Научная статья на тему 'Проблемы развития туризма в Кадуйском районе Вологодской области'

Проблемы развития туризма в Кадуйском районе Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
331
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / СТРАТЕГИЯ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТСКИЙ БРЕНД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Неробова Валентина Александровна

За быстрые темпы роста отрасль туризма признана экономическим феноменом столетия минувшего и ей пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. В статье рассматриваются проблемы создания туристской отрасли в Кадуйском районе Вологодской области. Представлен ряд приоритетных направлений стратегии создания сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Неробова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития туризма в Кадуйском районе Вологодской области»

Leonova Galina Nickolaevna - Candidate of Science (History), Associate Professor at the Department of Economics, Cherepovets State University.

Tel.: 8 (8202) 22-94-41.

Grigor Anna Leonidovna - Cherepovets State University 2008 graduate, Economist, Cherepovets Factory of Metal Constructions Ltd.

Tel.: 8 (8202) 50-47-70.

УДК: 338.486:711.2

В. А. Неробова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАДУЙСКОМ РАЙОНЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

V. A. Nerobova

PROBLEMS OF TOURISM DEVELOPMENT IN KADUI DISTRICT, VOLOGDA REGION

За быстрые темпы роста отрасль туризма признана экономическим феноменом столетия минувшего и ей пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. В статье рассматриваются проблемы создания туристской отрасли в Кадуйском районе Вологодской области. Представлен ряд приоритетных направлений стратегии создания сферы туризма.

Развитие туризма, стратегия, рекреационный потенциал, туристский бренд.

Owing to fast rates of growth, tourism was recognized as an economic phenomenon in the past century and is prophesied bright future in the present century. The paper considers problems of creating tourism industry in Kadui district, Vologda region. Some high priority strategic directions of creating tourism industry are presented.

Tourism development, strategy, recreational potential, tourist brand.

В Вологодской области развитие туризма является одним из приоритетных направлений развития экономики наряду с металлургией, лесопромышленным комплексом и машиностроением. Практически каждый район области обладает теми или иными туристскими ресурсами. Вместе с тем существует значительная дифференциация данных территорий как по имеющемуся туристскому потенциалу, так и по уровню развития сферы туризма. Лидирующее положение занимают Великоус-тюгский, Кирилловский и Вологодский районы.

Территории с ярко выраженной туристской направленностью характеризуются:

- наличием уникальных историко-культурных и архитектурных объектов;

- наличием объектов делового и научного сотрудничества;

- наличием богатой охотофауны, недревесных продуктов леса: грибов, ягод, трав;

- наличием различных событийных мероприятий: народных праздников, гуляний, дней города [5].

По результатам кластерного анализа, проведенного сотрудниками ВНКЦ ЦЭМИ РАН, Кадуй-ский район относится к муниципальным образованиям с очень низким уровнем развития туризма.

Положительными объективными предпосылками для создания и развития здесь туризма являются:

- наличие исторического и архитектурного памятника - Филиппо-Ирапского монастыря в п. Зеленый Берег. В 1999 г. в п. Кадуй построена красивая церковь в деревянном исполнении;

- наличие природного резервата - Судского бора, состоящего из четырех участков: Андогского, Заяцкого, Уйтинского и Кадуйского;

- запасы лекарственных растений и наличие пасек, что позволяет развивать лечебно-оздорови-тельный отдых;

- наличие свободных земельных участков для застройки в отличие от интенсивно освоенных туристических зон;

- наличие в районе достаточного количества

лесных ресурсов для строительства туристских объектов;

- наличие различных событийных мероприятий: народных праздников, гуляний, дней поселка (ежегодно отмечается День п. Кадуй, на площади села Никольское в Яблочный Спас проходят ярмарочные гулянья, в п. Хохлово празднуют Успенье Богородицы);

- оптимальная удаленность от промышленного центра Вологодчины - города Череповца;

- транспортная доступность.

Существуют следующие проблемы создания

туриндустрии в районе: отсутствие организаций турбизнеса в районе, кадровые проблемы и отсутствие программного продукта создания и развития отрасли. Первым шагом к разработке программного продукта можно считать «Обоснование выбора стратегического направления создания и развития отрасли туризма в Кадуйском районе Вологодской области» [1].

При наличии необходимых ресурсов в Кадуйском районе существует ряд собственных проблем, решение которых будет способствовать активизации туристского потока и сократит отставание от общерегиональных показателей. Положение туристической отрасли в районе также усугубляется дополнительными факторами.

Так, историко-культурные и природные ресурсы района потенциально способствуют широкому развитию туризма, однако неухоженность, отсутствие реставрации, плохое состояние объектов туристического показа негативно сказываются на привлечении туристов. Например, Филиппо-Ирап-ский монастырь, основанный в 1512 году, находится в сильно разрушенном состоянии и в настоящее время отсутствуют средства для его реставрации.

