ББК 74.2 УДК 37
Шуралёва Елена Всеволодовна докторант г. Владимир Shuralyova Elena Vsevolodovna
Applicant for Doctor's Degree Vladimir
Профилактика агрессивного поведения подростков на основе гендерных различий Preventive Maintenance of Teenagers’ Aggressive Behaviour on the Basis of Gender Distinctions
В статье автор раскрывает гендерный подход в изучении агрессивного поведения и предлагает направления педагогической деятельности по профилактике негативных явлений в подростковом возрасте. Эффективность педагогических приемов и методов профилактики агрессивного поведения заключается в понимании не только сути духовного развития личности, рефлексии, установок на сознательные сферы жизни, но и зависит от половой принадлежности.
In the article the author reveals the gender approach to aggressive behaviour studying and offers directions of pedagogical activity for preventive maintenance of the negative phenomena at teenage age. Efficiency of pedagogical techniques and methods of preventive maintenance of aggressive behaviour consists in understanding not only the essence of a person’s spiritual development, a reflexion and adjustment on conscious spheres of life, but also depends on a sex.
Ключевые слова: гендерные различия, гендерная роль, подросток, саморегуляция, профилактика, фрустрация, агрессивное поведение.
Key words: gender distinctions, gender role, teenager, self-control, preventive maintenance, frustration, aggressive behaviour.
В настоящее время агрессия является предметом активных научнопрактичных исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах -эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности. В данных условиях становится актуальным анализ проблемы проявлений и уровня агрессии.
Подростковый возраст - это время развития самосознания человека, и са-моотношение себя к гендерной идентификации. Принятие определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением
существующих стереотипов мужественности и женственности. [2, 3] В настоящее время все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского». Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками. Поэтому нами поставлена цель данного исследования: выявить гендерные особенности проявления агрессивного поведения подростков
Для выявления гендерных особенностей агрессивности нами была использована методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в изучение особенностей в системе «агрессия-гендер» может быть использовано для психолого - педагогического консультирования межличностных отношений в различных группах коррекции.
Среди всех обнаруженных половых личностных различий различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым, начиная с детского возраста. В целом различия мужчин и женщин по агрессивности обусловливаются совокупностью как биологических, так и социальных причин.
В данной работе агрессивность понимается как готовность к агрессивным действиям по отношению к другим, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности определенным образом воспринимать и интерпретировать поведение другого. Агрессивность женщин и мужчин имеет разный характер, разные формы и интенсивность проявления, т. е. имеет гендерные различия.
Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная
с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.[1, 5]
В агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.[3, 4]
Наиболее явные различия обнаруживаются в реально практикующихся формах агрессивного реагирования.
Исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе средней школы № 14 г. Владимира. В эксперименте участвовало 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
- исследовательский этап - исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;
- аналитический этап эксперимента - анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психологопедагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.
В ходе исследования была использована методика состояния агрессивности Басса-Дарки. Анализ достоверности различий имеет практическое значение при оценке статистической значимости разности выборочных средних величин в сопоставляемых распределениях.
Результаты исследования показали, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, у девочек составляют 16 %, а у мальчиков - 22%. Индекс агрессии, превышающий норму, у мальчиков представлен 4 %, а у девочек - 8 %. Учащиеся, у которых оба индекса выше нормы, среди девочек составляют 9 %, а среди мальчиков - 14 %.
На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью, и что высокие показатели по разным типам реакций должны различаться у подростков разного пола. По результатам анализа данных можно предположить, что основное отличие агрессивного поведения девочек от мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и подозрительность.
Для выявления статистически значимых различий по каждому из перечисленных типов реакций были составлены по два ряда цифр-показателей, полученных по результатам тестирования. Достоверность различий определялась по Т-критерию Стьюдента. Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5-процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше развиты у мальчиков. Различия по таким признакам, как подозрительность, менее значимо, чем на 10-процентном уровне значимости (12 %), что позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у девочек. Сопоставление показателей выраженности таких типов реакций, как косвенная агрессия, негативизм, обида и чувство вины, не показало статистически достоверных различий в группах мальчиков и девочек. Следует отметить, что в обеих группах получены высокие показатели по негативизму и вербальной агрессии, а также по чувству вины. Такие формы протестного поведения очень типичны для подростков.
Высокий показатель чувства вины имеет место у 31 % девочек и у 27 % мальчиков. Это означает, что неудачи, плохие поступки переживаются подро-
стками и могут приводить к заниженной самооценке, и соответственно необходима поддержка у них чувства самоуважения и уверенности в своих возможностях.
