Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ ЛЕЖА (ПАРТЕРА) ГЛУХИХ САМБИСТОВ'

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ ЛЕЖА (ПАРТЕРА) ГЛУХИХ САМБИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА ЛЕЖА / ГЛУХИЕ САМБИСТЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жалилов А.В., Махов А.С., Правдов Д.М.

Цель исследования - систематизация методов обучения борьбы лежа (партера) для глухих самбистов. Методика и организация исследования. Были проанализированы научно-методические работы по самбо, опыт работы в Ивановской коррекционной школе-интернате № 1 с глухими подростками и определены наиболее доступные и эффективные методы обучения техническим действиям для глухих борцов-самбистов в борьбе лежа. Результаты исследования и выводы. В результате проведенного исследования были определены две основные группы методов при работе с глухими самбистами, к первым были отнесены наглядные: показ упражнения, демонстрация схем, рисунков, плакатов, табличек. Во вторые специфические методы обучения вошли: применение дактильного языка, четкое проговаривание фраз и команд, хорошо считывающихся с губ, выразительная артикуляция педагога при объяснении учебного материала, использование спортивных жестов борьбы самбо и специально разработанных жестов для глухих борцов, воздействие световых и вибросигналов (включение и выключение света в спортивном зале, удар рукой или ногой по ковру). Технические действия борьбы лежа (партера) были систематизированы и разделены на две основные группы: атакующие и защитные приемы. Атакующие приемы были распределены следующим образом: удержания (удержания сбоку, поперек, со стороны головы, верхом), болевые приемы (рычаг локтевого сустава через бедро, «узел» плечевого сустава, ущемление ахиллова сухожилия), вспомогательные атакующие действия (переводы из стойки в положение партера или из положения на коленях в положение на спине), перевороты (захватом руки, захватом руки и ноги, рычагом, захватом ног и упором в таз, опрокидыванием). Защитные действия включали следующие элементы: уходы от удержаний (вращением, уход через «мост», захватом шеи и упором руки в живот, отжиманием головы противника, сбиванием в сторону), уходы от болевых приемов (освобождением атакующей конечности, забеганием, выходом в стойку).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жалилов А.В., Махов А.С., Правдов Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUND SKILLS MASTERING MODEL FOR DEAF SAMBO TRAINEES

Objective of the study was to analyze the existing deaf sambo training systems to design and test benefits of the new deaf sambo ground skills training model. Methods and structure of the study. We have analyzed, for the purposes of the study, the relevant theoretical and practical materials and practical coaching experiences accumulated at Ivanovo Correctional Boarding School No. 1 for deaf adolescents; and designed and tested on this basis a new accessible and effective ground skills training model for deaf sambo. Results and conclusion. The ground skills training model offered a few standard few repositioning options with the submission attempt stopped and the defending athlete taking a standing position as provided by the rules of competitions. The ground skills trainings of defenses from takedowns and turnovers gave a special priority to counter-grappling skills, releases from holds with repositioning skills to seize the initiative. Of special interest for such trainings were the practical competitive situations when the defenders were successful in countering the grappling attempts to immediately start a counterattack. The ground wrestling skills training model for deaf sambo trainees was found beneficial conditional on the coach using in the attack/ defense skills mastering service a wide variety of specific training methods and sing language with clear explanations, demonstrations and illustrations. Such deaf ground skills training methods need to be driven by specific communication toolkit including explanations, clarifications in the sign language with expressed articulation, special sport-specific and new conventional signs for success of the coach-trainee communication and, hence, the training/ competitive progress.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ ЛЕЖА (ПАРТЕРА) ГЛУХИХ САМБИСТОВ»

методы обучения приемам борьбы лежа (партера) глухих самбистов

УДК/UDC 796.814

Поступила в редакцию 24.03.2021 г.

