УДК 658.74
СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТОВ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС
ТАРАСОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ, финансы и налогообложение» Академии ФСИН России, Рязань, Россия E-mail: [email protected]
ВОРОНИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА,
преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ, финансы и налогообложение» Академии ФСИН России, Рязань, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В условиях развития контрактной системы закупок продукции для государственных и муниципальных нужд особенно остро стоит вопрос повышения эффективности исполнения государственных контрактов, что обусловливает необходимость разработки и внедрения в деятельность заказывающих органов регламентов и алгоритмов по управлению процессами. Это позволит повысить качество исполнения контрактных обязательств за счет своевременного выявления и корректировки отклонений от графика работ. В статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой государственных заказчиков от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с федеральным законом о контрактной системе. В целях повышения эффективности выполнения государственного оборонного заказа необходимо обеспечить жесткий контроль за соблюдением порядка и правил определения условий и заключения, государственных контрактов, предусмотрев ответственность в данной сфере, включая меры по взысканию в бюджет незаконно потраченных средств
Ключевые слова: государственный контракт; государственный заказчик; контрактная служба; государственный оборонный заказ; государственные закупки.
THE TIMELY EXECUTION OF CONTRACTS UNDER THE STATE DEFENSE ORDER IN PENAL ENFORCEMENT SERVICE ESTABLISHMENTS
A.A. TARASOV
PhD (Economics), Senior Lecturer of the Chair "Accounting, analysis, finance and taxation", Academy of Russian Federal Penal Service, Ryazan, Russia E-mail: [email protected]
N. V. VORONINA
Lecturer of the Chair "Accounting, analysis, finance and taxation", Academy of Russian Federal Penal Service, Ryazan, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
With the development of the contract system of purchases for state and municipal needs, an efficient execution of public contracts becomes particularly important. Hence the need for developing and practical use by ordering bodies of algorithms for procedures and process management. This will improve the quality of execution of contractual obligations by timely identification and adjustment of deviations from the schedule. The article deals with issues related to the protection of public customers from actions of unfair suppliers (contractors, performers) within the framework of implementation of the state defense order. The customer should check up the results obtained by the supplier (contractor, executor) in terms of their compliance with those stipulated in the contract. This goal may be achieved through conducting an expert examination. The examination of the results specified in the contract can be carried out by the customer as well as by other experts and expert organizations on the basis of proper contracts concluded in accordance with the federal contract law. In order to improve the effectiveness of execution of state defense orders, it is necessary to ensure strict control over the observance of the rules and procedures which determine the conditions for conclusion of public contracts. To ensure responsibility in this area, measures for the recovery of the budget funds spent illegally should be provided. Keywords: state contract; the state customer; contract service; state defense order; state procurements.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о государственном оборонном заказе) правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным и Гражданским кодексами Российской Федерации, Законом об оборонном заказе, федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственный оборонный заказ — установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности России, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ [1].
В целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа (далее — гособоронзаказ) Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (в ред. от 08.09.2014) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднены Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка), а также Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ).
Функции Рособоронпоставки в области размещения заказов, заключения, оплаты, контроля и учета выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств переданы восьми федеральным органам исполнительной власти:
• Министерству внутренних дел Российской Федерации;
• Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
• Министерству обороны Российской Федерации;
• Службе внешней разведки Российской Федерации;
• Федеральной службе безопасности Российской Федерации;
• Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
• Федеральной службе охраны Российской Федерации;
• Федеральной службе исполнения наказаний.
Функции упраздненного Рособоронзаказа переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России, которая с 1 января 2015 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1489 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу» является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере гособоронзаказа и закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Размещение гособоронзаказа регламентировано положениями Закона о государственном оборонном заказе, в соответствии с которым его размещение осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В целях предотвращения коррупции в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб» (далее — Закон № 44-ФЗ) образована контрактная система, регламентирующая процесс осуществления закупок. В контрактной системе функционируют боле 330 тыс. государственных и муниципальных заказчиков и около 500 тыс. поставщиков, что делает ее одной из крупнейших хозяйственных систем страны. В структуре ВВП страны государственные закупки составляют более 10%. Общий объем заключенных контактов без учета контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе, за 2015 г. составил 5,3 трлн руб. и снизился по сравнению с 2014 г. на 5 %.
Реформирование системы закупок товаров, работ и услуг напрямую затрагивает уголовно-исполнительную систему, так как она является заказчиком и потребителем продукции целого ряда отраслей. Структура размещенных Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ, за период 2012— 2014 гг. представлена на рисунке.
