Научная статья на тему 'Методы оценки результатов инвестиционной активности предпринимательских структур индустрии гостеприимства'

Методы оценки результатов инвестиционной активности предпринимательских структур индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ / МУЛЬТИПЛИКАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Алла Юрьевна

Индустрия гостеприимства это часть туристской индустрии, специализирующейся на обслуживании приезжающих в данную местность людей и включающей совокупность средств размещения, общественного питания, объектов познавательного, развлекательного, делового, оздоровительного и спортивного назначения. В настоящее время всё больше городов нуждается в увеличении объектов индустрии гостеприимства, поэтому эта сфера привлекательна для инвесторов. Предлагается методика оценки эффективности функционирования индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки результатов инвестиционной активности предпринимательских структур индустрии гостеприимства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 14 (195).

Экономика. Вып. 27. С. 90-96.

А. Ю. Баранова

методы оценки результатов инвестиционной активности предпринимательских структур индустрии гостеприимства

Индустрия гостеприимства — это часть туристской индустрии, специализирующейся на обслуживании приезжающих в данную местность людей и включающей совокупность средств размещения, общественного питания, объектов познавательного, развлекательного, делового, оздоровительного и спортивного назначения . В настоящее время всё больше городов нуждается в увеличении объектов индустрии гостеприимства, поэтому эта сфера привлекательна для инвесторов . Предлагается методика оценки эффективности функционирования индустрии гостеприимства

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная

эффективности инвестиций, мультипликатор.

В качестве объектов инвестирования выбирают те, которые могут обеспечить наиболее высокую эффективность вложений . Основой такого выбора является оценка и прогнозирование составляющих инвестиционного процесса: инвестиционной деятельности, инвестиционной привлекательности и активности, инвестиционного климата, инвестиционных проектов .

Существует зависимость вышеперечисленных составляющих:

ЯКп(ЯПрИв) О/(ИА) О (ИД) О/(ИР) О/(ИЯ),

где ИКп — привлекательный инвестиционный климат; Иприв — инвестиционная привлекательность региона (отрасли); ИА — инвестиционная активность субъектов; ИД — инвестиционная деятельность субъектов; ИР — инвестиционный риск; ИП — инвестиционный потенциал .

Поэтому прежде, чем сформировать методику оценки инвестиционной активности индустрии гостеприимства, рассмотрим ранее предложенные подходы к формированию оценок составляющих инвестиционного процесса

В настоящее время широкое распространение получили:

1) статические методы обобщающей оценки инвестиций:

— метод, основанный на расчёте сроков окупаемости инвестиций;

— метод, основанный на определении нормы прибыли на капитал;

2) методы оценки эффективности инвестиций, основанные на дисконтировании:

• метод чистой приведённой стоимости (чистой дисконтированной стоимости, чистой текущей стоимости);

• метод внутренней нормы прибыли;

активность, индустрия гостеприимства, оценка

— дисконтированный срок окупаемости инвестиций;

— индекс доходности .

Преимущества статических методов в том, что они просты в применении и нет необходимости использовать метод дисконтирования, что позволяет увязать денежные потоки с данными бухгалтерского учёта . Инвестиции принесут прибыль тем быстрее, чем короче период окупаемости . Поэтому руководители фирм, принимающие решения по реализации инвестиционных проектов, должны учитывать как экономически оправданный срок окупаемости инвестиций, так и общее время полезного использования инвестиционного проекта . Учёт этого фактора позволяет повысить привлекательность инвестиций

Но метод окупаемости инвестиций, во-первых, не учитывает доходы (поступления), которые получит фирма после завершения экономически оправданного срока окупаемости и другие возможные варианты, рассчитанные на более длительный срок окупаемости инвестиций и требующие больших капиталовложений; во-вторых, не учитывается фактор времени, т. е . временной аспект стоимости денег

Что касается метода расчёта нормы прибыли на капитал, то в западноевропейских странах существуют различные определения понятий «доход» и «вложенный капитал». При расчёте нормы прибыли на капитал в качестве дохода может приниматься сумма прибыли и амортизации, чистый доход, т. е . после уплаты налогов и процентов за кредит, или чистая прибыль, т е прибыль после вычета налогов и без учёта амортизации . Кроме того, не учитывается различная стоимость денег (прибыли) в зависимости от времени их получения

Поэтому широкое распространение получили методы оценки эффективности инвестиций, основанные на дисконтировании и использующие методологию UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) . Однако методы ЮНИДО не позволяют оценивать социальный эффект.

