Е.Б. КВАШНИНА
Елена Борисовна КВАШНИНА — аспирантка кафедры экономикии и управления социальной сферы СПбГУЭФ,
В 2006 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — методики оценки влияния мультипликативного эффекта туристской деятельности на смежные
отрасли в региональной экономике. ^ ^ ^
МЕТОД ОЦЕНКИ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ЭФФЕКТА ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТСКУЮ ИНДУСТРИЮ РЕГИОНА*
Строительство новых или реконструкция старых объектов туристской рекреации региона требуют прогнозной оценки эффективности вложения денежных средств.
Указанная проблема обострилась с разработкой Концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» [1]. Бюджетные средства, предусмотренные в Программе, планируются на мероприятия по продвижению отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках. При этом оценка экономического воздействия расходов туристов, распределенных по таким составляющим, как транспортные и гостиничные услуги, услуги объектов туристско-развлекательного комплекса, проводится с помощью мультипликатора [2, с. 68].
В настоящее время широкое распространение получили методы оценки трансформации мультипликативного эффекта туристской деятельности в динамику развития смежных отраслей региональной экономики.
При этом учет экономически оправданного срока окупаемости инвестиций и общего времени полезного использования инвестиционного проекта позволяет повысить привлекательность инвестиций. Однако метод окупаемости инвестиций, во-первых, не учитывает доходы (поступления), которые получит фирма после завершения экономически оправданного срока окупаемости и другие возможные варианты, рассчитанные на более длительный срок окупаемости инвестиций и требующие больших капиталовложений; во-вторых, не учитывается фактор времени, т. е. временной аспект стоимости денег.
Другим недостатком оценок инвестиционной активности, предложенных в настоящее время, является то, что они рассматривают оценку этой активности в рамках одного предприятия, одной отрасли или одного региона. У них отсутствует четкая взаимосвязь влияния факторов, которые могут привести к общему мультипликативному эффекту, т. е. к трансформации мультипликативного эффекта туристской деятельности в динамику развития смежных отраслей региональной экономики. Кроме того, применение показателя, учитывающего мультипликативный эффект инвестиционной деятельности, приводит к сложности расчетов и несопоставимости результатов во времени.
Следовательно, понятие «инвестиционная активность туристской деятельности» нужно рассматривать в рамках региона с учетом таких факторов, как доходы населения, система налогообложения, мотивации потребителей, сезонность, государственные инвестиции [3].
ГРНТИ 06.71.57 ©Е.Б. Квашнина, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. Г.А. Карповой.
При этом необходимо учитывать, что расходы в первую очередь идут на предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, потребляемых туристами на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т. д.). Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из рассматриваемой системы.
Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели [6], но они обладают недостатком, который заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны, а статичность мультипликатора не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику. Вместе с тем для разработки инвестиционной политики мультипликатор дохода является наиболее ценным, так как он обеспечивает прогнозирование эффективности этих вложений. Поэтому подробный анализ мультипликаторов проводится в целях анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.
Данный прогноз может быть получен с использованием динамической модели, в которой учтены инвестиции в основной капитал экономики туристской дестинации. Инвестиции, увеличивая ежегодно туристский поток, неизбежно увеличивают доходную часть региона, связанную с доходами, полученными от оплаты туристами различного рода услуг (гостиничный комплекс, услуги, оказанные объектами туристско-развлекательного комплекса). Кроме того, часть доходов получают секторы смежных областей экономики, в том числе и транспортный комплекс региона.
Очевидно, что прогноз этих затрат должен быть макроэкономическим, т. е. использующим агрегированные показатели. К агрегированным показателям отнесем общий объем туристического продукта (потока) и услуг за год [6, с. 2].
Поскольку вследствие инвестиций в основной капитал туристской дестинации этот объем растет с течением времени, то для прогноза роста поступлений в один из секторов (например, транспортный комплекс), необходимо вначале найти зависимость объем туристского продукта (потока) за год от времени.
Эта зависимость является решением уравнения, которое представляет собой упрощенную динамическую модель [4, с. 116]:
х(0 = ax{t) + bx\t + г) + <p(t), 0 <t< в, (1)
x(t) > хО при t > 0, х(0 = хО, -т< t < 0, хО = const, где а — коэффициент емкости туристской дестинации, а = const, О < а < 1;
b — коэффициент приростной капиталоемкости, b = const, b > 0;
г — сосредоточенный лаг, равный промежутку времени от момента инвестирования до момента, вызванного им увеличения x{t), г = const, г>0;
(fit) — заданная как функция времени t сумма потребления туристских услуг;
х — объем туристского продукта (потока) за год.
