Научная статья на тему 'Особенности управления денежными потоками в сфере реализации оборонного заказа'

Особенности управления денежными потоками в сфере реализации оборонного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК / ИДЕНТИФИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК / МУЛЬТИПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / CASH FLOW / PUBLIC CONTRACT ID / ANALYTICAL CHARACTERISTIC / MULTI-PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онокой Т.Ю.

Исследование направлено на изменение подхода к учету денежных потоков исполнителями оборонного заказа, в основу которого положены разработанные автором методические и организационные основы применения Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ в практической деятельности исполнителей оборонного заказа. Сущность метода состоит в интеграции плановой и фактической составляющей и установлении объектов учета денежного потока в стандартной конфигурации бухгалтерского учета. Показано, что отсутствие необходимых преобразований в финансово-экономической сфере не позволяет выполнить требование Закона № 159-ФЗ формировать отчетность, обладающую прозрачностью, детализацией, преемственностью плановой структуры данных и сопоставимостью с отчетностью других предприятий кооперации. С целью устранения проблемы «обезличенности» денежного потока предложен авторский метод совершенствования информационной основы отчетности и ее адаптации к регламентированным условиям. Научным результатом является систематизация подхода к отражению денежного потока, обеспечивающая повышение аналитических свойств данных и отчетности в сфере финансового менеджмента предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Cash Flow Management in the Sphere of Defence Order

The paper studies the possibility to change an approach to account for cash flows. The approach relies on the methodological and organisational principles of applying the Federal law of June 29, 2015 no. 159-FZ, which were developed by the author to be used in practical activities of executors of defence order. The essence of the method consists in integrating planned and actual components and establishing accounting items of cash flow in the standard accounting configuration. The absence of methodological, organisational and technical transformations in financial-economic sphere hampers fulfilling the requirements of the Federal law no. 159-FZ, particularly, forming transparent, detailed reporting that contains data fitting in with the planned structure and comparable with reporting of other enterprises involved in cooperation. The author elaborates on the steps for eliminating the problem of impersonality of cash flows and suggests a method for improving information base of reporting and adapting it to the stipulated conditions. The research results in systematisation of the approach to accounting for cash flows, which enhances analytical characteristics of the data and reporting in the field of company financial management.

Текст научной работы на тему «Особенности управления денежными потоками в сфере реализации оборонного заказа»

ОНОКОЙ Татьяна Юрьевна

Центральный научно-исследовательский институт химии и механики

115487, РФ, г. Москва, ул. Нагатинская, 16а Контактный телефон: (499) 611-80-15 e-mail: otane4ka@yandex.ru

Главный специалист финансово-экономического управления

Особенности управления денежными потоками в сфере реализации оборонного заказа

Исследование направлено на изменение подхода к учету денежных потоков исполнителями оборонного заказа, в основу которого положены разработанные автором методические и организационные основы применения Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ в практической деятельности исполнителей оборонного заказа. Сущность метода состоит в интеграции плановой и фактической составляющей и установлении объектов учета денежного потока в стандартной конфигурации бухгалтерского учета. Показано, что отсутствие необходимых преобразований в финансово-экономической сфере не позволяет выполнить требование Закона № 159-ФЗ - формировать отчетность, обладающую прозрачностью, детализацией, преемственностью плановой структуры данных и сопоставимостью с отчетностью других предприятий кооперации. С целью устранения проблемы «обезличенности» денежного потока предложен авторский метод совершенствования информационной основы отчетности и ее адаптации к регламентированным условиям. Научным результатом является систематизация подхода к отражению денежного потока, обеспечивающая повышение аналитических свойств данных и отчетности в сфере финансового менеджмента предприятия.

JEL classification: 632, 639

Ключевые слова: денежный поток; идентификатор государственного контракта; аналитический признак; мультипроектный метод.

Основные исполнители государственного оборонного заказа - предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) - выполняют по госконтрактам работы, являющиеся основным видом их деятельности. В представленном исследовании используется следующее допущение: применение термина «госконтракт» связано с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, исполняющими государственный оборонный заказ.

