технические действия глухих самбистов на этапе начальной подготовки
УДК/UDC 796.814
Поступила в редакцию 05.04.2020 г.
А.В. Жалилов1
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1
1 Российский государственный социальный университет, Москва
TECHNICAL ACTIONS OF DEAF SAMBO WRESTLERS AT INITIAL TRAINING STAGE
A.V. Zhalilov1
Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 PhD, Associate Professor D.M. Pravdov1
1 Russian State Social University, Moscow
Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru
Аннотация
Цель исследования - систематизация технических действий для глухих борцов-самбистов на этапе начальной подготовки. Методика и организация исследования. Были проанализированы научно-методические работы по самбо и определены наиболее доступные и необходимые базовые технические действия для глухих борцов данного стиля. Результаты исследования и выводы. В результате проведенного исследования технические действия борьбы самбо были систематизированы и разделены на 4 группы: акробатические упражнения, стойки, упражнения на ограниченной опоре, технические действия в борьбе лежа, технические действия в стойке. Изучаемые приемы были подобраны таким образом, чтобы сформировать у глухих спортсменов необходимые навыки самостраховки и основные действия в борьбе лежа (партере). После прочного освоения этих базовых упражнений изучались двигательные действия в стойке, в первую очередь освобождения от захватов и выведения из равновесия. Помимо этого, с помощью акробатических упражнений и упражнений на ограниченной опоре воспитывались координационные способности, которые имеют тенденцию к «запаздыванию» в своем развитии у глухих спортсменов. Систематизация технических действий борьбы самбо для глухих подростков с использованием акробатических упражнений, стоек, упражнений на ограниченной опоре, приемов в борьбе лежа (партере) и затем в стойке позволяет наиболее рационально освоить технический арсенал данного вида борьбы.
Ключевые слова: борьба самбо, глухие борцы, технические действия, тренировочный процесс.
Annotation
Objective of the study was to systematize technical actions of deaf sambo wrestlers at the initial training stage.
Methods and structure of the study. We analyzed the research works on sambo to determine the most accessible and necessary basic technical actions of deaf sambo wrestlers.
Results of the study and conclusions. The study enabled to systematize technical actions of sambo wrestlers and divide them into 4 groups: acrobatic exercises, stances, narrow support exercises, technical actions in a parterre position, technical actions in a standing position. The techniques mastered were designed to form in deaf athletes the necessary self-safety skills and the main combat actions in the parterre positions. Upon mastering these basic exercises, the athletes learned motor actions in a stance, primarily, how to loosen a grip and knock an opponent off-balance. In addition, coordination abilities were developed in the deaf athletes using the acrobatic and narrow support exercises, since they tended to lag behind in their development.
Systematization of technical actions of deaf teenage sambo wrestlers using acrobatic exercises, stances, narrow support exercises, fighting techniques in the parterre and standing positions enables to most rationally master the technical skills in this type of wrestling.
Keywords: sambo, deaf wrestlers, technical action, training process.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Введение. В Российской Федерации борьба самбо является национальным видом спорта, которая успешно развивается на протяжении многих десятилетий и в 2018 г отметила свой восьмидесятый юбилей. Есть целая плеяда выдающихся спортсменов, тренеров, которые своими успехами и упорным трудом развивают этот красивый и динамичный вид спорта. С 2011 г самбо развивается среди спортсменов, имеющих стойкие нарушения слуха, именно в этом году состоялись первые официальные соревнования среди лиц с данной патологией в состоянии здоровья, что в конечном итоге послужило точкой отсчета для развития самбо среди глухих спортсменов и дало возможность развиваться самбо в адаптивном направлении, это обстоятельство позволило лицам с нарушением слуха проявить свои
физические и психические возможности на спортивной арене. Стоит отметить, что год от года увеличивается количество регионов и количество участников в соревнованиях по самбо среди лиц с нарушением слухового анализатора.
В то же время необходимо упомянуть, что уровень научно-методического обеспечения подготовки молодых спортсменов не в полной мере отвечает требованиям данной нозологии. Педагогам в своей тренерской деятельности с глухими атлетами приходится опираться на свой опыт работы со здоровыми борцами [2, 3].
Цель исследования - систематизация технических действий борьбы самбо для глухих борцов.
