Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ'

МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / MUNICIPAL SERVICES / УСЛУГИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА / КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ / УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ СУБЪЕКТА РФ / РЫНОЧНЫЕ УСЛУГИ / УСЛУГИ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ / УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН / REGIONAL FIRE SAFETY SERVICES / CLASSIFICATION OF SERVICES / CONDITIONS FOR PROVIDING SERVICES / FEDERAL SERVICES / GOVERNMENT SERVICES OF A FEDERAL SUBJECT / MARKET SERVICES / VOLUNTEER FIRE SERVICE / COMPANY AND CITIZEN SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сакаева Эльвира Зинуровна

Автор приводит условия и особенности предоставления федеральных государственных, региональных государственных услуг и муниципальных, рыночных услуг, обращает внимание на деятельность добровольной пожарной охраны, организаций и граждан. В результате взаимодействия субъектов деятельности организована система взаимосвязанных и взаимодополняющих услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND RESULTS OF THE FEDERAL FIRE SERVICE

In this article, the conditions and features of providing federal and regional government services and municipal, market services are discussed, and the efforts of volunteer fire brigades, as well as companies and citizens, are highlighted. As a result of their interaction, a system of interconnected complementary services is established.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»

УДК 34

DOI 10.21661/r-551518

Э.З. Сакаева

Методы и результаты деятельности федеральной противопожарной службы

Аннотация

Автор приводит условия и особенности предоставления федеральных государственных, региональных государственных услуг и муниципальных, рыночных услуг обращает внимание на деятельность добровольной пожарной охраны, организаций и граждан. В результате взаимодействия субъектов деятельности организована система взаимосвязанных и взаимодополняющих услуг

I

Ключевые слова: муниципальные услуги, услуги по обеспечению пожарной безопасности региона, классификация услуг, условия предоставления услуг, федеральные услуги, государственные услуги субъекта РФ, рыночные услуги, услуги добровольной пожарной охраны, услуги организаций и граждан.

E.Z. Sakaeva

Methods and Results of the Federal Fire Service

Abstract

In this article, the conditions and features of providing federal and regional government services and municipal, market services are discussed, and the efforts of volunteer fire brigades, as well as companies and citizens, are highlighted. As a result of their interaction, a system of interconnected complementary services is established.

I

Keywords: municipal services, regional fire safety services, classification of services, conditions for providing services, federal services, government services of a federal subject, market services, volunteer fire service, company and citizen services.

В соответствии с глоссарием административной реформы государственная услуга - деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.

По существу в качестве функций органов государственного управления введено понятие «государственные услуги», которые предоставляются федеральными органами исполнительной власти. Этим же пунктом указа предусмотрено, что сфера применения этой нормы устанавливается федеральными законами. Указом Президента РФ установлено, что «под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные

им федеральные государственные учреждения услуг гражданам и организациям в областях, установленных федеральными законами». Таким образом, государственная услуга рассматривается как одна из разновидностей государственных функций. Предоставление государственных услуг является функцией по оказанию услуг, включающей защиту прав и законных интересов граждан и организаций; распределение материальных ресурсов; предоставлении информации; консультаций и методической помощи. Государственные функции объединены в три группы: группа правоустанавливающих функций; группа правоприменительных функций; группа функций по предоставлению государственных услуг (государственные публичные услуги) и управлению госимуществом [8].

Муниципальная услуга - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным Interactive science | 6 (52) • 2020 97

законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Выделим, во-первых, предоставление муниципальных услуг, за которые органы местного самоуправления несут полную ответственность и обязаны обеспечить их предоставление населению и финансировать их из местных бюджетов. Во-вторых, муниципальные услуги, за которые основную ответственность и финансовую нагрузку несут органы государственной власти, а органы местного самоуправления содействуют в их оказании и участвуют в финансировании расходов. В-третьих, муниципальные услуги, за которые органы местного самоуправления несут полную ответственность, а финансируют их предоставление частично, в доле с населением. В-четвертых, муниципальные услуги, которые полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления создают условия для возможности оказания этих услуг. В-пятых, справоч-но-информационные и согласовательно-разрешительные муниципальные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления.