Механизмы формирования и выполнения оборонного заказа существенно изменились. В 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе"» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения ориентированы на создание регламентированных условий, снижение рисков, связанных с денежным о потоком предприятия, обеспечение прозрачности взаиморасчетов при выполнении ., государственного оборонного заказа, использование возможностей уполномоченных н банков при контроле за целевым расходованием бюджетных средств. Изменения действуют относительно недавно, и алгоритмы их практической реализации отсутствуют. § В статье рассмотрены некоторые проблемы, связанные с отсутствием универсаль-

© ного подхода к созданию единого информационного пространства финансово-анали-

Введение

6 (74) 2017

тических данных о движении денежных средств и отчетности для всех участников -исполнителей госконтракта: головного предприятия, ответственного перед заказчиком за выполнение госконтракта, предприятий - соисполнителей кооперации, уполномоченного банка. Возникшие проблемы в значительной степени «тормозят» развитие предприятий ОПК и негативно влияют на своевременное выполнение государственного оборонного заказа.

Цель исследования состоит в разработке методики практической реализации требований Закона 159-ФЗ, позволяющей усовершенствовать систему финансового менеджмента исполнителей оборонного заказа. Для достижения цели определены задачи, основанные на предварительном изучении современного состояния проблемы:

• разработка алгоритма учета денежного потока, совершенствующего аналитические возможности учетных данных и отчетных форм и обеспечивающего соответствие требованиям Закона 159-ФЗ.

• разработка регистров организационного обеспечения метода учета денежного потока, позволяющих достичь сопоставимости показателей всех видов отчетности по движению денежных средств в системе финансового менеджмента предприятия.

Нормативные и методические условия управления денежными потоками

Рост напряженности в мировом сообществе, усиление террористических угроз определяют тенденцию развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Существующие экономические ограничения бюджетного финансирования отрасли требуют точных и эффективных организационных и методических решений. Необходимость обеспечить оперативный контроль и прозрачность финансирования крупных проектов государственного значения нашла отражение в Федеральном законе от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (далее - Закон). Авторы современных научных публикаций отмечают существенные трансформации методов государственного регулирования в сфере оборонных отраслей промышленности, произошедшие на фоне реальных изменений места и роли оборонно-промышленного комплекса страны [1; 7; 8; 9]. Тенденция наращивания финансирования определена на государственном уровне. По заявлению заместителя министра обороны РФ, «...гособоронзаказ на 2015-2017 гг. секвестру подвергнут не будет, так как в проекте бюджета предусмотрены практически паспортные данные Госпрограммы вооружения - 2020»1. Существуют различные подходы к практической реализации законодательных инициатив в сфере гособоронзаказа. В ряде научных работ показываются возможности системного анализа и математического моделирования в оценке результатов действия принимаемых законов [4; 12; 13; 14]. С помощью статических и динамических математических моделей алгоритмы выполнения госконтрактов можно проанализировать «.трудности, возникающие при реализации новых правил, институциональные и логические ловушки, которые возникают на этом пути, и неоднозначности, требующие разъяснений и/или корректировки» [3; 5]. Анализ исполнения госконтрактов с помощью математического аппарата позволяет обратить внимание на возможные проблемы технического и логического характера, не касаясь совершенствования рабочих данных и отчетности о движении денежных средств, обеспечения оперативности их получения и обмена с участниками кооперации соисполнителей в системе финансового менеджмента предприятия. Некоторые зарубежные публикации затрагивают особенности развития и трансформации условий и требований к учету и отчетности о движении денежных потоков [17; 18; 21]. В работах российских

1 Минобороны сообщило о выполнении ГОЗ-2015 на 8%. URL: http://www.interfax.ru/rus-sia/498083.

