Научная статья на тему 'Концептуальный подход совершенствования методики размещения государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса'

Концептуальный подход совершенствования методики размещения государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕТОД ЭКСТРАПОЛЯЦИИ / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / ОБОРОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ENTERPRISES OF THE DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / ECONOMIC RELATIONS / EXTRAPOLATION METHOD / EXPERT EVALUATION METHOD / DEFENSE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Намитулина А. З.

Предложена методика оценки экономической надежности предприятий оборонно-промышленного комплекса для выполнения государственного оборонного заказа с использованием моделирования сравнительной многокритериальной оценки заявок на их исполнение. Методика оценки отражает эффективность функционирования системы размещения оборонного заказа в целом и может быть использована для оптимизации механизма организации и управления государственными оборонными закупками. Анализ системы размещения оборонного заказа позволяет разработать парадигму ее функционирования согласно потребностям предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также обеспечить научно-теоретическую базу ее развития. Разработаны предложения по совершенствованию организационно-методического обеспечения установления цен на оборонную продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACH TO IMPROVING THE METHODOLOGY PLACEMENT OF THE STATE DEFENSE ORDER ON THE ENTERPRISES OF THE DEFENSE AND INDUSTRIAL COMPLEX

A methodology is proposed for assessing the economic reliability of defense industry enterprises for the performance of the state defense order using the modeling of a comparative multi-criteria evaluation of applications for their execution. The assessment methodology reflects the effectiveness of the defense procurement system as a whole and can be used to optimize the mechanism for organizing and managing state defense purchases. The analysis of the defense order placement system allows us to develop a paradigm of its functioning, according to the needs of enterprises of the defense industry complex, and to provide a scientific and theoretical basis for its development. A comprehensive assessment of the effectiveness of the defense order deployment system includes an assessment of the target efficiency of achieving the specified results, as well as the effectiveness of the relationship between the economic effect and the resource costs necessary to achieve this result. Proposals have been developed to improve the organizational and methodological support for setting prices for defense products.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход совершенствования методики размещения государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса»

ФИНАНАСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ PUBLIC AND BUSINESS FINANCE

УДК 659.1

DOI 10.18413/2411-3808-2018-45-3-481-491

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ

РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

CONCEPTUAL APPROACH TO IMPROVING THE METHODOLOGY PLACEMENT OF THE STATE DEFENSE ORDER ON THE ENTERPRISES OF THE DEFENSE AND INDUSTRIAL COMPLEX

А.З. Намитулина A.Z. Namitulina

Финансовый университет при Правительстве РФ, Россия, 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49

Financial University under the Government of the Russian Federation, 49 Leningradsky Prospekt, Moscow, 125993 (GSP-3), Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация

Предложена методика оценки экономической надежности предприятий оборонно-промышленного комплекса для выполнения государственного оборонного заказа с использованием моделирования сравнительной многокритериальной оценки заявок на их исполнение. Методика оценки отражает эффективность функционирования системы размещения оборонного заказа в целом и может быть использована для оптимизации механизма организации и управления государственными оборонными закупками. Анализ системы размещения оборонного заказа позволяет разработать парадигму ее функционирования согласно потребностям предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также обеспечить научно-теоретическую базу ее развития. Разработаны предложения по совершенствованию организационно-методического обеспечения установления цен на оборонную продукцию.

Abstract

A methodology is proposed for assessing the economic reliability of defense industry enterprises for the performance of the state defense order using the modeling of a comparative multi-criteria evaluation of applications for their execution. The assessment methodology reflects the effectiveness of the defense procurement system as a whole and can be used to optimize the mechanism for organizing and managing state defense purchases. The analysis of the defense order placement system allows us to develop a paradigm of its functioning, according to the needs of enterprises of the defense industry complex, and to provide a scientific and theoretical basis for its development. A comprehensive assessment of the effectiveness of the defense order deployment system includes an assessment of the target efficiency of achieving the specified results, as well as the effectiveness of the relationship between the economic effect and the resource costs necessary to achieve this result. Proposals have been developed to improve the organizational and methodological support for setting prices for defense products.

Ключевые слова: предприятия оборонно-промышленного комплекса, экономические отношения, метод экстраполяции, метод экспертных оценок, оборонная продукция.

Keywords: enterprises of the defense industry complex, economic relations, extrapolation method, expert evaluation method, defense products.

