74
Известия ДГПУ, №1, 2014
УДК 159.9
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
«СЕТЕВОГО» ПЕДАГОГА
PSYCHO-DIAGNOSTIC TOOLS OF “NETWORK" TEACHER
© 2014 Королева Н. Н., Богдановская И. М. Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена © 2014 Koroleva N. N., Bogdanovskaya I. M. Herzen State Pedagogical University of Russia
Резюме. В статье автор раскрывает особенности деятельности «сетевого» педагога, а также диагностического психолого-педагогического инструментария.
Abstract. The author of the article describes the peculiarities of the “network” teacher’s activity and diagnostical psychologico-pedagogical tools.
Rezjume. V stat’e avtor raskryvaet osobennosti dejatel’nosti «setevogo» pedagoga, a takzhe di-agnosticheskogo psihologo-pedagogicheskogo instrumentarija.
Ключевые слова: психодиагностический инструментарий, «сетевой» педагог, мультисервисный подход, самодиагностика.
Keywords: psycho-diagnostic tools, “network” teacher, multi-service approach, self-diagnostics. Kljuchevye slova: psihodiagnosticheskij instrumentarij, «setevoj» pedagog, mul’tiservisnyj podhod, samodiagnostika.
Современное общество характеризуется возрастающей компьютеризацией, созданием глобальных и локальных сетей, формированием информационной среды, играющей все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека [1]. Так, его основными чертами являются: приоритет информации над традиционными экономическими и политическими ценностями; повышение роли и значения коммуникации, сетевых информационных технологий; возникновение глобального общества на основе общей информационной культуры. Информатизация приводит к изменениям в критериях социальной дифференциации, которые формируются теперь на основе образования и культуры, в широком смысле - на основе обладания и возможности контроля над информацией.
Быстро меняющиеся условия социальной среды, интенсивные технологические изменения приводят к необходимости переустройства системы высшего образования в связи с предъявлением новых требований к качеству и содержанию подготовки современного специалиста. Перефразируя П. Г. Щедровицкого [4], можно сказать, что высшее образование в
настоящее время ориентировано на следующие цели: 1) Обеспечение высокой образовательной мобильности, в том числе и за счет развитой информационно-коммуникационной виртуальной среды вуза, обеспечивающей доступ обучающимся к информационным ресурсам, учебному и научному оборудованию, электронным библиотекам с любого рабочего места в единой информационной среде. 2) Развитие технологической инфраструктуры, которая позволяла бы обеспечивать мультисервисный подход к проведению занятий с использованием высокоскоростных компьютерных классов, мультимедийных интерактивных систем, телекоммуникационных технологий, цифрового телевидения и телефонии в реальном режиме времени. 3) Подготовка квалифицированных кадров, обладающих высоким уровнем технологической и информационной культуры, способных осваивать новые технологии обучения.
Указанные цели неразрывно связаны с пониманием трансформации и усложнения психических функций человека в ходе виртуального взаимодействия, изменения особенностей мотивационной, коммуникативной, ценностно-смысловой
Психолого-педагогические науки
75
сфер личности активных пользователей сетевых технологий. Из этого следует, что «включение» преподавателей и студентов в структуру коммуникативных связей виртуальной среды университета предполагает проработку:
- индивидуально-ориентированного подхода в проектировании виртуальных образовательных сред и коммуникаций;
- психологических критериев информационной культуры преподавателей и студентов;
- понимания психологических особенностей интерактивного общения в виртуальной коммуникационной среде университета;
- направлений активизации творче-ски-инновационной совместной деятельности преподавателей и студентов в виртуальной коммуникационной среде университета.
Высокую актуальность в этой связи приобретает разработка диагностического психолого-педагогического инструментария, который позволял бы:
- оценивать специфику организации виртуального коммуникационного образовательного пространства;
- анализировать содержание конкретных ситуаций взаимодействия;
- уточнять коммуникативные цели и задачи (как свои, так и партнеров);
- вырабатывать собственную коммуникативную стратегию;
-проводить групповую оценку виртуальной коммуникационной среды университета.
