Научная статья на тему 'Реализация полиязычного образования в школе-интернате для одарённых детей «Озат» управления образования акимата костанайской области Республики казахстан'

Реализация полиязычного образования в школе-интернате для одарённых детей «Озат» управления образования акимата костанайской области Республики казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1131
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / MULTILINGUAL EDUCATION / TECHNIQUE OF EDUCATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / SOCIAL EXPERIENCE / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыздыкова Асия Нугмановна

Описывается система работы школы по реализации полиязычного образования. Раскрываются основные понятия, принципы и методы организации обучения в полиязычной школе. Наряду с теоретическими аспектами организации полиязычного образования, представлена практическая реализация полиязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Realization of Multi-Lingual Education in Sci «Boarding Scholl for Gifted Children “Ozat”» Department of Education of Kostanay Region

The following article describes the system of the realization of multi-lingual education. Author describes main descriptions, principles and methods of organization of education in multi-lingual school. Within the description of theoretical aspects of organization of multi-lingual education author describes practical realization of multilingual education.

Текст научной работы на тему «Реализация полиязычного образования в школе-интернате для одарённых детей «Озат» управления образования акимата костанайской области Республики казахстан»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 125-128.

УдК 372.881.1 ББК 74.26

реализация полиязычного образования в школе-интернате для одарённых детей «озат» управления образования акимата костанайской области

республики казахстан

А. Н. Сыздыкова

КГУ «Школа-интернат для одарённых детей "Озат"» Управления образования акимата Костанайской области, Костанай, Республика Казахстан

Описывается система работы школы по реализации полиязычного образования. Раскрываются основные понятия, принципы и методы организации обучения в полиязычной школе. Наряду с теоретическими аспектами организации полиязычного образования, представлена практическая реализация полиязычного образования.

Ключевые слова: полиязычное образование, технология обучения, межкультурное общение, социальный опыт, коммуникативные навыки.

На современном этапе дан старт процессу перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности, при этом современное общество ставит перед школой основную цель — создание и постоянное совершенствование условий, необходимых для получения каждым учеником образования в соответствии со своими интересами и потребностями, предоставление всем обучающимся возможностей для самоопределения.

Наша школа — это многофункциональное учреждение, реализующее образовательные и воспитательные задачи в объединённой структуре, и, являясь базовой школой по трансляции опыта НИШ, ориентируется и опирается на три рода ценностей: ценности индивидуального развития, уважение к культурному наследию, ценности социальной интеграции.

Конкретизируя социальный заказ нашей школе, можно структурировать его так:

— к содержанию образования — это качественно новое содержание, предоставляющее возможность становления свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения таких личностных действий, как рефлексия, жизненное самоопределение;

— к результатам образования — это обеспечение получения высокого уровня обученности, необходимого для продолжения образования в высших учебных заведениях;

— к технологиям обучения — это должны быть технологии, опирающиеся на развитие личности и гуманитарную методологию;

— к педагогам — это необходимость обладания высокой профессиональной подготовкой, образованностью, стремлением к конструктивному взаимодействию с родителями, к самокритике и саморазвитию.

Для достижения своих целей школа выбрала стратегическую идею — реализацию личност-но-ориентированного образования и воспитания. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. В этом контексте миссию нашей школы мы определили как внедрение модели полиязычной системы школьного образования, осуществление идеи школы успеха, осуществляющей дифференциацию содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.

В своём представлении о том, какой должна быть наша школа, мы исходили из следующих позиций:

— из признания того, что школа — образовательное учреждение, призванное обеспечивать образовательные потребности микросоциума;

— школа должна быть конкурентоспособной и престижной, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, роста профессионализма.

Проектируемая модель школы-интерната для одарённых детей всесторонне учитывает сущ-

ность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в выделенных приоритетах:

— личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), её самооценка, развитие;

— гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе;

— практическая востребованность полученных знаний на рынке труда.