Так же сравнительный анализ средних значений агрессивности мальчиков и девочек показывает, что у мальчиков и девочек индекс агрессивности превосходит индекс враждебности. При этом индексы агрессивности мальчиков и девочек практически равны, а индекс враждебности девочек превалирует над индексом враждебности мальчиков. По отдельным шкалам степень враждебности, обиды девочек превосходит степень враждебности, обиды у мальчиков. Так же степень выраженности подозрительности девочек превалирует над степенью выраженности подозрительности мальчиков. Уровень физической агрессии у девушек (24 %) в среднем ниже, чем у юношей (42 %). Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все - таки более распространенной.
Теоретический анализ проблемы, позволяет предположить, что у юношей такой вид агрессии появляется в качестве компенсации при невротических расстройствах, нарушении половой идентичности, в частности при воспитании в семьях, лишенных отцов, при низком уровне самооценки, невысоком рейтинге в группе. Такие юноши дистанцируются от группы, избегают контакта со сверстниками, склонны к совершению необдуманных, антисоциальных, брутальных (грубых) поступков. [5]
Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценива-ние внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление). Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация. Физическое само-восприятие мальчиков-подростков обостреннее, им трудно «завуалировать»
видимые физические недостатки, которые могут быть причиной агрессивности.
[5]
Высокий уровень косвенной агрессии свидетельствует о фрустрированно-сти (глубокая депрессия, связанная с нарушением планов) подростка и его попытках сдержать свои агрессивные проявления. Эти проявления в итоге переносятся на неодушевленные предметы (мальчик стоит в состоянии задумчивости и бьет прутом забор) и третьих лиц, как правило, лиц ближайшего окружения, например родителей, учителей (немотивированная грубость, отказ от исполнения обычных функций). [5]
Исследование показало, что как у мальчиков-подростков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм (мальчики - 44%, девочки - 42%). Негативизм свойствен подросткам в силу их психологических особенностей. И те и другие состояния - высокий риск по агрессивным и криминальным поступкам. Раздражительность не является показателем собственно агрессии, но отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании с высоким уровнем физической или косвенной агрессии это очень опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими.
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В этой связи следует повторить, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. [1]
Кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности - пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении, - от-
сутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии. Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.
Профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социальнопедагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
- выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
- современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Проведенное исследование позволило сформулировать рекомендации по психолого - педагогической работе с подростковой агрессивностью:
- Формирование у подростков социально-адаптивной и нравственнозрелой личности осложняется необходимостью преодоления чувства неуверенности, коррекции самооценки, поддержания чувства самоуважения.
- Эффективным средством повышения самоуважения учащихся являются индивидуальные беседы с ними психолога по результатам проведенной психо-
диагностики, в процессе которой обсуждаются их индивидуальные особенности, умение использовать свои сильные стороны и преодолевать существующие проблемы. Уже само внимание к личности учащегося служит целям психологической реабилитации.
- Индивидуальная работа педагога-психолога с подростками является одной из основных форм коррекции протестного поведения, поскольку позволяет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия и применять элементы рациональной терапии, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств.
- Групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами.
- Выявление подростков с агрессивными формами поведения и определение основных причин такого поведения должны обсуждаться совместно психологом, классным руководителем, чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность.
- Необходимо социально-психологическое просвещение родителей в целях повышения их психолого-педагогической компетентности и разъяснения важности психологической помощи в разрешении конфликтов с подростками: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и протестного поведения.
Библиографический список
1. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст] : учебное пособие / Л. Берковиц. - СПб.: прайм - Еврознак, 2004. - 512 с..
2. Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст] : учебное пособие /И.С. Клецина. -СПб.: Питер, 2006. - 334 с.
3. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений [Текст]: учебное пособие / И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
4. Копейко, Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности [Текст] : учебное пособие / Я.Ю. Копейко. - СПб.: Алетейя, 2005. - 211 с.
5. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков [Текст] : учебное пособие / Ю.Б. Можгин-ский. - М.: МЕДпресс, 2006. - 128 с.
Bibliography
1. Berko vits, L. Aggression. Reasons, Consequences and Control [Text]: Manual / L. Berkovits. - SPb.: Prime-Eurosign, 2004. - 512 p.
2. Kletsina, I.S. Gender Socialization [Text]: Manual / I.S. Kletsina. - SPb.: Peter, 2006. -334 p.
3. Kletsina, I.S. Psychology of Gender Relations [Text]: Manual / I.S. Kletsina. - SPb.: Aleteya, 2004. - 408 p.
4. Kopeiko,Ya.Yu. Gender Aspects of Aggression [Text]: Manual / Ya.Yu. Kopeiko. - SPb.: Aleteya, 2005. - 217 p.
5. Mozhginsky, Yu.B. Teenagers’ Aggression [Text]: Manual / Yu.B. Mozhginsky. - M: MEDPRESS, 2006. - 128 p.