ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
л.ф. гостева,
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурного сервиса и туризма
Н.д. середа,
кандидат философских наук, доцент кафедры Вологодский государственный технический университет
Для анализа такого сложного феномена, как туризм, особое значение приобретает выявление его места и значения в экономике страны. При этом объектом анализа следует считать весь комплекс социально-экономической активности, определяемый туризмом.
В настоящее время в странах Европейского Союза показатель доли турбизнеса в валовом национальном продукте составляет 11,8 %. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран подтверждают факт: природно-климатические ресурсы государства и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь средствами туризма. Констатируя данный феномен, Генеральная Ассамблея ВТО (1999 г.) дала прогноз на троекратное увеличение объемов мирового туризма на ближайшие двадцать лет. При этом в принятом на Ассамблее «Глобальном этическом Кодексе туризма» (ст. 5) дана справедливая рекомендация: «Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям».
В последнее десятилетие и в России изменились приоритеты во многих сферах экономики, которые объективно повлияли на уровень жизни населения, распределение рабочих сил и финансовых средств, на платежеспособный спрос на товары и услуги вообще и услуги туризма, в частности. Утверждение в 1996 г. Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» инициировало разработку региональных программ развития туризма. Введение института предпринимательства и принятие законов об основах туристской деятельности в РФ и о въезде и выезде дало мощный толчок к генерации туристских потоков, которые
способствовали перераспределению как капиталов, так и приоритетов в этой сфере. Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли, созданы многие тысячи предприятий сферы туризма, десятки тысяч рабочих мест, значимые финансовые потоки.
Определение вклада в экономику связано с трудностями, вызванными несовершенством статистического учета. Однако при всех расхождениях в методике определения экономического эффекта от туристской деятельности ряд положений не вызывает сомнений и используется повсеместно в аналитических исследованиях. Это, в частности, стимулирование экономического роста страны, внешнеэкономический эффект (валютные поступления), создание рабочих мест, ускорение регионального развития. Субъективная природа туристской услуги и ее неосязаемость затрудняют решение проблемы измерения полезного эффекта и стандартизации, а, следовательно, создают немалые трудности контроля качества туристских услуг по сравнению с промышленным производством. Получаемый от оказания туристских услуг результат определяется в качестве совокупного результата.
Интегральный кумулятивный экономический эффект включает три аспекта воздействия туристских расходов:
1) прямое воздействие — расходы туристов на отдых (обеспечение прямого дохода гостиницам, ресторанам, музеям, различным шоу, спортивным заведениям и т. п.);
2) косвенное воздействие — расходы туристов на коммерческие операции по бронированию гостиниц, комиссионные туристических агентств, поставщиков товаров и т. п.;
3) стимулирующее воздействие — расходы туристов создают дополнительный доход регионам или стране, что приводит к возрастанию потребления, обеспечивая стимул для экономической деятельности.
Для правильного планирования развития туризма необходима обоснованная методика оценки его экономического эффекта. Изучение воздействия туризма на экономику страны и региона может осуществляться рядом методов. Наиболее результативный из них — применение специальных моделей мультипликаторов.
Региональный туристский мультипликатор обеспечивает выявление показателя, характеризующего косвенное влияние туризма на экономику и социальную сферу на уровне региона. Подсчет коэффициента объективно представляет собой значительную ценность, поскольку показывает, какой дополнительный доход в экономике региона генерируют расходы каждого отдельного туриста.
Мультипликатор коммерческих операций отражает возросший товарооборот предприятий как результат роста туристских расходов. Следует отметить, что большое значение имеет эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги в регионе. Спрос на комплекс услуг, сформированный туризмом, требует их производства, что в свою очередь приводит к развитию отраслей, выпускающих предметы потребления: сувенирную продукцию, изделия местных кустарных промыслов и т. п.
В области международного туризма стимулирующее влияние на экономической рост обосновывается тем, что экспортные поступления от туризма, в соответствии с концепцией внешнеторгового мультипликатора, ускоряют экономический рост, причем стимулирующее воздействие экспорта на экономический рост пропорционально его доле в валовом национальном продукте.
Особое значение имеет мультипликатор занятости, поскольку количество имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест — один из важнейших показателей вклада отрасли в экономику.