Следует заметить, что в современных условиях перед учителем стоит важнейшая задача — использовать весь уникальный опыт и знания культурных традиций народов, общечеловеческих ценностей и мировой культуры в создании благоприятной образовательной среды, способствующей формированию социально активной личности. То есть для формирования конкурентоспособной, коммуникабельной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии, необходимо полиязычное образование.

Исходя из этого приоритетными задачами обозначены:

Разработка и лицензирование программ и учебно-методических комплексов курсов вариативной части учебного плана (развивающих курсов (ЛОК), курсов по выбору, прикладных курсов в старшей школе) — до 2015 г.

Создание сетевого сообщества, разработка блогов педагогов — до 2015 г.

Поэтапное внедрение модели трёхязычного обучения — изучение предметов на казахском языке: история Казахстана — 2013, самопознание — 2014, основы правоведения — 2015, обществозна-ние — 2015, география Казахстана — 2016.

Изучение профильных предметов на английском языке: биология -2013, химия — 2013, физика — 2015, математика — 2016 , география — 2016.

Рассматривая полиязычное образование как основу становления полиязыковой личности, в содержание включаем систематизированные знания, умения и навыки в области родного и государственного языков, а также в области одного или нескольких иностранных языков в соответствии с межкультурной парадигмой современного языкового образования.

Основополагающими идеями в реализации полиязычного образования в контексте межкультурного общения являются:

— мотивация и стимулирование использования различных языков в соответствии с потребностями и интересами учащихся;

— формирование умений межкультурного общения;

— стратегия постоянного познания через язык особенности конкретных культур и особенности их взаимодействия;

— способность обучающихся создавать единое с инокультурным собеседником значение происходящего на основе знаний о различиях культур и умений как обсуждать эти различия, выступая посредником между культурами, так и изменять собственное отношение к ним.

Полиязычное образование реализуется как через урочную, так и через внеурочную деятельность:

1. Преподавание на углублённом уровне казахского, русского, английского языка.

Углубление знаний учащихся происходит на уроках, занятия и задания на которых включают в себя развитие языка, т. е учитель-предметник отвечает не только за содержание предмета, но и за развитие языковых навыков учащихся для выполнения академических работ и исследований по данному предмету.

2. Внедрение второго иностранного языка.

Изучение второго иностранного — французского или немецкого — формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию и направлено на достижение следующих целей и задач:

— формирование умения общаться на французском и немецком языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;

— приобщение к новому социальному опыту с использованием французского и немецкого языка, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

3. Преподавания предметов на трёх языках — биология и химия на английском языке, история Казахстана на казахском языке.

Эффективной организации полиязычного образования в контексте межкультурного общения способствуют следующие формы и виды деятельности:

Реализация полиязычного образования в школе-интернате для одарённых детей «Озат».

127

— сочетание индивидуальной, парной и групповой работы;

— работа с разными источниками информации (в том числе электронные образовательные ресурсы);

— эвристическая беседа; учебный диалог; кейс-методы.

4. Внеурочная деятельность предусматривает организацию на трёх языках работу пресс-центра, театра, дебатного клуба, проведение конкурсов и написание научных работ.

Наряду с практической целью — обучением общению, языковому обучению, ставим образовательные и воспитательные цели. Достижение образовательных целей означает расширение кругозора учащихся, повышение уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи. Реализация воспитательного потенциала языкового обучения проявляется в готовности учащихся содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свою школу, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.

Для внедрения полиязычного образования требуется внедрение современных методик и подходов преподавания.

Предметом изучения учащихся становится культура, во всём многообразии значения этого слова, язык же выступает как средство познания.

Интегрированное обучение предмету и языку предусматривает двойное погружение в изучение языка, таким образом, достигается две цели одновременно — предмет изучается с помощью второго языка и формируется академический язык через изучение предмета.

Кроме того, используется совершенно новый подход — командное преподавание, внедрение lessonstudy (японский подход совершенствования преподавания в школе), который подразумевает совместное детальное планирование и ведение исследовательских уроков группой учителей.