Рыночная услуга - деятельность, направленная на удовлетворение человеческих потребностей и предоставляемая предприятиями и организациями всех форм собственности и организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, использующими различные формы и методы обслуживания с целью извлечения прибыли.

Проведем исследование классификации услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности региона. Значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни человека в наше время значительно возросли. Обеспечение всесторонней безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества стало важнейшим приоритетом ближайших десятилетий, превратилось в одну из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях.

Исследование сферы обеспечения пожарной безопасности региона представлено услугами, предоставляемыми на территории Республики Башкортостан. Выделены федеральные государственные, региональные государственные, муниципальные, рыночные услуги, а также услуги добровольной пожарной охраны, организаций и граждан. В результате установлена система взаимосвязанных и взаимодополняющих услуг. Исследование проводилось на основе нормативно-правовых актов, а также документов методического характера, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления. Классификация услуг позволит сформировать кластер услуг в сфере обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности и минимизации потерь.

Система услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности региона - это совокупность услуг федеральных, региональных, муниципальных органов управления, организаций, граждан по организации профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ, научно-технической дея-

тельности, направленных на обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и региона от неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и региона [2].

Исследуем виды услуг Федерального органа исполнительной власти - Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан. Основная - это лицензирование и сертификация в области пожарной безопасности (далее - ПБ) деятельности [6, с. 108-114]. На территории Республики Башкортостан у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности имеются 588 действующих лицензии МЧС России, из них: деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры по тушению лесных пожаров - 103; деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений 485 [7]. В 2019 году сотрудниками управления надзорной деятельности по поручениям УНД ПРЦ МЧС России проведены проверки 57 соискателей лицензии.

Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан предоставляет услуги - организация контроля за особо важными объектами, организация надзора за пожарной безопасностью на транспорте и за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности. В 2019 году было проведено 12 плановых проверок лицензиатов, по результатам проверок возбуждено 8 административных дел. Всего за 2019 год: в отношении физических лиц возбуждено 69 дел; в отношении юридических лиц возбуждено 30 дел [7].

Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Башкортостан» оказывает услуги: 1) прием, обработка и переадресация вызовов, поступающих на единый телефонный номер «112» и обеспечение вызова экстренных служб [7]; 2) координация совместной деятельности дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти РБ, федеральных и территориальных органов исполнительной власти, единых дежурно-диспетчерских служб городов и районов; 3) оперативное управление дежурными силами и средствами подразделений пожарной охраны»; 4) информирование и оповещение населения с отображением информации ОКСИОН о чрезвычайных ситуациях [1].

Федеральное государственное учреждение «Приволжский региональный поисково-спасательный отряд» МЧС России оказывает услугу «Организация проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [6].

Психологическая служба ГУ МЧС России по Республике Башкортостан предоставляет услуги: психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России; оказание экстренной психологической помощи при работе в зоне бедствия.

ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Башкортостан» предоставляет услуги в области пожарной безопасности: 1) испытания систем обеспечения ПБ объектов;

2) испытания пенообразователей для тушения пожаров, испытания веществ и материалов для определения показателей пожарной опасности твердых веществ и материалов (за 2019 год Испытательным центром проведены испытания 28 веществ и материалов, из них в целях сертификации в области пожарной безопасности - 11, проведены испытания 195 проб пенообразователя;

3) исследования и экспертиза пожаров: за 2019 год осуществлено 182 выезда на исследование пожаров, подготовлено 212 пожарно-технических заключений; исследовано 428 вещественных доказательств, изъятых с мест пожаров; 13 исследований по металлографии; 35 исследования рентген. Общее количество исследованных пожаров составляет - 334 [7]. В рамках уголовных дел выполнены: 73 судебные пожарно-техниче-ские экспертизы, в рамках административного расследования проведено 111 экспертиз, 7 экспертиз в рамках гражданского дела, всего выполнено 191 экспертиз [9].

