А.Ю. Дроздов, канд. экон. наук, доцент, кафедра гуманитарных и экономических дисциплин, Е.В. Ягин, канд. экон. наук, доцент, кафедра высшей математики и информационных технологий, Алатырский филиал Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, г. Алатырь, Россия, [email protected], [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
В сфере размещения и выполнения государственного оборонного заказа произошли значительные перемены. 1 сентября 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» № 275-ФЗ (Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Новая редакция ориентирована на создание правовых условий повышения надежности и прозрачности взаиморасчетов при выполнении государственного оборонного заказа, использования возможностей банковской системы при контроле за целевым использованием бюджетных средств. Несмотря на то, что Закон вступил в силу и действует более полугода, механизмы его реализации пока не определены. Более того, уже сейчас выявились серьезные проблемы, возникающие у предприятий в ходе практического применения положений Закона. В данной статье авторы раскрывают некоторые из них, связанные с непроработанностью формирования схемы кооперации исполнителей государственного оборонного заказа, необходимостью открытия предприятиями огромного количества счетов и отсутствием разветвленной банковской сети по всей России у большинства уполномоченных банков. Предприятия столкнулись с трудностями использования оставшихся после приобретения материалов, уплаты налогов и заработной платы средств, которые «замораживаются» на отдельных счетах до выполнения и закрытия всего государственного контракта головным исполнителем. Указанные проблемы тормозят развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса и ставят под угрозу своевременность выполнения государственного оборонного заказа.
Ключевые слова: государственный оборонный заказ, режим отдельного счета, банковское сопровождение, государственный контракт, уполномоченный банк.
Оборонный потенциал Российской Федерации в современных реалиях - в условиях противостояния интересов западных стран интересам России, роста международного терроризма - определяет уровень национальной безопасности. В связи с этим государство для поддержания высокого уровня обороноспособности должно заботиться об обеспечении своих вооруженных сил со-
временными инновационными средствами защиты, запасами стратегического сырья, высокоточным вооружением и военной техникой, позволяющими решать сложнейшие геополитические и военные задачи в современных нестабильных условиях.
В России проводится комплекс мероприятий, которые обеспечивают вооруженные силы материальными средствами, необ-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
ходимыми для решения стоящих перед ними задач. Основу этого комплекса мероприятий составляет государственный оборонный заказ (ГОЗ).
В связи с изме- -
нением места и роли в экономике страны оборонно-промышленного комплекса существенно изменились и трансформировались методы государственного регулирования и управления в оборонных отраслях про-мышленности.1 В 2012 году был принят Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 года № 275-ФЗ. Однако значительные финансовые вливания в обороноспособность страны привели к возникновению проблемы правильности расходования бюджетных средств, направляемых на обеспечение государственного оборонного заказа.
В связи с многочисленными нарушениями и злоупотреблениями в сфере финансирования и обеспечения государственного оборонного заказа, а также в целях обеспечения прозрачности финансовых потоков по всем уровням исполнителей в июне 2015 года указанный Закон претерпел изменения и был дополнен Федеральным законом №159-ФЗ.
Вступление в силу Федерального закона №159-ФЗ внесло значительные коррективы в механизм взаимоотношений государственного заказчика, головного исполнителя и исполнителей государственного оборонного заказа всех уровней. 2
Сотни предприятий -
и организаций, научно-исследовательские институты, ведущие концерны оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации в настоящее время испытывают определенные трудности с реализацией указанного Закона по целому ряду причин.3
Одной из проблем реализации Закона является уровень детализации при раскрытии кооперации.
В связи с изменением места и роли в экономике страны оборонно-промышленного комплекса существенно изменились и трансформировались методы государственного регулирования и управления в оборонных отраслях промышленности.
Значительные финансовые вливания в обороноспособность страны привели к возникновению проблемы правильности расходования бюджетных средств, направляемых на обеспечение государственного оборонного заказа.
Головной исполнитель, согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ, обязан вести реестр кооперации по каждому государственному контракту отдельно.
— Принципиально данное нововведение крайне нужно и полезно, так как позволяет отслеживать всех исполнителей, задействованных в реализации государственного контракта, выявлять «фирмы- однодневки» ничего не производящих посредников, тем самым оптимизируя затраты, повышая ответственность исполнителей, снижая риски срывов и нарушений режима секретности. Однако практическое выполнение данного требования вызывает ряд вопросов и проблем.4
В настоящее время неясен механизм формирования кооперации, а конкретно - критерии определения нижнего звена. По действующему законодательству предприятия обязаны раскрывать всю цепочку кооперации вплоть до последнего гвоздя и даже руды для его производства.