Наиболее исследованная категория занятых в сфере туризма трудится в гостиничном, курортно-санаторном и некоторых других секторах, косвенная же занятость, создаваемая данной отраслью экономики, в настоящее время может быть оценена лишь приблизительно. При этом коэффициент занятости различен по регионам и зависит от их экономической базы и других факторов. Изучение влияния
туризма на занятость осложняется тем, что, во-первых, она в туристской отрасли носит сезонный характер, а, во-вторых, в данной сфере затронуты не только все сектора туристской индустрии, но и многие смежные с туризмом отрасли экономики. Будучи крайне трудоемкой отраслью, туризм создает больше рабочих мест, чем это соответствует его доле в национальном доходе.
При определении интегрального экономического эффекта в Вологодской области целесообразно, на наш взгляд, использовать технологию, разработанную экспертами проекта ЕС «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России» и СЗО «Российский союз туриндустрии».
Основой расчета интегрального экономического эффекта от развития регионального туризма и основой расчета мультипликативного эффекта является построение комплексной финансово-экономической модели, включающей в себя целый набор бюджетов, увязанных между собой. При этом последовательно рассматриваются значимые секторы региональных экономик: гостиничный, строительный, музейный, общественного питания, розничной торговли, компаний-туроператоров, промышленности, оптовой торговли, жилищно-коммунального хозяйства.
С одной стороны, туристы, прибывающие в регион, напрямую взаимодействуют с рядом секторов. Соответственно, возникают дополнительные прямые эффекты от деятельности туристов как дополнительные доходы данных секторов. С другой стороны, туристы косвенно взаимодействуют с гораздо большим количеством секторов, что проявляется в возникновении косвенных эффектов. Суммарный эффект аккумулируется по годам, далее дисконтируется, и уже аккумулированные дисконтированные потоки формируют интегральный кумулятивный экономический эффект, который является интегральным показателем того эффекта, который достигается регионом при принятии туристов.
Интегральный экономический эффект представлен в виде схемы.
с \
Интегральный
экономическии
эффект
V /
Прямые эффекты
Оплата проживания Оплата питания Покупка сувениров Посещения музеев
Косвенные эффекты
Зарплата работников сферы туризма
Услуги ЖКХ
Транспорт,
Промышленность
Для расчета интегрального экономического эффекта необходимо использовать следующие данные.
Прямые эффекты*, млрд руб. Косвенные эффекты**, млрд руб.
Размещение туристов 1,67 Заработная плата работников туризма 0,451
Питание посетителей 0,584 Частный сектор 0,504
Реализация путевок 0,067 Услуги предприятий ЖКХ 0,120
Посещение музеев 0,069 Услуги промышленности (транспорт) 1,031
Сувениры, дополнительные услуги 0,665 Услуги предприятий оптовой торговли 0,091
Налоговые платежи в региональный бюджет 0,246
Налоговые платежи в федеральный бюджет 0,463
ИТОГО 3,055 ИТОГО 2,906
* Данные Комитета по туризму Правительства Вологодской области
** Данные Северо-западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии.
Таким образом, сумма прямых и косвенных эффектов от туризма в 2006 г. в Вологодской области была равна 5,961 млрд руб., что составляет 3,3 % от валового регионального продукта, поскольку, по данным статистики, он исчислялся суммой в 180,8 млрд руб. Этот результат соответствует третьей позиции по совокупному валовому доходу от туризма в Северо-Западном Федеральном округе.
Параллельно с интегральным кумулятивным экономическим эффектом рассчитывается мультипликативный эффект, который математически является отношением суммы прямых и косвенных эффектов к прямым эффектам, а фактически означает, сколько рублей косвенного дохода (в других секторах) дает один рубль, потраченный туристами.
Мультипликативный эффект (Эм) определим по формуле:
Эп+Эк
Эм=-
Эп
где Эп — прямой эффект; Эк — косвенный эффект.
Следовательно, мультипликативный эффект в 2006 г. в Вологодской области составил 1,95, то есть 1 руб., потраченный туристами, дал 95 коп. косвенного дохода.
Далее определим эффект занятости в туризме, используя данные по количеству работников в туризме и смежных секторах.
Структура Количество, чел.
Гостиницы и рестораны 11 708
Туристские предприятия 600
Учреждения культуры и искусства 12 000
Оздоровительные комплексы и уч- 1 200
реждения отдыха
Продавцы сувенирной продукции 124
ИТОГО 25 632
Общее число трудоспособного населения Вологодской области составляет около 800 000 человек. Исходя из этого, можно найти данный коэффициент по формуле:
Занятые в туризме
Коэфф. занятости=
400%.