А.В. Жалилов1

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

ground sKiLLs mastering MoDEL for DEAF sambo TRAiNEEs

A.V. Zhalilov1

Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 PhD, Associate Professor D.M. Pravdov1

1 Russian State Social University, Moscow

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

Аннотация

Цель исследования - систематизация методов обучения борьбы лежа (партера) для глухих самбистов.

Методика и организация исследования. Были проанализированы научно-методические работы по самбо, опыт работы в Ивановской коррекционной школе-интернате № 1 с глухими подростками и определены наиболее доступные и эффективные методы обучения техническим действиям для глухих борцов-самбистов в борьбе лежа.

Результаты исследования и выводы. В результате проведенного исследования были определены две основные группы методов при работе с глухими самбистами, к первым были отнесены наглядные: показ упражнения, демонстрация схем, рисунков, плакатов, табличек. Во вторые специфические методы обучения вошли: применение дактильного языка, четкое про-говаривание фраз и команд, хорошо считывающихся с губ, выразительная артикуляция педагога при объяснении учебного материала, использование спортивных жестов борьбы самбо и специально разработанных жестов для глухих борцов, воздействие световых и вибросигналов (включение и выключение света в спортивном зале, удар рукой или ногой по ковру). Технические действия борьбы лежа (партера) были систематизированы и разделены на две основные группы: атакующие и защитные приемы. Атакующие приемы были распределены следующим образом: удержания (удержания сбоку, поперек, со стороны головы, верхом), болевые приемы (рычаг локтевого сустава через бедро, «узел» плечевого сустава, ущемление ахиллова сухожилия), вспомогательные атакующие действия (переводы из стойки в положение партера или из положения на коленях в положение на спине), перевороты (захватом руки, захватом руки и ноги, рычагом, захватом ног и упором в таз, опрокидыванием). Защитные действия включали следующие элементы: уходы от удержаний (вращением, уход через «мост», захватом шеи и упором руки в живот, отжиманием головы противника, сбиванием в сторону), уходы от болевых приемов (освобождением атакующей конечности, забеганием, выходом в стойку).

Ключевые слова: борьба лежа, глухие самбисты, методы обучения, тренировочный процесс.

Abstract

Objective of the study was to analyze the existing deaf sambo training systems to design and test benefits of the new deaf sambo ground skills training model. Methods and structure of the study. We have analyzed, for the purposes of the study, the relevant theoretical and practical materials and practical coaching experiences accumulated at Ivanovo Correctional Boarding School No. 1 for deaf adolescents; and designed and tested on this basis a new accessible and effective ground skills training model for deaf sambo.

Results and conclusion. The ground skills training model offered a few standard few repositioning options with the submission attempt stopped and the defending athlete taking a standing position as provided by the rules of competitions. The ground skills trainings of defenses from takedowns and turnovers gave a special priority to counter-grappling skills, releases from holds with repositioning skills to seize the initiative. Of special interest for such trainings were the practical competitive situations when the defenders were successful in countering the grappling attempts to immediately start a counterattack. The ground wrestling skills training model for deaf sambo trainees was found beneficial conditional on the coach using in the attack/ defense skills mastering service a wide variety of specific training methods and sing language with clear explanations, demonstrations and illustrations. Such deaf ground skills training methods need to be driven by specific communication toolkit including explanations, clarifications in the sign language with expressed articulation, special sport-specific and new conventional signs for success of the coach-trainee communication and, hence, the training/ competitive progress.

Keywords: ground skills, deaf sambo wrestlers, training methods, training process.

CL

с

га

^

О ш

■С

I—

Введение. На протяжении многих десятилетий самбо признано на международной арене, о чем свидетельствуют различные мировые турниры, проводимые в России и за ее пределами, и составляет серьезную конкуренцию в мире

смешанных единоборств. Спортивные баталии, разворачивающиеся на борцовском ковре, привлекают внимание зрителей, любителей и приверженцев этого красивого вида спорта [1, 5, 6].

