрального анализа, как нового метода познания современных педагогических явлений.

Abstract. The author of the article considers the spectral analysis as a method of knowledge of the pedagogical phenomena in situations of uncertainty. The article also deals with the essence of the pedagogical method of spectral analysis, as a new method of knowledge of modern pedagogical phenomena.

Rezjume. Avtor stat’i rassmatrivaet spektral’nyj analiz kak metod poznanija pedagogicheskih javlenij v situacii neopredelennosti. V stat’e raskryvaetsja sushhnost’ metoda pedagogicheskogo spektral’nogo analiza, kak novogo metoda poznanija sovremennyh pedagogicheskih javlenij.

Ключевые слова: спектральный анализ, холистический антроподинамизм, критерии исследования, реабилитация.

Key words: spectral analysis, holistic anthropogenesis, the study criteria, rehabilitation.

Kljuchevye slova: spektral’nyj analiz, holisticheskij antropodinamizm, kriterii issledovanija, reabilitacija.

78

Известия ДГПУ, №1, 2014

Результаты научных исследований в области педагогики, полученные в последние десятилетия, все чаще признают факт существенных изменений, происходящих в педагогических явлениях. Под воздействием социокультурной ситуации они становятся многослойными и более насыщенными, быстрее меняются по форме и содержанию, становятся менее устойчивыми и постоянными. Социокультурная зависимость делает педагогические явления, с одной стороны, ценностно обогащенными, с другой - критериально неоднозначными. Она требует более глубокого понимания развертывания педагогической действительности в будущем, учета педагогического предвидения тех или иных инноваций. Образование в условиях современных информационных технологий перестает быть прерогативой только школы и учителя; на процессы воспитания воздействует столько показателей, что становится труднообъяснимым даже их количественный анализ. Быстро меняющийся мир ориентирует педагогические реалии не столько на традиционные связи и зависимости, сколько на непредвиденные и даже конфликтные. Как справедливо замечает Д. И. Фельдштейн, «человечество находится сейчас в более сложном, многоаспектном, качественно изменяющемся, в том числе и многополярном, и разнообразном, мире, где принципиально изменилось социокультурное, информационно-психологическое пространство жизнедеятельности, постоянно испытывающее людей на прочность» [9. С. 48]. Педагогические явления - часть данной реалии, объективно неотъемлемая составляющая более широких социокультурных сущностей, что делает их неоднозначными и неопределенными.

Кроме того, педагогические явления становятся все более интегрированными (в том числе и альтернативноинтегрированными) внутри собственно педагогических процессов. Концентрируется общее и дополнительное образование, появляется инклюзивное образование, переплетается общая и социальная педагогика, дифференцируется общественное и семейное воспитание, актуализируется гендерный подход в организации учебного процесса. Педагог сегодня немыслим без глубоких психологических знаний и знаний информационных технологий. Педагогические факты требуют учета многообразных межпредметных связей и зависимостей. Их многообразие,

в свою очередь, приводит к выводам о сложности, подвижности и неоднозначности самих педагогических явлений.

Усложняются способы и характер социальных контактов человека с окружающими, вырабатываются индивидуальные стили социальных действий. Но самое главное - меняется сознание человека. Причем, эти изменения не всегда успевают фиксироваться в обществе в целом и педагогическом сообществе в частности. В этом случае также присутствует некий элемент неопределенности.

Существенное значение неопределенность играет при появлении новых педагогических реалий. Пока ученым не до конца понятна педагогическая сущность виртуального общения, не ясны педагогические механизмы формирования межконфессионального взаимодействия или средства обучения детей иностранных граждан в коллективе их российских сверстников. Мы плохо представляем, как организовать отношения в инклюзивных школах, как снизить личностную неприязнь и агрессивность современных подростков. Новые педагогические явления, будучи чрезвычайно изменчивыми и зависящими от большого количества факторов, часто не поддаются однозначным оценкам и характеристикам. Они слабо изучены, имеют множественность толкований, отягощены педагогическими интерпретациями, т. е. имеют высокую степень неопределенности.

Итак, в условиях меняющегося мира, социокультурного обогащения, многора-курсности и объемного видения вариативных связей объектов педагогического исследования, появления новых педагогических реалий, усложнения интерпретаций педагогических фактов возникает необходимость поиска новых методов познания современных педагогических явлений.

