Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (май - июнь 2017)
http://naukovedenie.ru [email protected]
Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/
Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-3.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/12EVN317.pdf
Статья опубликована 24.06.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Назаева М.Т. Методические рекомендации по формированию динамической модели прогнозирования системного туристского продукта территорий без выраженной туристской привлекательности (на примере Чеченской Республики) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/12EVN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338.48
Назаева Марианна Исаевна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Россия, Грозный
Специалист по учебно-методической работе E-mail: [email protected]
Методические рекомендации по формированию динамической модели прогнозирования системного туристского продукта территорий без выраженной туристской привлекательности (на примере Чеченской Республики)
Аннотация. В данной статье автором рассмотрен алгоритм формирования динамической модели прогнозирования системного туристского продукта территорий без выраженной туристской привлекательности. Применительно к таким территориям, целесообразно рассматривать туризм с точки зрения системного подхода, выделив при этом системные туристские аттракторы и системный туристский продукт. Прогнозирование системного туристского продукта может быть осуществлено на основе упрощенной динамической модели национальной экономики, посредством проведения аналогий между основными составляющими национальной экономики и туристской индустрии. Результаты данного анализа могут послужить основой для принятия управленческих решений и последующего продвижения туризма на данной территории.
Ключевые слова: туризм; системный туристский продукт; модель прогнозирования; территории без выраженной туристской привлекательности
Введение
В настоящее время туризм - это наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. Тем не менее в Российской Федерации часть субъектов, таких, как Чеченская Республика, обладая богатой историей, культурным достоянием и бытом не представляется возможным охарактеризовать, как территории с выраженной туристской привлекательностью, что негативно сказывается на развитии туризма.
Применительно к таким территориям, целесообразно рассматривать туризм с точки зрения системного подхода, выделив при этом системные туристские аттракторы и системный туристский продукт.
Системные туристские аттракторы (СТА) - это комплекс объектов, которые относятся к туристским ресурсам, существенно усиливающие туристско-рекреационную систему территории. Исходя из этого, системный туристский продукт (СТП) - это созданный на основе одного или нескольких системных туристских аттракторов турпродукт. Непосредственное производство и реализация СТП территории можно представляет собой деятельность, которые комбинируют системные туристские аттракторы, инициируют процесс, в котором потребитель и поставщик осуществляют коммуникативный обмен, тем самым предоставляя потребителю права на тур, как комплекса услуг. Отличительной особенностью здесь, выступает потребность в развитии системных туристских аттракторов, чтобы формируемый туристский продукт отвечал предпочтениям туристов.
Чеченская Республика может быть охарактеризована, как территория без выраженной туристской привлекательности. Поэтому успешность реализации сценария социально-экономического развития Чеченской Республики, где приоритетным направлением будет являться развитие туризма, напрямую зависит от привлекательности формируемого системного туристского продукта для потребителя. В связи с этим актуальной становится проблема формирования и внедрения на практике модели формирования и оценки влияния системного туристского продукта.
Методы
С целью прогнозирования объема реализации СТП использовались методы экономических исследований, которые соответствуют требованиям системного подхода, такие как методы функционального и системного анализа с применением экономико-математических и статистических методов.
Прогнозирование системного туристского продукта может быть осуществлено на основе упрощенной динамической модели национальной экономики, посредством проведения аналогий между основными составляющими национальной экономики и туристской индустрии (таблица 1).
Таблица 1
Сопоставление агрегированных показателей мультипликативного эффекта на уровне национальной экономики и в туристской индустрии
Показатель Прирост национального продукта на уровне национальной экономики Мультипликативный эффект системного туризма на уровне региона
Сумма государственных закупок потребления и разности экспорта и импорта (чистого экспорта), которая задана как функция времени ^ Сумма потребления системного туристского продукта на уровне региона, которая задана как функция времени 1
а Материалоемкость производства национального продукта Емкость и вместимость гостиничного комплекса туристской дестинации на уровне региона
Ь Прирост капиталоемкости на уровне национальной экономики Прирост капиталоемкости системного туризма на уровне региона
Показатель
Прирост национального продукта на уровне национальной экономики
Мультипликативный эффект системного туризма на уровне региона
И
Лаг времени, отсчитываемый начиная с момента инвестирования и до момента получения результата в форме увеличения производства национального продукта
Лаг времени, отсчитываемый начиная с момента инвестирования средств в основной капитал предприятий системного туризма и до момента получения результата в форме увеличения оказываемых туристских услуг_
У
Стоимостное выражение объема товаров, которые были произведены за год, в ден. ед.
