УДК 330.131.7: 338.28
Банковское сопровождение контрактов в сфере государственного заказа
Канд. экон. наук Казанский А.В. Alexander.kazansky97@gmail.com Санкт-Петербургский государственный университет 191123, Cанкт-Петербург, ул.Чайковского, д. 62
В статье дан анализ теоретических основ банковского сопровождения контрактов в сфере госзакупок. Автор подробно останавливается на законодательных основах банковского сопровождения, принципах контрактной системы государственных закупок. Статья дает четкую классификацию банковского простого и расширенного сопровождения с точки зрения мониторинга расчетов, подготовки отчетов заказчику, проверку обоснованности операций по счету и контроля за реализацией этапов государственного контракта. Автор также характеризует различные формы банковского сопровождения государственного заказа с точки зрения количественных параметров. Особое внимание уделяется принципам контроля за действиями исполнителя контракта, включая контроль за соблюдением требований к обоснованию закупок при формировании планов, нормированием в сфере закупок, обоснованностью цены контракта, применением мер ответственности, соответствием поставленного товара спецификациям, достоверностью документарного отображения, соответствием целям осуществления закупок. Значительная часть статьи посвящена банковскому сопровождению государственного оборонного заказа, в том числе - обязанностям уполномоченного банка в отношении заключения договора, передачи в единую информационную систему информации об изменения, мониторингу расчетов по контракту, контролю распоряжений, отказу в принятии к исполнению распоряжений, соблюдению установленного режима пользования отдельным счетом
Ключевые слова: контрактная система, расширенное банковское сопровождение, простое банковское сопровождение, уполномоченные банки, принципы контрактной системы государственных закупок, система контроля, государственный оборонный заказ, цели осуществления государственных закупок.
doi: 10.17586/2310-1172-2016-9-1-20-26
Bank support of contracts in the field of state order
Ph.D. Kazansky A.V. Alexander.kazansky97@gmail.com St. Petersburg State University 191123, Russia, St.-Petersburg, Chaykovskogo street, 62
The article analyzes the theoretical foundations of banking support contracts in public procurement. The author dwells on the legal basis of bank support, the principles of public procurement contract. The article gives a clear classification of banking simple and expanded support in terms of monitoring payments, reporting to the customer, checking the validity of account transactions and monitor the implementation of the steps of the state contract. The author also describes the various forms of bank involvement in the state order in terms of quantitative parameters. Particular attention is paid to the principles of control over the actions of the Executive of the contract, including the monitoring of compliance to the justification in the formation of procurement plans, the valuation of procurement, the validity of the contract price, the application of measures of responsibility, compliance with the specifications of the goods delivered, the documentary authenticity display consistent with the objectives of procurement. A significant part of the article is devoted to the banking support of the state defense order, including -the duties of an authorized bank in relation to the contract, the transfer in a single information system information changes, monitoring of payments under the contract, control orders, refuse to accept for execution of the order, the observance of the established regime of Use individual account
Keywords: contract system, extended bank support, simple banking support, authorized banks, the principles of state procurement contract, the monitoring system, the state defense order, the implementation of state procurement.
Участие государства в современной жизни экономической России является тенденцией второго десятилетия 21 века. Концентрация государственного участия в коммерческих банках достигает 80 % от общей капитализации банковского системы РФ1, рост
активов и кредитного портфеля кредитных организаций становится одним из условий их до капитализации через механизм ОФЗ, а внедрение института уполномоченных представителей ЦБ в банках рассматривается их контрагентами как некоторая гарантия существования банка
1http://www.banki.ru/banks/ratings/
2
в среднесрочной перспективе . С этой точки зрения привлечение государством коммерческих банков в качестве участников системы государственных закупок также может рассмат-риваться как один из способов укрепления стабильности банковской системы. Быстрый рост показателя соотношения банковских активов РФ к ВВП в первом десятилетии 21 века был стимулирован, в частности участием кредитных организаций в кредитовании государственных закупов и компаний с государственным участием.3
Государственные закупки представляют собой форму размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений. Контрактная системе в сфере государственных закупок основывается на положениях Конституции, Гражданского кодекса Российской и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Федеральный Закон 44-ФЗ является основополагающим в сфере государственных закупок4. Государственные закупки представляют собой форму размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений.