В то же время, справедливо отметить, что уровень научно-методического обеспечения подготовки глухих самбистов не в полной мере отвечает требованиям данной нозологии. Тренерскому составу в своей педагогической деятельности с глухими спортсменами приходится опираться на свой опыт работы со здоровыми борцами и разрабатывать методы, которые эффективно работают с атлетами, имеющими нарушения слуха [2-4].

Цель исследования - систематизация основных методов обучения техническим действиям в борьбе лежа для глухих самбистов.

Методика и организация исследования. В ходе исследования были проанализированы научно-методические работы по самбо, опыт работы в Ивановской коррекционной школе-интернате № 1 с глухими подростками и определены наиболее доступные и эффективные методы обучения техническим действиям для глухих борцов-самбистов в борьбе лежа.

Результаты исследования и их обсуждение. Разделение методов на две основные группы позволило более тщательно спланировать учебно-тренировочный процесс и использовать наиболее эффективные из них. Основные методы, используемые в работе с глухими школьниками, представлены в таблице.

Из приведенной ниже таблицы видно, что в учебно-тренировочном процессе с глухими школьниками доминируют в большей степени специфические методы, которые позволяют тренеру более детально объяснить учебный материал и организовать подопечных на борцовском ковре. Условия работы с глухими самбистами специфические, так как педагогу в своей деятельности приходится в большинстве случаев преодолевать коммуникативный барьер, который имеет место быть между глухим и здоровым человеком, с помощью различных средств. Справедливо будет заметить, что на тренировках педагог использует всю совокупность различных методов, так как только их совместное применение позволяет целенаправленно взаимодействовать с глухими атлетами.

Перед началом обучения всем двигательным действиям предшествовал его качественный показ тренером на ковре, как правило, три или четыре повторения, чтобы восприятие упражнения было более целостным, оно демонстрировалось в разных плоскостях. Для объяснения учебного материала внимание подопечных привлекалось световым (включение, выключение света в спортивном зале) или вибрационным сигналом (удар по ковру), показ дополнялся информацией на дактильном языке, когда необходимо было донести до занимающихся характеристику выполняемого упражнения (быстро, сильно, четко, внимательно и т. д.), а также четким проговарива-нием слов с выразительной артикуляцией педагога. Демонстрация сопровождалась также изучением схемы или рисунка конкретного вида упражнения, после чего делался акцент на наиболее важных моментах в данном приеме. Педагог делил спортсменов на пары, старясь учитывать весовые категории и уровень подготовки.

Методы, используемые в работе с глухими школьниками

Изучение технических действий в борьбе лежа (партера) для глухих борцов начиналось с атакующих приемов (удержаний и болевых). Прежде всего, изучались основные виды удержаний в самбо: сбоку, поперек, со стороны головы, верхом. Борец, выполнявший технический прием, проводил его на несопротивляющемся партнере. По мере успешного освоения глухими борцами удержаний в учебно-тренировочный процесс включались легкие виды борьбы, когда один борец занимал выгодное положение и его задача была - провести удержание, а второй в этот момент оказывал сопротивление вполсилы. Либо когда оба борца находились в одинаковых условиях (спиной друг к другу, лежа на животе, на четвереньках) и по команде тренера (удар по ковру, световой сигнал) должны были перехватить инициативу и провести удержание. Для обозначения удержания применялись специально разработанные жесты, что позволяло тренеру не тратить время на объяснение учебного материала.

Вторым важным этапом в изучении техники борьбы лежа стало освоение болевых приемов. При всей совокупности методических подходов (качественный показ, применение сигналов (световых и вибро), сопровождение дактильным языком, применение схем и рисунков действия) акцент был сделал на технике безопасности, чтобы глухие спортсмены, в первую очередь, не причинили вреда своему оппоненту. Поэтому занимающимся с помощью дактильного языка было дано несколько четких указаний: а) проводить все болевые приемы плавно, без рывков, б) в случае подачи сигнала о сдаче (хлопок по ковру, партнеру) немедленно отпускать атакуемую конечность, в) по команде тренера прекращать выполнение приема. Также при рассмотрении болевых приемов применялись спортивные жесты из системы самбо и специально разработанные жесты. Из болевых приемов изучались рычаг локтевого сустава, «узел» плеча, ущемление ахиллова сухожилия. По мере успешного освоения глухими борцами техники болевых приемов в тренировки вводились легкие виды борьбы, где первый номер занимал более выгодное положение с захватом атакуемой конечности и проводил действие, второй - оказывал частичное сопротивление.