Введение

Основой эффективного обеспечения взаимосвязи экономической и военной безопасности должен стать многомерный системный подход к оценке её состояния и перспектив развития, предполагающий комплексные исследования экономического развития общества, обеспечения его военной безопасности. Такой подход позволяет диагностировать уровень обеспечения экономической и военной безопасности, выявить тенденцию развития слагаемых данной системы и предложить экономически обоснованные варианты управленческих решений в данной области. Важнейшим инструментом обеспечения военной безопасности является эффективное размещение государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в регионах.

В современных условиях актуальность проблемы совершенствования механизма финансового обеспечения предприятий ОПК особенно важно. Обоснование методологических аспектов финансового обеспечения на этапах планирования и контроля распределения финансовых ресурсов требует нового механизма, приспособленного к современным реалиям. Кроме того, анализ современных взглядов и методов регионального аспекта механизма перераспределения финансовых ресурсов и перспективы развития экономической эффективности показывает проблемы функционирования перераспределения государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Выявление проблемы рационального перераспределения финансирования для ОПК и разработка направлений и методик их решения являются важнейшими задачами реализации современной стратегии развития предприятий ОПК в России. В ходе анализа определена общая тенденция этапов финансового обеспечения предприятий ОПК в регионах на этапах планирования и контроля перераспределения государственного оборонного заказа. В ходе исследования выявлено, что удовлетворение потребностей в финансовых средствах и материальных ресурсах - главная цель функционирования системы органов и организаций, занимающихся военно-экономическим обеспечением военной организации государства. Условием достижения этой цели является построение механизмов военно-экономического обеспечения, способных функционировать в любых условиях обстановки, особенно важным является региональный аспект эффективного перераспределения финансовых ресурсов для развития ОПК. К их числу относится механизм финансового обеспечения предприятий ОПК с учетом региональных особенностей.

Сфера оборонно-промышленного комплекса до сих пор не получила достаточного методического и организационно-правового обеспечения критериев определения результативности распределения государственного оборонного заказа по различным направлениям деятельности.

Таким образом, в современных условиях развития сферы военно-бюджетных отношений представляется актуальной разработка методологии совершенствования управления военными финансами на основе оценки результативности военно-бюджетных расходов, способствующей повышению эффективности финансово-экономического обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса и военной безопасности государства.

В этом смысле обоснование нового методологического подхода по размещению ГОЗ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, особенно в регионах, - возможность не просто сформировать военный бюджет по-новому, но и найти новый способ финансирования, создать мощный инструмент, обладающий значительным аналитическим потенциалом, который при грамотном применении может позволить повысить эффективность военно-бюджетных расходов.

Выявленные в ходе исследования факторы и проблемы позволяют определить противоречия, которые необходимо проработать по направлениям их решения и совершенствования процесса реализации новых методов по управлению процессом перераспределения ГОЗ. Данные противоречия заключаются в несоответствии, с одной стороны,

современных условий и задач функционирования национальной экономики, реформирования бюджетного процесса и, с другой стороны, методов, теоретического и методологического обеспечения финансового планирования, финансирования и контроля военно-бюджетных расходов.

Анализируя проблемы перехода к новому облику Вооруженных сил Российской Федерации, необходимо уделять должное внимание институциональным основам управления системой заказов оборонной продукции, опираясь на эволюцию системы заказов и характеристику ее современного состояния.

Построение новой системы управления в отрасли ОПК сказывается на организации материально-технического обеспечения войск. В последние годы в данной сфере прошла крупная реформа: расформированы управления развития и организации заказов, в составе центрального аппарата Министерства обороны созданы Департамент по обеспечению государственного оборонного заказа, Департамент по ценообразованию продукции военного назначения, Департамент претензионной и судебно-правовой работы, организовано взаимодействие по размещению ГОЗ органов военного управления с Управлением государственного заказа Министерства обороны РФ и с Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной и специальной техники и материальных средств (Рособо-ронпоставкой).

Анализ современных проблем функционирования системы заказов оборонной продукции приводит к выводу, что ключевыми направлениями ее развития являются централизация ответственности и функций государственных заказчиков по всем направлениям и номенклатуре работ для повышения результативности управления заказом; централизация финансирования оборонного заказа, объединяющего заказы не только Министерства обороны Российской Федерации, но и других силовых ведомств.