Основополагающими принципами контрактной системы государственных закупок являются:
• Принципы открытости и прозрачности;
• Принцип обеспечения конкуренции;
• Принцип профессионализма заказчика;
• Принцип стимулирования инноваций;
• Принцип единства контрактной системы в сфере закупок;
• Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Вышеуказанные принципы позволяют обеспечить максимальную эффективность процесса государственных закупок, а также обеспечивают полный и справедливый доступ для всех участников закупки.
В соответствии со ст. 13 закона 44-ФЗ, определяются следующие цели осуществления государственных закупок:
1) реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами России
2) исполнения международных обязательств России, а также реализации межгосударственных целевых программ
3) выполнение функций и полномочий государственных органов России
http ://www. cbr. ru/press/pr.aspx?file=130912_201104perechen. h tm
3 А.М. Тавасиев, Т.Ю. Мазурина, В.П. Бычков. Банковское кредитование//Учебник, Москва, ИНФРА-М, 2012, с.25
4 Федеральный Закон Ш4-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Государственные закупки в России должны осуществляться только в том случае, если их цель попадает в одну из вышеперечисленных групп. В соответствии с законом 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» организация закупок осуществляется следующим образом: планирование, осуществление закупок, мониторинг и аудит. Изначально происходит процесс планирования закупок. На данном этапе осуществляется анализ потребностей в закупках, план закупок, анализ рынка, нормирование закупок, а также возможны требования по общественному обсуждению. На этапе осуществления государственных закупок важно отметить, что существуют различные способы размещения заказа: открытый и закрытый конкурс, открытый аукцион, в том числе в электронной форме, запрос котировок, закупка на товарных биржах, а также конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Также важным условиям реализации государственных закупок является их конкурентный процесс. Под конкурсом в законе понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта. На следующем этапе - мониторинг и аудит в сфере закупок - оценивается эффективность функционирования системы. Мониторинг закупок осуществляется в целях: оценки степени достижения целей осуществления закупок, оценки обоснованности закупок, а также совершенствования законодательства РФ в сфере закупок. Важно отметить, что мониторинг осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации. При успешном выполнении государственных закупок, контроль является завершающим этапом процесса. Контроль осуществляется Федеральной антимонопольной службой РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципального района, Казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами, а также органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля. Здесь уместно будет упомянуть у том, что в периоды экономического кризиса первого десятилетия 21 века государственный контроль за торговыми операциями способствовал стабилизации торгового баланса стран Азии и Латинской Америки и сохранению положительной динамики объемов торгового финансирования, предоставляемого кредитными организациями участникам ВЭД5.
Auboin M, Engemann M. Trade Finance in the Period of Crisis: What Have We Learned in Recent Years// Вестник Санкт-Петербургского Университета, серия Экономика, серия 5, 2014, выпуск 3, стр. 5-27
Впоследствии этот опыт был использован рядом государств Евразийского союза для стимулирования экспортно-импортных операций и их кредитования коммерческими банками6 Согласно закону № 44 -ФЗ все полномочия по контролю разграничены между данными органами.
Целями проведения контроля являются:
• соблюдение требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок;
• нормирования в сфере закупок при их планировании;
• обоснованность цены контракта;
• применения заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контракта;
• соответствия поставленного товара, работы, услуги условиям контракта;
• достоверность документарного отражения;
• соответствие целям осуществления закупки.
Контроль позволяет оценить законность,
результативность и экономность расходования бюджетных средств. Таким образом, совокупность вышеперечисленных этапов осуществления
контрактной системы государственных закупок представляет собой процесс планирования, осуществления и контроля над исполнением закупок.
Рассмотрим подробнее изменения, которые произошли в законе о контрактной системе 44-ФЗ в июне 2014 г.7 Введение закона № 140-ФЗ внесло существенные поправки в закон касательно проектно-сметного метода, малого бизнеса, количества поставщиков и других аспектов. На сегодняшний день заказчик может устанавливать начальную (максимальную) цену контракта. Данная цена определяется с помощью проектно-сметного метода. Нововведения коснулись и малого бизнеса. Теперь у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций заказчики обязаны закупать не менее 15 % от общего годового объема государственных контрактов.
