Научная статья на тему 'Образовательная политика поддержки детей с ограниченными возможностями в организациях образования Костанайской области'

Образовательная политика поддержки детей с ограниченными возможностями в организациях образования Костанайской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмутова Амина Габдрахмановна

Рассматриваются приоритетные стратегические направления государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы в курсах повышения педагогов общеобразовательных школ, работающих с детьми с ограниченными возможностями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмутова Амина Габдрахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика поддержки детей с ограниченными возможностями в организациях образования Костанайской области»

Общество готовится к тому этапу в будущем, когда (что уже ощущается) потребуется более высокий уровень профессиональных специалистов для конкурентного рынка. Оно достигло того уровня, когда функциональная, а в частности языковая грамотность будут не только показателем активности и перспективности, но и катализатором динамичного развития общества. Библиографический список: 1. Кондильяк Э.Б. Сочинения в 2 т. / общ. ред. В.М. Богуславского. - М.: Мысль, 1980. - Т. 1.

2. Мацкевич В. Философия (словарь) // [Электронный ресурс]: //htpp// worvik. com/ philo/ fg.htm.

3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг. // [Электронный ресурс]: http: www.edu. gov.kz

4. «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Послание Главы государства народу Казахстана. Январь 2012 // [Электронный ресурс]: http: www.edu.gov.kz

УДК 37.01 ББК 74.041+74.50

А.Г. Махмутова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются приоритетные стратегические направления государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы в курсах повышения педагогов общеобразовательных школ, работающих с детьми с ограниченными возможностями в развитии.

Ключевые слова: нормативная база, инклюзивное образование, повышение квалификации педагогов.

Актуальность повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам организации качественного инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения не вызывает сомнений и подтверждается Государственной программой развития образования Республики Казахстан 2 на 2011-2020 гг. от 7 декабря 2010 № 1118 ^ [1]. В данной программе особое место за-| нимают вопросы: обеспечения равного ^ доступа всех участников образовательно-< го процесса к лучшим образовательным

ресурсам и технологиям; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; совершенствование системы инклюзивного образования; совершенствование инклюзивного образования в школе.

Благодаря Государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 г. [2] приоритетным направлением стало инклюзивное образование. В Программе определены мероприятия, способствующие созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе,

и детей с ограниченными возможностям в развитии (ОВР) в общеобразовательное пространство.

Для достижения обозначенных приоритетов, поставленных целей, совершенствуется инклюзивное образование в школе, обучаются педагоги, работающие в общеобразовательный учреждениях с детьми с ОВР, повышается качество знаний педагогов.

В Республике Казахстан предпринято немало мер по улучшению правовой защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья: создан Комитет по охране прав ребенка МОН РК, в 2002 г. были подписаны Законы «О правах ребенка в Республике Казахстан» [3], «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002 г.) [5], «Об образовании» (2007 г.) [4].

Министерством РК подготовлены и направлены во все регионы Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии, которые предусматривают организацию интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии в образовательных школах [8], осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями, независимо от форм собственности. Данные рекомендации подготовлены в рамках реализации пункта 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 г. № 81 «Об утверждении Плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» [7].

Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики провел в сентябре 2011 г. мониторинг [6] созданных на местах условий включения детей с ограниченными возможностями в развитии (далее - ОВ) в дошкольные и школьные организации образования общего

назначения. Сбор информации осуществлялся на базе опросного инструментария, разработанного Департаментом дошкольного и среднего образования МОН РК. Заполнение включенных в опросник позиций производилось на местах областными управлениями образования. Конечная обработка и анализ результатов мониторинга проделана ННПЦ КП [6].

В процессе мониторинга отслеживается фактическое состояние дел по ряду базовых компонентов. Как показали результаты мониторинга, в общеобразовательных организациях республики обучается 45722 детей с ОВ.

9172 детей дошкольного возраста посещают 271 детский сад. Из них 5807 детей обучаются в специальных группах , 3365 - в общих группах.

35550 детей с ОВ обучаются в 1238 общеобразовательных школах. Из них в специальных классах- 7643, 27907 - в обычных классах.

Распределение по видам нарушений показывает, что наиболее многочисленными категориями являются дети и подростки с задержкой психического развития - 20301 (44 %), с нарушениями речи - 11761 (25 %) и нарушениями зрения - 4377 (10 %). Далее идут дети с нарушениями интеллекта - 4180 (9 %), с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 3493 (8 %), с нарушениями слуха - 852 (2 %) и с эмоциональными расстройствами - 758 (2 %) (рис. 1, с. 190).

