Научная статья на тему 'Предметно-языковое интегрированное обучение истории Казахстана'

Предметно-языковое интегрированное обучение истории Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЯЗЫЧИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / "СПЕЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ" / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / "SPECIAL HISTORY" / MULTI-LINGUAL EDUCATION / MODERNIZATION AND COMPETITIVENESS OF EDUCATION / COGNITIVE LEARNING / MULTICULTURAL IDENTITY / CRITICAL THINKING / DIALOGICAL EDUCATION / STUDENT-CENTERED AND COMPETENCE-BASED APPROACHES / FUNCTIONAL LITERACY / INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Мадина Самархановна

Исследуется становление и развитие полиязычного обучения в школе-интернате для одарённых детей «Озат» (Костанай, Республика Казахстан). Главная цель, стоящая перед учителями и учениками нашей школы,это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трёх языках в любой ситуации, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. Владение казахским языком в современном казахстанском обществе неотъемлемый компонент личной и профессиональной деятельности человека. Курс «Специальная история» предполагает планомерное и преемственное изучение основных исторических понятий, усвоения ведущих идей, научных фактов и пополнения словарного запаса учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject-Language Integrated Learning of the History of Kazakhstan

The article focuses on the development of multilingual education in «Ozat». The main aim of facing teachers and students of our school is the development of a multicultural personality capable of social and professional self, knowing the history and traditions of the people, speaking several languages, achieving communicative activity-operation pas three languages in all situations, striving for self-development and self-improvement. Kazakh language in contemporary Kazakh society is an essential component of personal and professional activity. Course «Special history» involves the systematic study of the major and successive historical concepts of assimilation leading ideas, scientific facts and active vocabulary of students.

Текст научной работы на тему «Предметно-языковое интегрированное обучение истории Казахстана»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 24-28.

УдК 376.1 ББК 74.5

предметно-языковое интегрированное обучение

истории Казахстана

М. С. Ахметова

КГУ «Школа-интернат для одарённых детей "Озат"» Управления образования акимата Костанайской области, г. Костанай, Республика Казахстан

Исследуется становление и развитие полиязычного обучения в школе-интернате для одарённых детей «Озат» (Костанай, Республика Казахстан). Главная цель, стоящая перед учителями и учениками нашей школы,— это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трёх языках в любой ситуации, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. Владение казахским языком в современном казахстанском обществе — неотъемлемый компонент личной и профессиональной деятельности человека. Курс «Специальная история» предполагает планомерное и преемственное изучение основных исторических понятий, усвоения ведущих идей, научных фактов и пополнения словарного запаса учащихся.

Ключевые слова: полиязычие, модернизация и конкурентоспособность образования, когнитивное обучение, поликультурная личность, критическое мышление, диалогическое обучение, личностно-ориентированный и компетентностный подходы, «специальная история», функциональная грамотность, информационно-образовательное пространство.

В Стратегии «Казахстан-2050» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил, что «знания и профессиональные навыки — ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» [1].

Целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 20112020 гг. является «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики» [2]. Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит Казахстану стать успешным государством в мире XXI в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творче-

ски мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Материалы исследования. В школе-интернате для одарённых детей (ШОД) «Озат» г. Костаная с русским языком обучения в 2007 г. введено полиязычие. На английском языке преподаются биология и химия, на казахском — история Казахстана.

Курс «Специальная история» предполагает планомерное и преемственное изучение основных исторических понятий, усвоения ведущих идей, научных фактов и пополнения словарного запаса учащихся. Учащиеся используют лексический материал в монологической речи. В ходе занятий учащиеся работают с тематическими текстами, читают и переводят их. Находят нужную информацию в тексте параграфа. Пересказывают содержание, опираясь на схемы, наглядный материал. Преподавание ведётся в классах общественно-гуманитарного направления.

Курс «Специальная история» преследует своей целью овладение учащимися историческими понятиями и терминами на государственном языке. В нём конкретизированы те вопросы, которые имеют особую значимость для понимания исторических явлений и процессов, происходивших на территории Казахстана. Данный

спецкурс способствует, помимо развития повышенного интереса учащихся к истории своей страны и углубления знаний на казахском языке, выработке системы универсальных способов деятельности, позволяющих самостоятельно ориентироваться во все более возрастающем потоке исторической информации на государственном языке, конструктивно и нестандартно решать стоящие перед ними проблемы, осознавать себя поликультурными личностями со сформированной адекватной самооценкой. Данный курс ставит своей целью формирование творческих умений и навыков, воспитание высоконравственной, духовно богатой, активной личности, обладающей научным мировоззрением и позитивным внутренним миром.

