Научная статья на тему 'О банковском сопровождении контрактов на поставку товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд'

О банковском сопровождении контрактов на поставку товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК / CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT / БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНТРАКТОВ / BANKING SUPPORT CONTRACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белов Александр Константинович

В статье исследуются нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения банковского сопровождения контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About banking support of contracts for the supply of goods for state and municipal needs

The article is devoted to the study of norms of the Federal law dated April 5, 2013 № 44-FL, sub-legal acts, regulating the relations of banking support contracts.

Текст научной работы на тему «О банковском сопровождении контрактов на поставку товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

6 См.: Коробкин А.В. Формирование механизма возмещения вреда, причиненного преступлениями несовершеннолетних, в рамках восстановительного правосудия // Российский судья. 2014. № 8. С. 28-30.

7 См.: Хасанов Ф.З. Рассмотрение гражданского иска о возмещении вреда, причиненного в результате экологических преступлений // Российская юстиция. 2014. № 1. С. 21-24.

8 Малеина М.Н. Договор публичного конкурса (без обязательства заключить с победителем новый договор): понятие, стороны, содержание // Юрист. 2013. № 5. С. 11.

9 См.: Определение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2012 г. № 32-АПГ12-3. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

А.К. Белов

О БАНКОВСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ КОНТРАКТОВ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В статье исследуются нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения банковского сопровождения контрактов.

Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок, банковское сопровождение контрактов.

A.K. Belov

ABOUT BANKING SUPPORT OF CONTRACTS FOR

THE SUPPLY OF GOODS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

The article is devoted to the study of norms of the Federal law dated April 5, 2013 № 44-FL, sub-legal acts, regulating the relations of banking support contracts.

Keywords: contract system in the procurement, banking support contracts.

Одним из нововведений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ1 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44, Закон о контрактной системе) являются нормы о банковском сопровождении контрактов, формально определенные ст. 35. В отличие от большинства статей Закона о контрактной системе для положений о банковском сопровождении контрактов ч. 1.2 ст. 114 ФЗ № 44 предусмотрен иной порядок вступления в силу — статья вступила в силу с 1 июля 2014 г. (необходимо отметить, что вступление в силу ст. 35 ФЗ № 44 переносилось — первоначально установленный срок 1 января 2014 г. был перенесен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № З96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 на 1 июля 2014 г.). В чем причина? Обратимся к истории.

21 мая 2013 г. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев дал поручение3 федеральным органам исполнительной власти обеспечить выполнение «Плана мероприятий по реализации Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни-

© Белов Александр Константинович, 2015

Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); е-1гшП: [email protected]

ципальных нужд"»4 в установленные сроки. Срок принятия Правительством РФ Постановления во исполнение ст. 35 Федерального закона № 44 в соответствии с планом мероприятий по реализации Закона о контрактной системе определен октябрем 2013 .

Фактически Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» (вместе с «Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов»)5, регулирующее общественные отношения в сфере установления порядка осуществления банковского сопровождения контрактов, включающего в себя в т.ч. требования к банкам, порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов, принято 20 сентября 2014 г. за номером 963 и вступило в силу 4 октября 2014 г.

Попытаемся найти ответ на ключевой вопрос: что представляет собой правовой институт «банковское сопровождение контракта»? Так, ст. 35 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ однозначного вывода сделать не позволяет. Частью 1 указанной статьи установление порядка осуществления банковского сопровождения контрактов делегировано Правительству РФ. Часть 2 ст. 35 ФЗ № 44 закрепляет за Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также местной администрацией полномочия на определение случаев осуществления банковского сопровождения контрактов. Диспозицией ч. 3 исследуемой статьи Закона о контрактной системе установлена обязанность проведения расчетных операций в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, на счетах, открытых в указанном банке.

В то же время вопреки нормам ч. 1 и 2 ст. 35 Федерального закона от 5 апреля с 2013 г. № 44-ФЗ, наделяющего Правительство РФ компетенцией исключительно и на установление порядка осуществления банковского сопровождения контрактов а

Т5

и определение случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, о

в

предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание §

й

услуг для обеспечения федеральных нужд, Правительство РФ «Правилами а осуществления банковского сопровождения контрактов» (далее также — Пра- Р вила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. е

№ 963, нормативно закрепило легальную дефиницию исследуемого правового °

й

института. р

Итак, в соответствии с подп. «а» п. 2 Правил «банковское сопровождение Ч контракта» — это обеспечение банком на основании договора, заключенного к

о

с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе к исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мони- | торинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, и открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения ¡§

ш

заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами. 00

Однако возникает и другой вопрос: если с учетом нормативного содержания 2 правовой категории «банковское сопровождение контракта», банковское сопрово- 5 ждение контракта обеспечивается банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, то чем обусловлено привлечение — заключение договора заказчиком (в силу норм п. 4 Постановления № 963, пп. 5, 7, 9, 12 Правил) с банком, осуществляющим банковское сопровождение контракта? 139

В данном случае очевидно, что дефиниция понятия «банковское сопровождение контракта», формально определенная подп. «а» п. 2 Правил, не охватывает всего объема регулируемых Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 общественных отношений.

