Научная статья на тему 'Механизм управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства'

Механизм управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1216
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
механизм управления / предпринимательские структуры / индустрия гостеприимства / вертикальное и горизонтальное управление / mechanism of management / entrepreneurial structures / Hospitality industry / vertical and horizontal management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова А. Ю.

Индустрия гостеприимства как объект управления представляет собой сложное неоднородное образование с неодинаковой собственнической принадлежностью. Многими авторами предлагаются меры вертикального управления организациями индустрии гостеприимства, преимущественно меры законодательного характера. В данной статье представлен механизм управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства, который приведет к эффективному взаимодействию всех субъектов хозяйствования данной сферы на горизонтальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As an object of management, hospitality industry is a complex non-homogenous sphere many authors suggest measures of vertical management of its organizational aspect, mostly measures of legal character. The article describes an alternative mechanism of managing entrepreneurial structures in the hospitality industry that can foster effective interaction of all economic subjects involved on the horizontal level.

Текст научной работы на тему «Механизм управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства»

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

А.Ю. Баранова,

старший преподаватель кафедры мировой экономики Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, кандидат экономических наук baranovalla-77@mail.ru

Индустрия гостеприимства как объект управления представляет собой сложное неоднородное образование с неодинаковой собственнической принадлежностью. Многими авторами предлагаются меры вертикального управления организациями индустрии гостеприимства, преимущественно меры законодательного характера. В данной статье представлен механизм управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства, который приведет к эффективному взаимодействию всех субъектов хозяйствования данной сферы на горизонтальном уровне.

Ключевые слова: механизм управления, предпринимательские структуры, индустрия гостеприимства, вертикальное и горизонтальное управление

ББК Ч518.14(0)к

В условиях современной экономики производственный и экономический потенциал организаций индустрии гостеприимства не может эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективн ый механ изм управления. Для более глубокого раскрытия значения и содержания механизма управления организациями индустрии гостеприимства необходимо его сопоставление с другими известными типами механизмов, сложившимися и существующими в окружающей действительности.

Понятие «механизм» заимствовано из техники и перенесено в экономику. В экономической теории данный термин встречается в разных словосочетаниях: «организационный механизм», «экономический механизм», «финансовый механизм», «механизм управления предприятиями и отраслями» и т.п. В связи с этим возникают разносторонние трактовки механизма управления.

Тихомиров Ю.А. под «механизмом управления» понимает процесс согласованного воздействия субъектов управления на явления окружающей социальной действительности [19].

Омаров А.М. рассматривает механизм управления как способ организации, включая обеспечение функционирования управляющей подсистемы, ориентированной на достижение целей подсистемы [14].

Зеленцева Л.С. трактует это как конкретное сочетание отношений, форм, методов и средств, которые обеспечивают функционирование производственно-экономической системы [11].

Большинство авторов, изучающие механизм управления в современных условиях туристско-рекреационной сферы (Бусыгин Г.П., Романова М.Е., Богомолова Е.С., Тихомирова А.А., Сергиенко Л.В., Васильева Л.В. и др.) подразделяют его на две составляющие: организационный и экономический [4, 16, 3, 20,

18, 6]. В качестве основных элементов механизма управления они выделяют:

— экономические методы управления (внутрифирменное планирование, самофинансирование, ценообразование, повышение квалификации);

— принципы управления (интегрированность знаний, кадровое обеспечение, целевая конкретность, своевременность принятия управленческих решений);

— нормативно-правовое регулирование (законодательные акты);

— функции управления (организация, стандартизация, нормирование, планирование, прогнозирование, контроль и учет, маркетинг, координация).

Абрамова Т.В. и Кветенадзе Л.А. механизм управления в курортно-туристском комплексе России рассматривают как систему четырех механизмов [1,12]:

— административно-организационный (система распределения полномочий);

— экономический механизм (система ресурсного обеспечения);

— кадровый механизм (обучение и мотивация);

— информационный механизм (система информационного обеспечения).

Однако, ранее перечисленные авторы не рассматривают такой источник финансирования как сбережения рекреантов и не анализируют возможности управления потоком отдыхающих. Поток рекреантов ими анализируется с точки зрения маркетингового подхода, а не управленческого. Кроме того, авторами делается основной упор на организационно-экономический аспект механизма управления, то есть предлагаются меры совершенствования законодательства и внутрифирменного планирования, но также необходимо рассмотреть возможные партнерские отношения между организациями индустрии гостеприимства.