авторов отмечен ряд организационных и бюрократических сложностей, продиктованных условиями Закона № 159-ФЗ [6; 10; 11]1. Стоит отметить, что хозяйствующий субъект, занятый в сфере оборонного заказа, может одновременно выполнять несколько десятков проектов. К отчетности каждого такого проекта предъявляются повышенные требования, обусловленные статусом государственного финансирования. До вступления в силу Закона повышение информативности денежного потока предприятия на законодательном уровне не было закреплено, финансовые службы каждого предприятия решали этот вопрос самостоятельно, исходя из собственного представления о структуре, детализации информации и технических возможностях ее предоставления [2]. Очевидно, что при таком подходе предприятия находились в ситуации обязательного предоставления отчетности по финансированию и освоению средств в рамках государственных контрактов при отсутствии методических и регламентных условий. Термин «проектное финансирование» стал широко применяться относительно недавно, отражая информационный запрос на учет финансирования работ. Текст Закона устанавливает необходимые информационные параметры для каждого выполняемого проекта, являющиеся обязательными для отражения в учете денежного потока. В настоящее время нет методических рекомендаций, позволяющих реализовать требования федерального закона в едином формате для всех предприятий, работающих по государственным контрактам, что является логичным условием эффективного выполнения работ по госконтрактам. Возникает необходимость конкретизации этапов, позволяющей отслеживать в системе финансового менеджмента предприятия движение денежных средств по каждому контракту с учетом требований, предъявляемых Законом 159-ФЗ. В опубликованной ранее статье [16], затрагивающей проблему совершенствования финансовой отчетности предприятий инновационной сферы деятельности, Закон упоминался как частный случай применения мультипроектного метода в практической деятельности предприятий сектора госуправления [16]. Текст Закона устанавливает ряд понятий и условий, ранее не применявшихся в сфере учета денежных потоков. Рассмотрим ключевые организационные и функциональные аспекты, приведенные в Законе № 159-ФЗ:

• Идентификатор государственного контракта, обязательный для отражения в учете движения денежных средств по всем договорам и контрактам, имеющим отношение к выполнению обязательств по основному контракту с головным исполнителем. Выполнение контрактов гособоронзаказа осуществляется кооперацией соисполнителей (Законом трактуется как «кооперация головного исполнителя»), работающих по договорам с предприятием, заключившим прямой контракт гособоронзаказа (ст. 1, п. 13).

• Уполномоченный банк - кредитное учреждение, через которое осуществляются все платежи по контракту (ст. 1, п. 4.2). На уполномоченный банк возлагаются функции мониторинга и контроля проведения платежей. Все платежи осуществляются с соответствующего специально открытого счета в уполномоченном банке (ст. 1, п. 10).

• Единая информационная система, содержащая данные о расчетах по государственному оборонному заказу (ст. 1, п. 14). На законодательном уровне такого рода требования к информативности денежного потока ранее не предъявлялись. Отсутствие методики работы с аналитическими свойствами учетных данных и алгоритма построения единой информационной системы, говорит о том, что организационно-функциональные условия финансирования установлены, но не предложены механизмы их реализации на практике.

Конкретизируем проблемы, не позволяющие реализовать требования Закона 159-ФЗ в регламентированном учете денежных потоков:

1 Бунт в оборонке на региональном уровне // Независимое военное обозрение. Интернет-версия. 2016. 26 февраял. URL: http://nvo.ng.ru/nvoevents/2016-02—26/2_bunt.html.

• отсутствие плановых данных и методических основ их «размещения» в учетных регистрах, что осложняет отражение идентификатора госконтракта и другой существенной плановой информации на всех этапах формирования данных;

• отсутствие алгоритма группировки хозяйственных операций, определяющей показатели каждого госконтракта и их раздельный учет;

• регламентированная отчетность по движению денежных средств, не обладающая детализацией и преемственностью с рабочими формами;

• отсутствие универсальных нормативных и методических подходов к созданию отчетности, определяющих единую информационную систему для предприятий головных исполнителей оборонного заказа и предприятий кооперации.

Управление денежными потоками исполнителями оборонного заказа с помощью мультипроектного метода

Рассмотрим применение мультипроектного метода учета денежного потока для реализации требований законодательства в системе финансового менеджмента кооперации, работающей по госконтракту. На рисунке схематично представлена структура кооперации, выполняющей работы по госконтрактам.

Субъекты, занятые выполнением работ по госконтрактам в соответствии с Законом 159-ФЗ

На рисунке отражены иерархия, уровни и направление взаимодействия между заказчиком и предприятиями - участниками процесса выполнения работ по госконтрактам. На всех этапах взаимодействия между субъектами, работающими по госконтракту, необходимо обеспечить единое информационное пространство, позволяющее эффективно отслеживать финансовые потоки, их структуру, целевое назначение и своевременность. Качественное изменение аналитических возможностей учетных данных о денежном потоке, начиная от хозяйственной операций и заканчивая сводной отчетностью по проекту, может быть реализовано с помощью мультипроектного метода учета денежного потока [20]. Следует отметить, что решение данной проблемы лежит в плоскости управленческого учета, так как регламентированная отчетность по движению денежных средств не адаптирована к такого рода задачам [19].

