Научная статья на тему 'Формирование навыков исполнения на дутар Альте фантазии «Таджикские народные штрихи» узбекского композитора Х. Рахимова'

Формирование навыков исполнения на дутар Альте фантазии «Таджикские народные штрихи» узбекского композитора Х. Рахимова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУТАР / ШРИХ / ХАБИБУЛЛА РАХИМОВ / ФАНТАЗИЯ / ТАДЖИКСКИЕ НАРОДНЫЕ ШТРИХИ / DUTAR / SHTRIH / HABIBULLA RAKHIMOV / FANTASY / TAJIK FOLK TOUCHES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Набиева Малохат Абдумажидовна

Заслужанный деятель искусств Хабибулла Рахимов занимает особенное место в мире музыки Узбекистана. В каждом его сочинении, независимо от его жанровой и образно-содержательной определенности, всегда присутствуют глубокая национальная почвенность, художественный вкус, тщательный интонационный отбор, стилистическое единство и стремление к художественной целостности. Чутко ощущая пульс времени, Рахимов обращается в своем творчестве к актуальным темам современности, воспевая непреходящие ценности духовной жизни человека. Перу композитора принадлежат многочисленные произведения в самых разных жанрах: симфоний, инструментальных концертов, вокально-симфонических и театрально-сценических произведений, музыки для оркестров узбекских народных инструментов и духового, фантазий и пьес для камерного оркестра и многих камерных опусов. В данной статье речь идёт о его фантазии «Таджикские народные штрихи» композитора Х. Рахимова и формировании навыков его исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS FOR PERFORMING THE FANTASY "TAJIK FOLK TOUCHES" BY THE UZBEK COMPOSER H. RAKHIMOV ON THE DUTAR VIOLA

Honored artist Habibulla Rakhimov has a special place in the world of music in Uzbekistan. In each of his works, regardless of its genre and image-content definiteness, there is always a deep national soil, artistic taste, careful intonation selection, stylistic unity and the desire for artistic integrity. Sensitively feeling the pulse of time, Rakhimov turns in his work to current topics of our time, singing the eternal values of the spiritual life of man. The composer wrote numerous works in various genres: symphonies, instrumental concerts, vocal-symphonic and theatrical-stage works, music for orchestras of Uzbek folk instruments and wind instruments, fantasies and plays for chamber orchestra and many chamber opuses. This article is about his fantasy "Tajik folk touches" by the composer H. Rakhimov and the formation of skills for his performance.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков исполнения на дутар Альте фантазии «Таджикские народные штрихи» узбекского композитора Х. Рахимова»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НА ДУТАР АЛЬТЕ ФАНТАЗИИ «ТАДЖИКСКИЕ НАРОДНЫЕ ШТРИХИ» УЗБЕКСКОГО КОМПОЗИТОРА Х. РАХИМОВА Набиева М.А. Email: Nabieva680@scientifictext.ru

Набиева Малохат Абдумажидовна - преподаватель, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: заслужанный деятель искусств Хабибулла Рахимов занимает особенное место в мире музыки Узбекистана. В каждом его сочинении, независимо от его жанровой и образно-содержательной определенности, всегда присутствуют глубокая национальная почвенность, художественный вкус, тщательный интонационный отбор, стилистическое единство и стремление к художественной целостности. Чутко ощущая пульс времени, Рахимов обращается в своем творчестве к актуальным темам современности, воспевая непреходящие ценности духовной жизни человека. Перу композитора принадлежат многочисленные произведения в самых разных жанрах: симфоний, инструментальных концертов, вокально-симфонических и театрально-сценических произведений, музыки для оркестров узбекских народных инструментов и духового, фантазий и пьес для камерного оркестра и многих камерных опусов. В данной статье речь идёт о его фантазии «Таджикские народные штрихи» композитора Х. Рахимова и формировании навыков его исполнения.

Ключевые слова: дутар, шрих, Хабибулла Рахимов, фантазия, Таджикские народные штрихи.

FORMATION OF SKILLS FOR PERFORMING THE FANTASY "TAJIK FOLK TOUCHES" BY THE UZBEK COMPOSER H. RAKHIMOV ON THE DUTAR VIOLA Nabieva M.A.

Nabieva Malokhat Abdumajidovna - Lecturer, DEPARTMENT NATIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: honored artist Habibulla Rakhimov has a special place in the world of music in Uzbekistan. In each of his works, regardless of its genre and image-content definiteness, there is always a deep national soil, artistic taste, careful intonation selection, stylistic unity and the desire for artistic integrity. Sensitively feeling the pulse of time, Rakhimov turns in his work to current topics of our time, singing the eternal values of the spiritual life of man. The composer wrote numerous works in various genres: symphonies, instrumental concerts, vocal-symphonic and theatrical-stage works, music for orchestras of Uzbek folk instruments and wind instruments, fantasies and plays for chamber orchestra and many chamber opuses. This article is about his fantasy "Tajik folk touches" by the composer H. Rakhimov and the formation of skills for his performance.