Несмотря на ряд своих специфических особенностей, данный курс содержательно методически подчинён тем целям исторического образования в Республике Казахстан, которые сформулированы в «Государственных общеобразовательных стандартах», «Стратегии-2050», Законе «Об образовании». В основе концепции развивающегося образования мировое сообщество выделяет четыре составляющие обучения, призванные научить человека учиться: получать знания, применять эти знания в своей повседневной жизни, жить вместе и быть личностью.

Исходя из поставленных целей следует сформулировать следующие задачи курса:

— формировать у учащихся прочные знания основных фактов, событий, явлений по истории Казахстана на государственном языке;

— формировать у учащихся устойчивую и чёткую картину исторического прошлого человека;

— расширять у учащихся представления о закономерностях и принципах исторического развития;

— формировать представление об исторической и культурной преемственности в развитии человека;

— развивать наблюдательность, тягу к знаниям;

— развивать навыки анализа, синтеза, соотнесения, сравнения исторического материала;

— совершенствовать умение самостоятельно делать выводы на основе изученного материала, с учётом конкретно-исторических условий, на базе научного мировоззрения;

— сформировать умение давать личную оценку историческим фактам, явлениям, процессам на основе глубоких знаний и личных убеждений;

— совершенствовать умение вести научно-исследовательскую работу по истории;

— формировать высокую культуру межнациональных отношений, уважение и любовь к национальной культуре Казахстана.

Отличительной особенностью программы является то, что пока в педагогической практике не существует аналогов данного спецкурса. Наша задача — создать универсальную программу на государственном языке для дальнейшего использования в школах с русским языком обучения.

Отбор содержания основан на деятельност-ном, здоровьесберегающем, личностно-ориенти-рованном и компетентностном подходах. Выбор структуры и содержания индивидуальных занятий осуществлён на основе принципов гуманизма, сотрудничества, преемственности. Структура каждого раздела подчинена принципу «от частного к общему». Таким образом, при изучении индивидуальных занятий обеспечивается переход от усвоения конкретных исторических фактов к пониманию общей научной картины исторического процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Знания, полученные на занятиях курса, помогут:

1) в выработке систем универсальных способов деятельности, позволяющих самостоятельно ориентироваться во всё более возрастающем потоке исторической информации на государственном языке;

2) определить пути и способы решения сложных проблем, связанных с использованием исторических источников на казахском языке;

3) увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как поликультурную личность.

Способы познавательной деятельности:

1. Подготовка ответов на вопросы к семинарским занятиям.

2. Решение тестовых заданий различной степени сложности.

3. Работа по карте.

4. Работа с понятиями и терминами.

5. Создание проектов об исторических личностях Казахстана.

6. Составление кластеров и кроссвордов.

7. Заполнение таблиц, схем.

В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций обучаемого: ценностно-ориентационная, культурологиче-

ская, учебно-познавательная, коммуникативная, информационно-технологическая, социально-трудовая, компетенция личностного саморазвития.

Требования к уровню подготовки обучаемого:

Знать:

— основные исторические факты, термины и понятия на казахском языке;

— биографии исторических личностей Казахстана на государственном языке;

— сущность традиционного казахского общества: историко-географические, социально-экономические и общественно-политические характеристики;

— факты социально-экономического и политического развития Казахстана на рубеже Х1Х—ХХ вв.

Уметь:

— анализировать, обобщать, оценивать исторические факты и события на государственном языке;

— формулировать определения отдельных исторических понятий;

— свободно выражать своё мнение на казахском языке на то или иное историческое событие;

— объяснять разнообразие взглядов и позиций людей в современном мире, необходимость их сосуществования;

— характеризовать главные направления внешней и внутренней политики Казахстана со времён средневековья до ХХ в.;

— раскрывать суть социальных основ государственных изменений;

— оценивать результаты и значение реформ и революций;

— прослеживать связь идеологии и политики в истории Казахстана;

— раскрывать причины и следствия исторических преобразований и реформ;

— объяснять сущность исторических фактов;

— конструктивно и нестандартно подходить к решению проблем и поиску истинных фактов;

— оценивать негативные явления в развитии науки, культуры, называть крупных учёных;

— грамотно, содержательно и качественно преподносить материал с учётом требований современного образования;

— применять на практике полученные знания при актуализации знаний;

— выражать собственное мнение по поводу исторических событий, происходящих на территории Казахстана с XIX в. по настоящее время.

