УДК 377.8
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Шавеля А.С.
КГУ «Костанайский специальный комплекс «Детский сад - школа - интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2» Управления образования акимата Костанайской области
(г.Костанай, Республика Казахстан)
Аннотация. В данной статье рассматриваются традиционные формы словесных методов обучения с элементами нестандартных приемов, рекомендации по использованию наглядных методов обучения и особенности практических методов обучения в специальной организации образования. Типология нестандартных форм организации урока. А также особенности оценивания учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в специальных организациях образования для детей с нарушениями интеллекта.
Ключевые слова: метод обучения, урок, учебная программа, учебные достижения учащихся
Как некогда сказал Марк Туллий Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь». Каждому педагогу случалось столкнуться с ситуацией, когда ребенку требуется дополнительная помощь в усвоении какого-либо знания или навыка. Дети с особыми образовательными потребностями чаще нуждаются в дополнительных стимулах и приемах. Поэтому, в своей работе помимо классических методов обучения мной используются нетрадиционные.
Например, такие словесные методы как рассказ учителя, можно разнообразить мини-викториной после прослушивания, подключив такие анализаторы как: слуховой («Хлопни, когда услышишь
верное определение»), зрительный («Найди верное написание»), двигательный («Нарисуй в воздухе изучаемую фигуру»).
Беседу, при наличии условий, можно провести в игровой форме, например, передавая эстафету. Данный метод может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе, позволяя сбросить двигательное напряжение или стимулируя двигательную активность и помогая усвоить материал совместно с практической деятельностью. Что, во-первых, может стать ассоциативным «якорем» (например, если при словарной работе в игре использовались какие-либо ассоциации и ребенок после игры забыл, как называется тот или иной предмет, он может попробовать повторить действие, которое использовалось в игре, и возможно это
поможет вспомнить ассоциацию), во-вторых, развивать активный словарный запас (например, в словарной работе ребенку предлагается назвать глагол и показать его жестом).
Наглядные методы обучения должны соответствовать некоторым, на мой взгляд, важнейшим требованиям:
1) Желательно использование наглядности по схеме: картинка - фото -сам предмет в натуральную величину.
2) Содержание иллюстративного материала должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся.
3) Демонстрация любого наглядного материала (особенно схем и таблиц) в условиях специального образования должна сопровождаться словесными методами обучения, для наиболее эффективной работы на всех стадиях введения, закрепления и активизации учебного материала.
4) При использовании ИКТ на уроке следует учитывать нагрузку не только на зрительный анализатор, но и на нервную систему ребенка.
5) Метод наблюдения следует использовать как можно чаще, ведь именно этот метод помогает формировать у детей с особыми образовательными потребностями неразрывную связь наблюдаемого с жизнью и применять полученные знания на практике.
Практические методы обучения в
условиях специального образования имеют особое значение, ведь как сказал Конфуций «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму!».
Метод упражнений очень эффективен для всех учебных дисциплин и может применяться на любом этапе процесса обучения. Методика создания комплекса упражнений и их характер будут зависеть от того, какой предмет изучается, какой объем материала необходимо усвоить, а также от того, какими возрастными психологическими и психическими
особенностями обладают дети. Упражнения очень полезны для развития речи, мышления, памяти и многих других когнитивных операций у детей с особыми образовательными потребностями. Их можно разделить на такие типы, как:
Устные - отличаются очень разнообразным назначением. С их помощью можно овладеть техникой чтения, изучить устный счет, развивать осознанность чтения и грамотное изложение изученного.
Письменные - в первую очередь к ним относятся диктанты, развивающие навыки грамматики и орфографии, сочинения, решение задач, составление кратких записей эксперимента или плана работы.
Графические - работы по созданию чертежей, составлению разнообразных схем, рисование альбомов и плакатов, зарисовки, выполняемые по ходу научно-практической работы или экскурсии и т.д. Как правило, они тесно связаны с письменными заданиями и помогают им решать точно такие же учебные задачи. Рисование и черчение способствует лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также развивает навыки анализа и пространственного воображения.
Производственно-трудовые учебные упражнения имеют целью показать учащимся, как правильно применять теоретические знания в реальной трудовой деятельности. Они весьма полезны для трудового воспитания учеников. Доказано, что знания с их помощью усваиваются гораздо лучше и быстрее прочих методов при условии, что учитель наблюдает, комментирует деятельность и организует ее периодическое повторение. В целом эффективность этого метода среди всех практических средств обучения
максимальная.
Практические методы хорошо комбинируются с такими нетрадиционными формами работы, как: соревнование,
путешествие, сказка. Здесь может быть включен определенный персонаж, для поддержания интереса или выявлена проблема, которую можно решить при выполнении тех или иных заданий и упражнений.
Как определенный этап урока, так и весь урок в целом может быть проведен в нетрадиционной форме.
Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она была обоснована Я.А. Каменским как «полезная коллективная форма» обучения детей одного возраста и одного уровня готовности.
С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина выделяют классы нестандартных уроков на основе ключевых особенностей содержания и организации учебно-познавательной деятельности:
1. Уроки с измененным способом организации:
• урок - защита идей;
• урок взаимоконтроля.
2. Уроки с использованием художественных образов, связанные с фантазией:
• урок-сказка;
• театрализованный урок.
3. Уроки, имитирующие какие-либо виды деятельности:
• урок-экскурсия;
• урок-экспедиция;
• урок-путешествие.