Стоимостное выражение объема выпуска системного туристского продукта за год, в ден. ед._
Коэффициент затрат производства единицы национального продукта, зависящий от времени I_
Коэффициент затрат единичной емкости выпуска системного туристского продукта, зависящий от времени I_
в
Горизонт прогнозирования
Горизонт прогнозирования
Составлено авторами
Алгоритм формирования прогнозных значений развития системного туризма на может быть представлен следующим образом:
1. Определяем значение коэффициента емкости и вместимости гостиничного комплекса туристской дестинации на уровне региона (а), исходя из усредненных значений статистических данных.
2. Устанавливаем численное значение коэффициента Ь, исходя из количества единиц дополнительного капитала, которые потребуются для производства дополнительной единицы емкости системного туризма при установленных удельных составляющих показателей стоимости «строительства».
3. Определяем сумму потребления системного туристского продукта (1):
с(1) = со • ехр(тг), с0>0, т>0, 1>0. (1)
Параметр m - характеризует темп относительного прироста с за dt. Приближенные значения с0 и т определяются по целевым программам развития туризма регионального уровня. При этом прогнозирование темпа прироста m осуществляется исходя из возможностей региональной экономики.
4. Оцениваем затраты единичной емкости выпуска системного туристского продукта (2):
£ = £0 + 0,24 • - [1], И = Итт и И = Итах. При этом, £ = £0 при 1=0
(2)
5. Определяем сумму вложений в основной капитал в момент времени I, которые вызвали прирост объема товаров у в момент времени ^ + и) (9):
у '(I) = Ьу(Т-и) + Вс0ехр[т(Т-и)], (3)
Значения коэффициентов k и В определяются по формулам (4, 5) соответственно:
к =
1 — а
Ъ
1
ъ
(4)
(5)
8
6. По данным статистики принимаем в расчет данные по объему туристского потока региона, выраженные в денежных единицах.
Результаты
В качестве результата проведем расчёт прогнозных значений развития системного туризма Чеченской Республики.
Коэффициент емкости и вместимости, или коэффициент загрузки (а) был рассчитан по формуле (6) и представлен в таблице 2:
Численность размещенных лиц • Средняя продолжительность пребывания туриста
Число мест в гостиницах • 365
Таблица 2
Расчет коэффициента емкости и вместимости а1
Показатель Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Средн. знач.
Число коллективных средств размещения Ед. 2 2 2 2 7 12 14 6
Число мест Ед. 55 55 55 55 632 1 281 1 646 540
Количество человек,
размещенных в коллективных Чел. 597 683 634 695 25 519 32 816 30 107 13 007
средствах размещения
Средняя продолжительность пребывания туриста [11] Дн. 4 4 4 4 4 4 4 4
Коэффициент емкости и вместимости а % 10% 12% 11% 12% 39% 25% 18% 23%
Составлено авторами
Таким образом, значение коэффициента а = 0,23.
Для определения численного значения коэффициента Ь возьмем параметры и целевые ориентиры паспорта в республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013 -2018 годы» [4]:
1. Общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2013-2018 годы 11 499,57 млн. руб.;
2. увеличение емкости койко-мест в 6,5 раз (до 6,2 тыс. ед.).
В данном случае, значение коэффициента Ь можно определить, как (7):
, Сметная стоимость 11 499,57 ^
Ъ = -= -— = 1,85 (7)
Мощность,мест 6 200,00 4 '
По формуле (1), определяем сумму потребления системного туристского продукта на уровне региона. Для этого численное значение параметра со определяем по среднестатистическим данным (таблица 3), а параметр т, исходя из республиканской целевой
1 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чеченской республике [электронный ресурс] // Режим доступа: http://chechenstat. gks.ru/.
программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013 -2018 годы».
Таблица 3
Доходная и расходная части деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения Чеченской Республики2 [8]
Показатель Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Средн. знач.
