Научная статья на тему 'Функциональная и территориальная подсистемы управления организациями индустрии гостеприимства'

Функциональная и территориальная подсистемы управления организациями индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ТУРИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / HOSPITALITY INDUSTRY / MANAGEMENT SYSTEM / TOURISM / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова А. Ю.

Отечественные авторы индустрию гостеприимства отождествляют с индустрией туризма или воспринимают ее узко, как правило, на уровне средств размещения, питания и досуга. Авторами предлагаются меры управления организациями индустрии гостеприимства преимущественно законодательного характера. В настоящее время возникла необходимость в разработке концептуально новой системы управления организациями индустрии гостеприимства, которая позволит обеспечить их конкурентоспособность и рентабельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTION AND TERRITORY UNDERSYSTEMS OF ENTERPRISE’S MANAGEMENT IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

Native authors equate hospitality industry as tourist industry or perceive it narrow, usually as means for accommodation, treatment and leisure. Authors offer mainly law measures. Now days a new concept management system of hospitality industry ’s enterprises is needed, which helps its able to compete and makes its profitability. Such system is offered by us in this article.

Текст научной работы на тему «Функциональная и территориальная подсистемы управления организациями индустрии гостеприимства»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Баранова А.Ю., к.э.н., доцент, Кафедра Экономической теории и мировой экономики Сочинского государственного университета

туризма и курортного дела

Отечественные авторы индустрию гостеприимства отождествляют с индустрией туризма или воспринимают ее узко, как правило, на уровне средств размещения, питания и досуга. Авторами предлагаются меры управления организациями индустрии гостеприимства преимущественно законодательного характера. В настоящее время возникла необходимость в разработке концептуально новой системы управления организациями индустрии гостеприимства, которая позволит обеспечить их конкурентоспособность и рентабельность.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства; система управления; туризм; предпринимательские структуры.

THE FUNCTION AND TERRITORY UNDERSYSTEMS OF ENTERPRISE’S MANAGEMENT IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

Baranova A., Ph.D., associate professor, Department of Economic Theory and World Economy Sochi State University for Tourism and Recreation

Native authors equate hospitality industry as tourist industry or perceive it narrow, usually as means for accommodation, treatment and leisure. Authors offer mainly law measures. Now days a new concept management system of hospitality industry’s enterprises is needed, which helps its able to compete and makes its profitability. Such system is offered by us in this article.

Keywords: hospitality industry; management system; tourism; enterprise.

Предпринимательские структуры индустрии гостеприимства осуществляют свою деятельность в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды, а именно нормативно-правовой базы, рыночной конъюнктуры, налогового регулирования и т.д. Все это в целом влияет на результативность и рентабельность данных организаций, в которой заинтересованы трудовой коллектив и инвесторы с точки зрения возможности генерировать прибыль, местные органы власти в целях увеличения налоговых поступлений.

Поскольку организации индустрии гостеприимства являются частью туристской сферы и сферы здравоохранения, объектами государственного регулирования, а также представляют интерес для инвесторов, то управление предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства можно подразделить на следующие уровни: государственный, отраслевой и внутрипроизводственный.

Управление индустрией гостеприимства на государственном уровне производится с помощью нормативно-правовых и законодательных актов в целях увеличения национального дохода от предпринимательской деятельности организаций данной сферы, сохранения туристско-рекреационных ресурсов, защиты прав потребителей.

Отраслевой уровень регулирования заключается в развитии индустрии гостеприимства во взаимосвязи с организациями смежных отраслей.

Внутрипроизводственный уровень определяется организационно-правовой формой собственности организации индустрии гостеприимства, ее размером, видами оказания услуг и др.

Процесс управления в индустрии гостеприимства по своей природе затрагивает чрезвычайно широкий круг юридических и физических лиц, косвенно вовлеченных в процесс создания услуги индустрии гостеприимства: турфирмы, организации транспорта, бытового обслуживания, торговли, медицины, культуры, образования, науки и т.д.

Мировой опыт свидетельствует о том, что, что природа управления в сфере индустрии гостеприимства выступает как единство взаимосвязанных и взаимозависимых функций. Управление представляет собой целенаправленное воздействие руководящих органов на службы сервиса с целью их ориентации на удовлетворение потребностей людей в туристских и рекреационных услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемого уровня прибыльности организаций.

Таким образом, индустрия гостеприимства - это взаимоувязанная система организаций и предпринимателей разных сфер и отраслей, способствующие удовлетворению потребностей туристов и рекреантов.

В условиях современной экономики производственный и экономический потенциал организаций индустрии гостеприимства не может эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирована эффективная система управления, координирующая деятельность руководящих структур разных уровней.

Несмотря на значительную роль индустрии гостеприимства в социально-экономических отношениях, в научных трудах отечественных и зарубежных авторов [1,3,4,5,9,11,12,13] до сих пор отсутствует единство в методологических и организационно-методических подходах к формированию системы управления сферой туризма в регионе, а о системе управления организациями индустрии гостеприимства речь вообще не идет. Это связано с тем, что одни авторы отождествляют индустрию гостеприимства с индустрией туризма, другие - воспринимают индустрию гостеприимство узко, как правило, на уровне средств размещения, питания и досуга.