С позиций нормативно-правового документа мультипроект состоит из нескольких технологически независимых проектов, объединенных общими ресурсами. Проекты отличаются целями, предметом, размером, сложностью, длительностью и необходимыми затратами, количеством участников и заинтересованных лиц. Координация распределения общих ресурсов по нескольким проектам осуществляется в рамках программы. Проекты в рамках программы относительно независимы, однако ограничены единой ресурсной базой и предназначены для достижения единой цели в соответствии

с ГОСТ Р 56714.1-2015 «Мультипроектный менеджмент. Управление проектом, портфелем проектов, программой». С позиций практической реализации сущность муль-типроектного метода состоит в повышении аналитических возможностей и обеспечении управленческих требований к информации по движению денежных средств в стандартной конфигурации РСБУ Хозяйственные операции денежного потока, «дополненные» управленческими элементами, становятся информационными единицами управленческого и бухгалтерского учета, формируя диапазон анализа. В основе мультипроектного метода лежит его понимание как способа учета денежного потока, позволяющего идентифицировать и отражать денежные потоки предприятия с точки зрения аналитических требований к информации системы финансового менеджмента. Мультипроектный метод позволяет достичь «объемного» отражения данных учета денежного потока и базируется на основных критериях, предъявляемых к информации -полнота, достоверность, постоянство, существенность, сравнимость, значимость.

Рассмотрим более детально применение мультипроектного метода учета денежного потока для предприятий ОПК в соответствии с требованиями Закона 159-ФЗ (см. таблицу). Ключевой информационной единицей является идентификатор госконтракта, обязательный для отражения на всех этапах работы с денежным потоком. Опираясь на данное требование, определим идентификатор госконтракта как структурный признак в системе мультипроектного метода учета денежного потока. Структура идентификатора отражена в тексте Закона и содержит следующие элементы:

1) идентификационный код государственного заказчика;

2) способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) год заключения государственного контракта;

4) год окончания срока действия государственного контракта;

5) порядковый номер государственного контракта, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года отдельно в отношении каждого государственного заказчика.

Структура идентификатора является «компактным отражением» основных параметров госконтракта, специфическим набором кодов, содержит существенную плановую информацию о контрактных условиях. Ключевой плановой информацией, определяющей объемы и структуру денежных потоков, является структура цены, представляющая собой плановые лимиты расходования средств в рамках финансирования госконтракта [15]. Статьи структуры цены, применяемые в практической деятельности, зачастую идентичны для всех предприятий кооперации: спецоборудование, материалы, заработная плата непосредственных исполнителей, отчисления на социальное страхование, командировочные расходы, работы соисполнителей. В системе мультипроект-ного метода учета денежного потока идентификатор госконтракта будет структурным объектом, статьи структуры цены - прямыми операционными объектами, детализирующими информацию по проекту (работе). В составе аналитического признака название статей структуры цены целесообразно применять в сокращенном варианте; например материалы - «мат», спецоборудование - «об» и т. д. Установив перечень объектов, определим визуальный формат их отражения в системе учета денежных потоков. Важно, что применение мультипроектного метода осуществляется на базе любой стандартной программы бухгалтерского учета, используемой на предприятии. Параллельной системы управленческого учета не требуется. В результате применения мультипроектного метода учета денежного потока реализуется формирование единой информационной основы бухгалтерского и управленческого учета. Используем допущение, что для каждой составляющей идентификатора достаточно двух цифр. Получим идентификатор, состоящий из 10 цифр. Например, «10 01 15 17 05», где первые две цифры «10» - номер, соответствующий Министерству обороны, третья и четвертая цифры «01» - способ определения поставщика - федеральный закон (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

Структура статей движения денежных средств и аналитические признаки хозяйственных операций в учете денежных потоков, формирующихся по госконтрактам в соответствии с требованиями Закона 159-ФЗ

Информация, отражающаяся в аналитических признаках Аналитический признак в «теле» хозяйственной операции Облик статьи движения денежных средств

Номенклатура структурного аналитического признака Номенклатура операционного аналитического признака

Входящий денежный поток

Проект 10 01 15 17 05 Центр современных технологий - 111 10 01 15 17 05/ 111 Поступление по проекту 10 01 15 17 05

