ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Баранова А.Ю., к.э.н., доцент, Кафедра Экономической теории и мировой экономики Сочинского государственного университета
туризма и курортного дела
Инвестиционная активность является частью деловой активности организаций (отраслей). Специфика инвестиционной активности индустрии гостеприимства территориального образования туристско-рекреационной специализации заключается в том, что окупаемость инвестиций зависит от затрат населения на отдых. В данной статье эта зависимость доказана на примере ведущих курортов Краснодарского края.
Ключевые слова: деловая активность; инвестиционная активность; индустрия гостеприимства; курорты
BUSINESS ACTIVITY OF THE HOSPITALITY INDUSTRY
Baranova A., Ph.D., associate professor, Department of Economic Theory and World Economy Sochi State University for Tourism and Recreation
Investment activity is a part of business activity of organizations (fields). Investment activity S specification of the territory formation of tourist-recreation specialization means that investment occupation depends on tourists expenses. The article proves this dependence by example of famous resort cities of Krasnodar region.
Keywords: business activity; investment activity; hospitality industry; resorts
Традиционно под деловой активностью понимается совокупность целенаправленных процессов, обеспечивающих экономический рост предприятия и включающая в себя производственную активность организации, стратегическую активность, социальную активность, активность внешней среды (рис.1). Поскольку результаты деятельности организаций индустрии гостеприимства оказывают влияние на результаты деятельности смежных отраслей, то значительное влияние на рост деловой активности оказывает именно инвестиционная активность.
Ввиду актуальности исследования интенсивности и окупаемости вложенных денежных средств, многими авторами по причине субъективных подходов к оценке инвестиционной деятельности регионов (отраслей, предприятий) предлагаются разные подходы к взаимозависимости инвестиционной активности, инвестиционной привлекательности и инвестиционной деятельности.
Традиционно существуют три основных подхода к инвестиционной активности, инвестиционной деятельности и инвестиционной привлекательности.
Авторы первого подхода [7,10,12,14] считают, что инвестиционная привлекательность является независимой переменной, оказывающей влияние на инвестиционную активность объекта.
Авторы второго подхода [2] рассматривают инвестиционную привлекательность как зависимую переменную от инвестиционного климата и инвестиционной активности, а также от наличия преимуществ, которые принесут инвестору дополнительную прибыль или уменьшат риск.
Авторы третьего подхода [4,8,13] акцентрируют внимание на
инвестиционной активности как на активизации инвестиционной деятельности. По их мнению, инвестиционная активность - это характеристика инвестиционной деятельности, отражающая в динамике размер и структуру инвестиционного портфеля, а также эффективность использования инвестиционных ресурсов.
Таким образом, инвестиционная активность отражает интенсивность развития инвестиционной деятельности предприятия (отрасли, региона). И чем активнее привлекаются и используются инвестиционные ресурсы, тем выше инвестиционная привлекательность объекта инвестирования.
Следовательно, инвестиционная активность индустрии гостеприимства- это активизация инвестиционной деятельности индустрии гостеприимства, характеризующаяся способностью объекта инвестирования отвечать экономическим запросам общества.
Для более детального анализа взаимосвязи инвестиционной активности с другими экономическими показателями можно использовать многофакторную модель, где основным показателем, характеризующим инвестиционную активность в конкретной организации, ряд авторов выделяет показатель эффективности инвестированного капитала, определяемого как отношение выручки организации или объема выполненных курортно-туристских услуг к инвестированному капиталу.
Проанализируем данный показатель в отношении индустрии гостеприимства:
ИА = В/И = В/ Чраб. * Ч раб/ Чотд *Ротд/И * И/В* В/Ротд*Ч отд/И, где
Деловая активность организаций индустрии гостеприимства
Производственная
активность
Производственные и финансовые показатели
Стратегическая активность —► ( \ Инновационные и инвестиционные показатели
V J
Социальная активность
Показатели занятости и другие социальные показатели
Активность внешней среды
Потребительский спрос, конкуренция, законодательная база, поставщики
Рис.1 Структура деловой активности
Таблица 1. Показатели деловой активности индустрии гостеприимства
Показатель Активность Комментарий
В/Чраб Социальная и производственная Показатель характеризует долю выручки организации, приходящейся на одного работника; чем выше, тем лучше
Чраб/Чотд Социальная и производственная Показатель характеризует количество занятых работников организации, приходящихся на одного отдыхающего; чем выше, тем лучше. Рост показателя свидетельствует о высокой занятости и возможности обслуживания большого числа отдыхающих
Ротд/И Стратегическая, активность внешней среды Чем больше расходы отдыхающих, тем быстрее окупятся вложения
И/В Стратегическая Этот показатель называется периодом окупаемости инвестиций; чем меньше, тем лучше
В/Ротд Активность внешней среды Показатель характеризует долю расходов отдыхающих в выручке предприятия; чем ближе показатель к 1, значит организация более зависима от потребительского спроса, чем от финансовых операций
Чотд/И Активность внешней среды Рекомендуемого значения этого показателя не существует, но чем выше числитель, тем лучше
Таблица 2. Показатели деловой активности индустрии гостеприимства курортов Краснодарского края в 2009 г.