Подразделения федеральной противопожарной службы предоставляют услуги: тушение пожаров; организация аварийно-спасательных работ. В 2015 году подразделениями ФПС потушено с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания 746 пожаров, при проведении аварийно-спасательных

работ спасено 1581 человек, при тушении лесных пожаров из подразделений ФПС привлекалось 23 человека и 7 единиц техники [9, с. 66]. За 2019 год среднестатистические показатели времени предоставления услуг подразделениями ФПС республики следующие: среднее время сообщения о пожаре составило 2,7 мин.; среднее время прибытия пожарных подразделений составило 8,39 мин.; среднее время локализации пожара составило 7,27 мин.; среднее время ликвидации открытого горения составило 8,35 мин.; среднее время ликвидации последствий пожара составило 24,90 мин.; среднее время тушения пожара составило 15,62 мин.; среднее время прибытия пожарного подразделения в сельской местности составило 10,79 мин., в городах 5,98 мин., что не нарушает требований технического регламента. Состав подразделений федеральной противопожарной службы: Государственное Учреждение «Производственно-технический центр ФПС по РБ» (г. Уфа), ГУ «1 ОФПС по РБ (договорной)» (г. Уфа), ГУ «2 ОФПС по РБ» (г. Салават), ГУ «5 ОФПС по РБ (договорной)» (г. Уфа), ГУ «8 ОФПС по РБ (договорной)» (г. Нефтекамск), ГУ «9 ОФПС по РБ (договорной)» (г. Белебей), ГУ «37 ОФПС по РБ (договорной)» (п. Курасково, Уфимск. р-н), ГУ «11 ОФПС по РБ» (г. Кумертау), ГУ «12 ОФПС по РБ» (г. Туймазы), ГУ «14 ОФПС по РБ» (с. Толбазы, Аургазинский р-н), ГУ «15 ОФПС по РБ» (г. Баймак, Баймакский р-н), ГУ «16 ОФПС по РБ» (с. Чишмы, Чишминский р-н), ГУ «22 отряд федеральной противопожарной служ-

Рис. 1. Атлас предоставления федеральной государственной услуги «Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

бы по РБ» (г. Стерлитамак), ГУ «18 ОФПС по РБ» (с. Верхнеяркеево, Илишев. р-н), ГУ «26 ОФПС по РБ» (г. Бирск), ГУ «28 ОФПС по РБ» (г. Белорецк), ГУ «Специальное управление ФПС №103 МЧС России» (ЗАТО г. Межгорье). На рисунке 1 представлен атлас предоставления государственной услуги «Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» подразделениями федеральной противопожарной службы на территории Республики Башкортостан.

Федеральный информационный центр ОКСИОН по Республике Башкортостан» оказывает услуги [6, с. 111]:

- оперативное массовое информирование населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в режиме повседневной деятельности;

- оперативное информирование и своевременное гарантированное оповещение граждан о ЧС и угрозе террористических акций, о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба в режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации;

- информирование населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений, а также предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации;

- организация мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий;

- организация мониторинга за проведением мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности.

Ведомственная пожарная охрана оказывает услуги по тушению пожаров и организации аварийно-спасательных работ (ГУ «Ведомственная охрана Минфина России» филиал Отряд №92, ПГС ОАО «Сода»).

Перечислим государственные услуги Республики Башкортостан. Управление по ЧС и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве РБ предоставляет услуги: организация создания системы дистанционного обучения руководящего состава, пожарных, спасателей и населения для предупреждения и тушения пожаров; организация разработки атласа риска пожаров на территории Республики Башкортостан для органов исполнительной власти Республики Башкортостан; организация разработки ГИС «Пожарная безопасность» (информационная система оценки пожарной безопасности населенных пунктов).

Организацией предоставления услуг по обеспечению пожарной безопасности также занимаются: Правительственная комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Республики Башкортостан; Региональный информационный центр ОКСИОН по РБ; Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РБ; ГБУ «Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты РБ», ГУП «Спецпредприятие Управления по РБ», Государственное учреждение «Отряд противопожарной службы РБ - 33» (Караидельский район, с. Караидель), Западно-Уральская авиабаза Республики Башкортостан (г. Стерлитамак), Информационный вестник ГУ МЧС России по РБ «Спасатель Башкортостана».

ГУП НИИ «Безопасность жизнедеятельности человека» предоставляет услуги: организация создания и реализации научно-технической продукции в области обеспечения пожарной безопасности.