Методологической и теоретической основами исследования послужили концепции и гипотезы, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков, исследующих проблемы формирования, размещения и исполнения государственного оборонного заказа, а также оценки эффективности расходования государственных финансовых ресурсов, теории военной экономики, экономического обеспечения оборонного строительства и военно-экономического анализа, научные работы по исследованию проблем программно-целевого планирования, анализу сложных систем и теорий принятия решений, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, методические материалы министерств и ведомств, регламентирующие процесс размещения государственного оборонного заказа. Аргументация теоретических положений и полученных выводов осуществлялась автором на основе применения следующих общенаучных методов исследования в рамках системного подхода: диалектический, сравнительно-аналитический, исторический и логический методы изучения социально-экономических явлений, экономико-математический, статистический, экспертных оценок, а также методы научной абстракции, индукции и дедукции, нормативного и позитивного анализа и синтеза.

Информационной основой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Федеральной службы по оборонному заказу, Министерства финансов Российской Федерации.

Основные результаты исследования

Комбинированный подход на основе использования метода экспертных оценок

и экстраполяции для оценки экономической надёжности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК)

В современных условиях предприятия ОПК в регионах быстрее и с наименьшими потерями приспосабливаются к изменениям рыночной конъюнктуры. Проводимые преобразования касаются отдельных сфер деятельности ОПК, в том числе и его строительных управлений (федеральных государственных унитарных предприятий).

Учитывая, что строительные управления ОПК будут преобразованы, необходимо использовать положительный финансовый опыт других предприятий для обеспечения устойчивости финансового обеспечения.

В условиях регионов финансовое обеспечение ОПК было организовано по ряду направлений, основным источником которых являются бюджетные средства. Особенность финансового обеспечения предприятий ОПК является отражением перераспределения финансирования войск. В настоящее время имеет место регламентация финансового обеспечения войск Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время (в соответствии с требованиями бюджетного законодательства), а также на период мобилизации и на военное время (в соответствии с устаревшими ведомственными нормативными актами), причем механизмы финансового обеспечения в данных случаях различаются. Что касается финансового обеспечения войск, находящихся на иностранной территории в ходе локальных конфликтов, миротворческих операций и т. д., то, несмотря на опыт финансового обеспечения, его нормативная регламентация, за некоторыми исключениями, отсутствует. Кроме того, отсутствуют методики перехода с финансового обеспечения войск в условиях мирного времени на финансовое обеспечение войск в ходе боевых действий.

Причина в том, что в течение последних 10-15 лет по субъективным и объективным причинам структурные составляющие механизма финансового обеспечения войск, и как следствие финансового обеспечения предприятий ОПК в регионах, подверглись значительной трансформации, и это привело к существенному изменению их содержания.

В финансовом планировании завершается поэтапный переход от сметного планирования к бюджетному, ориентированному на достижение общественно значимых и измеримых результатов. Финансовое планирование сейчас рассматривается как бюджетирование, перспективное или программно-целевое планирование, бюджетное планирование. Но если еще 15 лет назад бюджетные организации в процессе финансового планирования определяли потребности, то в настоящее время планируют использование выделенных бюджетных ассигнований.

Финансирование до казначейского исполнения бюджета рассматривалось как предоставление денежных средств в рамках выделенных ассигнований, в дальнейшем -как доведение объемов финансирования расходов по принятым бюджетным обязательствам, однако, с точки зрения нормативного регулирования, это разрешение (распоряжение) на осуществление платежа и осуществление платежа в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Получение, хранение и расходование денежных средств с учетом казначейского исполнения бюджета также претерпели значительные изменения как в части процесса осуществления, так и в части участвующих субъектов. Следует особо отметить значительное сокращение самостоятельности использования денежных средств предприятиями ОПК в регионах.

Учет (бюджетный) и отчетность охватывают теперь все стороны хозяйственной деятельности предприятий ОПК, том числе нефинансовые активы и финансовый результат, а не только денежные средства и обязательства.

Анализ в финансовом обеспечении предприятий ОПК в регионах еще 10 лет назад практически не упоминался как самостоятельный элемент финансового управления. Тем не менее, его необходимо рассматривать как логическое завершение учетного процесса, основу для принятия управленческих решений, в том числе для финансового планирования.

Что касается финансового контроля, то он должен рассматриваться не как завершающий этап финансового обеспечения предприятий ОПК, а как деятельность, постоянно сопровождающая финансовое обеспечение.

Таким образом, в корне изменились структурные составляющие финансового обеспечения, что требует тщательного исследования трансформации механизма финансо-

вого обеспечения предприятий ОПК в регионах и в различных региональных условиях их деятельности.