Доходы гостиниц и аналогичных средств тыс. руб. 3 687 4 130 3 864 3 923 116 079 173 140 216 181 74 429
размещения
Затраты гостиниц и аналогичных средств тыс. руб. 3 964 4 352 4 103 4 033 77 656 165 352 195 559 65 003
размещения
Удельный вес затрат в
доходной части
гостиниц и % 108% 105% 106% 103% 67% 96% 90% 95%
аналогичных средств
размещения
Темп прироста затрат % - 9,79% -5,72% -1,71% 1825,67% 112,93% 18,27% 326,54%
Допустимый темп
прироста затрат, ограниченный темпом % - 9,79% -6,44% -1,71% 1825,67% 49,16% 18,27% 315,79%
роста доходов
Усреднив статистические данные по затратной части при оказании туристских услуг, получаем значение с0 = 65 003 тыс. руб.
Темп роста затрат во многом определяется инвестиционной составляющей. В нашем случае, целесообразно в модель закладывать темп роста затрат, который не превышает темп роста доходной части. В данном случае параметр т = 3,16.
Для последующей оценки затраты единичной емкости выпуска системного туристского продукта, определим параметр ц - период окупаемости инвестиционных проектов, основываясь на данных по инвестиционным проектам, которые включены в республиканскую целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013-2018 годы» (таблица 4).
2 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чеченской республике [электронный ресурс] // Режим доступа: http://chechenstat. gks.ru/.
Таблица 4
Инвестиционные проекты, включенные в республиканскую целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике
на 2013-2018 годы»3
Проект Сметная стоимость, млн. руб. Мощность, мест Срок окупаемости проекта, лет Рентабельность производства, % Количество создаваемых рабочих мест
Строительство
гостиницы при спорткомплексе им. А.Х. Кадырова 1 481,48 500,00 5,90 18,00 334,00
Туристско-
оздоровительный комплекс «Мелчхи» 278,57 200,00 6,20 15,80 45,00
(Гудермеский район)
«Центр конного туризма» (Курчалоевский район) 101,19 160,00 5,20 20,90 33,00
Строительство
туристского комплекса «Казеной-Ам» 3 700,00 400,00 10,00 10,00 350,00
(Веденский район)
Строительство курорта «Серноводск-Кавказский» 4 672,23 600,00 7,50 15,01 900,00
(Сунженский район)
Автотуристкий кемпинг (Заводской район) 6,00 - - - -
Строительство многофункционального
оздоровительного
комплекса с
производством 582,00 - - - -
спортивного и
туристического
питания г. Грозный, п. Черноречье
Итого 10 821,46 1 860,00 6,96 15,94 1 662,00
Данные таблицы показывают, что средний срок окупаемости составляет 6,96 лет.
Оценка параметра затрат единичной емкости выпуска системного туристского продукта в начальный момент времени £0 представлена в таблице 5.
3 Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013-2018 годы [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.chechentourism.ru/wp-content/uploads/2013/04/razvitie-turizma.pdf.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (май - июнь 2017)
http://naukovedenie.ru [email protected]
Таблица 5
Расчет затрат единичной емкости выпуска системного туристского
4
продукта в начальный момент времени4
Показатель Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Среднее значение
Объем выпуска гостиниц и тыс. руб. 112 390 155 700 215 700 283 700 292 600 1 189 000 668 000 416 727
ресторанов
Затраты гостиниц
и аналогичных средств тыс. руб. 3 964 4 352 4 103 4 033 77 656 165 352 195 559 65 003
размещения
Коэффициент затрат 0,04 0,03 0,02 0,01 0,27 0,14 0,29 0,16
Используя усредненные данные таблицы 5, коэффициент затрат единичной емкости выпуска системного туристского продукта в начальный момент времени £0 = 0,16.
Определение суммы вложений в основной капитал в момент времени 1, которые вызвали прирост объема товаров у в момент времени (1 + ц) произведем по формуле (3). Для этого нам необходимо найти значения коэффициентов к и В по формулам (4, 5) соответственно:
1 - а 1 - 0,23 к = —;— = ^ = 0,13 Ь 5,82
11 в = -7= = 0,17 Ь 5,82
Для определения стоимостного выражения туристского потока региона у(1) в качестве уо принимаем в расчет статистические данные по объему туристского потока Чеченской республики, выраженные в денежных единицах (значение показателя объем выпуска продукции в 2015 году, представленного в таблице 5). Данный поток как раз и будет приходиться на начало периода прогноза.