Трудоспособное население
Итак, коэффициент занятости составляет 3,2 %.
Таким образом, можно констатировать, что доля туризма в валовом региональном продукте в Вологодской области в 2006 г. была незначительной. Область отставала от общероссийского показателя в 2 раза (3, 3 % против 6,6 % по России), в туризме и смежных секторах региональной экономики было занято чуть более трех процентов трудоспособного населения, однако даже при таких низких цифрах мультипликативный эффект составил почти 100 %.
Данная ситуация объясняется прежде всего общим положением дел в отечественной туристской отрасли, для которой характерны следующие негативные явления:
• неравномерное развитие ее различных сегментов и видов туризма, среди которых преобладает выездной туризм, приносящий прибыль без капитальных вложений в отечественную экономику;
• состояние сферы гостеприимства в стране, которая не может обеспечить конкурентно способного предложения на мировом рынке туризма; не организована новая система продвижения национального туристского продукта на нем;
• дефолт 1998 г. привел к снижению уровня жизни населения, отмечалось резкое падение уровня платежеспособного спроса на туристские услуги внутреннего туризма, произошло структурное и качественное изменение деятельности в этой сфере;
• в России отсутствует организованная индустрия гостеприимства как единая система, способная осуществлять деятельность звеньев и элементов на международном туристском рынке, оказывать влияние на формирование туристских потоков и осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов, многие
объекты морально и физически устарели и не способны участвовать в конкурентной борьбе на рынке услуг;
• одновременно потребление услуг размещения характеризуется низкой требовательностью к уровню сервиса, адекватно минимизации цены тура, сохраняются традиции гостиничного сервиса советского периода, что отрицательно влияет на его развитие и становление сервиса европейского уровня, формируя устойчивые традиции потребления услуг низкого уровня и стоимости;
• стоимость транспортных перевозок возросла неадекватно доходам населения, что в значительной мере повлияло на существенное снижение показателя подвижности населения, географию туристских маршрутов и путешествий, в результате чего снижается доступность туристских ресурсов;
• развитие социального туризма, который является для большой части потребителей единственно возможной альтернативой отдыха и оздоровления, сдерживается отсутствием правового регулирования в данной сфере;
• уникальные туристские ресурсы, способные составить высокоэффективный туристский продукт, практически не используются по причинам информационного вакуума в силу отсутствия системы продвижения продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках. При наличии необходимых ресурсов в Вологодской области существует ряд собственных проблем, решение которых будет способствовать активизации туристского потока и сократит отставание от общероссийских показателей. Положение туристской отрасли в регионе также усугубляется дополнительными факторами.
Так, богатейшие историко-культурные и природные ресурсы области потенциально способствуют широкому развитию туризма, однако неухоженность, отсутствие реставрации, плохое состояние многих объектов туристического показа негативно сказываются на привлечении туристов.
Важной проблемой является недостаточно развитая инфраструктура, когда даже основные туристские объекты не могут принять всех желающих из-за отсутствия мест размещения и питания.
В 2005 г. было принято решение ограничить туристский поток в Великий Устюг в зимний период из-за дефицита мест размещения.
Вотчина Деда Мороза приняла на 23 тыс. человек меньше, чем раньше. Кроме того, в городе отсутс-
твует необходимая база питания: в настоящее время единовременно возможно принять около трех тысяч туристов, но накормить не более половины из них.
Следует также отметить высокую стоимость размещения: цена гостиничных услуг в области не соответствует предлагаемому уровню обслуживания. К примеру, стоимость проживания в гостиницах Вологды и Великого Устюга сравнима со стоимостью гостиничных услуг в столицах, при том, что по туристской привлекательности и качеству услуг область находится далеко не на первом месте и значительно отстает от этих городов.
В регионе практически отсутствует развлекательная аттракция: не создано и практически нет предпосылок к созданию распространенных в туристских центрах спортивных площадок для элитных видов спорта (гольф, верховая езда, др.), крупных объектов современной индустрии развлечения (аквапарков, тематических парков); парки культуры и отдыха не отвечают современным требованиям; не получил широкого распространения анимационный сервис.