Следующим важным шагом в изучении атакующих приемов стало освоение переводов и переворотов. По своему характеру они имеют вспомогательное значение, так как не оцениваются в соревновательных поединках, но, что очень важно, дают возможность атакующему борцу занять выгодное положение и провести результативный прием (удержание или болевой). При изучении переводов и переворотов внимание было уделено четкому захвату и работе мышц, участвующих в этом движении, а также переводу партнера в положение на спине с последующей фиксацией. Изначально все перевороты изучались на оппоненте, не оказывающим сопротивление. При объяснении учебного материала с помощью дактильного языка внимание спортсменов акцентировалось на конечном положении, а также разъяснением, что данный вид технического действия помогает борцу развить свою атаку и перехватить инициативу в поединке.

Методы

1-я группа (наглядные) 2-я группа (специфические)

Показ упражнения Применение дактильного языка

Демонстрация схем, рисунков, плакатов, табличек Четкое проговаривание фраз и команд, хорошо считывающихся с губ

Выразительная артикуляция педагога при объяснении учебного материала

Использование спортивных жестов борьбы самбо и специально разработанных жестов для глухих борцов

Воздействие световых и вибросигналов (включение и выключение света в спортивном зале, удар рукой или ногой по ковру)

№6 • 2021 Июнь | Juпe

http://www.teoriya.ru

После успешного освоения атакующих действий в борьбе лежа глухими борцами последовал следующий шаг - изучение защитных действий от удержаний, болевых приемов, переводов и переворотов. Перед объяснением нового учебного материала тренер осуществлял показ двигательного действия, демонстрацию схем и рисунков изучаемого приема, а также объяснение на дактильном языке. При выполнении уходов от удержаний обращалось внимание на четкий захват противника и взаимодействие основных групп мышц, участвующих в движении. Изначально все защитные действия также отрабатывались на партнере, частично оказывающем сопротивление. При изучении защитных действий от болевых приемов было уделено внимание в первую очередь технике безопасности, чтобы спортсмен мог подать сигнал о сдаче в случае возникновения негативных ощущений, а также умению грамотно освободить атакуемую конечность. Рассматривались варианты о смене положений борцов, когда атакуемый борец переходил в стойку, что по правилам соревнований требует остановки проведения болевого приема. При обучении защитным действиям от переводов и переворотов акцент был сделан на освобождении от захватов и принятии более выгодной позиции. Изучались ситуации, когда защищающийся борец срывал захват оппонента и таким образом уходил от атаки или развивал контратаку.

Вывод. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что при обучении атакующим и защитным приемам в борьбе лежа (партере) глухих самбистов педагог в своей деятельности должен использовать различные наглядные и специфические методы обучения.

Говоря о методах, используемых с глухими борцами, необходимо сказать, что в большей степени в тренировочном процессе находит применение специфических методов - в силу того, что педагогу приходится в большей степени давать объяснение, уточнение и понятие определенному техническому действию, используя дактильный язык, выразительную артикуляцию, специально разработанные жесты и спортивные жесты из системы самбо. Это позволяет тренеру в своей деятельности более целенаправленно взаимодействовать со своими подопечными.

Литература

1. Емельянов В.Ю. Становление самбо для глухих в России / В.Ю. Емельянов // Адаптивная физическая культура. - 2016. -№ 2 (66). - С. 1.