Абрамова Т.В., Гаценбиллер Н.Ю. и другие предлагают создание Государственного комитета (совета) по развитию туризма и курортов, объединяющие функции Министерства здравоохранения и департаментов по развитию туризма, что приведет, на наш взгляд, к дублированию ряда функций.

На основании вышеизложенного, в целях совершенствования управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства, необходимо формирование иного механизма управления, который бы позволял использовать не только вертикальное, но и горизонтальное регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере (рис.2).

Основными элементами представленного механизма являются: предпринимательские структуры индустрии гостеприимства как объекты управления, субъекты управления, обеспечение, методы, способы и функции управления. Эти перечисленные элементы составляют вертикальное управление индустрией гостеприимства, т.к. процесс управления осуществляется сверху вниз (от субъектов к объектам).

Особенностью данного механизма является наличие горизонтального управления, а именно партнерские объединения предпринимательских структур индустрии гостеприимства и частных структур других отраслей (сфер), цель которых заключается в управлении потоком рекреантов, что обеспечит запол-няемость и увеличит доходы индустрии гостеприимства.

Рассмотрим элементы представленного механизма управления более подробно.

Главенствующую роль в данном механизме занимают субъекты управления: государственные (муниципальные) органы власти, руководители данных организаций и предприниматели (рис.1).

Всех субъектов управления, кроме некоммерческих структур, объединяет то, что они могут являться инвесторами, то есть осуществлять вложения средств в развитие организаций индустрии гостеприимства. Государственные органы власти, помимо инвестиционного, осуществляют нормативно-правовое управление и управление на праве собственности.

Некоммерческие организации, создаваясь в форме ассоциаций, партнерств и союзов, содействуют защите интересов предпринимателей, разработке собственных стандартов гостиничной, лечебной, экскурсионной и других видов деятельности, развитию малого и среднего бизнеса в индустрии гостепри-

Субъекты управления в индустрии гостеприимства

Руководители организаций индустрии гостеприимства

Предприниматели

Управление внутрихозяйствен ной и финансовой деятельностью

Управление в форме объединений, на основе франчайзинга, контрактное упоавление

Управление инвестициями

Государственные органы власти

Нормативно-

правовое

управление

Управление на праве собственности

Рис.1. Субъекты управления предпринимательскими структурами в индустрии гостеприимства

Предпринимательские структуры индустрии гостеприимства

Коммерческая, социальная, системная, регулирующая, стимулирующая, контрольная

Органы власти, рекреанты, партнерские объединения, руководители организаций индустрии гостеприимства

Субъекты

управления

Т

Механизм управления предпринимательскими структурами в индустрии гостеприимства

Методы

управления

Государственное регулирование и стимулирование, стратегическое и тактическое планирование, нормирование, франчайзинг, контрактное управление

Способы

управления

Нормативное, информационное, финансовое, ресурсное, кадровое, инвестиционное, инновационное, расходы рекреантов

Нормативно-

правовые,

административные,

финансово-

экономические,

социальные

Рис.2. Механизм управления предпринимательскими структурами в индустрии гостеприимства

имства, разработке образовательных программ по обучению и повышению квалификации кадров и т.д.

Вторым элементом представленного механизма является обеспечение. Оно бывает нескольких видов, для органов власти- нормативно-правовое, информационное, финансовое (инвестиционное), для частных структур- финансовое, ресурсное и кадровое. Следует обратить внимание на то, ввиду специфики индустрии гостеприимства ее финансовыми ресурсами являются сбережения рекреантов, которые трансформируются сначала в их расходы на отдых и лечение, а затем в доходы индустрии гостеприимства.

Методы управления (третий элемент механизма) определяют оптимальный комплекс мер, стратегий, реализации организациями индустрии гостеприимства своих функций и могут способствовать достижению экономического роста. В основу применения данных методов управления, по нашему мнению, должны быть положены:

— приемлемая ценовая политика и тарифная политика на коммунальные услуги;

— оптимальные решения в осуществлении ресурсозатрат;

— научные виды деятельности, позволяющие своими результатами укреплять материально-техническую базу организаций;

— стимулирование оплаты труда, создание благоприятных социально-психологических условий труда, решение проблемы занятости населения.

В зависимости от субъектов управления методы управления подразделяются на нормативно-правовые, административные, финансово- экономические и социальные—для органов власти и финансово- экономические и социальные — для частных структур.