Особый смысл владение диагностическим психолого-педагогическим инструментарием приобретает в системах удаленных образовательных коммуникаций. Следует отметить, что удаленные образовательные коммуникации выступают новаторской формой профессионального образования, создаваемой и развиваемой в связи с запросами современного общества. Действительно, формы организации и реализации дистанционного обучения соответствуют большинству требований, предъявляемых к образованию с точки зрения подготовленности современного специалиста к нестабильным и стереоскопичным условиям труда и социальной жизни, а также в связи с потребностями непрерывного образования. Удаленные образовательные коммуникации подразумевают и образовательную мобильность, и обращенность обучения и обра-
зовательного процесса в целом к человеку, и создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения. В то же время, преподаватели и студенты, взаимодействующие на основе удаленных образовательных коммуникаций, должны обладать специальными навыками работы с информационными продуктами и системами, основанными на современных достижениях науки и техники, а также ориентироваться в новейших технологиях. Кроме этого, субъекты образования при удаленных образовательных коммуникациях должны обладать определенными психологическими и интеллектуальными особенностями, которые обеспечат эффективность в процессе обучения и на выходе.
В этой ситуации важной частью психолого-педагогического инструментария «сетевого» педагога становится самодиагностика, подтверждающая готовность преподавателя к организации сетевого взаимодействия в ходе учебного процесса при удаленных образовательных коммуникациях. Как отмечает О. Ф. Брыксина [2], важнейшими направлениями самодиагностики «сетевого» педагога являются:
- способность оценивать актуальность проблем и умение прогнозировать их масштабируемость с целью выноса на коллективное обсуждение наиболее злободневных вопросов для большего числа субъектов, участвующих в дистанционном обучении;
- оценка навыков выбора способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующих характеру проблемы и позволяющих выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами (синхронное или асинхронное взаимодействие, время, количество участников обсуждения и т. п.);
- полнота использования всех возможностей выбранного способа взаимодействия для наиболее точного отражения сути проблемы и обеспечения оперативности ее решения;
- обеспеченность предварительной содержательной и организационной подготовки участников к сетевому взаимодействию;
- умение давать лаконичную, но исчерпывающую по содержанию, формулировку проблемы и логически последовательно излагать ее суть;
76
Известия ДГПУ, №1, 2014
- умение наблюдать за развитием дискуссии, отслеживая ее центральную ветвь и спонтанно возникшие ветви (появление которых достаточно естественно при организации полилога), управлять этим процессом (идти «вширь» или «вглубь»), считаясь с мнением большинства;
- степень обеспечения психологически комфортной атмосферы для дистантных участников полилога и т. п.
Вторая часть инструментария «сетевого» педагога связана с психологопедагогической диагностикой тех индивидуальных характеристик участников виртуальной коммуникации, которые в наибольшей степени влияют на конструктивность и эффективность образовательного взаимодействия, которые включают:
- знания и система представлений о сетевом образовательном взаимодействии;
- отношение к сетевому образовательному взаимодействию;
- ценностно-мотивационные факторы выбора сетевого обучения;
- особенности коммуникативных стратегий в ходе виртуального образовательного взаимодействия;
- когнитивные особенности участников виртуального образовательного взаимодействия;
- эмоционально-волевые особенности участников виртуального образовательного взаимодействия.
Третий компонент инструментария «сетевого» педагога опирается на такие средства психолого-педагогической диагностики, как анализ продуктов деятельности и экспертная оценка субъектов информационного взаимодействия. Эти методы позволяют оценить степень конструктивности и эффективности образовательного взаимодействия в соответствии с критериями, предложенными Дж. Равеном [3], которые включают стили и компоненты эффективного поведения в виртуальной образовательной среде, а также проявления личностной компетентности - когнитивные, аффективные, волевые, поведенческие.
Значимые стили поведения в виртуальной образовательной среде могут условно быть разделены на следующие типы:
- стиль достижения, основными чертами которого являются: стремление к освоению новых видов деятельности в виртуальной образовательной среде; ориентация на создание информационных продуктов; освоение новых способов деятельности;
- стиль сотрудничества, связанный с оказанием поддержки и содействия партнерам по информационному взаимодействию для скорейшего достижения общей цели, бесконфликтной совместной работой, стремлением устанавливать с партнерами по информационному взаимодействию теплые, доверительные отношения, умением устраивать эффективные групповые обсуждения;
- стиль влияния, способствующий обеспечению в группе обмена знаниями для принятия эффективных совместных решений, четкому формулированию целей группы и позволяющий участникам виртуального взаимодействия адекватно реагировать на нужды других и проявлять энергию для достижения индивидуальных образовательных целей.