Признавая, что воспитание входит в качестве органической, нерасторжимой части во все формы жизнедеятельности человека и одновременно является частью педагогического действия, необходимо находить критерии, показатели и методики педагогически организованного «вклада» в развитие личности.

Отсюда вытекает необходимость такого метода, который обеспечивал бы возможность увидеть, как естественные изменения в социальном развитии индивида, так и изменения, вызываемые педагогически организованными условиями и целенаправленной педагогической дея-

Психолого-педагогические науки

79

тельностью. Метод не должен разрушить целостность и самостоятельность явления или процесса; он должен удержать во внимании исследователя как внешние, так и внутренние изменения личности. Метод должен зафиксировать не просто качественные изменения, а изменения устойчивые; за проявлениями изменений в поведении метод не должен упустить внутреннее состояние развития, его латентные возможности.

Таким методом может быть, с нашей точки зрения, метод педагогического спектрального анализа.

Стержнем данного метода выступает методологический принцип холистического антроподинамизма, т. е. целостного продвижения социального существа к своей человеческой сущности [3]. Холистический антроподинамизм позволяет опираться на три педагогические платформы, а именно: целостность, динамизм, человечность. Целостность направляет исследование на определение сущностных показателей и критериев оценки состояния, и динамики педагогического явления во взаимодействии с окружающим миром. Динамизм позволяет удержать во внимании педагогический контекст явления, так как он имеет значение «придающий движение», т. е. целенаправленно организованный стимул, толчок, поддержка движения. Антроподинамизм - это превращение педагогическими средствами импульсивного состояния индивида к наиболее полной реализации себя, как человека. Следовательно, определение показателей, критериев, способов сбора информации о социальнопедагогических явлениях и процессах необходимо проводить при логическом выделении из педагогического процесса феномена целостного продвижения человека к субъектной социальности.

Метод социально-педагогического спектрального анализа - это метод, позволяющий, с одной стороны, сохранить совокупность (спектр) всех параметров, характеризующих педагогическое явление, с другой - разложить эти параметры на ясно различимые части. Кроме того, по аналогии с оптическим спектральным анализом, педагогический спектральный анализ позволяет сфокусироваться в объекте исследования на той точке, которая выявляет педагогическое явление в собственном значении, отражая ее от других видов деятельности. Вместе с тем, установленный исследователем фокус позволяет видеть, как специально организо-

ванное педагогическое влияние воздействует на человека, и к каким общим последствиям это ведет в социальном развитии личности.

По аналогии с оптикой, где пучок света - это не расходящиеся волны, педагогическое явление рассматривается, как развитие по восходящей линии, что и определяет его границы, направленность, динамизм и завершенность. В гуманитарном контексте такой подход обеспечивает единство целей, содержания и методов достижения результатов и позволяет определять оптимальность педагогических условий становления личности в процессе развертывания педагогического явления.

Еще одна особенность оптического свойства спектрального анализа - преломление света в разных средах. Учитывая свойство преломления, при педагогическом спектральном анализе мы в качестве «плотности» среды предлагаем учитывать социокультурную ситуацию развития человека и эмоциональное переживание, вызываемое контактами в педагогически организованной среде. Преломляясь в отношениях самого человека с обществом, результативность педагогической деятельности может как усиливаться, так и затрудняться, даже принимать обратно направленный эффект. Предлагаемый нами метод позволяет включить в измерение социальнопедагогического процесса субъектную позицию личности. Известно, что степень сопротивляемости негативным влияниям зависит от внутреннего духовного мира. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и независимым он оказывается в окружающей среде.

В качестве «преломляющей» среды в детском возрасте можно принять степень открытости социального пространства: чем оно (пространство) более интегрировано, расположено к детям, тем выше скорость распространения социальных изменений в личности ребенка. Более того, ребенок видит динамику своего социального развития при рассмотрении самого себя в зеркале отношений с другими людьми. Чем шире обзор, тем отчетливее пути социального развития.

Самое главное в предлагаемом нами методе - не сам спектр, хотя и он важен, а динамизм социального становления личности, т. е. импульсация с помощью пе-

80

Известия ДГПУ, №1, 2014

дагогических средств развития личности. Предлагаемый нами метод позволяет сосредоточиться не столько на факторах, влияющих на человека, сколько на факте изменения человека под влиянием специально организованного педагогического действия. Метод направляет исследование на то, чтобы проследить, как накапливается арсенал человека, в каком случае он становится востребованным, насколько ресурс делает человека человеком в полном смысле этого слова. Он концентрирует внимание на том, что «запускает» и поддерживает процесс развития, на том, каким образом человек принимает ценность собственного развития. Все это позволяет считать метод педагогическим.