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно. Сопровождение интегрированного обучения предполагает командный стиль работы, тесное взаимодействие различных специалистов.

Объем и характер предоставляемых услуг по психолого-педагогическому сопровождению определяются кадровыми

ш ч: ч:

сх ю

га а. ю О

Рис. 1. Показатели распределения детей с ограниченными возможностями

по категориям нарушений

го ш о

X го

возможностями организации, осуществляющих обучение детеИ с ОВ.

На уровне образовательной организации работа по психолого-педагогической поддержке ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, специальными педагогами (тифлопедагоги, олигофрено-педагоги, сурдопедагоги), инструкторами ЛФК (в оптимальном варианте объединенными в консилиум), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии

с учителями, родителями, сверстниками.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

В 1509 организациях, где обучаются дети с ОВ, создано 809 психолого-педагогических консилиумов, что составляет 53,6 % [6]. В детских садах функционируют 130 консилиумов, в школах -679 (рис. 2) .

Рис. 2. Соотношение количества психолого-педагогических консилиумов и общеобразовательных организаций, в которых обучаются дети с ОВР

Анализ результатов мониторинга [6] позволяет заключить, что в общеобразовательных организациях, в которых обучаются дети с ОВ, остро ощущается

недостаток квалифицированных кадров: специальных педагогов, логопедов, инструкторов ЛФК, социальных педагогов, владеющих методами и приемами пси-

холого-педагогическои помощи детям с ОВ. Это означает, что большое количество детеИ данноИ категории не получают надлежащего психолого-педагогического сопровождения.

В рамках курсовоИ подготовки педагоги области проходят курсы в Республиканском институте повышения квалификации (РИПК СО), Национальном научно-практическом центре (САТРе).

Государство проводит политику внедрения инклюзивного образования через основные нормативно-правовые документы, а наш филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по КостанаИскоИ области» через процесс обучения педагогов области общеобразовательных специализированных школ, коррекционных школ, школ-интернатов.

Согласно данным рекомендациям, «ОсновноИ целью интегрированного (инклюзивного) образования является реализация права детеИ с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка» [9].

Инклюзивное образование стало предметом особого интереса не только государственных организациИ, общественных или частных фондов и движениИ, но и нашего института повышения квалификации педагогических работников.

Для того, чтобы совершенствовать инклюзивное образование в школах области, в ИПК ПР по КостанаИскоИ области подобрана и систематизирована необходимая нормативно-правовая база; разработан механизм взаимодеИствия дошкольного воспитания, начального обучения и общего образования в рамках инклюзивного образования; разработаны модульные программы интегрированного обучения детеИ с ограниченными возможностями.

Сотрудничество с РИПК СО и Республиканским Национальным Науч-

но-Практическим Центром, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволила кафедре дошкольного воспитания и начального обучения филиала АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по КостанаИскоИ области, постепенно создавать качественную систему повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВР в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах.

Основная задача кафедры дошкольного воспитания и начального образования - подготовить и переподготовить специалистов, которые занимаются вопросом инклюзивного образования в области.

Кафедра ДВНО проводит краткосрочные курсы (36 часов), долгосрочные курсы (72 часа) на базе ИПК ПР, выездные - по заявкам раИонных отделов образования и дистанционные.

Кафедра осуществляет повышение квалификации по проблеме инклюзивного образования следующих категориИ слушателеИ: директоров, заместителеИ директоров по учебно-воспитательноИ и воспитательноИ работе специальных (коррекционных) организациИ образования; директоров, заместителеИ директоров по начальным классам, курирующих группы для детеИ с ОВР и инклюзивное образование, общеобразовательных школ; заведующих кабинетов психоло-го-педагогическоИ коррекции (КППК), инклюзивного образования (ККИО), реабилитационных центров (РЦ); директоров, заместителеИ директоров общего, санаторного типов, заведующих пришкольных интернатов; социальных педагогов, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, специалистов ло-гопунктов, учителеИ, работающих в коррекционных школах и классах кор-рекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ; воспитателеИ дошкольных организациИ с целью ран-неИ диагностики и раннего выявления детеИ с проблемами развития; учителеИ начальных классов, работающих с детьми с ОВР, с целью оказания профессио-

ш ч: ч:

сх ю

га а. ю О

го ш о

X го

нальной помощи в адаптации и реабилитации детей с ОВР.