Методы оценки инвестиционных решений не во всех случаях могут быть едиными, если учесть, что они значительно различаются по масштабам затрат, срокам их полезного использования, а также по полезным результатам .

К мелким инвестиционным проектам, не требующим больших капитальных вложений, не оказывающим существенного влияния на изменение выпуска продукции, а также имеющим относительно небольшой срок полезного использования, можно применять простейшие способы расчёта . В то же время реализация более масштабных инвестиционных проектов (новое строительство, реконструкция, освоение принципиально новых видов продукции и т. п .), требующих больших инвестиционных затрат, вызывает необходимость учёта большого числа факторов и, как следствие, проведения более сложных расчётов, а также уточнения методов оценки эффективности

При оценке инвестиционной привлекательности и активности отрасли и предприятий авторы [6; 10; 14; 16] предлагают использовать традиционные методы: анализ показателей бухгалтерской и финансовой отчётности, расчёт показателей финансовой устойчивости, коэффициентов выбытия и обновления основных фондов, динамику абсолютных и относительных показателей, рентабельность инвестиций, степень реализации инвестиционной активности и привлекательности, объём инвестиций и т . д .

Органы государственной статистики и рейтинговые агентства представляют инвестиционную активность региона в качестве уровня фактического объёма инвестирования или темпов его изменения, то есть они исследуют динамику и темпы фактических вложений .

Недостатком оценок инвестиционной активности, предложенных авторами первой позиции, является то, что они держатся в рамках одного предприятия, одной отрасли или одного региона . У них отсутствует чёткая взаимосвязь влияния факторов, которые могут привести к общему мультипликативному эффекту

Авторы [8; 13] предлагают использовать экономико-математические методы: корреляцион-

но-регрессионный анализ, линейное программирование, модель Харрода, модель обеспеченности региона факторами производства

Авторы [2-4; 11] для оценки инвестиционной привлекательности и активности отрасли и предприятий применяют показатели, основанные на учёте двух составляющих: экономической и рисковой

Под экономической составляющей они понимают доходность вложенных средств, то есть отношение прибыли (дохода) к вложенным средствам или отношение валового регионального продукта к привлечённым инвестициям Рисковая составляющая позволяет определить то, какая часть доходов будет потеряна в результате инвестирования, она рассчитывается по формуле многомерной средней

О. И . Фатеева и С . П . Конторович [5; 15] предлагают использовать многофакторный показатель оценки с учётом ряда показателей, влияющих на инвестиционную активность, а также с учётом весовых категорий этих показателей . Недостатком такого метода является субъективность экспертных оценок, к тому же весовые категории подвержены изменчивости

Р. Н . Зарипова, И . Гришина, В . К . Резанов, К . В . Резанов при оценке инвестиционной активности и привлекательности используют интегральные показатели, но эти показатели не учитывают цели организации [12] .