Реализующиеся в настоящее время в Вологде проекты развлекательных комплексов смогут отчасти стать решением этой проблемы, поскольку повысят туристическую привлекательность областного центра, в то же время в настоящее время строительство такого рода центров в районных городах не планируется.
Еще одной проблемой, препятствующей развитию туризма в регионе, является отсутствие Информационного туристского центра, который координировал бы деятельность туристских предприятий и способствовал бы продвижению туристского продукта и развитию туристского рынка.
Решение всех этих проблем требует капиталовложений, в то время как в регионе сегодня отсутствуют значительные финансовые ресурсы и инвестиции в сферу туризма. Так, объем инвестиций в 2006 г. в туристскую инфраструктуру Вологодской области составил 1 750 млн руб., или 2,9 % от общего объема инвестиций (инвестиции в туристскую отрасль РФ в 2006 г. — 12,1 %, мировые тенденции — 9,3 %).
В связи с этим уже на данном этапе можно предложить следующие направления развития туристской отрасли в регионе.
Анализ перспектив развития туристской деятельности в регионе может быть проведен исходя из возможных стратегий развития этого сектора экономики. Обычно выделяют следующие направления развития туризма:
РЕГионАЛЬнАЯ экономикА:
теория и практика
91
1) по сложившимся направлениям туристской деятельности (на основе устоявшегося рынка предоставляемых услуг);
2) за счет новых видов туризма (введение встречных сфер туристской деятельности, которые ранее не присутствовали на рынке);
3) за счет новой туристской продукции на базе сложившейся отрасли (речь здесь идет, прежде всего, о расширении географии поездок и продаж за счет новых районов туристского назначения).
Прежде всего, представляется необходимой диверсификация видов туризма в Вологодской области, в первую очередь, на наш взгляд: сельский (агротуризм), религиозный и паломнический, этнографический, спортивный, приключенческий и экстремальный туризм. Все данные виды туризма объединяет важнейший фактор: для их развития необходимы относительно незначительные финансовые вложения.
Вологодская область обладает значительным количеством особо охраняемых природных территорий, которые включают Национальный парк «Русский Север», часть Дарвинского заповедника, 88 заказников, 6 природных резерватов. При этом в регионе представлены различные типы природных комплексов: хвойный и смешанный лес, луга, ручьи, реки, озера, болота, а также видовое разнообразие орнитофауны, редкие виды растений. Особо охраняемые природные территории занимают около 6 % площади области. Создана нормативно-правовая база, обеспечивающая сохранность и рациональное использование естественных ландшафтов. Все это формирует условия для организации и развития сельского (агротуризма), экологического, этнографического и экстремального видов туризма.
В связи с этим перспективным направлением развития туризма может стать агротуризм — создание специализированных «агротуристических поселений (деревень)», реализуемых как комплексные туристские бизнес-проекты. В агротуризме специфическим является само содержание туристского продукта: предлагаются те услуги, которые знакомят туристов с народной культурой. В связи с этим туристический продукт может носить культурно-исторический характер, может содержать элементы экологического и спортивного туризма, образует уникальный агротуристский продукт.
Принципиально важным признаком агроту-ризма является либо наличие в сельской местности свободных или условно свободных домовладений (усадеб, коттеджей, площадок на территории усадеб
для размещения палаточных городков, в некоторых странах — исторических зданий сельских дворцов, монастырей и т. д.), изначально не создававшихся как гостиницы, но пригодных для переоборудования их в средства размещения туристов, либо строительство специальных стилизованных агротуристских объектов («дома охотника / рыбака», «национальные деревни», «исторические деревни», «рыбацкие деревни», «пансион», «кочевое жилище» и т. п.), выполняющих функцию сельских гостиниц. Такого рода туристские объекты могут стать своеобразными «опорными пунктами» и при свободном формировании туристами маршрутов передвижения.
Целесообразным для развития туристской отрасли региона является и этнографический туризм, также вызывающий в настоящее время большой интерес. Уже несколько лет успешно действуют этнографические музейные комплексы в деревнях Семенково под Вологдой и Сизьма в Шекснинском районе, привлекающие большое количество туристов (так, Сизьму ежегодно посещают более 30 тысяч туристов), приняты к реализации проекты музейных комплексов «Молочная слобода» недалеко от города Грязовца и «Липин Бор — царство Золотой рыбки» в Вашкинском районе. Представляется, что количество такого рода туристических объектов в области должно увеличиваться.