Проект 10 01 16 18 06 Центр производственных технологий -222 10 01 15 17 05/222 Поступление по проекту 10 01 15 17 05

Исходящий денежный поток

1. Операции, относящиеся к прямым расходам

Проект 10 01 15 17 05 Материалы 10 01 15 17 05/мат Оплата материалов по проекту 10 01 15 17 05

Сторонние организации 10 01 15 17 05/стор Оплата контрагентов по проекту 10 01 15 17 05

Услуги 10 01 15 17 05/уел Оплата услуг по проекту 10 01 15 17 05

Оплата труда 10 01 15 17 05/фот Выплата заработной платы по проекту 10 01 15 17 05

Начисления на оплату труда 10 01 15 17 05 /соц Перечисление оплаты труда по проекту 10 01 15 17 05

Проект 10 01 16 18 06 Материалы 10 01 16 18 06/мат Оплата материалов по проекту 10 01 16 18 06

Сторонние организации 10 01 16 18 06 / стор Оплата контрагентов по проекту 10 01 16 18 06

Услуги 10 01 16 18 06/уел Оплата услуг по проекту 10 01 16 18 06

Оплата труда 10 01 16 18 06/фот Выплата заработной платы по проекту 10 01 16 18 06

Начисления на оплату труда 10 01 16 18 06/соц Перечисление оплаты труда по проекту 10 01 16 18 06

2. Операции, относящиеся к косвенным расходам

Оплата электроэнергии - 2601 Оплата электроэнергии

Оплата водоснабжения и канализации - 2602 Оплата водоснабжения и канализации

Расходы по содержанию имущества - 2603 Оплата содержания имущества

Прочие расходы - 2604 Прочие расходы

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), пятая, шестая, седьмая и восьмая «15» и «17» - год начала и окончания работ Госконтракта, девятая и десятая цифры «05» - порядковый номер контракта при сквозной нумерации. В результате применения мультипроектного метода реализуется возможность отражения существенной информации - идентификатора контракта в учете денежных потоков, начиная с уровня хозяйственных операций и заканчивая отчетными формами по движению денежных средств.

В таблице приведен пример отражения идентификатора государственного контракта в учете денежных потоков, что позволяет системно улучшить информативность учетных данных о движении денежных средств. Кроме того, в таблице продемонстрирован подход к формату и структуре данных о движении денежных средств, позволяющий реализовать раздельный учет проектов и всех операций, связанных с ними. Классификация статей движения денежных средств и номенклатура аналитических признаков хозяйственных операций являются регистром организационного обеспечения мультипроектного метода учета денежного потока. Принципиальным отличием от стандартной организации учета денежных потоков является формирование показателей рабочих и отчетных форм по статьям, содержащим существенную плановую информацию о проекте, а также то, что детализация показателей на уровне хозяйственных операций обеспечивается наличием идентификатора проекта непосредственно в «теле» хозяйственной операции.

Таким образом, совершенствование системы финансового менеджмента реализуется поэтапно с помощью применения мультипроектного метода, опираясь на требования Закона:

1. Разработана классификация хозяйственных операций и «облик» аналитических признаков операций в учете денежного потока. Область фактических данных о денежном потоке дополнена номером идентификатора государственного контракта.

2. В системе ведения учета сформирована структура справочника движения денежных средств, отражающая идентификатор проекта и статью структуры цены.

3. Определено соответствие операций статьям справочника движения денежных средств по номеру проекта - идентификатору государственного контракта.

Заключение

Применение мультипроектного метода учета денежных потоков позволяет раздельно учитывать госконтракты, совершенствовать аналитические возможности информационной основы отчетности, формировать единую систему бухгалтерского и управленческого учета. С помощью мультипроектного метода учета денежных потоков осуществляется практическая реализация требований Закона 159-ФЗ:

• Конкретизированы шаги, обеспечивающие отражение плановых данных на всех этапах учета денежных потоков, в частности идентификатора государственного контракта, являющегося обязательным.

• Разработано организационное обеспечение создания единых форм отчетности для предприятий кооперации, работающих в рамках госконтракта.

• Установлены связи между хозяйственными операциями по движению денежных средств, статьями движения денежных средств и показателями форм отчетности.