Государственное бюджетное учреждение «Аварийно-спасательная служба Республики Башкортостан» (6 зональных поисково-спасательных отрядов, 7 постов противопожарной службы, оперативно-диспетчерская группа, рейдовая группа, учебный пункт) оказывает услуги: организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; эвакуация пострадавших; оказание первой помощи пострадавшим и их жизнеобеспечение в зонах ЧС [10, с. 111].

ГБОУ «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан» (ГБОУ УМЦ по ГОЧС РБ) оказывает услуги: организация повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и БТП РСЧС (ежегодно до 3,5 тыс. человек, на бюджетной основе); организация подготовки и повышения квалификации преподавателей ОБЖ и БЖД в области защиты от ЧС; организация подготовки и переподготовки спасателей и спасателей-общественников; проведение занятий со студентами вузов и кадетами.

Общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана Республики Башкортостан» оказывает услуги по тушению пожаров и организации аварийно-спасательных работ на всей территории республики.

Перечислим услуги, предоставляемые органами местного самоуправления Республики Башкортостан.

Служба гражданской защиты администрации муниципального образования Республики Башкортостан предоставляет услуги [10, с. 112]:

- услуги в сфере профилактических мероприятий в области пожарной безопасности: 1) организация контроля за состоянием мероприятий Республики Башкортостан жилого сектора, общежитий, гостиниц, неэкс-плуатируемых зданий различных форм собственности; 2) организация повышения ПБ объектов жилого сектора: организация оборудования зданий жилых домов устройствами защитного отключения электрооборудования; организация замены и ремонта внутридомовых электрических сетей; организация ремонта и очистки дымоходов; организация огнезащитной обработки де-

ревянных конструкций чердачных помещений объектов; 3) организация проведения режимно-профилак-тических мероприятий, направленных на безопасное пребывание людей в зданиях гостиниц, общежитий, школ-интернатов, домов ветеранов, детских домов; 4) организация комплексного обследования обеспечения индивидуальными спасательными устройствами зданий гостиниц, общежитий, школ-интернатов, домов ветеранов, детских домов; 5) организация контроля за состоянием систем противопожарного водопровода (водоснабжение);

- услуги в сфере подготовки населения и пропаганды в области ПБ: 1) организация совершенствования учебно-методической базы Учебно-консультационных пунктов на территории муниципального образования; 2) организация разработки, изготовления и тиражирования памяток для населения по действиям при пожаре, работе с первичными средствами пожаротушения; 3) организация подготовки учащейся молодежи (организация разработок учебно-методической, наглядной печатной продукции, пособий и обеспечение ими общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»; организация проведения школьных викторин, городских соревнований «Школа безопасности», «Юный спасатель и пожарный», а также по пожарно-спасательному прикладному спорту среди дружин юных пожарных; организация совершенствования противопожарной пропаганды-приобретение учебных фильмов, изготовление и размещение на основных магистралях городов панорамных щитов;

- услуги в сфере совершенствования пожарной безопасности предприятий, учреждений и организаций города: 1) организация проведения противопожарных мероприятий (монтаж и восстановление автоматической пожарной сигнализации, ремонт и восстановление внутреннего противопожарного водопровода, ремонт электропроводки, вынос щитовых из подвалов, ремонт кровель, установка распашных решеток на окнах, обработка огнезащитным составом конструкций и помещений, обеспечение индивидуальными спасательными устройствами, приведение в соответствие с нормами путей эвакуации) в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения и культуры; 2) организация проведения рейдов по проверке автотранспортных предприятий, открытых автостоянок на предмет обеспечения автотранспорта первичными средствами пожаротушения; 3) организация установки на фасадах зданий недостающих светоуказателей пожарных гидрантов; 4) организация проведения ремонта прибрежной полосы (пирс) для подъезда пожарной техники; 5) организация подготовки программного обеспечения и электронной карты города;

- услуга в сфере информационного обеспечения в области пожарной безопасности - опубликование средствами массовой информации по требованию Государственной противопожарной службы экстренной

информации, направленной на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Услуги в области обеспечения ПБ предоставляются и другими подразделениями ОМС: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ; координационный совет по охране труда и промышленной безопасности; единые дежурно-диспетчерские службы.