И к тому же производственная цепочка высокотехнологичного изделия может быть очень длинной и разветвленной, исчисляться сотнями элементов, в том числе крайне малозначительных, например, поставка трех конденсаторов. Понятно, что должна быть установлена разумная глубина детализации, которая может определяться, например, долей от общей цены контракта.
Следующая проблема: необходимость открытия предприятиями огромного количества счетов и отсутствие необходимой банковской инфраструктуры в стране.
Многие предприятия, например, электротехнической отрасли, находящиеся на последних уровнях кооперации (производящие диоды, трансформаторы, резисторы, реле, конденсаторы и прочее) являются производителями серийными и осуществляют по-
дискуссия
журнал научных публикаций
ставки компонентной базы сразу большому количеству потребителей и иногда поштучно. Значительная доля этих предприятий поставляет от 30 до 98% продукции в рамках государственного обо- -
ронного заказа с приемкой государственным заказчиком. Абсолютное большинство потребителей закупают продукцию в рамках нескольких государственных контрактов. Для нивелирования сложностей, которые могут в связи с этим возникнуть, в п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона № 275-ФЗ указывается на необходимость осуществления всех расчетов по каждому отдельному государственному контракту на отдельный счет, открытый в одном из уполномоченных банков, выбранных головным исполнителем.
И если данное требование допустимо для головных предприятий, выпускающих самолеты, вертолеты, бронетехнику и выполняющих 2-3 государственных заказа в год, то предприятиям, находящимся на нижних уровнях кооперации, согласно действующему законодательству, требуется открыть одновременно более 1000-1500 отдельных счетов. Открытие и обслуживание такого количества счетов в рамках сложившегося штата предприятия не представляется возможным,
Должна быть установлена разумная глубина детализации, которая может определяться, например, долей от общей цены контракта.
так как повлечет огромный документооборот и, соответственно, дополнительные трудозатраты, приводящие к увеличению накладных расходов и цены на изделия. Между тем, завышение цены на продукцию по ГОЗ прямо запрещено ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ.
В настоящее время утвержден перечень из девяти уполномоченных банков: ОАО «АБ "РОССИЯ"», Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк», АКБ «Российский капитал» (ПАО), АО АКБ «НОВИКОМБАНК», ОАО «Банк Москвы», АО «Россельхозбанк» и Государственная кор -порация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»5. Во многих российских городах, особенно малых и средних, территориально присутствуют один-два уполномоченных банка - как правило, филиал или отделение ПАО «Сбербанк России», и, возможно, еще какой-либо банк (не обязательно входящий в перечень уполномоченных банков). Между тем, в настоящее время на предприятия ОПК поступают заявки на резервирование и открытие отдельных счетов из всего перечня уполномоченных банков, ближайшие филиалы и отделения которых находятся в столицах субъектов России. Зача-
дискуссия
журнал научных публикаций
стую расстояние до этих городов составляет от 160 до 300 км. Резервирование и открытие счетов в данных банках также влечет дополнительные издержки.
Особняком стоит вопрос об использовании оставшихся на отдельных счетах после приобретения материалов, уплаты налогов и заработной платы средств, особенно в том случае, если на эти цели были потрачены средства с текущего счета в связи с приобретением оптовых партий сырья и материалов. В данном случае возникает такая ситуация, при которой номинально у предприятия на отдельных счетах аккумулированы значительные денежные средства, а фактически эти средства «заморожены» до исполнения всего госконтракта (а это может быть и 2020, и 2025 год). Соответственно, возникает угроза значительного ухудшения финансового состояния предприятия и, как следствие, снижения инвестиционной активности6 как на уровне конкретного предприятия, так и на уровне региона, а также возникновения социальной напряженности в коллективе. 7
Правоприменительная практика по новым правилам размещения государственного оборонного заказа только начинается накапливаться. Еще не выявлены проблемы и последствия, которые могут быть связаны с проведением проверок контролирующим органом.
Таким образом, для успешного исполнения Закона необходимы утвержденные методики, инструкции, принятие нормативных правовых актов Правительства РФ, Центробанка РФ, Минобороны РФ, которые на данный момент отсутствуют.