Важной проблемой является недостаточно развитая инфраструктура, когда даже основные туристские объекты не могут принять всех желающих из-за отсутствия мест размещения и питания.

Недостаток мест размещения в Вологодской области, в том числе вблизи Череповца, привел к тому, что после некоторого спада потребления «турецкого отдыха» денежный поток Череповца от потенциала спроса на природно-ориентиро-ванный туризм сместился в Краснодарский край, Тверскую, Ярославскую и другие области средней 80

полосы России, имеющие большие возможности организации вышеуказанного типа отдыха.

В Кадуйском районе отсутствует развлекательная аттракция: не создано распространенных в туристских центрах спортивных площадок для элитных видов спорта (гольф, верховая езда и др.), парк культуры и отдыха в п. Кадуй не отвечает современным требованиям.

Реализация в п. Хохлово проекта культурно-экологического туристического комплекса сможет отчасти стать решением этой проблемы, поскольку повысит туристическую привлекательность района.

Процесс создания отрасли туризма состоит из семи этапов.

1. Анализ рекреационного потенциала района.

2. Выбор концепции маркетинга.

3. Разработка плана развития инфраструктуры бизнеса путем создания новых предприятий, реструктуризации существующих (гостиницы, транспорт, питание, бытовые услуги, торговля, организация досуга).

4. Создание на базе дополнительных образовательных учреждений экологических курсов.

5. Подготовка кадров проводников и инструкторов для работы на туристских маршрутах.

6. Разработка и экспертиза туристических маршрутов.

7. Создание учебного центра «Гостеприимство» для подготовки специалистов сферы услуг (гостиничные услуги, общественное питание, бытовые услуги, легковой пассажирский транспорт).

Кадуйский район имеет все необходимые предпосылки для развития туризма как отрасли экономики. В настоящее время Кадуйский район уже пользуется известностью и популярностью у жителей Череповца и Санкт-Петербурга. Наличие лесной зоны, окутанной сетью рек с живописными уголками, привлекает все больше туристов в эти края. Бесконечные сосновые боры, расположенные на территории района, являются источником здорового воздуха, целебные свойства которого известны всем и особенно привлекательны для туристов.

Кадуйский район занимает выгодное географическое положение, т. к. находится на пересечении транспортных магистралей, как автомобильных,

так и железнодорожных. Поселок Кадуй является железнодорожной станцией Октябрьской железной дороги, через которую проходят важнейшие транспортные пути, соединяющие Центральную Россию с Уральским промышленным регионом. Поселок Кадуй расположен в 18 км от федеральной автодороги Вологда - Новая Ладога, которая связывает «Северную столицу» Санкт-Петербург с родиной Деда Мороза, и в 56 км от крупного железнодорожного узла, расположенного в г. Череповце, что дает возможность туристским группам быстро и комфортно добираться до места назначения.

В настоящее время Кадуйский район является одной из наиболее экологически чистых территорий в Вологодской области. На территории Ка-дуйского района развитая речная система, пригодная для сплава на байдарках и плотах. Водный маршрут по Суде включен в «100 водных маршрутов по России». Наиболее пригодные для сплавления на байдарках реки: Суда, Андога, Колпь. Множество озер, расположенных на территории района, богаты дичью и рыбой. В лесах водятся лоси, кабаны, бурые медведи, рыси, рыжие лисицы, лесные куницы, белки, зайцы-беляки. Количество видов птиц превышает 200, и среди них тетерева, глухари, рябчики,гуси, утки.

На территории поселка ныне находится крупнейшая в области ГРЭС. Еще одной достопримечательностью поселка можно считать рыбоводческое хозяйство [4].

Заинтересованность администрации района в развитии отрасли туризма основана на стратегии создания высокодоходных активов туриндустрии, в том числе мест размещения (гостиничного хозяйства), через создание благоприятных условий для инвесторов. Стратегия маркетинга ориентируется не на «рынок производителей» экологических услуг, а на «рынок инвестиционных покупателей» курортного отдыха с предоставлением в виде дополнительных услуг эколого-ориентированного продукта. От одной из череповецких турфирм уже поступило инвестиционное предложение на получение права аренды земельного участка под строительство базы отдыха коттеджного типа. Основной причиной возникновения идеи явилось значительное превышение спроса жителей промышленного центра на природно-ориентированн-ный отдых в рекреационных зонах города над

предложением со стороны предприятий индустрии отдыха в близрасположенных районах.

Разработаны экскурсионные маршруты по святым местам, по промышленным предприятиям, исторические, культурно-экологические. Объектами культурно-экологического туристического комплекса «Живая старина» являются: здание «ЦНТКиР» (готовый проект), часовня и церковь, выставочный зал, летняя и зимняя игровые площадки, водяная и ветряная мельницы, звероферма, пасека (стационарная и передвижная), лечебный профилакторий, конная ферма, этнографическая деревня, пивоварня и пивной бар, база отдыха, гостиница, домики для рыбаков (озеро Удебное), Дом ремесел, зимний и летний каток, лыжная база, ремесленное и дворянское подворья. Экологический маршрут предусматривает сбор грибов и ягод, посещение бобровых плотин.