Способы управления организациями индустрии гостеприимства (четвертый элемент механизма) также подразделяются в зависимости от субъектов управления. Государственные (муниципальные) органы власти используют определенные стратегические и тактические меры воздействия, способствующие

развитию индустрии гостеприимства на перспективу. Частные структуры в управлении данными организациями применяют контрактное управление, франчайзинг. Особое внимание следует уделить такому способу управления как нормирование, которое осуществляет связь между целями, проблемами и ресурсами в сфере управления, позволяет оценить потенциал индустрии гостеприимства и фактическое потребление услуг.

Среди функций индустрии гостеприимства (пятый элемент механизма) можно выделить основные две: коммерческую, обеспечивающую прибыль организациям и налоговые поступления в бюджет, и социальную, способствующую занятости местного населения и восстановлению здоровья рекреантов. Но, кроме того, существует ряд функций, которые позволяют субъектам управления реализовывать соответствующие принципы и методы управления:

— системная функция, под которой понимаются комплексное развитие инфраструктуры индустрии гостеприимства (ИГ), согласование действий органов управления ИГ с муниципальными и региональными органами власти;

— функция регулирования, направленная на устранение возникающих отклонений от заданных (минимизация риска, соответствие потребительского спроса качеству и объему предлагаемых услуг, прогнозирование);

— функция стимулирования, под которой подразумевается создание благоприятных условий развития бизнеса в индустрии гостеприимства, а также стимулов для работников;

— контрольная функция, под которой подразумевают наблюдение и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также контроль за рациональным использованием инвестиционных ресурсов.

Шестым элементом данного механизма выступают предпринимательские структуры индустрии гостеприимства, представленные в виде средств размещения, питания, лечения, организации досуга.

Механизм управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства может быть реализован с помощью следующих принципов деятельности организаций данной сферы:

— целевая конкретность;

— интегрированность знаний;

— своевременность принятия решений, принцип приоритетности интересов и потребностей рекреантов;

— принцип учета связи индустрии гостеприимства с другими отраслями муниципального образования (региона);

— принцип соответствия целей развития индустрии гостеприимства и социально-экономического развития региона.

Результаты предпринимательской деятельности организаций индустрии гостеприимства зависят не только от управленческих решений внешних субъектов управления, но и от внутренней структуры управления: от работы планового отдела, отдела кадров, отдела маркетинга, бухгалтерии и т.д., которые непосредственно управляют внутренними резервами организации и сотрудничают с другими субъектами хозяйствования с целью активизации деятельности своего предприятия. В результате такого сотрудничества могут возникать различные партнерские объединения.

В ранее рассмотренных работах авторами предлагаются меры по совершенствованию воздействия субъектов управления на объекты, то есть внимание уделяется вертикальному управлению. Однако, в современных условиях развития экономики нашей страны тяжело рассчитывать на централизованную государственную поддержку курортов, поэтому возникает необходимость в создании децентрализованных управлений, создающих условия для привлечения инвестиций и обеспечивающих их целенаправленное и эффективное использование (горизонтальное управление).

Предприятия гостиничного хозяйства отличаются от предприятий санаторно-курортной сферы (СКС) в связи с отсутствием солидной лечебной базы и финансирования за счет бюджетных средств. Однако, несмотря на финансирование за счет средств Фонда социального страхования, и предприятия СКС имеют неполную загрузку в межсезонье. В связи с этим возникает необходимость организации деятельности индустрии гостеприимства таким образом, чтобы, управляя потоком отдыхающих, обеспечить бесперебойное ее функционирование в течение всего календарного года. Этому могут способствовать различные партнерские объединения в форме холдинга, ассоциации, консорциума, партнерства, вовлекающие в процесс несколько предприятий индустрии гостеприимства. С нашей точки зрения, наиболее приемлемыми для индустрии гостеприимства являются такие объединения, где вовлекаемые организации будут экономически независимыми. Одним из таких объединений является консорциум.

В экономическом словаре под консорциумом (от лат. — участие), в узком смысле, понимается организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности; в широком смысле, консорциум — это организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и/или банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме.

Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Поэтому, для эффективного функционирования предприятий индустрии гостеприимства как в сезон, так и в не сезон, считаем целесообразным создание туристского консорциума, который будет объединять следующие предприятия:

1. Любое производственное или коммерческое предприятие другого муниципального образования, направляющее своих работников на отдых или лечение в определенный санаторий (гостиницу) напрямую без участия турфирм.

2. Санатории и пансионаты с лечением, предлагающие лечебно-оздоровительные услуги.

3. Предприятия гостиничного хозяйства.