Данная система включает в себя три основных этапа, как для учителя, так и для ученика: «Я по-

нимаю», «Я знаю», «Я умею». Логика системы определяется формированием социально адаптированной личности; учащийся раскрывает свой творческий потенциал и определяет спектр своих интересов по специстории.

Виды учебных занятий: урок-исследование, урок-дискуссия, проблемная лекция, семинар, зачёт, конференция, круглый стол, мастер-класс.

Технологии: проектная технология, КСО, комплексное развитие критического мышления и лидерства, диалогическое обучение, таксономия Блума, методика формирования категориально-понятийного аппарата.

Методы обучения: практический, проблемный, ретроспективный, наглядный, критический, аналитический, обобщающий, сравнительно-исторический.

Основные стратегии активного познания при работе в паре, группе, индивидуально, фронтально: «Думай — в паре — обсуди», «Жигсо», составление «толстых» вопросов, формула «ПОПС», «Паучок», «Исправь ошибку», групповая дискуссия, кластеры, ключевые термины, взаимоопрос, «ЗХУ», историческое эссе, «Предсказания со слов», «Направленное чтение», «Мозговой штурм», исторический диктант, «Литературный кружок», диаграмма Венна, «Аквариум», «Незаконченные предложения», «Семантическая карта», «Инсёрт», синквейн.

Развитие критического мышления обеспечивает глубокое обдумывание, активное развитие коммуникативных навыков, умение успешно взаимодействовать в группах и парах для достижения общей цели, умение объективно оценить свою деятельность и работу каждого ученика по предложенным критериям, создание ситуации успеха, дифференциацию подхода, способствующую активному вовлечению в работу всех учащихся разного уровня способностей и возможностей. При изучении истории обеспечивается переход от усвоения конкретных исторических фактов к пониманию общей научной картины исторического процесса.

На уроках истории созданы оптимальные и комфортные условия, при которых:

— все учащиеся активно работают на результат, создают ситуацию успеха;

— в процессе достижения своей цели (защита проекта) участвуют все члены группы или пары;

— учитывают интересы, особенности и возможности друг друга;

— слушают и слышат друг друга.

Разноуровневые задания наталкивают на рассуждения, которые могут послужить основанием к действиям, активно способствуют принятию альтернативных решений, внедрению новых способов мышления. Работа организована в разных формах, так как нужно за короткое время обсудить достаточно большое количество материала по важнейшим историческим процессам Казахстана.

Учащимся в ходе активной самостоятельной работы на уроках удаётся:

— чётко усвоить новый материал в группе;

— составлять синквейн и формулу «ПОПС»;

— успешно работать в группе, паре;

— рефлексировать и оценивать свой результат;

— выполнить задания с учётом критериев оценивания;

— объективно оценивать свои возможности и способности других;

— учиться критически оценивать исторические факты;

— выступить успешно перед всем классом;

— быть открытым к обучению своими одноклассниками (одарёнными учащимися);

— презентовать и защищать проект;

— сравнить и выделить особенное и общее через диаграмму Венна в группе.

В целях демонстрации высокого уровня способностей и реализации потенциала одарённых и талантливых учеников учтены следующие возможности:

— выполнение роли экспертов в группе, т. е. учатся обучать друг друга;

— разъяснение одноклассникам сложных вопросов при использовании дополнительного материала;

— грамотная организация работы в группе, распределение ролей и функций в соответствии с возможностями и способностями каждого члена команды;

— сформированность умений составлять вопросы высокого порядка и отвечать на «толстые» вопросы;

— подготовка и проведение группового расследования по критериям оценивания;

— критическая оценка изученного материала;

— творческая организация презентации и защиты проекта;

— умение грамотно пошагово выполнять задания;

— умение логично связывать прошлый материал с новым;

— умение поднимать и решать проблему при составлении вопросов высокого порядка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— умение отвечать на вопросы из разных областей знаний.

