Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДУТОРА'

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДУТОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ДУТОР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турапов З.З.

как и все музыкальные инструменты, дутор имеет свое место в практике исполнения и специфические характеристики исполнения. Одним из наиболее фундаментальных аспектов формирования студентов как зрелых исполнителей является то, что они должны обладать определенными знаниями и достаточным уровнем мастерства в технике исполнения музыкальных произведений на практике. Не зря говорят, что половина таланта - это упражнение. Поэтому, самостоятельно освоив различные упражнения, необходимые для овладения техникой умелого исполнения, такие как гамма, арпеджио, пиццикато, и регулярно занимаясь на инструменте, студенты достигают желаемых результатов. В данной статье представлены произведения, которые помогут студентам освоить исполнение на инструменте дутор. Особое внимание уделяется технике исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДУТОРА»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДУТОРА Турапов З.З.

Турапов Зулхорбек Зайнабидинович - доцент, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: как и все музыкальные инструменты, дутор имеет свое место в практике исполнения и специфические характеристики исполнения. Одним из наиболее фундаментальных аспектов формирования студентов как зрелых исполнителей является то, что они должны обладать определенными знаниями и достаточным уровнем мастерства в технике исполнения музыкальных произведений на практике. Не зря говорят, что половина таланта - это упражнение. Поэтому, самостоятельно освоив различные упражнения, необходимые для овладения техникой умелого исполнения, такие как гамма, арпеджио, пиццикато, и регулярно занимаясь на инструменте, студенты достигают желаемых результатов. В данной статье представлены произведения, которые помогут студентам освоить исполнение на инструменте дутор. Особое внимание уделяется технике исполнения. Ключевые слова: народное исполнение, произведение, дутор, музыкальный инструмент, метод обучения.

УДК 787.8

Дутор - один из любимых музыкальных инструментов узбекского народа, и многие композиторы создавали специальные произведения для него. Одной из таких произведений является фантазия "Гулзорда" ("В цветочном саду"). Данное произведение принадлежит одному из известных узбекских композиторов современности Кахрамон Комилову. Это произведение, исполняемое под аккомпанемент фортепиано исполнителем дутора, подходит для жанра фантазия. Композитор создал его по отношению к инструменту в своем воображении. Автор попытался продемонстрировать, что привлекательный, игривый тон дутора будет более ярким в сопровождении фортепиано. Поэтому неудивительно, если он создал свое произведение в жанре фантазия [1].

Композитор попытался выразить свое произведение "Гулзорда" в его естественном состоянии. Поэтому работа написана в своеобразной - состоящей из трех частей, которые имеют противоположные характеры. I часть начинается с темпа "Moderato" размером 4/4. И основная инструментальная мелодия (solo) начинается в темпе яркого "Аллегро" после вступления.

Например:

' 'п V V п V п nr-UL1 V V П nVVnVV" nJULn V V

П_П У У П V У I

г î

шш

I

f

£ 1 г i

г i- i в; i г

В основе мелодии произведения лежит игривый и задорный характер. Мелодия исполняется с использованием синкопированного штриха, исходя из возможностей инструмента. Начальный тон начинается с обратного штриха дутора, и эти отличительные штрихи придают дутору больше очарования. Этот характер мелодии и действия фортепиано вызвали взаимное общение. В мелодии музыкальных инструментов выглядит так, как будто природа оживляется. [2]

Часть II выполняется классическим усулем уфор с размером 6/8, то есть "вазмин уфор". Композитор с исполнителным темпом "Moderato" придает необычный характер первой части, хотя и немного противоположному темпу исполнения.

- Л 11 zp п - Fh с ■ с ] 1J ф '—Ф-

И 7 » 3 2 ~ J3 F 9- J-^nm L-f- ». ш Ч' m 2 12— 3 J s g

ДдМ-2-\ т — -зл-— 7 ; -% 7 { m -'—th

_. » ж- m _ m *

Центральным и достойным аспектом части II является подготовка к следующей каденции. Каденция включает в себя задачи по демонстрации возможностей дутора, общению со слушателем наедине и, как следствие, демонстрации интерпретации мелодии.

