УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК Г.Н. Чернышева, канд. экон. наук, доцент, Т.И. Головнева, канд. техн. наук,
А.М. Сафин, канд. техн. наук, доцент
Воронежский государственный технический университет ФГКВОУ ВПО ВУНЦВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,
г. Воронеж
В статье рассматриваются основные проблемы и специфика обновления продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Предлагается методика экономического анализа продуктовых инноваций на предприятиях, выпускающих оборонную продукцию, направленная на реализацию приоритетных задач государственного оборонного заказа
Любые нововведения в деятельности предприятий оказывают решающее влияние на его экономическое положение через повышение конкурентного статуса. Поэтому проблема продуктовых инноваций, связанных с созданием новой или усовершенствованием выпускаемой продукции является одной из главных проблем эффективного функционирования предприятий в рыночных условиях хозяйствования.
Для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), функционирование которых сопряжено с рядом особенностей, таких, как монопольное положение покупателя, определяемое государственным оборонным заказом на конкурсной основе на производство и создание вооружений, высокой науко-емкостью выпускаемой продукции, долгосрочностью и капиталоемкостью инвестиционных проектов по совершенствованию выпускаемой продукции, данная проблема приобретает особую актуальность.
Кроме того, трудность решения проблемы продуктовых инноваций в сфере обороны определяется также спецификой конечного продукта, направленного не на удовлетворение потребностей конечных потребителей, а на эффективное ведение боевых действий.
Здесь возникает комплекс своеобразных методологических задач оценки связи между конечными результатами использования продукции оборонного назначения и затратами на ее создание и производство.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что традиционные методики анализа экономической эффективности создания новой или усовершенствования выпускаемой продукции не могут быть использованы для обоснования продуктовых инноваций на предприятиях выпускающих оборонную продукцию.
На основании анализа возможностей существующих методов экономического анализа продуктовых инноваций [2,3, 5]. нами предлагается оценку целесообразности создания новой продукции на предприятиях ОПК проводить в 4 этапа:
Этап 1. Постановка цели разработки новой продукции
Для постановки цели разработки новой оборонной продукции мы предлагаем использовать метод SMART-анализа. Метод SMART-анализа направлен на формирование целей по критериям конкретности (Specific), измеримости (Measurable), достижимости (Achievable), актуальности (Relevant), определенности во времени (Timed).
В соответствии с данным методом направления продуктовых инноваций необходимо комплексно во взаимосвязи проверить по пяти описанным критериям:
1. Конкретность. При разработке продуктовых инноваций, с учетом специфики финансирования государственного оборонного заказа конкретность цели определяется оборонной стратегией министерства обороны и техническими возможностями военной техники потенциального противника. В этом случае цель должна формироваться в большей мере не как изменение конкретных боевых характеристик оборонной продукции, а как изменение технической конкурентоспособности продукции.
2. Измеримость. На наш взгляд реализация данного принципа должна быть связана с формированием критериев, т.е количественно измеримых показателей на основании которых производится оценка вариантов совершенствования оборонной продукции. При этом можно использовать следующие варианты критериев:
- максимальное увеличение боевых характеристик (В) при заданных ограничениях затрат(З к) на создание новой продукции и времени создания(Т к).
В ^ max,
при З < Зк и Т < Тк.
- создание новой оборонной продукции с заданными боевыми характеристиками (Вз) с минимальными затратами в определенные сроки.
З ^ min,
при В > Вз и Т < Тк.
- минимальное время создания новой оборонной продукции с заданными боевыми характеристиками при заданных ограничениях затрат на ее создание
Т ^ min,
при В > Вз и З < Зк
3. Достижимость. Возможность реализации технического решения достижения поставленной цели, хотя бы в потенциале, а также наличие ресурсов (материальных или финансовых), либо возможность их получения.
4. Актуальность. Возможность ранжирования приоритетов целей и решений их достижения.
5. Определенность по времени. Определяются конкретные сроки достижения целей.
Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности факторов, расположенных в матричной форме. Для этого используется набор сопоставимых факторов, отражающих характеристики цели: труднодостижима - легкодостижима, высокие затраты — низкие затраты, имеет приоритеты — не имеет приоритетов, требует много времени — требует мало времени, имеет широкое влияние — имеет ограниченное влияние, ориентирована на высокие технологии - ориентирована на обычные технологии, связана с новой организацией производства - не связана с новой организацией производства .
На следующем этапе составляется матрица определения проблем. Распределение проблем осуществляется по следующим критериям: существующая ситуация, желаемая ситуация, возможность достижения цели. Эти критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии: определение проблемы, оценивание проблемы (количественные параметры), организация решения (кто, где, когда), затраты на решение проблемы. Такая матрица позволяет составить план исследований и разработки технических решений.