Системный подход, направленный на совершенствование информационных свойств отчетности о движении денежных средств и ее основы, обеспечивает прозрачность учета, его оперативный характер и эффективное использование в системе финансового менеджмента. Применение мультипроектного метода формирует единую информационную основу бухгалтерского и управленческого учета, обеспечивает методическую составляющую процесса автоматизации учета денежных потоков.

Источники

1. Дроздов А. Ю., Ягин Е. В. Организационно-экономические проблемы реализации законодательства в сфере государственного оборонного заказа // Журнал современных публикаций «Дискуссия». 2016. № 6 (69). С. 30-34.

2. Ельшин В. А., Ельшина Т. А. Особенности планирования на предприятиях ОПК в условиях действия Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ // Вопросы радиоэлектроники. 2016. № 12. С. 138-142.

3. Зенюк Д. С., Малинецкий Г. Г., Фаллер Д. С. Имитационная модель коррупции в иерархических системах // Компьютерные исследования и моделирование. 2014. Т. 6. № 2. С. 321-329.

4. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Механизмы выполнения оборонного заказа с точки зрения системного анализа и моделирования // Вестник Российской академии наук. 2017. № 2 (87). С. 136-144.

5. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Россия: XXI век. Стратегия прорыва: Технологии. Образование. Наука. М.: ЛЕНАНД, 2016.

6. Кудияров С. Оборонка по-новому // Эксперт. 2015. № 37. С. 7-13.

7. Кузнецов К. В. Практика размещения государственного оборонного заказ. Первые шаги по новым правилам. URL: http://kkuznetsov.ru/275-fz-goz-article.pdf.

8. Лебедев А. А., Разумовский В. А. Денежный поток и показатели эффективности НИОКР // Логистика - евразийский мост: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 28-30 апреля 2016 г.). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2016. Ч. 1. С. 143-148.

9. Лучинина О. Г. Возможности и угрозы реализации гособоронзаказа в новых экономических условиях (на примере машиностроительных предприятий Псковской области) // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2016. № 3 (131). С. 11-16.

10. Малинецкий Г. Г. Чтоб сказку сделать былью... Высокие технологии - путь России в будущее. 3-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2015.

11. Марьина Е. Оборонка зависла на спецсчетах // Новость бизнеса. 19.02.2016. URL: http://chel.ru/text/business_news/135594605006848-print.html.

12. Механизм выполнения оборонного заказа как фактор стратегической стабильности / П. А. Верник, В. В. Иванов, С. В. Казачковский и др. // Стратегическая стабильность. 2016. № 4 (77). С. 2-19.

13. Организационные инновации и математическое моделирование процесса выполнения гособоронзаказа. Часть 1 / П. А. Верник, В. В. Иванов, С. В. Казачковский и др. // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. 2016. № 61. URL: http://library.keldysh.ru/ preprint.asp?id=2016-61.

14. Организационные инновации и математическое моделирование процесса выполнения гособоронзаказа. Часть 2 / П. А. Верник, В. В. Иванов, С. В. Казачковский и др. // Препринты ИПМ им. М. В.Келдыша. 2016. № 62. URL: http://library.keldysh.ru/ preprint.asp?id=2016-62.

15. Черненко А. Ф., Афонина О. А. Обратная калькуляция и учет затрат на предприятиях оборонного промышленного комплекса // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 11. С. 16-29.

16. Черненко А. Ф., Онокой Т. Ю. Движение денежных средств: бюджет и отчетность предприятий инновационной сферы деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 39 (381). С. 50-68.

17. Черненко А. Ф., Онокой Т. Ю. Совершенствование учета денежного потока на основе мультипроектного метода // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 32 (326). С. 13-26.

18. Черненко А. Ф., Онокой Т. Ю. Современные бюджеты движения денежных средств и их совершенствование // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 41 (287). С. 30-45.

19. Barth M. E., Clinch G., Israeli D. What Do Accruals Tell Us about Future Cash Flows? // Review of Accounting Studies. 2016. Vol. 21. Issue 3. P. 768-807.

20. Brown L. D., Huang K., Pinello A. S. To Beat or Not to Beat? The Importance of Analysts' Cash Flow Forecasts // Review of Quantitative Finance and Accounting. 2013. Vol. 41. Issue 4. P. 723-752.

21. Naor N. Reporting on Financial Derivatives - A Law and Economics Perspective // European Journal of Law and Economics. 2006. Vol. 21. Issue 3. P. 285-314.