В деятельности кафедры ДВНО реализуются такие направления, как создание условий для свободного, многовекторного, личностно-ориентированного и востребованного профессионального роста учителя; первоочередная направленность общего содержательного вектора повышения квалификации на основе модернизации образования в рамках Государственной программы развития образования на 2011-2020 гг. [1], 12-летнего образования; реализация интерактивности, модульности, проектности, дистантности и непрерывности как факторов, обеспечивающих творческий и индивидуальный подходы к повышению квалификации.

В качестве лекторов приглашаются специалисты из кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК), инклюзивного образования (ККИО), реабилитационных центров (РЦ), психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК); вузов.

Преподаватели кафедры дошкольного воспитания и начального образования ИПК ПР: Ниязбаева Наталья Николаевна - канд. пед. н., Ли Елена Дмитриевна - канд. пед. н., Бевз Елена Дмитриевна - канд. пед. н., опытные педагоги-новаторы области, которые актуализируют проблемы, касающиеся детей с ОВР, применяя на своих лекциях различные формы работы: лекция, лекция-диалог, лекция по выбору, дисскусия, деловая игра, семинар, практическое занятие, конференция, круглый стол, диагностика, тренинг, мастер-классы, интерактивные формы работы, где педагоги учатся толерантности, приобретают коммуникативные навыки. Слушатели знакомятся с нормативно-правовым сопровождением обучения детей ЗПР и системой работы с ними.

По программе курсов предусматриваются выход на практику в базовые детские сады, общеобразовательные школы, где воспитываются и учатся дети с огра-

ниченными возможностями развити. И на практике педагоги-новаторы показывают открытые уроки, мастер-классы и делятся опытом работы. Преобладают разнообразные формы контроля знаний слушателей: анкетирование /на выходе/, оценка реакции на обучение, тесты достижения, самооценка проектов, эссе, рефлексия, зачеты, контрольные вопросы, творческие задания, СРСП, рефлексивная беседа, тестирование, проекты, опросы, интервью, творческие задания, презентация, защита, беседа.

Вопросы, раскрываемые в лекциях подбираются с учетом пожеланий слушателей. Включаются в тематику курсовых мероприятий такие направления, как проектирование образовательных программ на основе формирования компетенций педагогов; технологии проектирования содержания и методики экспертной оценки учебно-методических комплексов; методические аспекты работы учителя по подготовке учащихся к единому национальному тестированию, внешней оценке учебныхдостижений.

Педагогами кафедры дошкольного воспитания и начального обучения ИПК ПР разрабатываются практические занятия, включающие упражнения, игры, тренинги, которые проигрываются слушателями для дальнейшего использования в практической работе с детьми. В течение курса слушателям предоставляется лицензионный материал Ресурсного центра.

До настоящего времени основным типом образовательной организации для детей с отклонениями в развитии является специальная (коррекционная) школа или детский сад. Именно там накоплен успешный опыт обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Именно в этих организациях до сих пор сосредоточен основной кадровый потенциал специалистов. Областная коррекционная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с задержкой психического здоровья, находится в городе Рудном и на протяжении более

4-х лет является Ресурсным центром Костанайской области.

Банк данных по инновационной деятельности сосредоточен в Рудненской коррекционной школе - интернате № 1 (Областной Ресурсный центр): индивидуальные педагогические инициативы (авторские разработки):

1. «Коррекция и развитие познавательных процессов младших школьников с ЗПР»: метод, пособие / Комарова Н.Н., (№ 0627).

2. «Развитие творческих способностей младших школьников с ЗПР»: программа, рабочая тетрадь / Комарова Н.Н., (№ 0628).

3. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»: метод. пособие / Бушуева Н.А., (№ 0629).

4. «Разноуровневые задания по химии для учащихся 9-х классов с ЗПР»: метод, пособие / Мелешенко Л.Ф., (№ 0699).

5. «Управление системой коррекцион-но-развивающего обучения» / Дмитриева И.Н., (№ 0796).

6. «Литературно-художественный материал по химии» / Мелешенко Л.Ф., (№ 0772).

7. «От А до Я» 1 класс: метод. пособие / Симанович Л.В., (№ 0788).

8. «Разноуровневые задания по геометрии для учащихся 9-х классов»: сборник / Захарова Л.П., (№ 0791).

9. «Коррекция и развитие духовно-нравственной сферы воспитанников»: социально-педагогический проект / Аринович Л.Л., (№ 0781).

10. «Развитие художественно-эстетической сферы воспитанниц»: социально-педагогический проект / Алексютина В.М., (№ 0780).