Педагогическим метод является и потому, что позволяет сочетать числовые показатели и показатели качественные. Если мы хотим доказать, что происходит продвижение социального становления личности в процессе взаимодействия с обществом, то рационально-

формализованные показатели недостаточны для выявления сущностных изменений в личности. Метод педагогического спектрального анализа с необходимостью обращает нас к педагогической рефлексии, к сущностному анализу поведения, воспитанности, духовности человека.

Метод спектрального анализа направлен на то, чтобы выдержать единство критериев, уровней и показателей, применяемых к анализу социальнопедагогических явлений. Нельзя свести в пучок несовместимые показатели, а при преломлении несогласованные показатели просто исчезнут из исследовательского пространства [2].

Итак, метод педагогического спектрального анализа - метод научный. Он имманентен принципу холистического антроподинамизма. Именно этот метод позволяет рассматривать сложные, противоречивые и постоянно меняющиеся социальные явления, как явления целостные. Вместе с тем, он позволяет в целостности видеть множественность спектров. Метод педагогического спектрального анализа представляет собой строгую систему правил познания педагогического явления. К числу этих правил относится правило разложения на спектры, правило направленности, правило преломления и отражения. Все это позволяет обнаруживать объективную картину состояния и динамики социально-педагогических процессов в зависимости от уровня открытости социума, степени социальной

активности самого человека и характера эмоционального восприятия педагогической действительности. Этот метод является комплексным, включает в себя взаимосвязанные конкретно-научные формы выявления и объяснения феномена становления личности в процессе педагогического действия. Метод спектрального анализа позволяет всесторонне и целостно видеть как сами педагогические явления, так и характер качественных изменений личности, что открывает широкие горизонты социально-педагогической практики в современных условиях усложняющегося, постоянно меняющегося и неопределенного мира.

1. Метод спектрального анализа, как руководство определения критериев исследования педагогического явления

В ситуации неопределенности очень важно найти необходимые, достаточные, а, самое главное, существенные критерии, по которым можно судить о педагогическом явлении.

Критерии исследования - это существенный, отличительный признак, на основании которого производится установление того или иного педагогического явления (т. е. доказательство того, что оно существует в данный момент в данном пространстве); совершается его оценка (насколько ярко оно представлено и в чем состоит его педагогическая сущность); осуществляется классификация педагогического явления (определяется взаимозависимость данного педагогического явления с другими явлениями и процессами). Определение критериев -важный теоретический компонент научного исследования. Данное мыслительное действие исследователя зависит, прежде всего, от методологических принципов, положенных в основу изучения педагогического явления. С какой точки зрения исследователь желает выделить педагогическое явление из окружающей действительности, на те стороны он и должен обратить внимание в первую очередь. Поэтому так важно обосновать методологические концепты исследования и выбрать из их современного многообразия не более трех - четырех, чтобы можно было представить явление как можно полнее, не разрушив его целостность.

Следующим правилом выбора критериев выступает их непосредственная зависимость от объекта исследования. Исследователю необходимо сосредоточиться на том явлении, изучение которого он заявил. В ситуации неопределенности это

Психолого-педагогические науки

81

очень важно. Исследователю необходимо отсечь некоторые критерии, несущественно или непринципиально действующие на педагогическое явление. Отсечение не является усечением самого явления. Оно позволяет выделить конкретные связи и определенные закономерности педагогического явления. Объект исследования задает рамки определения критериев, по которым исследователь будет осуществлять установление, оценку и классификацию педагогического явления.

Кроме того, критерии должны коррелировать с предметом исследования, т. е. элементом объекта. Выделяя из объекта исследования его предмет, необходимо показать взаимообусловленность и взаимозависимость критериев изучения этих двух составляющих педагогического исследования. Обычно исследовательский процесс строится таким образом, что сначала исследователь доказывает, что данное педагогическое явление (объект) существует (обладает установленными критериями), потом определяет, какое место в объекте отводится предмету (каким установленным критериям объекта исследования он соответствует), а затем определенными условиями меняет объект и проверяет, как при этом меняется предмет исследования. Как видно из логики, четкое и доказательное определение критериев удерживает целостность и последовательность всего исследования.