Несмотря на некоторые изменения в организации финансовой деятельности на предприятиях ОПК в регионах, проявляющиеся в преобразовании структуры финансово-экономических органов, в модернизации их деятельности, а также в увеличении некоторых военных расходов, сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что финансовое обеспечение предприятий ОПК организовано качественно и удовлетворяет как государство в целом, так и ОПК в частности. К этим проблемам относятся:

• финансовое обеспечение предприятий ОПК не соответствует сложности задач, стоящих перед Вооруженными Силами, о чем свидетельствуют недостаточный уровень боевой и мобилизационной готовности продукции, выпускаемой предприятиями ОПК;

• финансирование предприятий ОПК осуществляется недостаточно и неритмично, что проявляется в низком уровне финансового обеспечения.

Кроме того, следует отметить, что:

• требования законодательных актов, в т. ч. Бюджетного кодекса, не учитывают особенностей финансового обеспечения предприятий ОПК с учётом регионального аспекта, что приводит к нарушению военно-финансовых отношений, устоявшихся в течение длительного времени и неоднократно проявивших себя положительно в случаях боевого применения войск;

• отсутствие взаимосвязи финансового планирования на стадии составления проекта федерального бюджета позволяет учитывать реальные потребности предприятий ОПК в регионах;

• движение финансовых потоков в отрасли ОПК не совпадает с каналами управления, что не позволяет в полной мере задействовать возможности финансового менеджмента в ОПК, особенно в регионах;

• использование в России казначейского исполнения бюджета не позволяет оперативно обеспечивать предприятия ОПК денежными средствами в ходе мобилизационных мероприятий, войн и вооруженных конфликтов через Федеральное казначейство;

• ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности в ОПК по причине их объективной сложности и отсутствия должной информативности порождают необходимость внедрения несистемных учета и отчетности в мирное время и введения специального учета;

• усиление ведомственного финансового контроля на предприятиях ОПК в регионах необходимо по причине усложнения финансовой деятельности, ужесточения требований к ней и влечет дополнительные затраты.

Наличие данных проблем является причиной того, что до сих пор не выработаны единые подходы к финансовому обеспечению предприятий ОПК в регионах в различных случаях их применения, основывающиеся как на опыте практической деятельности, так и на проводимых исследованиях. Если современное финансовое (бюджетное) законодательство регулирует финансовое обеспечение ОПК в мирное время, то финансовое обеспечение в различных случаях боевой мобилизации со всей его спецификой не обобщено и не имеет комплексной регламентации. Многообразие различных специфических факторов, встречающихся в финансовом обеспечении боевого применения, создает сложности в функционировании механизма их финансового обеспечения и вызывает необходимость его исследования и совершенствования.

Закупки в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) в 2016 году определяют принципы, правила, основные понятия, права и обязанности участников:

• Основные права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя.

• Новые обязанности головного исполнителя, исполнителя (гл. 3, ст. 8 275-ФЗ в ред. 159-ФЗ)

• Обеспечение поставок продукции, размещения заказов на поставки продукции.

• Заключение государственного контракта. Реестр контрактов.

• Идентификатор государственного контракта.

• Контроль обеспечения контракта и поставок продукции исполнителями и/или головным исполнителем.

• Контроль целевого использования бюджетных ассигнований головным исполнителем.

• Кооперация головного исполнителя. Схема кооперации, реестр кооперации [Пименов В.В., 2015].

При использовании математического моделирования в основу расчетов для принятия оптимального решения заложена модель линейного программирования. Также используются транспортные и сетевые модели. Финансовое прогнозирование предусматривает использование экономического прогнозирования, основанного на базовых принципах статистики и экономической теории. Другими словами, расчет прогнозных показателей осуществляется на базе статистических коэффициентов с использованием одной или нескольких экономических переменных, которые принято учитывать в качестве факторов, оказывающих влияние на результаты прогнозирования. Рассматривается динамика анализируемых показателей с учетом факторов, которые оказывают существенное влияние на финансовые процессы.

Учитывая особенности военной сферы деятельности, следует заметить, что показатель эффекта достаточно часто будет носить дискретный характер, так как цель для предприятий ОПК конкретна: своевременная поставка вооружения и соблюдение сроков ГОЗ, - поэтому говорить о каких-либо промежуточных состояниях боеготовности, а значит и о степени обеспеченности, в том числе денежными средствами, недопустимо.