126

cadenza С\

П. п_пГ\

V V V V V V,

щ

в

ш дгг

Каденция приводит к тому, что заключительная часть произведения, опять же игривая, заканчивается главной темой. Заключительная часть также характеризуется исполнением в настроении первой основной части, праздничным духом.

Композитор обладает широким размахом и потенциалом в своем творчестве, адаптировав свою фантазию "Гулзорда" для дутора в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Поэтому очень важно обратить на это внимание и следовать этому при его исполнении.

Следующее произведение называется "Дутор наволари" ("Мелодии дутора"). Данное произведение в 1977-1978 годах известный узбекский композитор Ф.Назаров создал специально для инструмента дутор. Произведение исполняется под аккомпанементом фортепиано. На сегодняшний день исполняется в двух вариантах.

"Дутор наволари" был создан композитором на основе формы из 3 частей. Две периферические части произведения имеют противоположный характер к средней части, придавая особое настроение общему драматическому развитию произведения.[2] Соответственно, части I и III написаны в темпе размером 6/8 "Allegro" в привлекательном, жизнерадостном характере.

Произведение основанная на привлекательном усуле уфор, находит свою прекрасную интерпретацию с помощью отличительных штирхов дутора. Вместе с

аккомпанементом дутора и фортепиано, их интерпретация как общение друг с другом, создает настоящее народное настроение. В связи с этим композитор создал большой комфорт для исполнителя, чтобы показать исполнительские способности дутора. Поэтому произведение может быть исполнен с различными импровизациями. Например:

II часть произведения создается в измерении 4\4, в темпе "СайаЬПе", где скорость медленнее. Желательно использовать больше техники исполнения "тремоло". Потому что противоположность придает произведению необычный шарм [3].

Следует отметить, что в основе мелодии лежат звуки, выражающие лирический характер. Его следует исполнять в спокойном и в то же время в задумчивом настроении.

гг

Л * 4

гг

j

ttUH i

и

Ближе к концу второй части композитор использует "каденцию", которая имеет центральное значение в инструментальном исполнительстве. Считается, что "каденция" еще лучше демонстрирует исполнительские возможности дутор. Поэтому интерпретация каденции требует от исполнителя большого мастерства. Это оттачивает индивидуальную интерпретацию исполнения каждого исполнителя. "Каденция" готовит к последней части произведения, то есть к третьей части.

Часть III - это финишная и кульминационная часть произведения. С точки зрения драматургии это кульминация. Композитор в этой части традиционно опирается на технику "реприза". Если начало основано на мелодиях части I, то в конце за счёт "Coda" основная тема развивается и меняется. И "Coda" завершает идею произведения в праздничном духе.

В области инструментального исполнительства при обучении студентов исполнению произведения, конечно, важным считается глубокий анализ этого произведения. Студенты должны понимать не только содержание произведения, но и тонкие аспекты технического исполнения.

Список литературы

1. Матякубов Ш. "Ансамбль билан ишлаш услубияти". Тошкент, 2022.

2. Хожиева Р. "Дутор тароналари". Тошкент, 2007.

3. ЗияеваМ."Дутор". Тошкент, 2001.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НАСТАВНИКОВ НА ГИДЖАКЕ

Дадаев А.Ш.

Дадаев Ахматжон Шакаримович - доцент, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в сфере узбекской национальной музыки выросло много профессиональных музыкантов и певцов. Изучение и презентация их жизни и деятельности подрастающему поколению - достойный шаг на пути к привитию им национальной идеи. Ведь национальная идея - это одна из первичных потребностей, которая необходима современности. Потому что даже тем негативным силам, которые сейчас волнуют весь мир и движутся под маской «массовой культуры», не удивительно, что все вышесказанное - самое мощное защитное средство. В данной статье будут рассмотрены аспекты, на которые следует обратить внимание при обучении студентов технике исполнения наставников на гиджаке. В статье также будут перечислены виртуозные исполнители на инструменте гиджак. Ключевые слова: произведение, гиджак, исполнение, виртуозные исполнители, наставники.

УДК37.022; 787.1.087.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.