Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ'

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тышко В.С.

Статья посвящена определению степени эффективности применения метода проектов для решения задачи формирования толерантности на уроках истории в старших классах. В ней рассматривается сущность и этапы проектной технологии, а также роль учителя и учащихся на всех стадиях подготовки и реализации проекта. Также работа содержит обоснование метода проектов как продуктивных способов ведения образовательной деятельности, которые бы отвечали требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Автор приводит подробный анализ результатов проведённого эксперимента по внедрению метода проектов для формирования толерантности среди учащихся 10 класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тышко В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT METHOD AND ITS EXPERIMENTAL IMPLEMENTATION FOR THE FORMATION OF TOLERANCE OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING HISTORY

The article is devoted to determining the degree of effectiveness of using the project method to solve the problem of forming tolerance in history lessons in high school. It examines the essence and stages of project technology, as well as the role of teachers and students at all stages of project preparation and implementation. The work also contains a justification of the project method as productive ways of conducting educational activities that would meet the requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education. The author provides a detailed analysis of the results of the experiment on the implementation of the project method for the formation of tolerance among 10th grade students.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

В.С. Тышко, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-1-270-272

Аннотация. Статья посвящена определению степени эффективности применения метода проектов для решения задачи формирования толерантности на уроках истории в старших классах. В ней рассматривается сущность и этапы проектной технологии, а также роль учителя и учащихся на всех стадиях подготовки и реализации проекта. Также работа содержит обоснование метода проектов как продуктивных способов ведения образовательной деятельности, которые бы отвечали требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Автор приводит подробный анализ результатов проведённого эксперимента по внедрению метода проектов для формирования толерантности среди учащихся 10 класса.

Ключевые слова: толерантность, метод проектов, проектная педагогическая технология, методы обучения, исследовательский метод, метод проблемного обучения, педагогический эксперимент.

В структуре профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией. Проектная деятельность обучающихся прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ» [1]. Следовательно, каждый ученик должен уметь осуществлять эту деятельность.

За последнее время метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Так, Е.С. Полат особое внимание уделила изучению истории возникновения и развития метода проектов. Она рассматривает его как совокупность поисковых, проблемных и творческих методов, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта [2].

Н.Ю. Пахомова рассматривает метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества [3].

В работе Н.Ф. Яковлевой раскрыты концептуальные основания метода проектов, типология проектов, методы проектирования, структура проекта, требования к оформлению проектной документации, правила проведения презентации и защиты и др., а также приведены примеры проектов [4].

В.Н. Янушевский в своей работе уделяет большое внимание методическим, дидактическим и организационным проблемам практической реализации школьных учебных проектов [5].

Учитывая приведённые теоретические исследования по обозначенной теме, автор данной статьи в своей практической педагогической деятельности средством формирования толерантности использовал метод проектов.

В период прохождения автором преддипломной практики (февраль - март

2022 г.) проводился эксперимент среди учащихся 10 класса МБОУ СОШ № 12 ст. Подгорной Отрадненского района Краснодарского края.

В экспериментальной проектной деятельности была смоделирована ситуация, которая дала возможность учащимся проявить толерантность, с опорой на личный опыт в активной социальной и познавательной деятельности, за счет чего достигаются метапредметные результаты обучения такие, как:

- овладение учащимися различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим, нравственным нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания на основе идей толерантности, с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной среде.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоления трудностей, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, то есть активное взаимодействие с социальной средой. А это невозможно без толерантного сознания.

Учащимся 10 класса были предложены следующие темы проектов:

1) Ставропольцы - доваторцы (Казаки Терского войска) в обороне Москвы;

2) Ставропольцы- герои Великой Отечественной войны;

3) Депортации народов Северного Кавказа: причины и последствия;

4) Северный Кавказ в советский период и народы, населявшие его;

5) СССР - многонациональная страна.

Работа над каждым из них начиналась с

ключевого вопроса - так происходило погружение в проектную деятельность. Ученики должны были сами увидеть проблему, выдвинуть гипотезы - найти пути решения. Авторы проектов предложили цитаты из мемуаров, воспоминаний различных исторических личностей, статистическими данными, иллюстрациями.

Класс были разбит на 5 подгрупп в соответствии с предложенной тематикой проектов. Каждая подгруппа готовила свой проект и представляла его в процессе изучения темы «СССР на путях строительства нового общества» и «СССР в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.)».

В конце каждого из обозначенных выше уроков учитель оценивал наиболее активных участников проектов хорошими оценками. Каждый из них имел право сохранять и отстаивать свою точку зрения, а также углубить свои знания по истории данного вопроса, познакомившись с дополнительной литературой.

В конце второго этапа эксперимента учащимся 10 класса была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов:

1. Как вы понимаете толерантность, толерантное поведение и толерантное мировоззрение?

2. Как знание истории Ставропольского края и Северо-Кавказского региона влияет на ваше отношение к представителям других наций и конфессий?

3. Как вы относитесь к депортациям народов Северного Кавказа в советский период? Считаете ли вы допустимым обоснование историческими обстоятельствами этих мер советского руководства?

4. Каково ваше личное отношение к депортациям 40-х годов?

5. Как вы считаете, имела ли национальная политика советского государства негативные последствия для нашего региона?

6. Помогает ли вам знание региональной истории в формировании толерантной позиции?

На контрольном этапе эксперимента были подведены итоги анкетирования. Итоги анкетирования были следующими: в 10 экспериментальном классе 92% учащихся не испытывали никаких затруднений с обоснованием термина толерантность и толерантное мировоззрение и поведение.

80% учащихся ответили, что именно знание региональной истории помогает им лучше понять и уважительно относиться к представителям других этносов. По 3, 4 и

5 вопросам анкеты практически 90% уча- нение учащимися проектной деятельности щихся экспериментального 10 класса является эффективным средством форми-сформулировали и обосновали свою точку рования и мотивации толерантности. зрения по предложенной проблематике. Таким образом, реализация в образова-

По 6-му вопросу 100% процентов уче- тельном процессе школы проблемы фор-ников в обоих классах ответили, что имен- мирования толерантности учащихся на ос-но материалы истории Ставропольского нове использования проектных технологий края и Северного Кавказа являются основ- существенно и привлечения материалов ным фактическим материалом, помогаю- региональной истории, статистически зна-щим им в формировании толерантного чимо повлияла на формирование толе-мировоззрения. рантного мировоззрения учащихся экспе-

В результате диагностики представля- риментального 10 класса. ется очевидным вывод о том, что выпол-

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (Дата обращения 29.05.2022).

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

4. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. - М.: Флинта, 2014. - 145 с.

5. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 126 с.

THE PROJECT METHOD AND ITS EXPERIMENTAL IMPLEMENTATION FOR THE FORMATION OF TOLERANCE OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF

STUDYING HISTORY

V.S. Tyshko, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Branch of Stavropol State Pedagogical University in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. The article is devoted to determining the degree of effectiveness of using the project method to solve the problem of forming tolerance in history lessons in high school. It examines the essence and stages of project technology, as well as the role of teachers and students at all stages of project preparation and implementation. The work also contains a justification of the project method as productive ways of conducting educational activities that would meet the requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education. The author provides a detailed analysis of the results of the experiment on the implementation of the project method for the formation of tolerance among 10th grade students.

Keywords: tolerance, project method, project pedagogical technology, teaching methods, research method, problem-based learning method, pedagogical experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.