В зависимости от характера деятельности термин «система» объединяет несколько общих понятий:

- целостное образование с новыми свойствами, которыми обладают ее элементы;

- подмножество взаимосвязанных элементов, выделенное из множества объектов любой природы в соответствии с требованиями решаемой задачи;

- систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определенных целей данным объектом.

С точки зрения современных экономистов [2,6,7,8,10] каждая система является частью какой-то более крупной системы и должна быть рассмотрена в рамках целостного подхода во взаимосвязи с другими системами.

Объединение рассмотренных подходов в единую методологическую основу представляет возможность сформулировать систему методологических принципов управления организациями индустрии гостеприимства:

- комплексность исследования, которая требует охвата всех звеньев и всех сторон предпринимательской деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей;

- адаптивность, предполагающая обеспечение приспособления предпринимательской деятельности к изменениям факторов внешней среды (сезонность, экология, климат и т.д.);

- альтернативность, означающая обеспечение альтернативами стратегий выбора при принятии стратегических решений в индустрии гостеприимства и многоканальность привлечения инвестиций;

- оперативность, предполагающая во время реагировать на изменения условий внешней среды с учетом уровня риска в процессе предпринимательской деятельности.

Из выше изложенного следует, что управление предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства - это часть организованной системы управления индустрией туризма, характеризующаяся иерархичностью управления, взаимосвязью элементов, обладающих собственными свойствами и объединенные общей сформулированной целью.

Традиционно авторы, изучающими туриндустрию и систему ее управления, рассматривают организации индустрии гостеприим-

ства как обслуживающий элемент туриндустрии и уделяют большее внимание управлению организациям, формирующим и реализующим турпродукт, то есть турфирмам и турагентствам. Авторами делается основной упор на организационно-экономический аспект механизма управления, то есть предлагаются меры совершенствования законодательства и внутрифирменного планирования, но ими не рассматриваются возможные партнерские отношения между организациями индустрии гостеприимства, способствующие привлечению отдыхающих в межсезонье.

В России управление предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства принадлежит к компетенции разных органов власти: санатории и пансионаты с лечением находятся в ведении Министерства здравоохранения, туроператоры (турагентства) и прочие предприятия туриндустрии- в ведении Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике, организации по производству и реализации сувениров, спортивных снаряжений, а также проведение семинаров, форумов и выставок - в ведении Министерства экономического развития.

На муниципальном уровне индустрия гостеприимства управляема со стороны департаментов по экономике и прогнозированию (инвестиционному развитию), управлениями по курортному делу и туризма, управлениями здравоохранения.

Таким образом, в России существует разрозненность в организационной структуре управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства, поэтому для ее эффективности, с нашей точки зрения, необходимо создание координирующего органа, управляющего и предпринимательской деятельностью, и инвестиционными процессами в индустрии гостеприимства. Таким органом может быть, например, Комитет по управлению индустрией гостеприимства территориальной единицы с особым статусом -туристско-рекреационной специализации (ТЕОС ТРС). Данный орган будет способствовать интеграции предпринимательской деятельности организаций индустрии гостеприимства в рамках ТЕОС, а также привлечению необходимого объема инвестиций.

Тогда функциональная структура управления организациями индустрии гостеприимства будет выглядеть следующим образом (рис.1). Из предлагаемой нами структуры управления индустрией гостеприимства следует, что вопросы инвестиционного, информационного и прочего обеспечения должны решаться на уровне Комитета по управлению индустрией гостеприимства территориальной единицы с особым статусом (КУИГ ТЕОС), а не отдельно взятого муниципального образования. КУИГ целесообразно создавать

в рамках нескольких ТЕОС. Поскольку на рассматриваемом нами Азово-Черноморском побережье лидером по масштабам привлечения инвестиций и отдыхающих в индустрию гостеприимства является город Сочи, поэтому целесообразнее данное Управление создать именно здесь.

С географической точки зрения, ТЕОС входят в состав региона. С экономической точки зрения, ТЕОС (туристско-рекреационные)- это объединение ряда предприятий различных муниципальных образований, осуществляющих или влияющих на туристско-рекреационную деятельность муниципального образования.

В настоящее время Сочи, Анапа, Геленджик являются курортами федерального значения, Туапсе, Ейск, Темрюк- курортами регионального значения. С нашей точки зрения, эти шесть курортов следует считать территориальными единицами с особым туристско-рекреационным статусом Азово-Черноморского побережья, а организациям индустрии гостеприимства этих городов целесообразно предложить различные объединения для сотрудничества, управление которыми целесообразно возложить на КУИГ, создание которого мы рекомендуем в городе-курорте Сочи.

Данная территориальная структура управления организациями индустрии гостеприимства (рис.2) позволит обеспечить сосредоточенность всех видов ресурсов и повысить эффективность предпринимательской деятельности в индустрии гостеприимства в рамках нескольких ТЕОС, а не отдельно взятого муниципального образования.