В данной ситуации становится очевидным, что именно обоснованное нормирование расходов предприятий ОПК в различных условиях и в регионах деятельности является фактором оптимизации военных расходов и позволяет упорядочить процесс финансового обеспечения ОПК. Однако нормы расхода денежных средств и материальных ценностей, широко использовавшиеся ранее при планировании потребности в средствах на финансирование ОПК, заработной платы гражданскому персоналу, хозяйственные, коммунальные и другие расходы, в настоящее время практически не используются.

Анализ расходов на национальную оборону свидетельствует об улучшении качества и сроков перераспределения финансовых ресурсов на предприятия ОПК в регионы для выполнения ГОЗ. Однако есть мнения и о недостатке выделяемых средств, о чём наглядно свидетельствуют ставшие регулярными катастрофы и аварии, которые являются следствием как низкой облученности личного состава, так и неудовлетворительного технического состояния предприятий ОПК. Данные недостатки характерны для всех видов предприятий ОПК. Тем не менее, как показывает анализ, значительного роста затрат на оборону в ближайшие годы не предвидится, с учетом значительно возрастающих объемов государственного оборонного заказа (за счет номинального роста валового внутреннего продукта и, соответственно, военного бюджета).

Для построения эконометрических моделей используется регрессионный анализ, позволяющий дать количественную оценку усредненных показателей, для повышения точности в полученных результатах методы прогнозирования основных финансовых показателей целесообразно дополнить экспертными оценками.

Метод экспертных оценок служит для обобщения и математической обработки оценок экспертов - специалистов по конкретному вопросу, а метод экстраполяции предполагает проверку показателей имеющихся данных, на основе чего можно предсказать возможные изменения. Сведения об изменениях в прошлом переносятся на события, которые должны случиться в будущем. Проводя анализ данных, необходимо выявить закономерности и тенденции. Данные принципы представляют собой метод экстраполяции и его суть. Различные эксперты могут давать свои трактовки данного метода, так как они с разной долей уверенности относятся к подобному подходу. Тем не менее, эффективность

его доказана, поэтому исключать его во время прогнозирования нельзя. Метод экстраполяции позволяет лучше всего разобраться в ситуации и представить, как именно будут развиваться события.

Использование возможностей данного метода экстраполяции в комбинации с методом экспертных оценок достаточно сложно, потому что требует оперирования огромным количеством экономических показателей.

Концептуальная основа применения комбинированной методики включает в себя разработанный автором метод оценки экономической надежности предприятий ОПК в регионах для конкурсных критериев отбора в период размещения оборонных заказов.

Для выбора лучших претендентов для размещения оборонного заказа применяются различные критерии оценки, которые определяют аспекты размещения оборонного заказа.

Для агрегирования критериев необходимо присвоить им весовые коэффициенты, которые определяют их вклад в общий критерий оценки.

где - общий критерий оценки; - вес к-го критерия; Ь^ - величина дименсии к-го критерия; K (ф - количество частных критериев в ранжированном ряду.

Коэффициент детерминации из метода экстраполяции используем как дополнительный критерий оценивания, он может принимать значения в диапазоне от 0 до 1. Чем ближе он к единице, тем более устойчивым является процесс изменения исследуемого показателя - рост или снижение. Для оценки степени устойчивости тренда может использоваться следующая шкала коэффициента детерминации: если его значение менее 0,4, то это неустойчивый процесс (слабый тренд); если от 0,4 до 0,7 - достаточно устойчивый процесс (заметный тренд); свыше 0,7 - весьма устойчивый процесс (сильный тренд).

В целях определения эффективности организационного процесса по распределению оборонных заказов на предприятиях ОПК в регионах необходимо применить показатели, которые определяют все стадии процесса размещения: этап планирования, этап размещения, этап контроля исполнения.

Расчет нормативного коэффициента эффективности организации проводим суммированием значений по каждому критерию с учетом весовых коэффициентов:

где Еэфо>7, 14 - критерий «Соответствие действующему законодательству»; Р2 - критерий «Своевременность выполнения планов по выполнению заказов»; Р3 - критерий «Цена контракта».

Особенности расчётов и значения критериев должны определяться в долях от единицы через экспертизу их сравнительной значимости.