Е . В . Балацкий предлагает производить оценку инвестиционной активности на основе показателя, учитывающего мультипликативный эффект инвестиционной деятельности [1] . Недостатком данного метода является сложность расчётов, несопоставимость результатов во времени С нашей точки зрения, именно последний подход, будучи недостаточно изученным, является вместе с тем наиболее интересным Понятие «инвестиционной активности индустрии гостеприимства» нельзя использовать в рамках одного предприятия или одной отрасли, его нужно рассматривать в рамках региона . Финансовохозяйственная и инвестиционная деятельность предприятий индустрии гостеприимства в большей степени зависима от внешних факторов, таких как доходы населения, система налогообложения, мотивация потребителей, сезонность, государственные инвестиции Конкретное предприятие или группа предприятий индустрии гостеприимства, в отличие от промышленных или сельскохозяйственных, не в силах

самостоятельно обеспечить себе надёжный и постоянный уровень рентабельности

Поскольку особенность инвестирования в объекты индустрии гостеприимства заключается в наличии мультипликативного эффекта, влияющего на всю туристскую сферу и обеспечивающего финансирование до 80 % муниципального бюджета, то основные элементы оценки инвестиционной активности индустрии гостеприимства, по нашему мнению, состоят в следующем

1. Оценка уровня перспективности развития индустрии гостеприимства как сферы, а именно:

— экономической и социальной значимости этой сферы в муниципальном образовании или в регионе . Количественную оценку этого показателя можно произвести с помощью фактического и прогнозируемого удельного веса услуг индустрии гостеприимства в ВРП, объёма налоговых поступлений, удельного веса работников этой сферы в общей численности занятого населения;

— обеспеченности развития отрасли собственными финансовыми ресурсами с помощью показателей объёма и удельного веса инвестиций, осуществляемых за счёт собственных ресурсов;

— степени государственной поддержки развития индустрии гостеприимства, то есть предоставляются ли юридические гарантии стабильности ведения бизнеса, определённые льготы в области налогообложения, существуют ли стимулы для иностранных инвесторов;

— продолжительности жизненного цикла услуги, предоставляемой организациями индустрии гостеприимства

2. Оценка инвестиционных рисков.

Инвестиционные риски тесно связаны с рисками изменения законодательства в неблагоприятную сторону для инвестора, ухудшения финансового состояния конкретного предприятия индустрии гостеприимства, экологическими рисками, ростом инфляции, снижением покупательского спроса, с уровнем конкуренции в данной сфере

3. Оценка уровня рентабельности и конкурентоспособности организаций.

Для оценки инвестиционной активности относительно привлечения сторонних инвесторов в качестве акционеров в настоящее время в основном используют три основные группы методик:

— Методики, в основе которых лежит анализ внешней информации о предприятии (рыночный подход)

— Методики, основанные на анализе внутренней информации (бухгалтерский подход)

— Методики, основанные на анализе как внешних, так и внутренних факторов (комбинированный подход)

Существуют внутренняя и внешняя оценки эффективности инвестирования организаций индустрии гостеприимства (таблица)

4. Оценка бюджетных показателей организаций

К таким показателям можно отнести увеличение налоговых поступлений в бюджет в результате инвестирования, доходы бюджета от лицензирования инвестиционной деятельности и т д Бюджетные показатели характеризуют результат инвестиционной активности индустрии

Особенностью капитальных вложений в индустрию гостеприимства является мультипликативный эффект, то есть косвенное влияние на экономику муниципалитета или региона, поэтому в итоге инвестиционной активности предприятия (отрасли, региона) происходит увеличение доходной части консолидированного бюджета края за счёт роста прибыли индустрии гостеприимства и смежных с ней отраслей, а также социальный эффект

По результатам инвестиционной активности можно вывести бюджетные показатели индустрии гостеприимства:

ИА =/(Д1иг / Д0иг ; Д1см / Д0 см) 0 мак^

где ИА — инвестиционная активность; Д1иг/ Д0иг — отношение налоговых поступлений в бюджет от предприятий индустрии гостеприимства на конец периода, когда в течение года данными предприятиями привлекались инвестиции, к началу периода; Д1см/Д0см — отношение налоговых поступлений в бюджет от предприятий смежных отраслей с индустрией гостеприимства на конец периода, когда в течение года данными предприятиями привлекались инвестиции, к началу периода

Данные показатели позволят оценить влияние инвестиций не только на саму индустрию гостеприимства, но и на смежные с ней отрасли, а также на консолидированный бюджет края

Для более детального анализа можно использовать многофакторную модель, но тогда

Внутренняя и внешняя оценки эффективности инвестирования организаций индустрии гостеприимства

Финансовые показатели предприятия Критерии

Внутренняя оценка Коэффициенты ликвидности, платёже- и кредитоспособности, рентабельности Должны свидетельствовать об эффективной финансово-хозяйственной деятельности предприятия в аспекте коммерческого результата.