Муниципальная пожарная охрана оказывает услуги по тушению пожаров и организации аварийно-спасательных работ [10, с. 113]: МБУ «Управление пожарной охраны ГО г. Уфа РБ»; МБУ «Аварийно-спасательный отряд городского округа г. Стерлитамак РБ»; МУП Пожарная часть - 17 (г. Благовещенск) и др.

Частная пожарная охрана оказывает услуги по тушению пожаров и организации аварийно-спасательных работ (ООО Частное охранное предприятие «Энергия-безопасность» (г. Уфа); ООО «Защита» г. Стерлитамак) и др.

Потенциально, химически, пожароопасные организации, организации с массовым пребыванием людей и организации с количеством работающих 50 чел. и более, организации, независимо от форм собственности через свои структурные подразделения - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ организаций, дежурно-диспетчерские службы организаций, нештатные аварийно-спасательные формирования организаций - оказывают услуги по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Добровольная пожарная охрана оказывает услуги по тушению пожаров и организации аварийно-спасательных работ. Всего на территории РБ осуществляет деятельность 136 подразделений ДПО, за 2019 год подразделениями ДПО совершено 160 выездов, из них самостоятельно потушено 9 пожаров, принято участие в качестве дополнительных сил в тушении 150 пожаров [10, с. 113].

Услуги по страхованию ответственности перед третьими лицами в области пожарной безопасности предоставляются страховыми организациями (ООО «Росгосстрах-Аккорд» г. Уфа и др.).

Услуги общественных организаций в области обеспечения ПБ предоставляют: Башкирский республиканский Совет ветеранов МЧС России; Некоммерческая организация Фонд пожарной безопасности по РБ; Башкирское региональное отделение (БРО) Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»; БРО Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (43 подразделения пожарных команд, 83 подразделения ДПК по охране предприятий, 427 подразделений дружин, созданных на предприятиях); Башкирское добровольное пожарное общество.

Услуги по внедрению новейших технологий ПБ и коммерческое обслуживание: г. Уфа: ООО «Эко-Лайф-Уфа» (обслуживание терминальных комплексов ОКСИОН); ЗАО «Башкирское СРСУ противопожарных работ».

*

Литература

1. Федеральный закон от 27.07.2010 №472-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 27.12.2019 г. №250-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] (дата обращения: 31.05.2020).

2. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.06.2020).

3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 02.04.2020 г. №1101) // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/186620/ (дата обращения: 05.06.2020).

4. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 г. №958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (в ред. от 06.03.2015 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/55172604/ (дата обращения: 01.06.2020).

5. Постановление Госстандарта России от 28.06.1993 г. №163 «ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению» (в ред. от 17.10.2013) // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/179059/ (дата обращения: 01.06.2020).

6. Приказ МЧС России от 05.05.2008 №240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (в ред. от 29.07.2014) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.05.2020).

7. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Республики Башкортостан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 году» // Главное управление МЧС России по РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://02.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 21.06.2020).

8. Сакаева Э.З. Классификация услуг жизнеобеспечения региона / Э.З. Сакаева // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2011. - №6. - С. 33-36.

9. Сакаева Э.З. Система государственных, муниципальных и рыночных услуг жизнеобеспечения региона / Э.З. Сакаева // Вестник МГОУ Серия «Экономика». - 2012. - №1. - С. 60-67.

10. Сакаева Э.З. Классификация услуг в сфере пожарной безопасности региона (на примере Республики Башкортостан) / Э.З. Сакаева // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». - 2012. - №3. - С. 108-114.

Услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности предоставляют [10, с. 114]:

- ГОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет г. Уфа специальность «Пожарная безопасность»;

- ГОУ ВПО УГНТУ аспирантура по специальности «Пожарная и промышленная безопасность»;

- Институт дополнительного профессионального образования ГОУ ВПО УГНТУ (г. Уфа) по направлению 330400 - Пожарная безопасность;

- в учреждениях высшего и среднего профессионального образования кафедры по безопасности жизнедеятельности преподаватели дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

- в общеобразовательных учреждениях курс ОБЖ (БЖД);

- на предприятиях и в организациях по месту работы курс ПБ.