Следует отметить, что 5 июня 2015 г. Правительство РФ приняло блок постановлений по вопросу планирования и обоснования закупок.8 Постановления регламентируют планирование и обоснование закупок товаров, работ, услуг в рамках
Удовенко С.П. Проблемные вопросы оценки применения
мер торговой политики в Евразийском экономическом союзе и подходы к их решению (Россия, Санкт-Петербург)// Проблемы Современной Экономики, N 1 (53), 2015, стр. 39-42
'Федеральный закон РФ№ 140-ФЗ от 04.06.14 «О внесении изменений в Федеральный Закон 2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» постановления Правительства РФ №552от 05.06.2015 «Об утверждении правил формирования, утверждения и введения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок, работ, услуг»..
Закона № 44-ФЗ. Они касаются изменений по планам закупок, планам-графикам, а также обоснованию закупок. Новые постановления вступает в силу с 1 января 2016 г.
Таким образом, введение нового закона 44-ФЗ позволяет осуществлять государственные закупки более эффективно, открыто и прозрачно. Закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» постоянно совершенствуется Правительством с помощью принятия необходимых поправок и изменений. Для того, чтобы лучше рассмотреть процесс банковского сопровождения государственных закупок рассмотрим способы их размещения. Предложения для поставщиков размещаются различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика. Также существуют различные тендеры, такие как одноэтапные и двухэтапные. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к государственным закупкам остаются неизменными. Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения. Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются окончательные требования к поставкам.
Роль банков в данном случае состоит в том, чтобы заключить договоры о банковском сопровождении, открыть им отдельные счета. В функцию банков входит осуществлять мониторинг и контроль расчетов, а также отвечать на запросы государственного заказчика. Целью договоров с банками является обеспечение открытости финансовых потоков, проводимых при закупках. Доступ заказчиков к данной информации повышает уровень конкуренции. Как следствие, повышается прозрачность проведения государственных заказов, и уровень коррупции снижается. Другим положительным фактором повышения информационной открытости является экономия бюджетных средств. Основополагающим законодательным актом для банковского сопровождения является ст. 35 закона 44-ФЗ. Согласно данной статье Правительство РФ устанавливает особый порядок осуществления банковского сопровождения государственных заказов.
Правительство РФ обозначает конкретные требования к банкам и порядку их отбора, а также условия договоров и требования к содержанию банковских отчетов. Правительственные органы определяют случаи осуществления банковского сопровождения государственных заказов. Осуществление расчетов в ходе исполнения заказа, который сопровождается банком, отражается на счетах, открытых в указанном банке. Другим важным документом является Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» Согласно данному постановлению банковское сопровождение обязано
проводиться при заключении контрактов на сумму более 10 миллиардов рублей и на срок от трех лет.
Однако заказчикам рекомендовано установить требование о наличии простого банковского сопровождения при осуществлении закупки для региональных и муниципальных нужд. При этом оно обязательно должно быть оговорено в документации. Это необходимо для того, чтобы у банков был дополнительный инструмент, позволяющий снизить кредитные ставки или суммы оплаты по выдаваемым банковским гарантиям. Для заказчика выгода состоит в том, что он будет обладать больше информацией для принятия предупредительных мер в ходе исполнения государственной закупки.
Согласно п. 4 Постановления № 963, заказчикам рекомендовано включать в контракт банковское сопровождение в следующих случаях:
1. Если максимальная цена такого контракта составляет не менее 1 млрд. руб (для субъекта Российской Федерации).
2. Если максимальная цена такого контракта составляет не менее 200 млн. руб (для муниципального образования).
3. Если максимальная цена такого контракта составляет не менее 5 млрд. руб рекомендовано расширенное банковское сопровождение.
