Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ'

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научное мировоззрение / научно-исследовательская деятельность / познавательный интерес / учебно-исследовательская деятельность / исследовательские и эвристические задания / интерактивное обучение / scientific worldview / research activities / cognitive interest / educational and research activities / research and heuristic tasks / interactive learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.С. Котаева, Л.М. Сергиенко

В данной статье рассмотрено влияние учебно-исследовательской деятельности учащихся на повышение эффективности процесса обучения истории в школе. Автор статьи, анализируя практический опыт применения исследовательских методов в 9-х классах обосновывает вывод о том, что они вызывают значительный познавательный интерес и способствует формированию научного мировоззрения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.С. Котаева, Л.М. Сергиенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZING EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING HISTORY

This article examines the impact of students' educational and research activities on improving the effectiveness of the history teaching process at school. The author of the article, analyzing the practical experience of using research methods in grades 9, substantiates the conclusion that they arouse significant cognitive interest and contribute to the formation of a scientific worldview of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

И.С. Котаева, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, доцент

Филиала Ставропольский государственный педагогический институт в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-3-173-176

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние учебно-исследовательской деятельности учащихся на повышение эффективности процесса обучения истории в школе. Автор статьи, анализируя практический опыт применения исследовательских методов в 9-х классах обосновывает вывод о том, что они вызывают значительный познавательный интерес и способствует формированию научного мировоззрения учащихся.

Ключевые слова: научное мировоззрение, научно-исследовательская деятельность, познавательный интерес, учебно-исследовательская деятельность, исследовательские и эвристические задания, интерактивное обучение.

Исследовательская деятельность

школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие обучающимися новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные таких исследователей, как Л.П. Виноградова, А.В. Леонтович,

А.И. Савенков говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования в процессе школьного образования [2, 3 5].

Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке методов и приёмов развития умений исследовательской деятельности школьников; необходимостью модернизации существующей в современной общеобразовательной школе практики организации исследовательской деятельности.

Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы такими корифеями методической науки,

как И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин [4, 6].

Опираясь на труды указанных учёных-методистов, творчески работающие педагоги ещё в советское время стремились организовать в практике обучения исследовательскую деятельность школьников. Однако, несмотря на это, в отечественной методической науке проблема организации исследовательской деятельности школьников требует в современный период существенной разработки.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская - вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская - деятельность, главная цель которой - образовательный резуль-

тат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления [1, с. 15].

Данная работа посвящена именно учебно-исследовательской деятельности, направленной на образовательный результат. В этом процессе, наиболее эффективной является такая форма работы, как исследовательские проекты.

Исследовательские проекты - это творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредсказуемость результата, который могут дать исследования.

Особый интерес у обучающихся вызывает еще и тот факт, что исследовательский проект - это, чаще всего, коллективная работа. Работая над проектом, ученики приобретают навыки работы в команде, самостоятельный поиск информации, возникает чувство коллективной ответственности за порученное дело.

Безусловно, учитель истории руководит проектом и направляет ребят в осуществлении поиска источников, анализа и обобщения материалов. В исследовательском проекте определяется гипотеза и задачи, а также подбираются методы исследования. Очевидно, что без помощи учителя определить основные научные компоненты процесса даже старшеклассникам будет затруднительно.

Этапы исследования выглядят следующим образом:

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка цели и задач, гипотезы.

3. Определение методов исследований.

4. Планирование.

5. Сбор материала, работа с источниками, литературой.

6. Анкетирование

7. Обработка информации.

8. Оформление работы.

Также, в научном арсенале учителя истории и его учеников следующие методы исследования: сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический и логи-

ческий метод, изучение документации, анкетирование, социальный опрос, тестирование.

Тематика ученических исследовательских проектов может быть разнообразной: от анализа активности избирателей в данном регионе на современном этапе до исследования материалов региональной истории в годы Великой Отечественной войны.