Объединив полученные данные, получаем объем выпуска системного туристского продукта за год в денежных единицах у(1):
у(Х) = 0,23 668 + 1,85(0,236681) + 0,1765,003ЕХР(3,Ш)) (8)
Результаты расчета объема выпуска системного туристского продукта за год в денежных единицах представлены на рисунке 1.
4 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чеченской республике [электронный ресурс] // Режим доступа: ИирУ/сИссИсгЫаК. gks.ru/.
Расчетные данные показывают стабильный рост объема выпуска СТП и одновременный с ним рост объема выпуска обслуживающих туристский поток предприятий, оказывающих сопутствующие услуги.
Таким образом, объединив в рамках формирования СТП несколько районов разной туристско-рекреационной значимости, можно достаточно рационально использовать территорию Чеченской республики с учетом наличия объектов туристского интереса с одной стороны, а также возможностей развития других видов объектов туристской индустрии с другой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беданоков, М.К. развитие туризма Чеченской Республики в современных условиях / М.К. Беданоков, М.И. Назаева // Транспортное дело России. 2017. № 1. С. 17-19.
2. Богомолова, Е.С. Методические положения моделирования комплексного развития ТРК региона / Е.С. Богомолова, Я.С. Ткачева // Новые технологии. 2013. № 3. С. 66.
3. Каменских Н.А. Кластерный подход к управлению развитием региональной туристско-рекреационной подсистемы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN216.pdf (доступ свободный).
4. Квашнина, Е.Б. Методика оценки влияния мультипликативного эффекта туристской деятельности на смежные отрасли региональной экономики [Текст]: автореф. дисс. канд. экон. наук Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов - Санкт-Петербург - 2013 - 24 стр.
5 Рассчитано автором по материалам исследования.
Том 9, №3 (май - июнь 2017)
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12. 13.
Липина, С.А. Перспективы формирования туристско-рекреационного комплекса в республиках Северного Кавказа [Текст] / Липина С.А. // Туристско-рекреационный комплекс 34 (91) - 2010 - стр. 60-64.
Сердюкова Н.К., Романова Л.М., Сердюков Д.А. Оценка эффективности продвижения турпродукта курортов Краснодарского края // Интернет -журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №4 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/42EVN416.pdf (доступ свободный).
Степанова, С.А. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационных территорий [Текст]: дисс. доктора экон. наук Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет - Санкт-Петербург - 2010 - 403 стр.
Сычева, Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона[Текст] / Сычева Н.В. // Вестник ОГУ №8 (127) / август 2011. стр. 136-143.
Теляк, Г.Г. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала сферы рекреации и туризма (на примере Калининградской области) [Текст]: дисс. канд. экон. наук Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права - Санкт-Петербург - 2015 - 152 стр.
Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем [Текст] / Уемов А.И. - М.: Мысль, 1978 - 272 стр.
Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии [Текст] / Институт экономики КарНЦ РАН, под общей ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. - Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. 141 стр.
ЧГТРК "Грозный". Лев Кузнецов: туризм требует господдержки [электронный ресурс] // Режим доступа: http://grozny.tv/news.php?id=13719.
Яброва, О.А. Проблемно-ориентированное развитие туристско-рекреационных комплексов в регионах Российской Федерации: методология и практика управления [Текст]: автореф. дисс. доктора экон. наук - Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет - Санкт-Петербург -2008 - 44 стр.
Nazaeva Marianna Isaevna
Chechen state pedagogical university, Russia, Grozny
E-mail: [email protected]
The forecasting model, which evaluate the system of tourist product of the territory without tourist attraction
(Chechen Republic case study)
Abstract. This article proposed a method for calculating forecasting model of formation and evaluation of system of the tourism product of the territory without tourist attraction. In such territories, tourism should be analyzed as a system, which include the system of the tourism attractors and the system of tourist product. The forecasting model can be done as a dynamic model, which evaluate the system of tourist product and give to subject of management the possibility to improve the economic and social performance of tourism development of the region.
Keywords: tourism; system of the tourists product; forecasting model; the territory without tourist attraction