На наш взгляд, метод спектрального анализа позволяет сделать процесс отбора критериев достаточно репрезентативно.

Обратимся к теоретическим основаниям использования метода педагогического спектрального анализа при отборе критериев на примере исследования реабилитации.

Отметим, прежде всего, что реабилитация не является собственно педагогическим явлением. Она выступает в качестве специфического социокультурного феномена, обладающего внутренней сложностью и имеющего взаимозависимость с огромным количеством внешних и внутренних факторов. Реабилитация в самом широком, философском смысле слова -это восстановление доброго имени человека, восстановление утраченных или нереализованных способностей человека. В профессиональном смысле слова под реабилитацией понимается сочетание государственных и общественных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утра-

ченных функций жизнедеятельности. Она осуществляется медиками и психологами, юристами и социальными работниками. Реабилитация может проходить стихийно во взаимодействии с окружающей действительностью или организовываться родителями. Реабилитация существенно зависит от уровня развития общества и от характера отношения к людям с ограниченными возможностями, от нормативно-правового регулирования и нравственных устоев общества.

Следовательно, выбирая критерии исследования реабилитации, как объекта, можно применить первое правило метода спектрального анализа, а именно правило разложения на спектры. Спектр явления реабилитации в современной литературе и практике определяется такими традиционными и общепринятыми критериями, как восстановление физических, психологических, социальных утрат. Если происходит восстановление хотя бы одной из утрат, то это и есть реабилитация. Спектр определенных критериев позволяет заявить о существовании явления. Однако закон разложения на спектры позволяет выделить в этом явлении и переходные или скрытые критерии (например, восстановление социального здоровья, познавательной мотивации, способности к рефлексии и т. п.). Они уже связаны с предметом исследования. Главный критерий в нашем случае - наличие восстановления.

Гораздо сложнее, но при этом существенно важнее адекватно применить при исследовании реабилитации следующее правило метода спектрального анализа -правило направленности, т. е. определения «пучка», с помощью которого можно сосредоточиться на центральном звене, двигающем весь процесс реабилитации. Именно это правило определяет, чем исследование одной области знаний отличается от другой. Оно позволяет выбрать необходимые и достаточные критерии, которые помогут доказать, какую роль в сложном социальном явлении играет педагогика.

В нашем случае таким критерием выступает восстановление социального развития реабилитируемого. Сложность в доказательстве выделения данного критерия заключается в том, что социальное невозможно естественным путем отделить от других видов развития. Социальное внутренне присуще всякому виду человеческой деятельности: общению, отношениям и взаимодействиям с другими

82

Известия ДГПУ, №1, 2014

людьми или продуктами общественной деятельности. Педагогическая задача заключается в том, чтобы имманентность социального развития не ускользала от исследователя педагогического явления. Необходимо помнить, что, присутствуя в любом содержании педагогической деятельности, социальное актуализируется и осуществляется только в том случае, если признается ведущей констанцией педагогического процесса, монолитным образом устойчивости развития личности. Следовательно, необходимо определить критерий социального развития как условно выделенный признак, но постоянно его удерживать в поле внимания исследователя.

Центральная педагогическая составляющая опоры на данный критерий, на наш взгляд, заключается в том, чтобы экстрагировать (вытягивать) социальное в процессе восстановления, опираться на него, стимулировать его становление и развитие. Актуализация и удерживание во внимании социального развития и может обеспечивать успешность восстановления всех остальных составляющих частей реабилитации, в том числе и физического, интеллектуального, эмоционального, трудового и т. д. Можно сказать, что именно социальное развитие ведет за собой успешную и качественную всестороннюю реабилитацию. Актуализировать и удерживать социальное можно преимущественно педагогически организованными способами. Следовательно, данный критерий выступает тем самым «пучком», определяющим реабилитацию, как педагогическое явление и задающим необходимые и достаточные педагогические компоненты реабилитации. Критерием успешности педагогической организации реабилитации становится экстрагирование и удерживание социального развития реабилитируемого.

Правило преломления позволяет использовать метод спектрального анализа для определения критериев вовлеченности процессов реабилитации в социокультурное пространство. Помня о ситуации неопределенности отношения общества к людям, вовлеченным в процесс реабилитации, мы «усекли» выбор данных критериев до трех: открытое реабилитационное пространство, смешанное реабилитационное пространство и закрытое реабилитационное пространство. Нам важно было выяснить, насколько меняется характер реабилитации и степень социального развития реабилити-

руемого в разных «плотностях» взаимодействия с социокультурной ситуацией.