Таким образом, стоит отметить, что в законе предусмотрены два вида банковского сопровождения:
1. Простое банковское сопровождение
2. Расширенное банковское сопровождение
Простое банковское сопровождение
представляет собой проведение банком мониторинга расчетов в рамках исполнения сопровождаемого контракта. Эта услуга предоставляется банками без взимания дополнительной платы в виде процента от суммы контракта. Суть расширенного банковского сопровождения объясняется в «Правилах осуществления банковского сопровождения контрактов» от 20 сентября 2014 года. Расширенное банковское сопровождение представляет собой не только проведение банком мониторинга расчетов, но и возможное оказание банком дополнительных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ и услуг условиям сопровождаемого контракта. В случае расширенного банковского сопровождения банк имеет право проверить документы, подтверждающие основание платежа на соответствие содержанию контракта. При согласовании с заказчиком банк имеет право отказать в осуществлении платежа по платежным документам. Также банк обязан либо проверить общую стоимость работ (не менее 75 %), либо привлечь оказание агентских услуг для осуществления контроля и надзора. В соответствии с частью 6 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения сопровождаемого контракта.
Расширенное банковское сопровождение осуществляется за плату, размер которой не может превышать при цене контракта:
• от 5 до 10 млрд. руб. - 1,09 % цены контракта;
• от 10 до 15 млрд. руб. - 1,05 % цены контракта;
• от 15 млрд. руб. - 1 % цены контракта.
Однако здесь следует отметить, что в качестве
обеспечения исполнения контракта государственный заказ чаще всего сопровождается банковскими гарантиями, что составляет в среднем от 2,5 до 5 %.9 Ставка по каждому клиенту и контракту определяется индивидуально, так как условия зависят от размера обеспечения контракта и финансовой отчетности исполнителя. В большинстве случаев, для предварительного решения о выдаче банковской гарантии необходимо предоставить бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Важно отметить, что в рамках правил существует особый порядок отбора банков, требования к ним и условия договора о банковском сопровождении. Так, например, банковское сопровождение контракта осуществляется банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.10 По состоянию на 01.11.2015 в данный перечень включены 335 банков. Исключения составляют контракты на государственный оборонный заказ, а также контракты, представляющие государственную тайну. В соответствии с пунктом 3 Правил банки должны ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять заказчику отчет по отдельному счету исполнителя заказа о проведении операций. Отчет может предоставляться в форме выписки о движении денежных средств, оборотно-сальдовой ведомости по счету, а также сведениях о текущих остатках на отдельном счете на последнее число отчетного месяца. По расширенному сопровождаемому контракту отчет предоставляется заказчику не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Итак, банковское сопровождение госу-дарственных закупок в необходимо для обеспечения банком мониторинга расчетов, открытия счета, заключения договора с подрядчиком и контроля над его исполнением, в случае расширенного сопровождения.
Таким образом, согласно ст. 35 закона 44-ФЗ банковское сопровождение позволит заказчику обеспечить более эффективный контроль над исполнением обязательств по контракту, а также будет
http://www.tenderguru.ru/bankovskaja_garantia.php, Национальный тендерный портал
10 Правила осуществления банковского сопровождения контрактов (Приложение к Постановлению Правительства № 963 от 20.09.2014 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов»), Статья 10.
способствовать снижению ставок по предоставляемым кредитам и банковским гарантиям, созданию правовых оснований для аутсорсинга отдельных полномочий заказчика в ходе исполнения контракта. Государственный оборонный заказ составляет значительную долю в государственных закупках Российской Федерации. Заключение и исполнение контракта, а также его банковское сопровождение отличается от обычного процесса государственных закупок. Для урегулирования взаимоотношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа был издан Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»11. Государственный оборонный заказ представляет собой договор на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности России. Банковское сопровождение данной сделки обеспечивает:
• мониторинг расчетов
передачу данных заказчику о расчетах по государственному оборонному заказу
• предоставление информации касающихся операций по отдельному счету
Размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.12
Цели обеспечения банковского сопровождения были введены благодаря принятию нового закона № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015. Принятие данного закона позволит улучшить механизм контроля целевого использования средств. Закон вступил в силу с 01.07.2015.
Основные изменения, внесенные в Федеральный закон, касаются понятийного аппарата, дополнения закона статьями о применении идентификатора государственного контракта и определении основных прав и обязанностей государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя, уполномоченного банка, а также режима работы отдельного счета.
Здесь стоит отметить понятие отдельного счета. Данный счет представляет собой счет, открытый головному исполнителю и исполнителю в упол-
11 Федеральный закон РФ N 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе»
12 Федеральный закон РФN 396-ФЗ от 28.12.2013 N 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации»
13 Федеральный закон РФ N 159 ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
номоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта.