Структура туристского консорциума представлена на рис. 3

Заключение договорных отношений между выше перечисленными предприятиями в рамках туристского консорциума позволят:

Рис.З. Структурные элементы туристского консорциума

Рис.4. Структурные элементы коммерческого партнерства в индустрии гостеприимства

— туристам, остановившимся в гостинице и не желающим приобретать конкретную путевку на лечение, частично пользоваться лечебной базой санатория как в сезон, так и не в сезон;

— санатории, испытывающие в пик сезона полную загрузку и невозможность разместить дополнительных желающих на территории своего корпуса, могут воспользоваться свободными средствами размещения гостиничного комплекса.

В связи с вышеизложенным, создание туристского консорциума позволит обеспечить загрузку предприятий индустрии гостеприимства не только в сезон, но и в не сезон, а также будет способствовать получению дополнительного дохода санаториям и предприятиям туристского сектора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преимуществом туристского консорциума является коммерческая независимость организаций-участников, а также отсутствие иерархии управления. Но такая форма объединения эффективна, если организации индустрии гостеприимства не нуждаются в обновлении основных фондов или в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Если такая необходимость существует, то целесообразнее создание коммерческого партнерства акционер-

ной формы, сущностью которого является наличие общего имущества, разделенного на паи, и генерального управляющего.

Объектом вложения инвестиций в таком партнерстве должна стать организация индустрии гостеприимства (санаторий, пансионат, гостиница). На договорной основе назначается генеральный управляющий, осуществляющий контроль за финансовохозяйственной и инвестиционной деятельностью организации индустрии гостеприимства. В отличие от холдинга, генеральный управляющий коммерческого партнерства может и не иметь контрольного пакета акций. Другие участники могут рассчитывать на получение дивидендов и прочих доходов от осуществленных инвестиций в данную организацию.

Данная форма объединения позволит организациям индустрии гостеприимства привлечь инвестиции, а инвесторам — получать регулярный доход в виде дивидендов.

Таким образом, ранее представленные рекомендации, с нашей точки зрения, будут способствовать эффективному функционированию организаций индустрии гостеприимства как в сезон,так и в не сезон.

Литература

1. Абрамова Т.В. Основы и механизм управления развитием курортно-туристского комплекса России: дисс... к.э.н. — М., 2004. — 168 с.

2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма: Учеб. Пособ. — М.: Академия, 2007. — 192 с.

3. Богомолова Е.С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона: дисс... д.э.н. — СПб., 2009. — 334 с.

4. Бусыгин Г.П. Организационно-экономический механизм управления санаторно-оздоровительным комплексом региона: дисс... к.э.н. — Екатеринбург, 2006. — 153 с.

5. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. — Спб.: Изд. дом «Герда», 2007. — 464 с.

6. Васильева Л.В. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в регионе: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. — Спб., 2006. — С.18.

7. Гаценбиллер Н.Ю. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной туристско-рекреационной системы: дисс...к.э.н. — СПб., 2008. — 192 с.

8. Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. 2-е изд. — М.: Кнорус; ГНОМ и Д, 2001. — 544 с.

9. Организация туризма: Учеб. пособ. / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. А.П. Дуровича. — М.: Новое знание, 2003. — 632 с.

10. Ельмеев В.Я. Трудовая теория потребительской стоимости и маржинализм // Актуальные проблемы экономической теории и практики: Сб. статей / Авт. кол.: Г.С. Вечканов, С.Г. Ковалев, Л.М. Чистов и др. — СПб.: Астерион, 2003. — С.59-78.

11. Зеленцева Л.С. Механизм управления производством: монография. — М.: ГАУ, 1993. — 130 с.

12. Кветенадзе Л.А. Курортно-туристический комплекс как объект управления: дисс... канд. экон. наук. — СПб., 2000. — 183 с.

13. Марцинкевич В.И. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. — М.: Наука, 1999. — 271 с.

14. Омаров А.М. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. — М.: Мысль, 1980. — 272 с.

15. Родионова Н.В. Взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями. — СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 247 с.

16. Романова М.Е. Управление устойчивым развитием организаций оздоровительного туризма в России: автореф. дисс... канд. экон. наук. — М, 2007. — 27 с.

17. Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства: Учеб. пособ. — М.: Кнорус, 2008. — 256 с.

18. Сергиенко Л.В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма: дисс. ... канд. экон. наук. — Б.м., 2003. — С.156.

19. Тихомиров Ю.А. Право и социальное управление в развитом социалистическом обществе: лекция. — М.: Мысль, 1978. — 64 с.

20. Тихомирова А.А. Совершенствование организационно-экономических механизмов функционирования предприятий лечебно-оздоровительного туризма с использованием управленческих информационных систем: автореферат дис. ... канд. экон. наук. — СПб, 2008. — 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.