И, наконец, отметим, что категория реабилитируемых в нашем случае не являлась определяющей. В педагогическом смысле о реабилитации можно вести речь и когда человек имеет ограничения в здоровье, и когда его ограничения связаны с маргинальностью или трудной жизненной ситуацией. Главное - понять, как воспринимает человек эту ситуацию, как отражает ее в своем сознании, какие ресурсы имеет и на какие готов опираться в процессе восстановления. Это может помочь сделать следующее правило спектрального анализа - правило отражения. Следовательно, в качестве критерия можно признать отношение к своим ограничениям и степень проявления актуализации внутренних ресурсных возможностей в процессе восстановления утрат.

Итак, при обнаружении критериев исследования педагогических явлений в условиях неопределенности вполне применимы и эффективны правила спектрального анализа: определения в соответствии с объектом и предметом исследования массива спектров явления; педагогической направленности изучаемого явления; преломления педагогического явления в социокультурной среде и отражения влияния педагогического явления на личностных изменениях.

В нашем исследовании комплекс таких критериев был сведен к факту восстановления утрат, к направленности реабилитации на экстрагирование и удерживание социального развития человека, к учету отношения к своему ограничению, к степени социальной интеграции и актуализации внутренних ресурсов реабилитируемого.

2. Спектральный анализ, как путь определения показателей и отбора методик исследования педагогического явления

Следующим шагом исследователя выступает определение показателей, по которым будут измеряться критерии. Показатель - это признак, примета, знак, событие, по которому можно судить о существовании явления или о ходе какого-то процесса. Показатель - это то, что можно положить в основу измерения, то, что можно зафиксировать в количественных и качественных единицах. По пока-зателю(ям) определяется, что критерий наличествует, что в нем происходят изменения.

На данном этапе научного исследования вновь нужны теоретико-

Психолого-педагогические науки

83

методологические рамки, позволяющие выбрать необходимые, достаточные и репрезентативные показатели. Как показывают научно-педагогические исследования последних лет, в ситуации неопределенности ученые начинают сосредоточиваться на слишком большом количестве этих показателей, что в конечном итоге не позволяет классифицировать уровни того или иного педагогического явления. Как следствие, бывает трудно подобрать условия изменения самого явления, т. е. трудно обосновать и доказать гипотезу.

Рассмотрим, какие возможности хранит метод педагогического спектрального анализа в отборе показателей для выбранных критериев. Вновь обратимся к примеру нашего исследования реабилитации.

Правило определения спектра показало, что ведущим критерием является восстановление утрат. Следовательно, показателями выступают сами утраты. Для нашего исследования, направленного на реабилитацию в подростковом возрасте, этими показателями стали: социальный статус; состояние здоровья, вовлеченность в образовательное пространство. Ведущим методом выявления этих показателей стал анализ документации (личных дел и реабилитационных карт, в которых в обязательном порядке указанные признаки наличествуют). Уточняющая информация получалась при анализе независимых характеристик, представленных на реабилитируемых подростков (родителей, педагогов, специалистов реабилитационных центров).

В результате обработки ведущих признаков каждого из показателей было определено, что объектом нашего исследования будет процесс реабилитации трех групп подростков: имеющих физические ограничения в здоровье; оставшихся без попечения родителей; социально депри-вированных подростков. У всех этих трех групп были обнаружены деформации социального статуса, нарушения состояния здоровья и прерывности вовлечения в образовательный процесс. Несмотря на количественные расхождения показателей, качественно они были идентичными. Это, в свою очередь, позволяло предположить о наличии общих закономерностей процесса реабилитации в подростковом возрасте.

Итак, правило установления спектра определенным образом систематизирует показатели исследования педагогического явления, позволяет отвести их анализу конкретное место в диагностике: показать

масштабы явления и его характер, учитывать в процессе отбора базы и респондентов исследования.

Становится важной не динамика самой реабилитации, а динамика изменения реабилитируемого. Это и есть перевод социокультурного явление в поле исследования педагогики. На помощь исследователю приходит следующее правило спектрального анализа - правило направленности.