Наряду с изложенным особое внимание следует уделить и положениям п. 4 Постановления № 963, в соответствии с которым Правительством РФ рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения соответствующих публичных нужд включать в контракт в соответствии с ч. 26 ст. 34 ФЗ № 94, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет: не менее 1 млрд руб. (для субъекта РФ), не менее 200 млн руб. (для муниципального образования) — условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта;

не менее 5 млрд руб. — условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.

Итак, с одной стороны, представляется, что рекомендации Правительства РФ направлены на исключение необоснованного распространения практики банковского сопровождения контрактов на все без исключения государственные и муниципальные контракты, вследствие включения затрат на такое сопровождение в стоимость государственного (муниципального) контракта, а также возникновения дополнительных коррупционных рисков в банковской сфере а и недостижения вследствие этого ожидаемого результата от применения мер ? банковского сопровождения всех контрактов. С другой стороны, Закон о кон-3 трактной системе и ст. 35 ФЗ № 44, в частности, не наделяют Правительство % РФ полномочиями на определение случаев (в т.ч. в рекомендательной форме)

1 осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых | являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъ-

го

| екта РФ, муниципальных нужд.

ой

| В то же время высшим исполнительным органам государственной власти

| субъектов РФ, местным администрациям только предстоит осуществлять дея-

и

2 тельность по изданию нормативных правовых актов, соответственно, высшего ° исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных « правовых актов, опосредующих случаи осуществления банковского сопрово-| ждения контрактов, предметом которых являются поставки товаров (а также е выполнение работ, оказание услуг) для обеспечения нужд субъекта РФ, муни-° ципальных нужд. При этом именно высшие исполнительные органы государ-

0

° ственной власти субъектов РФ, местные администрации нормативно определят,

го

3 за чей счет (заказчиков или поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) будет

1 осуществляться расширенное банковское сопровождение контрактов в соответ-| ствии с требованиями п. 4 Правил. Размер же платы в отношении банковского

сопровождения контракта, предусматривающего оказание банком услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, (работ (их результатов), услуг) условиям контракта, согласно п. 4 Правил не может превышать при цене контракта:

а) от 5 до 10 млрд руб. — 1,09% цены контракта; 140 б) от 10 до 15 млрд рублей — 1,05% цены контракта;

в) от 15 млрд рублей — 1% цены контракта.

Таким образом, оплата оказываемых банком услуг в рамках расширенного банковского сопровождения контрактов не может превышать в случае а) минимум 54,5 млн руб., в случае б) минимум 105 млн руб., и в случае в) минимум 150 млн руб.

Остановимся также на рассмотрении правового института банковского сопровождения контрактов с точки зрения теоретических, потенциальных последствий в практике его применения.

Введение требования о проведении банковского сопровождения государственного или муниципального контракта направлено на стимулирование выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по государственному или муниципальному контракту путем проведения мониторинга реализации инвестиционного проекта, обеспечение прозрачности исполнения государственного или муниципального контракта с использованием механизма представления банками отчетности об осуществлении операций со средствами, отражаемыми на счетах поставщика (подрядчика, исполнителя).

Правовой институт банковского сопровождения контракта позволит вести обособленный учет по всем операциям кассовых поступлений и кассовых выплат, необходимым при исполнении соответствующего контракта, и тем самым идентифицировать средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы в оплату контрактов.

Привлечение банков для оказания услуг по банковскому сопровождению государственных или муниципальных контрактов дает возможность государственному и муниципальному заказчику оценить возможные риски, связанные с исполнением государственного или муниципального контракта. Кроме того, система банковского сопровождения государственных и муниципальных контрактов применяется в рамках организации эффективной системы проектного управления, позволяющей хозяйствующему субъекту оценить возможные риски, связанные с осуществлением им своей хозяйственной деятельности.

С учетом отмеченных достоинств и выявленных недостатков в нормативно-правовом регулировании общественных отношений в сфере банковского сопровождения контрактов на поставку товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, очевидно, что исследуемый правовой институт требует комплексного правового подхода по изменению сложившейся юридической практики в исследуемой сфере общественных отношений.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 13, ст. 1651.

2 См.: Российская газета. 2013. 29 дек.

3 См.: Поручение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 21 мая 2013 г. «Об обеспечении выполнения „Плана мероприятий по реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"». URL: http:// government.ru/orders/2046/ (дата обращения: 30.09.2014).

4 См.: URL: http://government.ru/media/files/41d467ce409a8080fe22.pdf (дата обращения: 30.09.2014).

5 См.: URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.