В настоящее время отмечается актуализация приобщения к духовному наследию, проявляющаяся в интенсивном развитии паломнического и религиозного туризма. Паломнические туры восполняют определенный духовный вакуум современного общества, привлекательны и с познавательной точки зрения. На базе данных сооружений можно создать уникальный туристский продукт, разработав лишь стратегию привлечения туристов. При наличии таких всемирно известных центров духовной культуры, как Феропонтовский, Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий монастыри, Софийский собор в Вологде и многих других, необходимо грамотное позиционирование Вологодской области как объекта религиозного и паломнического туризма.
Целесообразным видится развитие в области и таких направлений туризма, как спортивный, приключенческий и экстремальный. В настоящее время уровень увлеченности спортом, спортивными соревнованиями растет, следовательно, возможно привлечение туристов на данное направление. Создание спортивных маршрутов, троп, территорий, ориентированных на спорт и приключения, при существующем богатстве и разнообразии природных ресурсов не представляется непреодолимо трудным. Также при наличии
объектов для осуществления спортивно-зрелищных мероприятий возможно привлечение в область новой категории туристов — болельщиков.
Кроме того, скупо используются возможности туризма в качестве мероприятий, сопровождающих другие виды коммуникаций. Перспективным направлением в современном мире становится такой вид туризма, который авторы статьи определяют как сопровождающий, то есть сопутствующий научной, деловой и другим видам деятельности.
В области ежегодно проводится немало научных и деловых мероприятий всероссийского и международного уровней, однако их программы чаще всего ограничены сугубо деловой коммуникацией и не предполагают знакомства с культурным и природным богатством Вологодчины. В то время как сопровождающий туризм может стать крупным источником доходов при бизнес-обслуживании.
Итак, данные виды туризма предоставляют возможность использовать незатратные ресурсы, прежде всего природное, социокультурное и историческое наследие, а также дают импульс развитию сельской местности путем организации нового специфического сектора экономики. Такая политика будет способствовать достижению экономических, социальных и социокультурных целей, поскольку поможет остановить деградацию малых городов и сельских районов Вологодчины, их обезлюживание и рост негативных социальных явлений, сохранить и воссоздать культурное наследие, национальную самобытность регионов. Все эти виды туризма рассматриваются как доходная деятельность в сфере услуг, туриндустрии, позволяющая переключить туристские потоки на новые направления.
Решению проблемы повышения экономической эффективности туристской отрасли в регионе, на наш взгляд, также может способствовать реализация современной и перспективной модели организации туризма, при которой формируется единое туристическое пространство области. Модель предполагает связь отдельных районов в единую сеть, благодаря которой станут возможными создание уникальных туристских маршрутов и реализация принципа комплексности туристского продукта, что является залогом повышения его привлекательности.
Предлагаемая модель разработана в соответствии с принципами доказавшего свою эффективность сетевого маркетинга. Исходной идеей модели является тезис: ресурсом является территория области как таковая с находящимся на ней природным и культурным наследием. В комплексный туристский продукт следует включить туристские
предприятия, учреждения рекреационной инфраструктуры, природные и культурные комплексы и связывающие их в единую систему маршруты. При этом каждый из элементов единого туристского пространства одновременно может функционировать как самостоятельный (каждая точка маршрута представляет определенный интерес для туриста, то есть является туристским продуктом) и как вспомогательный (каждая точка маршрута связывает все в сеть, объединенную общей идеей).
Одним из способов получения такого рода туристского продукта может стать закольцованность туристских маршрутов в области, что позволит в одном путешествии совместить, к примеру, и знакомство с достопримечательностями, и прогулку на теплоходе до следующей точки маршрута, и поездку в этнографический музей, и остановку для рыбалки, спортивных состязаний, в которых туристы примут участие.
Данным образом можно создать туристский продукт, одновременно ориентированный на большой круг потребителей. Здесь найдет свое воплощение также система семейного и корпоративного туризма, при которой и каждый участник поездки получает привлекательный именно для него вид отдыха, и все вместе.
Как было отмечено выше, существенным и необходимым фактором развития туристской отрасли представляется информационное обеспечение туристских проектов региона. В настоящее время информация является важнейшим моментом при выборе потенциальными туристами места отдыха, поэтому необходимо обеспечить полноту информирования их о маршрутах, предлагаемых в Вологодской области, средствах размещения, питании и т. п. При этом туристы не могут получить достоверной информации и в глобальной сети, поскольку сайты, посвященные туристским проектам региона, или отсутствуют, или обновляются несвоевременно.