Студенты ЧГУ (специальность «Менеджмент организации») проходят практику в турфирме «Живой мир», на базе которой занимаются разработкой экскурсионных маршрутов, в т. ч. для Ка-дуйского района. Кроме того, ежегодно студенты и преподаватели ЧГУ принимают участие в субботнике на территории Филиппо-Ирапского монастыря. Стали традиционными экскурсионные поездки в Кадуй и Андогу, которые являются свбего рода апробацией разработанных проектов.

В современных условиях важнейшим этапом разработки маркетинговой стратегии туристского продукта является его грамотное позиционирование с точки зрения целевой аудитории. В условиях, когда туристы имеют практически безграничные возможности в выборе места отдыха, для привлечения потока в район необходимо четкое создание актуального и аттрактивного бренда [2].

Кадуйскому району, по всей видимости, не придется искусственно выдумывать свой бренд, как Великому Устюгу (родина Деда Мороза) или Череповцу («Горячее сердце Севера»), Для большинства жителей Череповца (главного потенциального потребителя услуг туриндустрии) с точки зрения отдыха район ассоциируется с сосновым бором и белыми грибами. Мы не рассматриваем потенциальных возможностей района по развитию консервной промышленности, а для автотуриста условный дорожный знак с символом белого гриба более чем понятен.

Создание общественного мнения о целесооб-

разности развития в районе туризма может быть начато с организации конкурса на лучшую концепцию (символ) туристского бренда района, без которого .рекламная продукция и продвижение территории на рынке туризма в современных условиях просто не представляется.

Целесообразно выделить три варианта создания и развития отрасли туризма:

- через создание некоммерческого партнерства (НП);

- через создание муниципального туристского предприятия;

- через инвестиционную деятельность.

В рамках стратегии Кадуйского района развитие туризма обозначено как одно из приоритетных направлений. В настоящее время в администрации района создана проектная группа по развитию отрасли туризма. Ведется разработка материалов по созданию инвестиционных площадок: У1Р-дерев-ни (500 м от ДОЛ «Огонек»), строительство туристического комплекса Визит Центра «Кадуй» на участке 1 км автодороги на пгт. Кадуй в 200 м от перекрестка с федеральной дорогой Н. Ладога -Вологда. Предполагается, что здесь может быть мотель с автостоянкой, кафе, магазин «Кладовая Деда Мороза», автосервис и другие услуги.

Администрация Кадуйского района объявила конкурс на лучшую идею в области развития туризма на территории района.

Для правильного планирования развития туризма необходима обоснованная методика оценки его экономического эффекта. Изучение воздействия туризма на экономику региона может осуществляться рядом методов. Наиболее результативный из них - применение специальных моделей мультипликаторов [3].

Интегральный кумулятивный экономический эффект включает три аспекта воздействия туристских расходов:

1) прямое воздействие - расходы туристов на отдых (обеспечение прямого дохода гостиницам, ресторанам, музеям, спортивным заведениям и т. п.);

2) косвенное воздействие - расходы туристов на коммерческие операции по бронированию гостиниц, комиссионные туристических агентств, поставщиков товаров и т. п.;

3) стимулирующее воздействие - расходы туристов создают дополнительный доход регионам или стране, что приводит к возрастанию потребления, обеспечивая стимул для экономической деятельности.

Таким образом, туризм, обладая мультипликативным эффектом, будет развивать смежные с ним отрасли и способствовать развитию экономики района. В связи с этим необходим комплексный подход к решению существующих проблем, мотивация дальнейшего развития района программно-целевым методом через проектный менеджмент.

Список литературы

1. Белов М. И. Обоснование выбора стратегического направления создания и развития отрасли туризма в Ка-дуйском районе Вологодской области. - Череповец; Кадуй, 2003.

2. Горохов А. Ф. Методические положения по формированию бренда туристической дестинации // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3.

3. Гостева Л. Ф., Середа Н. Д. Туризм как фактор экономического развития региона // Региональная экономика. - 2008. - № 15.-С. 88-94.

4. Романов В. Давайте поедем в Кадуй! // Вологодская неделя. - № 36. - 2 октября. - 2008.

5. Селякова С. А., Дубиничева Л. В., Марков К. В., Ус-кова Т. В. Развитие туризма в Вологодской области // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - № 42.

Неробова Валентина Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Череповецкого государственного университета. Тел.: 8(8202) 50-38-15.

Nerobova Valentina Alexandrovna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor at the Department of Management, Cherepovets State University. Tel.: 8(8202) 50-38-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.