Правило направленности в качестве критерия педагогической сущности явления позволило нам назвать экстрагирование и удерживание социального развития подростка. В качестве показателей были выбраны: социальный интеллект, социальный интерес и социальная компетентность. Эти показатели соответствуют ведущим сферам личности (когнитивной, эмоциональной и поведенческой) и усекаются (или фокусируются) определенной характеристикой этих сфер - социальной.

При выборе такого показателя социального развития реабилитируемого подростка, как социальный интеллект, мы исходили из теоретического положения о том, что социальные знания в подростковом возрасте являются существенным условием качественного продвижения к взрослости. Из психологических источников известно [6], что в подростковом возрасте социальное знание является наиболее сенситивным; от уровня его форсированности зависит позитивное разрешение возрастного кризиса, успешное и качественное разрешение адаптационных процессов в мире взрослых. Для реабилитируемых подростков - это качественный личностный показатель.

При выборе показателя «социальный интерес» мы ориентировались на психологические закономерности о важности эмоционального переживания социальных контактов и отношений. Опираясь на теоретические выводы К. Д. Радиной, мы выделили уровни показателей социального интереса: эмоциональный отклик на социальное явление или социальное взаимодействие; эмоциональный настрой; переживание позитивного эмоционального опыта [5. С. 30]. Социальный интерес фиксировался при стремлении подростков к установлению партнерских отношений, при вовлеченности в общественно значимые события, при проявлении отзывчивости, сострадания, сопереживания, оказания помощи и поддержки другим людям.

84

Известия ДГПУ, №1, 2014

Сравнительный анализ показателей социального развития в разных пространствах привел нас к весьма любопытным и педагогически важным выводам. Обнаружилось, что:

• крайне отрицательно влияет на социальное развитие подростков с ограничениями здоровья их добровольная самоизоляция;

• изоляция детей-сирот, порождаемая реабилитационной деятельностью специалистов, связанных педагогическими стереотипами, приводит к стагнации индивидуальных социальных задатков;

• закрытый характер процесса реабилитации имеет меньше отрицательных последствий для социально депривиро-ванных подростков;

• но это происходит только в том случае, если закрытость носит кратковременный характер и ориентирована на возвращение в естественную социальную среду;

• смешанный тип реабилитации, распространенный на группы подростков, оставшихся без попечения родителей, и группы социально депривированных подростков, резко сужает возможности социального развития и приводит к смешанной социальной идентичности, весьма рискованной для подросткового возраста;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• подростки, имеющие ограничения в здоровье, в условиях смешанного характера реабилитации имеют самый высокий показатель развития социальных задатков;

• открытый характер процесса реабилитации обеспечивает наиболее полное социальное развитие подростка с ограничениями в здоровье в том случае, если

педагогические средства гарантируют этим подросткам равные с другими детьми социальные, культурные и антропологические права.

Метод педагогического спектрального анализа - метод научный. Он имманентен принципу холистического антроподинамизма. Именно этот метод позволяет рассматривать сложные, противоречивые и постоянно меняющиеся педагогические явления, как явления целостные. Вместе с тем, он позволяет в целостности видеть множественность спектров. Метод педагогического спектрального анализа представляющий собой строгую систему правил познания педагогического явления. К числу этих правил относится правило разложения на спектры, правило направленности, правило преломления и отражения. Все это позволяет обнаруживать объективную картину состояния и динамики педагогических процессов в зависимости от уровня открытости социума, степени социальной активности самого человека и характера эмоционального восприятия общественной действительности. Этот метод является комплексным, включает в себя взаимосвязанные конкретно-научные формы выявления и объяснения феномена становления личности в условиях педагогических действий. Метод спектрального анализа позволяет всесторонне и целостно видеть, как сами педагогические явления, так и характер взаимосвязей человека и общества, что открывает широкие горизонты педагогической практики в современных условиях усложняющегося и постоянно меняющегося мира.

Литература

1. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления: хрестоматия по общей психологии. М. : МГУ, 1981. С. 132-141. 2. Лаврентьева З. И. Антроподинамическая концепция реабилитации: монография. Новосибирск: Светлица, 2008. 396 с. 3. Лаврентьева З. И. Методологические основы исследования реабилитации как педагогического феномена // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. № 9. 2006. С. 52-61. 4. Прихожан

А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб. : Питер, 2005. 400 с. 5. Радина К. Д. Эмоциональные ориентиры как психолого-педагогические основания теории и практики воспитания: монография. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 100 с. 6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Питер, 2000. 624 с. 7. Сатаров Г. А. Социальный интеллект и динамика позиций. М .: Индем, 2003. 49 с. 8. Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб. : Речь, 2000. 352 с. 9. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI в.: вызовы информационной эпохи. Вопросы психологии. № 1, 2013. С. 48-65.

