Научная статья на тему 'Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма'

Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4802
1028
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОТДЫХА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENTS / FOREIGN INVESTMENTS / NON-PRODUCTIVE SPHERE / TOURIST ACTIVITY / THE TOURISM INDUSTRY / IMPROVING ESTABLISHMENTS / REST ESTABLISHMENTS / AN INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горностаева Людмила Александровна

Статья посвящена исследованию проблем иностранного инвестирования одной из непроизводственных сфер национальной экономики туристской отрасли России. Определена основная цель развития индустрии туризма формирование конкурентоспособной туристской отрасли, обеспечивающей, с одной стороны, растущий спрос потребителей, с другой значительный вклад в социально-экономическое развитие краев и областей. Проведен анализ официальных данных Госкомстата России, позволивший определить удельный вес иностранных инвестиций в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Выявлены основные причины недостаточного притока иностранных инвестиций в сферу туризма нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горностаева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE TOURISM INDUSTRY

Article is devoted research of problems of foreign investment of one of non-productive spheres of national economy tourist branch of Russia. The main objective of development of the industry of tourism formation of the competitive tourist branch providing, on the one hand, a growing demand of consumers, with another the considerable contribution to social and economic development of edges and areas is defined. The analysis of the official data of Goskomstat of Russia, allowed to define relative density of foreign investments in sphere of tourism and the hospitality industry is carried out. Principal causes of insufficient inflow of foreign investments into sphere of tourism of our country are revealed.

Текст научной работы на тему «Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма»

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНДУСТРИЮ ТУРИЗМА

Л. А. ГОРНОСТАЕВА

Статья посвящена исследованию проблем иностранного инвестирования одной из непроизводственных сфер национальной экономики - туристской отрасли России. Определена основная цель развития индустрии туризма - формирование конкурентоспособной туристской отрасли, обеспечивающей, с одной стороны, растущий спрос потребителей, с другой -значительный вклад в социально-экономическое развитие краев и областей. Проведен анализ официальных данных Госкомстата России, позволивший определить удельный вес иностранных инвестиций в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Выявлены основные причины недостаточного притока иностранных инвестиций в сферу туризма нашей страны.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, непроизводственная сфера, туристская деятельность, индустрия туризма, оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, инвестиционный климат.

Индустрия туризма играет существенную роль в развитии мировой экономики. Многие страны мира значительную часть благосостояния государства построили на доходах от организации туристской деятельности. Туризм как часть непроизводственной сферы имеет перспективу статуса ведущей экспортной отрасли в мире. Подобная тенденция обусловлена экономическим ростом, повышением культурного и материального уровня населения, совершенствованием транспорта, увеличением свободного времени.

Привлечение инвестиций в экономику регионов, в частности, в туристскую отрасль, является одной из приоритетных задач. Стратегическая цель развития туризма состоит в использовании культурного потенциала регионов на основе создания современной сети туристского сервиса, развития индустрии туризма и привлечения инвестиций [5], в том числе иностранных.

По предварительной оценке Банка России, по итогам I полугодия 2011 г. в отечественную экономику поступило более 27 млрд долл. прямых инвестиций. Это больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года и чуть-чуть меньше, чем в I полугодии 2007 г., то есть до кризиса (в I полугодии 2007 г. в Россию поступило 29,6 млрд долл., а в I полугодии 2010 г. - 19,4 млрд долл. прямых иностранных инвестиций). Главная задача теперь -поддержать такую позитивную тенденцию, причем сделать акцент на качество долгосрочных иностранных инвестиций, которые вместе с капиталом в страну приносят и новые технологии, и

инновации, и новые хорошие высокооплачиваемые рабочие места.

Иностранные инвестиции в индустрию туризма в России в официальных документах Госкомстата России отдельной строкой регулярно не выделяются. Такие сведения отсутствуют и в единовременной форме федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью организаций, оказывающих туристские услуги [7].

Анализируя скудные официальные данные, следует отметить, что наибольший удельный вес инвестиций направляется в гостиничное хозяйство как наиболее капиталоемкую сферу туризма и отдыха - около 40 %. Однако удельный вес долгосрочных инвестиций здесь наиболее низкий -примерно 3,5 %.

Инвестиции в основной капитал оздоровительных учреждений и учреждений отдыха составляют около 13 % общего размера инвестиций в отрасль, удельный же вес долгосрочных инвестиций здесь 69 %.