Показатели Сочи Туапсе Анапа Г еленджик Ейск Темрюк
Объем инвестиций в индустрию гостеприимства (млн.руб.) 50375,0 830,0 1550,0 6041,3 4030,0 25,1
Численность трудоспособного населения (тыс.руб.) 308,0 64,8 55,7 69,8 140,8 52,6
В том числе численность занятых работников в индустрии гостеприимства (тыс.чел.) 262,0 32,5 30,4 33,5 31,8 30,7
Объем выполненных курортнотуристских услуг (млн.руб.) 16092,2 453,1 3683 2775,4 569,4 350,6
Численность отдыхающих (тыс.чел.) 4300,0 1526,0 4500,0 2800,0 858,5 332,0
ИА- инвестиционная активность;
В- выручка предприятия или объем выполненных курортнотуристских услуг;
И- инвестированный капитал;
Ч раб.- численность работников в индустрии гостеприимства;
Ч отд- численность отдыхающих;
Ротд- расходы отдыхающих.
Проанализируем деловую активность наиболее ведущих курортов Краснодарского края.
Далее подставим соответствующие показатели в многофакторную модель: ИА = В/И = В/ Чраб. * Ч раб/ Чотд *Ротд/И * И/В* В/ Ротд*ч отд/И.
Но поскольку в данной ситуации мы рассматриваем не отдельное предприятие индустрии гостеприимства, а индустрию гостеприимства в рамках курорта, то для простоты расчетов расходы отдыхающих приравняем к объему оказанных туристско-рекреационных услуг, то есть В= Ротд.
Из таблицы 3 следует, самой высокой инвестиционной активностью обладают Темрюк (13,97) и Анапа (2,46), но у этих курортов
Таблица 3. Инвестиционная активность основных курортов
Краснодарского края
Инвестиционная активность курортов В/И В/ Чраб. Чраб/ Чотд Ч отд/И
1 2 3 4
ИА Сочи 0,32 61420 0,06 0,00009
ИА Туапсе 0,55 13942 0,02 0,00184
ИА Анапы 2,46 121151 0,007 0,00300
ИА Геленджика 0,46 82847 0,012 0,00046
ИА Ейска 0,15 17905 0,037 0,00021
И А Темрюка 13,97 11420 0,09 0,01322
высокие показатели эффективности инвестиций только потому, что объемы инвестиций в индустрию гостеприимства ничтожно малы. Если коэффициент В/И продетализировать, то наибольший объем выполненных курортно-туристских услуг на 1 работника, занятого в этой сфере, приходится в Анапе и Геленджике, затем следует Сочи. По третьему показателю (Чраб/Чотд) выигрывают Сочи и Темрюк, а
Таблица 4. Расчеты показателей, характеризующих зависимость инвестиционной активности курортов Краснодарского края от численности отдыхающих
Курорты Показатели (руб.)
В/ Чотд И/ Ч отд
Сочи 3742,4 11715,0
Туапсе 296,9 543,9
Анапа 818,4 344,4
Г еленджик 991,2 2157,6
Ейск 663,2 4694,2
Темрюк 1056,0 190,2
по четвертому (Чотд/И)- Анапа и Темрюк. Таким образом, на первый взгляд, высокой деловой активностью в индустрии гостеприимства обладает Темрюк, а наименьшей- Ейск и Сочи.
Для более полного анализа рассчитаем следующие два показателя:
- отношение объем выполненных курортно-туристских услуг к численности отдыхающих;
- отношение инвестированного капитала к численности отдыхающих.
Из таблицы 4 следует, что по обоим показателям выигрывает Сочи, затем следуют Анапа, Геленджик и Ейск, то есть, чем больше отдыхающих, тем выше инвестиционная активность индустрии гостеприимства, потому что окупаемость инвестиций зависит от выручки организации, а выручка от численности и расходов отдыхающих (рис.2).