В современных условиях емкость туристской дестинации ограничивается совокупностью накопленных материальных ресурсов региона, к которым, в первую очередь, относятся предприятия рек-реационно-туристской сферы, непосредственно обслуживающие отдыхающих.
Оценка туристского потенциала территорий для развития туризма должна вестись с точки зрения как пригодности данной территории для удовлетворения различных потребностей туристов во время их нахождения на ней, так и возможностей строительства инженерных сооружений и рационального функционирования предприятий туристской сферы.
В связи с этим предлагается, в целях упорядочения структуры управления туристско-рекреационными комплексами, использование принципов аудирования и мониторинга, с одной сто-
роны, и использование имеющегося механизма финансовых гарантий туроператорской деятельности — с другой.
Процессы дифференциации и специализации различных субъектов сферы туризма привели к появлению нескольких типов элементов. Традиционное представление данного рынка показано на рисунке.
Рис. Схема функционирования туристского рынка
Все участники туристского рынка функционируют в среде ряда полей:
— правовое поле, определяющее границы возможных изменений поведения рыночных субъектов;
— информационное поле, предоставляющее возможности продвижения на рынок производимых услуг;
— коммуникативная среда, определяющая эффективность бизнес-коммуникаций в сфере туризма;
— территориальная инфраструктура, обеспечивающая воспроизводственные процессы в туристской отрасли и включающая предприятия — производители услуг (гостиницы, санатории и пр.), транспортные коммуникации, связь и др.
В соответствии с базовым положением о двойственной природе коммуникативной подсистемы рынка туруслуг ее основными свойствами являются:
— общесистемный (региональный или территориальный) и локальный уровни (уровень предприятия);
— достижение позитивных эффектов координации, единства правил поведения рыночных субъектов, согласованности принимаемых ими управленческих решений с последующим переходом к следующей стадии — самоокупаемости и замене функций региона (подсистемы управления, территории) на саморегулирование.
Коммуникативная система связывает всех участников: предприятия индустрии гостеприимства, туроператоров, турагентов и конечных потребителей. Здесь же осуществляется согласование целей, как действующих рыночных агентов, так и организаций нерыночного сектора, отражающих интересы развития территории, населения.
Важным составным элементом отраслевой региональной информационной системы должна стать база данных, позволяющая получить необходимую для принятия решений информацию, особенно в области политики денежных вложений [5]. Другой важной задачей для формализации методологической базы в данной политике является формирование системы статистического мониторинга туристской сферы. В последнее время Ростуризмом предприняты шаги для ее решения.
Таким образом, при выбранном горизонте прогнозирования и инвестировании в основной капитал экономики туристской дестинации при начальном отсчете времени отношение средних затрат в транспортном комплексе и установленной стоимости туристских услуг будет находиться в определенных в результате расчетов пределах в зависимости от лага запаздывания. Этот результат свиде-
тельствует о значительной роли мультипликативного воздействия инвестиций в туристские проекты на экономику региона, в том числе на транспортный комплекс, и является оценкой их зависимости от лага и, следовательно, темпа роста туристского продукта.
Следовательно, для прогнозирования эффективности вложений в туристский бизнес и их мультипликативного эффекта необходима динамическая временная модель, позволяющая определять доходы по периодам времени с начала данных вложений и через определенные промежутки времени. При этом статистика туризма нуждается в постоянном внимании, а технологической составляющей в процессе оценки мультипликативного эффекта должен быть комплекс математических моделей, что особенно важно в условиях ограниченных вложений, и применение которых требует входной информации, полученной на основе обработки информации развития инфраструктуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аносова Л.А., Шагалов Г.Л. Проблемы региональной интеграции // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 7-15.
2. Боголюбов B.C. Экономика туризма. М.: Академия, 2005. 192 с.
3. Голубецкая Н.П., Калъницкий И.А. Разработка системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики с целью перехода на инновационный путь развития // Экономика и управление. 2009. № 2/5. С. 28-33.
4. ГранбергА.Г. Динамические модели народного хозяйства. М.: Экономика, 1985.
5. Квинт B.JI. Российская экономика: состояние и перспективы посткризисного развития // Экономика и управление. 2011. № 2. С. 3-6.
6. ФурщикМ. Прогнозирование туристских потоков // Маркетинг услуг. 2010. № 1 (21).