Этап 2. Формирование «банка идей создания новой оборонной продукции»
Банк идей должен содержать предложения о вариантах новой оборонной продукции, технологических процессах, элементах конструкции, об оптимизации схемных решений, о применении более эффективного оборудования, совершенствовании организации производства и т.д.
Источником образования "банка идей" являются:
1. Идеи, возникающие в процессе анализа конкретного образца оборонной продукции;
2. Конструкторско-технологические и схемные решения аналогов продукции отечественного и зарубежного производства;
3. Технические решения, содержащиеся в справочниках и литературе;
4. Идеи, зафиксированные в протоколах заседаний исследовательских групп, но не отраженные в альтернативных вариантах технических предложений;
5. Рационализаторские предложения и изобретения;
При формировании банка идей нами предлагается использовать метод SWOT - анализа. SWOT - анализ может быть использован для реальной оценки 82 ОРГАНИЗАТОР ПРО
варианта новой оборонной продукции в момент поиска идей ее совершенствования , для учета всех внутренних и внешних факторов применения в боевых условиях.
По методологии SWOT - анализа проводится исследование направлений совершенствования оборонной продукции по этим четырем составляющим с учетом принадлежности факторов к классу внешних или внутренних факторов. В результате появляется картина соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей. Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации. Далее на основе сравнительного анализа сильных и слабых сторон и благоприятных возможностей производится уточнение варианта нововведений в направлении использования сильных сторон. Затем проводится анализ слабых и сильных сторон относительно существующих опасностей. Такой анализ при совершенствовании оборонной продукции очень важен, поскольку может указать на ранее неучтенные проблемы, покажет, насколько вероятен кризис. Ведь опасность увеличивается, когда слабые стороны не дают возможность препятствовать опасности.
Использование специально отобранных экспертов при проведении SWOT - анализа банка идей создания новой оборонной продукции позволяет повысить эффективность варианта разработки нововведений.
Этап 3. Оценка эффективности создания новой оборонной продукции
Как известно все методики оценки эффективности нововведений базируются на системе показателей различных сравнений и соотношений показателей результатов использования новой продукции и затрат, связанных с достижением этих результатов.
При формировании показателей результативности использования оборонной продукции необходимо учесть, что основными факторами такой оценки являются условия ее боевого применения. Из этого следует, что техническое совершенство оборонной продукции и соответствующая ему тактика ведения боевых действий, профессиональные навыки ее эксплуатации определяют ее потенциальные возможности достижения высокой боевой эффективности. Таким образом, потенциальная боевая эффективность и рациональность тактики боевого применения являются ключевыми факторами результативных показателей в методике оценки эффективности создания новой или усовершенствования существующей оборонной продукции. В качестве показателей затрат могут использоваться экономические традиционные экономические показатели.
Из этого следует, что задача оценки эффективности усовершенствования оборонной продукции должна основываться одновременно на военно-технической и экономической сторонах системы, то
есть на определении оптимального соотношения затрат С (стоимости создания и освоения производства новой продукции) и боевой эффективности Вэ , при котором техническое совершенство оборонной продукции является рациональным. При этом должно соблюдаться условие: ДВэ.
ДС
> 1
или
Вэ - С > 0,
где ДВэ - темп прироста боевой эффективности, %; ДС - темп прироста стоимости создания и производства новой или усовершенствованной оборонной продукции, %.; Вэ - прирост боевой эффективности, р.; С - стоимость создания и освоения производства новой оборонной продукции, р..
Методы определения стоимости создания и производства новой оборонной продукции не имеют особенностей. Они детально проработаны и подробно описаны в литературных источниках, поэтому на них останавливаться не будем.
Боевая эффективность количественно может быть измерена показателями количества пораженных целей; величины нанесенного ущерба какому-либо объекту; количества отраженных атак противника; количества тонно-километров - для перевозимых грузов; число боевых вылетов (для боевой авиационной техники); вероятности поражения объекта и т.д.
Надо помнить также о том, что усовершенствование продукции оборонного назначения может ставить целью не только изменение функциональных характеристик , но и повышение надежности и долговечности, эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности .
Учитывая изложенные положения, в качестве универсального показателя оценки экономической эффективности инновационной продукции оборонного назначения принять разность в стоимости выполнения фиксированной боевой задачи существующим, т.е базовым (Сс) и улучшенным образцами (Су)
ДЭ = Сс - Су,
Если в результате расчетов получится, что ДЭ существенно больше нуля, то усовершенствование целесообразно, поскольку стоимость выполнения огневой задачи улучшенным образцом будет меньше, чем при использовании существующего образца. Если ДЭ < 0, то усовершенствование нецелесообразно; если ДЭ равно нулю или является весьма малой величиной, то решение должно приниматься главным образом с учетом других, не экономических, факторов.