Предположим, что все компоненты эффективности функционирования размещения оборонных заказов связаны между собой, тогда можно объединить их в нормативный показатель эффективности системы размещения заказа оборонной продукции:

где Е3^с>1, О/ - вес ьго компонента; Вт- балльное значение ьго компонента эффективности функционирования системы оборонного заказа для предприятий ОПК в регионах, которое необходимо определять экспертным путём по фактическому значению.

На основании коэффициента Е3фс можно определить уровни оценки эффективности функционирования системы размещения оборонного заказа:

1. Эффективный уровень — более 90 баллов (интегральный показатель оценки);

2. Умеренный уровень - от 51-90 баллов (интегральный показатель оценки);

3. Неэффективный уровень - менее 49 баллов (интегральный показатель оценки).

Таким образом, методика комбинированной оценки с использованием двух методов: экспертных оценок и экстраполяции - позволит выявить риски в системе определения эффективности размещения государственных заказов на предприятиях ОПК в регионах, а также поможет проранжировать заказчиков по степени эффективности размещения оборонных заказов.

Ведение любых военных действий требует обеспечения, приоритетной задачей которого является своевременное и в полном объеме (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, потребностей всех компонентов военной организации государства.

Финансовое обеспечение предприятий ОПК входит в общую структуру финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Это система мероприятий, которые организуются и проводятся с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей армии и флота в денежных средствах.

Государство как субъект, финансирующий предприятия ОПК, преследует определенные цели. Если рассматривать деятельность финансово-экономической службы через решение оптимизационной задачи на максимум, то в качестве критерия эффекта выступает своевременное и полное удовлетворение потребностей предприятий ОПК в денежных средствах.

Планируемым результатом деятельности в данном случае будет являться «достижение своевременного и полного удовлетворения потребностей в денежных средствах». Достижение этого критерия вносит свой вклад в необходимое состояние предприятий ОПК, если же данный критерий не достигнут, ожидать полной боеготовности и своевременного исполнения ГОЗ не приходится.

Следует отметить, что в конце 80-х гг. прошлого века уровень расходов на оборону превышал 18% государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, который имел в современном понимании консолидированный бюджет. В настоящее время на национальную оборону выделяется менее 10% консолидированного бюджета Российской Федерации. Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» в 2017 году составили 2 835 792,1 млн рублей, в 2018 году - 2 728 307,5 млн рублей и в 2019 году составят 2 816 027,5 млн рублей. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Национальная оборона» составила в 2016 году 4,7%, в 2017 году - 3,3%, в 2018 году - 3% и в 2019 году - 2,8% [Минфин, 2018].

Бюджетный учет оказался мало приспособлен к использованию в ОПК в силу своей сложности, трудоемкости, громоздкости и неприспособленности к решаемым ими задачам. Данную проблему решить в полном объеме не могут ни автоматизация учетного процесса, ни централизация учета в объединенных (территориальных) финансовых органах.

В рамках бюджетного учета ОПК составляют два вида отчетности: непосредственно бухгалтерскую отчетность в составе баланса исполнения отчета о финансовых результатах деятельности и отчетность об исполнении бюджета по доходам и расходам. Практика показывает малую информативность бюджетной отчетности (как для внутренних, так и для внешних пользователей), в связи с чем требуется представление ведомственной оперативной отчетности [Бурутин А., 2015].

Действующая система внутреннего финансового контроля, построенная на требованиях в основном ведомственных нормативно-правовых актов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций Министерства обороны Российской Федерации, не соответствует и сложности финансово-хозяйственной деятельности. Необходимость поиска направлений совершенствования системы внутреннего финансового контроля обусловлена также отсутствием заинтересованности командиров соединений и воинских частей в организации этой системы.

Таким образом, финансовое обеспечение предприятий ОПК следует рассматривать как важнейшее направление расходования бюджетных средств, имеющее целью повышение финансирования предприятий ОПК. Характеристика и оценка финансовых процессов предприятий ОПК и их результатов должны рассматриваться, в первую очередь, с точки зрения решения или не решения поставленных перед предприятиями ОПК задач.

Финансовое обеспечение предприятий ОПК включает ряд взаимосвязанных элементов, составляющих (во взаимодействии) механизм финансового обеспечения: финансовое планирование и финансирование, истребование, получение, хранение, экономное и целесообразное расходование денежных средств, учет и отчетность, контроль за использованием денежных средств. Следует отметить, что за многие годы состав механизма финансового обеспечения практически не изменился, однако его структурные составляющие, как уже упоминалось, значительно изменили содержание.