Контролируемость обучения осуществляется через выполнение аналитических отчётов о решении логических и проблемных вопросов, решение тестовых, творческих, логических заданий, составление кластеров, циклограмм, схем, таблиц, подготовку презентаций, сообщений, рефератов и научных проектов.

Для дальнейшей эффективной работы были поставлены новые ориентиры в деятельности учителей специальной истории:

1. Определение оптимальных путей повышения квалификации учителей с учётом современных тенденций в педагогике, индивидуальных потребностей учителя и ученика.

2. Обеспечение необходимой информационной, психолого-педагогической, методической подготовки учителей и иных аспектов их профессиональной деятельности.

3. Осуществление обмена опытом и создание условий для продуктивного профессионального взаимодействия между учителями.

В заключение хочется отметить, что как бы ни развивалось общество, уже сейчас влияние информационно-образовательного пространства на процесс обучения велико. И учить так, как учили раньше, просто не получится. Цель образования состоит не в том, чтобы дать детям конкретные знания, а в том, чтобы научить их думать и способствовать активному развитию понятийного мышления [4]. Направления нового процесса обучения тесно переплетаются с основой компетент-ностного подхода и осуществляются в информационно-образовательной среде, в которой участвуют два равноправных партнёра: учитель и ученик. И от того, сколько мы усилий приложим к этому, будет зависеть становление новой школа. Поэтому хочется пожелать всем учащимся достичь поставленных ими перед собой целей и не сходить с этой линии. Ведь вы — наше будущее!

Список литературы

1. Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства : послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Астана : Акорда, 2012.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 годы : утв. указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 дек. 2010 г. // Казахст. правда. 2010. 14 дек. С. 3.

3. Руководство для учителя. Третий базовый уровень : программа курсов повышения квалификации пед. работников Республики Казахстан.

4. Ясюкова, Л. А. Реформирование образования: цели и проблемы / Л. А. Ясюкова // Шк. технологии. 2011. № 5.

Сведения об авторе

Ахметова Мадина Самархановна — учитель истории высокого уровня квалификации, школа-интернат для одарённых детей «Озат» Управления образования акимата Костанайской области, Костанай, Республика Казахстан.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 24-28.

subject-language integrated learning

of the history of kazakhstan

M. S. Akhmetova

Teacher of History, the Highest Level of Qualification, Boarding School for Gifted Children "Ozat" Education Department of the Akimat of the Kostanai Oblast, Kostanai, Republic of Kazakhstan

The article focuses on the development of multilingual education in «Ozat». The main aim of facing teachers and students of our school is the development of a multicultural personality capable of social and professional self, knowing the history and traditions of the people, speaking several languages, achieving communicative activity-operation pas three languages in all situations, striving for self-development and self-improvement. Kazakh language in contemporary Kazakh society is an essential component of personal and professional activity. Course «Special history» involves the systematic study of the major and successive historical concepts of assimilation leading ideas, scientific facts and active vocabulary of students.

Keywords: multi-lingual education, modernization and competitiveness of education, cognitive learning, multicultural identity, critical thinking, dialogical education, student-centered and competence-based approaches, "special history", functional literacy, information and educational space.

References

1. Strategija «Kazahstan-2050» ["Strategy" Kazakhstan-2050 "a new policy established state"] — novyj politicheskij kurs sostojavshegosja gosudarstva : poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan — Lidera nacii Nursultana Nazarbaeva narodu Kazahstana. Astana : Akorda, 2012.

2. Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija Respubliki Kazahstan na 2011-2020 gody [State Education Development Programme of the Republic of Kazakhstan for 2011-2020] : utv. ukazom Prezidenta Respubliki Kazahstan № 1118 ot 7 dek. 2010 g. // Kazahst. pravda. 2010. 14 dek. S. 3.

3. Rukovodstvo dlja uchitelja. Tretij bazovyj uroven' [Guidelines for teachers. Third baseline] : programma kursov povyshenija kvalifikacii ped. rabotnikov Respubliki Kazahstan.

4. Jasjukova, L. A. Reformirovanie obrazovanija: celi i problemy [Education reforming: purposes and problems] / L. A. Jasjukova // Shk. tehnologii. 2011. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.