Сегодня туризм, к примеру, пополняет бюджет Москвы лишь на 1,5 % в год. Основная задача состоит в том, чтобы к 2015 г. увеличить этот показатель в 10 раз. Для сравнения: вся московская промышленность пополняет бюджет на 18 %, столичные банки - около 9 %. Ставка на развитие туризма экономически выгодна не только Москве, но и любому региону страны [1].

По официальным данным Госкомстата России, удельный вес туризма в общей структуре

платных услуг населению в настоящее время составляет около 2 %.

Развитие индустрии туризма имеет большое значение для государства и его субъектов, муниципальных образований и общества в целом. Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Многообразие ландшафтов нашей страны позволяет развивать различные виды туризма: экологический, самодеятельный, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, ле-чебно-оздоро-вительный, круизный, рыболовный и охотничий и др.

Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это обеспечение свободы перемещения на большей части страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самара, территории, закрытые ранее для иностранных туристов.

Согласно оценкам ВТО, в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, для всех стран являются:

- экологический туризм;

- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 % мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые направления для путешествий;

- тематический или специализированный вид туризма, подразумевающий научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и обеспечивающий концентрированные продажи всего туристского комплекса и смежных с ним продуктов и услуг;

- круизы, в которых участвует более 9 млн туристов ежегодно [4].

Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов, для которых Россия является новым неохваченным направлением, наша страна имеет все основания для развития этих видов туризма [9]. Причем, успешное развитие туризма требует законодательного решения многих насущных проблем.

Иностранные инвестиции являются одним из важнейших факторов развития туристской отрасли, так как от их объемов и структуры зависят:

- динамика развития отрасли на долгосрочную перспективу;

- финансово-экономические показатели работы отрасли в будущем;

- качественные характеристики туристских объектов и предприятий в перспективе;

- пропускные способности, производственные мощности и вместимость туристских объектов;

- структурная пропорциональность развития отрасли (взаимоувязка развития гостиниц, транспорта, сетей питания, связи и т. д.);

- общая конъюнктура туристского спроса и предложения в территориальном разрезе (конкурентная среда).

Отдавая должное иностранному инвестированию российского туризма, необходимо в то же время подчеркнуть, что для успешного решения стоящих перед отраслью задач иностранные инвестиции должны носить «дополняющий» характер по отношению к внутренним. Только в этом случае они смогут оказать стимулирующее воздействие на развитие туризма. Тем более, мировой опыт показывает, что объем прямых иностранных инвестиций практически никогда не превышает 10-12 % общего объема инвестиций в национальную экономику [2].

В отличие от иностранных займов и кредитов, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) не ложатся дополнительным бременем на внешний долг, способствуют получению средств для его погашения, служат источником обновления основных фондов, ресурсом капитала для вложений в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга. ПИИ содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству.

В условиях современной российской экономики положительное влияние ПИИ можно рассматривать несколько шире, так как они способствуют становлению новой институциональной структуры рыночной экономики в России, укрепляют зарождающиеся на рыночной основе хозяйственные связи между экономическими субъектами [8].

Иностранное инвестирование индустрии туризма, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ:

- благоприятное воздействие иностранных инвестиций на экономику туризма в целом;

- получение прямых потоков капитала в непроизводственную сферу экономики страны;

- рост местного предпринимательства в сфере туризма;

- развитие предприятий региональной инфраструктуры туризма;

- увеличение международной конкурентоспособности;

- создание новых рабочих мест для населения;

- повышение жизненного и культурного уровня населения;

- повышение квалификации трудовых ресурсов (система обучения и подготовки туристских кадров);

- приобретение управленческих и технологических ноу-хау.

В целях создания благоприятного режима для иностранных инвесторов неизбежен радикальные изменения государственной политики в области привлечения, защиты и использования иностранных инвестиций, обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности, гарантий и недискриминации в принимающей стране.

Для привлечения частных, в том числе и иностранных, инвестиций в туристскую отрасль очень важны:

- активность местных властей в области рекламно-информационной деятельности (освещение туристско-рекреационного потенциала территориально-административного образования);

- либеральная административная и налоговая политика как местных, так и федеральных властей, поощряющая частную инвестиционную инициативу;

- эффективная антимонопольная и антикриминальная политика местных властей, направленная на поддержание здоровой конкурентной среды среди туристских предприятий [3].