Keywords: dutar, shtrih, Habibulla Rakhimov, fantasy, Tajik folk touches.

УДК 787.8

Говоря об исполнении народных инструментов нашего национального музыкального наследия, мы видим, что сейчас оно стремительно развивается в русле стремящейся молодежи на основе более современных тенденций. В частности, в исполнении дутора студенты изучают не только тенор дутора, но и альт дутора,

приму и др., работает с большим интересом. В то же время студенты хорошо знакомы с уникальными произведениями разных братских народов, а также с фантазиями и концертами из произведений узбекских композиторов.

Музыкальное искусство можно изучать по-разному. Например, можно поговорить о секретах музыки и насладиться мелодиями. Кроме того, в ходе урока желательно ознакомиться с творчеством великих композиторов и исполнителей. При этом мы даже можем быть свидетелями того, насколько сложна рождение музыки, и, наконец, можно овладеть нотной грамотой, пением, воспроизведением на разных инструментах, с помощью которых можно в корне начать изучать мир музыки [1].

Фантазия «Таджикские народные штрихи», принадлежащая творчеству композитора Республики Узбекистан, профессора Хабибуллы Гайбуллаевича Рахимова, написана для дутор альт и произведение отличается от других произведений своей особой добротой, солидарностью с таджикскими мелодиями и, самое главное, полной демонстрацией мастерства правой пуки в дуторе. Основная тема этой фантазии была создана на основе произведения Убайдилло Каримова «Таджикские штрихи», в котором, прежде всего, тон ре минора постепенно развивается с довольно тонкими тонами.

Сначала несколько слов о дутаре. Дутар является одним из любимых музыкальных инструментов узбекского народа. Его история возникновения и восходит к столетию до нашей эры. Среди наших музыкальных инструментов дутар отличается от других инструментов не только старинностью, но и характеризуется предрасположенностью к духовности человека, и близкой к сердцу мелодичностью [2]. При исполнении фантазии «Таджикские народные штрихи» можно понять, что дутор также дорог таджикскому народу.

Произведение начинается с неполного такта, размеры которого часто меняются. Хотя исполнение начинается свободно, последняя часть получает очень быстрый и интенсивный характер. Штрихи дутора на каждой части имеют уникальный повторяющийся стиль, который требует от исполнителя больших усилий. В музыкальном произведении в форме фантазии исполнитель должен овладеть своими фантазийно-исполнительскими навыками. Прежде всего, это будет хорошее выступление, если мастерство, качество, музыкальный темперамент, присущий таджикскому народу, в штрихах правой руки у дутора, то есть проявится энтузиазм. Гравитация в первой части начинает привлекать слушателя еще больше с помощью методов синкопа. Во второй части помещается усули уфори, гул уфори, которая привносит в нее игривое настроение. В следующей части выбрано широкий диапазон для альт дутора, чтобы исполнитель мог продемонстрировать свое мастерство. В штрихах дутора в стиле фложалета отражается яркие тона всех октав. В произведении темп исполнения постепенно развивается быстро и подключается к 3-й части. Не будет преувеличением сказать, что эта фантазия открыла перед дутором альтом много творческих возможностей.

9-12 апреля 2019 года в международном конкурсе «Фиесталония-Алматы», проходившем в г. Алматы, Казахстан, студентка второго курса государственной консерватории Узбекистана Дилором Хасанбоева великолепно исполнила фантазию «Таджикские народные штрихи» под аккомпанемент дутора альта и фортепиано и заняла 1-е место. В Москве 21-26 октября того же года, состоялся 6 международный конкурс под названием "Кубок на СНГ". В 3 туре данного конкурса студентка консерватории Мукаддас Алижонова исполнила фантазию Х. Рахимова «Таджикские народные штрихи" и заняла 3-е место, была награждена дипломом и денежным призом в размере 12 тысяч рублей. Такие творческие достижения еще больше повышают любовь молодых исполнителей к своей родной земле. Учитывая, что музыка оказывает большое влияние на сознание человека, его мышление, необходимо, конечно же, представить молодежи произведения, состоящие из оригинальных мелодий. Именно эти аспекты следует учитывать в создаваемых

современных произведениях. Передача таких музыкальных образцов молодым людям будет очень полезной [3]. Каждый слушатель понимает современную музыку через свое мировоззрение, мышление.

Список литературы /References

1. Мамадалиев А.Б., Юнусова С. «Роль формирования исполнительских способностей учеников и студентов. / Role of formation of executive abilities of pupils and students». «Проблемы современной науки и образования». № 10 (143), 2019.

2. Зияева М. «Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. / The role of dutar in the performance of Uzbek traditional music and performance school». «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

3. Досимбетов Б.Х. «Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи / The role of modern music in the development of youth worldview». «Проблемы современной науки и образования». № 8 (141), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.