Финансовое обеспечение предприятий ОПК - это практическая реализация функций финансов Вооруженных Сил, организуется для создания необходимых условий поддержания боевой готовности войск посредством доведения необходимых денежных средств для выполнения ими планов боевой подготовки, эксплуатации вооружения и военной техники, содержания военно-технического имущества, удовлетворения хозяйственных и культурных нужд личного состава, выплаты денежного довольствия и заработной платы и др.

Взаимообусловленность элементов финансового обеспечения предприятий ОПК, их зависимость от внешних и внутренних факторов позволяют утверждать, что взаимодействие элементов финансового обеспечения должно рассматриваться как механизм финансового обеспечения войск. Осуществляется финансовое обеспечение предприятий ОПК благодаря функционированию механизма финансового обеспечения. Постоянное изменение и усложнение финансовой деятельности в государстве значительно затрудняет организацию финансового обеспечения предприятий ОПК в различных условиях и негативно отражается на элементах финансового обеспечения, что приводит к сбоям в механизме финансирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование предприятий ОПК, в связи с особенностями их деятельности и предназначения, более целесообразно осуществлять через учреждения ЦБ РФ. В случаях боевого применения войск расчетно-кассовое обслуживание через учреждения Банка России - это единственный способ, работоспособность которого подтверждена практикой.

Учет и отчетность в наше время изменились значительно. Приоритет при этой системе раньше отдавался раздельному учету денежных и материальных средств (положительно зарекомендовавшему себя в военное время), причем последние учитывались преимущественно в натуральных показателях.

Анализ механизма финансового обеспечения предприятий ОПК, в основе построения которого лежит современное бюджетное законодательство, показал надежность обеспечения войск денежными средствами в мирное время.

Совершенствование финансового обеспечения предприятий ОПК должно осуществляться через согласование элементов финансового обеспечения как основы механизма финансового обеспечения с целью его автономного функционирования в любых условиях обстановки, а также через модернизацию структуры финансовой службы с учетом требований финансового законодательства [Пожаров А.И., 2014].

Таким образом, объективные изменения, происходящие в различных сферах экономической и военной деятельности, обусловливали необходимость постоянно совершенствовать формы и методы финансовой деятельности на предприятиях ОПК. Современный механизм финансового обеспечения предприятий ОПК даже в условиях мирного времени сложен и противоречив, особенно в регионах. При этом необходимо учитывать, что он должен быть способен в любых условиях обеспечить предприятия ОПК денежными средствами (своевременно и в полном объеме), а для этого его необходимо трансформировать.

Заключение

Предложенная комбинированная методика надежности предприятий ОПК для размещения оборонных заказов на основе концептуального подхода использования методов экспертных оценок и экстраполяции позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, процесс размещения оборонных заказов на предприятиях ОПК в регионах является многоступенчатым, включает в себя несколько этапов и критериев оценивания. Во-вторых, процесс размещения оборонного заказа представляет собой систему военно-экономических отношений, которая складывается между партнерами по проектам размещения заказов и определяет социально-экономические возможности развития региона.

В-третьих, проведенный анализ показал, что система оборонных заказов в регионах является иерархичной, в ней слабо развит критериальный аппарат процесса принятия решения по размещению заказов и контроля за их исполнением.

В результате проведённых исследований получены следующие научные результаты.

1. Проведена оценка экономической надежности предприятий ОПК по получению оборонных заказов на основе исследования совокупности показателей и финансово-экономических критериев на основе методов экспертных оценок и экстраполяции. Основной задачей использования в расчетах этих методов является повышение эффективности размещения оборонных заказов в регионах, а также улучшения качества их исполнения и контроля в целях сохранения и развития производственного потенциала предприятий ОПК в регионах. В современных условиях экономического развития регионов, с точки зрения организационно-функциональной структуры, на рынке оборонных заказов применима модель многоуровневой контрактации. Необходимо внедрение классификаторов оборонной продукции по целевому назначению, которые должны соответствовать способам размещения оборонных заказов на предприятиях ОПК.

2. Предложена комбинированная методика для расчетов конкурсных критериев отбора в период размещения оборонных заказов. Согласно данной методике оценка эффективности системы планирования, исполнения и контроля оборонных заказов на предприятиях ОПК должна включать в себя оценку целевой эффективности заданных результатов; оценку организационной эффективности по размещению, разработке и внедрению новых продуктов в области ОПК.