4. Уроки с соревновательной основой:
• урок-викторина;
• урок-соревнование;
• урок-КВН.
5. Уроки с трансформацией стандартных способов организации:
• урок-семинар;
• урок-зачет;
• урок-моделирование.
Семинар, зачёт, моделирование самостоятельно существуют как
стандартные способы организации
познания, нестандартным их делает использование в качестве базовой организационной основы всего урока.
6. Урок с оригинальной организацией взаимодействия:
• урок взаимообучения;
• урок-монолог.
7. Уроки - аналогии содержания действий, перенесённых из различных сфер человеческой деятельности:
• урок-суд;
• урок-аукцион.
8. Уроки - аналогии способов деятельности, перенесённых в учебный процесс из других процессов:
• урок-диспут;
• урок-исследование.
Кроме того, следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа урока. Разница заключается только в том, что каждый перечисленный тип уроков отличается доминированием определенной функции, например, ознакомление и изучение нового материала или контроль и оценка, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер.
Но, неважно, проводит педагог стандартный урок или нестандартный, у урока должен быть стержень, урок должен быть рабочим и интересным, а на интересном уроке ребенок работает активно.
Любой вид деятельности в учебном процессе требует анализа и оценки выполненной работы.
Для того чтобы определить критерии оценивания учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями, необходимо обратиться к нормативным актам, регламентирующим правила утверждения типа и содержания учебной программы для детей данной категории.
Согласно 3 пункту 1 главы приложения 7 к приказу Министра
образования и науки Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 66 Типовых правил деятельности психолого-медико-педагогической консультации одним из основных направлений деятельности ПМПК является определение типа образовательной программы ребенка с особыми образовательными
потребностями.
Согласно 9 пункту 14 статьи 4 главы Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (с поправками из Закона Республики Казахстан от 26 июня 2021 года № 56^П «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования»):
«Организации образования для обучения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями адаптируют
образовательные программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития и потенциальными
возможностями обучающихся и
воспитанников».
29 пункт 5 параграфа 2 главы типовых правил деятельности специальных
II " к
комплексов детский сад-школа-интернат (ранее описанного Приказа Министра образования и науки РК) гласит: обучение обучающихся с нарушением интеллекта осуществляется в соответствии с индивидуальными программами,
составленными с учетом анализа достижений обучающегося, сроком на полугодие.
Для детей с нарушениями интеллекта выделяются 2 типа учебной программы.
Дети, обучающиеся по 1 типу учебных программ, оцениваются по 10-балльной шкале в рамках формативного оценивания для текущих работ, а также суммативного оценивания для СОР, СОЧ и четвертей, согласно руководству по критериальному оцениванию,
разработанному АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». В данном случае стоит упомянуть, что согласно
Приложение 10 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 26.03.2021 № 125 Типового учебного плана (обновленного содержания) основного среднего образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями с русским языком обучения не требуется выполнение ГОСО (государственных общеобязательных
стандартов образования) обучающимися с умственной отсталостью. Поэтому, оценивание при 1 типе обучения должно осуществляться в соответствии с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
Самооценка и уровень притязаний детей, имеющих более грубые нарушения интеллекта, часто бывают не вполне адекватными и многие из них переоценивают свои возможности. Они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания. Так, они бывают довольны своими поделками, которые лишь слабо напоминают показанный образец. Школьники не замечают допущенных ошибок и претендуют на высокие оценки. Поэтому достижения детей, обучающихся по 2 типу учебных программ не оценивается по балльной системе. В данном случае оценка имеет больше мотивационную направленность и носит рекомендательный характер.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что применение методов и приемов обучения для разных типов обучения учащихся с особыми образовательными потребностями должно быть в первую очередь нацелено на улучшение усвоения учебного материала, поэтому темп работы, сложность изложения материала и количество терминов, количество наглядности, качество воздействия на мелкую и общую моторику ребенка зависит от особенностей
развития ребенка. Но для учащихся 2 типа характерно применение большего количества наглядности, материал должен быть прост в понимании и четко структурирован. Особое внимание в обучении детей с особыми образовательными потребностями
необходимо уделять межпредметным связям, ведь именно благодаря им, у ребенка будет формироваться умение применять полученные знания в разных учебных и жизненных ситуациях.
Также существует практика использования не только красной пасты при проверке выполненных заданий, но и зеленой, для акцентирования на успехах детей с особыми образовательными потребностями.
Аристипп Киренейский писал: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Этим необходимо руководствоваться при обучении детей, особенно детей с особыми образовательными потребностями.
Библиографический список
1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика
обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009..
3. https://za0chnik.c0m/sprav0chnik/p edagogika/teorija-obuchenija/prakticheskie-metody-i-priemy-obuchenija/
4. Классификация нестандартных уроков.//Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. [Электронный ресурс].//http://si-sv.com/publ/14-1-0-267
5. Шишкова М.И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе// Коррекционная педагогика: теория и практика: науч.-метод. журн. - № 6. - 2007. - С. 35-43.
6. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-метод. Пособие. / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. -Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 56 с.
7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов//Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
8. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. - К.: Рад. шк., 1983. -244 с.
9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. — М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
Шавеля Алина Сергеевна, учитель обучения на дому, КГУ «Костанайский специальный комплекс «Детский сад - школа - интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2» Управления образования акимата Костанайской области (Республика Казахстан, г. Костанай,)
e-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 25.08.2021
© Шавеля А.С., 2021