Решающим шагом в увеличении вложений в туристскую инфраструктуру должно быть создание по-настоящему благоприятного инвестиционного климата для широкого вовлечения в этот процесс предпринимателей, занимающихся туризмом. Прежде всего, это касается осуществления льготной кредитной политики на долгосрочной основе (от трех до семи лет), включая погашение кредитов, разработки системы гарантий финансово-кредитным учреждениям, незыблемости прав собственности, упрощения правил перевода за границу дивидендов иностранным инвесторам, более льготной налоговой политики по отношению к прибылям, реинвестируемым в дальнейшее развитие материальной базы туризма, и др.

Основным позитивным аспектом влияния иностранного инвестирования на экономику принимающей страны является его воздействие на уровень инвестиционной активности в стране и, как следствие, на повышение экономического

роста. В условиях недостаточности инвестиционных ресурсов в стране или их ограниченности в целом в экономике страны или в отдельных ее отраслях иностранные инвестиции восполняют частично инвестиционный пробел. Рост инвестиционной активности ведет к росту ВНП.

При формировании политики привлечения иностранных инвестиций с целью минимизации отрицательного их воздействия на принимающую экономику следует соблюдать разумное сочетание открытости и протекционизма, а также строго дифференцированный и структурированный подход к иностранному инвестированию в зависимости от национальных приоритетов развития [6].

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних 10 лет привело к тому, что на долю России, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь 1 % мирового туристического потока, который достигает 657 млн прибытий в год. При этом, хотя государство и перестало быть донором и одновременно заказчиком в туризме, тем не менее, туризм живет и развивается. Но еще не превратился в то звено, которое в должной мере приносит пользу и государству, и его гражданам.

Необходимо создать образ России как страны, благоприятной для посещения, и обеспечить права и безопасность туристов. Нужна государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма. Развитию туристической отрасли будет способствовать определение компетенции субъектов РФ в сфере туризма, учет специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координация взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой и т. д. Должны быть объединены усилия Госдумы, в частности, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития РФ, а также представительных органов субъектов Федерации.

Литература

1. Алексеев А. Туризм в России больше, чем туризм // Экономика России: XXI век. 2009. № 14.

2. Горностаева Л. А. Привлечение иностранных инвестиций в непроизводственную сферу российской экономики: индустрия туризма // Непроизводственная сфера в условиях глобализации : колл. монограф. / под ред. Г. В. Козловой. Тамбов, 2011.

3. Жидких В. А. О нормативно-правовом обеспечении стратегии государственной политики внутреннего и въездного туризма в России // Аналитический вестник Совета Федерации. № 3 (389).

4. Иващенко М. М. Правовое регулирование инвестиционного климата Краснодарского края // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. 2009. Вып. 1. Юридические науки.

5. Коновалова Д. И. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в туристский сектор России // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: мат-лы 4 конвента РАМИ: в 10 т. М., 2009.

6. Нарышкин С. Е. Иностранные инвестиции и развитие экономики России: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. СПб., 2010.

7. Цацулина И. А. Некоторые проблемы инвестиционной деятельности в туристской отрасли российской экономики // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. 2009. Вып. 3-4. Экономические науки.

8. Якунина И. Н. Инвестиционный климат Тамбовской области: направления совершенствования // Проблемы обеспечения устойчивости развития региональных социально-экономических систем: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. 13-15 нояб. 2008 г. Тамбов, 2008.

9. Якунина И. Н. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа российской экономики как условие реализации национально-государственных интересов // Вестн. Тамб. ун-та. Кафедра экономической теории и истории. Приложение к журналу. Тамбов, 2009.

* * *

ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE TOURISM INDUSTRY

L. A. Gomostayeva

Article is devoted research of problems of foreign investment of one of non-productive spheres of national economy -tourist branch of Russia. The main objective of development of the industry of tourism - formation of the competitive tourist branch providing, on the one hand, a growing demand of consumers, with another - the considerable contribution to social and economic development of edges and areas is defined. The analysis of the official data of Goskomstat of Russia, allowed to define relative density of foreign investments in sphere of tourism and the hospitality industry is carried out. Principal causes of insufficient inflow of foreign investments into sphere of tourism of our country are revealed.

Keywords: investments, foreign investments, non-productive sphere, tourist activity, the tourism industry, improving establishments, rest establishments, an investment climate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.