Следовательно, отдыхающие являются инвесторами, а их расходы на отдых - инвестициями в индустрию гостеприимства. Доля прироста дохода отдыхающих, которая идет на сбережения для отдыха, определяет суммарный эффект последовательных циклов расходов. Расходы одной организации индустрии гостеприимства становятся доходами другой. Таким образом, возникает мультипликативный эффект. Изменения в сбережениях отдыхающих и величина мультипликатора обратно пропорциональны.
Согласно экономической теории мультипликатор- это число, показывающее во сколько раз суммарный прирост дохода превышает исходный прирост инвестиционных расходов. В нашем случае мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (денежный вклад отдыхающих в индустрию гостеприимства) на прирост дохода организаций индустрии гостеприимства.
Согласно представителям классической экономической теории доход подразделяется на потребление и сбережения, и чем больше потребление, тем больше средств идет на инвестиции, поскольку расходы одной отрасли становятся доходами другой отрасли и т.д. Чем больше сбережений, тем меньше потребление, а значит, снижается объем инвестиций, то есть именно потребление дает импульс инвестициям.
Следуя логическому развитию действия мультипликатора: чем выше доход, тем больше сбережений. Чем больше сберегается, тем хуже, поскольку снижается потребление, а значит, и снижаются инвестиции. Для индустрии гостеприимства наоборот, чем больше сберегается, тем больше тратится на отдых.
Специфика индустрии гостеприимства такова, что ее предпринимательская деятельность и инвестиционная активность могут
развиваться только при наличии достаточного потребительского спроса (туристского потока), обеспечить который самостоятельно не в состоянии ни одно предприятие данной сферы.
Инвесторам, прежде чем осуществлять инвестиции, кроме прочих экономических и технических параметров, необходимо рассчитывать величину мультипликатора, потому что окупаемость вложенных средств зависит от части сбережений граждан, затрачиваемых на отдых и поездки. Но частные инвесторы не в состоянии повлиять на доходы граждан и их сбережения, поэтому при инвестировании объектов индустрии гостеприимства важна роль государственных органов власти, способных финансово поддержать либо инвесторов, либо граждан.
Литература:
1. Анискин Ю.П., Бударов А.Ю., Попов А.Н., Привалов В.В. Управление инвестиционной активностью/ Под редакцией Ю.П. Анискина.М.: ИКФ Омега-Л, 2002.-272с.
2. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка. // Инвестиции в России.-2002.-№5.-с.11-20.
3. Борисов А.Н. Управление инвестиционной деятельностью предприятий и комплексов: теория, методологи, практика // Дис-с...д.э.н..-Воронеж, 2007.
4. Локтюхин В.В. Разработка моделей и методов оценки инвестиционной активности промышленных предприятий региона.// Дисс.к.э.н., Рязань, 2004.-с.184.
5. Малкова Т.Б. Управление инвестиционной активностью предприятий топливно-энергетического комплекса региона.// Дис-с.к.э.н., Иваново, 2005.-с.158.
6. Павлова С.А. Система управления инвестиционной деятельностью крупной строительной организации. // Дисс.д.э.н., Москва, 2007.-с.274.
7. Пушинин А.А. Формирование и оценка инвестиционного климата региона с учетом влияния на него физического и человеческого капитала: дисс.к.э.н.- СПБ, 2006.-224с.
8. Русских Е.В. Повышение стимулирующей роли налогов в обеспечении инвестиционной активности предприятий// Дисс.к-.э.н., Москва, 2005.-с.160.
9. Сидоренко С.В. Теория и методология управления инвестиционной деятельностью на промышленных предприятиях региона// дисс.д.э.н..-СПб,2005.-с.310.
10. Трофимова Л.А. Теория и методология управления инвестиционной активностью промышленных предприятий в конкурентной среде.// Дисс.д.э.н., Москва, 2003.-с.375.
11. Фаломьев А., Ревозов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения.// Вопросы экономики.-1999.-№9.
12. Фатеева О.И. Формирование методического подхода к оценке инвестиционной активности строительного предприятия// Дис-с.к.э.н., Тюмень, 2007.-с.149.
13. Хорошев К.В. Инвестиционная активность как фактор финансовой устойчивости телекоммуникационной отрасли в России/ / дисс.к.э.н..- Иркутск,2006.-с.256.
14. Чачина Е.Г. Региональный инвестиционный климат и его составляющие. http://www.anrb.ru/isei/cf2004/d775.htm
15. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях//М.:Кнорус, 2007.-с.416.
16. www.dips.kubangov.ru
17. www.kubanpages.ru
Рис.2 Зависимость инвестиционной активности индустрии гостеприимства от численности отдыхающих