Если продуктовые инновации направлены на модернизацию уже выпускаемой продукции, то оценку эффективности целесообразно, на наш взгляд, проводить следующим образом:
1) определяется потенциальное изменение боевой эффективности на основе сравнения цен модерни-
зируемого образца после и до модернизации по формуле:
П1
ДВэ = ЦАн --1), (1)
1 ПАН|
где ЦАн - цена изделия аналога ^ - весовой коэффициент влияния функционального параметра на цену; П1, ПАщ - функциональные параметры после и до модернизации.
2) определяется изменение стоимости изготовления и эксплуатации модернизируемого образца:
С + С (С
„ _ ^окр ^ ^осв 'Л-'пр.м
См" ж +_
Спр.ан) + (Сэ.м Сэ.ан)
я ;
(2)
где Сокр - затраты на проведение специальных НИР и ОКР, которые необходимы для теоретической и опытной проработки варианта модернизации; Сосв-затраты на техническую подготовку и освоение производства модернизированной продукции; (Спрм -С пр.ан)-изменение себестоимости изготовления продукции после и до модернизации; (Сэ.м -Сэ.ан)- изменения затрат на эксплуатацию продукции после и до модернизации; N - объем предполагаемой программы выпуска модернизируемой продукции; Я - технический ресурс боевого применения оборонной продук-ции(нормативный срок эксплуатации) .
3) оценка целесообразности модернизации на основе экономического эффекта (Э)
Э = ДВэ - См > 0.
Этап 4. Оценка изменений боевой конкурентоспособности.
Оценка эффективности продуктовых инноваций выполняемая на этапе 3 представленной нами методики позволяет выбрать вариант совершенствования оборонной продукции , при реализации которого в большей мере темп изменения боевых характеристик опережает темп роста затрат , связанных с усовершенствованием, что позволяет провести анализ производственной целесообразности (производственной эффективности). Однако, для потребителя продукции ОПК в лице государства для обеспечения оборонных функций наиболее важным является не столько качество применяемой оборонной продукции , а насколько обеспечено превосходство боевых характеристик используемых вооружений по сравнению с противником. Поэтому, при обосновании вариантов продуктовых инноваций предприятий ОПК не менее важным является оценка боевой конкурентоспособности, которая определяется совокупностью функциональных показателей (параметров назначения).
Все показатели, определяющие боевую конкурентоспособность оборонной продукции можно также разделить на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида оборонной продукции. Значения этих показателей позволяют отнести образцы, имеющиеся на мировом рынке, к группе аналога оцениваемой продукции:
-показатели исполнения продукции, определяющие область и условия ее применения (тропическое исполнение или для условий Крайнего Севера, среднеевропейских районов и т.п.;
-показатели, определяющие группу потребителей и назначение оборонной продукции;
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют техническое совершенство.
По роли, выполняемой при оценке боевой конкурентоспособности, оценочные показатели можно разделить на группы:
- показатели надежности и безотказности.
Они близки к функциональным, потому что
определяют, как оборонная продукция выполняет свою функцию в течение срока эксплуатации, сохраняются ли основные параметры ее функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Показатели безотказности характеризуют свойства технически сложных изделий непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
- показатели сохраняемости и ремонтопригодности - вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления Показатели сохраняемости характеризуют свойства оборонной продукции сохранять исправное, работоспособное и пригодное к эксплуатации состояние во время экстремальных ситуаций (ведение боевых действий) или в случае неиспользования, то есть после хранения (консервации). Указанные показатели могут быть определены как затраты на консервацию и календарная продолжительность хранения, в течение которой значения заданных показателей остаются неизменными.
- показатели назначения (показатели боевого применения), к которым можно отнести
показатели тактико-технических характеристик
- эргономические показатели, которые обеспечивают удобство и комфорт эксплуатации продукции в системе "человек-среда-техника", уровня физической и психической нагрузки человека, связанной с получением боевого эффекта. Которые в свою очередь подразделяются: подразделяться на:
а) гигиенические показатели, характеризующие условия, которые при эксплуатации продукции влияют на организм и работоспособность человека. К ним относятся освещенность, температура и влажность воздуха, гигроскопичность, шум, вибрация и др.
б) антропометрические показатели показывают меру соответствия конструкции оборонной продукции или ее элементов форме и массе тела человека. что обеспечивает удобство эксплуатации и рациональное расходование энергии человека в системе "человек-изделие-среда".
в) физиологические показатели определяют соответствие оборонной продукции силовым, скоростным, энергетическим, обонятельным и вкусовым возможностям человека.