Эффективное поведение в виртуальной образовательной среде включает следующие компоненты:
- когнитивный, понимаемый как свободное, открытое для опыта фантазирования, размышление о содержании виртуального образовательного процесса, анализ результатов и последствий собственных действий;
- аффективный, включающий установку на продуктивное использование положительных и отрицательных эмоций, превращение чувства напряженности, возникающего при столкновении с трудностями, в стимул для их максимально быстрого разрешения, а не повод для отказа от решения поставленной задачи;
- волевой - дополнительные усилия для уменьшения вероятности неудачи, мобилизация энергии, настойчивости и воли, проявление настойчивости на протяжении длительного времени;
- поведенческий, предполагающий гибкую адаптацию в различных ситуациях виртуального образовательного взаимодействия
Опираясь на изложенное содержание диагностического инструментария «сетевой» педагог может успешно контролировать мотивацию и регуляцию субъекта в образовательной деятельности в рамках виртуального взаимодействия, осуществлять оценку продуктов образовательной деятельности и экспертную оценку субъектов информационного взаимодействия, а также проводить самодиагностику своей деятельности. Решение этих задач имеет инновационный, творческий характер и предполагает в дальнейшем освоение
Психолого-педагогические науки
77
сетевым педагогом соответствующей технологии психолого-педагогической диагностики, как одного из средств совершен-
ствования и проектирования виртуаль ной коммуникационной среды универси тета.
Литература
1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, № 1. 2. Брыксина О. Ф., Овчинникова О. А. Среда MicrosoftPowerPoint как инструментальное средство педагога. Самара: СИПКРО, 2004. 3. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М., 2001. 4. Щедровицкий П. Г. Ситуация в области образования // Русский журнал, ноябрь 2000.
References
1. Babayev Yu. D., Voiskunski A. E. Psychological consequences of Informatization // Psychological journal, 1998, # 1. 2. Bryksina O. F., Ovchinnikov O. A. Environment Microsoft PowerPoint as a tool of the teacher. Samara: sipkro, 2004. 3. Equal J. Pedagogical testing: Problems, confusion, prospects. M., 2001. 4. Shchedrovitsky P. G. The Situation in education // Russian journal, November
2000.
Literatura
1. Babaeva Ju. D., Vojskunskij A. E. Psihologicheskie posledstvija informatizacii // Psihologicheskij zhurnal, 1998, № 1. 2. Bryksina O. F., Ovchinnikova O. A. Sreda MicrosoftPowerPoint kak instru-
mental'noe sredstvo pedagoga. Samara: SIPKRO, 2004. 3. Raven Dzh. Pedagogicheskoe testiro-
vanie: Problemy, zabluzhdenija, perspektivy. M., 2001. 4. Shhedrovickij P. G. Situacija v oblasti
obrazovanija // Russkij zhurnal, nojabr' 2000.
Статья поступила в редакцию 20.01.2014 г.
УДК 37
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS IN SITUATIONS OF UNCERTAINTY
© 2014 Лаврентьева З. И. Новосибирский государственный педагогический университет
© 2014 Lavrentyeva Z. I. Novosibirsk State Pedagogical University
Резюме. Автор статьи рассматривает спектральный анализ как метод познания педагогических явлений в ситуации неопределенности. В статье раскрывается сущность метода педагогического спектрального анализа, как нового метода познания современных педагогических явлений.
Abstract. The author of the article considers the spectral analysis as a method of knowledge of the pedagogical phenomena in situations of uncertainty. The article also deals with the essence of the pedagogical method of spectral analysis, as a new method of knowledge of modern pedagogical phenomena.
Rezjume. Avtor stat’i rassmatrivaet spektral’nyj analiz kak metod poznanija pedagogicheskih javlenij v situacii neopredelennosti. V stat’e raskryvaetsja sushhnost’ metoda pedagogicheskogo spektral’nogo analiza, kak novogo metoda poznanija sovremennyh pedagogicheskih javlenij.
Ключевые слова: спектральный анализ, холистический антроподинамизм, критерии исследования, реабилитация.
Key words: spectral analysis, holistic anthropogenesis, the study criteria, rehabilitation.
Kljuchevye slova: spektral’nyj analiz, holisticheskij antropodinamizm, kriterii issledovanija, reabilitacija.