Учёт стоимости финансовых ресурсов во времени

Чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индексы доходности, доходность акций Суммарные денежные поступления должны превышать суммарные денежные затраты

Срок окупаемости Чем ниже данные показатели, тем эффективнее проект

Внешняя оценка Бюджетная эффективность Денежные притоки от инвестиций, увеличение налоговых поступлений в бюджет, доходы бюджета от лицензирования инвестиционной деятельности

Региональная эффективность Наличие социального эффекта: - удовлетворение спроса; - увеличение занятости и снижение безработицы; - наличие экономического эффекта: • дополнительный (мультипликативный) эффект в смежных отраслях региона; • расширение сбыта продукции (услуг)

за оценку инвестиционной активности следует принять показатель эффективности инвестиций:

ИД _ В _ В Чраб Чотд Чотд И В

■ И ~ Чраб 'Чод' В ■ И В'^отд ’

где В — выручка предприятия (отрасли); И — инвестиции; Чраб —численность работников в индустрии гостеприимства; Чотд — численность отдыхающих; Ротд — расходы отдыхающих .

Применение данной модели позволит оценить влияние того или иного фактора на эффективность инвестиций и на инвестиционную активность

Исследования инвестиционной активности индустрии гостеприимства в настоящее время проводятся крайне редко, и единые методические принципы выведения оценки пока не разработаны . Изучив методы и основные элементы оценки инвестиционной активности и привлекательности, предложенные ранее другими авторами, считаем целесообразным разработать следующую методику оценки инвестиционной и предпринимательской активности индустрии гостеприимства с учётом её специфики (рисунок) .

Традиционно различаются методики оценки инвестиционной активности отрасли, региона и предприятия . С нашей точки зрения,

с учётом специфики индустрии гостеприимства, оценка инвестиционной и предпринимательской активности данной сферы должна подразделяться не по объектам, а по субъектам:

— оценка для инвестора;

— оценка для бюджета;

— оценка для руководства предприятия .

Соотносительно к ним могут иметь место

различные цели и задачи, эффективность и результативность которых измеряется различными показателями и методами .

На первом этапе осуществляется постановка цели и задач, которые отличаются от намерений субъектов инвестирования .

На втором этапе выявляются основные показатели, которые подлежат оценке с точки зрения инвестиционной и предпринимательской активности:

— оценка рыночной активности, которая включает в себя оценку риска, срок окупаемости, норму доходности, размер дивидендов, проценты по ценным бумагам и т д ;

— бюджетные и социальные показатели — количество занятых, увеличение доходной части бюджета в результате привлечения инвестиций;

— оценка конкурентоспособности предприятия — анализ SWOT, оценка ценовых показателей, влияющих на конкуренцию организации (объём реализации услуг, налог на прибыль, инвестиции в основной капитал, индекс потреби-

Методика оценки инвестиционной активности индустрии гостеприимства

тельских цен); неценовые показатели, влияющие на спрос (расходы населения на отдых, виды предоставляемых услуг);

— оценка финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности организации, включающей в себя все финансовые показатели внутрихозяйственной деятельности

На третьем этапе, после того как определены цели, задачи и основные показатели инвестиционной активности, к которым следует стремиться, осуществляется привлечение инвестиционных ресурсов

На четвёртом этапе выбирают методы управления инвестиционным поведением индустрии гостеприимства, которые различаются по субъектам управления

На пятом этапе подводится итог финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности объектов инвестирования индустрии гостеприимства, сравниваются плановые и фактические показатели, осуществляется прогнозирование

На шестом этапе оценивается влияние инвестиционной активности индустрии гостеприимства на экономику муниципального образования или региона