Подведя некоторые итоги, нужно подчеркнуть, что классификация услуг в сфере пожарной безопасности региона важна с позиций обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности и минимизации потерь вследствие пожаров для населения, территорий и конкретных объектов. Необходимость комплексного развития данных услуг позволяет говорить о том, что организацию данных услуг целесообразно осуществлять с позиций кла-

стерного подхода. В каждом поселении, муниципальном районе, городском округе должен быть свой кластер услуг безопасности, либо созданы условия для доступа к подобному кластеру близлежащих населенных пунктов. Если мы хотим сократить число погибших и пострадавших людей при пожарах, уменьшить материальный и экологический ущерб, то региональная и местная власти должны заботиться о формировании и развитии кластера услуг пожарной безопасности. Наличие таких кластеров в муниципальных образованиях невозможно без решения множества теоретических и прикладных задач. А именно: какие должны быть созданы условия для граждан, чтобы объекты жилого фонда были оснащены системами пожарной автоматики; каким должно быть управление финансовыми и материальными ресурсами для целей развития системы добровольных пожарно-спасательных подразделений; какой должна быть система планирования и использования инвестиций для защищенности объектов с высоким уровнем пожарной опасности, критически важных (потенциально опасных) объектов, объектов с массовым пребыванием людей, включая маломобильные группы населения, в том числе на транспорте, объектах образования, в удаленной и сельской местности, чтобы кластеры услуг пожарной безопасности получили развитие как можно в большом количестве населенных пунктов субъекта Федерации.

References

1. Federal'nyi zakon ot 27.07.2010 472-FZ "Ob organizatsii predostavleniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug" (v red. ot 27.12.2019 g. 250-FZ). SPS Konsul'tantPlius.

2. Federal'nyi zakon "O pozharnoi bezopasnosti" ot 21.12.1994 g. 69-FZ (v red. ot 27.12.2019 g.). SPS Konsul'tantPlius.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2003 g. 794 "O edinoi gosudarstvennoi sisteme preduprezhdeniia i likvidatsii chrezvychainykh situatsii" (v red. ot 02.04.2020 g. 1101). Informatsionno-pravovoi portal "Garant". Retrieved from http://base.garant.ru/186620/

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.11.2011 g. 958 "O sisteme obespecheniia vyzova ekstrennykh operativnykh sluzhb po edinomu nomeru "112" (v red. ot 06.03.2015 g.). Informatsionno-pravovoi portal "Garant". Retrieved from http://base.garant.ru/55172604/

5. Postanovlenie Gosstandarta Rossii ot 28.06.1993 g. 163 "OK 002-93 Obshcherossiiskii klassifikator uslug naseleniiu" (v red. ot 17.10.2013). Informatsionno-pravovoi portal "Garant". Retrieved from http://base.garant. ru/179059/

6. Prikaz MChS Rossii ot 05.05.2008 240 "Ob utverzhdenii Poriadka privlecheniia sil i sredstv podrazdelenii pozharnoi okhrany, garnizonov pozharnoi okhrany dlia tusheniia pozharov i provedeniia avariino-spasatel'nykh rabot" (v red. ot 29.07.2014). SPS Konsul'tantPlius.

7. Gosudarstvennyi doklad "O sostoianii zashchity naseleniia i territorii Respubliki Bashkortostan ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera v 2011 godu". Glavnoe upravlenie MChS Rossii po RB. Retrieved from https://02.mchs.gov.ru/

8. Sakaeva, E. Z. (2011). Klassifikatsiia uslug zhizneobespecheniia regiona. Ekonomika i upravlenie, 6, 33-36.

9. Sakaeva, E. Z. (2012). Sistema gosudarstvennykh, munitsipal'nykh i rynochnykh uslug zhizneobespecheniia regiona. Bulletin of the Moscow State Region University, 1, 60-67.

10. Sakaeva, E. Z. (2012). Klassifikatsiia uslug v sfere pozharnoi bezopasnosti regiona (na primere Respubliki Bashkortostan). Bulletin of the Moscow State Region University, 3, 108-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.