Как показывает практика, динамичному продвижению туристских продуктов способствуют единые информационные центры, уже действующие в некоторых регионах. Они выполняют следующие функции:
• содействие администрации области в разработке и реализации стратегии продвижения региона на международный и внутренний рынки туристских услуг;
• повышение информационной доступности области, содействие созданию инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной сферы, привлечение внебюджетных средств в развитие туристской сферы региона;
• формирование современной системы информационных технологий, обеспечивающей эффективное взаимодействие различных субъектов туристской деятельности. Представляется, что в настоящее время в регионе созрела острая потребность в создании такого рода информационного центра, что не следует откладывать на потом.
В современном мире необходимым фактором эффективного взаимодействия в коммуникационном пространстве стал имидж. В целом продвижение области ведется достаточно масштабно: организация специализированных выставок и активное участие в таковых, издание презентационной литературы, компакт-дисков, брошюр и т. д. Однако при реализации туристских проектов региону не хватает как информационной поддержки, так и четкой концепции брендинга продукта. Прилагаемых усилий пока явно недостаточно для формирования успешного бренда Вологодской области как туристской дестинации.
Имидж, выражаемый сегодня как «Вологодская область — стабильный, динамично развивающийся регион на северо-западе Российской Федерации», не в полной мере отвечает потребностям развития туристской отрасли, поскольку он обоснован промышленным потенциалом. В то время как, по оценке западных специалистов, проводивших исследование «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России» (2005 г.), многие из уже существующих туристских продуктов способны внести значительный вклад в формирование имиджа области. Это продукты, относящиеся к культурно-познавательному, приключенческому туризму, а также экскурсионные туры в большие города, лечебно-оздоровительный, зимний активный, природно ориентированный отдых.
На наш взгляд, имидж Вологодской области необходимо дополнить ее позиционированием как объекта туристского интереса, причем не только за счет отдельных реализуемых проектов, но и всего природного и социально-культурного потенциала региона в целом.
В современных условиях важнейшим этапом разработки маркетинговой стратегии туристского продукта является его грамотное позиционирование с точки зрения целевой аудитории. В условиях, когда туристы имеют практически безграничные возможности в выборе места отдыха, для привлечения потока в область необходимо четкое создание актуального и аттрактивного бренда.
В это же время, к примеру, готовящийся проект «Молочная слобода» носит несколько некорректное
название с точки зрения туристической привлекательности, а также сложным представляется выделение целевой аудитории данного объекта туризма.
Таким образом, сегодня туризм в Вологодской области является весьма перспективной сферой, которая при правильной организации ее функционирования может конкурировать с некоторыми отраслями промышленности. Комитетом по туризму правительства области разработана областная целевая программа по поддержке и развитию внутреннего, въездного, социального и оздоровительного туризма Вологодской области на 2008—2014 гг. В области реализуется такой успешный проект, как «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», объектами туристского интереса служат Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский монастыри. Для оживления предпринимательской активности разработан ряд инвестиционных предложений по строительству гостиниц, предприятий питания, торговли, развлекательных центров, которые призваны решить проблемы в инфраструктуре туризма.
Однако состояние регионального туристского продукта в целом можно оценить следующим образом: наличие большого ресурсного потенциала при отсутствии его целенаправленного и компетентного развития и грамотного позиционирования.
Представляется, что осуществление обоснованных выше предложений будет способствовать значительным положительным результатам: как экономическим, так и социальным и социально-культурным. Первые связаны прежде всего с улучшением финансовых показателей эффективности туризма, появлением новых источников финансирования. Социальные заключаются в возникновении новых рабочих мест и повышении уровня занятости населения. Социально-культурные состоят в оптимизации имиджа региона, появлении широких возможностей для реализации потребностей населения области в отдыхе и в целом повышения качества жизни в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: избр. труды. — В 5 т. — Т. 3. Новые цели и функции туризма: экономика и управление / В. А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 1998.
2. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / под ред. акад. Ю. П. Свириденко — Т. 4. Туризм: методология, проблемы, перспективы. — М.: Кандид, 2001. - 360 с.
3. Здоров А. Б. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.