***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Peculiarities of Cash Flow Management in the Sphere of Defence Order

by Tatyana Yu. Onokoy

The paper studies the possibility to change an approach to account for cash flows. The approach relies on the methodological and organisational principles of applying the Federal law of June 29, 2015 no. 159-FZ, which were developed by the author to be used in practical activities of executors of defence order. The essence of the method consists in integrating planned and actual components and establishing accounting items of cash flow in the standard accounting configuration. The absence of methodological, organisational and technical transformations in financial-economic sphere hampers fulfilling the requirements of the Federal law no. 159-FZ, particularly, forming transparent, detailed reporting that contains data fitting in with the planned structure and comparable with reporting of other enterprises involved in cooperation. The author elaborates on the steps for eliminating the problem of impersonality of cash flows and suggests a method for improving information base of reporting and adapting it to the stipulated conditions. The research results in systematisation of the approach to accounting for cash flows, which enhances analytical characteristics of the data and reporting in the field of company financial management.

Keywords: cash flow; public contract ID; analytical characteristic; multi-project method.

References:

1. Drozdov A. Yu., Yagin Ye. V. Organizatsionno-ekonomicheskie problemy realizatsii zakonoda-tel'stva v sfere gosudarstvennogo oboronnogo zakaza [Organizational and economic problems of the implementation of legislation in the sphere of state defence order]. Zhurnal sovremennykh publikatsiy "Diskussiya" - Polythematic Journal of Scientific Publications "Discussion", 2016, no. 6 (69), pp. 30-34.

2. Yelshin V. A., Yelshina T. A. Osobennosti planirovaniya na predpriyatiyakh OPK v usloviyakh dey-stviya federal'nogo zakona ot 29 iyunya 2015 g. no.159-FZ [Specifics of planning at the enterprises of the defence industry in the conditions of the Federal law of June 29, 2015 no. 159-FZ]. Voprosy radioelek-troniki - Issues of Radio Electronics, 2016, no. 12, pp. 138-142.

3. Zenyuk D.S., Malinetskiy G.G., Faller D.S. Imitatsionnaya model' korruptsii v ierarkhicheskikh sistemakh [Simulation model of corruption in hierarchical systems]. Kompyuternye issledovaniya i mod-elirovanie - Computer Research and Modelling, 2014, vol. 6, no. 2, pp. 321-329.

4. Ivanov V.V., Malinetskiy G.G. Mekhanizmy vypolneniya oboronnogo zakaza s tochki zreniya sistemnogo analiza i mo delirovaniya [Mechanisms for fulfilling the defence order in terms of system analysis and modelling]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk - Bulletin of the Russian Academy of Science, 2017, no. 2 (87), pp. 136-144.

5. Ivanov V. V., Malinetskiy G. G. Rossiya: XXI vek. Strategiya proryva: Tekhnologii. Obrazovanie. Nauka [Russia: The 21st century. Strategy for a breakthrough: Technology. Education. Science]. Moscow: LENAND Publ., 2016.

6. Kudiyarov S. Oboronka po-novomu [Defence in a new way]. Ekspert - Expert, 2015, no. 37, pp. 7-13.

7. Kuznetsov K. V. Praktika razmeshcheniya gosudarstvennogo oboronnogo zakaz. Pervye shagi po novym pravilam [The practice of placing a state defence order. First steps with the new rules]. Available at: http://kkuznetsov.ru/275-fz-goz-article.pdf.

8. Lebedev A. A., Razumovskiy V. A. Denezhnyy potok i pokazateli effektivnosti NIOKR [Cash flow and R & D performance indicators]. MaterialyXIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Logistika - evraziyskiy most" [Proc. 9th Int. Sci.-Prac. Conf "Logistics - The Eurasian Bridge]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2016, part 1, pp. 143-148.

9. Luchinina O. G. Vozmozhnosti i ugrozy realizatsii gosoboronzakaza v novykh ekonomicheskikh usloviyakh (na primere mashinostroitel'nykh predpriyatiy Pskovskoy oblasti) [Opportunities and threats to the implementation of the state defence order in the new economic conditions (case of machinebuilding enterprises in Pskov oblast)]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal - Economics and Management: Scientific and Practical Journal, 2016, no. 3(131), pp. 11-16.