Центральным звеном данной системы управления является Комитет по управлению индустрией гостеприимства территориальной единицы туристско-рекреационной специализации. Создание КУИГ позволит предпринимательским субъектам организовать экономические взаимовыгодные отношения, избежать неэффективного вложения средств, а также окажет помощь в предоставлении консультационных и юридических услуг.

КУИГ является подотчетным Администрации субъекта РФ. Федеральные и региональные органы власти, оказывающие влияние на развитие индустрии гостеприимства, а также КУИГ, представляют собой управляющую подсистему. Через нее государственные органы власти реализуют воздействие на предпринимательские структуры индустрии гостеприимства с помощью различных методов управления.

Достижению экономического роста и развитию предпринимательской деятельности в ТЕОС способствует правильная постановка целей, задач, разработка методов управления, определяющих оп-

Рис.1 Функциональная структура управления предпринимательскими структурами в индустрии гостеприимства.

Организации других регионов, желающих принять участие в развитии туристско-рекреационной деятельности ТЕОС

Краснодарский край (регион)

Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Ейск, Темрюк (ТЕОСы)

1 Г

Организации индустрии гостеприимства нескольких ТЕОС и их объединения

Рис. 2 Территориальная структура управления организациями индустрии гостеприимства

тимальный комплекс мер и стратегий. В качестве основной цели выделяют социально-экономическое развитие региона, а выполнение задач закладывают в соответствующие целевые программы.

В основу применения методов управления, по нашему мнению, должны быть положены:

- приемлемая ценовая политика и тарифная политика на коммунальные услуги;

- оптимальные решения в осуществлении ресурсозатрат;

- научные виды деятельности, позволяющие своими результатами укреплять материально-техническую базу организаций;

- стимулирование оплаты труда, создание благоприятных социально-психологических условий труда, решение проблемы занятости населения.

Государственные (муниципальные) органы власти используют определенные меры воздействия, способствующие развитию индустрии гостеприимства на перспективу.

Задачами государственного регулирования индустрии гостеприимства являются:

- изменение величины туристских потоков, то есть создание экономических, организационно-правовых и экологических условий для восстановления докризисного уровня численности отдыхающих и обеспечение дальнейшего его роста;

- повышение конкурентоспособности отечественной индустрии гостеприимства на международном рынке услуг;

- превращение городов-курортов в круглогодичную зону отдыха на основе реализации государственных социальных программ оздоровления и реабилитации населения и развития инвестиционной деятельности индустрии гостеприимства;

- органичное сочетание приоритетного развития индустрии гостеприимства региона с диверсификацией экономики, что предполагает рост производства и услуг других секторов муниципального хозяйства;

-совершенствование оценки эффективности управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства.

Функционирование предложенной системы управления, на наш взгляд, позволит организациям индустрии гостеприимства, не дожидаясь стратегических решений со стороны органов власти, самостоятельно решать проблемы рентабельности и конкурентоспособности, управлять потоком туристов и рекреантов а также способствовать развитию социально-экономических отношений в регионе.

зационно-экономические основы управления развитием рынка санаторно-оздоровительных услуг // Труды академии туризма: Сб.на-уч.тр. Вып. 5 /Под ред. Ю. В. Кузнецова, А. Т. Кириллова, Г. А. Карповой и др. СПб.: Невский Фонд, 2003. С. 90-96.

6. Павлова С.А. Система управления инвестиционной деятельностью крупной строительной организации. // Дисс...д.э.н., Москва, 2007.с.274.

7. Паршенцев А.С. Система управления финансовой устойчивостью предприятий.// Дисс.к.э.н., Краснодар, 2006.с.167.

8. Плешков А.Ю. Система управления инвестиционным процессом субъекта хозяйствования в сфере социальных услуг.// Дис-с.к.э.н., Санкт-Петербург, 2005.с.170.

9. Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства:Уч.пос.М.: Кнорус, 2008.256с.

10. Сивкова С.В. Развитие системы управления конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций: на примере г. Сочи.// Дисс.к.э.н., Санкт-Петербург, 2006.с.200.

11. Туротрасль обогатится еще одной структурой // Туризм: практика, проблемы, перспективы. №8, 2004. С. 4.

12. Управление туризмом в России: почему бы не воспользоваться опытом других стран? //Туризм: практика, проблемы, перспективы. №5, 2004. С.26-29

13. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма: Учебное нособие. М.: КНОРУС, 2004.448 с.

Литература:

1. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект Пресс, 1995. 382 с.

2. Борисов А.Н. Управление инвестиционной деятельностью предприятий и комплексов: теория, методология, практика. // Автореферат дисс...д.э.н., Воронеж, 2007.с.40.

3. Дурович А.П. , Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма: Уч.пос./ Дурович А.П. , Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. и др.; под общей ред. А.П. Дуровича и др.М.: Новое знание, 2003.632с.

4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма // М. Статистика, 2003.с.368.

5. Криворучко Л. В., Криворучко В. И., Санакоев А. Н. Органи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.