По нашему мнению, исполнение положений Закона возможно на высоком уровне
кооперации исполнителей при поставке готовых изделий для сборочного уровня исполнения ГОЗ, но не на уровне изготовления самих комплектующих, требующих огромного ассортимента материалов в небольших количествах для их производства. (¡J
Литература
1. Слепенкова Л.В. Административно-правовое регулирование государственного оборонного заказа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 25 с.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ.
3. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ.
4. Кузнецов К.В. Практика размещения государственного оборонного заказ. Первые шаги по новым правилам [Электронный ресурс]. URL: http:// kkuznetsov.ru/275-fz-goz-article.pdf (дата обращения: 14.04.2016).
5. Перечень банков, соответствующих критериям статьи 8.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», по состоянию на 01.03.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/credit/ (дата обращения: 14.04.2016).
6. Жидяева Т.П. Инвестиционная привлекательность объектов социальной инфраструктуры региона // Научный альманах. Тамбов. 2015. № 10-1 (12). С. 151-153.
7. Дубровина О.А. Организация социальной поддержки населения Чувашской Республики в 2014 году // Научный альманах. Тамбов. 2015. № 10-1 (12). С. 134-137.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LEGISLATION'S REALIZATION IN THE SPHERE OF STATE DEFENSE ORDER
A.Y. Drozdov, Candidate of Economics, Docent, The department of humanitarian and economic disciplines, E.V. Yagin, Candidate of Economics, Docent, The department of higher mathematics and information technologies, Alatyr branch of Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Alatyr, Russia, [email protected], [email protected]
Some dramatic changes have occurred in the sphere of deployment and realization of the state defense order (SDO). On September 1, 2015, the changes in federal law "About state defense order" #275-
03 came into effect. The new edition is aimed at legislative conditions' creation for reliability and transparency's growth of mutual settlements during realization of state defense order, bank system abilities' use for control over budget money. Despite the fact that the law is acting for more than half a year, the mechanisms of its realization are not clear. Besides, even today there are serious problems for enterprises during practical application of this law's statutes. In the article the authors expose some of them; these problems connected with lack of clearness for SDO executors' cooperation scheme, necessity for a lot of accounts' establishment and absence of multidivisional bank network around Russia and most part of corresponding banks. The enterprises have faced some complications with rest money's use on some accounts after buying materials, paying of taxes and wages; this money is ''frozen " on some accounts to the moment of realization and finishing of the whole state contract by main executor. These problems slow down development of defense industry complex enterprises and threaten timeliness of the state defense order's realization.
Key words: State defense order, the regime of separate accounts, Bank
References
1. Slepenkova L.V. Administrativno-pravovoe regu-lirovanie gosudarstvennogo oboronnogo zakaza: av-toref. dis. ... kand. iurid. nauk [Administrative-legal regulation of the state defense order. Abstract of candidate of legal sci. diss.]. Moscow, 2010. 25 p.
2. Federal law "On amendments to the Federal law "About state defence order" and certain legislative acts of the Russian Federation from June 29, 2015 № 159-FZ (in Russian).
3. The Federal law "About state defence order" dated December 29, 2012 No. 275-FZ (in Russian).
4. Kuznetsov K.V. Praktika razmeshcheniia gosudarstvennogo oboronnogo zakaz. Pervye shagi po novym pravilam [The practice of placing the state defense order. The first steps under the new rules]. Availble at: http://kkuznetsov.ru/275-fz-goz-article. pdf (accessed 14.04.2016).
5. Perechen' bankov, sootvetstvuiushchikh kriteri-iam stat'i 8.1 Federal'nogo zakona ot 29 dekabria
2012 goda № 275-FZ «O gosudarstvennom obo-ronnom zakaze», po sostoianiiu na 01.03.2016 g. [The list of banks that meet the criteria of article 8.1 of the Federal law of 29 December 2012 № 275-FZ "On state defense order", as G. 01.03.2016]. Available at: http:// www.cbr.ru/credit/ (accessed 14.04.2016).
6. Zhidiaeva T.P. Investitsionnaia privlekatel'nost' ob"ektov sotsial'noi infrastruktury regiona [Investment attractiveness of social infrastructure of the region]. Nauchnyi al'manakh. Tambov -Scientific almanac. Tambov, 2015, no. 10-1 (12), pp. 151-153.
7. Dubrovina O.A. Organizatsiia sotsial'noi pod-derzhki naseleniia Chuvashskoi Respubliki v 2014 godu [Organization of social support of the population of the Chuvash Republic in 2014]. Nauchnyi al'manakh. Tambov - Scientific almanac. Tambov, 2015, no. 10-1 (12), pp. 134-137.