В период апреле 2024 г. автор данной статьи проходила производственную педагогическую практику на базе МКОУ СОШ-интернат, с. Русское, Курского района, Ставропольского края. В процессе прохождения практики учащимся 9-А и 9-Б классов была предложен исследовательский проект, посвящённый ставропольцам, героям Великой Отечественной войны. Учащихся заинтересовала история 46-й гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка в составе 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, т.к. он возглавлялся ставропольчанкой Евдокией Бершанской. Он состоял в основном из женщин добровольцев, в возрасте 20-30 лет. Изучая дополнительную литературу, девятиклассники выяснили, что именно этот полк на ПО-2 в январе 1943 года бомбил аэродром в Минеральных Водах, уничтожив значительную часть самолётов и техники врага, и тем самым внёс свой вклад в освобождение Кавказских Минеральных Вод от немецких захватчиков. В процессе подбора информации по проекту учащиеся заинтересовались фронтовой биографией летчицы 46 -го гвардейского полка, ставропольчанки Александры Семёновны Поповой. Они выяснили при помощи материалов сайта «Подвиг народа», что что А.С. Попова находилась на службе в Красной Армии с 1941 года. В 1942 году в г. Ставрополь прошла военную школу пилотов и с этого же года Александра Семёновна находилась в действующей армии. У А.С. Поповой было 16 боевых наград за совершённые подвиги. Она была награждена медалью «За отвагу», Орденом Красной Звезды, Орден Отечественной войны.

В процессе осуществления исследовательского проекта все ребята были актив-

ны, дополняли друг друга, делали грамотные, обоснованные выводы. Авторы данной работы, считают, что исследовательский метод вполне применим в сочетании с картографическими заданиями. Работа с краеведческим материалом периода Великой Отечественной войны может содержать в себе исследовательские и эвристические задания с необходимостью составления карт и картосхем самими учащимися. Так, при подготовке упомянутого выше проекта «Ставропольцы - герои Великой Отечественной войны» учащимся было предложено проследить на карте динамику продвижения советских войск по территории Ставропольского края в период битвы за Кавказ или создать самостоятельно карту-схему боевого пути земляков - героев Великой Отечественной войны. Это задание вызвало значительный познавательный интерес и было успешно выполнено. По итогам проведения исследовательского проекта была проведена ученическая конференция, на которой участники выступили с докладами о результатах исследовательской работы. Практически все участники исследовательского проекта отметили, что большой познавательный интерес у них вызвала работа с историческими источниками в процессе подготовки проектных заданий, а также работа с материала-

отмечено девятиклассниками, что они считают важным приобретение умений составление карт-схем боевого пути ставро-польцев - участников Великой Отечественной войны.

Анализируя эффективность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:

1) Вызывает значительный познавательный интерес и способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

2) значительно расширяет навыки самостоятельного поиска и работы с информацией у обучающихся;

3) вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

4) дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, сделать его интерактивным.

Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования школьного исторического образования.

ми сайта «Подвиг народа». Также было

Библиографический список

1. Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики // Вопросы интернет-образования. - 2006. - №35. - С. 14.-16.

2. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: На примере гимназии 1 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия): автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Комсомольск-на Амуре гос. пед. ун-т. - Комсомольск-на-Амуре, 2004. - 20 с.

3. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2003. - 20 с.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - Москва: Педагогика, 1981. -185 с.

5. Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. - 92 с.

6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - Москва: Педагогика, 1984. - 95 с.

METHODS OF ORGANIZING EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING HISTORY

I.S. Kotaeva, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Associate Professor

Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Yessentuki

(Russia, Yessentuki)

Abstract. This article examines the impact of students' educational and research activities on improving the effectiveness of the history teaching process at school. The author of the article, analyzing the practical experience of using research methods in grades 9, substantiates the conclusion that they arouse significant cognitive interest and contribute to the formation of a scientific worldview of students.

Key words: scientific worldview, research activities, cognitive interest, educational and research activities, research and heuristic tasks, interactive learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.