References

1. Gilford D. Three parts of intelligence // Psychology of thinking: reading book. M. : MSU, 1981. P. 132-141. 2. Lavrentyeva Z. I. Anthropogenically conception of rehabilitation: monography. No-

vosibirsk: Svetliza, 2008. 396 p. 3. Лаврентьева З. И. Methodological foundations of rehabilitation's researche as a pedagogical phenomena // Herald of N. A. Nekrasov Kostroma State Univer-

Психолого-педагогические науки

85

sity. # 9. 2006. P. 52-61. 4. Prihojan A. M., Tolstyih N. N. Psychology of orphanhood. SPb. : Piter,

2005. 400 p. 5. Radina K. D. Emotional landmarks as psychological-pedagogical bases of theory and practice of education: monography. SPb. : Gerzen RSPU, 1999. 100 p. 6. Rice F. Psychology of adolescence and youth. SPb. : Peter, 2000. 624 p. 7. Satarov, G. A. Social intelligence and dynamics positions. M. : INDEM, 2003. 49 p. 8. Sidorenko E. V. Therapy and training of Alfred Adler. SPb. : Speech, 2000. 352 p. 9. Feldshtein D. I. Problems of psychological and pedagogical sciences in the time-space situations of the 21st century: challenges of the information era. Questions of psychology. # 1, 2013. P. 48-65.

Literatura

1. Gilford D. Tri storony intellekta // Psihologija myshlenija: hrestomatija po obshhej psihologii. M. : MGU, 1981. S. 132-141. 2. Lavrent'eva Z. I. Antropodinamicheskaja koncepcija reabilitacii: mono-grafija. Novosibirsk: Svetlica, 2008. 396 s. 3. Lavrent'eva Z. I. Metodologicheskie osnovy issledo-vanija reabilitacii kak pedagogicheskogo fenomena // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo uni-versiteta im. N. A. Nekrasova. № 9. 2006. S. 52-61. 4. Prihozhan A. M., Tolstyh N. N. Psihologija sirotstva. SPb. : Piter, 2005. 400 s. 5. Radina K. D. Jemocional'nye orientiry kak psihologo-

pedagogicheskie osnovanija teorii i praktiki vospitanija: monografija. SPb. : RGPU im. A. I. Gercena,

1999. 100 s. 6. Rajs F. Psihologija podrostkovogo i junosheskogo vozrasta. SPb. : Piter, 2000. 624 s. 7. Satarov G. A. Social'nyj intellekt i dinamika pozicij. M. : Indem, 2003. 49 s. 8. Sidorenko E. V. Terapija i trening po Al'fredu Adleru. SPb. : Rech', 2000. 352 s. 9. Fel'dshtejn D. I. Problemy psi-

hologo-pedagogicheskih nauk v prostranstvenno-vremennoj situacii XXI v.: vyzovy informacionnoj jepohi. Voprosy psihologii. № 1, 2013. S. 48-65.

Статья поступила в редакцию 21.01.2014 г.

УДК 378.12

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

THEORETICAL BASES AND METHODS OF TEACHERS-BEGINNERS’ MOTIVATION DIAGNOSTICS OF THE PEDAGOGIC ACTIVITY AT THE MILITARY HIGHER SCHOOLS

© 2014 Мелетичев В. В. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена © 2014 Meletichev V. V. Herzen State Pedagogical University

Резюме. В статье представлены теоретические и методические основы, диагностический инструментарий, математический аппарат для проведения диагностики мотивации педагогической деятельности начинающих преподавателей военных вузов.

Abstract. The author of the article represents the theoretical and methodical bases, diagnostic toolbox, mathematical device for undertaking the diagnostics of the pedagogical activity’s motivations of the beginning teachers of the military high school.

Rezjume. V stat’e predstavleny teoreticheskie i metodicheskie osnovy, diagnosticheskij instru-mentarij, matematicheskij apparat dlja provedenija diagnostiki motivacii pedagogicheskoj de-jatel’nosti nachinajushhih prepodavatelej voennyh vuzov.

Ключевые слова: мотивация педагогической деятельности, диагностика, критерии, диагностические методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.