Список литературы References

1. Бюджетный кодекс (с изменениями на 23.07.13 г.) Изменения внесены Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2013).

Budget Code (as amended on 23.07.13). Amendments were introduced by Federal Law № 252-FZ of 23 July 2013 (Official Internet Portal of Legal Information www.pravo.gov.ru, August 4, 2013). (in Russian)

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-Ф3 «О государственном оборонном заказе». ООО «НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС"», 2013.

Federal Law of 29 December 2012 № 275-F3 "On the state defense order". LLC "NPP" GARANT-SERVICE ", 2013. (in Russian)

3. Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. № 60-ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации.-1998. № 13.

Federal Law of April 13, 1998 No. 60-FZ "On the conversion of defense industry in the Russian Federation." Collection of the legislation of the Russian Federation. 1998. № 13. (in Russian)

4. Федеральный закон от 21 июням 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм., внесенными Федеральным законом от 16.10.2012 № 174-ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №25.

Federal Law of 21 June 2005 № 94-FZ "On the allocation of orders for the supply of goods, performance of work, rendering services for state and municipal needs" (as amended by Federal Law of 1 October 6, 2012 № 174-FZ) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1999. № 25. (in Russian)

5.Федеральный закон от 28 января 2011 года № 1-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений». Красная звезда. 2.02.11 г.

Federal Law № 1-FZ of 28 January 2011 "On Ratification of the Treaty between the Russian Federation and the United States of America on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms". Red Star. 2.02.11. (in Russian)

6. Военная доктрина Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146. Российская газета. 2010. № 5106.

Military doctrine of the Russian Federation until 2020. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation № 146 of 5 February 2010 // Rossiiskaya gazeta. 2010. № 5106. (in Russian)

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537) // Российская газета. 12.05.09. № 4912.

The national security strategy of the Russian Federation until 2020 (Decree of the President of the Russian Federation № 537 of 12 May 12 2009). Rossiyskaya Gazeta. 12.05.09. № 4912. (in Russian)

8. «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» утвержденные Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. № 7-12/47.

"Methodological recommendations for assessing the effectiveness of investment projects and their selection for financing" approved by Gosstroy of Russia, the Ministry of Economics of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the State Committee for Trade and Industry of Russia on 31 March 1994 № 7-12 / 47. (in Russian)

9. О положении дел в оборонной промышленности Российской Федерации. Постановление Совета Федерации от 5 ноября 1997 г. № 358-СФ. Российская газета. 1997. № 28.

On the state of affairs in the defense industry of the Russian Federation. Decree of the Council of 5 Federation of November 1997. № 358-SF. Rossiyskaya gazeta. 1997. № 28. (in Russian)

10. Федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы. Российская газета. 2010. № 15.

Federal target program for reforming the defense industry complex for 2011-2020. Rossiyskaya gazeta. 2010. № 15. (in Russian)

11. Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ».

Decree of the Government of the Russian Federation of 02.12.2017 № 1465 "On state regulation of prices for products supplied under the GOZ." (in Russian)

12. Алмаев М.Х., Астапов K.JI. 2014. Развитие оборонно-промышленного комплекса: законодательство и реалии. Финансы и кредит, 3: 12.

Almaev M.Kh., Astapov K.JI. 2014. Development of the defense-industrial complex: legislation and realities. Finance and credit, 3: 12. (in Russian)

13. Бурутин А. 2015. Российский оборонно-промышленный комплекс на современном этапе. Военный парад, 3: 12.

Burutin A. 2015. Russian military-industrial complex at a timely stage. Military Parade, 3: 12. (in Russian)

14. Владимиров В. 2013. Анатомия разоружения. Мировая экономика и международные отношения, 10: 123.

Vladimirov V. 2013. Anatomy of Disarmament. World Economy and International Relations, 10: 123. (in Russian)

15. Пожаров А.И. 2014. Экономические основы оборонного могущества социалистического государства. М., Воениздат, 15.

Pozharov A.I. 2014. Economic foundations of the defense power of the socialist state. Moscow, Military Publishing, 15. (in Russian)

16. Пименов В.В. 2015. Приватизация и структурная политика оборонной отрасли промышленности. Вопросы экономики и конверсии, спецвыпуск. ЦНИИ ЭК.

Pimenov V.V. 2015. Privatization and structural policy of the defense industry. Issues of economics and conversion, special issue. Central Research Institute of Ecology. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.