Методика и организация исследования. Систематизированные технические действия по борьбе самбо для глу-
36
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2020 Август | August
Технические действия, используемые в учебно-тренировочном процессе с самбистами, имеющими нарушения слуха
Технические действия борьбы самбо
1 Акробатические упражнения Перекаты в плотной группировке: вперед-назад, влево-вправо; кувырок через правое (левое) плечо
Кувырки: вперед-назад, через правое (левое) плечо
Переворот боком «колесо»
2 Стойки Стойки: на лопатках, на голове. Равновесие на правой (левой) ноге «ласточка». Равновесие на правой (левой) ноге, левая согнута в колене, ее стопа прижата к колену опорной ноги
3 Упражнения на ограниченной опоре Ходьба по рейке гимнастической скамейки; ходьба по металлической рейке шириной 10 см и высотой 50 см
4 Технические действия в борьбе лежа (партере) Самостраховка при падении на правый (левый) бок, самостраховка при падении на спину
Передний (задний) борцовский мост
Перевороты: захватом рук, захватом руки и ноги, рычагом
Удержания: сбоку, поперек, верхом, со стороны головы
Болевые приемы: рычаг локтя через бедро, узел плеча, ущемление ахиллова сухожилия, ущемление икроножной мышцы «канарейка»
5 Технические действия в стойке Выведение из равновесия: рывком, толчком
Захваты и освобождения от захватов
Броски: задняя подножка, передняя подсечка, проход за одну ногу, зацеп под одноименную ногу, бросок через бедро
хих борцов включают в себя наиболее простые и доступные элементы (передний-задний борцовский мост, перевороты, удержания, стойки, выведения из равновесия и т. д.) для постепенного и успешного усвоения спортсменами данной нозологии учебного материала. Также используется большой арсенал акробатических упражнений из раздела гимнастики (перекаты, стойки, кувырки и др.) и упражнений на ограниченной опоре (ходьба по рейке гимнастической скамейки, ходьба по металлической рейке шириной 10 см и высотой 50 см), развивающих вестибулярный анализатор и координационные способности, учитывая то, что они имеют тенденцию к запаздыванию в своем формировании у глухих граждан и их развитию необходимо уделять дополнительное время в тренировочном процессе.
Изучение базовых элементов борьбы самбо начинается с борьбы лежа (партера), чтобы, во-первых, прочно закрепить у занимающихся навык самостраховки (умение падать), во-вторых, исключить травмы во время падений и ощущение страха при выполнении бросков из стойки и, в-третьих, технические действия в стойке по своим биомеханическим характеристикам имеют более сложную структуру, поэтому целесообразно изучить эти приемы на следующем этапе.
Результаты исследования и их обсуждение. Технические действия, используемые в тренировочном процессе с борцами, имеющими нарушения слуха, систематизированы и отражены в таблице.
На начальном этапе подготовки глухие спортсмены осваивают технические действия в борьбе лежа (партере) (перевороты, удержания, болевые приемы). Пристальное внимание уделяется изучению группировки в различных положениях (на спине и на боку) и самостраховки (умению падать), что помогает в дальнейшем избежать различных травм в тренировочном процессе. При разучивании переворотов обращается внимание глухих атлетов на взаимодействие всех групп мышц, участвующих в движении. В удержаниях делается акцент спортсменов на четкой и плотной фиксации противника к ковру, при проведении болевого приема - плотном захвате атакуемой конечности и воздействии на болевые точки оппонента.
По мере прочного освоения приемов в борьбе лежа, и в особенности навыка самостраховки (умения падать), изучается техника борьбы в стойке. Непосредственно в стойке обращается внимание в первую очередь на захваты, освобождения от захватов и выведения из равновесия в силу того, что борец, хорошо освоивший данные технические действия,
может успешно их применять в схватках и на их основе строить комбинации приемов.
Необходимо сказать, что при изучении всего арсенала технических действий в борьбе лежа (партере) и стойке на одну из двух тренировок в неделю нами были привлечены здоровые борцы, имеющие большой опыт в тренировочной и соревновательной практике, что имеет свою эффективность в различных видах единоборств с глухими спортсменами [1]. Составлялись пары, в которых глухой борец работал со здоровым. Это позволяло в течение тренировочного процесса нивелировать ошибки, которые допускали глухие борцы, и более детально прорабатывать изучаемые приемы.
Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что данная систематизация технических действий в тренировочном процессе с глухими борцами (акробатические упражнения, стойки, упражнения на ограниченной опоре, приемы в борьбе лежа (партере), приемы в стойке) на начальном этапе подготовки позволяет наиболее успешно освоить технический арсенал приемов борьбы самбо с глухими атлетами. Организация тренировок глухих со здоровыми борцами на основе систематизации технических действий позволила более детально и эффективно изучить технический арсенал борьбы самбо.
Литература
1. Кадочкин А.Н. Эффективность совместных учебно-тренировочных занятий физически здоровых дзюдоистов и спортсменов с нарушением слуха / А.Н. Кадочкин, Р.З. Валеев, Л.Е. Савиных // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 8. - С. 86-88.
2. Жалилов А.В. Методика занятий борьбой самбо с детьми 12-14 лет, имеющими нарушения слуха / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 45-50.
3. Жалилов А.В. Коммуникативное взаимодействие с глухими борцами в процессе тренировочных занятий / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3 (969). - С. 57.
References
1. Kadochkin, A.N. Effektivnost' sovmestnykh uchebno-trenirovochnykh zanyatiy fizicheski zdorovykh dzyudoistov i sportsmenov s narush-eniem slukha [Effectiveness of joint training sessions of physically healthy judokas and athletes with hearing impairments]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2011. No. 8. pp. 86-88.
2. Zhalilov A.V., Makhov A.S. Metodika zanyatiy borboy sambo s detmi 12-14 let, imeyushchimi narusheniya slukha [Methods of sambo wrestling practices with 12-14 year-olds with hearing impairment]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 5 (147). pp. 45-50.
3. Jalilov A.V., Makhov A.S. Kommunikativnoe vzaimodeystvie s glukhimi bortsami v protsesse trenirovochnykh zanyatiy [Communicative interaction with deaf wrestlers in training process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3 (969). p. 57.
№ 8 • 2020 Август | August
http://www.teoriya.ru