10. Malinetskiy G. G. Chtob skazku sdelat' byl'yu... Vysokie tekhnologii - put' Rossii v budushchee [To make a fairy tale happen ... High technology is Russia's way to the future]. Moscow: LENAND Publ., 2015.

11. Maryina Ye. Oboronka zavisla na spetsschetakh [Defence became dependent on special accounts]. Available at: http://chel.ru/text/business_news/135594605006848-print.html.

12. Vernik P. A., Ivanov V. V, Kazachkovskiy S. V. et al. Mekhanizm vypolneniya oboronnogo zakaza kak faktor strategicheskoy stabil'nosti [Mechanism of fulfilling the defence order as a factor of strategic stability]. Strategicheskaya stabil'nost - Strategic Stability, 2016, no. 4 (77), pp. 2-19.

13. Vernik P. A., Ivanov V. V., Kazachkovskiy S. V. et al. Organizatsionnye innovatsii i matematich-eskoe modelirovanie protsessa vypolneniya gosoboronzakaza. Chast' 1 [Organisational innovations and mathematical modelling of the execution process of the state defence order. Part 1]. Preprinty IPM im. M.V. Keldysha - Working Papers of Keldysh Institute of Applied Mathematics, 2016. no. 61. Available at: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2016-61.

14. Vernik P. A., Ivanov V. V., Kazachkovskiy S. V. et al. Organizatsionnye innovatsii i matematich-eskoe modelirovanie protsessa vypolneniya gosoboronzakaza. Chast' 2 [Organisational innovations and mathematical modelling of the execution process of the state defence order. Part 2]. Preprinty IPM im. M.V. Keldysha - Working Papers of Keldysh Institute of Applied Mathematics, 2016. no. 62. Available at: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2016-62.

15. Chernenko A. F., Afonina O. A. Obratnaya kal'kulyatsiya i uchet zatrat na predpriyatiyakh oboronnogo promyshlennogo kompleksa [Reverse cost accounting and cost accounting for defence industry enterprises]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet - International Accounting, 2013, no. 11, pp. 16-29.

16. Chernenko A. F., Onokoy T. Yu. Dvizhenie denezhnykh sredstv: byudzhet i otchetnost' predpriyatiy innovatsionnoy sfery deyatel'nosti [The movement of funds: Budgets and reporting of enterprises in the sphere of innovative activities]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet - International Accounting, 2015, no. 39 (381), pp. 50-68.

17. Chernenko A. F., Onokoy T. Yu. Sovershenstvovanie ucheta denezhnogo potoka na osnove mul'tiproektnogo metoda [Perfection of the cash flow accounting on the basis of the multi-project method]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet - International Accounting, 2014, no. 32 (326), pp. 13-26.

18. Chernenko A. F., Onokoy T. Yu. Sovremennye byudzhety dvizheniya denezhnykh sredstv i ikh sovershenstvovanie [Modern budgets of cash flow and their improvement]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet - International Accounting, 2013, no. 41 (287), pp. 30-45.

19. Barth M. E., Clinch G., Israeli D. What Do Accruals Tell Us about Future Cash Flows? Review of Accounting Studies, 2016, vol. 21, issue 3, pp. 768-807.

20. Brown L. D., Huang K., Pinello A. S. To Beat or Not to Beat? The Importance of Analysts' Cash Flow Forecasts. Review of Quantitative Finance and Accounting, 2013, vol. 41, issue 4, pp. 723-752.

21. Naor N. Reporting on Financial Derivatives - A Law and Economics Perspective. European Journal of Law and Economics, 2006, vol. 21, issue 3, pp. 285-314.

Contact Info:

Tatyana Yu. Onokoy, Chief Specialist Central Scientific Research Institute

of Financial-Economic Dept. of Chemistry and Mechanics

Phone: (499) 611-80-15 16A Nagatinskaya St., Moscow, Russia, 115487

e-mail: otane4ka@yandex.ru

Ссылка для цитирования: Онокой Т. Ю. Особенности управления денежными потоками в сфере реализации оборонного заказа // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 6 (74). С. 92-101.

For citation: Onokoy T. Yu. Osobennosti upravleniya denezhnymi potokami v sfere realizatsii oboronnogo zakaza [Peculiarities of cash flow management in the sphere of defence order]. Izvestiya Uralskogogosudarstvennogo ekonom-icheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2017, no. 6 (74), pp. 92-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.