350 000,00 300 000,00 250 000,00 200 000,00 150 000,00 100 000,00 50 000,00 0,00
317653
320542
109 29
159
6328
8234 22981 152210286
8234 14670
Конкурсы Аукционы Запрос котировок Закупки у
единственного поставщика
Структура размещенных ФСИН России государственных закупок в 2012-2014 гг.
2012
2013
2014
По данным Росстата, учреждениями и органами Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России было заключено 171 862 государственных контракта на общую сумму 71 654 113 тыс. руб., из них с учреждениями Управления исполнения наказаний (УИС) 24 204 213 тыс. руб. Всего были проведены 178 128 процедур, из них 159 конкурсов, 22 981 аукцион, 10 286 запросов котировок, 412 запросов предложений, 40 144 закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных способов определения поставщиков и 104 146 закупок малого объема [5].
Исполнение контрактов осуществляется в соответствии с общими положениями гражданского законодательства с особенностями, указанными в Законе № 44-ФЗ, и включает следующий комплекс мер:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку должен предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с порядком, установленным ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу своими силами или привлечь к ее проведению экспертов (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ. При этом экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывают эксперт, уполномоченный представитель экспертной организации. В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения [2].
По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек. Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 22.05.2015 № Д28и-1464, «заказчик самостоятельно принимает решение о необходимости создания приемочной комиссии. В случае создания приемочной комиссии документ о приемке подписывается всеми членами приемочной комиссии».
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, установленные контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. При привлечении экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта приемочная комиссия должна учитывать отра-
женные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения привлеченных для ее проведения.
Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов, если выявленное несоответствие не препятствует приемке. Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или расторжении контракта в ходе его исполнения.
Исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.
Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом [3].
Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказан-
ной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и вступает в силу, контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта [4].
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом № 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Реестр недобросовестных поставщиков по Закону № 44-ФЗ ведет ФАС. В указанный реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контрактов. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных постав-
щиков, размещается в единой информационной системе. Информация о конкретном поставщике, внесенная в реестр, хранится в реестре в течение 2 лет. Субъекты, информация о которых внесена в реестр недобросовестных поставщиков, не вправе принимать участие в закупках только в том случае, если заказчик установил такой запрет в закупочной документации.
Для повышения эффективности выполнения государственного оборонного заказа необходимо обеспечить жесткий контроль за соблюдением по-
рядка и правил определения условий и заключения, государственных контрактов, предусмотрев ответственность в данной сфере, включая меры по взысканию в бюджет незаконно потраченных средств.
В заключение следует отметить, что меры, связанные со своевременным исполнением государственных контрактов, позволят повысить эффективность процесса осуществления закупок для обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы, а также значительно сэкономить государственные средства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайнанов Д. А., Атаева А.Г., Закиров И. Д. Теория и механизмы современного государственного управления: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 288 с.
2. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015. 384 с.
3. Башлаков-Николаев И. В., Кирпичев М.А. О мерах по совершенствованию законодательства о закупках продукции отдельными видами юридических лиц в сфере государственного оборонного заказа / Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции, 2015.
4. Иванова А. Н. Государственный контракт на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для нужд уголовно-исполнительной системы. Осинники, 2015. 84 с.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 23.04.2016).
REFERENCES
1. Gainanov D. A., Ataeva A. G., Zakirov I. D. Theory and mechanisms of modern public administration: Textbook [Teorija i mehanizmy sovremennogo gosudarstvennogo upravlenija: ucheb. posobie]. Moscow, INFRA-M, 2014. 288 p. (in Russian).
2. Rayzberg B.A. Public administration economic and social processes: Textbook [Gosudarstvennoe upravlenie jekonomicheskimi i social'nymi processami: ucheb. posobie]. Moscow, INFRA-M, 2015, 384 p. (in Russian).
3. Bashlakov-Nikolaev I. V., Kirpichev M.A. On measures on improvement of the legislation on procurement by certain types of legal entities in the sphere of the state defense order / Proceedings of the third all-Russian scientific-practical conference, 2015 [O merah po sovershenstvovaniju zakonodatel'stva o zakupkah produkcii otdel'nymi vidami juridicheskih lic v sfere gosudarstvennogo oboronnogo zakaza / Materialy tret'ej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2015] (in Russian).
4. Ivanov A. N. State contract for the supply of goods, performance of works, rendering services for the needs of the penal system [Gosudarstvennyj kontrakt na postavku tovara, vypolnenie raboty, okazanie uslugi dlja nuzhd ugolovno-ispolnitel'noj sistemy]. Osinniki, 2015. 84 p. (in Russian).
5. Official site of Federal state statistics service [Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki]. Available at: http://www.gks.ru (Accessed 23 April 2016) (in Russian).