Закон был также дополнен статьей о банках, которые могут сопровождать государственный заказ.
Важными субъектами банковского
сопровождения являются головной исполнитель и исполнитель. Головным исполнителем является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт в целях осуществления поставок продукции по государственному оборонному заказу. Исполнителем является лицо, которое участвует в поставках продукции по государственному оборонному заказу. Данный субъект входит в кооперацию головного исполнителя и заключает с ним контракт.
Рассмотрим основные этапы банковского сопровождения государственного оборонного заказа:
1) Головной исполнитель выбирает уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении.
2) Происходит уведомление других исполнителей о необходимости заключения договора о банковском сопровождении, а также открытие отдельного счета в уполномоченном банке для каждого контракта.
3) Включение идентификатора государственного контракта (уникальный номер) в контракты, заключаемые с исполнителями.
4) Ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.
5) Обеспечение исполнения обязанностей по предоставлению информации, которая необходима для осуществления контроля платежных поручений.
6) Предоставление в уполномоченный банк заявления о закрытии отдельного счета, после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка.
Таблица 1
Перечень банков, соответствующих критериям статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ
«О Государственном оборонном заказе»
п/п Наименование банка Рег. № Примечание
1 ОАО «АБ «РОССИЯ» 328 Распоряжение Правительства РФ № 1702-р от 01.09.2015
2 Банк ГПБ (АО) 354
3 Банк ВТБ (ПАО) 1000
4 ПАО Сбербанк 1481
5 АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) 2312 Распоряжение Правительства РФ № 1702-р от 01.09.2015
6 АО АКБ НОВИКОМБАНК 2546 Распоряжение Правительства РФ № 1702-р от 01.09.2015
7 ОАО «Банк Москвы» 2748
8 АО «Россельхозбанк» 3349
9 Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Действует на основании ФЗ № 82-ФЗ «О банке развития» Распоряжение Правительства РФ № 1702-р от 01.09.2015
Источник: Федеральный закон РФ N275 от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе»
Исполнитель также следует вышеперечисленным этапам. Различие между головным исполнителем и исполнителем заключается в том, что головной исполнитель включает идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями, а также предоставляет информацию о каждом привлеченном исполнителе по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга или уполномоченного банка, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Таким образом, выстраивается логически-выстроенная иерархия исполнения государственного оборонного заказа. Рассмотрим права и обязанности уполномоченного банка. Уполномоченный банк имеет право запрашивать у исполнителей документы и сведения, необходимые для осуществления банковского сопровождения. Также банк имеет право получать от федерального органа в области обороны доступ к информации о государственных контрактах, банковское сопровождение которых он осуществляет. Важно отметить, что банк имеет право приостановить операции по отдельному счету.
В обязанности уполномоченного банка входит: заключение договора о банковском сопровождении и открытие отдельных счетов;
• передача в единую информационную систему государственных оборонных заказов информации об изменениях, происходящих с отдельным счетом;
• мониторинг расчетов по контракту;
• контроль распоряжений;
• отказ в принятии к исполнению распоряжений, операции по которым недопустимы;
соблюдение установленного режима использования отдельного счета и осуществление контроля над его соблюдением.
Следует отметить, что все транзакции совершаются в пределах одного банка. Более того, в соответствии с принятыми изменениями банковское сопровождение совершается уполномоченным банком безвозмездно. Отсутствие комиссии, возникающей при переводах средств из одного банка в другой, позволит снизить издержки, а также снизит возможность сговора между коммерческими банками и субъектами государственного оборонного заказа.
В завершении, рассмотрим преимущества банковского сопровождения:
1. Контроль уполномоченных банков обеспечивает целевое использования денежных средств.
2. Банковское сопровождение практически полностью гарантирует исполнения контрактов государственного оборонного заказа.
3. Благодаря формированию отчетности о расходовании средств по отдельным счетам исполнителей, происходит контроль расходования средств на всех уровнях кооперации.