11. «Гражданское воспитание учащихся коррекционных школ-интернатов»: метод. пособие / Абдрахманова А.Т., (№ 0773).

12. «Мир музыки»: метод. пособие / Камынина И.А., (№ 0790).

13. «Программа и сборник развивающих занятий по социально-бытовой ори-

ентировке для учащихся 5 классов с ЗПР», (№ 0904). 14. «Сборник дидактических материалов по коррекции и развитию познавательной деятельности «Учусь считать», (№ 0902).

Коллективные педагогические

инициативы: Программы, методические пособия, методические рекомендации, УМК):

1. «Коррекция и развитие познавательных процессов»: метод. пособие / Шмидт И.В., Бушуева Н.А., Симанович Л.В., Гусарова Е.В., Сапрыкина Е.В., (№ 0677).

2. «Феноменология трудностей обучения учащихся 7-х классов с ЗПР»: метод. пособие / Бойко Т.В., Баяханова Э.Б., Апачинская С.Г., Кузнецова И.Н., (№ 0680).

3. «Дневник воспитателей коррекци-онной школы-интерната для детей с ЗПР» / Никитина З.М., Комарова Н.Н., (№ 0693).

4. «Условные критерии оценивания учащихся коррекционной школы-интерната для детей с ЗПР» / Карпенко А.С., Мажарова С.А., Сергета С.А., Копытина В.Д., Никитин В.А., Колчанова Т.А., Комарова Н.Н., Апачинская С.Г., Мухтарова А.Д., Мелешенко Л.Ф., Шмидт И.В., Бушуева Н.А. Столицина Е.Е., Симанович Л.В., Бойко Т.В., Фахретдинов В.Д., Чебоевская Н.И., Гулевич В.А., (№ 0789).

5. «Программа воспитания коррекцион-ной школы-интерната», (№ 0905). Педагогам и специалистам, оказывающим психолого-педагогическую поддержку детям с ЗПР, рекомендовано:

• фиксировать учебные достижения каждого учащегося с ограниченными возможностями в развитии в конце учебного года в специальных психолого-педагогических картах и представлять администрации школы отчет;

• оказывать методическую и консультативную помощь учителям в применении специальных методов и

ш ч: ч:

ю

га а. ю О

го со о

приемов обучения детей с ограниченными возможностями;

• при содействии местных исполнительных органов осуществлять контроль за обеспечением процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях общеобразовательной школы, адаптированными учебными программами, методическими рекомендациями;

• содействовать вовлечению учащихся с ограниченными возможностями в развитии во внеучебную и внеклассную деятельность: кружковую, спортивную и другую;

• проводить регулярные встречи с родителями детей с ограниченными возможностями в развитии, оказывать консультативную помощь в обучении, воспитании и развитии детей;

• участвовать в деятельности методических объединений и других форм организационно-педагогической и методической работы в школе;

• систематически повышать свою профессиональную квалификацию. Результаты инклюзивного опыта жизни для детей и подростков с ограниченными возможностями включают в себя чувство причастности и участия, позитивные социальные отношения и дружбу, развитие и обучение с целью полноценного раскрытия своего потенциала.

Использование специализированных обучающих стратегий в инклюзивных программах положительно влияют на результаты, достигаемые ребенком. Именно сотрудничество родителей, педагогов и специалистов является условием высокого качества инклюзивного образования.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. // Казахстанская правда. 2010. 19июня. С. 11-12.

2. Конституции РК. - Астана, 2011. - 82 с.

3. О правах ребенка в РК. Закон РК. -Алматы: Юрист, 2012. - 20 с.

4. Закон РК «Об образовании» // Казахстанская правда. 2011. 6 августа.

5. Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» // Казахстанская правда. 2002. 23 июля. С. 3.

6. Оразаева Г.С., Фурсова Л.М. Анализ результатов мониторинга психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательных организациях республики // Открытая школа 2012. № 4 (115). С. 12-15.

7. Постановление Правительства РК от 5 февраля 2007 г. № 81 «Об утверждении Плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» // Открытая школа 2012. № 7 (118). С. 25-28.

8. Приказ № 524 «Методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями» от 12 декабря 2011 г. // Открытая школа 2012. № 8 (119). С. 15-20.

9. Рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии. МОН РК пункт 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 года № 81 «Об утверждении Плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекцион-ной поддержке детей с ограниченными возможностями» // Открытая школа 2012. № 7 (118). С. 25-28.

X го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.