г) психологические показатели характеризуют соответствие продукции оборонного назначения возможностям восприятия и переработки информации, а также закрепленные и вновь формируемые навыки (соответствие применяемой продукции , мышлению и памяти человека). Они учитывают легкость освоения потребителем функциональных возможностей и алгоритмы управляющих действий, быстроту выработки навыков.
Для оценки изменения боевой конкурентоспособности предлагается использовать метод многомерных сравнений на основе эвклидовых расстояний. Метод многомерных сравнений используется для сравнения вариантов имеющих количество сравниваемых параметров более двух. Использование данного метода для оценки боевой конкурентоспособности, на наш взгляд, имеет много преимуществ по сравнению с традиционными методами оценки технической конкурентоспособности, поскольку позволяет не только дать количественную оценку уровня конкурентоспособности или оценить ее изменение после усовершенствования продукции, но и обосновать выбор лучшего образца для сравнения.
Уровень боевой конкурентоспособности при использовании указанного метода определяется путем сравнения имеющихся аналогов оборонной продукции у потенциальных участников боевых действий. Суть метода евклидовых расстояний заключается в замене исходных значений сравниваемых показателей (ау) их рейтинговыми оценками (ху) на основе сопоставления с лучшим вариантом сравниваемого показателя (1) по сравниваемым образцам оборонной про-дукцииф.
Для показателей прямой направленности (максимальное значение показателя соответствует лучшему образцу) рейтинговая оценка определяется по формуле:
а;;
ху =
У
шаха
(3)
у
Для показателей обратной направленности (минимальное значение показателя соответствует лучшему образцу) по формуле:
шшац
(4)
ху =■
Рейтинг каждого образца из сравниваемых образцов оборонной продукции может быть рассчитан по формулам:
Ri — л (1
Vci-хц)2 + (1-x2i)2...+ (1-xni)2
(5)
в случае, когда оцениваемые параметры имеют одинаковую значимость при оценке боевой конкурентоспособности.
При этом, лучшему образцу оборонной продукции будет соответствовать min значение показателя
R).
Если же заданы параметры значимости оцениваемых показателей (ßj), то рейтинговая оценка будет определяться по формуле:
R, = I (хР)2 ßj
(6)
В этом сучае, лучшему образцу оборонной продукции будет соответствовать max значение показателя (R).
При оценке рейтинга сравниваемых образцов по формуле (5) боевая конкурентоспособность Кб образцов оборонной продукции оценивается по формуле:
R
(7)
xr — ^mm Кб --
я '
я ощ
где Яц - рейтинг оцениваемого образца оборонной продукции; Ятпп - рейтинг лучшего образца продукции.
При использовании формулы (6) боевая конкурентоспособность Кб оборонной продукции рассчитывается по формуле
R
TT _ R ОЩ
Kfi — -
R
(8)
где Ятах - рейтинг лучшего образца продукции.
Поскольку обеспечение боевой конкурентоспособности является объектом особого внимания со
стороны государства, то ее учет при принятии решения о внедрении продуктовых инноваций будет способствовать первоочередному получению государственного оборонного заказа, и соответственно эффективному функционированию предприятий ОПК.
Литература
1. Рыбкина, О. В. Методика выбора направлений совершенствования организации производства наукоемкой продукции в целях повышения его эффективности [Текст] / О. В. Рыбкина, О. Г. Туровец // Организатор производства. - 2012. № 2(53). - С. 55-58.
2. Чернышева, Г. Н. Методы формирования инвестиционной политики предприятия [Текст] / Г. Н. Чернышева, А. М. Сафин // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. Т . 8 . № 9. - С. 102-107.
3. Анисимов, Ю. П. Методы и формы организации перехода предприятий на выпуск новых изделий [Текст] / Ю. П. Анисимов // Организатор производства. - 2011. № 4(51). С. 38-43.
4. Мантуров, Д. В. Экономическое обоснование основных направлений организации производства наукоемкой продукции в промышленности России ( на примере авиационной промышленности) [Текст] / Д, В. Мантуров, В. Д. Калачинов // Организатор производства. - 2012. № 4(55). - С. 62-67.
5. Гунина, И. А. К вопросу о проблемах повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий [Текст] / И. А. Гунина, Ю.А. Савич // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7. № 12-1. С. 136-140.
Э 8(473)2-43-76-67
Ключевые слова: продуктовые инновации, продукция оборонного назначения, БМАЯТ-анализ целей разработки новой продукции. Банк идей создания новой продукции, боевая эффективность, боевая конкурентоспособность, оценочные и классификационные показатели, рейтинг оцениваемого образца оборонной продукции, многомерные сравнения.