Бесспорно, использование преподавателями инновационных методов, методов формирова-

ния интереса к обучению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.), формирования долга и ответственности в обучении (поощрение, одобрение, порицание и др.); внедрение в образовательный процесс новых технологий (презентаций учебного материала, электронных пособий, аудио- и видеоматериалов и пр.) активизируют процесс языкового обучения и способствуют эффективности усвоения казахского, русского и иностранных языков.

Внедрение полиязычного образования — процесс нелёгкий, при этом должен меняться подход к изучению языков — если раньше изучение языков строилось традиционно на основе грамматики и перевода, то сейчас на коммуникативном подходе развития четырёх видов деятельности (говорение, чтение, письмо и аудирование).

Языковые предметы направлены на развитие у учащихся:

— функциональной грамотности;

— коммуникативных навыков;

— навыков получения знаний на протяжении всей жизни.

Таким образом, внедрение полиязычного образования предусматривает обеспечение готовности педагогического коллектива к решению задач инновационного развития.

Перспективные направления дальнейшей работы над проблемой:

— исследование проблем преемственности полиязычного образования на разных ступенях системы образования;

— изучение зарубежного опыта полиязычного образования;

— составление программ курсов по выбору, факультативных курсов полиязычной направленности;

— расширение возможностей интерактивной телекоммуникации (ICQ, Skype, mail-агент);

— создание веб-среды;

— использование возможностей дистанционных образовательных технологий.

Список литературы

1. Поташник, М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник. М. : Пед. о-во России, 2000.

2. Симонов, П. И. Практика управления современной школой / П. И. Симонов. М., 1995.

3. Третьяков, П. И. Оперативное управление качеством образования / П. И. Третьяков. М., 2003.

4. Лебедев, С. А. Введение в историю и философию науки / С. А. Лебедев. М. : Акад. проект, 2005.

5. Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово / Э. А. Вартаньян. М. : Просвещение, 1982.

6. Винокурова, Н. К. Развитие творческих способностей учащихся / Н. К. Винокурова. М. : Завуч, 2010.

Сведения об авторе

Сыздыкова Асия Нугмановна — заместитель директора по научно-методической работе школы-интерната для одарённых детей «Озат» Управления образования акимата Костанайской области, г. Костанай, Казахстан. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 125-128.

THE REALIZATION OF MULTI-LINGUAL EDUCATION IN SCI «BOARDING SCHOLL FOR GIFTED CHILDREN "OZAT"» DEPARTMENT OF EDUCATION OF KOSTANAY REGION

A. N. Syzdykova

Deputy Director on Scientific and Methodical Work of the Boarding School for Gifted Children "Ozat" Education Department of the Akimat of the Kostanai oblast, Kostanai, Kazakhstan. [email protected]

The following article describes the system of the realization of multi-lingual education. Author describes main descriptions, principles and methods of organization of education in multi-lingual school. Within the description of theoretical aspects of organization of multi-lingual education author describes practical realization of multi- lingual education.

Keywords: multilingual education, the technique of education, intercultural communication, social experience, communicative skills.

References

1. Potashnik, M. M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya [Quality management of education] / M. M. Pot-ashnik. M. : Pedagogicheskoe obthestvo Rossii, 2000.

2. Simonov, P. I. Praktika upravleniya sovremennoyj shkoloyj [Practice of management of a modern school] / P. I. Simonov. M., 1995.

3. Tretjyakov, P. I. Operativnoe upravlenie kachestvom obrazovaniya [Operational management of the quality of education] / P. I. Tretjyakov. M., 2003.

4. Lebedev, S. A. Vvedenie v istoriyu i filosofiyu nauki [Introduction to the history and philosophy of science] / S. A. Lebedev. M. : Akademicheskiyj proekt, 2005.

5. Vartanjyan, Eh. A. Puteshestvie v slovo [Journey to the word] / Eh. A. Vartanjyan. M. : Prosvethenie, 1982.

6. Vinokurova, N. K. Razvitie tvorcheskikh sposobnosteyj uchathikhsya [Development of creative abilities of students] / N. K. Vinokurova. M. : Zavuch, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.