Таким образом, банковское сопровождение действительно призвано повысить прозрачность финансирования оборонных заказов, снизить издержки и коррупционную составляющую. Естественно, банковское сопровождение контрактов не свободно от существующих проблем, главными из которых являются:
1. Необходимость создания отдельного банковского подразделения, целиком сосредоточенного на расширенном сопровождении контрактов;
2. Слабая информированность самих государственных органов относительно той информации, которая должна поступать от уполномоченных банков в ходе реализации сопровождения.
Тем не менее, банковское сопровождение госзаказа - очевидный шаг вперед на пути к совершенствованию процедуры контроля за государственными расходами в сочетании с эффективностью реализации государственного заказа. Решение указанных проблем на этом пути - лишь вопрос времени, являющийся приоритетным, в том числе, для мегарегулятора финансовой системы РФ - Центрального банка Российской Федерации.
Список литературы
1. Федеральный Закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Федеральный закон РФ № 140-ФЗ от 04.06.14 «О внесении изменений в Федеральный Закон 2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Федеральный закон РФ N 159 ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон РФ N 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе».
5. Федеральный закон РФ N 396-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации».
6. Постановления Правительства РФ №552 от 05.06.2015 «Об утверждении правил формирования, утверждения и введения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок, работ, услуг».
7. Правила осуществления банковского сопровождения контрактов (Приложение к Постановлению Правительства № 963 от 20.09.2014 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов»).
8. Сергей Коняев Государственный заказ: участвуем и побеждаем // М., Рид Групп, 2011.
9. Деньги, кредит, банка (под ред.Иванова, В.В., Соколова Б.И.)//Учебник, Москва, Юрайт, 2015
10. Тавасиев С.П., Мазурина Т.Ю., Бычков В.П. Банковское кредитование//Учебник, Москва, ИНФРА-М, 2012.
11. Удовенко С.П. Проблемные вопросы оценки применения мер торговой политики в Евразийском экономическом союзе и подходы к их решению (Россия, Санкт-Петербург)// Проблемы Современной Экономики, N 1 (53), 2015, стр. 39-42.
12. http: //www .tenderguru.ru/bankovskaj a_garant ia.php, Национальный тендерный портал.
13. Auboin M, Engemann M. Trade Finance in the Period of Crisis: What Have We Learned in Recent
Years// Вестник Санкт-ПетербургскогоУниверситета, серия Экономика, серия 5, 2014, № 3.
References
1. The federal law N 44-FZ from 4/5/2013 "About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs".
2. The federal law of the Russian Federation №. 140-FZ of 04.06.14 "About modification of the Federal Law of 2013 "About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs".
3. The federal law of the Russian Federation of № 159 Federal Laws from 6/29/2015 "About modification of the Federal law "About the state defensive order" and separate acts of the Russian Federation".
4. The federal law of the Russian Federation № 275 -FZ from 12/29/2012 "About the state defensive order".
5. The federal law of the Russian Federation № 3 96-FZ from 12/28/2013 "About modification of separate acts of the Russian Federation".
6. Resolutions of the Government of the Russian Federation № 552 from 6/5/2015 "About the approval of rules of formation, the statement and introduction of the plan of purchases of goods, works, services for ensuring federal needs, and also requirements to a form of the plan o f purchase s , works, services".
7. Rules of implementation of bank support of contracts (The annex to the Government resolution № 963 from 9/20/2014 "About implementation of bank support of contracts").
8. Sergey Konyaev State order: we participate and win // M., Read of Groups, 2011.
9. Money, the credit, bank (under the editorship of Ivanov, V.V., Sokolov B. I.) // Textbook, Moscow, Yurayt, 2015
10. Tavasiyev S.P., Mazurina T.Yu., V.P's Bull-calves. Bank crediting // Textbook, Moscow, INFRA-M, 2012.
11. Udovenko S. P. Problematic issues of an assessment of application of measures of a trade policy in the Euroasian economic union and approaches to their decision (Russia, St. Petersburg)// Problems of Modern Economy, № 1 (53), 2015, p. 39-42.
12. http: // www.tenderguru.ru/bankovskaja_ garantia.php, National tender portal.
13. Auboin M, Engemann M. Trade Finance in the Period of Crisis: What Have We Learned in Recent Years // Messenger Sankt-Peterburgskogo universiteta, Economy series, series 5, 2014, № 3.
Статья поступила в редакцию 25.01.2016 г.