2. Жалилов А.В. Методика занятий борьбой самбо с детьми 12-14 лет, имеющими нарушения слуха / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 45-50.

3. Жалилов А.В. Коммуникативное взаимодействие с глухими борцами в процессе тренировочных занятий / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3 (969). -С. 57

4. Жалилов А.В. Проблемы и перспективы развития самбо для лиц с нарушением слуха в России / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 11 (117). - С. 49-55.

5. Иванов Д.А. Элементы техники самбо как норматив всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / Д.А. Иванов, Г.М. Грузных // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и туризма. - 2015. - № 1-2. - С. 99-105.

6. Кадочкин А.Н. Эффективность совместных учебно-тренировочных занятий физически здоровых дзюдоистов и спортсменов с нарушением слуха / А.Н. Кадочкин, Р.З. Валеев, Л.Е. Савиных // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 8. - С. 86-88.

References

1. Emelyanov V.Y. Stanovlenie sambo dlya glukhikh v Rossii [Formation of deaf sambo in Russia]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2016. No. 2 (66). P. 1.

2. Zhalilov A.V., Makhov A.S. Metodika zanyatiy borboy sambo s detmi 12-14 let, imeyushchimi narusheniya slukha [Methods of sambo wrestling practices with 12-14 year-olds with hearing impairment]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 5 (147). pp. 45-50.

3. Jalilov A.V., Makhov A.S. Kommunikativnoe vzaimodeystvie s glukhimi bortsami v protsesse trenirovochnykh zanyatiy [Communicative interaction with deaf wrestlers in training process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3 (969). p. 57.

4. Zhalilov A.V., Makhov A.S. Problemy i perspektivy razvitiya sambo dlya lits s narusheniem slukha v Rossii [Problems and Prospects for development of sambo for people with hearing impairments in Russia]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2014. No. 11 (117). pp. 49-55.

5. Ivanov D.A., Gruznykh G.M. Elementy tekhniki sambo kak normativ vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa GTO [Elements of Sambo Technique as Standard of Russian Physical Culture and Sports Complex GTO]. Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoy kultury, sporta i turizma. 2015. No.1-2. pp. 99-105.

6. Kadochkin A.N., Valeev R.Z., Savinykh L.E. Effektivnost sovmestnykh uchebno-trenirovochnykh zanyatiy fizicheski zdorovykh dzyudoistov i sportsmenov s narusheniem slukha [Effectiveness of joint training sessions of physically healthy judokas and athletes with hearing impairments]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2011. No. 8. pp. 86-88.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с га

Ii

О ш

■С

Н

светаило а.а. теория и методика избранного вида спорта. биомеханика Большого тенниса: УЧЕБНОЕ пособие ДЛЯ ВУЗоВ / A.A. СВЕтАЙЛо. - 2-Е изд., СтЕР. - СПБ.: иЗД-Во «ЛАнЬ», 2021. - 140 С.

С какой сложной системой приходится иметь дело всем спортсменам, и теннисистам в частности, довольно легко поможет представить арифметика. В теле человека десятки рычагов, сотни мышц и миллиарды нервных клеток. Информация, которая изложена в данной книге, открывает доступ к этим миллиардам, а также предоставляет возможность применять их по назначению в тренировочном процессе и в производственной деятельности. В этой книге предложена методика формирования техники теннисистов на основе законов, принципов и понятий биомеханики. В ней изложена информация, которой, как правило, уделяется незаслуженно малое внимание в тренировочном процессе спортсменов. Часть ее предоставлена в виде понятий, которые в теории физической культуры и спорта сформулированы впервые. На основе этих понятий возможно более точно понять конкретные технические действия спортсменов, избежать множества ошибок в их подготовке и оптимизировать весь тренировочный процесс. Кроме того, появляется возможность значительно снизить риск профессионального травматизма. И это еще одна причина, по которой данная книга подходит в качестве учебно-методического пособия не только для теннисистов, но и для тренеров и спортсменов различных специализаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.