Решению одной из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности . Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства, предпринимательства, увеличение налоговых отчислений и т . д . , то есть обеспечивает эффект мультипликатора, поэтому инвестиционная активность и экономический рост взаимообусловлены

Предложенная нами методика оценки инвестиционной активности индустрии гостеприимства отличается от рассмотренных ранее тем, что за базу её оценки принимаются не темп роста или прироста объёма инвестиций в данную сферу, а темп роста и прироста объёма оказанных услуг, налоговых поступлений, численности занятых в индустрии гостеприимства и смежных с ней отраслей благодаря инвестированию . Кроме того, предложенная методика обладает системностью, так как она «вписывается» в сложную социально-экономическую систему региона, и комплексностью, потому что учитываются последствия её реализации

Список литературы

1 . Балацкий, Е . В. Инвестиционный бизнес и его влияние на экономику / Е . В . Балацкий // Мировая экономика и междунар . отношения. 1999. № 6 . С. 28 .

2 . Валинурова, Л. С. Управление инвестиционным процессом в экономических системах : монография / Л. С. Валинурова. М . : Палеотип. 2002 . 150 с.

3 . Егорова, Л. К. Управление инвестиционной привлекательностью региона : дис . ... канд. экон. наук / Л . К . Егорова. М . , 2006. 170 с.

4 . Жеребенков, С. В . Инвестиционная активность предприятий и монетарные методы её регулирования : дис . . .. канд . экон. наук / С. В . Жеребенков . Орел, 2004. 174 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 . Конторович, С. П. Управление инвестиционной привлекательностью предприятий : дис . ... канд экон наук / С П Конторович Волгоград, 2002 122 с

6 . Коренков, А . В. Построение рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий с учетом прогноза финансового состояния и отраслевой принадлежности : дис . канд экон наук / А . В . Коренков . Екатеринбург, 2003 . 118 с .

7. Левченко, Т. П . Управление инвестиционной привлекательностью организаций санаторно-курортной сферы : дис . ... д-ра экон . наук / Т. П . Левченко СПб , 2004 282 с

8 . Локтюхин, В . В . Разработка моделей и методов оценки инвестиционной активности промышленных предприятий региона : дис . канд экон наук / В В Локтюхин Рязань, 2004 184 с

9 Мазур, И И Управление проектами / И И . Мазур, В. Д . Шапиро, Н . Г Ольдерогге . М . : Омега-Л, 2006 664 с

10 . Малкова, Т. Б. Управление инвестиционной активностью предприятий топливно-энергетического комплекса региона : дис . канд экон наук / Т. Б. Малкова. Иваново, 2005. 158 с.

11 . Пушинин, А. А. Формирование и оценка инвестиционного климата региона с учетом влияния на него физического и человеческого капитала : дис . ... канд . экон . наук / А . А . Пушинин . СПб . , 2006. 224 с .

12 . Резанов, В. К . Инвестиционная привлекательность лесного комплекса: оценка и управление : учеб. пособие/ В. К. Резанов, К . В. Резанов . Хабаровск : Изда-во гос . техн. ун-та, 2003. 220 с .

13 . Рябов, Ю . Л . Инвестиционная привлекательность региональной экономики и современ-

ной России : дис . канд экон наук / Ю Л Рябов Тамбов, 2006 157 с

14 Трофимова, Л А Теория и методология управления инвестиционной активностью промышленных предприятий в конкурентной среде : дис . д-ра экон наук / Л А Трофимова СПб , 2003 345 с

15 . Фатеева, О. И. Формирование методического подхода к оценке инвестиционной ак-

тивности строительного предприятия : дис . ... канд . экон. наук / О. И. Фатеева. Тюмень, 2007. 149 с.

16 . Черных, Я. А. Оценка инвестиционной привлекательности акционерного общества промышленности: на примере Приморского края : дис . ... канд . экон . наук / Я . А . Черных . Владивосток, 2006. 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.